Чем орки поили хоббитов
Расы Средиземья: орки, тролли и гоблины
Мое воображение сразу же рисует параллели с жуткими опытами с людьми во время войны плюс эту медленную деградацию к существам, что ненавидят своего Хазяина и весь мир вокруг, ненавидят свет солнца и даже самих себя.
Первые орки были созданы Морготом в Первую Эпоху в крепости Утумно из пойманных им эльфов. С помощью своей чёрной магии и пыток он извратил их сущность, придав уродливую внешность и злобный нрав.
В ранних черновиках Толкина описывалась другая, не вошедшая в канонические издания, теория возникновения орков. По ней, Мелькор создал своих подручных из камня и глины как гномов.
Позже Толкин неоднократно пытался переосмыслить происхождение орков. Он хотел отвергнуть теорию о происхождении орков от эльфов и выдвинуть другие: происхождение орков от неких животных или даже от людей (для этого даже решил перенести время пробуждения людей).
После падения Моргота уцелевшие орки расселились по Средиземью. Валар и майар отвернулись от них, придя к выводу, что зло в их душах неискоренимо.
Важно заметить, что ошибочно разделять орков и гоблинов (так, например, нам в фильме Хоббит показан отдельно Гоблинский король и его подземное царство).
Гоблинами называют орков на общем языке Средиземья, сами же орки называли себя уруками. Сам Толкин частично позаимствовал их образ и название из поемы «Беовульф», где орками названы в числе потомков Каина и врагов рода людского.
А теперь немного о разновидностях этих существ.
1. Урук-хаи — самые крупные и сильные из них, порода была выведена в Мордоре, а не в Изенгарде как показал нам фильм. Хотя в последствии в отрядах Сарумана они тоже служили. Возможно, что белый маг тоже занимался экспериментами с усовершенствования породы путем скрещивания орков и людей.
Но некоторые говорят, что он просто занимался селекцией черных мордорских уруков. Изенгардские урук-хаи отличались от них лишь соотношением длины конечностей (у изенгардских орков пропорции были приближены к человеческим).
2. Полуорки.
И тоже следует отличать от, возможно, новой породы от Сарумана. Подобно эльфам, орки могли родниться с людьми, в результате чего рождались «большие и хитрые человекоорки и ненадежные и подлые орколюди». Примерно к 2990 году Третьей Эпохи Саруман начал скрещивать орков с людьми, в результате чего получил сотни полукровок. Эти существа были внешне похожи на людей, имели желтоватую, светлую кожу и раскосые глаза. Нехарактерный для орков внешний вид помагал им успешно маскироваться под людей с юга и шпионить в пользу Сарумана.
Однако полуорки существовали и задолго до опытов Сарумана. Мелькор и Саурон скрещивали разные народы орков между собой, а также с людьми и эльфами. Кроме того, существовало небольшое, но стабильное число естественных метисов, которые появлялись на свет от союзов с пленными людьми (была ли подобная ситуация с пленными орками, в текстах не уточняется).
Хотя не исключено, что среди жительниц Средиземья находились любительницы, которые действовали за принципом наших соотечественниц «А что? Главное, что мужик в доме какой-никакой но есть». А, может, действительно некоторые любят как раз пожёстче.))))
3. Северные орки.
Это объединительное название самоуправляемых орочьих племен Хитаэглира и Ангмарских гор, имевших крупные центры в Гундабаде и Мории. Если я не ошибаюсь именно их мы можем видеть в «Хоббите».
И у меня тут назревает вопрос к Питеру. Орки в оригинальной трилогии были действительно жуткими и пугают меня даже сейчас. В «Хоббите» мы что получили.
Верно, Азога Осквернителя, вот только я не совсем понимаю, кого он может осквернять своим смазливым личиком? Эльфийских дев. )))
В целом эта группа отличалась весьма невысоким ростом (названный громадным вожак орков Мории был ростом почти с человека). Общая для всех орков нелюбовь к солнечному свету у северян выражена наиболее ярко, вплоть до острой непереносимости, оттого живут они в пещерах, а по поверхности передвигаются только ночами. Северяне хорошо знакомы с горнопроходческим делом и обработкой металла. Столицей конфедерации северных орочьих племен в «Хоббите» называется Гундабад.
4. Мордорские орки.
А теперь немного о троллях
У Толкина описываются семь видов троллей:
1. Каменные (с которыми встретились гномы и Бильбо время их похода в Эребор)
2. Пещерные (Мория)
3. Горные (использовались Сауроном во время атаки Минас-Тирита)
4. Олог-хай (нигде не называются, но описываются в приложении » К «Властелину Колец»)
5. Холмовые (убили деда Арагорна (Арадора)).
6. Снежные (как сравнение с королём Рохана Хельмом)
Этот парень точно бы понравился Ивлеевой)))
7. Многоголовые
И в завершение я бы хотела немного высказаться о них. Мне даже жаль их, правда. Этих несчастных существ, проклятых валар и самим создателем с момента их рождения. Даже еще до него. Это очень похоже на то, что я чувствую к Дельфини Риддл)))
Орки и гоблины в произведениях Толкиена — это одна общая или две совершенно самобытные расы?
Начнем с того, что гоблины фигурируют, главным образом, в повести «Хоббит, или Туда и обратно» (1937), а орки – в трилогии «Властелин колец» (1954-55). Поэтому разница, можно сказать, скорее стилистическая. Для детской сказки (а «Хоббит» изначально создавался именно в этом жанре) нужно было использовать знакомое юным читателям слово. Любопытно, что в некоторых предисловиях к «Хоббиту» сам Толкин подчеркивал, что слово «орк» не является английским.
Само слово «гоблин» намного привычней английскому уху. Гоблин имеет своим прототипом закрепившееся в средневерхненемецком языке слово «кобольд». В английском же «гоблин» зафиксирован впервые в XIV веке и, вполне вероятно, своим появлением обязан т.н. среднефранцузскому языку.
Тем не менее, в «Хоббите» дважды упомянуты и орки, причем подчеркнута разница в размерах между ними. Подразумевается, что орки гораздо крупнее и злобнее, чем гоблины.
С точки зрения этимологии, слово «орк» происходит от латинского Оркус (бог смерти в римской мифологии). В английском языке оно закрепилось благодаря французским сказкам XVII века, где довольно часто встречалось слово ogre (куда оно, в свою очередь, перекочевало из итальянского).
Так что будем откровенны, между мультипликационным Шреком и толкиновскими орками существует как минимум лингвистическое родство.
Возникает вопрос – почему во «Властелине колец» Толкин решает использовать именно слово «орк», хотя в ранних черновиках еще фигурируют гоблины и хобгоблины? Скорее всего, ему необходимо было вывести культурное пространство трилогии за грань детской (и комнаты, и сказки).
Автор писал не формальное продолжение «Хоббита», как ему заказывали издатели, а совершенно новый текст, основанный на созданных ранее сюжетах «Сильмариллиона». Эта область толкиновской вселенной подчиняется иной внутренней логике, и поэтому требовалось закрепить это различие даже на уровне лексики.
Если же говорить о происхождении орков, то здесь Толкин предлагает нам лишь отдельные намеки. Его основная мысль такова: зло не может сотворить ничего нового, оно лишь может искажать до неузнаваемости уже существующее. Именно поэтому по одной из версий (упомянутых во «Властелине Колец») орки – это бывшие эльфы, душа и тело которых были изуродованы Морготом под покровом Тьмы. Именно поэтому они «множатся» по приказу того или иного темного владыки – Моргота и позже Саурона – и не выносят солнечного света.
Иными словами, сила и мощь орков напрямую зависит от могущества их господина. С гибелью Саурона и Сарумана орки (они же гоблины) навсегда исчезают из Средиземья.
Про урук-хай, полуорков на службе у Сарумана, отличия
Недавно со мной связались ребята из крупного сообщества, посвященного творчеству Толкина, которые серьезно (а не как я) занимаются его изучением. И они предложили опубликовать несколько их статей, которые могут показаться пикабушникам интересными. Тем более, что посты действительно заслуживают внимания)
В текстах Толкина вы не найдёте цитаты, где бы говорилось, что Саруман вывел урук-хай, а вот проследить их появление у вас не составит труда.
«Орки с Чёрного Наречия. Орк – слово, представляющее собой роханский вариант этнонима, которым называли это отвратительное племя народы Средиземья. На синдарине этот этноним звучит как орх. Соответствующее слово Чёрного Наречия – урук – находится с синдаринским в несомненном родстве, хотя употреблялось оно только по отношению к большим боевым оркам, особенно расплодившимся в те времена в Мордоре и в Изенгарде. Меньшие разновидности орочьего племени на языке уруков именовались снага, что означает „раб“ – одно из излюбленных словечек боевых Урук-хаев.»
(c) Властелин Колец, Приложение Е.
«Слово урук, встречающееся в Чёрной Речи, разработанной (как говорят) Сауроном, чтобы служить общим языком для его подданных, вероятно, было заимствовано им из эльфийских языков ранних времён. Однако оно особенно относилось к обученным и дисциплинированным оркам из полчищ Мордора. Меньшие племена, кажется, назывались снага.»
(c) История Средиземья. Том 9. Война Самоцветов. Часть 6. Квенди и Эльдар. Приложение С. Эльфийские названия для орков.
«Cлово «гоблин» используется в «Хоббите» как перевод; слова «орк». (. ) В Чёрном наречии слово орк — имеет форму «урук».»
(c) Руководство по переводу имён собственных из «Властелина Колец».
«Синдарская форма этого слова — «orch» (мн.ч. «yrch»); в Чёрном наречии — «uruk».»
(с) Письмо №144 К Наоми Митчисон.
Итак, мы имеем прямое утверждение автора, что орки — уруки, и ни слова про то, что они якобы помесь людей и орков. Просто они выше ростом, про другие же отличия от обычных орков будет описано ниже.
Первое хронологическое появление уруков
«В последние годы правления Денетора I в Мордоре впервые появились уруки — могучие чёрные орки-великаны. В 2475 году они пересекли Итилиэн и захватили Осгилиат. Боромир, сын Денетора (в его честь был позже назван Боромир из Отряда Хранителей) разбил их, отвоевал Итилиэн, но Осгилиат был окончательно разрушен.»
(c) Властелин Колец. Приложение А. Наместники.
Далее лучше просмотреть приложение Б:
В 2475 году Т.Э. Новое нападение на Гондор. Осгилиат окончательно разрушен; каменный мост через Андуин уничтожен.
ПРИБЛ. В 2480 году Орки начинают строить тайные укрепления на перевалах Туманных Гор, чтобы перекрыть дороги в Эриадор. Саурон заселяет Морию своими слугами.
В 2759 году Саруман поселяется в Изенгарде.
В 2793 году Война гномов с орками.
В 2851 году Собирается Белый Совет. Гэндальф предлагает напасть на Дол Гулдур. Саруман отговаривает его. Саруман начинает искать Кольцо для себя в Ирисных Низинах.
В 2941 году Саруман соглашается напасть на Дол Гулдур, так как хочет помешать Саурону в поисках Кольца у Андуина.
В 2953 году Саруман лжёт Совету о Едином Кольце, укрепляет Изенгард, шпионит за Гэндальфом и посылает своих шпионов в Бри и Шир.
ПРИБЛ. 2990 году Саруман начинает набирать себе армию из орков и людей.
ПРИБЛ. 3000 году Саруман решается воспользоваться палантиром и попадает под влияние Саурона. После чего решает предать Совет.
Появление уруков на службе у Сарумана
«В то время Саурон вновь объявился, и тень Мордора пала на Рохан. Орки стали совершать набеги на восточные рубежи, убивая или уводя с собой лошадей. Но были и другие, которые сошли с Туманных Гор, многие из которых были большими уруками на службе Сарумана, хоть об этом тогда ещё и не подозревали.
(c) Властелин Колец. Приложение А. Дом Эорла.
Исходя из хронологии, орки и их разновидности оказались в Туманных горах по приказу Саурона, а уже потом часть их склонил или подкупил к себе на службу Саруман.
С уруками столкнулся Теодред во время Первой Битвы у бродов Изена:
«За ними шли два батальона яростных уруков, тяжело вооружённых, но обученных двигаться многие мили с огромной быстротой.» (. ) «Позже утром вернулась большая часть Всадников Тéодреда, отогнанных к югу по реке батальоном чёрных уруков, побитые, но сохранившие строй.»
(c) Неоконченные Сказания. Битва у бродов Изена.
Впервые столкнувшись с уруками Сарумана, Арагорн сразу же обращает внимание на их вооружение и символику:
«– Не все эти орки пришли сюда из Мордора! Если я хоть немного разбираюсь в орочьих породах, то здесь есть несколько северных гоблинов с Туманных Гор. Но есть и другие, о каких я не слышал. Они даже вооружены иначе. Он показал на трупы четырёх смуглых косоглазых гоблинов – это были настоящие великаны, большерукие, с крепкими, мускулистыми ногами. Вместо обычных скимитаров на поясах у них висели короткие мечи с широкими клинками, а их тисовые луки по форме и длине ничем не отличались от тех, что носят обычно люди. На щитах красовался незнакомый герб – маленькая белая рука на чёрном поле, а железные шлемы были отмечены руной «С» из какого–то светлого металла.
(c) Властелин Колец. Глава. Уход Боромира.
Мерри и Пиппин видят их высокими, смуглыми и чёрными, отличая от остальных:
«Хоббиты остались с изенгардцами – мрачной, дикой сворой из семи дюжин огромных, смуглых, косоглазых головорезов с большими луками и короткими мечами в широких ножнах.» (. ) «он увидел большого чёрного орка, вероятно, Углука, стоящего напротив Гришнаха.»
(c) Властелин Колец. Глава Урук-хай.
Фродо и Сэм видят уруков в Мордоре:
«А в конце концов выяснилось, что шпионов вообще никаких не было, а кашу заварили бунтовщики из наших же, урук-хаев. А может, они все разом тут бродят – и эльф, и гном, и мятежники. Так их и растак. » (. ) «Рядом с ними, взад вперёд, бегали два огромных свирепых урука, крича и щелкая кнутами. Войско шеренга за шеренгой шло мимо хоббитов, и сигнальные факелы уже маячили далеко впереди.»
(c) Властелин Колец. Глава 2. В стране мглы.
«Погонщики орали во всю глотку, хлестали бичами направо и налево – все напрасно: в ход пошли кулаки, а там и сабли. Как следует поднажав, вооруженные до зубов уруки смяли колонну, в которой шли Сэм и Фродо. Под мощным напором ряды незадачливых дуртангцев смешались. «
(c) Властелин Колец. Глава. Гора Судьбы.
В основном уруки описаны смуглыми или чёрными, высокого роста, и мускулистыми ногами.
Вопреки общему заблуждению, тянущему свои корни от выхода фильма Питера Джексона «Властелин Колец», урук-хай не являлись полуорками или орколюдьми, они были выведены Сауроном в Мордоре, возможно, естественным отбором, отсеивая слабых и сильных представителей расы.
Люди, утверждающие, что Саруман вывел какую-то особую породу урук-хай, как правило, не могут подтвердить свою версию текстом.
Полуорки и орколюди Сарумана
Полуорки от орколюдей отличались лицами и характером, оба народа произошли от скрещивания орков и людей. Полуорки были хитрыми, высокими и косоглазыми людьми, со злобными желтокожими гоблинскими лицами, а орколюди больше походили на людей, чем на орков, их особенностью характера была подлость и жестокость. Оба эти народа спокойно переносили солнечный свет, хоть и продолжали его ненавидеть.
Точно не ясно, как Саруман достиг этого, возможно, они произошли вследствие смешения рас, или же от замученных и загубленных им людей. А возможно, и то, и другое. Также стоит заметить, что потомства такие существа не имели.
«Но эти создания Изенгарда, полуорки и орколюди, плоды нечистого искусства Сарумана, не боятся солнца.»
(c) Властелин Колец. Две Башни. Часть 3. Глава 7. Хельмова Падь.
Про вооружение орколюдей есть пару слов:
«Как только противник завладел восточной частью Бродов, появился отряд людей, или орколюдей (очевидно, отправленный именно для этой цели), – свирепых, одетых в кольчуги и вооруженных топорами.»
(c) Неоконченные Сказания. Часть 3. Сражения у бродов Изена.
После победы над Сауроном, Саруман сказал, что хоббиты найдут в Шире много изменившихся вещей по возвращению, привёл в Шир полуорков, орколюдей и прочий сброд, тем самым пытаясь отомстить им.
«Достигнув «Зелёного дракона», последнего дома со стороны Хоббитона, теперь безжизненного, с разбитыми окнами, они увидели с полдюжины больших, зловеще выглядевших людей, развалившихся у стены гостиницы. Они были желтокожими и косоглазыми.»
(c) Властелин Колец. Возвращение Короля. Часть 6. Глава 8. Очистка Шира.
Мерри справился с одним из главарей полуорков Сарумана:
Во всех приведённых цитатах про полуорков и орколюдей видно, что их относят больше к людям, нежели к оркам, когда как урук-хай всегда причислялись именно к оркам.
Нечеловеческие государства Средиземья.
Нечеловеческие расы — одна из главных изюминок фэнтези, а уж представить себе Средиземье без эльфов, гномов, хоббитов, орков решительно невозможно. Причем отличаются эти народы не только внешним видом или обычаями. У каждой толкиновской расы — свой язык, свое мировоззрение, свое государственное устройство, наконец.
Эльфы: деспоты и мудрецы
До Первой эпохи. Пробуждение эльфов. Часть племен переселяется в Валинор. На западе Средиземья, в Белерианде, синдар основывают Дориат и гавани в Фаласе. Эльфы обосновываются также в лесах Лориена и Сумеречья.
Первая эпоха — время расцвета эльфийских государств. Все события, происходящие в Средиземье, так или иначе связаны с эльфами.
1 год ПЭ. Нолдор, поднявшие мятеж против валар, возвращаются в Белерианд и основывают свои королевства.
100 год ПЭ. Основан Норготронд, королевство Финрода Фелагунда.
Политическая карта Белерианда.
126 год ПЭ. Построен Гондолин, твердыня Тургона.
472 год ПЭ. Падение гаваней в Фаласе. Их жители бегут на остров Балар.
495 год ПЭ. Норготронд разрушен.
505 год ПЭ. Дориат разорен.
510 год ПЭ. Падение Гондолина — последней эльфийской твердыни.
583 год ПЭ. Война Гнева и затопление Белерианда. Многие эльфы уплывают в Валинор.
Во Вторую эпоху эльфов в Средиземье становится все меньше. Они продолжают оставаться заметной силой на мировой арене, но противостоять Врагу могут только вместе с людьми или гномами.
1 год ВЭ. Основание королевств Линдон и Митлонд.
750 год ВЭ. У Западных врат Кхазад-дума основан Эрегион.
До 1000 года ВЭ. Трандуил становится королем эльфов Сумеречья.
1697 год ВЭ. Саурон разоряет Эрегион. Элронд основывает Ривенделл.
Ривенделл, он же Имладрис, был центром эльфийского мира в Третью эпоху.
3430 год ВЭ. Эльфы и нуменорцы заключают Последний Союз.
3441 год ВЭ. Войска Последнего Союза наносят поражение Саурону.
В Третью эпоху не возникает новых держав эльфов, а сами они, как правило, живут затворниками в нескольких небольших анклавах — Ривенделле, Лориэне, Сумеречье.
3021 год ТЭ. Элронд и Галадриэль уходят за море.
Четвертая эпоха — время людей. Эльфийские государства перестают существовать, большинство эльфов покидает Средиземье.
120 год ЧЭ. Леголас уплывает на Запад.
Если не считать родоплеменной стадии, форма правления у эльфов не менялась — неограниченная монархия. В Первую эпоху эльфийские правители были поистине ничем не ограничены, что принесло много бед. Взять хотя бы непокорный дух Феанора или деспотичный нрав Тингола. Да и началась история нолдор в Средиземье закономерно — с мятежа.
Карта Белерианда напоминала лоскутное одеяло феодальных стран, но классического феодализма у эльфов так и не возникло. Был некий аналог Великого Князя: так, первым владыкой нолдор считался Феанор. Во Вторую эпоху все эльфы признавали главным Гил-Галада, в Третью — Элронда.
Отношения между эльфами в Первую эпоху варьировались от братских союзов до отчужденности (Тингол запретил подданным говорить на квенья — языке нолдор) и даже усобиц (тут «отличились» сыновья Феанора, главный подвиг которых — разорение Дориата). После Войны Гнева эльфы объединяются вокруг нескольких лидеров, уже не деспотов, а мудрых владык. Причины просты: с одной стороны, эльдаров в Средиземье стало меньше, с другой стороны, они многому научились на горьком опыте Первой эпохи.
Таких больших и сильных армий, как во время Последнего Союза, эльфы больше не собирали — народа не хватало.
Разительного социального расслоения у эльфов не наблюдалось. Конечно, охотник не чета королю, но разница между ними гораздо меньше, чем в человеческом обществе. Судя по всему, эльфийское общество было довольно однородно, особенно в культурном и интеллектуальном плане. Единственный пример «простонародных» эльфов встречается в «Хоббите», — однако за этим исключением эльдары выглядят настоящими «аристократами духа».
Экономика эльфийского государства — темное место. В древности племена эльдаров могли обеспечить себя охотой, но вот чем жили целые королевства — неясно. Трудно представить себе эльфа, пропалывающего грядки. В Первую эпоху эльфам часто служили люди, которые и занимались земледелием. Затем эльфы отдалились от людей, но и тогда могли торговать с ними. Вот только чем? Известно, что нолдор преуспели в кузнечном и ювелирном ремесле, но основой экономики это могло стать только для Эрегиона.
Гномы: промышленные короли
Гномы появились на свет после эльфов, но их государства, возможно, появились раньше, чем эльфийские. Уже до Первой эпохи существовал Кхазад-дум, где пробудился первый Праотец гномов Дурин. Позже в Синих горах были основаны Ногрод и Белегост.
В Первую эпоху гномы этих городов оказались участниками войны эльфов и Моргота. Ногрод и Белегост были разрушены вместе с Белериандом. Возможно, на востоке Средиземья существовали и другие государства гномов.
Гномы так и не смогли возродить великий Кхазад-дум.
Вторая эпоха стала временем расцвета Кхазад-дума, более известного теперь как Мория.
1980 год Третьей эпохи. Гномы Кхазад-дума пробуждают балрога.
1981 год ТЭ. Исход гномов из Мории.
1999 год ТЭ. Основание города Эребор под Одинокой горой.
2210 год ТЭ. Гномы покидают Эребор и обосновываются в Серых горах.
2589 год ТЭ. Король Даин I убит драконом, и гномы уходят из Серых гор. Часть возвращается в Эребор, часть основывает новое поселение в Железных холмах.
2770 год ТЭ. Дракон Смауг разоряет Подгорное королевство.
2989 год ТЭ. Балин уходит в Морию.
2994 год ТЭ. Его попытка возродить Кхазад-дум проваливается, Балин и его спутники убиты.
3019 год ТЭ. Войска Саурона нападают на Эребор; они отбиты, но Даин II погибает.
В Четвертую эпоху Гимли, прежде чем уйти с Леголасом за море, основывает гномье королевство в Агларонде. По некоторым данным, Дурину VII удается заново обосноваться в Кхазад-думе. Однако что случилось после смерти этого последнего гномьего короля, неизвестно. Скорее всего, гномы либо стали подчиняться королю Гондора, либо попросту вымерли, ведь с демографией у них было совсем туго уже в конце Третьей эпохи.
Смерть Торина II Дубощита, великого Короля без Королевства.
Гномье общество, вероятно, походило на скандинавское. Каждый гном мог быть одновременно кузнецом, воином, торговцем, мог занять любое место в обществе. Короли подгорного племени походили на конунгов или ярлов. Война была для них священна, до самой старости они возглавляли армии. При этом с простыми воинами короли были на равных. Так, в отряде Торина все относились к нему с уважением, но не с благоговением или раболепием. Наверняка король оставался так же прост в общении с подданными и в мирное время.
При всей демократичности подгорных жителей древность рода имела для гномов немалое значение, особенно в отношениях между кланами. Древнейшим и главным считался клан Дурина, о других кланах мало что известно. На положение в обществе влияла и личная слава. Например, Даин II не смог запретить Балину уйти в Морию, хотя здесь могло сыграть роль и то, что Балин принадлежал к королевскому роду. Социальное расслоение у гномов, скорее всего, выражалось не в знатности, а в имущественном неравенстве, ведь они, как главные «капиталисты» Средиземья, очень ценили золото и драгоценности.
Политическая система гномов не менялась на протяжении всей истории. Ей были присущи черты военной демократии, хотя гномьи короли, как и эльфийские, часто имели деспотические замашки.
Основу экономики гномов составляли промышленность (горнодобывающая и оружейная) и торговля — сырьем, изделиями и услугами (например, постройка столицы Дориата). Природные ресурсы и деньги позволяли гномам решать главную проблему их цивилизации — продовольственную. Гномы тесно общались с наземными соседями. И если кхазад-думцы сотрудничали с эльфами Эрегиона только в «научно-технической» сфере, то между Эребором и человеческим Дейлом возник полноценный военно-торговый союз: люди поставляли еду, гномы — изделия и услуги.
Хоббиты: демократия по-средиземски
Хоббиты — дальние родственники людей, но никому не известно, когда и при каких обстоятельствах они отпочковались от человеческого племени. В начале Третьей эпохи хоббиты жили к востоку от Мглистых гор, но когда на Сумеречье пала Тень, начали эмигрировать на запад.
Типичное хоббитское поселение. В норах жили самые богатые и самые бедные. В надземных домах — средний класс.
1050 год ТЭ. Первые племена хоббитов приходят в Эриадор.
1300 год ТЭ. Впервые упоминается Бри — совместное поселение хоббитов и людей.
1601 год ТЭ. К западу от реки Берендуин, на землях, дарованных хоббитам королем Арнора, основан Шир.
1974 год ТЭ. С окончательным падением Северного княжества Шир становится независимым.
2340 год ТЭ. Шир расширяется на восток, за Берендуин.
2670 год ТЭ. Хоббиты открывают трубочное зелье.
3019 год ТЭ. Шир становится автономией в составе Воссоединенного королевства людей и остается таковой в Четвертую эпоху.
31 год ЧЭ. Расширение Шира на запад.
Хоббиты — один из самых «политически продвинутых» народов Средиземья, Джордж Буш их бы похвалил. Шир выписан Толкином как идиллический уголок, где как бы вообще нет власти, но все же можно сказать, что форма правления в этой стране — демократия. Правитель Шира избирается раз в семь лет — видимо, всеобщим голосованием или советом родов. Его главная обязанность — председательствовать на пирах, кроме того, он командовал почтой и дюжиной ширриффов (полицейских). При этом реальная власть находилась скорее в руках глав общин. Восточнее Брендивина правили Брендибеки, всеобщим уважением пользовался род Туков, глава которого становился таном — предводителем ополчения. В общем же, в силу своего характера, хоббиты не особо нуждались в том, чтобы ими кто-нибудь управлял. Этим объясняется и отторжение Отто Лякошель-Бэггинса, стремившегося к власти.
Общество хоббитов состояло из свободных и равноправных граждан. Неравенство, как и у гномов, носило прежде всего имущественный характер. Понятия знатности не было вовсе. Уважение, которым пользовались семейства Туков, Бэггинсов, Брендибеков, не давало им никаких привилегий.
Общество хоббитов не меняется веками. Символ этого — усадьба Старого Тука, где мебель не менялась и не переставлялась много лет. Традиционность хоббитов подчеркивается нелюбовью к техническим новинкам и неприязнью к чужакам и тем, кто с ними знается, — ведь они могут принести перемены.
Хоббитон (рисунок Джона Р. Р. Толкина).
Основа хоббитского хозяйства — фермерское земледелие. Оно позволяло Ширу самому обеспечивать себя продовольствием. Промышленность фактически отсутствовала, имелись только мелкие ремесленники, удовлетворявшие бытовые нужды населения. С внешним миром Шир почти не общался, вся торговля была внутренней. Резкий рост экспорта был связан с деятельностью «чужаков» — Сарумана и Отто.
Характерные черты народов Средиземья отражаются и в их языках. Гномы — эталон консервативности. Их язык, кхуздул, так ревностно оберегался от внешних влияний, что за тысячи лет почти не изменился. У хоббитов в старину тоже был свой язык, но после переселения в Эриадор они быстро забыли его, переняв у людей Общее наречие, вестрон, с которым больше не расставались. Языки эльфов, напротив, претерпели череду метаморфоз, хотя к концу Третьей эпохи в Средиземье по сути остались только два языка: «разговорный» синдарин и «высокий» квенья. Но и эльфы — консерваторы по сравнению с орками. Их говоры постоянно менялись, в них смешивались языки всех народов, были даже отзвуки валарина, перенятые, вероятно, из Черного наречия, созданного Сауроном как «общетемный» язык. Интересно, что существовало Черное наречие недолго — до падения Саурона в конце Второй эпохи, — а после использовалось лишь назгулами и высшими полководцами Мордора. «Международным» языком для орков стал исковерканный вестрон.
Темные царства: без лучей света
Моргот основывает свои твердыни еще до начала Первой эпохи: сначала — Утумно (разрушена во времена пробуждения эльфов), затем — Ангбанд.
Великий Гоблин тоже подчинялся Саурону.
583 год ПЭ. Война Гнева, Ангбанд уничтожен, Моргот изгнан за границы мира.
Во Вторую эпоху приспешники Моргота оказались рассеяны по Средиземью. Какие-то существа одичали, некоторые племена орков (как правило, на севере) жили по первобытно-общинным принципам, но основная их часть постепенно собралась вокруг Саурона.
1000 год ВЭ. Основан Мордор.
3261 год ВЭ. Саурон сдается нуменорцам, его край опустевает.
3320 год ВЭ. После падения Нуменора Саурон тайно возвращается в Мордор.
3429 год ВЭ. Он нападает на Гондор.
3441 год ВЭ. После разгрома Саурона войсками Последнего Союза Мордор оказывается под контролем Гондора.
В Третью эпоху центров темного притяжения становится два: Саурон и Саруман.
1050 год ТЭ. На юге Сумеречья Саурон строит Дол-Гулдур; на Лес падает Тень.
1300 год ТЭ. Основание Ангмара — королевства назгулов.
1974 год ТЭ. Силы Ангмара уничтожают остатки Северного княжества.
1975 год ТЭ. Ангмар разорен гондорцами.
1980 год ТЭ. Назгулы возвращаются в Мордор и вытесняют оттуда силы Гондора.
2002 год ТЭ. К Мордору присоединен Минас Моргул, бывший Минас Итиль.
2480 год ТЭ. Орки и тролли по приказу Саурона наводняют Мглистые горы.
2759 год ТЭ. Саруман обосновывается в Изенгарде.
2941 год ТЭ. Белый совет изгоняет Саурона из Дол Гулдура; тот возвращается в Мордор.
3018 год ТЭ. Гэндальф раскрывает предательство Сарумана.
3019 год ТЭ. Империи Саурона и Сарумана погибают, равно как и их властители.
В Четвертую эпоху большинство человеческих народов Востока и Юга, прежде служивших Саурону, заключает мир с победителями. Орки и прочая нечисть, видимо, постепенно истребляются.
Орки — самые недорогие и массовые рабы Темных Властелинов.
Ангбанд, как империя древности, наиболее эпичен и грандиозен. Столпы правления Моргота — деспотизм и жестокость. Как и у персидского царя, у него есть сатрапы, наделенные своей волей: Саурон, балрог Готмог, дракон Глаурунг.
Саурон и Саруман развивают замысел Моргота. На примере их государств Толкин описал универсальную модель тоталитарной державы, где личность полностью подчинена режиму. В отличие от Моргота, у Сарумана и Саурона нет приспешников — только рабы. Обезволены даже могущественные назгулы.
Правят оба повелителя по-разному. Саурон жестоко карает неповиновение, ему служат из страха. Темницы Барад-Дура — место, откуда не возвращаются. Сходство с тоталитарным диктатором дополняется главным атрибутом, одновременно обликом и именем Саурона — Всевидящим Оком. Око видит не только за пределами Мордора, но и внутри его, следит за рабами. Как тут не вспомнить Большого Брата.
Саруман, прирожденный политик, действует хитрее. Рабы Изенгарда не понимают, что они рабы. Урук-хай хвалятся, что Белая Длань кормит их человечиной, а дунландцы верят, что ведут праведную войну против роханских «оккупантов». Тоталитаризм Сарумана достиг качественно нового уровня, он скрыт, завуалирован. Маг не подавляет волю, а усыпляет ее, манипулирует сознанием. Чарующий голос Сарумана — символ его политики. Да, и Моргот, и Саурон употребляли ложь — чего стоит, например, развращение нуменорцев! — однако чаще всего они использовали грубую силу. Власть же Сарумана зиждется на «пиар-кампаниях»: и то, как он долго обманывал Белый Совет и притворялся другом Рохана, и двойная игра с Сауроном, и беседа в уже разоренном Изенгарде.
Орки в такой системе — шестеренки огромного механизма. Их место зависит от физических качеств: крупные и сильные становятся воинами (урук), мелкие — чернорабочими (снага). Можно вспомнить и сарумановы опыты по выведению урук-хай — «сверхсолдата» тоталитарной страны.
Экономика Мордора многоукладна: здесь были развиты и сельское хозяйство, и промышленность. Землю возделывали рабы — на юге Мордора, у моря Нурн. Промышленность как таковая во «Властелине Колец» не изображается, но ясно, что она есть, и в большом количестве: огромные армии должны были обеспечиваться вооружением, для производства которого нужны были и кузницы, и рудники. Вероятно, сырье, как и немалую долю продовольствия, поставляли данники Мордора. И конечно же, не последнее место занимало разорение захваченных территорий.
В Изенгарде земледелия, видимо, не было: его заменяли поставки провианта от дунландцев и из Шира. Промышленность же заметна даже больше, чем в Мордоре: она служит символом «преображенного Изенгарда».
На чем держался Ангбанд, менее понятно. Земледелием заниматься негде — крайний север! — торговать не с кем. Дань от еще малочисленных людей и грабежи вряд ли могли полностью обеспечить столь мощную державу. Что же до отдельных орочьих племен, то они вполне могли прокормиться охотой и разбоем.
Как ни многообразны нечеловеческие государства Средиземья, но и у них есть общие черты. Для «добрых» земель такой признак — традиционность. Эльфы, гномы, хоббиты не меняются, не склонны к революциям и реформам. Темным империям присущи постоянное изменение и прогресс. Сама история Врага — это непрерывная трансформация, смена обличий. С другой стороны, эта изменчивость становится такой же «традиционной» чертой для орков, как и неприязнь к реформам — у хоббитов. Выходит, главная особенность нечеловеческих рас Средиземья состоит в другом: они вписаны в жесткую систему координат, они не просто не меняют привычного устройства (или, напротив, меняют его ежечасно, что также можно счесть своеобразным общественным укладом) — они не меняют мировоззрений. Оттого эльфы будут вечно воевать с орками, орки — с гномами, а хоббиты будут сидеть в уютных норках и писать Алую Книгу Западного Крома.
Автор: Максим Выжлаков
(с.) Журнал «Мир фантастики» №49; сентябрь 2007
1.9K поста 8.4K подписчиков
Правила сообщества
Бан/мут(на выбор модератору):
1. Маты, ругань, унижения в жесткой форме.
2. Троллизм и устраивание холливаров.
3. Расизм/притеснение меньшинств в острой форме.
4. Банхаммер недопустим! 🙂
С тобой мой меч, с тобой мой лук, с тобой мой топор.
Будьте вежливыми и уважайте русский язык.
Вообще, Четвертую эпоху в целом неплохо описал Перумов.
на карте я вижу собачку
Очень интересно, но было бы корректнее вместо просто хронологии основания и падения эльфийских городов, написать хронологию всей войны с Мелькором
Гномы и эльфы
Почти Австралия
Арт «Хоббитон»
Хоббиты: Начало
Первые орки
Комментарий автора (перевод мой):
Разрушение Утумно (как и осада Мордора силами Последнего союза в более поздние годы) — работа, законченная лишь наполовину. Мелькор низложен и заточён, но многие из его слуг, великих и малых, прячутся в тенях и просачиваются в мир как ядовитые миазмы после того, как Валар покинули Средиземье. И вновь это диссонанс Мелькора, источник зла, неизбежно играющий свою роль в теме Творения, и именно в это время на сцене впервые появляются орки, выведенные во тьме из семени пленных эльфов. Мне нравится представлять, что орки этих времён все ещё в некоторой степени эльфы. Поколения пыток превратили их в уродливых, сломленных созданий, но в какой-то степени они по-прежнему похожи на то, за что их приняли первые эльфы, столкнувшиеся с ними, т. е. за эльфов, которые стали дикими и злыми, «тёмным феями», если угодно, гоблинами. Поэтому я представляю, какими их будут помнить люди: другая половина мира, сотканного из древней магии, в который они впервые явились, прямая противоположность «дивного народа».
Тот, что слева, был задуман как вождь или жрец/духовные лидер среди своего народа, связующее звено с тёмным властелином, который создал всех орков; вероятно, «болдог» или какой-то промежуточный ранг. Возвышающаяся груда черепов была вдохновлена статуями многоголовых демонов из юго-восточной Азии и трёхголовыми норвежскими троллями. Один череп над головой принадлежит гному, а два с обеих боков напротив головы — оркам, возможно, соперникам, а может быть и его братьям. Мне представляется что братоубийство Каином Авеля — важный для орков символический мотив, который, вероятно, способствует их духовному вырождению.
О внешности Хоббитов
Толкин неоднократно описывал внешность хоббитов, но цвету их кожи особого внимания не уделял (например, этого нет в Письме 27). При описании этого народа в «Хоббите» (гл. 1) он пишет, что хоббиты «have long clever brown fingers» («у них длинные ловкие коричневые пальцы рук») – и это единственное указание на цвет кожи.
У нас есть два цветных рисунка к «Хоббиту», где герой определённо изображён светлокожим, включая кисти рук (Бильбо у орлов и Бильбо, плывущий на бочке). Оба они (наряду с некоторыми другими, к нашему вопросу отношения не имеющими) были созданы в мае-июле 1937 г., когда американский издатель попросил дополнительные цветные иллюстрации, и оба противоречат тексту в некоторых деталях: так, Бильбо изображён в обуви (Толкин попытался объяснить это в письме 27), а на картинке с бочками изображено другое время суток.
«In his lap lay Frodo’s head, drowned deep in sleep; upon his white forehead lay one of Sam’s brown hands, and the other lay softly upon his master’s breast».
«Голова объятого глубоким сном Фродо лежала у него на коленях; одна из коричневых рук Сэма прикрывала бледный лоб Фродо, а другая мягко покоилась на груди его хозяина».
«White» может означать не только «белый», «белокожий», но и «бледный». Во всяком случае, это свидетельство о том, что у Фродо, по крайней мере, частично, была светлая кожа.
В другой раз упоминание встречается в главе 1 книги 5 (вновь по контрасту со светлым – на этот раз, со вспышкой фиала):
«Sam drew out the elven-glass of Galadriel again. As if to do honour to his hardihood, and to grace with splendour his faithful brown hobbit-hand that had done such deeds, the phial blazed forth suddenly »
«Сэм снова достал эльфийскую склянку Галадриэли. Как будто для того, чтобы почтить его мужество и украсить великолепием его верную коричневую хоббичью руку, совершившую такие деяния, фиал внезапно засиял ».
В черновиках эпилога «Властелина колец» (не вошедшего в опубликованный текст) Сэм беседует с дочерью Эланор. Сначала даётся её описание:
«on a stool beside him sat Elanor, and she was a beautiful child more fair-skinned than most hobbit-maids and more slender».
«…на табурете перед ним сидела Эланор, и была она прекрасным ребёнком, более светлокожим, чем большинство девушек-хоббитов, и более стройным».
В другом варианте сказано:
«She was a beautiful girl, more fair of skin than most hobbit-maidens, and more slender, and the firelight glinted in her red-gold hair».
«Она была прекрасной девчушкой, с более светлой кожей, чем большинство хоббитских девушек, и более стройной, и отсветы огня блестели в её рыжевато-золотистых волосах».
Под конец же говорится:
«Her hand felt for his, and his brown hand clasped her slender fingers».
«Её рука ощутила его [руку], а его коричневая рука обхватила её тонкие пальцы».
В «Прологе» к «Властелину колец» Толкин дал объяснение присутствию светлокожих и темнокожих хоббитов. Существовало три племени (породы, «breeds») хоббитов: Stoors, Harfoots и Fallohides. Все три названия образованы от древних английских слов. Stoor – «широкий, сильный», Harfoot – «обладающий ступнёй, покрытой шерстью», а Fallohide происходит от «fallow» (бледный, желтоватый) и hide (шкура или кожа). Условно можно перевести их как «крепыши», «шерстоноги» и «бледнокожие» (далее под «бледнокожими» имеются в виду именно Fallohides и образованное от этого слова прилагательное Fallohidish).
Одна из ветвей хоббитов, Stoors, предки Голлума, в отношении цвета кожи, по-видимому, занимала промежуточное положение. Две другие, в числе прочих различий, характеризуются так:
«The Harfoots were browner of skin The Fallohides were fairer of skin and also of hair The Harfoots were the most normal and representative variety of Hobbit, and far the most numerous. The Fallohides, the least numerous, were a northerly branch. In Eriador they soon mingled with the other kinds that had preceded them, but being somewhat bolder and more adventurous, they were often found as leaders or chieftains among clans of Harfoots or Stoors. Even in Bilbo’s time the strong Fallohidish strain could still be noted among the greater families, such as the Tooks and the Masters of Buckland».
«Шерстоноги были более коричневыми кожей Бледнокожие были светлее кожей, а также волосами Шерстоноги были самой стандартной и репрезентативной разновидностью хоббитов, и представлявшей подавляющее большинство. Бледнокожие, наименее многочисленные, были северной ветвью. В Эриадоре они вскоре смешались с другими разновидностями, которые им предшествовали, но будучи в некотором роде более решительными и более склонными к приключениям, они часто оказывались лидерами или вождями среди кланов шерстоногов или крепышей. Даже во времена Бильбо всё ещё можно было заметить сильную линию признаков бледнокожих среди более видных семей, таких как Туки или хозяева Бакленда».
Слово «предшествовали» здесь я понимаю не как «являлись предками», а как «раньше пришли в Эриадор». Тем не менее, я предполагаю, что более светлая кожа не была изначальной характеристикой бледнокожих, а была ими приобретена в результате того, что они стали северной (то есть когда-то переселившейся на север) ветвью хоббитов.
Концепция трёх ветвей хоббитов – поздняя, возникшая после написания основного текста, включавшего эпилог, в 1948 г., но до лета 1950 г. В основном тексте из них упоминаются лишь крепыши, но это очень поздняя вставка. Концепция эта родилась при подготовке Приложения о языках (F), но затем Толкин решил переместить эту информацию в Пролог. Описание цвета кожи хоббитов принципиально не отличается от опубликованного варианта, однако в черновике присутствовало следующее примечание:
«Thus it is said to have been clans of a still markedly Stoorish strain that first moved on west again from Bree and colonized the Shire, attracted originally to the riverbanks of the Baranduin. In Bilbo’s time the inhabitants of the Marish in the East Farthing, and also of Buckland, still showed Stoorish characteristics. Yet even there the chief families, notably the Brandybucks, had a strong Fallohidish strain in their make-up».
«Таким образом, говорится, что именно кланы, всё ещё обладавшие ярко выраженной линией признаков бледнокожих, первыми снова двинулись на запад из Бри и колонизировали Шир, первоначально привлёкший их берегами Барандуина. Во времена Бильбо обитатели Мариша в Восточном фартинге, а также Бакленда, всё ещё проявляли характеристики шерстоногов. Но даже там главенствующие семьи, в особенности Брендибаки, имели в облике сильную линию признаков бледнокожих».
(Я предполагаю, что бледнокожие хоббиты появились в развитие описания Фродо, ранее данного Гэндальфом: «But this one is taller than some and fairer than most». Слово «fairer» здесь можно понять по-разному: он может быть «более красивым», чем большинство хоббитов, или же «более светлым», причём во втором случае также неясно – светлее ли он по цвету кожи или волос.)
Можно добавить, что в неоконченном варианте 1960 г. Толкин перестроил всё описание хоббитов, и в обновлённом тексте упоминание о цвете пальцев пропало: «They had long and skilful fingers and made many useful and well-shaped things, mostly of wood or clay or leather [> glass]». Однако он отказался от переделки сказки, и в третьей редакции (1965) сохранился исходный фрагмент с «коричневыми» пальцами.
С учётом сказанного в Прологе «Властелина колец», я считаю невероятным существование «мозаичных» хоббитов, у которых белый лоб, а коричневые – лишь кисти рук. Я считаю, что в конце Третьей Эпохи и начале Четвёртой кожа большинства хоббитов была целиком коричневой, что позволяло описывать «коричневые пальцы», говоря о хоббитах в целом. Типичным представителем хоббитов, в том числе по цвету кожи, был Сэм Гэмджи с его «коричневой» рукой. Однако крупные и влиятельные семейства (greater, а по черновому примечанию – chief, «главенствующие») – Туки, Брендибаки и другие (к которым принадлежали, по крайней мере, по материнской линии, главные герои – Бильбо, Фродо, Мерри и Пиппин), сохраняли заметные внешние признаки происхождения от бледнокожих, в частности, более светлую кожу – настолько, что по контрасту с кожей рук обычного хоббита её можно было назвать «бледной» (или даже «белой»).
Эланор, дочь и наследница Сэма, по-видимому, получила благословение свыше за заслуги её отца, и это проявилось в редком золотом цвете волос и том, что она получила прозвание «Fair» («Прекрасная»), а её потомки – «Fairbairns». В эпилоге (в опубликованный текст и авторские комментарии к нему эта концепция не вошла) Эланор характеризуется не только как более стройная, но и как обладающая более светлой (fair) кожей, чем большинство её ровесниц, и чем её отец – при том, что семья её матери, Коттоны, вряд ли была светлокожей. Можно расценить это как свидетельство того, что светлая кожа у хоббитов имеет положительную коннотацию. Другим свидетельством, на мой взгляд, является то, что бледнокожие не покорили шерстоногов, а выдвинулись в представители их политической и экономической элиты благодаря достоинствам – личным и своего рода.
Особый вопрос – что подразумевается под словом «коричневый». Как и русское слово, английское brown относится ко всем вариантам коричневого – от очень светлого медово-коричневого и золотисто-коричневого – до бронзового, кофейного и шоколадно-коричневого, в связи с чем английская «Википедия» пишет, что кожа большинства людей носит коричневый оттенок. В современном английском языке это слово применительно к общностям людей может относиться к людям южноазиатского, ближневосточного и латиноамериканского происхождения, но оно не столь жёстко и явно закреплено, как «белые» и «чёрные». Какой именно оттенок коричневого имел в виду Толкин, нам неизвестно.
В заключение хотелось бы отметить, что с «коричневой рукой» Сэма перекликается встречающаяся незадолго до этого в тексте «коричневая рука» южанина – тоже «brown hand». И именно глазами Сэма мы видим погибшего южанина. Но насколько различна судьба этих персонажей, оказавшихся вдали от дома! Один, поддавшийся ли злу всем сердцем, или уступивший лжи или угрозам, бесславно погиб. Другой стал главным героем повествования. И не только судьба делала этот выбор, но и они сами – собственными поступками, не зависящими от цвета кожи.