Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь

Сравни царей из сказок находчивый солдат и мужик и царь

Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Смотреть фото Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Смотреть картинку Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Картинка про Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Фото Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь

Русская народная сказка «Находчивый солдат»-царь Пётр умный,вдумчивый правитель.Сам до всего дознаётся,проверяет и смотрит,как его указы исполняются.Любит находчивых и смекалистых людей,понял обман солдата,но отправил его в штурманскую школу.Строгий,но справедливый царь.

Русская народная сказка «Мужик и царь»-царь бездельник,развлекается сказками,дочь готов отдать за новую сказку.Глупый,но хитрый,решил мужика обмануть,да не тут то было.Сам подписал указ,что задолжал мужику сундук золота.

Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Смотреть фото Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Смотреть картинку Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Картинка про Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Фото Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь

Музей-заповедник «Горки Ленинские»

Музей-заповедник «Усадьба «Мураново» им. Ф.И.Тютчева», ГУАК Московской обл. Поэт Фёдор Тютчев

Бородинский военно-исторический музей-заповедник

Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина

Приокско-террасный Биосферный Государственный Заповедник

Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Смотреть фото Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Смотреть картинку Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Картинка про Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Фото Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь

Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Смотреть фото Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Смотреть картинку Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Картинка про Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Фото Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь

Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Смотреть фото Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Смотреть картинку Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Картинка про Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Фото Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь

Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Смотреть фото Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Смотреть картинку Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Картинка про Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Фото Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь

Михаил Михайлович Пришвин в своих произведениях редко изображает человеческие отношения, драматические ситуации, жизненные повороты, условно изображает характеры героев — не это является для него главным. Таланту Пришвина подвластна природа и человек в его взаимоотношениях с ней, а сюжет лучших произведений автора — поведение человека в мире природы. В историю русской литературы Пришвин вошел именно как повествователь и певец радостной жизни природы.

Пришвин любил не абстрактные представления о природе, а ее саму: каждое дерево, каждое животное и каждую птицу — активно и деятельно. Любое произведение природы неповторимо, по словам писателя, как неповторимо великое произведение искусства. Потеря любой, даже маленькой, частички природы невосполнима и горестна. Людей, которые поверхностно любуются природой, писатель называл «дачниками». Красивы, ярки и чудесны описания картин природы в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца», в этих картинах интересна и важна любая деталь. Мы читаем о событиях на Блудовом болоте. Вот мы узнаем, насколько полезна, где растет вкусная ягода клюква и когда ее собирают: «Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью».

Но самой сладкой эта ягода бывает тогда, «когда она перележит зиму под снегом». Вот отец рассказывает сыну Митраше, как ориентироваться в лесу по компасу и без него.

Вот интересное описание Блудова болота: «И как там, в настоящем море, бывают острова, как в пустынях — оазисы, так и в болотах бывают холмы. У нас в Блудовом болоте эти холмы песчаные, покрытые высоким бором, называются боринами». Потом мы читаем необычную историю Блудова болота: о том, как появились в нем деревья, как они росли, переплетясь корнями и судьбами. Писатель рассказывает о них как о живых людях, о том, как близки друг другу растительный и животный миры. Звонкая борина у Пришвина — словно живое существо: она «наполнялась птичьими песнями, воем, стоном и криком зверьков. Не все они были тут, на борине, но с болота, сырого, глухого, все звуки собирались сюда. Борина с лесом, сосновым и звонким на суходоле отзывалась всему». Чудесен и удивителен рассвет: «И вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших, очень маленьких елочек, наконец-то заиграл на щеках у детей». Не оторваться от описания пения птиц: тетеревов, петухов, даже ворон. В карканье ворон автор слышит просьбу птиц о помощи перед начинающейся дракой. Мгновенную смену погоды автор передает немногими точными фразами: «Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали», заставляя стонать и рычать слышащих.их животных.

* «Мы — разведчики болотных богатств, — говорит Пришвин. — И мы дознались, что торфа в этом болоте хватит для работы большой фабрики лет на сто. Вот какие богатства скрыты в наших болотах!»

Эти богатства автор и называет кладовой солнца. Пришвин понимал, что бурное развитие промышленности может нанести природе непоправимый вред, и поэтому встал на защиту всего живого. В его произведениях — мысль о необходимости бережного отношения к природе, о вреда ее бездумной эксплуатации, о ее нравственной ценности, облагораживающей способности действовать на душу человека и формировать его внутренний мир.

Источник

Сравни царей из сказок находчивый солдат и мужик и царь

Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Смотреть фото Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Смотреть картинку Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Картинка про Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Фото Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь

Русская народная сказка «Находчивый солдат»-царь Пётр умный,вдумчивый правитель.Сам до всего дознаётся,проверяет и смотрит,как его указы исполняются.Любит находчивых и смекалистых людей,понял обман солдата,но отправил его в штурманскую школу.Строгий,но справедливый царь.

Русская народная сказка «Мужик и царь»-царь бездельник,развлекается сказками,дочь готов отдать за новую сказку.Глупый,но хитрый,решил мужика обмануть,да не тут то было.Сам подписал указ,что задолжал мужику сундук золота.

Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Смотреть фото Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Смотреть картинку Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Картинка про Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Фото Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь

Музей-заповедник «Горки Ленинские»

Музей-заповедник «Усадьба «Мураново» им. Ф.И.Тютчева», ГУАК Московской обл. Поэт Фёдор Тютчев

Бородинский военно-исторический музей-заповедник

Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина

Приокско-террасный Биосферный Государственный Заповедник

Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Смотреть фото Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Смотреть картинку Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Картинка про Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Фото Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь

Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Смотреть фото Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Смотреть картинку Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Картинка про Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Фото Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь

Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Смотреть фото Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Смотреть картинку Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Картинка про Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Фото Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь

Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Смотреть фото Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Смотреть картинку Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Картинка про Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Фото Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь

Михаил Михайлович Пришвин в своих произведениях редко изображает человеческие отношения, драматические ситуации, жизненные повороты, условно изображает характеры героев — не это является для него главным. Таланту Пришвина подвластна природа и человек в его взаимоотношениях с ней, а сюжет лучших произведений автора — поведение человека в мире природы. В историю русской литературы Пришвин вошел именно как повествователь и певец радостной жизни природы.

Пришвин любил не абстрактные представления о природе, а ее саму: каждое дерево, каждое животное и каждую птицу — активно и деятельно. Любое произведение природы неповторимо, по словам писателя, как неповторимо великое произведение искусства. Потеря любой, даже маленькой, частички природы невосполнима и горестна. Людей, которые поверхностно любуются природой, писатель называл «дачниками». Красивы, ярки и чудесны описания картин природы в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца», в этих картинах интересна и важна любая деталь. Мы читаем о событиях на Блудовом болоте. Вот мы узнаем, насколько полезна, где растет вкусная ягода клюква и когда ее собирают: «Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью».

Но самой сладкой эта ягода бывает тогда, «когда она перележит зиму под снегом». Вот отец рассказывает сыну Митраше, как ориентироваться в лесу по компасу и без него.

Вот интересное описание Блудова болота: «И как там, в настоящем море, бывают острова, как в пустынях — оазисы, так и в болотах бывают холмы. У нас в Блудовом болоте эти холмы песчаные, покрытые высоким бором, называются боринами». Потом мы читаем необычную историю Блудова болота: о том, как появились в нем деревья, как они росли, переплетясь корнями и судьбами. Писатель рассказывает о них как о живых людях, о том, как близки друг другу растительный и животный миры. Звонкая борина у Пришвина — словно живое существо: она «наполнялась птичьими песнями, воем, стоном и криком зверьков. Не все они были тут, на борине, но с болота, сырого, глухого, все звуки собирались сюда. Борина с лесом, сосновым и звонким на суходоле отзывалась всему». Чудесен и удивителен рассвет: «И вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших, очень маленьких елочек, наконец-то заиграл на щеках у детей». Не оторваться от описания пения птиц: тетеревов, петухов, даже ворон. В карканье ворон автор слышит просьбу птиц о помощи перед начинающейся дракой. Мгновенную смену погоды автор передает немногими точными фразами: «Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали», заставляя стонать и рычать слышащих.их животных.

* «Мы — разведчики болотных богатств, — говорит Пришвин. — И мы дознались, что торфа в этом болоте хватит для работы большой фабрики лет на сто. Вот какие богатства скрыты в наших болотах!»

Эти богатства автор и называет кладовой солнца. Пришвин понимал, что бурное развитие промышленности может нанести природе непоправимый вред, и поэтому встал на защиту всего живого. В его произведениях — мысль о необходимости бережного отношения к природе, о вреда ее бездумной эксплуатации, о ее нравственной ценности, облагораживающей способности действовать на душу человека и формировать его внутренний мир.

Источник

Сравни царей из сказок «находчивый солдат» и «мужик и царь» можешь построить рассказ по следующему плану: 1) Чем определяются поступки царей?

Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Смотреть фото Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Смотреть картинку Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Картинка про Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Фото Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь

Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Смотреть фото Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Смотреть картинку Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Картинка про Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Фото Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь

Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Смотреть фото Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Смотреть картинку Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Картинка про Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Фото Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь

Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Смотреть фото Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Смотреть картинку Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Картинка про Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Фото Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь

Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Смотреть фото Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Смотреть картинку Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Картинка про Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Фото Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь

Почти в каждом болоте кроется несметное богатство. Все травинки и былинки, растущие там, пропитывает солнце, насыщает своим теплом и светом. Умирая, растения не сгнивают, как в земле. Болото бережно сохраняет их, накапливая могучие пласты торфа, пропитанного солнечной энергией. Поэтому и называют болото «кладовой солнца». Такие кладовые разыскиваем мы, геологи. Эта история произошла в конце войны, в селе возле Блудова болота, что в Переславль-Залесском районе.

В соседнем от нас доме жили брат с сестрой. Двенадцатилетнюю девочку звали Настей, а её десятилетнего брата — Митрашей. Дети недавно осиротели — «их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне». Дети были очень милые. «Настя была как Золотая курочка на высоких ножках» с личиком, усыпанным золотистыми веснушками. Митраша был невысоким, плотным, упрямым и сильным. Соседи называли его «мужичок в мешочке». Сначала им помогали всем селом, а потом дети сами научились управляться с хозяйством и оказались очень самостоятельными.

Однажды весной дети решили пойти за клюквой. Обычно эту ягоду собирают осенью, но пролежав зиму под снегом, она становится вкуснее и полезнее. Митраша взял отцовское ружьё и компас, Настя — огромную корзину и еды. Когда-то отец рассказывал им, что в Блудовом болоте, возле Слепой елани есть нетронутая полянка, усыпанная ягодой. Туда-то дети и направились.

Вышли они затемно. Птицы ещё не пели, только за рекой слышался вой Серого Помещика — самого страшного волка в округе. К развилке дети подошли, когда солнце уже встало. Тут и вышел у них спор. Митраша хотел идти по компасу на север, как отец говорил, только северная тропка была нехоженой, чуть заметной. Настя хотела пойти торной тропой. Дети поругались, и каждый повернул на свою тропку.

Между тем компас привёл Митрашу прямо к Слепой елани. Здесь еле заметная тропка делала крюк, и мальчик решил его срезать напрямки. Впереди лежала ровная и чистая полянка. Митраша не знал, что это и есть гибельная топь. Мальчик прошёл больше половины, когда елань начала его засасывать. В одно мгновение он провалился по пояс. Митраше оставалось только лечь грудью на ружьё и застыть. Внезапно мальчик услышал, как его окликает сестра. Он отозвался, но ветер отнёс его крик в другую сторону, и Настя не услышала.

Мальчик был голоден. Он решил подстрелить зайца, которого выгнала к нему умная собака. Он зарядил ружьё, изготовился, и вдруг совсем рядом увидел волчью морду. Выстрелил Митраша почти в упор и окончил долгую жизнь Серого Помещика. Выстрел услыхала Настя. Брат с сестрой провели ночь на болоте, а утром вернулись домой с тяжёлой корзиной и рассказом о волке. Те, кто поверил Митраше, пошли на елань и привезли мёртвого волка. С тех пор мальчик стал героем. К концу войны его уже не называли «мужичком в мешочке», так он вырос. Настя долго корила себя за жадность к клюкве и отдала всю полезную ягоду детям, эвакуированным из Ленинграда.

Источник

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Обучение в 4 классе по учебнику «Литературное чтение»: программа, методические рекомендации, тематич

НАСТРОЙКИ.

Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Смотреть фото Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Смотреть картинку Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Картинка про Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Фото Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь

Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Смотреть фото Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Смотреть картинку Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Картинка про Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Фото Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь

Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Смотреть фото Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Смотреть картинку Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Картинка про Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Фото Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь

Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Смотреть фото Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Смотреть картинку Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Картинка про Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Фото Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Смотреть фото Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Смотреть картинку Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Картинка про Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь. Фото Чем определяются поступки царей находчивый солдат и мужик и царь

Элла Эльханоновна Кац

Обучение в 4 классе по учебнику «Литературное чтение». Программа. Методические рекомендации. Тематическое планирование

ПРОГРАММА КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 1–4 КЛАССЫ

Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребенка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.

Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, дает гигантский объем разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе.

Первым этапом этого процесса является курс литературного чтения в начальных классах. Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.

Это обусловливает особое внимание к принципу доступности при отборе художественных произведений для чтения и изучения. Принцип доступности является общедидактическим принципом. Но в течение долгого времени ведущим критерием доступности художественного текста в младших классах оставалась доступность его для самостоятельного прочтения учеником, еще недостаточно владеющим техникой чтения. При отборе материала часто не учитывалось, что ребенок, живущий в XXI веке, получает из разных источников пусть бессистемную и различную по качеству, но разнообразную информацию, в том числе по непростым, «взрослым» аспектам жизни.

Наблюдения педагогов и психологов показывают, что ребенок быстрее овладевает навыками чтения, если имеет дело с волнующими, интересными для него произведениями.

