Чем осложняется простое предложение 9 класс
Осложненное предложение – что это такое понятным языком и про какие 5 осложнителей вам обязательно надо знать
Предложение, в котором есть хотя бы один из пяти осложнителей.
Осложненное предложение – это предложение, в котором есть хотя бы один из пяти осложнителей:
Разбираю каждый из пяти осложнителей
У меня есть отдельные статьи о каждом из них, поэтому я очень углубленно их анализировать не буду, но отмечу основные характеристики, про которые надо знать.
Однородные члены
Однородными могут быть любые члены предложения. Их можно узнать по перечислительной интонации, а также по двум признакам: одно главное слово, одинаковый вопрос. Примеры:
Чтобы понять, однородные члены предложения или нет – надо помнить про многие нюансы. Например, «зеленые, синие ленты» – однородные, а вот «маленькая извилистая речка» – неоднородные.
Читайте подробнее в отдельной статье, я постарался там все «разжевать».
Обращения
Их можно обнаружить по звательной интонации: «Я хочу есть, мам», «Я сегодня, Маш, не купил цветов», «Мурзик, кис-кис-кис».
Обращения нельзя выделять как члены предложения, потому что они ни от каких других слов не зависят. Но их обязательно надо выделить запятыми с обеих сторон.
Вводные слова
Это такие слова, которые можно «выкинуть» из предложения, и оно ничего от этого не потеряет. Например: «Я, в общем, подготовился к экзаменам, но все равно не сдал» – «Я подготовился к экзамену, но все равно не сдал».
Слова «итак», «во-первых», «во-вторых», «по словам очевидцев» – как раз вводные. Мы произносим их с выделительной интонацией и всегда выделяем запятыми на письме.
Статьи про вводные слова у меня пока нет, но я скоро обязательно ее напишу.
Вставные конструкции
Это слова или даже целые предложения, которые хочется «взять в скобки». Причем и интонационно, и на письме. Например: «Мой друг (по природе своей очень застенчивый) не побоялся прийти к нам в гости, когда мы его пригласили».
Обратите внимание, вставные конструкции могут еще выделяться двойными тире. Но скобки – более распространенный и общепринятый вариант их выделения.
Обособленные члены
Это такие члены предложения, которые мы «обособляем», то есть выделяем запятыми внутри предложения. Их отличие от вводных слов, вставных конструкций и обращений в том, что они всегда являются членами предложения.
Обособляются чаще всего причастные и деепричастные обороты. У меня про них есть отдельные статьи, где я объясняю, в каких случаях запятые нужны, а в каких нет. Посмотрите.
Прямая речь ничего не осложняет
Я на первом курсе вуза почему-то тупил и говорил, что прямая речь может осложнять предложение. Это не так. Потому что прямая речь делает простое предложение сложным.
Смотрите: “Я сказал: «Мы не будем участвовать в этом дурацком конкурсе!»”. Почему предложение сложное? Потому что в нем две грамматические основы: «Я сказал» и «Мы не будем участвовать».
Так что запомните, прямая речь ничего не осложняет.
Что говорить про осложнители при синтаксическом разборе
Когда вы делаете характеристику предложения, вы в самом конце должны про него сказать: «Осложненное. Осложнено …» – и перечислить осложнители.
Обратите внимание, в одном простом предложении может быть сразу пять осложнителей. Хотя встречается такое редко: «Во-первых, Саша, я тебе сказал, что Софья Павловна (учитель русского) завтра соберет ваши тетради и, проверив их, сразу выставит оценки за четверть».
Это предложение осложненное, оно осложнено обращением (Саша), вводным словом (во-первых), вставной конструкцией (учитель русского), однородными сказуемыми (соберет, выставит), обособленным обстоятельством, которое выражено деепричастным оборотом (проверив их).
Что отмечать на схеме осложненного предложения
Ничего. У простых предложений вообще нет смысла рисовать схему, потому что в этой схеме будет только две скобки. Схемы мы рисуем для сложных предложений, чтобы показать, что с чем связано, какие есть логико-грамматические части.
Иногда учителя требуют показывать осложнение внутри схемы. Они делают это для того, чтобы заставить ребенка в очередной раз увидеть осложнение. Если ваш учитель требует – выделяйте.
Обращения выделяются буквой «О», а однородные члены берутся в кружочек. Обратите внимание, если между однородными членами есть союзы – их тоже надо отображать на схеме.
Например, вот предложение: «Саша, вскипяти чайник и покорми хомячка». Оно осложнено обращением и двумя однородными сказуемыми. На схеме это будет выглядеть примерно так:
Обособленные члены надо подчеркивать в зависимости от того, каким членом предложения они являются. Над причастными и деепричастными оборотами надо еще рисовать крышку и писать внутри, что это за обороты. Например: «Балерина, танцуя на сцене, жила настоящей жизнью». Схема такая.
Если у вас при однородных членах есть обобщающие слова, то они выделяются кружком с точкой внутри. Возьмем для примера предложение: «На бал пришли все представители знати: бароны, графы, высшие сановники».
Полезные материалы по теме
Подпишитесь на мою рассылку. Я буду еженедельно присылать вам лучшие статьи по русскому языку. В ближайшие 5-6 месяцев их будет много.
Посмотрите мое видео о том, как надо выделять причастный оборот при разборе предложения по членам. Ученики всегда здесь путаются и либо никак не выделяют, либо выделяют просто как обстоятельство.
Посмотрите три моих подборки с курсами по русскому языку. Они вам помогут подготовиться к экзаменам и проверочным работам. В каждой подборке вас ждут «плюшки» – бесплатные справочники и пособия, которые можно скачивать прямо из статей. Я их сам подбирал, они очень хорошие:
Напишите, пожалуйста, ваше мнение о статье в комментариях. Напишите обо всех недостатках, которые вы видите, чтобы я мог их доработать и сделать этот материал лучше. Свои вопросы можете писать там же, я отвечаю в течение суток.
Осложнённое предложение
Осложнённое предложение — это простое предложение, в котором имеются осложняющие его структуру элементы в виде однородных и обособленных членов предложения, обращений, вводных слов и вставных конструкций.
Центром предложения являются главные члены — подлежащее и сказуемое, которые составляет грамматическую основу. Кроме подлежащего и сказуемого, в предложении могут быть поясняющие их второстепенные члены:
Второстепенные члены углубляют, расширяют или конкретизирует смысл высказывания. Если в сообщении имеется хотя бы один второстепенный член, такое простое предложение называется распространённым.
Сравним:
Пришла весна (нераспространённое предложение).
Структура как нераспространенного, так и распространенного простого предложения может быть осложнённой. В синтаксисе русского языка различают два вида осложнения предложения:
Рассмотрим подробнее все виды осложнения в структуре простого предложения.
Однородные члены предложения
Чтобы понять, что простое распространенное (нераспространенное) предложение осложнено однородными членами, укажем их характерные признаки:
Простое предложение могут осложнять все члены предложения:
Однородные члены предложения, не соединенные союзами, разделяются запятыми. Если однородные члены соединяются одиночным союзом «и», то запятая между ними не ставится. При перечислении однородных членов с повторяющимися союзами «и…и», «ни…ни», «или…или», «то…то», «не то…не то» и пр. запятая ставится перед второй частью союза.
Примеры
К следующему уроку прочтите стихотворения Ф. Тютчева и басни И.А. Крылова.
Над лесом и полем повисла разноцветная радуга.
В предложении, осложненном однородными членами, могут использоваться обобщающие слова.
В лесу нас радует всё: приятный сосновый запах, звонкое щебетанье птиц, душистая спелая земляника.
Обособленные члены предложения
Простое осложнённое предложение составляют второстепенные члены:
В качестве обособленных определений выступают как одиночные прилагательные, так и причастные обороты, а также существительные с зависимыми словами — приложения.
Обособленные дополнения выражаются именами существительными (местоимениями) с предлогами «кроме», «помимо», «исключая», «включая» и пр.
В осложненном предложении деепричастия и деепричастные обороты, существительные с предлогами «невзирая на», «несмотря на», «вопреки» и сравнительные обороты выступают в роли обособленных обстоятельств.
Примеры
Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения
Простое осложнённое предложение включает слова и обороты, уточняющие, пояснительные предшествующие члены предложения, к которым присоединяются словами «например», «даже», «особенно», «в частности», «в том числе» и союзами «то есть», «а именно».
Здесь, за уступом скалы, было почти безветренно.
Многие от скуки зевали, например Толя.
Загородный дом был построен в новом вкусе, то есть с балюстрадой.
Анна любит разные цветы, в том числе полевые ромашки.
Присоединительные обороты содержат уточнение, пояснение или дополнительное замечание ко всему предложению.
Анна в деревне скучала, притом сильно.
У дедушки Матвея выиграть в шахматы, даже случайно, невозможно.
Анна Петровна не любит кошек, особенно из-за их шерсти в доме.
Машинально (не заметив как) она ответила на вопрос неправильно.
В осложнённое предложение включаются слова и конструкции, которые не являются его членами. Обращение, вводные слова и вставные конструкции грамматически не связаны с членами предложения и всегда выделяются знаками препинания.
Обращение
Обращение служит для привлечения внимания собеседника к тому, о чём идет речь. Слово или словосочетание имеет форму именительного падежа и произносится с характерной звательной интонацией.
И как ты, лапочка, все успеваешь сделать вовремя?
Где ты пропадаешь, милая моя, с утра до вечера?
Вводные слова
Вводные слова, словосочетания и предложения выражают отношение говорящего к предмету речи, указывают на источник сообщения, порядок мыслей, способ их изложения и пр.
Кажется, мне нечего возразить на ваше замечание.
Я, к большому моему сожалению, все-таки опоздал.
Нудный дождь, как нам кажется, зарядил до самого вечера.
Вставные конструкции
В простых предложениях в качестве осложняющего элемента используются вставные конструкции, которые содержат добавочные сведения, замечания, указания и пр. Для их выделения используется тире или скобки.
Неожиданный приход Насти — это было видно невооруженным глазом — не обрадовал их.
Через год (а время — лучший лекарь) все забудут о твоем проступке.
Мое откровенное заявление (что меня нисколько не удивило) никому не понравилось.
Научимся отличать простое осложненное предложение от сложного. Важно усвоить, что в сложном предложении содержится две и более грамматические основы, а в простом — только одна.
Выделив грамматическую основу, можно понять, что это простое предложение, осложнённое обращением и обособленным определением.
Видеоурок «Простое осложнённое предложение»
Простое осложненное предложение
Всего получено оценок: 1259.
Всего получено оценок: 1259.
Классификация синтаксических единиц в русском языке достаточно сложная, она включает в себя множество разнообразных понятий, среди которых есть и простое осложненное предложение. Эта тема изучается в 8 классе и повторяется в 9-11 и требует от учеников большого внимания, так как на ней основано множество пунктуационных правил.
Что такое простое осложненное предложение и его примеры
Итак, простое предложение – синтаксическая единица, которая имеет одну грамматическую основу. Простое предложение может быть осложнено однородными членами, обособленными конструкциями, вводными словами, обращениями и т.д.
Часто простые осложненные предложения путают со сложными, ведь они напоминают их структурой или наличием знаков препинания, отличаясь вместе с тем по семантике.
Но у сложного предложения две и больше грамматических основ, а у простого – только одна. Таким образом, если найти грамматическую основу, то легко определить, какое именно это предложение – простое или сложное.
Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, нужно рассмотреть примеры простого осложненного предложения.
Виктор Петрович, позвольте нам уйти пораньше. – В этом предложении грамматическая основа состоит из одного глагола (это односоставное предложение), а обращение осложняет его. У обращения нет своей грамматической основы, но оно тесно связано по смыслу с основной частью синтаксической единицы.
Можно сделать вывод о том, что осложняющий компонент – это некая дополнительная информация, которая связана с предложением.
Классификация элементов, осложняющих простое предложение
Следует рассмотреть таблицу, в которой они перечислены с примерами:
Осложняющий элемент | Пример |
Однородные члены предложения | Я умею играть на пианино, гармони и флейте |
Обособленные члены предложения | Я не слышал ничего, кроме тиканья часов |
Вводные и вставные конструкции | Сестра, однако, ничего не заметила |
В качестве осложняющей конструкции может выступать и обращение, то есть наименование лица, к которому обращена речь: Сынок, принеси мне пилу.
Знаки препинания в простом осложненном предложении
Правила, которые регламентируют их постановку, достаточно простые, но их нужно запомнить.
Так, если предложение осложняется однородными членами, то между ними ставятся разделительные знаки (запятые). Может стоять двоеточие или тире, если есть обобщающее слово.
Все остальные осложняющие элементы, то есть обращения, вводные слова, вставные конструкции, являются обособленными и отделяются от основной его части запятыми.
Что мы узнали?
Простое осложненное предложение – это предложение с одной грамматической основой, которое может осложняться разнообразными элементами, среди которых однородные члены предложения, вводные слова и вставные конструкции, обращения, а также обособленные члены предложения ( обстоятельства, определения и дополнения). Определить, сложное ли это предложение или простое, но осложненное, можно, найдя грамматическую основу. Если она одна, то это простое предложение, а то, что кажется еще одним предложением, просто осложняющий его элемент. Чтобы понять, какие знаки препинания нужно ставить в осложненном предложении, определяют, что именно его осложняет. Если это однородные члены, то отделять их от основной синтаксической конструкции не нужно, во всех остальных случаях запятая между основной частью предложения и тем, что его осложняет, обязательна.
Урок в 9 классе по теме: «Простые осложненные предложения. Повторение»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Допускаю:
Руководитель педагогической практики: Федосеева Татьяна Александровна
Учитель русского языка: Коваленко Наталья Юрьевна
Конспект урока
Предмет: русский язык Школа №84 Класс 9
Ф.И.О. студента: Селезнева Мария Александровна
Ф.И.О. учителя русского языка Коваленко Наталья Юрьевна
Программа, по которой работает учитель «Русский язык.9 класс Л. А. Тростенцова»
Ф.И.О. руководителя практики: Федосеева Татьяна Александровна
Тема урока: «Простые осложненные предложения. Повторение»
Тип урока: комбинированный урок
Задачи урока:
-обучающие :
— продолжать формировать умения постановки знаков препинания в предложениях, осложнённых обособленными членами : однородными членами, уточняющими членами, вводными конструкциями, обращениями;
-развивающие:
1)способствовать развитию устной и письменной речи (устный ответ);
3)способствовать развитию слуховой памяти (установка на слушание);
4)организация активной мыслительной деятельности учащихся;
5)воспитание навыков самоконтроля, развитие самостоятельности;
6)способствовать развитию воображения, речи (распространение предложения);
-воспитательные:
воспитывать аккуратность (запись на доске, в тетради);
воспитывать внимательное отношение к собеседникам;
Перечень оборудования: доска, мел, учебник, мультимедиа.
Список литературы: Русский язык. 9 класс. Т. А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова. М.: Просвещение, 2012.-208с., Поурочные разработки. Русский язык. 9 класс. Н.В. Егорова. М: «ВАКО», 2014. 415 с., http://tak-to-ent.net/load/292-1-0-5844
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ УРОКА
Метод: слово учителя
Приём: приветственное слово
Метод: беседа + слово учителя + проблемное обучение
Приём: фронтальная беседа + ведущее слово + проблемный вопрос + чтение вслух + списывание
Метод: беседа + слово учителя + чтение + лингвистический анализ
Приём: фронтальная беседа + ведущее слово + чтение вслух
Метод: беседа + слово учителя + чтение + лингвистический анализ +списывание
Приём: фронтальная беседа + ведущее слово + выразительное чтение вслух + частичный синтаксический анализ + осложнённое списывание
Комментарий домашнего задания
Метод: слово учителя
Приём: инструктирующее слово
Ход урока
Жанр речи учителя: прив. слово
Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста! Меня зовут…
Глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание
2. Повторение изученного
Метод: беседа + слово учителя + проблемное обучение+ списывание
Приём: фронтальная беседа + ведущее слово + проблемный вопрос.
-Теперь давайте каждый разберет по одному предложению, объяснит постановку знаков препинания.
-Хорошо, ребята, все верно. Так что же объединяет все эти предложения?
-Правильно, тогда как будет звучать тема нашего урока?
-Хорошо, запишите тему урока в тетрадь.
Глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание
1) Ребёнок, заснувший у меня на руках, внезапно проснулся (обособл. определение выр. прич. оборот.);
2) К счастью, мама не спросила, во сколько я вернулся (вводное слово);
4) Алёша, ты слушаешь меня? (обращение).
-То, что все эти предложения простые и осложненные.
осложненные предложения. Повторение»
На слайде предложения.
Метод: беседа + слово учителя + групповая работа
Приём: фронтальная беседа + инструктирующее слово
-Как вы заметили, ребята, сегодня вы будете работать в группах.
Постарайтесь, выполняя работу, прислушиваться друг к другу, но также самим выполнять все задания.
Перед тем как начать работу. Давайте вспомним.
-Что такое предложение?
-Что такое простое предложение?
Что такое простое осложненное предложение?
-Чем может быть осложнено простое предложение?
-Хорошо, ребята, мы кратко повторили основные теоретические аспекты данной темы.
-На прошлых уроках вы подробно разбирали чем может быть осложнено предложение, специфику данных конструкций и слов.
На этом уроке мы систематизируем полученные знания. И вы попробуете себя в роли учителя, который должен объяснить своим одноклассникам особенности данных предложений.
Предложение – основная синтаксическая единица, содержащая сообщение, вопрос или побуждение. Главный структурный признак предложения – наличие грамматической основы.
Простое предложение – это синтаксическая единица, образованная одной синтаксической связью между подлежащим и сказуемым или одним главным членом
—Предложение может быть осложнено:
1) однородными членами;
2) обособлениями;
3) вводными словами и предложениями;
4) вставными конструкциями.
— Мы поделились на 4 группы. У каждой группы есть свое название. Оно написано на листке. Давайте зачитаем по очереди эти названия.
-Как вы поняли, каждая группа будет разбирать определенное слово/ конструкцию, которая осложняет предложение.
-Послушайте внимательно задание: ваша задача приготовить небольшое выступление. Вы должны рассказать все об ослож. конструкции /слове, которое закреплено за вашей группой:
-назвать особенности (Н-р: виды вводных слов);
-знаки препинания: обосабливается или нет;
— привести свои примеры.
-Обособленные обстоятельства / определения.
-Чтобы успеть подготовить выступление, вы должны распределить обязанности между членами группами. Когда вы будете готовы представить сообщение, вы выбираете представителя от команды, и он
выступает с сообщением.
— У каждой группы есть лист формата А4. На нем вы пишете связный текст для своего выступления.
При выступлении представителя одной группы, остальные группы внимательно слушают и готовятся задавать свои вопросы, если с чем-то не согласны или если что-т непонятно.
-Всем понятно задание? Тогда приступаем к работе, на выполнение этого задания у вас есть 7-10 минут.
Выступление в группах:
-Итак, ребята, время вышло представьте свои выступления остальным группам.
— Хорошо, ребята, вы молодцы, повторили данную тему, хорошо проработали ее, а теперь выполним задание. И закрепим полученные знания на практике.
-Теперь у вас есть следующее задание. Вы меняетесь листочками, теперь у каждой группы новая синтксич. конструкция или слово, осложняющ. простое предложение.
Термин «обращение» хорошо отражает суть: обращение – это слово или слова, которые называют того, к кому обращаются с речью. Примеры:
Обращение имеет форму именительного падежа или специальную усеченную форму:
Бабуль, я есть хочу!
Обращение может быть нераспространённым и распространённым. Примеры:
Алёша, ты слушаешь меня?
Дорогой Алёшенька, здравствуй!
Часто обращения распространяются словами уважаемый, дорогой, милыйи др. подобными.
В качестве обращения могут использоваться не только существительные, но и слова других частей речи в роли существительных, например прилагательные и причастия:
Дорогой, послушай меня!
Провожающие, просим вас выйти из вагонов!
Обращение часто бывает в начале предложения, но это необязательно: обращения могут быть и в середине, и в конце:
Здравствуй, дорогая доченька!
В художественной литературе, поэзии, сказках, баснях обращениями могут быть и неодушевлённые имена существительные:
Ветер, ветер! Ты могуч! (А. Пушкин)
-На слайде вы видите предложения. Также у вас ни есть в раздаточном материале. Вам нужно выписать предложения, осложненные конструкцией или словом. Только те, которые относятся к вашей группе.
Н-р: ваша группа «Обращение»
Вы выписываете предложения с обращениями, подчеркиваете их в тексте. Определяете их синтаксическую роль.
-Выполнив задание, вы отдаете на проверку свои тетради «учителям» т. е тем людям, которые рассказывали вам об этой синтаксической конструкции. Они проверяют и ставят вам отметку.
-Ребята, мы с вами повторили….
Спасибо за работу, до свидания!
Обращение может быть распространено определениями, например: милый, дорогой, мой любимый и др. под.
Если они стоят перед обращением, то не требуют выделения знаками препинания, например: Дорогая мамочка, пишу тебе из Киева.
Если определение стоит после обращения, то оно выделяется запятыми, например: Мамочка, дорогая, пишу тебе из Киева.
Вводные слова и сочетания – это слова и сочетания слов, выражающие отношение говорящего к содержанию предложения или к способу выражения этого содержания, не являющиеся членами предложения и не связанные с членами предложения грамматически.
Вводные слова и сочетания:
не являются членами предложения
грамматически не связаны с членами предложения.
В устной речи они выделяются интонационно, в письменной – пунктуационно: запятыми.
Вводные слова и замечания делятся на группы по выражаемому им значению.
Замечать вводные слова и предложения помогут наши примеры:
Эмоции, чувства, оценка
К счастью, к радости, к несчастью, к огорчению, к досаде, к сожалению, к стыду, к удивлению, к изумлению, на счастье, на радость, на удивление, по счастью, по правде, по совести, по справедливости, чего доброго, странное дело, удивительное дело, смешно сказать, не в укор будь сказано
Степень достоверности, возможности, уверенности
Без сомнения, без всякого сомнения, несомненно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, конечно, видимо, по-видимому, наверное, верно, возможно, вероятно, по всей вероятности, пожалуй, кажется, должно быть, может быть, может, надо полагать, можно полагать, надо думать, (я) думаю, (я) полагаю, (я) надеюсь, (я) считаю
По сообщению, по сведениям, по мнению, по слухам, в соответствии с, говорят, сообщают, передают, по-моему, по моему мнению, на мой взгляд, помнится, вспоминается
Последовательность изложения, связность речи
Следовательно, итак, таким образом, значит, наконец, стало быть, далее, кстати, к слову сказать, впрочем, между прочим, в общем, в общих чертах, в частности, кроме того, сверх того, наоборот, напротив, например, к примеру, во-первых, во-вторых (и прочие подобные), с одной стороны, с другой стороны
Приёмы формулирования, способы выражения мысли
Словом, одним словом, иначе говоря, другими словами, иными словами, точнее, точнее говоря, короче, коротко говоря, откровенно говоря, правду говоря, прямо говоря, не ходя вокруг да около, мягко выражаясь, называя вещи своими именами, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, с вашего позволения, лучше сказать, точнее сказать, так сказать, как говорится
Активизация внимания собеседника, в том числе с целью установления доверительности
Мера того, о чём говорится
Самое большее, самое меньшее, самое необычное, самое удивительное, по крайней мере
Обычность, типичность того, о чём говорится
Бывает, бывало, случается, случалось, по обычаю, по обыкновению, в крайнем случае
То, что вводные слова и сочетания выделяются запятыми на письме, известно всем.