Чем определяются размеры предмета

Глава 6. Ознакомление детей с величиной(размером) предметов. Обучение измерению

§ 1. Понятие о величине (размере) предметов

Понятие величина в математике рассматривается как основное. Возникло оно в глубокой древности и на протяжении истории развития общества подвергалось ряду обобщений и конкретизации. Величина — это и протяженность, и объем, и скорость, и масса, и число и т. д. В данном же случае мы сужаем понятие «величина» и будем характеризовать им только размер предметов.

Различают два понятия: «прерывная величина» и «непрерывная величина».

Прерывная величина — множество, т. е. величина, в которой составляющие ее элементы строго фиксированы, могут быть отделены друг от друга. Такая величина определяется в основном посредством счета (с помощью чисел или без них).

Непрерывная величина определяется на основе измерения. В этой величине составляющие ее элементы трудно или невозможно отделить друг от друга и пересчитать (сыпучие, жидкие вещества, протяженность, объем).

Понятие величины широко применяется не только в математике, но и в физике, биологии, астрономии и других науках. В методике формирования элементарных математических представлений это понятие используется не всегда корректно: считаются синонимами термины «величина» и

«количество», смешивают понятия «величина» и «значение величины» и др. Объясняется это тем, что понятие величины не является чисто математическим. Применение его во многих отраслях науки привело к разночтению, употреблению его в различных смыслах. В методике обучения математике долгое время понятие величины вообще связывали только с понятием «именованное число». Однако и до настоящего времени педагогическая практика сосредоточивает основное внимание на наиболее характерных признаках величины. Это нередко приводит к смешению понятия величины с понятием меры (числа, выражающего величину после выбора некой единицы измерения).

В математике на вопрос: «Что такое величина?» — ответа в виде определения нет. Однако с помощью исходных свойств, характеризующих величины, строится вся теория и практика формирования представлений и понятий о величине.

Источник

Консультация «Содержание понятия представлений о величине»

Чем определяются размеры предмета. Смотреть фото Чем определяются размеры предмета. Смотреть картинку Чем определяются размеры предмета. Картинка про Чем определяются размеры предмета. Фото Чем определяются размеры предмета Галина Мяги
Консультация «Содержание понятия представлений о величине»

В математике под величиной понимают такие свойства предметов, которые поддаются количественной оценке. Количественная оценка величины называется измерением. Процесс измерения предполагает сравнение данной величины с некоторой мерой, принятой за единицу, при измерении величины этого рода.

К признакам величины относят: длину, ширину, высоту и другие. Все эти признаки величины и единицы их измерения изучаются в дошкольном возрасте.

Свойства величины,изучаемые в дошкольном возрасте: сравнение с другим предметом или эталоном; относительность; изменчивость.

Отражение величины как признака предметов связано с восприятием, которое понимается как важный сенсорный процесс отражения действительности. В процессе восприятия величины участвуют зрительный и осязательно-двигательный анализаторы, которые играют важную роль в взаимной работе, обеспечивающей адекватное восприятие размера предметов. Восприятие величины, как и других характеристики и свойств предметов осуществляется посредством установления сложных систем внутри анализаторных, а также межанализаторных связей.

Ребенок в процессе развития смотреть и видеть обучается воспринимать предметы, вместе с тем, они воспринимать предметы они учатся постепенно. Для образования самых базовых представлений о величине нужны частные, конкретные представления о явлениях и предметах окружающей действительности. Такого рода чувственный опыт восприятия и оценки размера начинает возникать в результате впечатлений от разного рода предметов и игрушек, с которыми ребенок взаимодействует. Многократное восприятие объектов на разном расстоянии и в различном положении способствует развитию с возрастом такого свойства, как константность восприятия.

Приведем краткие характеристики величины, данные Белошистой А. В.

Величина – одно из основных математических понятий возникшее в древности, и в процессе длительного развития подвергшееся ряду обобщений. Длина, площадь, объем, масса, скорость и многое другое – все это величины. Величина – это особое свойство реальных объектов или явлений.

Длина – это характеристика линейных размеров предмета. В дошкольной методике формирование элементарных математических представлений принято рассматривать «длину» и «ширину» как два разных качества предмета. Длины любых предметов можно сравнивать на глаз, приложением и наложением (совмещением). При этом всегда можно определить, насколько больше или меньше данный предмет.