В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скрепленные» сквозными темами и определенными нравственно-эстетическими проблемами. Место конкретного блока в курсе и отдельного произведения внутри блока определяется содержанием имеющихся у школьников знаний о мире, психологическим состоянием детей на определенном этапе обучения, сложившейся у них установкой, то есть предрасположенностью к восприятию определенного материала. Установка обеспечивает интерес ребенка к деятельности в нужном направлении, рассмотрение определенной проблемы, переживание эмоционального состояния.

Иногда соседство блоков обусловлено необходимостью снять интеллектуальное, эмоциональное напряжение, возникшее в результате изучения определенной группы произведений.

Программой не предусмотрено монографическое изучение творчества писателя. Ребенок не подготовлен к такой работе. Но в процессе анализа художественного произведения в начальных классах он готовится к такому изучению в средней школе. Дети учатся слышать голос автора, различать голоса писателей. Поэтому в программе предусмотрены повторные встречи с одним и тем же автором в течение одного года. Список произведений, включенных в «Круг чтения», может корректироваться, расширяться.

Художник – творец, он создает свой мир по особым законам.

Необходимы литературоведческие знания, которые помогут проникнуть в многозначный мир художественного произведения. Количество специальных терминов невелико, они вводятся прежде всего для ознакомления и подготовки учащихся к углубленной работе по теории литературы в средних и старших классах.

Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культурой чтения. Понятие «техника чтения» должно предполагать спокойное, осмысленное чтение. Скорочтение противопоказано общению с художественной литературой.

Необходимо «расшифровать» для детей словосочетание «выразительное чтение», которое предполагает понимание того, что надо выразить и как это сделать.

Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.

В программе особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя. Л. С. Выготский писал, что при таком чтении понимание прочитанного лучше. Кроме того, известно, что к шести-семи годам у ребенка формируется внутренняя речь. «Молчаливое» чтение также способствует ее развитию.

На каждом этапе обучения на первое место выдвигаются определенные психолого-педагогические и нравственно-эстетические задачи.

В первом классе ребенок вводится в мир художественной литературы через игру, которая является предпосылкой художественного творчества. Известно, что у детей ярче, чем у взрослых, развито восприятие цвета, звука, ритма. Наблюдения психологов и педагогов показывают, что навыки свободного чтения легче вырабатываются у учащихся при освоении стихов. Короткая строка концентрирует внимание ребенка, ритм создает определенную инерцию речевого «движения», «ведет за собою». Музыкальность поэтической речи согласуется с повышенной чувствительностью детей к звуку и ритму, их эмоциональностью. Поэтому в курсе литературного чтения в первом классе значительное место отводится стихам.

Во втором и третьем классах повышенное внимание уделяется выявлению авторской позиции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре, обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художественном произведении. Открывается близость нравственно-эстетических проблем, волнующих разные народы мира.

В четвертом классе учащиеся получают представление о родах литературы, связи художественной литературы и истории, влиянии фольклора на творчество различных писателей. Обогащаются знания детей о внутреннем духовном мире человека, формируется способность к самоанализу. Расширяется круг нравственных вопросов, которые открываются для них в литературных произведениях и жизни.

Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребенку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. В процессе этой деятельности ученик учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояние окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным он начинает преобразовывать мир с помощью воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.

Хорошо известно различие психологического механизма письменной и устной речи. «Барьер» между двумя видами речи, возникающий на ранней стадии обучения, не преодолевается многими ребятами до конца школьного курса. Поэтому определенное место в курсе литературного чтения занимают задания, требующие письменного самовыражения учащихся.

В течение последних лет отечественные и зарубежные психологи, педагоги отмечают резкое обеднение словарного запаса и снижение коммуникативных возможностей учеников вследствие их увлечения компьютерными играми, телепрограммами, отсутствия полноценного общения в семье и других социальных факторов. Прилагаемые к программе учебники включают систему заданий, способствующих развитию словаря и коммуникативных способностей детей.

Программа предусматривает право учителя и учащегося на выбор тем и видов творческих работ, стихотворений для заучивания, отрывков для выразительного чтения, произведений для внеклассного чтения. Педагог может самостоятельно выбрать произведения, на материале которых он решает поставленные программой задачи.

Количество уроков, необходимых для изучения конкретных произведений и выполнения отдельных заданий, определяет учитель в зависимости от задач, которые он ставит перед собой, и уровня подготовленности учеников.

Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью. В учебник первого класса включены задания для семейного внеклассного чтения. В учебнике второго класса произведения, предназначенные для самостоятельного внеурочного чтения, объединены в рубрику «Читальный зал». В учебниках третьего и четвертого классов отдельно дается система заданий для организации уроков по внеклассному чтению. Кроме того, учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них.

Обсуждению произведений, включенных в систему внеклассного чтения, посвящаются фрагменты уроков и целые уроки. Это помогает ребятам в различных

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *