Чем особый уклад семьи пушкиных
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
среда, 13 октября 2021 г.
Рассказ о поэте А. Пушкине по статье учебника и ресурсам интернета для 5 класса
Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 92
1. Чем особый уклад семьи Пушкиных повлиял на раннее развитие Пушкина-читателя, Пушкина-поэта?
Пушкин рос в творческой семье, все члены которой увлекались чтением и писали стихи. Видя пример родителей, сестры и брата, маленький Саша тоже увлёкся чтением и стал писать стихи.
Благотворная атмосфера семьи, в которой ставились любительские спектакли, читали вслух книги, сильно повлияла на раннее развитие Пушкина как поэта и читателя. Он читал запоем, знал всю французскую литературу, уже в восемь лет писал стихи и пьесы.
С народным творчеством его познакомили няня Арина Родионовна и бабушка Мария Алексеевна.
2. Подготовьте рассказ о поэте, опираясь на статью учебника, книги, прочитанные самостоятельно, и ресурсы интернета.
Краткая биография Пушкина по статье в учебнике и ресурсам интернета для 5 класса.
Будущий великий русский поэт родился 26 мая 1799 года по старому стилю в Москве. Через день он был крещён в церкви Богоявления.
Детство поэта прошло в Москве. В доме его родителей часто бывали писатели и поэты, его родители сами писали стихи, а отец был отличным актёром. Неудивительно, что маленький Саша полюбил чтение и очень рано сам стал писать стихи. Ведь у него был такой хороший пример для подражания.
С шестилетнего возраста Пушкин каждое лето ездит в имение бабушки Марии Алексеевны Захарово. Там он слушает русские сказки и другие произведения фольклора, которые рассказывала ему няня Арина Родионовна.
Эти рассказы глубоко запали в сердце поэта и оказали большое влияние на всё его творчество.
В 1811 году Пушкин поступает в Царскосельский лицей, где находит друзей и всерьёз начинает писать стихи. Его стихотворение 1814 года «Воспоминания в Царском селе» было одобрено самим Державиным.
После окончания лицея, в 1817 году Пушкин поступает в Коллегию иностранных дел, попутно занимаясь литературной деятельностью. Он становится членом общества «Зелёная лампа», пишет многочисленные стихотворения и едкие эпиграммы.
Из-за этого случается первая ссылка поэта. В 1820 году Пушкин оказывается в Крыму, потом в Одессе и Кишинёве. Там он много пишет, в том числе поэму «Бахчисарайский фонтан» и начинает работать над романом «Евгений Онегин».
В 1824 году Пушкин возвращается из ссылки, но почти сразу попадает в новую. На этот раз его ссылают в Михайловское, имение своей матери. Там он проводит два года, занимаясь сочинительством и играя в бильярд.
В 1826 году Пушкин возвращается в столицу, где знакомится с красавицей Натальей Гончаровой и просит её руки. В 1830 году Пушкин получает согласие своей избранницы и едет в Болдино. Этот самый благотворный период его жизни вошёл в историю как Болдинская осень. В 1831 состоялась свадьба Пушкина и Гончаровой.
В это время Пушкин больше занимается прозой, пишет роман «Дубровский», «Историю Пугачёвского бунта», пьесы и сказки.
27 января 1837 года на Чёрной речке Пушкин стрелялся с Дантесом, который открыто ухаживал за женой поэта. Пушкин получил ранение в живот и спустя два дня умер. Это случилось 29 января 1837 года.
Семья Пушкиных
Самые светлые воспоминания детства – это встречи со стихами и сказками Пушкина. Да и как не любить их! Они входят в нас лёгким дуновением ветерка:»Ветер на море гуляет/ И кораблик подгоняет;/ Он бежит себе в волнах/ На раздутых парусах.» Свет души Пушкина пронизывает его сказки. Их рассказывала внуку бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, а потом, уже в ссылке, он записывал сюжеты, полюбившиеся ему, с помощью Арины Родионовны. Обе они в его стихах:
Люблю от бабушки московской
Я толки слушать о родне,
Об отдалённой старине.
Так написал А.С.Пушкин, спустя много лет, в «Родословной моего героя».
Но я плоды мечтаний
И гармонических затей
Читаю только старой няне,
Подруге юности моей.
(Саша Пушкин.).
Взрослея, мы задаём себе вопрос:»В какой семье рос мальчик, который в 6 лет на вопрос:» Что ты, Саша, не спишь?» Отвечал:»Сочиняю стихи». А в 9 лет читал наизусть «Илиаду» и «Одиссею»?» Отец его Сергей Львович в год женитьбы (1796) капитан – поручик лейб-гвардии Егерского полка, в 1800 служит в Комиссариатском штате в Москве. С.Л.Пушкин дослужился до военного советника. Служил он и в Варшаве. Здесь отец поэта был начальником Комиссариатской комиссии резервной армии. В 1817г. он вышел в отставку в звании статский советник. Отец Пушкина получил светское воспитание и французское образование. Чем он занимается, уйдя в отставку?- Он изучал французскую литературу и тоже писал стихи и поэмы. Воспитанием детей он не занимался.Он избегал детей и не обращал на них внимание. Правда, круг его общения воспитывал детей. Он встречался с В.А.Жуковским, К.Н. Батюшковым, П.А.Вяземским, Н.М.Карамзиным. Осенью 1814г. Сергей Львович с семьёй переезжает в Петербург. Здесь он навещает сына в Лицее. Закончив Лицей Пушкин живёт у родителей. Жизнь не была обеспеченной. Отец был откровенно скуп. Сыну пришлось жить на своё жалованье 700 руб. в год, подспорьем были литературные доходы. Не складывались близкие отношения с отцом. Вы помните, что в годы Михайловской ссылки (1924-1826) Сергей Львович согласился взять на себя официальный надзор над сыном. Пушкин считал это «шпионажем» над ним. Улучшились отношения только в последние годы жизни отца.
Запомнился нам и Лев Николаевич Павлищев, тот самый Лёвушка, которого очень любила Наталья Николаевна. Он очень напоминал ей Пушкина: «Горячая голова, добрейшее сердце, вылитый Пушкин». Сын Ольги закончил юридический факультет Петербургского университета и стал чиновником Департамента уделов, редактором газеты «Варшавский дневник». Судьба отпустила ему более 80 лет жизни.
Брак Ольги Сергеевны с Павлищевым в 1850 году распался. Ольга проводит время за
рисованием, пишет акварели. Последние дни она жила в Петербурге. Умерла Ольга Сергеевна 2 мая 1868г.
Ещё был Лев в семье Пушкиных – младший брат Лев Сергеевич Пушкин. Александр любил братика, считал его умным и талантливым. Лев тоже писал стихи, но не печатал их: не хотелось ему на лестнице поэтов стоять ниже брата. Одно стихотворение он всё-таки напечатал в «Отечественных записках» в июле 1847г. Стихотворение «Пётр Великий» очень понравилось Белинскому. Критик оценил восторженность и гражданскую направленность стиха. Лев – воспитанник Благородного пансиона при Царскосельском лицее (май1814 – август1814) и Благородного пансиона при Главном педагогическом институте (29.09.1817 – 20.02.1921). Льву было 14 лет, когда Пушкин уехал в первую ссылку. Своему другу А.А.Дельвигу, издателю Альманахов «Северные цветы» и «Подснежник» в 1828 г. Пушкин пишет о Льве:»Он человек умный во всём смысле этого слова и в нём прекрасная душа». И по-отечески заботливо продолжает:»Боюсь за его молодость, боюсь воспитания, которое дано будет ему обстоятельствами его жизни и им самим,- другого воспитания нет для существа одарённого душою… Я чувствую, что мы будем друзьями и братьями не только по африканской нашей крови.» Беспокоит Александра неустроенность младшего брата: с февраля 1821г, не окончив курса при при Главном педагогическом институте он нигде не служит и не учится. «Мне без тебя скучно – что ты делаешь?» В службе ли ты? В русской службе должно непременно быть 26 лет полковником.» Пушкин иногда сердился на брата за его мотовство и невоздержанность в поведении, но нежно любил его. В письмах брату Александр Сергеевич посылал стихи и поручения литературного и бытового характера.С именем брата связаны стихи:»Брат милый, отроком расстался ты со мной»(в 1823г.),
«Послание к Л.Пушкину (1824г.). Представляем,какое счастье испытал Лев Сергеевич, получив посвящение первой главы «Евгения Онегина!» Написал Александр и»Наставление брату»:»
«Будь холоден со всеми;
Фамильярность всегда вредит».
Мы познакомились со всеми членами семьи Пушкиных, окружающих будущего гениального поэта, подарившего нам свой поэтический дар, великую поэзию,великий язык, на котором мы говорим и в наши дни. Пушкин дал имя целой эпохе.
А жил трудно. Он столько любви подарил всем современникам. А самому не хватало простого человеческого счастья.
Доклад чем особый уклад семьи пушкиных повлияло на раннее развитие Пушкина читателя Пушкина поэта
Эту сказку Паустовский называет «Тёплый хлеб» неслучайно. Тёплый-значит добрый сделанный с любовью.Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки,-это своего рода искупление вины мальчика.Эта сказка учит нас доброте, милосердию, ответственности за свои слова и поступки, уважению к хлебу, труду и настойчивости в достижении благородных целей. Филькина бабушка говорила, что все беды приходят от «злобы людской» и от «охлождения сердца». И мальчик на собственном опыте почувствовал, что значит быть причиной всеобщего несчастья. Однако ему хватило терпения, мужества и находчивости, чтобы исправить свой дурной поступок. Он спас деревню, извинился перед конём и теперь наверняка станет внимательнее к окружающим и строже к собственным словам и поступкам.
Представители романтизма: В. Жуковский, М. Лермонтов, ранняя поэзия А.Пушкина и Ф. Тютчев
Представители реализма: Н.Гоголь, Ф.Достоевский, И.Тургенев, А.Чехов.
Главная цель творчества романтизма: изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
Главная цель реализма: правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах.
Основные темы (романтизм): подчеркнутое внимание к человеческой личности, индивидуальности, внутреннему миру человека.
Основные темы (реализм): художественное отображение реальной жизни с помощью обычных и хорошо знакомых читателей образов.
Герои (романтизм): Евгений Онегин, Анна Каренина, Андрей Болконский.
Герои (реализм): Герасим, Печорин, Павел Чичиков.
Идеальная личность (романтизм): Романтический герой одинок. Он или сам бежит из привычного, удобного для других мира, который кажется ему тюрьмой. Или он является изгнанником, преступником. В опасный путь его гонит нежелание быть как все, жажда бури, стремление померяться силами.
Для романтического героя свобода дороже жизни. Для этого он способен на всё, если чувствует внутреннюю правоту. Романтический герой — цельная личность, в нём всегда можно выделить ведущую черту характера.
Идеальная личность (реализм): герой – не выдающаяся личность, как в романтизме, а тот, кто узнаваем читателями как, например, их современник
Основные жанры (романтизм): лирический роман, исторический роман, повесть, баллада
Основные жанры (реализм): повесть, роман, рассказ, пьеса.
Особенности языка (романтизм): Очень яркий, красочный язык, использование разнообразных выразительных и изобразительных средств языка.
Особенности языка (реализм): приближение языка художественного произведения к живой речи
В отличие от своего приятеля, Жилин не надеется на чудесное спасение и не сидит сложа руки. Он человек деятельный и все время обдумывает, как бы спастись из плена. В этом главное отличие этих двух людей. Один из них деятельный, работящий, верящий в то, что из любого положения можно найти выход, а второй – увалень, лентяй и трус. Глядя на то, как Жилин мастерит кукол или плетет плетенки, хозяйская дочь Дина испытывает к нему симпатию и начинает заботиться о нем. А по ночам Жилин роет подкоп, чтобы спастись.
Когда к побегу все готово, Жилин берет товарища с собой, он хочет спасти и его. Тот отказывается, робеет, но Жилин все же уговаривает его бежать. Побег оказался неудачным, опять же из-за Костылина. Неуклюжий, плаксивый, он натер себе ноги сапогами. Речь идет о спасении жизни, а ему идти некомфортно! Несмотря на то, что Костылин был грузным, Жилин взвалил его на плечи и долго нес. Не мог он товарища в беде оставить.
Их поймали, надели на ноги колодки и посадили в глубокую яму. Казалось бы, спасения нет. Но благодаря Дине, Жилину все же удалось сбежать. А Костылин в этот раз бежать отказался, он смирился со своей судьбой, да и состояние ему не позволяло. Вот так и бывает: тот, кто ставит перед собой цель, верит в нее и делает все, чтобы ее достигнуть, тот побеждает. А тот, у кого воли нет, кто духом слаб, того и силы оставляют.
Жилин сумел прижиться во враждебной обстановке, и это помогло ему выбраться из плена. Другого человека такой случай выбил бы из колеи, заставил бы уехать домой, но Жилин не так5ов. Он остался служить на Кавказе. А за Костылина через месяц дали выкуп, и он был отпущен еле живой. Что с ним было дальше, Толстой не сказал. Наверное, не посчитал нужным даже упоминать о судьбе этого никудышного человека.
Чем особый уклад семьи Пушкина повлиял на раннее развитее Пушкина-читателя,Пушкина-поэта.
Сходства :
— Емельян Пугачёв-казак,истинный сын своей Родины.
-Жесток и беспощаден к врагам,но в тоже время,доверчивый,как ребёнок и благодушен к тем,кто был с ним добр.
-Умеет понимать русских мужиков,ведёт их за сбой,зная свою обречённость.
-Народ любит Пугачёва,давно ждал такого атамана,за которым идти на смерь не страшно.Народный идеал,любящий свой народ и готовый умереть за него.
-Емельян-человек чести и слова,не смотря на своё недворянское происхождение.
Различия:
-У Есенина Пугачёв главный герой,у Пушкина-второстепенный.
-У Есенина образ поэтизирован,идеализирован,у Пушкина литературный образ,на основе исторического.
-У Есенина Пугачёв называется царём,чтобы повести народ за собой,у Пушкина он атаман и самозванец.
-У Есенина Пугачёв не сторонник жестокого мятежа,беспощадного и стихийного,он хочет справедливой войны.У Пушкина образ Пугачёва-это образ восставшего народа,гордого и беспощадного,полного гнева и жестокости.
-Сподвижники Пугачёва у Пушкина-шайка убийц,страшные,лихие люди,у Есенина-единомышленники,друзья,смелые, отважные люди,но предавшие атамана.
-Есенина волновал вопрос крестьянского рая,а Пушкина-вопрос чести и достоинства дворянства.
-Так кто же Пугачёв,народный герой и спаситель,или кровавый убийца и самозванец?Пушкин не даёт прямого ответа на вопрос,автор оставляет выбор за читателем,решить самим,кто же такой Емельян Пугачёв.Есенин рисует образ исторической фигуры,Пугачёв- новый герой,с которому автор относится с симпатией,сочувствием и пониманием.
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)
Слушая сказки Пушкина, мы с малых лет учимся ценить чистое, простое, чуждое преувеличения и напыщенности слово.
В старой московской церкви Богоявления, что в Елохове, 8 июня 1799 года дьячок вывел гусиным пером старинной вязью: «У майора Сергия Львовича Пушкина родился сын Александр. Крещён июня 8 дня. » Метрическая запись о рождении гениального русского поэта была помечена днём позже, как он родился, 26 мая (6 июня по новому стилю) после захода солнца.
В Москве прошло детство поэта, в доме его родителей собирались самые известные писатели. Будущий поэт рано ознакомился с русской и французской литературой: в доме его отца была большая библиотека.
Воспитанный в литературной среде (отец и дядя писали стихи), будущий поэт рано удивил всех своими стихами. В письмах друзей дома можно прочитать замечательные слова: «Три Пушкина в Москве, и все они поэты».
Сергей Львович, отец поэта, был прекрасным актёром, играл в домашних спектаклях, мастерски читал пьесы французского писателя Мольера. Известным поэтом своего времени был дядя, Василий Львович. Писал стихи и дальний родственник — Алексей Михайлович Пушкин. Стихи слагали старшая сестра Александра Сергеевича Ольга и младший брат Лев.
Брат Пушкина, Лев Сергеевич, рассказывал, что «страсть к поэзии» появилась у будущего поэта рано, на восьмом году он уже сочинял на французском языке маленькие комедии, проводил бессонные ночи в кабинете отца и «там пожирал книгу одну за другой», что он был одарён памятью невероятной, на одиннадцатом году «знал наизусть всю французскую литературу».
Благотворное влияние оказали на юного Пушкина бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна, которые ознакомили его с устным народным творчеством.
Вспомним пушкинские сказки: «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о царе Салтане. ». О чём эти сказки? Когда вы их прочитали? В этом году мы ещё раз вернёмся к пушкинскому «Прологу» к «Руслану и Людмиле»: «У лукоморья дуб зелёный. » — как бы собирательной картине всех сказок. О каких героях напоминает нам поэт, что вспоминаем мы, когда читаем строки о зелёном дубе с золотой цепью, по которой ходит кот учёный? Мы читаем завораживающие музыкой стиха строки, чувствуем улыбку поэта, верим и не верим в рассказанные им чудеса.
«Пушкинская сказка—прямая наследница народной»,— утверждал детский писатель С. Я. Маршак. Прочитаем внимательно сказки А. С. Пушкина, попробуем вместе подтвердить или опровергнуть его слова.
Размышляем о прочитанном
Прочитайте стихотворение «Няне» и отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». Ответьте на вопросы и подготовьте выразительное чтение наизусть.