Чем определяются функциональные технические и дидактические характеристики системы средств икт

Дидактические свойства и функции информационно-коммуникационных технологий

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Общая характеристика информационно-коммуникационных технологий

Включение ИКТ в учебный процесс позволяет педагогу организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на занятиях и сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу обучающихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации.

К ИКТ следует отнести и все виды электронных образовательных ресурсов (ЭОР):

электронные учебники и учебные пособия,

интерактивные тренажеры и лаборатории,

тестирующие системы и другие.

Использование ЭОР дает педагогам возможность углубления межпредметных связей при решении задач из различных предметных областей, актуализации выбора образовательной траектории обучающимися, что обеспечивает личностно-ориентированный подход в организации процесса обучения.

ИКТ – это и телекоммуникационные средства, через которые осуществляется учебный диалог, так необходимый при обучении. Преимуществом телекоммуникаций является и возможность объединения информационных ресурсов образовательных и научных центров, привлечения ведущих педагогов и специалистов, создания распределенной научной лаборатории и организации совместных научных экспериментов и образовательных программ.

Дидактические свойства и функции информационно-коммуникационных технологий

отображение и передача информации в текстовом, графическом, звуковом, видео-, анимационном формате посредством образовательных электронных ресурсов;

возможность поиска интересующей информации;

возможность закрепления полученных знаний в умениях и отработки практических навыков;

возможность оценивания полученных знаний, умений и навыков;

организация общения с преподавателем курса.

подготовка, редактирование и обработка учебной, учебно-методической, научной информации;

хранение и резервирование информации;

распространение информации в различной форме с помощью инфо-коммуникационных средств;

обеспечение доступа к информации. Возможность подключения к любым электронным банкам и базам данных учебного назначения для получения интересующей информации;

загрузка информации с различных носителей.

3. Дидактические свойства технологий организации учебного процесса.

передача сообщений одновременно большому числу обучающихся;

асинхронный обмен информацией (текстовой, графической, звуковой) между педагогом и обучающимися. Возможность организации консультаций, форм контроля и т.д.;

хранение информации в течение неограниченно долгого времени, готовой к передаче по запросу обучающегося;

подготовка и редактирование текстовой информации;

распечатка текстов для использования в учебно-воспитательном процессе;

демонстрация текстов, графики на экране, позволяющая организовать групповое участие обучающихся в обсуждении и интерпретации информации.

прием информации от обучающегося в комфортном для него режиме;

синхронный обмен информацией преподавателя с обучающимися.

Возможность проведения разных форм учебной деятельности; возможность демонстрации учебной информации в графической, мультимедийной форме, проведения экспериментов, постановки опытов, позволяющей организовать групповое участие в обсуждении и интерпретации информации.

Под дидактическими функциями понимается внешнее проявление свойств средств обучения, используемых в учебно-воспитательном процессе для решения образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Дидактические функции информационно-коммуникационных технологий во многом определены их интерактивностью, обусловленной гипертекстовыми и мультимедиа технологиями, что дает основание говорить о переходе на качественно иной уровень передачи информации.

Дидактические функции электронного образовательного ресурса:

индивидуализация и дифференциация процесса обучения

осуществления контроля и самоконтроля знаний с диагностикой ошибок

закрепление полученных знаний в умениях и навыках

облегчение понимания и запоминания информации

Огромные возможности для поиска необходимой учебной информации и сопровождения учебного процесса предоставляет сеть Интернет и телекоммуникационные технологии. Уже накопленный опыт использования этих технологий позволяет говорить о следующих дидактических функциях:

организация различного рода совместных исследовательских работ обучающихся, преподавателей, научных работников из различных научных и учебных центров одного или разных регионов или даже разных стран;

организация дистанционного обучения по образовательным программам для разных категорий обучающихся;

оперативный обмен информацией, идеями, планами по интересующим участников совместных проектов вопросам, темам для расширения их кругозора и повышения культурного уровня;

формирование у обучающихся и педагогов коммуникативных навыков, культуры общения, что предполагает с их стороны умение кратко и четко формулировать собственные мысли, терпимо относиться к мнению партнеров, умение вести дискуссию, аргументировано доказывать свою точку зрения и уметь слушать и уважать мнение другого;

формирование навыков исследовательской деятельности, моделируя работу по проведению эксперимента в научной лаборатории, творческой мастерской и т.д.;

способствование культурному, гуманитарному развитию учащихся на основе приобщения к самой широкой информации культурного, этнического, гуманистического плана;

формирование умений консолидировать информацию из разнообразных источников (информационных банков данных, электронных каталогов и библиотек), обрабатывать ее с помощью современных компьютерных технологий, хранить и передавать информацию.

Успех использования ИКТ в учебном процессе во многом зависит от ряда факторов:

от надежности и возможностей используемой техники, программных средств;

от подлинного интереса участников совместного проекта, исследования к избранной теме;

от возможности и умения пользоваться удаленными информационными базами данных;

от умения работы за компьютером;

от общего руководства и координации со стороны педагога;

от практического внедрения полученных результатов;

от мотивации обучающихся к использованию ИКТ.

Однако, характеризуя дидактические функции ИКТ, не следует забывать о том, что сами по себе технологии малоэффективны и успешны для обучения, если за ними не стоит методических разработок по их включению в учебный процесс, если нет четко сформулированных целей, которые должны быть достигнуты при их использовании, разработанной программы обучения и т.д. Любая информационная технология должна органично интегрироваться в общую педагогическую концепцию, в учебно-воспитательный процесс, где наряду с данным подходом к образованию и в сочетании с ним используются разнообразные методы и средства обучения, в том числе и традиционные. Другими словами, речь идет об органичном единстве информационных и педагогических технологий для решения современных задач системы образования.

Рабочие материалы по этой теме подготовлены с использованием материалов «Дидактические функции и возможности применения информационно-коммуникационных технологий в образовании» автора Руденко Т.В. Томский государственный университет. /other_res/ep/ikt_umk/

Источник

Чем определяются функциональные технические и дидактические характеристики системы средств икт

Под дидактическими свойствами того или иного средства обучения, в том числе и информационно-коммуникационных технологий, следует понимать природные, технические, технологические качества объекта, те его стороны, аспекты, которые могут использоваться с дидактическими целями в учебно-воспитательном процессе [18, 24].

Под дидактикой следует понимать отрасль педагогической науки, раскрывающую теоретические основы образования в их наиболее общем виде. Дидактика проявляет закономерности, принципы обучения, задачи, содержание образования, формы и методы преподавания и учения, стимулирования и контроля в учебном процессе, характерные для всех учебных предметов, на всех возрастных этапах обучения [29].

В соответствии с классификацией ИКТ следует выделить три группы дидактических свойств.

Дидактические свойства технологий представления учебной информации:

2. Дидактические свойства технологий передачи учебной информации:

3. Дидактические свойства технологий организации учебного процесса

Дидактические свойства электронной почты [24, 25]:

Дидактические свойства телеконференций [21]:

Дидактические свойства видеоконференции:

Именно дидактические свойства позволяют ИКТ выполнять дидактические функции, направленные на реализацию учебно-воспитательного процесса и характерных для него атрибутов (возможности объяснения, разъяснения, обсуждения, проведения контрольных срезов, тестов, творческих работ и т.д.), осуществление общения преподавателя с обучающимися, создание благоприятных условий для эффективной учебно-познавательной деятельности.

Рассмотрим дидактические функции современных информационно-коммуникационных технологий и их роль в решении педагогических задач.

Источник

Организация учебного процесса с использованием информационных компьютерных технологий

Разделы: Математика

Введение

Современная система образования призвана готовить детей, которые будут жить в информационном обществе. Сегодня мы должны подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработки больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру. Одной из приоритетных задач образования является создание эффективной системы информационного обеспечения управленческой и учебно-воспитательной деятельности. Добиться ее реализации мы сможем, только используя современные информационно-компьютерные технологии и телекоммуникации. Они предоставляют учителю новые возможности. Позволяют вместе с учениками получать удовольствие от увлекательного процесса познания – не только силой воображения раздвигать стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий погружаться в яркий красочный мир, значительно расширяют возможности человека в его интеллектуальном и личностном развитии и этот факт нельзя не учитывать в воспитательном процессе.

И этим должен заниматься каждый педагог, а не только учитель информатики. Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности ученика, личности информационной цивилизации. Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой.

Информационные технологии и компьютерные коммуникации (ИКТ) представляют большую важность для решения задач, стоящих перед современной школой, то есть информатизация выступает как фактор модернизации всей системы образования.

Дидактические функции и возможности ИКТ

Прикладные программы применяемые в ИКТ

Существенным препятствием на пути применения современных технологий в учебном процессе является низкая компьютерная грамотность участников этого процесса. Педагоги, закончившие вузы более 15 лет, практически не знакомы с компьютерами. Поэтому они либо вообще не используют новую технику в учебном процессе, либо используют эпизодически. Большая часть педагогов, прошедших компьютерные курсы, применяют компьютер как средство для изготовления различного рода дидактических карточек, тестов и других раздаточных материалов, а также для ведения всевозможной документации и отчетности. При этом наиболее востребованным программным продуктом является пакет прикладных программ фирмы Microsoft Office: Word, Excel и Power Point.

Я более 9 лет преподаю математику в школе, и мне хочется поделиться опытом применения информационных технологий в учебном процессе и во внеклассной работе. Конечно же, в настоящее время существует множество готовых программных продуктов по практически всем предметам, но далеко не всегда они идеально адаптированы и к учебному материалу, и к возможностям нашей компьютерной техники. Мне хотелось бы поделиться своим опытом, как с помощью пакета прикладных программ фирмы Microsoft Office: Word, Excel и Power Point можно сделать свои интересные разработки. Это вполне доступно любому учителю, имеющему элементарные знания по перечисленным программам.

В нашей школе учащиеся начальных и средних классов с удовольствием играют в логические игры “Танграм” и “Пентамино”, которые так же можно выполнить в текстовом процессоре Word. С помощью полилиний создаются отдельные фигурки, которые потом можно свободно перемещать по листу и поворачивать. Применяя эти игры на уроках, можно показать детям, что существуют полезные игры, благодаря которым узнаешь много нового, научишься применять знания, полученные на уроках, развивать своё мышление.

Самый элементарный графический редактор Paint я предлагаю использовать на кружках математики и геометрии. Интересными получаются задания на построение равнобедренного или равностороннего треугольника без использования сетки, деления отрезка на заданное количество частей. Учащиеся привыкли пользовать линейкой и циркулем, а в графическом редакторе нет циркуля и линейкой измерять нельзя – нужно знать правила математики.

Еще больше возможностей предоставляет табличный процессор Excel. Чаще всего учителя-предметники обходят эту программу стороной, а зря. Наберитесь терпения, научитесь вводить формулы в ячейки и создавать гиперссылки и перед вами откроются неограниченные возможности. Например, не нужно сидеть с ручкой и калькулятором, чтобы сдать отчет по успеваемости или по уровню воспитанности. Нужно только один раз создать страничку в табличном процессоре, внести необходимые формулы и компьютер сам вычислит по вашим данным все, что вам необходимо.

Кроме этого я разработала тесты по математике, алгебре и геометрии которые построены по принципу “Выбери правильный ответ из предложенных”

Тестовый учет устраняет случайность, субъективность и приблизительность оценки работы учеников. Составление тестов дело трудоемкое, но вполне окупаемое повышением эффективности учебного процесса.

Анализ тем изучаемых при помощи ИКТ

Excel позволяет решать различного рода задачи. Например, можно разработать программу позволяющую решать квадратные уравнения и строить графики квадратичной функции. И конечно же, самой удивительной программой является Power Point. Многие учителя используют ее только для создания обыкновенных презентаций, используемых во время уроков или докладов.

Я не спорю, что сейчас много программных разработок можно найти в сети Интернет или купить в магазинах, торгующих компьютерными дисками, но далеко не всегда они удовлетворяют нашим требованиям. Я не призываю всех учителей стать первоклассными программистами, но современный педагог должен в совершенстве владеть средствами Икт.

Компьютер – отличный помощник в изучении таких тем, как “Квадратичная функция”, “Графическое решение систем уравнений, неравенств” и других потому что, используя специальные программы можно строить графики различных функций, исследовать функцию, легко определить координаты точек пересечения, вычислить площади замкнутых фигур, найти производную, интеграл и т.д. На уроке алгебры в 9-м классе, посвящённом преобразованию графика (растяжения, сжатия, переносы координатных осей) можно увидеть лишь застывший результат построения, а на экране монитора прослеживается вся динамика последовательных действий учителя и ученика. Компьютерный чертёж помогает найти число решений уравнений с модулем, с параметром.

Компьютер, как ни одно техническое средство, точно, наглядно и увлекательно открывает перед учеником идеальные математические модели, т.е. то, к чему должен стремиться ребенок в своих практических действиях.

Сколько трудностей приходится испытывать учителю математики для того, чтобы убедить учеников в том, что касательная к графику функции в точке касания практически сливается с графиком функции. На компьютере этот факт продемонстрировать очень просто – достаточно сузить интервал по оси Ох и обнаружить, что в очень маленькой окрестности точки касания график функции и касательная совпадают. Все эти действия происходят на глазах у учеников. Потом уже можно продолжить дискуссию, придумать вопросы и задачи, но толчок к активным размышлениям на уроке поможет сделать компьютер. Использование компьютера возможно как в ходе объяснения нового материала на уроке, так и на этапе контроля за качеством усвоения материала.

Разумная интеграция математики и компьютерных технологий позволит богаче и глубже взглянуть на процесс решения задачи, ход осмысления математических закономерностей. Кроме того, компьютер поможет сформировать графическую, математическую и мыслительную культуру учеников. Кроме того, с помощью компьютера можно готовить дидактические материалы: карточки, листы опроса, тесты и др. Эту работу могут под руководством учителя выполнять ученики. Наблюдая за ними, можно убедиться, сколько интереса и творчества она вызовет.

Таким образом, есть необходимость в применении по возможности компьютера на уроках математики более широко, чем есть на данный момент. Использование информационных технологий будет способствовать повышению качества знаний, расширит горизонты школьной математики, а значит, поможет найти новые перспективы для поддержания интереса учащихся к предмету, а значит и к лучшему, более внимательному отношению к нему. Сегодня современные информационные технологии становятся важнейшим инструментом модернизации школы в целом – от управления до воспитания и обеспечения доступности образования.

Заключение

Компьютерные телекоммуникации, информационные ресурсы, услуги ИНТЕРНЕТ и мультимедийные комплексы при грамотном их использовании способствуют вовлечению учащихся в активный познавательный и воспитательный процесс, свободному доступу к необходимой информации с целью формирования собственного аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования.

Как известно, учитывая возрастные особенности, именно в начальной школе особое значение имеет наглядное сопровождение учебной и воспитательной деятельности. Технология мультимедиа – отличное подспорье учителю начальной школы. Вспомним те времена, когда приходилось ценой больших усилий рисовать наглядность и развешивать оформление на листах ватмана, на которых изображения выглядели не всегда эстетично. Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера вносит не только своеобразную эстетику, но и создает благоприятный эмоциональный фон во время проведения праздников, классного часа.

Применение информационных технологий снимает у ребенка страх самовыражения, стимулирует творческую активность, освобождает от физиологических ограничений и делает процесс воспитания эмоционально-позитивным и комфортным.

Компьютер-это неисчерпаемый источник любой информации, но самое большое его достоинство в том, что он позволяет не только красиво и интересно преподнести познавательный материал, но и включить детей в активную деятельность.

Несмотря на то, что наша школа находится в глубинке, ребята не бывают оторванными от внешнего мира. Кроме того, благодаря глобальной сети ИНТЕРНЕТ, они всегда в курсе новых событий, владеют необходимой информацией. Здесь в любое время учащиеся могут найти необходимую информацию и любимую музыку, подготовить доклады и рефераты к урокам, подготовиться к внеурочным мероприятиям. Познакомиться и пообщаться с ребятами других школ, городов и даже стран, не выходя из дома, они могут благодаря электронной почте. Большая часть учащихся – старшеклассников имеют дома компьютеры, подключенные к глобальной сети ИНТЕРНЕТ.

Совсем недавно дистанционное образование и использование ИКТ для нас, сельских педагогов, было не только недоступным, но даже казалось просто, нереальным. Сегодня практически каждая школа использует возможности глобальной сети Интернет и в учебно-воспитательном процессе, и для участия в различных проектах, конкурсах, и как средство сотрудничества в образовательном пространстве.

Также меняется и роль обучающихся. Задача школьников сводится к постоянному самостоятельному поиску, обобщению и систематизации изучаемого материала, так как современные информационные системы обеспечивают доступ к большому объему знаний. И для того, чтобы “не потеряться” в этом потоке информации ребенку нужна помощь учителя, владеющего современными педагогическими технологиями.

Использование ИКТ на уроках помогает создать благоприятную эмоциональную обстановку, повышает мотивацию обучающихся к изучаемому материалу, углубляет знания, способствует развитию психологических процессов, что в конечном итоге, развивает креативность ребенка, стремление к самосовершенству, повышает качество знаний обучающихся.

Если десять лет назад дистанционное и информационные технологии считались перспективными, то сейчас без них просто немыслимо развитие не только сферы образования, но и всего современного общества. Поскольку считаю, что каждый человек, желающий быть в курсе всех событий, “идти в ногу со временем”, ориентироваться в потоке информации, просто обязан владеть компьютерной грамотностью.

Источник

Дидактические функции и свойства современных ИКТ

Сегодня большая часть педагогов активно осваивает и применяет в процессе обучения иностранному языку информационно-коммуникационные технологии. Однако наряду с позитивными тенденциями в освоении современных ИКТ и построении процесса обучения иностранному языку на их основе, в некоторых случаях приходится говорить о нецелесообразном использовании ИКТ в образовательном процессе. Причиной такого узкого восприятия потенциала ИКТ на уроках иностранного языка может являться ограниченное видение дидактических свойств и функций современных ИКТ. Задача ИКТ состоит не в дублировании традиционных средств обучения для достижения одинаковых целей, а в обогащении образовательного процесса. Используя на уроках современные ИКТ, мы тем самым создаем реальные условия для развития у обучающихся дополнительных умений и стратегий в более высокой степени.

В этой связи изучение вопроса о дидактических свойствах и функциях ИКТ особенно актуально и необходимо, на наш взгляд, так как владение данными современными технологиями поможет учителям повысить эффективность учебного процесса.

Достаточно четко и полно описаны различия между дидактическими свойствами и функциями в работе Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной и М.В. Моисеевой [9, С. 154]. Дидактические свойства современных ИКТ – ос­новные характеристики, признаки конкретных технологий, отличающие одни от других, существенные для дидактики (включая лингводидакти­ку) как в плане теории, так и в плане практики. Под дидактическими функциями современных ИКТ понимаются внешние проявления средств ИКТ, используемые в учебно-воспитательном процессе для реализации поставленных целей [9, С. 158].

В нашей исследовательской работе будут описаны 11 дидактических свойств современных ИКТ.

Многоязычие и поликультурность информационных Интер­нет-ресурсов. Огромное количество информационных ресурсов на различных языках мира размещено в сети Интернет. И это количество стремительно увеличивается с каждым днем. Значительная часть данных ресурсов представлена на английском языке в разных его вариантах (британский, американский, канадский, новозеландский, австралийский, и т.п.), диалектах и социолектах. Более того, Интернет располагает поиском материала о разных культурных (этнических, социальных, религиозных, профессиональных и т.п.) группах страны изучаемого языка. Благодаря такому разнообразию материала возможна реализация принципа диалога культур, а также создание у обучающихся представления о языковом и культурном многообразии страны изучаемого языка и о культурном многообразии, что является нормой сосуществования культур в современном поликультурном мире.

Многоуровневость информационных Интернет-ресурсов. Информационные материалы, размещенные в сети-Интернет, могут быть созданы как обычным ребенком, так и профессором университета; как для учебных целей, так и аутентичных ресурсов (для «носителей» языка и культуры). Разные источники содержат информацию, варьируемую разным уровнем языковой сложности и разной глубиной освещения культурных и социально значимых вопросов. Поэтому использовать данные ресурсы можно на всех этапах обучения. При этом остается важным соблюдение ряда критериев при отборе учебного материала такого рода. Так, преподаватель должен учитывать такие критерии как культурно-историческая сложность материала, источник информации, надежность, актуальность, культуросообразность и объективность информации.

Разнообразие функциональных типов Интернет-ресурсов. В сети Интернет существуют информационные (текстовые, графиче­ские, аудиовизуальные) материалы, сетевые энциклопедии, электронные библиотеки, виртуальные туры по извест­ным музеям и галереям, Интернет-СМИ, Интернет-каталоги, Интернет- магазины и т.п. Применение в процессе обучения различных функциональных типов позволит сформировать у обучающихся умения работать с разными типами источников с целью извлечения необходимой информации, а также значительно обогатить их языковую и культурную практику.

Мультимедийность ресурсов объясняется широким выбором форматов представления информации: текст, графика, цветные изображения, аудиофайлы, видеозаписи, анимация. Данные форматы приблизят учебный класс к языковой и социокультурной среде изучаемого языка.

Возможность создания личной зоны пользователя. Пользователь сети Интернет имеют возможность создавать свою личную зону на различных социальных сервисах (блог, вики, подкасты) и в социальных сетях (VKontakte, Instagram, Facebook, Twitter, etc). Там можно разместить информацию по любой интересующей теме любого формата для всеобщего доступа, хранения и распространения. Более того, размещенный контент пользователя всегда можно редактировать (добавлять что-либо, изменять, удалять и т.п.). Такое свойство современных ИКТ поможет развить у обучающихся умения представлять себя, обозначать собственные интересы, выступать в качестве представителя своего класса, школы, города, страны, культуры и пр.

Возможность организации синхронного и асинхронного общения. Использование ИКТ дает возможность для организации синхронного (чат, технология Skype, Zoom) и асинхронного (электронная почта, веб-форум, блог) общения между Интернет-пользователями. Данное дидактическое свойство мо­жет быть использовано в реализации телекоммуникационных проектов между российскими школьниками и студентами, а также с зарубежными сверстниками, когда обучающиеся во внеаудиторное время совместно работают над решением поставленной проблемы, используя при этом изучаемый язык в качестве средства общения.

Возможность автоматизации процессов информационно-методического обеспечения и организации управления учебной деятельностью обучающихся и ее контроль. Информационно-методическое обеспечение учебной деятельности представляет собой систему информации, обладающую методическими свойствами и необходимую для обеспечения учебной дисциплины «Иностранный язык». Учебные ресурсы сети Интернет вместе с информационно-справочными ресурсами могут являться информационно-методическим обеспечением учебного процесса. Кроме того, сетевое программное обеспече­ние (ПО) (ПО управления процессом Moodle, ПО по созданию сетевых языковых тестов Hot Potatoes) может быть использо­вано для организации управления учебной деятельностью и автомати­зированного контроля сформированности языковых навыков и развития речевых умений.

Дидактические свойства и функции современных ИКТ, проанализированные выше, способствуют, по нашему мнению, созданию информационной образовательной среды, в которой обучающиеся могут формировать языковые навыки, развивать речевые умения и межкультурную компетенцию. Обучение иностранному языку на основе ИКТ должно выступать не в качестве дополнительного, а альтернативного или аналогового варианта обучения. Значительное обогащение языковой и социокультурной практики возможно именно при использовании современных ИКТ.

Кроме того, современные информационно-коммуникационные технологии имеют дополнительные дидактические функции, повышающие результативность процесса обучения. К таким дидактическим функциям относятся:

· Выстраивание индивидуальной образовательной траектории. Психологические исследования Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и других ученых раскрывают специфику развития и преобладания у обучающихся трех основных видов мышления: практически-действенный, наглядно-образный и словесно-теоретический. Каждый обучающийся по-своему воспринимает учебный материал. Преобладающий вид мышления обучающегося играет основную роль в определении стиля обучения как способа овладения информацией. Личностно-ориентированный подход строит образовательную модель, направленную на конкретного ученика с его индивидуальными способностями, особенностями восприятия, получения и овладения материалом, интересами и потребностями. Индивидуальная траектория достижения поставленной цели в учебном процессе выстраивают непосредственно обучающийся и учитель не только при помощи традиционных элементов обучения, но и с помощью дополнительного методического материала. К такому методическому материалу относятся альтернативные формы и методы обучения и овладения материалом. Также важными здесь являются альтернативные методы контроля, содержания обучения, сформированность необходимых компетенций до нужного уровня. Функция педагога заключается в обучении ученика реально оценить свои силы, возможности, знания, способности и интересы для выбора верного индивидуального пути обучения. Современные ИКТ создают дидактические уникальные условия для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий обучения языку. Так, обучающимся можно предоставить выбрать следующее:

а) работать индивидуально или в группе (например, развитие уме­ний письменной речи посредством блог-технологии для каждого ученика в отдельности, или вики-техноло­гии, когда над одним документом работает несколько обучающихся);

б) создавать «продукт» (например, текст) в письменной форме (на сервере вики- или блогов) или устной форме (на сервере подкастов);

в) контроль развития соответствующих умений осуществляется лишь преподавателем или преподавателем и одноклассниками (посред­ством обсуждения работы в микроблоге);

г) сроки проведения и представления результатов проекта и т.п.