Масса – это физическое свойство предмета, поддающееся измерению. Процесс измерения массы – взвешивание. Кроме взвешивания, массу можно определить прикидкой на руке масса –сложная с методической точки зрения категория для организации занятий с дошкольниками: ее нельзя сравнить на глаз, приложением или измерить промежуточной меркой. Однако «барическое чувство» есть у любого человека, и на его использовании можно построить некоторое количество полезных для ребенка заданий, подводящих его к пониманию смысла понятия масса.

Емкость – это объем мер жидкости, знакомство с емкостью идет в начальной школе в большинстве случаев.

Площадь – это свойство фигуры занимать определенное место на плоскости. Площадь принято определять в плоских замкнутых фигур. Для измерения площади и качестве промежуточной мерки можно использовать любую плоскую форму, плотно укладывающуюся в данную фигуру. В дошкольном возрасте дети сравнивают площади предметов, не называя это термином «палетка», визуально, путем наложения предметов, путем сопоставления предметов по занимаемому месту на столе, земле.

Познание величины осуществляется на сенсорной основе, а также опосредуется речью и мышлением. Адекватное восприятие величины существенным образом зависит от опыта практической деятельности с предметами, уровнем развития глазомера, включения в процесс деятельности восприятия речи и словесной деятельности, участия мыслительных процессов, в частности – операций анализа, синтеза, обобщения и конкретизации. Умение выделить величину предмета как свойство и дать ей соответствующее название нужно не только для познания отдельного предмета, но также для понимания отношений между предметами. Все это оказывает непосредственное влияние на формирование у детей системы знаний об окружающей действительности.

Формирование у детей младшего дошкольного возраста о величине создает чувственную основу для овладения величиной как математическим понятием. Этой цели также служит усвоение элементарных способов измерительной деятельности, влияние которой на общее математическое и умственное развитие многоаспектно.

Л. А. Венгер отмечает, что с восприятием предметом и явлений окружающей действительности начинается познавательная деятельность. Все формы познания, такие, как мышление, запоминание, воображение основываются на образах восприятия, а также выступают как результаты их переработки. В связи с данным обстоятельством нормальное умственное развитие не возможно без опоры на полноценное восприятие. Аналитическое восприятие связывается не с выделением и объединением отдельных частей целого, а с выделение отдельных измерений величины предмета, таких, как ширины, длины, массы, величины и объема. При этом следует отметить, что измерение величины предмета носит относительный характер и определение размера предмета зависит от положения предмета в пространстве.

Психолого-педагогические исследования А. В. Запорожца показали, что восприятие величины способствует формированию сравнительно сложных форм анализа и синтеза свойств воспринимаемых предметом, сопоставления объектов и явлений, а также понимания простых связей и их взаимосвязей.

Для корректной и наиболее полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка иных признаков. Умения выделять величину как характеристику предмета и давать ей название нужно не только для познания конкретного предмета, но также для понимания отношения между объектами и предметами [4].

Для образования самых базовых знаний относительно величины предметом следует формировать наиболее конкретные представления о предметах и явлениях окружающей действительности. Чувственный опыт восприятия и оценки величины начинает формироваться уже в период раннего детства в результате установления связей между осязательными, зрительными, а также двигательно-тактильными ощущения от тех предметов и игрушек разных размеров, которыми оперирует ребенок.

Дети младшего дошкольного возраста достаточно прочно закрепляют признак величины по тем конкретным предметам, которые он достаточно хорошо знает. Вместе с тем, дети в данном возрасте с трудом овладевают относительностью оценки величины предметов. Дети довольно часто в своей игровой деятельности игнорируют признаки величины, например, они пытаются уложить большую куклу в маленькую кровать и т. п., то есть они ориентируются на общий объем предмета, не выделяя такие характеристики, как ширина, высота и длина.

Зачастую дети характеризуют предметы по одной протяженности, которая наиболее ярко выраженная, чаще всего – это длина, так как она является приобщающая у большинства предметов. Детям сложнее выделять ширину предметов. Наиболее успешно детьми определяются в предметах конкретные измерения в процессе непосредственного сравнения двух или более предметов.

Таким образом, цель изучения формирования представлений о величине предметов в младшем дошкольном возрасте – познакомить детей со свойствами предметов, научить дифференцировать их, выделяя те свойства, которые принято называть величинами, познакомить с самой идеей измерения посредством промежуточных мер и с принципом измерения величин.

Конспект занятия по развитию речи «Формирование понятия материалы» (средняя группа) Мотивация занятия. Воспитатель: Мишка, что ты несешь? Мишка: Дали мне сумку и сказали, чтобы я отнес МАТЕРИАЛ. А здесь…такое разное… Воспитатель:.

Использование дидактической игры для формирования представлений о величине в младшем дошкольном возрасте Величина – одно из основных математических понятий, возникшее в древности и подвергшееся в процессе длительного развития ряду обобщений.

Конспект НОД по формированию обобщающего понятия в средней группе 1. Тип: ознакомление с новым материалам. 2. Возрастная группа: средняя. 3. Тема: формирование обобщающего понятия- инструменты. Программное.

Конспект НОД по формированию у детей средней группы нравственного понятия «Дружба» Конспект занятия по формированию у детей нравственного понятия «дружба» Цель: Формирование у детей представления о нравственном понятии.

Конспект урока обучения грамоте «Введение понятия «предложение» Обучение грамоте. Тема урока. «Здравствуй, букварь! Введение понятия «предложение»». Цель урока: 1) познакомить детей с первой учебной.

Консультация для педагогов на тему: «Сущность понятия «трудолюбия» и проблема воспитания у дошкольников». Труд всегда был и остается одним из главных факторов жизнедеятельности людей, источником материальных и духовных богатств общества. Результат.

Психология понятия и виды (внимания, ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения) Внимание Это направленность сосредоточенность сознание на объектах, имеющих для личности устойчивую или ситуативную значимость Виды внимания.

Содержание коррекционно-образовательной программы по формированию представлений об окружающем мире у детей с ЗПР (занятия) Содержание программы сгруппированы в два раздела: «Мир растений», «Мир животных». Содержание программы предусматривает систематизацию.

Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Разложи по порядку» У.

Чем определяются размеры предмета. Смотреть фото Чем определяются размеры предмета. Смотреть картинку Чем определяются размеры предмета. Картинка про Чем определяются размеры предмета. Фото Чем определяются размеры предметаУсвоение понятия рифмы дошкольниками с ОНР Усвоение понятия рифмы дошкольниками с ОНР При развитии фонематического восприятия дети с речевыми нарушениями, вслушиваясь в звуки речи,.

Источник

Чем определяются размеры предмета?

Чем определяются размеры предмета.

Чем определяются размеры предмета. Смотреть фото Чем определяются размеры предмета. Смотреть картинку Чем определяются размеры предмета. Картинка про Чем определяются размеры предмета. Фото Чем определяются размеры предмета

Линейка измеряет размер предмета

если ты имела это виду.

Чем определяются размеры предмета. Смотреть фото Чем определяются размеры предмета. Смотреть картинку Чем определяются размеры предмета. Картинка про Чем определяются размеры предмета. Фото Чем определяются размеры предмета

Чем определяется выбор повязки?

Чем определяется выбор повязки?

Чем определяются размеры предмета. Смотреть фото Чем определяются размеры предмета. Смотреть картинку Чем определяются размеры предмета. Картинка про Чем определяются размеры предмета. Фото Чем определяются размеры предмета

Род имени прилагательного определяется?

Род имени прилагательного определяется.

Чем определяются размеры предмета. Смотреть фото Чем определяются размеры предмета. Смотреть картинку Чем определяются размеры предмета. Картинка про Чем определяются размеры предмета. Фото Чем определяются размеры предмета

Какие мерки определяют общий размер изделия по длине и ширине?

Какие мерки определяют общий размер изделия по длине и ширине.

Чем определяются размеры предмета. Смотреть фото Чем определяются размеры предмета. Смотреть картинку Чем определяются размеры предмета. Картинка про Чем определяются размеры предмета. Фото Чем определяются размеры предмета

Как по рыбам в аквариуме определяют температуру?

Как по рыбам в аквариуме определяют температуру.

Чем определяются размеры предмета. Смотреть фото Чем определяются размеры предмета. Смотреть картинку Чем определяются размеры предмета. Картинка про Чем определяются размеры предмета. Фото Чем определяются размеры предмета

Ценность каждого человека определяется определяется ценность предметов его стремлений?

Ценность каждого человека определяется определяется ценность предметов его стремлений.

Как ты понимаешь эти слова?

Чем определяются размеры предмета. Смотреть фото Чем определяются размеры предмета. Смотреть картинку Чем определяются размеры предмета. Картинка про Чем определяются размеры предмета. Фото Чем определяются размеры предмета

Как археологи определяют мужские и женские тела?

Как археологи определяют мужские и женские тела?

Чем определяются размеры предмета. Смотреть фото Чем определяются размеры предмета. Смотреть картинку Чем определяются размеры предмета. Картинка про Чем определяются размеры предмета. Фото Чем определяются размеры предмета

Как Вы думаете : Образ мыслей определяет жизнь человека, или жизнь определяет образ его мыслей?

Как Вы думаете : Образ мыслей определяет жизнь человека, или жизнь определяет образ его мыслей?

Чем определяются размеры предмета. Смотреть фото Чем определяются размеры предмета. Смотреть картинку Чем определяются размеры предмета. Картинка про Чем определяются размеры предмета. Фото Чем определяются размеры предмета

Какой предмет изображён на фотографии?

Какой предмет изображён на фотографии?

Напиши название этого предмета одним словом.

Чем определяются размеры предмета. Смотреть фото Чем определяются размеры предмета. Смотреть картинку Чем определяются размеры предмета. Картинка про Чем определяются размеры предмета. Фото Чем определяются размеры предмета

Предположите эксперимент, проверяющий гипотезу о том, что среди предметов одинаковой формы и размеров на земную поверхность падает быстрее наиболее тяжелый?

Предположите эксперимент, проверяющий гипотезу о том, что среди предметов одинаковой формы и размеров на земную поверхность падает быстрее наиболее тяжелый.

У меня контрольное домашнее задание!

Чем определяются размеры предмета. Смотреть фото Чем определяются размеры предмета. Смотреть картинку Чем определяются размеры предмета. Картинка про Чем определяются размеры предмета. Фото Чем определяются размеры предмета

Дополни предложения?

, а значит по ней можно определять расстояния.

Чем определяются размеры предмета. Смотреть фото Чем определяются размеры предмета. Смотреть картинку Чем определяются размеры предмета. Картинка про Чем определяются размеры предмета. Фото Чем определяются размеры предмета

Найдите меня вк я напишу и отправлю Абдрахманов Альфред город Салават 16 лет.

Чем определяются размеры предмета. Смотреть фото Чем определяются размеры предмета. Смотреть картинку Чем определяются размеры предмета. Картинка про Чем определяются размеры предмета. Фото Чем определяются размеры предмета

Чем определяются размеры предмета. Смотреть фото Чем определяются размеры предмета. Смотреть картинку Чем определяются размеры предмета. Картинка про Чем определяются размеры предмета. Фото Чем определяются размеры предмета

Яндкс. Браузер называется.

Чем определяются размеры предмета. Смотреть фото Чем определяются размеры предмета. Смотреть картинку Чем определяются размеры предмета. Картинка про Чем определяются размеры предмета. Фото Чем определяются размеры предмета

На картинке название.

Чем определяются размеры предмета. Смотреть фото Чем определяются размеры предмета. Смотреть картинку Чем определяются размеры предмета. Картинка про Чем определяются размеры предмета. Фото Чем определяются размеры предмета

Не мусорить Не вырубать деревья Не оставлять костры Не убивать животных ( хотя скорее всего это туда не относится).

Чем определяются размеры предмета. Смотреть фото Чем определяются размеры предмета. Смотреть картинку Чем определяются размеры предмета. Картинка про Чем определяются размеры предмета. Фото Чем определяются размеры предмета

Чем определяются размеры предмета. Смотреть фото Чем определяются размеры предмета. Смотреть картинку Чем определяются размеры предмета. Картинка про Чем определяются размеры предмета. Фото Чем определяются размеры предмета

Травоядное, как слон)).

Чем определяются размеры предмета. Смотреть фото Чем определяются размеры предмета. Смотреть картинку Чем определяются размеры предмета. Картинка про Чем определяются размеры предмета. Фото Чем определяются размеры предмета

Чем определяются размеры предмета. Смотреть фото Чем определяются размеры предмета. Смотреть картинку Чем определяются размеры предмета. Картинка про Чем определяются размеры предмета. Фото Чем определяются размеры предмета

Жили были в древности племя инков. Жили да поживали они были у них земли хорошие реки полные рыбы Да деревья с изысканными фруктами. Произошла ссора племени это и решили они что нужно застелить землю чтобы жить мирно но Земля была поделяна и решили..

Чем определяются размеры предмета. Смотреть фото Чем определяются размеры предмета. Смотреть картинку Чем определяются размеры предмета. Картинка про Чем определяются размеры предмета. Фото Чем определяются размеры предмета

Источник

Как правильно пишутся размеры: высота, ширина, длина обозначения латинскими буквами

Решая геометрические задачи, ученики сталкиваются с вопросом: как правильно обозначить те или иные части чертежа? Например, высоту треугольника, ширину прямоугольника, размеры бассейна. Подобные обозначения мы найдем и в физических задачах: длина маятника, высота, с которой тело начинает падать… Поэтому следует знать некоторые правила….

Как обозначаются различные параметры

В единой системе измерения используется обозначение латинскими буквами:

Чем определяются размеры предмета. Смотреть фото Чем определяются размеры предмета. Смотреть картинку Чем определяются размеры предмета. Картинка про Чем определяются размеры предмета. Фото Чем определяются размеры предметаЧто такое система СИ, ученики узнают лишь в средней школе, поэтому обычно в младших классах специального обозначениям для этих величин не вводят.

Как обозначить глубину?

Почему же для высоты и глубины применяется одна и та же буква? Если вы построите чертеж параллелепипеда, то здесь вы отметите высоту фигуры.

А если составить чертеж прямоугольного бассейна того же размера, что и параллелепипед, то обозначается глубина. Таким образом, можно сказать, высота и глубина в этом случае будут одной величиной.

Внимание! Высота и глубина – две величины, которые обозначают один и тот же перпендикуляр, соединяющий две противоположные плоскости.

Понятие «глубина» встречается и в географии. На картах она отображается цветом. Если речь идет о водных просторах, то чем темнее синий, цвет, тем больше глубина, а если речь идет о суше, то низменности обозначаются темно-зеленым цветом.

В черчении эта величина обозначается литерой S. Она позволяет создать полное восприятие объекта иногда даже с одним видом.

Что бывает длинным

Что же такое длина и как обозначается этот показатель? Она указывает расстояние от точки до точки, то есть размер отрезка. В геометрических задачах его принято обозначать как А. В стереометрии ее могут обозначать и А, и l (например, в задачах, где встречается прямая, пересекающая плоскость).

В физике же длина маятника, плеча рычага и т.д. в «Дано» обозначается буквой l, так как речь идет об отдельной прямой.

Отличие длины от высоты

Чем определяются размеры предмета. Смотреть фото Чем определяются размеры предмета. Смотреть картинку Чем определяются размеры предмета. Картинка про Чем определяются размеры предмета. Фото Чем определяются размеры предметаДлина – это величина, которая характеризует протяженность линии.

А высота – это перпендикуляр, опущенный на противолежащую плоскость.

То есть можно сделать вывод, что длина от высоты отличается тем, что является частью фигуры, совпадая с ее гранью, а высота получается в результате дополнительного построения на чертеже.

Высоту проводят для того, чтобы получить новые данные для решения задач, а также новых фигур в составе исходной.

Вот такой ширины

Ширина предмета необходима для того, чтобы понять форму как двумерного, так и трехмерного объекта. Как правило, она обозначается буквой В.

Измеряется ширина в метрах (по СИ). Но если предмет слишком мал, то для удобства используют более мелкие единицы измерения:

А если предмет слишком крупный, то пишутся такие приставки:

Чем определяются размеры предмета. Смотреть фото Чем определяются размеры предмета. Смотреть картинку Чем определяются размеры предмета. Картинка про Чем определяются размеры предмета. Фото Чем определяются размеры предметаРазумеется, такие крупные единицы измерения необходимы, например, для астрономии. Также они применяются в квантовой физике, микробиологии и так далее.

Как называются стороны прямоугольника?

В отличие от квадрата, стороны прямоугольника попарно равны и параллельны.

Это значит, что стороны, образующие углы различны.

Как правило, более длинную сторону прямоугольника называют длиной, а ширина прямоугольника это его короткая сторона.

Важно! Зная такие данные, как длина и ширина прямоугольника, можно найти его периметр, площадь, длину диагоналей и угол между ними. Вокруг прямоугольника всегда можно описать окружность. Эти свойства работают и в обратном направлении.

В чем измеряются размеры длины, ширины и высоты по СИ

По единой системе измерения длина, высота и ширина измеряются в метрах. Но иногда, если это дробное или многозначное число, для удобства в вычислениях используют кратные единицы измерения.

Для того чтобы знать, как правильно переводить единицы измерения в более крупные или же наоборот мелкие, необходимо знать значения приставок.

После подсчетов эти единицы должны быть переведены в метры.

Существуют также внесистемные единицы, но они встречаются очень редко:

Чем определяются размеры предмета. Смотреть фото Чем определяются размеры предмета. Смотреть картинку Чем определяются размеры предмета. Картинка про Чем определяются размеры предмета. Фото Чем определяются размеры предметаПри решении задач такие единицы должны быть переведены в метры.

При выполнении геометрических заданий единицам измерения не уделяют особого внимания, главное, чтобы они были сопоставимы

(если вы производите подсчеты в сантиметрах, значит, все величины необходимо перевести в сантиметры).

А при решении физических задач ответ должен быть дан в метрах в соответствии с единой системой измерения.

Обозначения длины, ширины, высоты в геометрии

Измеряем геометрические параметры

Вывод

Теперь вы знаете, какой буквой обозначается длина, в чем измеряется ширина прямоугольника, и сможете сами объяснить любому, как обозначаются различные параметры.

Это интересно! Легкие правила округления чисел после запятой

Источник

Методика формирования представлений о величине предметов у детей в детском саду

При формировании представлений о величине предметов используется специальный дидактический материал. Во второй младшей группе для сравнения достаточно взять два предмета, предлагая детям определить, как абсолютную (длинный — короткий, так и относительную величину (длиннее — короче). Основное требование к дидактическому материалу в этой группе — сравниваемое свойство должно быть ярко выражено и реально характеризовать предмет.

Обучение детей второй младшей группы ведут постепенно. Вначале ребят учат при сравнении двух плоских предметов показывать и называть длину как наиболее легко выделяемую протяженность, затем другие измерения. Сравнение предметов по каждому измерению в отдельности следует проводить на 3—4 занятиях. Исходным в работе с малышами является обследование — специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности.

Положительный эффект дает применение таких приемов следования, как показ длины, ширины и т. д., проведение пальцем по указанной протяженности, «измерение» разведенными пальцами или руками, сравнение разных признаков величины путем приложения или наложения.

Обследование дает возможность установить направление каждой конкретной протяженности, что имеет существенное значение для их различия. Дети узнают, что при показе длины рука движется слева направо, вдоль предмета, показывая ширину, рука движется поперек предмета, высота показывается снизу-вверх или сверху вниз, а толщину показывают разведенными пальцами и степень разведения зависит от толщины предмета. Толщина округлых предметов показывается путем обхвата их. Показ обследуемого признака величины нужно повторять 2—3 раза, каждый раз несколько смещая линию движения, чтобы дети не соотнесли данный признак с какой-либо одной линией или стороной предмета.

Учитывая тот факт, что в процессе познания действия всегда должны сопровождаться словом, необходимо называть обследуемые признаки величины. Первоначально это делает воспитатель, а затем требует осмысленного употребления детьми слов длина, ширина, высота, толщина.

Большое значение придается обучению младших дошкольников способам сравнения: приложению и наложению. При наложении или приложении сравниваемые предметы подравнивают с одного края (лучше с левого) или ставят рядом на одну плоскость, если сравнивают по высоте.

Для упражнения детей в сравнении предметов по величине можно давать такие, например,задания:

— из двух полосок разной длины, разложенных на столе, показать длинную или, наоборот, короткую;

— детям предъявляются поочередно образцы разной длины; необходимо найти полоску такой же длины;

— нужно взять самый длинный брусок из двух; показать его длину, затем показать длину короткого бруска;

— найти длинный карандаш из двух, положить его вверху, а короткий положить под ним.

Воспитатель проверяет, как дети выполняют задания, предлагает им рассказать о величине выбранного предмета, объяснить, почему именно этот предмет они выбрали. В процессе этих упражнений у детей развивается глазомер, накапливается опыт в умении различать размерные отношения, который значительно расширяет чувственную основу знаний; обогащается и совершенствуется речь ребенка за счет использования при обозначении величины предметов соответствующих слов.Постепенно детям становятся доступными такие ответы: «Это короткий брусок»; «Кукла долго идет в свой домик, потому что дорожка длинная»; «Я показал ширину узкой ленты» и т. п.

Необходимо учить детей называть размер предметов,сопоставляя и противопоставляя их друг другу: «Красная лента короче синей, а синяя длиннее красной, верхняя коробка уже нижней, а нижняя шире верхней, зеленый карандаш толще желтого, а желтый тоньше зеленого». Опознание самих протяженностей вполне доступно маленьким детям, но главное заключается в том, чтобы отдифференцировать точность их названий, а это полностью зависит от воспитательной работы, проводимой с детьми.

Большое место в работе с маленькими детьми должно быть отведено игровым ситуациям.Например: «Посадим мишек на скамейки» (на длинную — много, на короткую — одного). «Поставим машины в гаражи» (широкие — узкие, высокие — низкие). «Кто быстрее придет в свой домик?» (длинная — короткая дорожка). «Подбери ленточки для бантиков куклам, мишкам».

Для уточнения, закрепления знаний проводят игры типа «Найди и опиши», «Что там?», «Подбери пару».

В средней группе учат сравнивать три — пять предметов, менее контрастных по размеру. При этом дети овладевают сравнительной оценкой величины (длиннее, короче, еще короче, самая короткая не только в убывающей, но и в возрастающей степени при одновременном установлении взаимно обратных отношений. Разница в размерах сравниваемых предметов постепенно уменьшается от 5 до 2 см. Сначала детей учат раскладывать предметы по порядку в ряд, пользуясь образцом, а затем по правилу (начинай с самого длинного бруска и т. п.).

Создавая на глазах у детей образец ряда предметов и рассматривая его, воспитатель обращает внимание на последовательное расположение предметов, направление ряда (восходящее или нисходящее, постоянную разницу между двумя смежными предметами. Поскольку выявление последней часто затрудняет детей, на первых порах можно отмечать специально проведенной линией (меткой) или другим цветом «лишний кусочек» у каждого последующего элемента по сравнению с предыдущим. Анализ образца — эффективный прием обучения сериации, так как он направлен на обследование наглядно представленных предметов и способствует формированию понятия «отношение порядка» и его свойств.

Правило выбора (выбирай каждый раз из всех полосок самую длинную или самую короткую) также служит средством построения упорядоченного ряда. Оно определяет последовательность действий — практическое или зрительное сопоставление элементов и выбор нужного. Осознание отношений порядка и его свойств в этом случае происходит на основе заданного способа действия, самостоятельно, в результате выполнения задания.

Проверкой правильности выполнения заданий на сериацию служит попарное сравнение предмета с «соседями» по ряду, так дети учатся понимать, что оценка размера предмета носит относительный характер. Здесь так же, как и в младшей группе,широко используются игровые ситуации: «Построим лесенку», «Наведем порядок», «Разложим по порядку», «На какой ступеньке петушок?» и т. п.

В средней группе детей учат сравнивать плоские предметы по длине и ширине одновременно (ленты равной длины, но разной ширины и т. п.).

Большое внимание уделяется развитию глазомера. Детям дают задания найти из четырех-пяти предметов равный по своим размерам образцу или большего, меньшего размера (найди такой же длины, найди длиннее, короче и т. д.). Чтобы осуществить все задания, предусмотренные программой средней группы, надо провести не менее 10—12 занятий. Знания и умения, полученные на таких занятиях,необходимо систематически закреплять и применять в других видах деятельности: сравнивать размеры разных частей растений, подбирать полоски нужных размеров для ремонта книг, рисовать, лепить предметы соответствующих размеров, наблюдать, как изменяются размеры строящегося дома, и т. д.

Далее следует перейти к формированию представлений о трехмерности предметов. С этой целью определяются длина, ширина, высота у предметов, занимающих относительно постоянное положение в пространстве (например, предметы мебели, а затем и у других предметов (деталей строительного материала, конструктивных поделок и т. п.). Выделение и определение трех измерений проводят при сравнении предметов разного объема. В результате дети приходят к заключению, что большими или меньшими предметы называются в зависимости от размера всех трех измерений.

В старшей и подготовительной группах продолжается решение задачи упорядочивания предметов по длине, ширине, высоте и объему в целом. Теперь количество упорядочиваемых в ряд предметов увеличивается до 10, а разница их размеров еще более уменьшается (от 3 до 1 см). Усложнение заданий состоит в том, что одни и те же предметы размещаются в ряд то по одному, то по другому признаку (например, палочки сначала раскладываются по длине, а затем по толщине). Другое усложнение заключается в том, что указанный воспитателем предмет в ряду сравнивается не только с соседним, но и со всеми предшествующими ему или последующими. В результате этого ребенку становится понятным, что каждый элемент в ряду меньше (больше, чем все предыдущие, и больше (меньше, чем все последующие. Так происходит осознание не только относительности размера, но и транзитивности отношений между упорядоченными элементами (если а>b и b> с, то а > с).

«Мерка», равная «лишнему кусочку», используется для определения различий между соседними элементами ряда. Таким образом устанавливается постоянство равенства различий как существенного свойства упорядоченного ряда.Можно дать задания: достроить ряд, построить его от промежуточного элемента, нарисовать ряд до и после его упорядочивания, найти место пропущенного или лишнего элемента в ряду, вставить в уже построенный ряд промежуточные элементы, преобразовать восходящий ряд в нисходящий и наоборот, найти соответствие между несколькими рядами, составить ряд из парных элементов и т. д. С этой целью проводятся игры «Что изменилось?», «Угадайте, которого не хватает», «Угадайте, где пропущено», «Который лишний?», «Найди свое место». Одним из элементов их усложнения может быть введение правила, требующего выполнения сериации только зрительным путем, без практических проб.

Старшие,дошкольники выполняют и более сложные задания на развитие глазомера: найти на глаз предметы большего или меньшего размера, чем образец; подобрать два предмета, чтобы вместе они были равны образцу и др. Постепенно расширяют и площадь, на которой осуществляется поиск предметов нужного размера.

Упражнения в установлении транзитивности отношений порядка проводятся также с помощью игр, требующих от детей смекалки и сообразительности1.

«Кто первый?» — «Мишки (или матрешки) забыли, кто за кем стоял. Первый должен быть меньше второго, а второй меньше третьего. Какого размера первый мишка? А третий?»

«Чья коробочка?» — «У меня три коробочки от заводных игрушек: курочки, цыпленка и утенка. Курочка больше утенка, утенок больше цыпленка. Какая коробка утенка? Поместится ли курочка в коробку утенка? А утенок в коробку цыпленка?»

«Угадайте, кто выше (ниже) ростом.» — «Петя выше Саши, а Саша выше Коли. Кто из мальчиков самого низкого роста? А самого высокого?»

При проведении игр наглядность применяется для утверждения в правильности ответа. Задания на сериацию связываются с закреплением навыков порядкового счета.

Новой задачей для воспитателя старшей группы является задача уточнения представлений детей об изменении предметов по длине, ширине, толщине, высоте при правильном отражении этого в речи («Стало длиннее», «Это больше» и т. д.).

Известно, что каждый человек в своем индивидуальном опыте при решении разнообразных жизненных задач так или иначе изменяет величину предметов.Ребенок практикуется в этом постоянно в самых разнообразных видах деятельности: в процессе лепки, при создании различных построек из снега и песка, в конструировании, при изготовлении игрушек и т. д. Складывающийся таким образом опыт изменения величины предметов вряд ли достаточен. Необходимы специальные упражнения, в процессе которых деятельность, направленная на изменение величины, связывается с выяснением количественных отношений. Такие упражнения лучше всего проводить во второй части занятия — в процессе работы, с раздаточным материалом. Воспитатель организует действия по комплектованию, уравниванию по величине определенных предметов. С этой целью он учит пользоваться образцом, меркой-посредником и несколько позже условной меркой, которые выступают как средство преобразования объекта (например, из равных по длине полосок надо сделать разные, и наоборот). Для того чтобы придать деятельности детей определенный смысл, все задания по изменению величины предметовдолжны иметь совершенно конкретную направленность на результат: изготовить для кукол в соответствии с их размером ленточки для бантиков, сделать лесенку или заготовки определенных размеров для ремонта книг, коробок, плетения ковриков, елочных бус и т. п.

Такие упражнения позволяют ребенку понять, что происходит при изменении одного из измерений при сохранении массы в целом (раскатали столбик пластилина, он стал длиннее, но тоньше).

Таким образом, у ребенка формируется дифференцированное восприятие трех измерений, умение упорядочивать предметы по их размерам, понимание относительности и изменчивости величины.

Методика оздоровления и закаливания детей в детском саду и дома В современных социально – экономических условиях развития общества особенно остро, на государственном уровне, стоит проблема оптимизации.

Конспект занятия «Сравнение предметов по величине» (вторая младшая группа) «Сравнение предметов по величине» Целевые ориентиры: ребенок умеет соотносить форму предметов мебели и посуды с геометрическими фигурами;.

Центр развития и формирования математических представлений в детском саду Работа в детском саду по формированию элементарных математических представлений начинается с раннего возраста и продолжается до конца пребывания.

Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе по теме «Сравнение предметов по величине» Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе по теме: «Сравнение предметов по величине» Интеграция образовательных областей: познание,.

Методика формирования элементарных ма-тематических представлений и понятий при изучении темы «Длина. Единицы измерения длины» Длинна (длина отрезка прямой) – расстояние между его концами; положительная величина, определённая для каждого отрезка так что: 1) равные.

Модель образовательной деятельности по РЭМП «Сравнение предметов по форме и величине» (средняя группа) Текма: «Сравнение предметов по форме и величине» Целевые ориентиры: ребенок умеет правильно употреблять слова, обозначающие результаты сравнения:.

Особенности развития представлений дошкольников о величине предметов (на сенсорной основе) Чувственный опыт восприятия и оценки величины начинает складываться в раннем возрасте в результате установления связей между зрительными.

Особенности временных представлений у детей старшего возраста и методика их формирования Детям в дошкольном возрасте необходимо самим научиться ориентироваться во времени: определять, чувствовать его длительность измерять время.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *