Чем определяются особенности бухгалтерского учета операций по доверительному управлению
Чем определяются особенности бухгалтерского учета операций по доверительному управлению
Глава 3. Бухгалтерский учет доверительным управляющим собственных операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом
3.1. Все расходы доверительного управляющего по осуществлению деятельности, связанной с доверительным управлением имуществом, учитываются по дебету счета N 71702 «Расходы по другим операциям» или счета N 71802 «Расходы, связанные с обеспечением деятельности».
3.2. Причитающаяся доверительному управляющему сумма вознаграждения или возмещения необходимых расходов, произведенных им при доверительном управлении имуществом, отражается бухгалтерской записью:
Дебет счета N 47902 «Дебиторская задолженность по операциям доверительного управления»
Кредит соответствующего счета второго порядка счета N 716 «Комиссионные доходы и доходы от оказания услуг».
Поступление денежных средств в счет выплаты вознаграждения или возмещения произведенных расходов отражается бухгалтерской записью:
Дебет соответствующего счета учета денежных средств
Кредит счета N 47902 «Дебиторская задолженность по операциям доверительного управления».
Аналитический учет по счету N 47902 «Дебиторская задолженность по операциям доверительного управления» ведется по каждому договору доверительного управления.
3.3. Причитающиеся суммы возмещения выгодоприобретателю упущенной выгоды за время доверительного управления имуществом или учредителю управления убытков, причиненных утратой или повреждением имущества, а также упущенной выгоды отражаются бухгалтерской записью:
Дебет счета N 71802 «Расходы, связанные с обеспечением деятельности»
Кредит счета N 47903 «Кредиторская задолженность по операциям доверительного управления».
При перечислении учредителю управления или выгодоприобретателю указанных средств производится бухгалтерская запись:
Дебет счета N 47903 «Кредиторская задолженность по операциям доверительного управления»
Кредит соответствующего счета учета денежных средств.
Порядок бухгалтерского учета участников доверительного управления
Перед тем как перейти к бухгалтерскому учету операций по доверительному управлению, вкратце обозначим суть данной схемы.
По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление; другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (п.1 ст.1012 ГК РФ).
Это условие считается соблюденным, если при совершении действий, не требующих письменного оформления, другая сторона информирована об их совершении доверительным управляющим в этом качестве, а в письменных документах после имени или наименования доверительного управляющего сделана пометка «Д.У.». При отсутствии указания о действии доверительного управляющего в этом качестве доверительный управляющий обязывается перед третьими лицами лично и отвечает перед ними только принадлежащим ему имуществом.
Чем руководствоваться при ведении учета?
Обозначим основные моменты.
Пунктом 2 Приказа №97н установлено, что имущество, переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества учредителя управления, а также от имущества доверительного управляющего. Это имущество отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе, и по нему ведется самостоятельный учет.
Согласно п.4 Приказа №97н передача объектов имущества в доверительное управление осуществляется учредителем управления по стоимости, по которой они числятся в бухгалтерском учете учредителя управления на дату вступления договора доверительного управления в силу. В соответствии с п.7, п.11, п.12 Указаний при составлении бухгалтерской отчетности учредителя управления в нее полностью включаются данные, представленные доверительным управляющим об активах, обязательствах, доходах, расходах и других показателях, путем суммирования аналогичных показателей.
При организации бухгалтерского учета доверительный управляющий обеспечивает самостоятельный учет операций по каждому договору доверительного управления имуществом, обособленный от операций, связанных с имуществом доверительного управляющего.
Для каждого договора доверительного управления должен быть открыт отдельный субсчет к счету 79 «Внутрихозяйственные расчеты» в разрезе учредителя управления и выгодополучателя.
Рассмотрим перечень типовых бухгалтерских проводок у учредителя управления и доверительного управляющего.
Бухгалтерский учет у доверительного управляющего
Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему. Имущество, переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества как у учредителя управления, так и у доверительного управляющего. Это имущество отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе и по нему ведется самостоятельный учет (п.1 ст. 1012, п.1 ст.1018 ГК РФ).
На собственном балансе, помимо операций, связанных с собственной деятельностью доверительного управляющего, отражается начисление вознаграждения за услуги доверительного управления.
Операции по принятию имущества на отдельный баланс и расчеты с учредителями управления «зеркально» отражаются в бухгалтерском учете следующими записями:
Содержание хозяйственной операции
Получено от учредителя управления имущество
Отражена амортизация по полученному имуществу (по данным учредителя управления)
Имущество, полученное от учредителя управления, учитывается по стоимости, числящейся в бухгалтерском учете учредителя управления на дату вступления договора доверительного управления имуществом в силу (п.12 Указаний).
Начислена амортизация по полученному имуществу в пределах срока полезного использования, которые были приняты учредителем управления
В процессе доверительного управления имуществом может создаваться готовая продукция, выполняться работы, оказываться услуги, которые отражаются в общеустановленном порядке (в сумме фактических затрат на создание, изготовление, приобретение).
Приобретены материалы для осуществления деятельности в рамках договора доверительного управления
Бухучет операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом
Правила отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций и составления бухгалтерской отчетности при осуществлении договора доверительного управления имуществом утверждены Приказом Минфина РФ от 28.11.2001 года №97н и введены в действие с отчетности 2002 года.
В силу данного документа, применение изложенных в нем указаний, обязательно для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, за исключением кредитных и страховых организаций, организаций, действующих в качестве профессиональных участников рынка ценных бумаг, негосударственных пенсионных фондов и бюджетных учреждений.
Порядок бухгалтерского учета установлен в отношении каждого из участников договора доверительного управления имуществом. Отражение в бухгалтерском учете операции по передаче учредителем управления имущества в доверительное управление и других операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, производится с использованием счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты», субсчет «Расчеты по договору доверительного управления имуществом».
Напоминаем, что нормы ГК требуют обособления имущества, переданного в доверительное управление, от другого имущества, как у учредителя управления, так и у доверительного управляющего. В связи с тем, что доверительный управляющий обязан отчитываться по эффективности управления имуществом, переданным ему собственником, ему необходимо вести самостоятельный учет по данному имуществу на отдельном балансе.
ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДОГОВОРА ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ УЧРЕДИТЕЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ
Выше указывалось, что в силу пункта 2 статьи 433 ГК договор доверительного управления имуществом считается заключенным с момента передачи учредителем доверительного управления соответствующего имущества доверительному управляющему.
Корреспонденция счетов
Содержание операции
Дебет
Кредит
79-3 «Расчеты по договору доверительного управления имуществом»
Корреспонденция счетов
Содержание операции
Дебет
Кредит
79-3 «Расчеты по договору доверительного управления имуществом»
Если произошло начисление причитающейся прибыли по договору доверительного управления имуществом, то в бухгалтерском учете делается проводка по следующим счетам:
Корреспонденция счетов
Содержание операции
Дебет
Кредит
79-3 «Расчеты по договору доверительного управления имуществом»
Корреспонденция счетов
Содержание операции
Дебет
Кредит
79-3 «Расчеты по договору доверительного управления имуществом»
Корреспонденция счетов
Содержание операции
Дебет
Кредит
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Корреспонденция счетов
Содержание операции
Дебет
Кредит
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Из этого положения следует, что операции возврата имущества из доверительного управления должны быть отражены обратными проводками, в тоже время операции производятся в тех же суммах, что и при осуществлении передачи имущества в доверительное управление, а именно:
Корреспонденция счетов
Содержание операции
Дебет
Кредит
79-3 «Расчеты по договору довериительного управления имуществом»
Корреспонденция счетов
Содержание операции
Дебет
Кредит
79-3 «Расчеты по договору доверительного управления имуществом»
Далее пунктом 7, закреплен, как завершающий этап, порядок составления отчетности учредителем управления. Из него следует, что бухгалтерская отчетность учредителя управления должна полностью включать данные, представленные доверительным управляющим об активах, обязательствах, доходах, расходах и других показателях, путем суммирования аналогичных показателей. При объединении с информацией, представленной доверительным управляющим, данные по счету 79 «Внутрихозяйственные расчеты», субсчет «Расчеты по договору доверительного управления имуществом» исключаются.
Представление бухгалтерской отчетности учредителем управления осуществляется в общем порядке, установленном Федеральным законом от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Дополнительно предусмотрено в составе пояснительной записки к отчетности учредителя управления, раскрывать информацию, связанную с осуществлением договора доверительного управления имуществом на основании правил, установленных Положением по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2000, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации 27 января 2000 года №11н.
ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДОГОВОРА ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ ВЫГОДОПРИОБРЕТАТЕЛЕМ
Как следует из пункта 8 и 9 данного раздела Указаний, у выгодоприобретателя в качестве внереализационного дохода должен быть отражен как причитающийся ему доход от управления имуществом на основании отчета о деятельности по договору доверительного управления имуществом, представляемому доверительным управляющим, так и упущенная выгода, подлежащая возмещению доверительным управляющим, выявленная за время управления доверительным имуществом. Такие операции отражаются следующим образом:
Корреспонденция счетов
Содержание операции
Дебет
Кредит
76-5 «Расчеты по договору доверительного управления имуществом»
Корреспонденция счетов
Содержание операции
Дебет
Кредит
76-5 «Расчеты по договору доверительного управления имуществом»
ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДОГОВОРА ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ НА ОТДЕЛЬНОМ БАЛАНСЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫМ УПРАВЛЯЮЩИМ
Так, пункт 11 Указаний обязывает доверительного управляющего организовать бухгалтерский учет таким образом, чтобы обеспечить самостоятельный учет операций по каждому договору доверительного управления имуществом, обособленный от операций, связанных с имуществом доверительного управляющего.
Отражение операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, формирование и учет доходов, расходов осуществляются в общеустановленном порядке, при этом обязательным условием является соблюдение принципов формирования учетной политики, принятой учредителем управления.
К тому же, при заключении доверительным управляющим нескольких договоров доверительного управления аналитический учет по счету 79 «Внутрихозяйственные расчеты» ведется по каждому учредителя управления.
В целях соблюдения нормы статьи 1018 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей не только обособления имущества, но и ведения отдельных расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением имуществом, для этого требуется открыть отдельные банковские счета и соответствующим образом организовать бухгалтерский учет по счетам учета денежных средств. Для выполнения данного требования в отношении наличных расчетов, осуществляемых в рамках рассматриваемого договора, должна быть заведена отдельная кассовая книга.
На отдельном балансе должно быть учтено имущество, принадлежащее учредителю управления, но полученное в управление доверительным управляющим. При этом оценка данного имущества также соответствует стоимости, числящейся в бухгалтерском учете учредителя управления на дату вступления договора доверительного управления имуществом в силу. Корреспонденция счетов, используемая для отражения указанных операций, следующая:
Корреспонденция счетов
Содержание операции
Дебет
Кредит
79-3 «Расчеты по договору доверительного управления имуществом»
Корреспонденция счетов
Содержание операции
Дебет
Кредит
79-3 «Расчеты по договору доверительного управления имуществом»
В бухгалтерском учете доверительный управляющий ведет учет амортизации в течение времени действия договора на следующих счетах, выделенных в отдельном балансе:
Корреспонденция счетов
Содержание операции
Дебет
Кредит
Поступившие денежные средства от учредителя управления для осуществления долгосрочных инвестиций отражаются бухгалтерскими записями:
Корреспонденция счетов
Содержание операции
Дебет
Кредит
79-3 «Расчеты по договору доверительного управления имуществом»
Следовательно, суммы вознаграждения, предусмотренные договором доверительного управления имуществом, и возмещения необходимых расходов, произведенных доверительным управляющим при доверительном управлении имуществом, учитываются на счетах отдельного баланса:
Корреспонденция счетов
Содержание операции
Дебет
Кредит
76-5 «Расчеты по договору доверительного управления имуществом»
Корреспонденция счетов
Содержание операции
Дебет
Кредит
76-5 «Расчеты по договору доверительного управления имуществом»
Корреспонденция счетов
Содержание операции
Дебет
Кредит
79-3 «Расчеты по договору доверительного управления имуществом»
Корреспонденция счетов
Содержание операции
Дебет
Кредит
79-3 «Расчеты по договору доверительного управления имуществом»
Корреспонденция счетов
Содержание операции
Дебет
Кредит
79-3 «Расчеты по договору доверительного управления имуществом»
Помимо объектов имущества, необходимо также передать денежные средства, находящиеся в остатках в кассе и на расчетном счете, числящихся на дату прекращения договора доверительного управления, следующими записями:
Корреспонденция счетов
Содержание операции
Дебет
Кредит
79-3 «Расчеты по договору доверитель-ного управления имуществом»
Пунктом 15 Указаний подчеркивается, что данная информация, не может быть представлена позднее сроков, установленных Федеральным законом от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» для бухгалтерской отчетности. Необходимым условием соблюдения формы представления данной бухгалтерской отчетности является наличие после имени или наименования доверительного управляющего пометки «Д.У.».
Указанным пунктом также разъясняются действия доверительного управляющего в случае прекращения договора доверительного управления имуществом.
В первую очередь, доверительный управляющий должен осуществить операции по погашению имеющихся обязательств. Далее, перевести остатки денежных средств учредителю управления и произвести закрытие расчетного счета.
В соответствии с условиями договора передать имущество, подлежащее возврату учредителю управления, а также осуществить другие операции, предусмотренные договором доверительного управления имуществом при его прекращении.
Отразить данные операции в бухгалтерском учете, закрыв сальдо расчетов, связанных с исполнением договора доверительного управления имуществом, учтенных по счету 79-3 «Расчеты по договору доверительного управления имуществом».
Завершающим действием при прекращении договора доверительного управления имуществом является составление доверительным управляющим отдельного баланса на дату прекращения договора.
3.4. ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДОГОВОРА ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ У ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО
Ряд особенностей также должны быть учтены при ведении учета операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом.
Так, все расходы доверительного управляющего должны быть учтены по каждому по договору обособленно.
Корреспонденция счетов
Содержание операции
Дебет
Кредит
76-5 «Расчеты по договору доверительного управления имуществом»
Корреспонденция счетов
Содержание операции
Дебет
Кредит
76-5 «Расчеты по договору доверительного управления имуществом»
Корреспонденция счетов
Содержание операции
Дебет
Кредит
Такие операции отражаются доверительным управляющим в составе внереализационных расходов следующим образом:
Корреспонденция счетов
Содержание операции
Дебет
Кредит
91-2 «Прочие расходы»
76-5 «Расчеты по договору доверительного управления имуществом»
Корреспонденция счетов
Содержание операции
Дебет
Кредит
76-5 «Расчеты по договору доверительного управления имуществом»
ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПЕРЕДАЧЕЙ В ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ИМУЩЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА В ЦЕЛОМ
Пунктом 18 Указаний разъясняется, что ведение бухгалтерского учета доверительным управляющим осуществляется по правилам, установленным для юридического лица, имеющего самостоятельный баланс.
Суммы вознаграждения, причитающиеся доверительному управляющему в соответствии с договором доверительного управления имуществом и возмещения необходимых расходов, произведенных им при доверительном управлении имуществом, учитываются:
Корреспонденция счетов
Содержание операции
Дебет
Кредит
76-5 «Расчеты по договору доверительного управления имуществом»
При этом, представление бухгалтерской отчетности по организации, переданной в доверительное управление, возлагается на доверительного управляющего в объеме и порядке, установленном Федеральным законом от 21 ноября 1996 года 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» для юридических лиц, с обязательной пометкой «Д.У.» после имени или наименования доверительного управляющего.
Завершая рассмотрение операций, связанных с договором доверительного управления имуществом, еще раз подчеркнем, что порядок бухгалтерского учета и предоставление отчетности регламентирован для каждого участника данного процесса. Данный аспект в немалой степени оказывает влияние и на налогообложение, возникающее в процессе управления имуществом.
В таком случае для принятия решения о передаче имущества в доверительное управление представляется очень важным определить, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать налоги.
ВНИМАНИЕ!
Завтра на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повысьте свою ценность как специалиста в глазах директора. Смотреть полную программу
- Чем определяются основы территориального устройства камчатского края
- Чем определяются особенности климата в разных частях земли