Чем освежить картину маслом
Как ухаживать за картиной, написанной масляными красками на холсте
Необходимо знать несколько правил содержания картин, написанных маслом.
Живописная картина, вышедшая из-под кисти мастера, с годами становится все ценнее. Она— настоящее украшение гостиной, офиса, галереи. Несомненно, картины маслом на холсте являются наилучшим украшением для интерьера и лидируют по популярности среди других техник живописи.
Сохранение живописи – это задача, которую предстоит решать на протяжении всей «жизни» картины. Чтобы даже спустя десятилетия творение художника радовало глаза и грело душу, нужно соблюдать требования к его хранению:
Если вы купили картину маслом на холсте, параметры ухода за ней будут варьироваться в зависимости от возраста.
1. Картины младше полугода, как дети, нуждаются в солнечном свете и свежем воздухе. При регулярном проветривании помещения, в котором висит картина, масляные краски быстрее высохнут.
Окончательное засыхание и затвердевание красок происходит только на втором году жизни картины. В этот период ее нужно оберегать от влажности и перепадов температуры. Прямое попадание солнечных лучей нежелательно, от этого краски могут потемнеть.
2. Если картина достаточно молода, то есть ей меньше года, это значит, что она еще полностью не высохла. ведь полное время высыхания масляных красок — до двух лет. Значит, для лучшего равномерного и правильного затвердевания масляно-красочного слоя необходимо, чтобы картина висела в хорошо освещенном, часто проветриваемом теплом месте.
3. Картины на холсте старше года рекомендуется покрывать специальным художественным лаком. Лак защищает краски, особенно это важно в помещении где курят.
4. Обязательно защитите картину от пыли, заклеив заднюю стенку картоном или «крафтом» (специальной бумагой).
5. Самым лучшим вариантом очистки будет аккуратное протирание бархатной или фланелевой подушечкой или рукавичкой с лицевой стороны и также с оборотной. Пыль, жир, копоть, следы мух постепенно загрязнят картину, если не ухаживать за ней постоянно.
6. Избегать попадания на картину прямых солнечных лучей, от которых краска, изготавливаемая на основе льняного или другого масла растительного происхождения, может потемнеть. А восстанавливать первоначальный блеск красок вообще не стоит, так как благородная матовость предпочтительнее, она свидетельствует о возрасте и даже ценности художественного произведения.
7. Картину не следует вешать там, где она подвержена тепловому действию обычных ламп накаливания.
Лучше расположить её под рассеянным солнечным светом или под мягкой энергосберегающей лампой, которая практически не нагревается (потрогайте лампу рукой во время освещения, если руку не обжигает, значит, выбор верный).
8. Перепады температуры и влажности плохо влияют на качество и сохранность картины, написанной маслом.
9. Нельзя вешать на кухне рядом с плитой, а также размещать в непосредственной близости от нагревательных приборов. В противном случае на полотне начнут появляться микротрещины.
10. Не вешайте картину там, где не бывает постоянного температурно-влажностного режима.
11. Картина будет висеть ровно, если вместо одного крепления используете два (веревку можно заменить металлической проволокой). При необходимости зайдите в багетную мастерскую и купить две подвеса с куском металлической проволоки нужного размера. Или отдайте картину в багетную мастерскую, чтобы сделали подвесы.
НЕОБХОДИМО:
+ регулярное очищение картины. При этом, если картина имеет фактурные выпуклые мазки, то тканевая салфетка не подойдет: ее частички зацепятся за края выступающей краски. Здесь подойдет перьевая щетка, бархатная рукавичка, фланелька.
+ более тщательное очищение, если простую воду заменить на мыльную пену. ВАЖНО — мыло не должно содержать щелочи, т.е. быть Детским. Обычный мыльный раствор лучше всего удаляет жирные пятна с картин на холсте.
+ не забывайте убирать пыль с изнанки картины! Один раз в год или два сделайте капитальное очищение картины под рамой. Для этого положтите ее на пол, отвинтите щурупы на креплениях рамы. Снимите раму. Протрите салфеткой запыленные места от грязи. Оденьте раму.
+ и не забывайте освежать рамку! Потускневшие позолоченные рамы заблестят как новые, если протереть их фланелью, смоченной в слабом спиртовом растворе.
НЕЛЬЗЯ:
— трогать поверхность картины руками
— размещать живопись над приборами отопления, над кухонной плитой и под кондиционером
— использовать воду для очищения картины, в т.ч. для изнаночной стороны. Влага для картины противопоказана!
— стирать пыль с картины той же тряпкой, которой вытирают мебель и раму картины
Как ухаживать за картинами.
Картины — очень хрупкие и нежные предметы. Они нуждаются в особом уходе, который обеспечит им целостность и долговечность.
Ведь краски на холсте, как и на любой другой ткани, имеют, к сожалению, свойство со временем блёкнуть. Также картины, написанные на холсте, могут потерять упругость.
Как же продлить срок службы картин?
Приобретая картину, необходимо знать, как правильно ухаживать за ней, чтобы она радовала вас долгие годы.
Если вы решили купить картину маслом на холсте, параметры ухода за ней будут варьироваться в зависимости от возраста.
Картины младше полугода, как дети, нуждаются в солнечном свете и свежем воздухе. При регулярном проветривании помещения, в котором висит картина, масляные краски быстрее высохнут.
Окончательное засыхание и затвердевание красок происходит только на втором году жизни картины. В этот период ее нужно оберегать от влажности и перепадов температуры. Прямое попадание солнечных лучей уже нежелательно, от этого краски могут потемнеть.
Картины на холсте маслом нельзя вешать на кухне рядом с плитой, а также размещать в непосредственной близости от нагревательных приборов. В противном случае на полотне начнут появляться микротрещины.
Картины на холсте старше года рекомендуется покрывать специальным художественным лаком.
Чистка картин на холсте
Картины маслом на холсте нуждаются в периодической чистке, которая не ограничивается банальным протиранием пыли.
При работе с масляными картинами, как новыми, так и старинными, категорически нельзя использовать мыло, бензин, спирт и скипидар.
Если картина маслом на холсте имеет трещины – воду использовать нельзя.
А теперь пару слов о чистящих средствах.
Если вы хотите купить картину маслом на холсте, вам следует знать, что лучшим средством для очистки является терпентиновое масло. Им можно удалить почти все возможные загрязнения.
Но, терпентин это растворитель, поэтому сначала протестируйте краски, для этого необходимо нанести его на краешек холста и подождать реакции.
Если все в порядке – тогда нужно подложить пачку старых газет или журналов под картину, сняв раму. Затем, аккуратно протираем картину маслом на холсте ватным диском, смоченным чистящим средством.
Здесь нужно быть осторожным и следить, чтобы на вате не появились следы краски, фиолетовая и черная особенно склонна стираться. Если вы заметили следы – прекращайте процедуру и промойте картину водой.
Для того чтобы очистить картину от пыли достаточно будет обычной, слегка подогретой воды. В этом случае, чистку надо производить быстро, а после завершения протереть полотно тканью.
Второе по популярности средство – обычный мыльный раствор, он лучше всего удаляет жирные пятна с картин на холсте(хотя есть художники, выступающие против этого.-коммент. авт).
Итак, основные правила по уходу за картиной, написанной маслом:
Картины на холсте нередко удивляют своих владельцев тем, что перестают висеть ровно без видимой причины. Для того чтобы полотно оставалось на нужном месте, я советую закрепить проволоку или веревку в двух местах на подрамнике. Проволока все же предпочтительнее, она обеспечивает самую надежную фиксацию.
Также, стоит применять не одно крепления, а два. Если к картине маслом на холсте приклеить по краям изнанки полоски резины, то трение со стеной будет сильнее, благодаря чему, она не будет менять свое положение.
Пара хитростей, касающихся размещения полотен. С их помощью ваше новое приобретение будет смотреться гораздо красивее и эффектнее.
Так, верхнюю часть картины на холсте можно немного наклонить вперед. Также, не стоит забывать об освещении. Впечатление, производимое картиной, сильно зависит от того, как на нее падает свет.
Кроме того, размещая полотно на стене, постарайтесь сделать так, чтобы центр композиции находился на уровне глаз человека.
Текст написан по материалам взятым из инета. Так же по теме ухода есть статья на ЯМ
Как хранить живопись и ухаживать за ней
Как правильно хранить живопись маслом, чтобы продлить ей жизнь, знают далеко не все. Влияние многих внешних факторов может подпортить вид или совсем уничтожить произведение искусства.
Чтобы полотно не потеряло свежесть и яркость красок, хранить картины, написанные маслом, необходимо в оптимальной среде. Но в домашних условиях, которые зачастую не являются подходящими, поддержание необходимого микроклимата представляет собой сложность.
Понимание, как хранить картины дома, возможно только после изучения всех тонкостей данного процесса. В первую очередь, перед тем, как вешать живописное полотно на стену, важно знать его возраст.
Поскольку красочному слою необходимо год или больше для полной полимеризации, «молодые» картины нуждаются в свежем воздухе и солнечном свете. После истекания срока затвердевания красок, масляная живопись покрывается специальным лаком.
Важно не упустить этот момент, ведь слой покрывного лака повышает устойчивость художественного произведения к механическим повреждениям.
Во избежание необходимости реставрации, условия хранения картин в квартире должны соответствовать следующим простым правилам.
Если вы используете увлажнитель воздуха, не допускайте, чтобы он работал круглосуточно (особенно на максимальном режиме). Избегайте постоянных сквозняков, но в то же время и затхлости воздуха в помещении.
Исходя из вышеуказанного, где хранить картину точно не стоит, так это возле отопительных приборов или кондиционеров.
Если помещение очень солнечное, лучше переместить картину в другое место или хотя бы накрыть окна тюлевыми занавесками. Если речь идет об искусственных источниках освещения, помните – лампа накаливания (100 Вт) или люминесцентная (20 Вт) должны находится на расстоянии не менее 1 метра от картины.
Чем выше мощность лампы, тем дальше нужно ее размещать от полотна. Помимо чрезмерного освещения, для художественных работ опасна и темнота. Она способствует пожелтению красочного слоя картин (особенно свежих). Также при отсутствии света быстрее заводятся различные микроорганизмы.
Если нет возможности держать картину в другом виде, тубус лучше замотать герметично пленкой и периодически (раз в полгода) проверять ее состояние.
Если речь идет о ценных произведениях искусства, картинные рамы со стеклом могут быть использованы, но расстояние между стеклом и полотном должно быть не менее 6 мм. Также картину перед этим необходимо покрыть художественным лаком, если это не было сделано ранее.
Так как синтетические материалы не пропускают воздух, в них не стоит держать художественные работы.
Помимо правильного хранения, очень важно уметь ухаживать за масляной живописью. Постоянный уход за картинами играет значительную роль в их сохранности.
Не дожидаясь, пока полотно покроется пылью и грязью, живописную и обратную его сторону необходимо периодически очищать (например, раз в две недели).
При очистке красочного слоя нужна особая осторожность. Протирать его необходимо едва касаясь, избегать нажатий. Для этого лучше использовать мягкий флейц, бархатную или фланелевую ткань, которые достаточно хорошо впитывают пыль.
Движения лучше делать в одном направлении (как вариант, только слева направо). Что касается разнообразных щеток, перовок и других приспособлений для удаления пыли – для картин маслом они не подходят. Данные инструменты больше рассеивают пыль, нежели собирают ее, и к тому же могут повредить поверхность полотна.
Говоря о том, как ухаживать за картиной на холсте без ущерба для произведения, стоит упомянуть о вреде использования влажных тряпок/губок. Их применение может безвозвратно испортить полотно. Незначительные загрязнения конечно можно попытаться удалить с помощью тампона, смоченного в воде или в мыльном растворе (только не используйте щелочное мыло).
Но я бы не рекомендовала этого делать, ведь в красочном слое могут быть незаметные трещины, куда может проникнуть влага. Если картина очень загрязнилась, однозначно не стоит пытаться самостоятельно ее очистить. Провести основательную чистку может только реставратор. Только он владеет необходимыми навыками и материалами, которые не повредят шедевр.
После чистки, с целью освежения цвета, на поверхность красочного слоя можно нанести небольшое количество макового или льняного масла. Аккуратно и тщательно растерев, излишки масла необходимо убрать с помощью чистой тряпочки.
В случае провисания холста (появления неровностей и складок), старайтесь не мочить его обратную сторону. Временно такая процедура может и позволит вернуть прежнюю его форму, но со временем это грозит отслоением и осыпанием грунта.
Вешать картину лучше на два крепления одновременно. Так она будет висеть ровнее и надежней, а вероятность перекоса рамы в разы уменьшается.
Частые вопросы
Какая оптимальная температура для хранения картин маслом?
Понимание при какой температуре нужно хранить живопись – одно из самых важных составных в процессе хранения художественных работ. В помещении, где находится картина, написанная маслом, должно быть ни слишком жарко, ни холодно. Я рекомендую поддерживать температурный режим в пределах 18-22 ℃.
Как чистить картину маслом на холсте от копоти и сажи в домашних условиях?
Если вы не хотите испортить картину, не стоит делать это самостоятельно. Удаление сажи и копоти на художественных работах – дело очень кропотливое и требует особых навыков. Доверьте это дело реставратору.
Можно ли чистить масляную живопись от пили с помощью пылесоса?
Картины, написанные маслом, не стоит пылесосить (разве что в пространстве между холстом и подрамником, и то на слабом режиме).
Можно ли убрать загрязнения на картине маслом с помощью скипидара?
Если картина не покрыта лаком и ей больше 1,5 года, можно попробовать убрать незначительные загрязнения с помощью скипидара (в нем должен быть терпентин в достаточном количестве). Но делать это нужно предельно осторожно.
Для начала нанесите небольшое количество жидкости на ватный тампон и сделайте пробу в незаметном на картине месте для определения прочности красочного слоя (не останется ли на тампоне след от красок).
Но если вы не уверены в безопасности использования того или иного средства, лучше не рисковать, ведь испортить полотно очень просто.
Правила и тонкости процесса реставрации картин
Картины знаменитых художников обладают высокой исторической и культурной ценностью. Однако все полотна, независимо от года их написания и автора, имеют свойство портиться со временем — холсты становятся ветхими, краски блекнут, основа теряет форму. Все эти недостатки не только портят внешний вид картины, но и грозят полной утратой ценности шедевра. Поэтому реставрация картин является актуальной темой как для владельцев полотен, созданных известными мастерами, как и для тех, кому картины достались по наследству от родственника-художника.
Процесс реставрации картины
Чистка
Наиболее распространенными дефектами картин, приобретаемыми со временем, являются:
Восстановление картин является занятием, требующим не только специальных знаний и навыков, но и соответствующего инвентаря. Наиболее распространенной проблемой, связанной с состоянием картины, является загрязнение. Так, полотно может покрываться неэстетичными жирными пятнами, припадать толстым слоем пыли и т. д. Существуют способы, позволяющие справиться с загрязнением картины:
1) Для чистки картины, написанной маслом, следует подготовить широкую кисть с мягким ворсом. Но прежде всего следует приступить к чистке обратной стороны картины. Для этого полотно следует вытащить из рамы и аккуратно уложить на чистую поверхность. Затем нужно включить пылесос и деликатно удалить с его помощью пыль с картины. Если картина покрыта лаком, то для чистки внешнего слоя нужно подготовить щадящий растворитель (перед использованием его рекомендуется протестировать — достаточно нанести его небольшое количество на угол полотна). Затем следует взять ватные палочки и с их помощью тонко нанести растворитель на лак.
Если картина покрыта пылью, то для ее удаления также понадобятся ватные палочки и дистиллированная вода. Палочкой, смоченной в воде, следует деликатно пройтись по поверхности картины.
Жирные пятна с картины, написанной маслом, можно удалить с помощью геля для мытья посуды, разведенного водой. Полученным водным раствором следует пропитать тканевую салфетку и обработать ею поверхность картины.
2) Обновить масляную картину можно с помощью уксуса. Это средство нужно в одинаковых пропорциях соединить с водой, после чего пропитать раствором мягкую ткань, отжать ее и приступать к протиранию поверхности картины. Затем уксус нужно стереть влажной тканью, смоченной в чистой воде. После просушки картину рекомендуется покрыть лаком.
3) Следует испечь луковицу, растолочь ее и полученной кашицей почистить полотно. После лук рекомендуется смыть, а картину протереть взбитыми яичными белками.
4) Существует эффективный способ очистки картин своими руками, используемый китайскими мастерами. Для чистки полотна понадобится кисть и известковая вода. Кисть следует смочить водой, после чего пройтись ею по поверхности полотна. Далее таким же образом нужно помыть картину чистой водой.
Важно: картины, написанные маслом, ни в коем случае нельзя чистить скипидаром, мылом, бензином и спиртом! Все эти средства могут повредить краски, тем самым испортив внешний вид картины!
Если картина написана карандашом, пастелью или тушью, то для ее чистки нельзя применять какие-либо чистящие средства. Чтобы обновить полотно, достаточно сдуть пыль с помощью фена.
Для очистки от грязи гравюры следует подготовить смесь, состоящую из 50 граммов углекислого аммиака и литра речной воды. Гравюру тем временем укладывают на ровной поверхности. Затем нужно взять широкую кисть и обмокнуть ее кончик в приготовленную смесь. После этого кистью следует обработать поверхность гравюры.
Картина до и после реставрации
Устранение других дефектов
Провисание холста — это распространенная проблема, с которой со временем сталкивается большинство владельцев картин. Как реставрировать картину с подобным дефектом:
Если владелец картины столкнулся с такой проблемой, как отслоение слоя краски, то ее также можно решить. Для восстановления красок понадобится осетровый клей и папиросная бумага. Для начала картину следует уложить на ровную поверхность. После этого нужно взять мягкую кисть и окунуть ее кончик в клей. Клей нужно нанести на места отслоения краски, при этом стараясь сделать так, чтобы он максимально заполнил трещину, тем самым подклеив ее и предупредив дальнейшую отслойку.
Остатки клея рекомендуется убрать папиросной бумагой: для этого ее нужно поочередно прижать к местам нанесения клея. На заклеенные места затем нужно приложить чистую бумагу и пригладить ее к полотну теплым утюгом. После можно приступать к удалению бумажной заклейки. Для этого следует взять кусочек ваты, пропитать его водой и постараться стереть бумажный слой. После новым кусочком ваты рекомендуется убрать излишки клея.
Важно: если на слое краски образовались большие трещины, то для введения клея в них можно воспользоваться медицинским шприцем!
Реставрация живописи также включает в себя перетяжку полотен. Эта работа требует аккуратности, иначе неумелое натяжение может спровоцировать такие проблемы:
Прежде чем приступить к работе, следует заняться выбором подрамника. Эта составляющая картины должны быть изготовлена из сухой древесины. Сам подрамник должен иметь скосы на лицевой стороне. Желательно, чтобы подрамник также регулировал степень натяжения полотна.
Для перетяжки картины, кроме нового подрамника, также понадобятся специальные щипцы. Сама работа состоит из таких этапов:
Такая техника перетяжки больше подходит для картин со стороной, размер которой не превышает двух-трех метров. Перетяжку крупногабаритных полотен рекомендуется доверить профессионалу.
Лакирование
Реставрация картин в большинстве случае требует нанесения на поверхность живописи лака. Лакирование — это прием, позволяющий не только обновить внешний вид картины, но и защитить ее от утраты яркости, отслоения краски и т. д. Кроме того, с лакированной поверхности проще удалять пыль и грязь. Прежде чем приступить к работе, следует правильно выбрать лак:
Если владелец картины решил покрыть холст лаком, то он должен знать о том, что новые произведения искусства не покрываются лаком в первый год после написания картины.
Прежде чем приступить к лакированию, поверхность работы следует очистить от пыли и загрязнений. Обезжиривание также представляет собой обязательный этап подготовки полотна к нанесению лака.
Как выполнять лакирование:
Реставрация полотен — это задача, требующая ответственного подхода. Если нет опыта восстановления картин в домашних условиях, то рекомендуется обратиться к мастеру-профессионалу. Неумелое обращение с произведениями искусства может привести к их безвозвратной порче.
Как хранить картины написанные маслом и ухаживать за ними.
Начну с того, что важно знать возраст картины. Дело в том, что масляная живопись очень долго сохнет (полимеризуется). Это происходит в течении 1-2х лет. Поэтому, если Ваша картина «молода» ей, как ребенку нужен солнечный свет и воздух. Поэтому упаковывать в непроницаемые упаковки или в рамы со стеклом свежие картины нельзя. Упаковка может создать эффект парника и красочный слой может отслоиться.
По прошествии 1-2х лет (зависит от техники и толщины красочного слоя), картины обычно покрывают специальным лаком для картин. Если вы купили «свежую» картину, то после 1-2х летнего срока Вы сможете это сделать сами (если есть навык тонкого нанесения лака) Если Вы в себе не уверены, обратитесь к художнику, который умеет это делать. Лаки бывают разные по составу и матовости и цене, описывать их в этой статье я не буду. Перед нанесением лака картину следует очистить от пыли и грязи. Лак тоже сохнет некоторое время, поэтому картине будет необходим воздух.
Как хранить живопись маслом.
Необходимо, чтобы на картины не попадал яркий прямой солнечный свет. От прямого цвета некоторые пигменты выцветают. Самый лучший свет – рассеянный. Так же можно применять специальную подсветку, лучше с лампами, которые не греются и не искажают цвета.
Картины без стекла нельзя держать на постоянном сквозняке, но при этом свежий воздух необходим.
Так же нельзя, чтобы на картину постоянно попадали брызги.
Дым сигарет, копоть, автомобильные газы усиливают загрязнения и приводят к необходимости реставрации.
Повседневный уход. Удаление пыли, грязи.
1) Сухая чистка. Если верхний слой картины стабилизирован (высох и неподвижен), то можно просто протирать сухой фланелью. Если картина на холсте натянутом на подрамник, нужно стараться не продавливать холст. Если основание жёсткое (оргалит, холст на картоне, холст на оргалите, доска, металл и пр.) То такие предосторожности не нужны.
2) Чистка водой. Перед чисткой нужно убедиться, что на картине нет трещин в красочном слое. Если трещины есть, то чистить этим способом нельзя. Удаляют более сильные загрязнения и жир. Можно использовать мягкую тряпочку (фланель) ватные диски и, если живопись рельефная, пастозная – мягкую зубную щетку для труднодоступных участков и с большой осторожностью, так как некоторые пигменты могут оказаться менее стойкими к истиранию. Тряпочку намочить и хорошо отжать, она должна быть влажной, а не мокрой.
3) Мыльный раствор. Если вода не помогла. В целом правила такие же, как для чистки водой. Кроме этого: раствор мыла должен быть не сильным, а мыло не щелочным. Вода должна быть теплой.
4) После чистки можно нанести каплю льняного или макового масла тщательно и аккуратно растерев его чистой тряпочкой, излишки так же аккуратно вытереть. Этот способ освежает цвета.
Чем нельзя чистить.
Во многих советах, которые выдает поисковик можно встретить способ чистить луком, картофелем, уксусом, скипидаром и пр. Это я Вам делать не рекомендую, Так как все эти способы разрушают пленку на поверхности и используют их именно в этих целях только в процессе создания картины, для сцепления красочных слоев в многослойных техниках.
Само-собой, нельзя использовать никакие отбеливатели, перекись, порошки, пятновыводители.
Что невозможно очистить.
Если картина старая и пожелтела, скорее всего, её писали смешивая пигмент на льняном масле. Это масло наиболее популярно и у старых мастеров и сегодня. Льняное масло с годами окисляется и придает живописи желтоватый «музейный» оттенок.
Если по прошествии десятилетий и столетий некоторые цвета изменяются, часто темнеют. Это связано химическим составом красок и их взаимодействием в некоторых комбинациях.
Если картина выцвела. Выцветают со временем ЛЮБЫЕ картины. Масляная живопись в этом отношении наиболее стойкая и этот дефект не самый быстрый во времени. Но тем не менее такое возможно.
Если Ваша картина нуждается в реставрации.
Обратитесь к специалисту-реставратору. Именно не просто художнику, а человеку, владеющему навыками реставратора живописи, т.к. это совершенно другая специальность, и не всякий художник Вам может помочь. И ни в коем случае не пытайтесь реставрировать сами, если Вам дорого произведение. Это может привести к плачевным и необратимым результатам.
Заключение.
Масляная живопись – одна из наиболее долговечных техник. Покрытая лаком картина долгие года и даже десятилетия может сохраняться в неизменном виде, поэтому является выгодным вложением средств.
Хочу написать простую истину: во всём важен здравый смысл! Применяя любые правила, не забывайте о своей собственной голове