Вариантов выстраивания индивидуальной образовательной траек­тории на основе использования ИКТ в обучении иностранному языку может быть много. Тем не менее, необходимо обратить внимание на необходимость соблюдения следующих условий при выстраивании данной траектории:

– желание обучающегося и способность педагога выстроить обра­зовательный процесс конкретного ученика по индивидуальной траектории;

– предоставление обучающемуся выбора в выстраивании индиви­дуальной образовательной траектории (различные формы и методы об­учения, содержание обучения и скорость освоения материала);

– разработка учебных материалов в соответствии с принципом из­быточности и альтернативного материала по изучаемой теме;

– способность преподавателя вести педагогические наблюдения за обучающимся и мониторинг самостоятельной учебной деятельности ученика или студента с целью внесения необходимых корректив.

· Реализация педагогической технологии «обучение в сотрудничестве».Многочисленные работы Е.С. Полат и ее учеников позволили внедрить данную технологию в процесс обучения иностранному языку относительно недавно. «Обучение в сотрудничестве» предполагает создание условий для активной совместно-познавательной деятельности обучающихся в разных учебных ситуациях. При этом участвовать должны как обучающиеся, так и сам учитель. Кратко охарактеризовать данную технологию можно участием абсолютно всех участников образовательного процесса, а также совместной деятельностью всех членов группы и ответственностью за свою работу.

Здесь важным условием является взаимозависимость участников совместной учебной деятельности. Эта зависимость может заключаться в следующем:

— единая цель проекта, где достижение цели возможно только при последовательном решении задач в ходе совместной деятельности всей группы;

— распределение материалов для изучения должно предоставлять каждому участнику проекта только ту часть информации, которая необходима для решения поставленной задачи;

— использование единого оборудования (Интернет-страницы);

— единые для всех участников группы поощрение и оценка.

Развивая виды речевой деятельности во внеаудиторное время с использованием педагогической технологии на основе современных ИКТ, обучающиеся формируют необходимые в современной жизни умения работать в команде и осуществлять совместную деятельность.

· Развитие умений самостоятельной учебной деятельности.Информатизация современного общества требует от людей умения самостоятельно извлекать, получать, анализировать информацию, производить новую и распространять полученную. При самостоятельной учебной деятельности ученик является субъектом данной деятельности, осваивая предметные знания и умения и культурно-исторический опыт. При этом обучающийся включается в определение целей овладения иностранным языком и соотносит их со своими реальными интересами и потребностями, создает проект конечного результата продукта овладения иностранным языком, совместно с остальными участниками процесса отбирает наиболее приемлемые и эффективные формы и методы обучения. Кроме того, обучающийся следит за процессом и успешностью своего продвижения в овладении языком, оценивает возможности использования ИЯ в реальной деятельности, а также оценивает опыт своей учебной деятельности и самого себя.

Такие дидактические функции и свойства современных ИКТ определяют конкретную функцию педагога в учебном процессе. Он не только должен быть компетентен в области знаний и умений организации процесса обучения и учебного взаимодействия обучающихся посредством ИКТ, но и в координации и модерации учебного процесса. Учитель создает в данной ситуации педагогические и методические условия, чтобы обучающиеся научились:

– получать, извлекать, синтезировать, классифицировать, обоб­щать, создавать информацию;

– формулировать проблему и обозначать цель обучения (на кон­кретном этапе или в рамках конкретной темы, учебного раздела и т.п.);

– выбирать наиболее приемлемый вариант ее решения;

– работать над решением проблемы индивидуально или в группах, при этом распределяя обязанности и разделяя ответственность за выпол­нение обозначенного фронта работы;

– развивать умения общения и сотрудничества;

– развивать умения самостоятельной учебной деятельности;

– использовать иностранный язык как средство общения и средство ИКТ для удовлетворения познавательных потребностей и интересов;

– формировать способность к анализу своей учебной деятельности и ее результатов (рефлексия).

Таким образом, в силу своих дидактических свойств с помощью ИКТ можно значительно не просто развивать, а обогащать языковую и социокультурную практику обучающихся. Однако, современ­ные ИКТ обладают тремя дидактическими функциями, которые значи­тельно сложнее реализовать при традиционном обучении иностранному языку в учебной аудитории с использованием учебника: выстраивание индивидуальной образовательной траектории, реализация педагогиче­ской технологии «обучение в сотрудничестве» и развитие умений само­стоятельной учебной деятельности. Таким образом, необходимость использования ИКТ в обучении иностранному языку объясняется не только возможностью получения нужной информации на иностранном языке, но, главное, модернизацией самого процесса обучения языку и культуре. [18, С. 132]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *