Чем особенно замечательный шубертовский музыкальный язык
ПОМОГИ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ ПОЖАЛУЙСТА КТО ОТВЕТИТ ТОТ ОТВЕТ ОТМЕЧУ КАК ЛУЧШИЙ. 1. Основные жанры творчества Шуберта 2.Какой
Ответ:
Небольшое вокальное произведение лирического характера.
Рома́нс (фр. romance) — многозначный музыкальный и литературный термин, в наиболее распространённом значении — небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания.
Простая двухчастная форма состоит из двух частей, первая из которых является периодом, а вторая не содержит форм более сложных, чем период.
Пример: «Пусть всегда будет солнце» (Островский, Ошанин)
Трёхчастная музыкальная форма — в которой 1-я и 3-я части одинаковые, а средняя контрастна по характеру, настроению.
Пример: «Ария Сусанина» (Глинка)
Вариации (вариационная форма) — музыкальная форма, состоящая из темы и её нескольких (не менее двух) изменённых воспроизведений (вариаций). Это одна из старейших музыкальных форм (известна с XIII века).
Пример: 32 вариации до минор Бетховена (вариации на basso ostinato)
Рондо — музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее 3) проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами.
Пример: рондо К. Ф. Э. Баха B-dur для клавира
Сонатная форма — состоит из трёх основных разделов, где в первом (экспозиция) противопоставляются главная и побочная партии, во втором (разработке) эти темы развиваются, а в третьем (репризе) повторяется экспозиция.
Сонатная форма стала наиболее полным выражением идей европейского классицизма. В ней имеет место конфликтное сопоставление двух образов (главная партия и побочная партия), развитие конфликта в разработке и его результат в репризе и коде. Это единственная форма, в которой драма выражена чисто музыкальными средствами, без привлечения каких-либо иных (как, например, текста в опере).
Сонатная форма чрезвычайно быстро достигла своих вершин в позднем творчестве Гайдна, Моцарта, а впоследствии Бетховена.
Пример: Соната для фортепиано № 30 (Бетховен)
1. Vivace ma non troppo — Adagio expressivo
3. Andante, molto cantabile con expressivo.
Франц Шуберт
Биография и музыкальный язык
Шуберт открыл особую эстетику, в которой будут работать Мендельсон, Рахманинов и другие. Знакомимся с биографией и эволюцией музыкального стиля композитора.
Почему важно знать музыку Шуберта?
💕 Франц Шуберт — уникальное звено между классицизмом 18 века и романтизмом 19 века. Это первый величайший романтик, проживший короткую жизнь в одном городе с Бетховеном — последним классиком. Находясь в одном культурном поле, работая в одно время с Бетховеном и при жизни несопоставимо уступая ему по статусу и славе, Шуберт сумел создать сенсационный, глубокий, ему одному свойственный музыкальный язык. Он находится в полноценном диалоге с Бетховеном, но ничего не заимствует у него.
🌞 В музыке Шуберта слышны отзвуки 18 века — оптимизм, изящество, легкость, моцартианская ясность форм. Вместе с тем его музыка делает шаг вперед, открывая эстетику, в которой будут работать Мендельсон, Шуман, Брамс и другие — вплоть до Рахманинова и Малера. Это — романтизм с его вниманием к индивидуальности, проникновенностью, тревожностью и нервом.
💰 Шуберт — первый в истории композитор, у которого не было работодателя или патрона. Гайдн и Бах были наняты: один — князем-миллионером, второй — лейпцигским городским советом. Моцарт сначала работал на архиепископство, потом, когда это ему надоело, стал придворным композитором императора. Бетховена всю жизнь содержали богатые меценаты. Шуберт оказался первым, кто отважно попытался выживать только благодаря музыкальному рынку, сотрудничая с издателем. Тем самым он создал общественную фигуру композитора, какой она будет в течение следующих ста лет.
😥 Шуберта принято представлять неудачником. Действительно: он очень рано умер, много болел, не создал семьи, не путешествовал (Шуберт никогда не видел моря), страдал от нехватки денег. Все его оперные проекты провалились, многие лучшие работы прозвучали спустя полвека после смерти; многое из наследия утрачено, несколько самых известных работ — не окончены. В то же время личность Шуберта, целеустремленность и равнодушие ко всему внешнему, с которыми этот человек продолжал идти своей дорогой — поражают.
🌚 После смерти Шуберта прошло почти двести лет. Его наследие изучено вдоль и поперек, написаны монографии и докторские диссертации, он является фигурой, равновеликой Бетховену. Однако слово, продолжающее звучать применительно к этому человеку даже в серьезном научном контексте, — чудо. Шуберт не до конца нам понятен; в его музыке, особенно поздней, есть что-то потустороннее, ставящее в тупик. Сочетание великой прозрачности и великой тайны — типично шубертовское; у нас есть неделя, чтобы попробовать расслышать это.
🥺 Шуберт прожил 31 год. Чтобы лучше понять эту цифру, представьте себе композитора Верди, написавшего только оперу «Набукко», или Чайковского — автора двух симфоний и фортепианного концерта, или Бетховена, написавшего одну-единственную симфонию.
👪 Шуберт родился в 1797 году, он старше Пушкина на 2 года, младше Россини на 5 лет, Бетховену на тот момент было 27. Семья была простой: один дед — моравский крестьянин, второй — замочных дел мастер, мама — бывшая горничная, отец — учитель.
🎓 В 5 лет начал заниматься на фортепиано с братом, потом — с органистом церкви венского предместья, где он родился; играл на альте в семейном квартете, пел в церковном хоре. В 11 он сдал экзамены в Stadtkonvikt — престижный католический пансион, где учили музыке, а также автоматически зачисляли в хорошую общеобразовательную гимназию. Дети в Конвикте учились за счет государства. Шуберт попал туда из-за красивого мальчишеского голоса и музыкальности.
🤝 В Конвикте Шуберт прикасается к серьезной музыке, а также находит друзей. Дружба, как и для Пушкина, будет играть в жизни композитора колоссальную роль. Мятежный, веселый, творческий круг, немного похожий на пушкинский лицейский, заменит ему семью и в будущем окажется средой, в которой будет разворачиваться его талант. Известность Шуберта была культовой — внутри узкого круга, а не широкой, как у Бетховена.
👨🏼🏫 В 16 Шуберт ушел из Конвикта. Он уже начал сочинять: написана 1 симфония, позже десятками стали появляться его лучшие песни. Отец хотел, чтобы сын шел по его стопам, и недолго Шуберт работал учителем младших классов, очень от этого страдая. В 21 он пытался устроиться в другую школу — в Лайбахе (ныне Любляна), но получил отказ. С этого момента он более никогда не будет искать регулярного трудоустройства.
💃 Конец 10-х и 20-е годы — время так называемых шубертиад: домашних концертов, на которых собирались молодые приятели Шуберта. Среди танцев, возлияний, разговоров об искусстве, политике и любви звучала его музыка. К тому же времени относятся его оперные мытарства: один за другим оперные проекты Шуберта отменяются или не удаются по разным причинам.
⚰️ В начале 20-х становится понятно, что Шуберт болен сифилисом. Его здоровье в какой-то момент ухудшается настолько, что 23-летнего юношу кладут в больницу. Затем наступает улучшение, но мысли о неизбежной смерти начинают занимать его все сильнее. Середина 20-х — время появления лучших, зрелых (написанных в 25 лет!) работ.
👏 Последние 18 месяцев жизни Шуберта — особое время, когда его музыкальный язык начал резко меняться. В марте 1827 года он участвует в погребальных церемониях памяти Бетховена; самому ему остается жить полтора года. Незадолго до смерти состоялся первый и последний в его жизни концерт-бенефис, прошедший успешно. Он постепенно набирает композиторский вес, больше издается и очень много пишет. 11 месяцев 1828 года — время, уникально продуктивное в смысле появления важнейших работ: не только в жизни Шуберта, но вообще в музыкальной истории.
🖤 В начале ноября 1828 года Шуберт заразился предположительно брюшным тифом. Около двух недель он жестоко страдал, переехав в дом своего брата Фердинанда. 19 ноября 1828 года он скончался: сейчас эту маленькую светлую квартиру в Вене можно посетить как мемориальную.
🙄 История не знает сослагательного наклонения, но невозможно не думать о том, что было бы, проживи Шуберт дольше. Ему было бы всего 50 на момент появления первых революционных опер Вагнера. В статусе патриарха столичной музыкальной жизни он мог бы встретить в Вене молодого Брамса и Чайковского. Какую музыку он писал бы в 1850-е? Какими были бы эти встречи? Была бы музыка других героев 19 века иной, услышь они «старого Шуберта»? Жаль, что мы никогда не узнаем.
ПОМОГИ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ ПОЖАЛУЙСТА КТО ОТВЕТИТ ТОТ ОТВЕТ ОТМЕЧУ КАК ЛУЧШИЙ?
ПОМОГИ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ ПОЖАЛУЙСТА КТО ОТВЕТИТ ТОТ ОТВЕТ ОТМЕЧУ КАК ЛУЧШИЙ!
1. Основные жанры творчества Шуберта 2.
Какой жанр музыки был наиболее близок Шуберту.
3. Какими душевными качествами отличался Шуберт.
4. Чем особенно замечателен шубертовский музыкальный язык 5.
Где учился Шуберт 6.
Что произошло в марте 1828 года.
1. Больше всего Шуберт известен как автор вокальных композиций : им было создано около шестисот песен.
2. Песенный жанр являлся и более близким Шуберту жанром.
Как один из основоположников романтизма в музыке, композитор в своих вокальных композициях отразил потребности людей того времени и поднял жанр на высокий уровень, придав ему большое значение.
3. Шуберт был скромным и добродушным человеком и, несмотря на то, что его короткая жизнь выпала на мрачные для его родины времена, композитору удалось сохранить внутреннюю независимость, что помогло ему отразить в своих произведениях весь спектр человеческих эмоций.
4. Творчество Шуберта отличается яркостью и индивидуальностью.
В своих композициях он использовал мелодии прежде всего австрийских и немецких песен, и тем не менее подлинные народные напевы он использовал редко.
Именно этим шубертовский язык является особенно примечательным.
5. В детстве с Шубертом занимались его родные : отец давай ему уроки скрипки, брат учил играть на фортепиано.
Пению же Шуберта обучал регент из ближайшего хора.
Обучение он продолжил в венской капелле, руководителем которой был Антонио Сальери, ставший позднее его преподавателем.
6. «Шубертиады» представляли собой встречи Шуберта и его приятелей, посвященные творчеству композитора.
7. В марте 1828 года прошел первый и единственный авторский концерт Шуберта в Вене, имевший огромный успех.
Музыка. 6 класс
Конспект урока
Искусство пения. Песни Франца Шуберта. Старинной песни мир. Картинная галерея
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
— песни Франца Шуберта;
— стиль пения бельканто;
— влияние итальянской культуры на музыку знаменитых композиторов;
Баллада – лирическая поэзия с повествовательным сюжетом на легендарную, историческую, сказочную, бытовую тему.
Аккомпанемент – это сопровождение к сольной партии или к основной теме музыкального произведения.
Песня – словесно-музыкальное произведение для пения разным числом лиц; жанр вокальной музыки.
Бельканто – стиль вокального исполнения, отличающийся лёгкостью, изяществом и певучестью.
1. Сергеева Г. П. Музыка. 6 класс: учеб. для общеобразоват. Организаций. // Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 9-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 168 с.: ил. – ISBN 978-5-09-071652-9.
1. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. Первое издание. – СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2014 года.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Франц Петер Шуберт родился в Австрии в 1797 году.
Писать музыку юный композитор начал с тринадцати лет, и уже в восемнадцать к нему пришёл первый успех. Это произошло после того, как он сочинил балладу «Лесной царь» на стихи немецкого писателя Иоганна Вольфганга Гёте. Слово «баллада» упоминается в рукописях с тринадцатого века и применялось оно к танцевальным песням.
Сейчас балладой называют лирическую поэзию с повествовательным сюжетом на легендарную, историческую, сказочную или бытовую тему.
А также вокальное или инструментальное произведение с аналогичным сюжетом.
Родоначальником вокальных баллад стали считать Франца Шуберта, после написания баллады «Лесной царь».
Шуберт стал автором нового, для своего времени, типа песен и способствовал распространению песенного жанра в Европе. Это были небольшие сюжетные сцены, с ведущим мелодическим началом и аккомпанементом, который комментировал или иллюстрировал смысл текста.
«Лесной Царь» – яркий пример вокального творчества композитора.
Ритмичный аккомпанемент фортепиано имитирует цокот лошадиных копыт, создаёт ощущение быстрой скачки, передаёт напряжённое состояние всадника. Аккомпанемент – это сопровождение к сольной партии или к основной теме музыкального произведения.
Творческое наследие композитора охватывает различные жанры: симфонии, камерно-инструментальные произведения, фортепианные сонаты, мессы, произведения для хора и песни. Благодаря Шуберту песня впервые стала равноправной среди других жанров музыкального искусства.
Наиболее известны два песенных цикла Шуберта: «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь».
В песне «Шарманщик» Шуберт также использовал принцип имитации – звукоподражание игре на шарманке.
Безысходностью и отчаянием наполнена эта музыка. Уныло повторяющиеся мотивы шарманки сопровождают тоскливую простую мелодию. Известно, что Италия была источником вдохновения творческих людей. Их впечатляла итальянская культура: памятники и картины, музыка и мастерство исполнительства.
Там зародился стиль вокального исполнения, отличающийся лёгкостью, изяществом и певучестью – бельканто.
Что в переводе с итальянского означает – прекрасное пение.
Образцом такой музыки в творчестве Шуберта служит ещё одно удивительное вокальное произведение Шуберта – «Ave Maria».
Это произведение так полюбилось публике, в том числе, благодаря блистательным вокалистам, его исполнявшим.
Одним из них был Лучано Паваротти – выдающийся итальянский певец XX века. Страна Верди, Вивальди и Паганини вдохновляла и русских композиторов: Глинку, Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова.
Неизгладимое впечатление произвела Италия на Михаила Ивановича Глинку. В 1832 году он написал романс «Венецианская ночь».
Николай Андреевич Римский-Корсаков отразил свои воспоминания о солнечной Италии в опере «Садко» в песне «Веденецкого гостя».
«Веденецкого» означает «венецианского», гостя из Венеции.
Песни играют значительную роль в музыкальной культуре. Они бывают народные и авторские, исторические и лирические, эстрадные и детские. Разнообразия не счесть. Ведь песней можно назвать любое вокальное произведение с текстом.
Песня – это наиболее распространенный жанр вокальной музыки, а также обозначение поэтического произведения, предназначенного для пения.
Шедевры вокальных произведений мы можем по достоинству оценить, благодаря звукозаписям выдающихся мировых исполнителей: итальянцев Энрико Карузо и Марио даль Монако; Марии Каллас; отечественных певиц: Елены Образцовой и Ирины Архиповой.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
№ 1. Какой жанр в творчестве Шуберта считается основным?
Варианты ответа: опера; балет; песня; симфония.
Урок полностью посвящен песенному творчеству Ф. Шуберта. В материалах урока три вокальных произведения: баллада «Лесной царь», песня «Шарманщик» и вокальное произведение Ave Maria. Неоднократно упоминается о роли песни в творчестве композитора, он том, что он стал автором нового видам песен: с иллюстрирующим аккомпанементом.
№ 2. Напишите название страны, под влиянием которой Римский-Корсаков написал песню «Веденецкого гостя».
Правильный ответ: Италия.
На уроке упоминалась страна Италия. Она оказала большое влияние на творчество композиторов по всему миру. «Веденецкий» означает «венецианский», раньше Венецию называли Веденец. Венеция – знаменитый город Италии.
Чем особенно замечательный шубертовский музыкальный язык
Ответ оставил Гость
1. Шуберт творил в совершенно разных стилях. Написал 9 симфоний, больше 25 камерно инструментальных произведений, помимо того множество фортепианных сонат, опер, месс для хора и вокала, и более 600 песен.
2. П ри жизни, да и достаточно длительное время после смерти композитора, его ценили главным образом как автора песен. Лишь с XIX века исследователи начинают постепенно осмысливать его достижения в других областях творчества. Благодаря Шуберту песня впервые стала равной по значению другим жанрам.
3. Бетховен был застенчивым и дружелюбным человеком о чом ведает его не лёгкая жизнь.
4. Используя новые художественные приемы, Шуберт достигал небывалой степени слияния литературного и музыкального образа. Так сложился его новый самобытный стиль.
Каждый новаторский прием у Шуберта — новый круг интонаций, смелый гармонический язык, развитое колористическое чувство, «свободная» трактовка формы — был раньше всего найден им в песне. Музыкальные образы шубертовского романса совершили переворот во всей системе выразительных средств, господствовавших на рубеже XVIII и XIX столетий.
5 Игре на фортепиано мальчика начал обучать один из братьев, старший на двенадцать лет, а пению — регент (руководитель) местного хора. В одиннадцать лет Франц был скрипачом-солистом в оркестре и первым сопрано в хоре лихтентальской церкви. Тогда же он начал сочинять небольшие песни, струнные квартеты и фортепианные пьесы.
Удивляясь быстрым музыкальным успехам сына, отец отвел его на экзамен по пению, и Франц был принят в число «певчих мальчиков» венской Придворной капеллы. Из воспитанников был составлен оркестр, каждый вечер исполнявший целую симфонию и какую-нибудь увертюру. Франц играл в оркестре на скрипке и иногда дирижировал им.Бывая на каникулах дома, Франц вместе с двумя братьями и отцом участвовал в исполнении квартетов, играя на альте.
В конвикте он все свободное время отдавал музицированию с товарищами и в особенности сочинению музыки, для записи, которой ему постоянно не хватало нотной бумаги. По распоряжению руководителя капеллы Антонио Сальери с Францем начал заниматься гармонией придворный органист. Однако уже после второго занятия тот сказал: «Его я ничему не могу научить, его научил сам Господь Бог». После этого Францу стал давать уроки композиции сам Сальери.
6. С конца 1816 года Шуберт стал жить то у друзей, то снимая комнату. В 1818 году он навсегда оставил работу в школе, стремясь быть независимым от постоянной службы. Шуберт стал душой дружеского кружка интеллигентной демократической молодежи. В числе его участников были музыканты, поэты, художники. Собрания, полностью посвященные произведениям Шуберта, назывались «шубертиадами».
7. В марте 1828 года в Вене с большим успехом прошел публичный концерт из произведений Шуберта, и на полученный! гонорар композитор смог наконец купить себе фортепиано. Не этот первый авторский концерт оказался единственным. В ноябре Шуберт, полный новых замыслов, тяжело заболел тифом и безвременно скончался. На памятнике, поставленном друзьями на его могиле, была высечена надпись, сочиненная поэтом Францем Грильпарцером: