Чем осветлить отработанное масло
Для чего нужна очистка отработки?
Ответ, казалось бы, очевиден! Очистка отработанного масла нужна для повторного использования. Да, это действительно так. Отработанное масло можно и, главное, нужно использовать вторично. Сфера повторного применения отработки весьма обширна, но особенно популярна в низко- и среднефорсированных двигателях внутреннего сгорания, а также в механизмах с гидравлическими устройствами, попросту говоря в гидравлике.
Очищая и повторно используя отработанные горюче-смазочные материалы, мы также способствуем улучшению экологической обстановки в каждом регионе. Не будем также забывать и о финансовой составляющей, о получаемой экономии в денежном эквиваленте.
А есть ли необходимое сырье для очистки
Я думаю, все согласятся, что очистить и повторно использовать отработку не только полезно, с точки зрения экологии, например, но и финансово выгодно. Не будем забывать, что стоимость нефтепродуктов с каждым годом только увеличивается.
Но сразу же возникает второй вопрос. А есть ли сырье? Достаточно ли его, чтобы очистка отработанных гсм была выгодна на достаточно длительную перспективу? Для тех, кто захочет заняться этим на коммерческой основе, можно констатировать – сырье есть!
Для примера, в одной только Российской Федерации в течение года скапливается от полутора до двух миллионов тонн различных отработанных горюче-смазочных материалов. При чем, вторичной переработке, в том числе и очистке, на сегодняшний день подвергаются всего лишь 14-16 процентов из них. В разных регионах цифры разнятся. В целом это составляет порядка 3,0-3,5% от общей доли потребляемого объема нефтепродуктов.
Так что для бизнеса это настоящая золотая жила. Всегда ли так будет? Как говорится, свято место пусто не бывает и важно успеть развиться пока есть свободная ниша.
Для примера, в странах Западной Европы собирают и повторно используют очищенное масло уже более 55% от первоначального потребления. Так что процесс идет. Причем во многих странах поддержка повторного использования отработанных нефтепродуктов осуществляется на законодательном уровне.
Также хотелось бы отметить тот факт, что очистка отработки позволяет получать более 80% продукта пригодного для повторного употребления. Имеется ввиду, что вы получите более 80% от общего количества продукта, подвергшегося очистке.
Где брать отработку
Вопрос, где взять отработку, в принципе также не актуален. В любом регионе есть масса автосервисов, где не знают,как избавиться от слитой отработки. Они еще вам приплачивать будут, если вы с них снимете эту головную боль. Дело в том, что утилизация нефтепродуктов дело очень непростое и достаточно затратное. Просто так вылить масло куда-то в канаву после замены не получится. Можно нарваться на большие неприятности. Закон строго стоит на защите экологии. А моторные масла входят в разряд особо опасных отходов, способных загрязнять окружающую среду.
Поэтому наладить сбор и очистку отработанного моторного масла проблемы не составит. Эти достаточно легко решаемые проблемы могут возникнуть у вас, если вы захотите заниматься очисткой на коммерческой основе.
Но ведь можно получить значительную выгоду и не занимаясь коммерцией. Двигатель вашего автомобиля также исправно требует замены масла. И ничто не мешает, с небольшими трудозатратами, повторно использовать слитую отработку. Причем это довольно просто. Остановимся на этом вопросе несколько подробнее. Он актуален для многих автовладельцев.
Вы заменили масло в двигателе, а дальше?
Смазка трущихся деталей в двигателе, облегчает его работу и увеличивает срок эксплуатации. Поэтому мы все знаем, что масло в двигателе нужно периодически менять. Меняться оно должно или после определенного пробега автомобиля или после определенного времени, прошедшего после предыдущей замены.
Последнее обычно актуально для «дачников», которые эксплуатируют автомобиль только в дачный сезон. Но, тем не менее, не будем забывать, что если масло залито в двигатель, следующая замена должна быть через определенный пробег или определенное время нахождения его в двигателе. Кстати, в канистре тоже. Масло имеет срок хранения.
А зачем, собственно, нужно его менять? Ведь на каждом двигателе стоит фильтр? Дело в том, что масляный фильтр предназначен только для очистки от механических примесей.
А в процессе эксплуатации, в моторном масле идет процесс накопления продуктов окисления, в первую очередь различные смолистые и сернистые соединения. Конечно же, помимо продуктов окисления накапливаются и различные механические включения. Это и нагар и стружка от трения деталей двигателя и так далее.
Как я уже говорил, на каждом двигателе стоит масляный фильтр, служащий для улавливания именно механических включений в смазке. Но и здесь он не панацея. В процессе эксплуатации фильтр постепенно забивается, хуже улавливает различные мелкие частички, а это уже дополнительный износ трущихся деталей.
Для улучшения эксплуатационных свойств масел производители добавляют в них различные дисперсные присадки. Это, несомненно, улучшает технические характеристики, но присадки также имеют свой ресурс. Поэтому в процессе эксплуатации двигателя сами присадки также становятся источником загрязнения.
В общем, выход один: покупать и менять масло в двигателе. А куда девать отработку? Конечно же, очищать и повторно использовать! Вопрос: как очистить?
Как очищать отработанные масла
В чем заключается процесс очищения отработанных нефтепродуктов? Для этого нужно удалить из отработки различные вредные примеси, такие как битумные накопления, продукты химического окисления, различные коллоидные вещества и так далее. В общем, все то вредное, что накопилось в процессе эксплуатации, в том числе и различные механические примеси, конечно.
В настоящее время разработано достаточно много технологий, в том числе и промышленных, позволяющих очистить отработанное масло. У каждой из них есть свои плюсы и минусы. Но главное, что такие технологии есть, и они уже апробированы. Какую технологию выбрать, дело вкуса.
Но любая технология предусматривает в первую очередь механическую очистку отработанного масла. Поэтому вам потребуется фильтр для механической очистки. Но, в начале, нужно:
В промышленных установках обычно используются все три ступени очистки. В домашних же условиях часто бывает достаточно физической и химической очистки масел, без применения дорогостоящих вакуумно-фракционных установок. Но все зависит от конечного продукта, который вы хотите получить и его дальнейшего использования.
Таким образом, очищать и повторно использовать отработанные нефтепродукты вполне возможно и нужно. Сам процесс очистки состоит из трех стадий: физическая, затем химическая и вакуумно-фракционная.
Конечный продукт очистки находит самое разное применение, в том числе в гидравлике, среднефорсированных двигателях и так далее. Для регенерации можно применять небольшие установки промышленного производства, выпуск которых уже налажен.
Видео: очистка отработанной солярки своими руками
Осветление отработанного масла: чем и зачем?
Создание и освоение высокоэффективных технологий – это неотъемлемое условие развития производства. Одной из них является осветление отработанного масла. Такие технологии должны по максимуму соответствовать требованиям ресурсо- и энергосбережения, а также экологической безопасности.
Рациональное использование нефтепродуктов соприкасается с целым рядок важнейших вопросов. Одним из них является ежегодное появление значительного количества нефте- и маслосодержащих отходов (отработанные масла, смазочно-охлаждающие жидкости, технические шламы и т.д.) и последующая проблема их утилизации.
Большими объемами отработанного сырья характеризуются моторные, компрессорные, индустриальные, трансмиссионные и трансформаторные масла. После удаления из технологического процесса отработанное масло или хранится в специально предназначенном для этого резервуаре или же сдается на регенерацию другим предприятиям.
Длительное хранение не является выгодным, поскольку с одной стороны со временем отработка занимает все больше и больше места, а с другой – не стоит забывать про пожарную и экологическую безопасность.
Основные способы
Рассмотрим наиболее часто применяемые на практике технологии, с помощью которых осуществляется осветление отработанного масла.
Отстаивание – это наиболее простой для реализации метод, поскольку предусматривает естественное осаждение вредных примесей под воздействием гравитационных сил. Длительность процесса существенно зависит от степени загрязнения масла.
Если после отстаивания так и не получен желаемый цвет, то рекомендуется использовать фильтрацию и центробежную очистку.
Фильтрация позволяет удалить механические примеси и смолистые соединения за счет пропускания отработанного масла через перегородки специальных фильтров. С целью повышения качества очистки может использоваться многоступенчатая фильтрация (грубая и тонкая).
Для осуществления центробежной очистки нужны центрифуги. Этот подход базируется на неоднородности смеси и позволяет разделить разные фракции масла. Центробежная очистка считается одним из наиболее эффективных методов удаления воды и механических примесей.
Если же после фильтрации и центрифугирования не удалось получить нужный цвет масла, то используют физико-химические методы: коагуляцию, адсорбционную, ионно-обменную или селективную очистку.
Коагуляция – это, по сути, искусственное укрупнение загрязняющих частиц, которое достигается за счет введения в отработанное масло специальных веществ – коагулянтов. Весь процесс длится 20-30 минут, после чего крупные примеси убираются из масла с помощью отстаивания, фильтрации или центрифугирования.
Адсорбционная очистка проводится с использованием свойств некоторых веществ природного (отбеливающие глины) и искусственного (силикагель) происхождения. Они задерживают загрязнения на наружной поверхности гранул и внутренней поверхности пронизывающих гранулы капилляров.
Ионно-обменная очистка – это замена загрязнений ионитами (ионно-обменными смолами). После перемешивания отработанного масла с ионитами в пространственной решетке происходит замена подвижных ионитов на ионы загрязнений. Ионно-обменная очистка позволяет удалить кислотные вещества, но никак не воздействует на смолистые.
Селективная очистка – это избирательное воздействие на нежелательные компоненты масла. В качестве растворителя может использоваться, например, фенол или фурфурол.
Существуют также и химические методы осветления отработанного масла. Они обеспечивают более глубокую очистку, но являются технически сложными для реализации и достаточно дорогими.
Осветление отработанного масла с помощью установки УВР
Существует определенная шкала, позволяющая по цветовым оттенкам определить текущее состояние жидкой изоляции. Да, выводы должны быть подкреплены результатами лабораторных исследований и анализов. Но тем не менее. Кроме того, цвет трансформаторного масла – это его товарный вид.
Компания GlobeCore разработала и выпускает установки типа УВР, с помощью которых можно осветлять, очищать и восстанавливать не только трансформаторные масла, но и другие нефтепродукты: печное и дизельное топлива, индустриальное, трансмиссионное и турбинное масло. Данное оборудование позволяет удалить соединения сероводорода и непредельные углеводороды, снизить содержание серы и парафинов.
За счет применения автоматического и полуавтоматического режимов существенно сокращаются затраты ручного труда (оператор не должен все время находиться возле оборудования). Установка УВР универсальна и экономна. Выходной продукт имеет товарный вид и по большинству параметров соответствует существующим требованиям, что позволяет продолжить его использование по прямому назначению.
способ очистки отработанных масел экстракцией растворителями
Сейчас на пике популярности «полезные» стартапы, т.е. те, что, помимо прибыли своему хозяину, приносят еще и пользу окружающей среде. К такому виду деятельности можно смело отнести переработку отработанных масел. И открыть мини завод по переработке отработанных масел в России сможет любой желающий, поскольку здесь не потребуется от организатора наличия специфических знаний. Бизнес хорош еще и тем, что государство сегодня всячески поощряет подобные начинания путем субсидий и ссуд с меньшими процентами. Но для получения особых условия необходимо предоставить в комитет проработанный бизнес-план.
Стартовые инвестиции – от 1000000 руб.
Насыщенность рынка – низкая.
Сложность открытия бизнеса – 5/10.
Переработка отработанного масла как бизнес буквально обречена на успех.
Где доставать сырье?
Отработанное масло – синтетическое масло, содержащее в своем составе физические и/или химические примеси, которые делают невозможным дальнейшее использование вещества по назначению.
На территории нашей страны действует ГОСТ 21046-86, где определены общие правила, согласно которым масла можно считать отработанными.
К отработанным можно отнести следующие переработанные технические жидкости:
«Поставщиков» отработанного масла множество – начиная частными автовладельцами и заканчивая промышленными комплексами и электростанциями, использующие органические вещества в качестве топлива.
Организовывая бизнес, можно пойти несколькими путями – бесплатный прием отработанного масла от всех желающих либо его покупка у поставщиков. В первом случае не предвидится никаких трат, максимум – на доставку сырья. Но вряд ли оптовые партии масла сторонние предприятия будут отдавать бесплатно, поэтому покупка отработанного моторного масла у них потребует несколько больших вложений.
Где брать отработку
Вопрос, где взять отработку, в принципе также не актуален. В любом регионе есть масса автосервисов, где не знают,как избавиться от слитой отработки. Они еще вам приплачивать будут, если вы с них снимете эту головную боль. Дело в том, что утилизация нефтепродуктов дело очень непростое и достаточно затратное. Просто так вылить масло куда-то в канаву после замены не получится. Можно нарваться на большие неприятности. Закон строго стоит на защите экологии. А моторные масла входят в разряд особо опасных отходов, способных загрязнять окружающую среду.
Поэтому наладить сбор и очистку отработанного моторного масла проблемы не составит. Эти достаточно легко решаемые проблемы могут возникнуть у вас, если вы захотите заниматься очисткой на коммерческой основе.
Но ведь можно получить значительную выгоду и не занимаясь коммерцией. Двигатель вашего автомобиля также исправно требует замены масла. И ничто не мешает, с небольшими трудозатратами, повторно использовать слитую отработку. Причем это довольно просто. Остановимся на этом вопросе несколько подробнее. Он актуален для многих автовладельцев.
Возможные методы переработки
Вообще, можно выделить несколько технологий очистки масла:
Чтобы в цехе осуществлялась переработка отработанных масел в топливо высокого качества, лучше продумать технологию регенерации, основанную на фильтрации и воздействии на сырье специальными реагентами. Метод этот, пусть и более дорогой в реализации, зато наиболее эффективный, поскольку позволяет получить продукт, который можно в дальнейшем реализовать по высокой стоимости, а значит – цена отработки и оборудования здесь окупится гораздо быстрее.
Способы переработки моторных масел
Первая задача завода, который должен собирать и утилизировать отработанные смазочные материалы — убрать из состава все загрязнители и примеси. Только после этого масло можно использовать повторно. Иногда для очистки достаточно провести только физическую фильтрацию. Если после этого состав остаётся грязным, подключают также методы химической очистки.
Переработка отработанных автомобильных масел требует применения специального оборудования. Чем чище получается в итоге составе, тем шире окажется сфера его нового использования.
Восстановление для повторной эксплуатации
Переработка моторного масла важна, потому, что очищенный смазочный материал можно использовать повторно. Обычно его заливают в среднефорсированные двигатели внутреннего сгорания и используют при умеренных нагрузках. Восстановленное масло подходит для заливки в:
Переработанное машинное масло применяют в ходе консервации техники, во время укладки асфальта и в качестве пластичных смазок.
Чтобы моторное масло стало пригодным для повторного использования, его нужно очистить от химического осадка, от битумных отложений, коллоидных осадков и других посторонних веществ, отложившихся в виде примесей.
Процесс восстановления проходит в несколько этапов. Первый из них — удаление из загрязнённой жидкости воды. После того, как дегидрация успешно завершена, можно переходить к следующей стадии — очистке масла от механических осадков. Затем остаётся провести микрофильтрацию, в ходе которой из смазки убирают все мелкодисперсные частицы. Получается очищенный состав, пригодный для повторного использования.
Технический крекинг
Этот метод позволяет избежать утилизации отработанного масла и даёт возможность использовать его повторно. Суть крекинга заключается в удалении из масла воды и бензина. Полученная смесь некоторое время отстаивается, а из нее выделяют чистые водные молекулы, а затем обрабатывают в термическом крекинг-котле.
При нагревании состав делят на фракции. Парообразный состав удается собрать в форме конденсата. Тяжёлую же фракцию, которая остаётся жидкой, обрабатывают антиоксидантом. Это делает ее пригодной для повторного применения.
Физический метод (фильтрация)
Эта методика основана на удалении попавших в топливо смолистых примесей и твердых частиц. Чтобы очистить жидкость, ее пропускают через сетчатый или пористый фильтр. После такой перегонки масло становится чистым и уже подходит для повторного использования.
Фильтры для смазочных материалов изготавливают из материалов: от бумаги и ткани до металлической или пластиковой сетки. При этом в промышленности стал популярным метод, предусматривающий две степени очистки. Масло сначала пропускают через грубый механический фильтр, а уже после этого переходят к тонкой фильтрации.
Химический метод (взаимодействие с химическими реагентами)
Этот подход подразумевает, что переработка проводится с использованием специальных реагентов. Они взаимодействуют с загрязнителями маслянистой среды и уничтожают их. В качестве реагентов обычно применяют:
Популярность в последние годы приобрело гидрогенизированное масло. Оно сохраняет исключительные смазочные свойства даже после переработки и отличается высокой степенью чистоты.
Физико-химические методы
К этой группе относятся наиболее распространенные способы очистки отработанного моторного масла. Среди них:
Одной из разновидностей адсорбционной обработки является ионно-обменное очищение старых смазочных материалов. Оно особенно активно применяется в последние годы.
Адсорбционная очистка
Адсорбционная очистка — это обработка масла, прошедшего отработку, натуральными веществами (например, глиной). В ходе очистки используется природная способность некоторых материалов удерживать на поверхности молекулы и частицы загрязнителей, попавших в машинное масло.
Адсорбенты могут использовать, как фильтры (смазочные материалы пропускаются через них). При другом подходе масло смешивается с очищающим составом. Наиболее эффективным считают использование движущегося слоя адсорбента, однако такая методика требует применения сложного оборудования.
Коагуляция масел
Этот процесс также предполагает применение коагулянтов. Они укрупняют частицы загрязнителей, содержащиеся в переработанном масле. Выдерживать старый смазочный материал в растворе следует около 20-30 минут, после этого мусор можно доставать из состава.
Ионно-обменное очищение
Ионно-обменные смолы, применяемые в ходе этого процесса имеют особое свойство. Они могут удерживать загрязнители, содержащиеся в моторном масле. Это позволяет перерабатывать старые смазочные материалы, однако в ходе такой очистки убираются только кислотные загрязнители. Убрать с помощью ионитов смолистые примеси не удастся.
Техническое оснащение цеха
Установка по переработке отработанного масла
Несмотря на новизну идеи, купить оборудование по переработке отработанного масла не составит у предпринимателя труда – предложений на рынке масса. Выбор машин и аппаратов будет зависеть от планируемых объемов промышленной переработки и степени автоматизации линии.
Современная производственная установка, даже не очень дорогая, позволяет получать на выходе хорошее топливо, готовое к использованию и характеризующееся высокими показателями по чистоте, теплотворению и обезвоживанию.
Что касается стоимости оборудования, то точные цифры назвать здесь будет сложно, поскольку цены самые разные. Но небольшой цех вполне реально оснастить машинами и аппаратами производительностью 1 т/сут, затратив не более 1000000 рублей. Впрочем, есть станки и намного дороже – до 10000000 руб. И в таких линиях может происходить не только переработка отработанного моторного масла, но и очистка прочих отходов (даже – твердых).
Интересные статьи:
Бизнес на промышленной переработке отходов стекла.
Бизнес идея — сбор и переработка макулатуры.
Какое необходимо оборудование для переработки резиновых шин?
Технические характеристики
Получаемые фракции
Качество получаемого масла
№ | Наименование | Ед. измерения | Значение |
1 | Вязкость при 40 градусах | Мм2/сек | 9,5 — 10 |
2 | Индекс вязкости | 80 — 120 | |
3 | Температура вспышки | 0С | 220 — 240 |
4 | Температура застывания | 0С | — 10 — 15 |
5 | Механические примеси | нет | |
6 | Вода | % | нет |
7 | Цветность | 3,8 – 4,2 | |
8 | Позрачность | 1,5 — 2 прозрачное |
Краткое введение в технологический процесс
Отработанное моторное масло подогревается в рекуператоре тепла до 40-80 ℃ и подается в резервуары предварительной обработки. В них проходит флокулянрная предварительная обработка, масло нагревается до 120 ℃ и тщательно перемешивая в течение 2 часов отстаивается в течение 6 часов. Таким образом, происходит удаление воды, шлака, металлических примесей и коллоидов. Далее предварительно обработанное моторное масло через масляный насос, вертикальный нагревательный бак поступает в тонкопленочный испаритель, где нагревается до температуры 260-280 ℃ Пары поступают в атмосферную ректификационную колонну которой извлекается немного легкого дизельного топлива и газа-
Базовое масло из колонны атмосферной спиральной ректификации – подается через теплообменник в вертикальный тонкопленочный испаритель где масло нагревается до 310-330 ℃) Пары масел поступают в вакуумную ректификационная колонна фракционирования в самой высокой стороне башни есть выход для легкого дизельного топлива, в нижней части колонна имеет 3 выхода: высокий для базового масла (150SN), средний для базового масла (250SN и нижний для базового масла (350SN) также выделяются масляные остатки (асфальтен и коллоид), также выделяется неконденсируемые газ, он проходят через вакуумный бак, водяной замок и используются для подогрева отработанного масла.
Система вакуумной дистилляции позволяет снизить рабочие температуры процессов и повысить качество получаемых масел.
Схема работы оборудования
Сколько можно заработать?
Как показывает практика, рентабельность этого бизнеса может быть очень высокой. Но многое тут зависит от того, насколько быстро будут налажены каналы сбыта.
Кто может покупать готовый продукт?
Приоритетными считаются оптовые клиенты. Именно такие покупатели обеспечат цеху бесперебойную работу и денежный приток. Оптимальный вариант – начать поиск клиентов еще на стадии планирования бизнеса.
Что касается доходов, то переработка в дизельное топливо при полной отгрузке очищенного масла может приносить владельцу бизнеса до 60000 руб. чистой прибыли. И это мы берем в расчет, что промышленный сепаратор будет перерабатывать до 500 кг сырья за смену. Естественно, прибыль увеличится, если организовать суточную работу или купить более мощное оборудование.
Процесс переработки
Существует несколько технологических процессов переработки отработанного моторного масла.
Разделить их можно на три основные группы:
Определив наиболее доступный способ очистки необходимо купить оборудование для переработки отработанного масла. Сделать это достаточно просто. Современный рынок предлагает покупателю большой ассортимент очистительных устройств разного типа и модификаций. Например, установка по переработке отработанного масла в дизельное топливо или другие индустриальные масла, мощностью 1 тонна в сутки, обойдётся предпринимателю примерно в 1 000 000 рублей.
Мини учтановка по переработке отработанного масла в дизельное топливо
С помощью этого устройства осуществляется переработка отработанного масла в дизельное топливо или печное. При этом, отработка может быть любого вида: гидравлическая, синтетическая, индустриальная, моторная и прочая.