Чем оснащается пожарно спасательный расчет предприятия на
Приложение N 2. Примерные нормы оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами
Информация об изменениях:
Приказом МЧС России от 30 июня 2014 г. N 331 приложение изложено в новой редакции
Приложение N 2
к Порядку, утвержденному
приказом МЧС РФ
от 23 декабря 2005 г. N 999
Примерные нормы
оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами
С изменениями и дополнениями от:
1. Средства индивидуальной защиты
Противогаз фильтрующий (в т.ч. с защитой от аварийно химически опасных веществ)
На штатную численность создаваемых формирований
Для подгонки по размерам создается 5% запас противогазов
На штатную численность создаваемых формирований
Противогаз изолирующий на сжатом воздухе или кислороде
На штатную численность газодымозащитников
Средство индивидуальной защиты кожи изолирующего типа герметичное
На штатную численность формирований радиационной химической защиты
Средство индивидуальной защиты кожи фильтрующего типа
На штатную численность формирований радиационной и химической защиты
Костюм защитный облегченный
На штатную численность создаваемых формирований, за исключением формирований радиационной и химической защиты
Мешок прорезиненный для зараженной одежды
На 20 защитных костюмов
На 30% штатной численности создаваемых формирований
На штатную численность пожарно-спасательных формирований
2. Медицинское имущество
Индивидуальный противохимический пакет
На штатную численность создаваемых формирований
Комплект индивидуальный медицинский гражданской защиты
На штатную численность создаваемых формирований
Комплект индивидуальный противоожоговый с перевязочным пакетом
На штатную численность создаваемых формирований
Носилки мягкие бескаркасные огнестойкие (огнезащитные)
Санитарная сумка с укладкой для оказания первой помощи
На 5% штатной численности всех формирований
Набор перевязочных средств противоожоговый
На 20% штатной численности всех формирований
Примечание: Комплекты индивидуальные медицинской гражданской защиты и санитарные сумки с укладкой для оказания первой помощи пополняются медицинскими средствами по мере их использования или при истечении сроков их годности.
3. Средства радиационной, химической разведки и контроля
Дозиметр-радиометр -,
— и
-излучения (носимый) с диапазоном измерений мощности амбиентного эквивалента дозы
-излучения от 0,10 мкЗв/ч до 10 Зв/ч и плотности потока
-излучения от 0,01 до
и
-излучения от 0,1 до
Каждому формированию радиационной и химической защиты
Дозиметр -излучения (персональный) с диапазоном измерений мощности дозы
-излучения от 0,1 мкЗв/ч до 3 мЗв/ч и дозы от 1,0 мкЗв до 100 Зв
На штатную численность создаваемых формирований радиационной и химической защиты
Дозиметр гамма-излучения с диапазоном измерений мощности амбиентного эквивалента дозы -излучения от 0,10 мкЗв/ч до 10 Зв/ч и выносным блоком детектирования (бортовой или стационарный)
На пункт управления (подвижный, стационарный) и транспортные средства формирований радиационной и химической защиты
Электронный дозиметр с диапазоном измерения эквивалента дозы -излучения от 0,10 мкЗв до 15 Зв (со связью с ПЭВМ)
Руководящему составу создаваемых формирований
Комплект дозиметров (индивидуальных) с диапазоном измерения от 20 мкЗв до 10 Зв со считывающим устройством
1 на группу, звено, пост
На штатную численность создаваемых формирований за исключением руководящего состава
Комплект дозиметров радиофотолюминесцентных (индивидуальных) с измерительным устройством и устройством для отжига
1 на отряд, команду
На штатную численность создаваемых формирований за исключением руководящего состава
Метеорологический комплект с электронным термометром
Каждому создаваемому формированию
Комплект носимых знаков ограждения
Каждому создаваемому формированию разведки
Каждому создаваемому формированию разведки
Каждому химику-разведчику создаваемых формирований
Комплект отбора проб
Каждому химику-разведчику создаваемых формирований
Войсковой прибор химической разведки с комплектом индикаторных трубок
Каждому химику-разведчику создаваемых формирований
Каждому создаваемому формированию разведки
Примечания: 1. Источники питания приобретаются на приборы по истечению их срока годности или при их использовании.
2. Индикаторные средства для приборов химической разведки и газового контроля пополняются по истечению их срока годности или при их использовании.
Техническое оснащение расчетов
Аварийно-спасательные работы проходят в условиях ограниченной видимости (задымление, темное время суток), наличия различных повреждения ВС и видов пожаров, интенсивного воздействия поражающих факторов и стрессоров. Решающую роль играет скорость выполнения спасательных работ. Чтобы избежать фатальных ошибок расчеты РПСБ, АТБ и ВПО в обязательном порядке должны иметь схемы всех, принимаемых аэропортом, ВСс указанием расположения аварийных выходов, взрыво- и пожароопасных систем и агрегатов. Эта информация, а также схема аэродрома, располагаются на стендах, мимо которых постоянно проходят работники. Таким образом, информация запоминается на подсознательном уровне.
Техническое оснащение пожарно-спасательных расчетов и их количественный состав, в первую очередь, зависит от УТПЗ аэродрома, а, во вторую, от типов эксплуатируемых пожарных автомобилей (ПА). Подробно об этом сказано в следующей главе.
Пожарно-спасательные расчеты оснащаются:
— инструментом для вскрытия фюзеляжа,
— ножами для перерезания привязных ремней пассажирских кресел,
— шанцевым инструментом согласно ведомости комплектации пожарных автомобилей.
Расчеты АСК оснащаются техническими средствами и материалами согласно Инструкции по эвакуации воздушных судов с летного поля аэродрома (приложение 1).
При аварийной посадке высока вероятность заклинивания аварийных выходов. Для проникновения внутрь ВС расчеты АТБ, РПСБ и пожарно-спасательный оснащаются дисковыми пилами. Они должны оснащаться фрезами для резки алюминия, чтобы прорезать выходы в обшивке фюзеляжа и для резки стали, чтобы срезать петли и запорные устройства дверей и аварийных люков. Для резки алюминиевых сплавов хорошо себя зарекомендовали фрезы для резки бетона. Применение топоров и гидравлических ножниц не эффективно. Обшивка при ударе амортизирует и прорубить её сложно. Требуется значительно больше времени, чем при резке фрезой. Края выходов, вырубленных топором или прорезанных ножницами, имеют острые края, о которые можно серьезно порезаться.
Наиболее сложной и трудоемкой операцией является эвакуация с летного поля ВС, потерявших возможность самостоятельно перемещаться. Необходимо ВС поднять, установить на средство эвакуации и отбуксировать в отведенное место. Если ВС находится на грунте, то возникает необходимость подготовить дорожки-треки.
Для буксировки (транспортировки) ВС по ВПП, РД и твёрдому сухому грунту применяются тягачи колёсного типа. Для буксировки (транспортировки) по деформируемому грунту применяются гусеничные тракторы. Типы тягачей и тракторов выбираются в зависимости от массы ВС.
Для транспортировки самолётов, получивших повреждение шасси, применяются прицепы-тяжеловозы, трейлеры, тележки. Наиболее простым средством транспортировки ВС являются лыжи, сваренные из стального листа толщиной не менее 10 мм. При буксировке они сильно нагреваются от трения. Поэтому, чтобы предотвратить возгорание шпал и шасси их необходимо постоянно поливать водой. Одновременно поливается бетон (асфальт). Это снижает трение и уменьшает нагрев лыжи.
Для подготовки дорожек-треков при эвакуации с грунта всех типов самолётов применяются бульдозеры и катки на пневмошинах. Для укладки дорожек-треков на деформируемом грунте используются железобетонные плиты или кирпич. Кроме этого для эвакуации ВС по дорожкам-трекам применяются деревянные шпалы или деревянный брус, размерами 2500х220х100 мм.
Перед подъемом с ВС сливается топливо. Для этого применяются топливозаправщики.
Подъем ВС с поврежденным или убранным шасси может производиться различными способами:
— с помощью аварийных пневмотканевых подъемников (АПТП), наполняемых компрессора низкого давления. В его отсутствие АПТП можно наполнять от выхлопной трубы мощного автомобиля. Во избежание перегрева подъемников и попадания внутрь их остатков топлива изготавливается ресивер с воздушным фильтром. При подъеме небольших ВС для наполнения АПТП могут применяться баллоны с углекислотой или сжатым воздухом;
— стреловыми подъемными кранами. При этом применяются специальные приспособления (канаты, ложементы и т. п.) для подъема самолетов за крыло или за носовую часть фюзеляжа;
— с помощью гидроподъемников и домкратов;
— методом изменения центровки самолета с помощью балластных мешков.
Для освещения места происшествия и обеспечения расчетов АСК электроэнергией расчет АТБ обеспечивается аэродромными передвижными электроагрегатами типа: АПА-50 (АПА-50М) или АПА-35М (АПА-35-2М).
Расчет АТБ обеспечивается также:
— бортовым грузовым автомобилем грузоподъемностью 3-5 тс для перевозки различного инструмента, приспособлений и оборудования, а также для буксировки аварийной технической аптечки;
— технической аварийной аптечкой для производства ремонтно-восстановительных работ во время эвакуации;
— штатными буксировочными водилами для буксировки каждого типа самолета, совершающего взлет (посадку) в данном аэропорту;
— штатными буксировочными тросами для буксировки каждого типа самолета, совершающего взлет (посадку) в данном аэропорту;
— кабельной тележкой для подачи электропитания к гидроподъемникам от источника электроэнергии;
— распорной балкой (ЭКО-БР) для буксировки поврежденных самолетов;
— щитами (1500х1500 мм) из досок размером 1500х200х40 мм в качестве подкладки под гидроподъемники или гидродомкраты на деформируемом грунте;
— тросом аварийным (специальным), L=60 м, Ǿ=30 мм для уборки с ВПП, РД полностью поврежденных самолетов;
— лестницами-стремянками различной длины для проведения работ на высоко расположенных частях самолета;
Медицинский расчет обеспечивается:
— сумкой врача (фельдшера) расчета АСК (на 10 пострадавших) и набором чемоданов (укладок) с медикаментами, инструментами и перевязочным материалом (на 10 пострадавших каждый) из расчета оказания помощи 25% людей, находящихся на борту ВС наибольшей вместимости, выполняющего полеты с данного аэродрома;
— автоприцепом-фургоном с имуществом медицинского расчета;
— санитарной машиной, укомплектованной кислородным ингалятором, аппаратом искусственной вентиляции легких, дефибриллятором и другой медицинской аппаратурой.
Расчет РПСБ оснащается:
— транспортным средством высокой проходимости, оборудованным средствами связи и определения местонахождения;
— набором инструментов и техническими средствами для проведения спасательных работ и проникновения внутрь ВС, потерпевшего бедствие;
— ножами для перерезания привязных ремней пассажирских кресел.
Расчет службы организации перевозок обеспечивается автобусами для перевозки пассажиров, грузовыми автомобилями и транспортерами для перемещения грузов и багажа, самоходными трапами и т.п.
Расчет аэродромной службы обеспечивается техникой, необходимой для ликвидации повреждений летного поля, а также стройматериалами и запчастями.
Для осуществления оперативного руководства аварийно-спасательными и эвакуационными работами руководитель АСР обеспечивается автомобилем высокой проходимости с радиостанцией.
Конкретная номенклатура и количество технических средств обеспечения расчетов АСК, кто ответственный за их выделение, техническое обслуживание, ремонт и хранение в каждом аэропорту указывается в табеле, утвержденном в установленном порядке. Данный табель является неотъемлемым приложением к Инструкции по организации и проведению поисковых и аварийно-спасательных работ на территории и в районе ответственности аэропорта.
Для доставки НПСГ к месту бедствия в районы аэродрома и ближнего поиска выделяются автомобили высокой проходимости, оборудованные средствами связи, сигнализации и специальными средствами.
К поисково-спасательным автомобилям предъявляются повышенные требования (прил. 2).
Расчеты РПСБ и НПСГ оснащаются техническими средствами, указанными в приложении 3. Кроме того, каждый спасатель имеет индивидуальное снаряжение (прил. 4).
На каждый контейнер (упаковку) наносятся хорошо понятные символы и надписи. При размещении в одном контейнере предметов различного назначения наносится комбинированная маркировка. В каждый контейнер вкладывается опись имущества (она может наноситься поверх контейнера) и инструкция по его использованию.
Аэропорты, расположенные возле крупных водоемов, организуют водные спасательные станции, на которых дежурят 1 – 2 катера, оборудованные спасательным снаряжением (прил. 5). Под крупными понимаются водоемы, на которые могут приводняться аварийные самолеты.
Система связи и оповещения
В аэропорту организуется диспетчерский пункт связи, обеспечивающий:
— циркулярную громкоговорящую связь между всеми подразделениями, участвующими в ПСР и АСР;
— связь с подвижным командным пунктом аэропорта и НПСГ;
— связь с центральным пунктом пожарной связи ГПС МЧС города, области;
— связь с медицинской службой города, области;
— связь с другими взаимодействующими организациями.
Такой пункт связи оборудуется на ПУ организации ГА, но, кроме того, пульты громкоговорящей связи выводятся диспетчерам центра ОрВД, ПДСП, ВПО и наблюдателю пожарной охраны.
Применяемая аппаратура оповещения должна фиксировать время передачи оповещения и подтверждение получения сообщения адресатом. В Инструкции по организации и проведению поисковых и аварийно-спасательных работ помещается схема оповещения с указанием номеров телефонов и позывных подразделений и должностных лиц, видов связи. Утверждается очередность оповещения должностных лиц по телефону. Для записи переговоров на местах диспетчеров и руководителя АСР устанавливаются магнитофоны.
Для достижения надежной связи между спасателями во время проведения спасательных работ штатные спасатели и старшие нештатных расчетов обеспечиваются индивидуальными радиостанциями и, по необходимости, радиофицированными шлемами.
Пожароопасные объекты аэропорта обеспечиваются средствами пожарной сигнализации. Их задача своевременно сигнализировать на центральный пункт охраны и диспетчеру пожарной охраны об опасном повышении температуры, задымлении и, собственно, возгорании. Сигнализация от объектов наивысшей степени пожаро- и взрывоопасности (склады, база ГСМ, топливозаправочные станции и т.п.) выводится на диспетчерский пункт ближайшего подразделения ГПС МЧС России.
В последние годы все большее распространение получают газоаналитические системы, которые включают в себя набор различных датчиков, имеющих унифицированный выходной сигнал и использующих стандартный канал связи. Такие системы обладают гибкостью в конфигурации и универсальностью, что позволяет эффективно и экономично использовать их для комплексного контроля и обнаружения на объекте не только взрывоопасных, но и токсичных газов, а также содержания кислорода.
Применение автоматических систем контроля пожаро- взрывоопасности среды позволяет избавиться от необходимости периодического лабораторного исследования рабочей среды и вовремя принять меры. Это тем более важно потому, что лабораторный замер показывает только промежуточное состояние среды и не позволяет среагировать на внезапное образование взрывоопасной смеси.
Промышленностью выпускаются современные средства циркулярной связи (конференц-связи) на базе цифровых ЭВМ, которые записывают информацию передаваемого оповещения и автоматически фиксируют получение информации адресатом. Об этом сигнализируют индикаторы на пульте управления, что снижает время оповещения.
Организационно-методические рекомендации по определению численности противопожарной службы субъекта Российской Федерации и ее технической оснащенности
В настоящих рекомендациях представлен метод обоснования численности противопожарной службы субъектов Российской Федерации в зависимости от демографических характеристик образований (далее городских или сельских поселений). Приведены статистические данные по численности противопожарной службы в ряде стран и городов мира. Предложены нормативы по технической оснащенности противопожарной службы с учетом расширения ее функций, связанных с проведением работ.
Рекомендации предназначены для использования при разработке законодательства субъектов Российской Федерации, определяющего порядок создания и функционирования противопожарной службы субъектов Российской Федерации.
1. Общие положения
1.1 Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № «О пожарной безопасности» (в редакции от 22 августа 2004 г.)).
1.2 Основными задачами противопожарной службы субъектов Российской Федерации являются:
организация и осуществление профилактики пожаров;
спасение людей и имущества при пожарах;
организация и осуществление тушения пожаров и проведения работ.
1.3. В соответствии с возложенными задачами противопожарная служба субъектов Российской Федерации осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:
— тушение пожаров и проведению работ;
профилактическое — предупреждение пожаров и создание условий для их успешного тушения;
управленческое — организация работы и координация деятельности подчиненных подразделений в целях выполнения поставленных задач;
техническое — организационное и информационное обеспечение процесса управления подразделениями противопожарной службы субъектов Российской Федерации.
1.4 Основной принцип создания оперативных подразделений противопожарной службы субъектов Российской Федерации состоит в том, что противопожарная служба должна быть организована таким образом, что в любой момент времени на возникшее событие, связанное с пожаром, аварией, катастрофой и другими чрезвычайными происшествиями, в ликвидации последствий которых противопожарная служба обязана принимать участие, противопожарная служба могла своевременно отреагировать адекватно характеру возникшего события.
1.5 В законодательных актах субъектов Российской Федерации, определяющих создание противопожарной службы, необходимо отражать норму, регламентирующую численность противопожарной службы по отношению к численности населения городских или сельских поселений. Данная норма определяется в соответствии с методикой изложенной в настоящих рекомендациях.
2. Методика обоснования численности противопожарной службы в зависимости от плотности населения в городском или сельском поселении.
2.1. Настоящая методика предназначена для определения численности противопожарной службы (ПС) городских и сельских поселений субъектов РФ на основе оценки соотношения площади обслуживаемой территории ПС и численности проживающего на данной территории населения. Методика применима для городских или сельских поселений с численностью населения более 3 тыс. человек.
В основу методики положена зависимость количества сотрудников ПС от плотности населения (Р, чел./ км2).
2.2. Исходными данными для расчетов являются:
Sт — площадь территории обслуживаемой ПС, км2;
Nнас — численности населения, проживающего на данной территории, чел.
Значения Sт и Nнас определяются из официальных источников информации. При отсутствии данной информации производится самостоятельная оценка значений Sт и Nнас.
2.3. Рассчитываем плотность населения (P) в городском или сельском поселении по формуле:
2.4. По рассчитанному значению плотности населения определяем величину количества населения, приходящегося на одного сотрудника ПС (NПС) по формуле:
Вид данной зависимости представлен в приложении 1.
2.5. Для упрощения расчетов можно воспользоваться табулированными значениями функции (2) (см. приложение 2).
2.6. Используя полученные значения NПС и Nнас, определяем необходимое число сотрудников ПС (КПС) по формуле:
2.7. При определении итоговой численности необходимо учитывать коэффициент резерва численности (к), который связан с наличием профессионально обусловленных заболеваний, фактов травматизма и гибели сотрудников ПС при исполнении служебных обязанностей, а также необходимостью подмены сотрудников на время отпусков, учебы, командировок. В приложении 3 приведены рекомендуемые значения коэффициента резерва численности для городских и сельских поселений по субъектам Российской Федерации.
С учетом коэффициента резерва численности итоговая численность сотрудников ПС () определяется по формуле:
2.8. Полученную численность сотрудников ПС () рекомендуется распределять по направлениям деятельности ПС в следующих пропорциях, которые могут быть скорректированы с учетом особенностей АТО:
профилактическое — 15% от ;
управленческое — 5% от ;
2.9. В городских или сельских поселениях с численностью населения менее 3 тыс. человек, но более 500 человек создается одна пожарная часть.
2.10. Примеры определения численности противопожарной службы
2.10.1 Пример расчета численности сотрудников противопожарной службы для г. Чита (характеризуется низкой плотностью населения).
Согласно официальной статистической информации площадь г. Чита — 500 км², численность населения — 316 200 чел.
Рассчитываем плотность населения в городе Чита по формуле (1):
P=316 200 / 500 = 632,4 чел./км2
По формуле (2) определяем значение количества населения приходящегося на одного сотрудника ПС (N). Для упрощенной оценки, величину N определяем из таблице приложения 2. Для г. Чита, при расчетной плотности 632,4 чел./км2, значение N равно 709 чел. / 1 сотр. ПС.
Численность сотрудников ПС определяем по формуле (3):
КПС =316200 / 709 =446 чел.
По таблице приложения 3 определяем коэффициент резерва численности для г. Чита. Он равен 1.06. Тогда, по формуле (4) определяем итоговую численность ПС:
Таким образом, численность сотрудников ПС для города Чита должна составлять 473 человека. Рекомендуемое распределение данной численности по направлениям деятельности следующее (при расчетах осуществлено округление до целого):
профилактическое — 71 чел;
управленческое — 24 чел;
техническое- 47 чел.
2.10.2 Пример расчета численности сотрудников ПС г. Таганрога (характеризуется средней плотностью населения).
Согласно официальной статистической информации площадь- г. Таганрога — 80 км², численность населения — 289 800 чел.
Рассчитываем плотность населения в г. Таганроге по формуле (1):
P=289800 / 80 = 3622,5 чел./км2
По формуле (2) определяем значение количества населения, приходящегося на одного сотрудника ПС (N). Для упрощенной оценки, значение N определяем из таблици приложения 2. Для г. Таганрога, по расчетной плотности 3622,5 чел./км2, значение N равно 863 чел. / 1 сотр. ПС.
Численность сотрудников ПС определяем по формуле (3):
КПС =289800 / 863 =336 чел
По таблице приложения 3 определяем коэффициент резерва численности для г. Таганрога. Он равен 1.09. Тогда, по формуле (4) определяем итоговую численность ПС:
Таким образом численность сотрудников ПС для г. Таганрога должна составлять 366 человек. Рекомендуемое распределение данной численности по направлениям деятельности следующее (при расчетах осуществлено округление до целого):
профилактическое — 55 чел;
управленческое — 18 чел;
техническое- 37 чел.
2.10.3 Пример расчета численности сотрудников ПС г. Владимира (характеризуется высокой плотностью населения).
Согласно официальной статистической информации площадь- г. Владимир — 60 км², численность населения — 339 200 чел.
Рассчитываем плотность населения в г. Владимире по формуле (1):
P=339 200 / 60 = 5653 чел./км2
По формуле (2) определяем значение количества населения приходящеюся на одного сотрудника ПС (N). Для упрощенной оценки, значение N определяем из таблици приложения 2. Для г. Владимира по расчетной плотности 5653 чел./км2, значение N равно 909 чел. / 1 сотр. ПС.
Численность сотрудников ПС определяем по формуле (3):
КПС =339200 / 909 =373
По таблице приложения 3 определяем коэффициент резерва численности для г. Владимира. Он равен 1.11. Тогда, по формуле (4) определяем итоговую численность ПС:
Таким образом, численность сотрудников ПС для г. Владимира должна составлять 414 человек. Рекомендуемое распределение данной численности по направлениям деятельности следующее (при расчетах осуществлено округление до целого):
профилактическое — 62 чел;
управленческое — 21 чел;
техническое- 42 чел.
3. Нормы технической оснащенности противопожарной службы
3.1. Количество пожарных депо и пожарных автомобилей в зависимости от численности населения и площади территории городского или сельского поселения определяется в соответствии с приложениями 1 и 7 НПБ 101–95.
3.2. С учетом расширения функций деятельности ПС, связанных с проведением работ, в таблице 1 приведены рекомендуемые нормативы по количеству аварийно- спасательных автомобилей в зависимости от численности населения в городском или сельском поселении.
3.3. Для осуществления работ и пожарной техники, средств связи и пожарного вооружения в субъекте Российской Федерации создаются, в зависимости от количества единиц и пожарной техники, подразделения технической службы. Типы данных подразделений в зависимости от количества единиц эксплуатируемой техники в субъекте Российской Федерации определяются в соответствии с НПБ 101–95 (п. 1.5).
4. Требования к проектированию объектов противопожарной службы и местам их дислокации
4.1. Проектирование пожарных депо, в зависимости от их типов, осуществляется по НПБ 101–95.
4.2. Места дислокации пожарных депо определяются по СНиП –89* (приложение1). Радиус обслуживания может быть скорректированным как в большую, так и в меньшую сторону, в зависимости от особенностей объектов городских или сельских поселений по пожарной опасности, градостроительных условий (этажность зданий, плотность застройки, ландшафтная особенность территории и.т.п.), а также от наличия элементов системы противопожарной защиты. Корректировка радиуса обслуживания пожарными подразделениями осуществляется по утвержденным методикам.
5. Заключение
Предлагаемый вариант обоснования численности ПС субъектов Российской Федерации основан на двухфакторной модели, отражающей два показателя городских и сельских поселений — численность населения и площадь территории. Предварительные расчеты нормы численности по данному варианту показывают, что в среднем на одну единицу численности ПС должно приходиться от 400 до 750 чел. населения в зависимости от плотности населения.
В приложении 4 приведена информация по численности ПС ряда зарубежных стран и городов мира. В международной практике норматив «одна единица численности профессиональной ПС в расчете на некоторое число жителей» имеет в среднем значение: 1 на 2300 чел. населения. При этом следует отметить, что для выполнения функций по предупреждению и тушению пожаров, проведению работ привлекается значительное количество добровольцев.
По отдельным городам мира, наблюдаются значительные колебания норматива. Минимальные значения доходят до 100 чел. населения в расчете на одну единицу численности ПС (например г. Лондон), а максимальные — до 5000 чел. населения в расчете на одну единицу численности ПС (например г. Тэгу).