Чем определялась противоречивость социологической мысли россии

Социологическая мысль в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:40, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение основных этапов развития социологической мысли в России, их особенностей в ходе мировой истории.
В ходе анализа развития особенностей социологической мысли в России будут рассмотрены работы таких ученых как П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, М.М.Ковалевский, М.А.Сорокин и многие др.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

Целью данной работы является рассмотрение основных этапов развития социологической мысли в России, их особенностей в ходе мировой истории.

В ходе анализа развития особенностей социологической мысли в России будут рассмотрены работы таких ученых как П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, М.М.Ковалевский, М.А.Сорокин и многие др.

1. Основные аспекты развития социологической мысли в России

Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества. Развитие социологии в России представляет собой весьма увлекательный и вместе с тем во многом драматичный процесс. Во второй половине XIX века, по мере становления социологии на Западе, новая социальная наука стала проникать и в Россию. Российское научное сообщество быстро обнаружило новаторский характер теорий Конта, Спенсера, Милля. Эти представители ранней классической социологической мысли превратились в самых читаемых авторов в среде просвещенной публики. Одновременно росло и влияние марксистской теории, которая к концу XIX века приобрела не только академический вес, но и превратилась в политическое движение.

На ранних этапах своего развития российская социология не выдвинула теоретиков мирового масштаба. Однако для ведущих российских социологов были характерны прекрасное знакомство с новейшими достижениями западноевропейской и американской социологии, высокая духовная культура, стремление найти и выделить специфические черты российской социальной мысли, отражавшие историческое и социальное своеобразие России.

На рубеже веков российская социологическая мысль стала постепенно выходить на уровень мировой социальной науки. Это прогрессивное развитие было связано с именами замечательных мыслителей П. А. Кропоткина, Н. К. Михайловского, Л.И. Мечникова, М.М. Ковалевского, Е.И. Де, Л. Петражицкого и др.

Теории русских социологов отражали не только современные для того времени теории западных ученых, но и практические социально-политические и экономические проблемы российской действительности, реалии общественных движений, направленных прежде всего на установление в России демократического строя.

2. Основные этапы развития социологической мысли в России

В развитии социологической мысли в России исследователи выделяют три основных этапа. Первый этап — с середины XIX века до 1918 года XX века, второй — с начала 20-х годов до конца 50-х годов, третий — с начала 60-х до наших дней. Охарактеризуем каждый из этих этапов.

2.1. Первый этап развития социологической мысли в России — с середины XIX века до 1918 года XX века

Цивилизация истолковывается субъективными социологами как сознательное историческое движение. Это движение осуществляется, прежде всего, критической мыслью. Но поскольку мысль реально осуществляется только через действия личности, постольку, рассуждают они, главной движущей силой общественного развития выступают критически мыслящие личности, передовая интеллигенция.

Личность в концепции субъективных социологов выступает не только главной движущей силой общества, но и мерилом общественного прогресса. Идеалом общественного развития является создание таких отношений, при которых были бы созданы предпосылки для всестороннего развития личности. Однако, по мнению субъективных социологов, история до сих пор шла по линии развития “разнородности” общества, его социальной дифференциации и разделения труда, что приводило к односторонности личности. Полноценное развитие личности, по мысли субъективных социологов, возможно только в рамках социализма, где будут реализованы идеалы свободы, равенства и справедливости. Однако следует отметить, что концепция социализма в субъективной социологии довольно существенно отличалась от марксистской концепции социализма и, тем более, от так называемого “реального социализма”, который был воплощен в СССР и других странах социалистического содружества.

Истина, по Михайловскому, не есть воспроизведение объективных свойств вещей самих по себе, она существует для человека и есть удовлетворение его познавательной способности. Но такой подход вел к отрицанию закономерности и, по сути дела, оправдывал произвольное истолкование общественного процесса. Чтобы избежать произвола мнений, Н. К. Михайловский выдвигает идею, что за критерий истины необходимо принимать познавательную способность “нормального человека”, нормального не только физиологически, но и поставленного в благоприятные для нормального развития его личностных качеств социальные условия. Кроме того, позиция “нормального человека” должна отражать интересы подавляющей части общества, то есть трудящегося большинства. Поэтому социология должна начать с некоторой утопии, то есть с построения социального идеала общества, обеспечивающего полнокровное развитие человеческих способностей. В русле субъективной социологии шло изучение конкретных проблем политической социологии, механизма взаимоотношений лидера и массы, роль партии в общественной борьбе и др.

Следует также отметить, что в этот период в социологии накапливается большой фактический материал, шла отработка методов конкретно- социологического анализа с использованием достижений статистики, демографии и других смежных дисциплин. В 1869 г. вышла в свет работа известного общественного деятеля В. Флеровского «Положение рабочего класса в России”.

В этой работе автор обобщил значительный статистический материал и личные наблюдения, касающиеся социального и экономического положения рабочих и крестьян в различных губерниях России.

2.2. Второй этап — с начала 20-х годов до конца 50-х годов

Выпускник Петербургского университета, Сорокин чрезвычайно рано обнаружил интерес к новой социологической науке, которой и посвятил уже начальные этапы своей научной карьеры. Сочетая огромную трудоспособность с прирожденным талантом к научной деятельности, Сорокин также стал одним из лидеров партии эсеров.

После Февральской революции 1917 года он входил в состав Временного правительства, а после октября 1917 года ушел в оппозицию большевистскому правительству. Годы духовных и физических преследований Сорокина, последовавшие после установления в России Советской власти, привели к его практически насильственной высылке из России на Запад. В США Сорокин весьма быстро приобрел авторитет одного из ведущих социологов, стал первым деканом социологического факультета Гарвардского университета, где его влияние испытали такие корифеи современной социологии, как Т. Парсонс, Р. Мертон, Э. Тирикьян и др.

Источник

Социальная мысль России

Российская социологическая мысль XIX — начала XX вв. отличалась своим историческим и культурным своеобразием. Нельзя не отметить ее тесную связь с гуманистическими идеалами российской философии. Это стало основанием появления направления русской идеи в социологии, яркими представителями которой были Н.Я.Данилевский. Николай Данилевский (трактат “Закон непередаваемости основ одной локальной цивилизации другой”) Данилевский пришел к выводу: «Европа враждебна России».

Российская социологическая мысль XIX — начала XX вв. отличалась своим историческим и культурным своеобразием. Нельзя не отметить ее тесную связь с гуманистическими идеалами российской философии. Это стало основанием появления направления русской идеи в социологии, яркими представителями которой были Н.Я.Данилевский. Николай Данилевский (трактат “Закон непередаваемости основ одной локальной цивилизации другой”) Данилевский пришел к выводу: «Европа враждебна России».

Собственно ключевым моментом в концепции Данилевского является цикличность цивилизационного процесса.

Во второй половине XIX века, по мере становления социологии на Западе, новая социальная на­ука стала проникать и в Россию. Российское научное сообщество быстро обнаружило новаторский характер теорий Конта.

На ранних этапах своего развития российская соц­иология не выдвинула теоретиков мирового масштаба.

В развитии социологической мысли в России исследователи выделяют три основных этапа.

Первый этап — с середины XIX века до 1918 года

Субъективная социология (Лавров, Михайловский)

В центре внимания субъективной социологии стояли разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития. Значительное внимание представители субъективной социологии уделяли разработке теории общественного прогресса. Сущность общественного развития, по Лаврову, состоит в переработке культуры, а именно: в переработке традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизацию, характеризующуюся гибкими, динамичными структурами и отношениями.

Из естественной науки сделать точную.

Маркс – теория экономических формаций. “Предысторию человечества завершает капитализм, а историю начинают капиталистические формации”

Своим развитием эта формация готовит и зарождает новую – коммунизм.

Карл Маркс, (1818—1883), Германия.

Он разработал теорию классов и классовой борьбы, теорию общественно-экономических формаций и теорию капитализма.

Общество по Марксу антагонистично (противоречиво). Противоречия возникают из-за частной собственности: классы Маркса — это «Социальные группы, находящиеся по отношению друг к другу в неравном отношении и борющиеся». Маркс доказывал, что существование классов связано с определенными фазами развития производства. Классовая борьба ведет к диктатуре пролетариата, а это приведет к уничтожению классов.

Термин «Формация» заимствован из геологии. По Марксу — это ступень развития общества. Структура общественно-экономической формации: в основании лежит способ производства (экономика). Затем — надстройка: право, политика, религия, наука. Классификация формаций осуществляется по способу производства в обществе. По Марксу формации в обществе сменяются последовательно, путем революции, которая возникает как результат нарастания противоречий между производительными силами и производственными отношениями. Формации — первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и, в итоге, коммунистическая.

Маркс рассматривал общество как систему связей и отношений между индивидами, как результат трудовой деятельности людей, он ввел в социологию системное видение общества, заложил основы конфликтной модели общества.

Центральным понятием философии марксизма как учения о диалектическом процессе является понятие всеобщности развития.

Николай Данилевский (трактат “Закон непередаваемости основ одной локальной цивилизации другой”) Что русскому хорошо, то немцу плохо. История России рассматривается Данилевским в неразрывной связи со странами Европы. Данилевский пришел к выводу: «Европа враждебна России».

Собственно ключевым моментом в концепции Данилевского, который и по сей день включают в курсы истории социологии во всем мире, является цикличность цивилизационного процесса. В отличие от Тойнби и Шпенглера, Данилевский не сосредотачивает своего внимания на признаках упадка или прогресса, но собирает обширный фактологический материал, позволяющий за множеством исторических особенностей увидеть повторяемость социальных порядков.

1. Объективная социология (Данилевский, Ковалевский)

2. Субъективная социология (Михайловский – трактат “Гений и Толпа”)

3. Марксистская социология (Плеханов, Ленин)

4. Экономистическая социология (Петр Струве, Туган Бараноовский)

5. Правовая социология (Евгений Эрин, И. Хатиенский, Тарановский, Ковалевский, Лебраницкий)

От низшей фазы к цивилизационной фазе (на каждом этапе супер-система).

Характеризуется нарастанием процесса институционализации, при­обретением социологической наукой статуса социального института.

Питирим Сорокин разрабатывал теорию социальной мо­бильности и стратификации, которая будучи “теорией среднего уровня” позволяла прослеживать динамику со­циальных процессов с помощью определения положения индивидов и групп в структуре общества.

Первые признаки “подъема” обнаруживаются в конце 50-х — начале 60-х годов, на волне “хрущевской оттепели”. В этот период были ведены масштабные социологические исследования по изучению научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников, их отношение к труду.

Характеризуется главным образом переход от доисторического состояния традиционалистских обществ к современному обществу западного типа.

Чем определялась противоречивость социологической мысли россии. Смотреть фото Чем определялась противоречивость социологической мысли россии. Смотреть картинку Чем определялась противоречивость социологической мысли россии. Картинка про Чем определялась противоречивость социологической мысли россии. Фото Чем определялась противоречивость социологической мысли россии11.02.2016, 1949 просмотров.

Источник

Ответы к тесту по социологии 10 тем

Тема 1. Социология как наука

1. Что является объектом социологии?
1. общество
2. человек
3. государство

2. Что означает слово социология?
1. гуманитарное знание
2. учение об обществе

3. Что является предметом социологии?
1. политические отношения
2. законы развития человеческого сообщества
3. социальная жизнь

4. Каким словом определяется положение человека в обществе, осуществляющее доступ к образованию, богатству, власти и проч.?
1. статус
2. роль
3. должность

5. Как называют ожидаемое от человека поведение, обусловленное его статусом?
1. статус
2. роль
3. профессия

6. Какой подход позволяет делить социологию на фундаментальную и прикладную науки?
1. масштабный
2. содержательный
3. целевой

7. В чем состоит прикладная функция социологии?
1. обогащение социологической теории
2. предоставление конкретной социологической информации для решения практических научных и социальных задач
3. создание методологической базы для других наук

8. Как расшифровывается понятие «социальное»?
1. как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений
2. как деятельность людей вне производства
3. как отношения людей с природой

9. Что такое эмпирия в социологии?
1. комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики
2. комплекс концепций о социальном развитии

10. Как называется социология, ориентированная на практическую пользу?
1. прикладная
2. теоретическая
3. макросоциология

Тема 2. Эволюция социологической мысли

1. Когда возникла социология как наука?
1. в первой трети Х1Х века
2. в период античности
3. в Новое время

2. Кто ввел в научный оборот само слово «социология»?
1. К.Маркс
2. О.Конт
3. М.Вебер

3. Кто был автором органической теории?
1. Г.Спенсер
2. К.Маркс
3. Т.Парсонс

4. Кто из социологов Х1Х века объяснял общественное развитие как смену общественно-экономических формаций?
1. М.Вебер
2. К.Маркс
3. Э.Дюркгейм

5. Как называется рациональный подход в исследовании общества, основанный на наблюдении, сравнении, эксперименте?
1. методология
2. позитивизм
3. феноменология

7. Гуманитаризм подходит к обществу через
1. эксперимент
2. понимание
3. логический анализ

8. Идеография – это
1. исследование индивидуальных явлений и событий
2. познание общих законов развития общества

9. Какая парадигма рассматривает общество как относительно стабильную систему взаимосвязанных частей?
1. структурно-функциональная
2. конфликтно-радикальная
3. символического интеракционизма

10. Какая парадигма рассматривает общество на микроуровне?
1. символический интеракционизм
2. структурный функционализм

Тема 3. Особенности развития отечественной социологии

1. Чем определялась противоречивость социологической мысли России?
1. самобытностью страны
2. двойственностью истоков

2. Какое направление представляли взгляды Н.Данилевского?
1. позитивизм
2. гуманитаризм

3. В исследование каких проблем сделал огромный вклад П.Сорокин?
1. социальной аномии
2. социал-дарвинизма
3. теорию социальной стратификации и социальной мобильности

4. В дореволюционной России сосуществовало
1. три основных направления
2. пять основных направлений
3. множество научных направлений

5. Институализация социологии происходит в России в
1. 20-е годы ХХ века
2. в начале века
3. в 40-е годы ХХ века

6. Объявление социологии буржуазной лженаукой было связано
1. с появлением новой науки об обществе
2. с ошибками самой науки
3. с наступлением тоталитаризма

7. В 60-е годы ХХ века в науке развиваются:
1. эмпирические исследования
2. теоретические разработки

8. Когда произошло признание социологии в СССР?
1. в годы застоя
2. в годы перестройки
3. после распада СССР

Тема 4. Общество как объект изучения в социологии

1. Понятие общества в социологии
1. изменяется в зависимости от подхода исследователя
2. является неизменной общепризнанной категорией

2.Отождествление общества и государства было характерно для взглядов:
1. Аристотеля
2. Платона

3. Кому принадлежит разработка теории «общественного договора»?
1. Конфуцию
2. И.Канту
3. Т.Гоббсу

4. В чем специфика к определения общества у А. Смита?
1. гуманитарный подход
2. экономический подход
3. философский подход

5. Идея гражданского общества принадлежит
1. Г.Гегелю
2. О.Конту
3. Г.Спенсеру

6. В современной социологии под обществом понимается:
1. все разумные существа на планете
2. люди, взаимодействующие на определенной территории и имеющие общую культуру

7. Культура – это
1. комплекс символов, норм, установок, ценностей, присущих данной социальной группе и передаваемых из поколения в поколение
2. совокупность произведений литературы, музыки, живописи и т.д.

8. К какому типу теорий относятся позитивизм, марксизм, теории технологического детерминизма?
1. теориям регресса
2. теориям прогресса

9. Какой подход к периодизации развития общества характерен для марксистской социологии?
1. цивилизационный
2. формационный

10. Что лежит в основе типологии обществ по К.Марксу?
1. способ производства
2. уровень развития техники и технологии
3. уровень развития культуры

Тема 5. Социальная структура общества

1. Общество – это система
1. природная
2. социальная

2. В чем состоит главная характеристика первичных социальных групп?
1. тесная эмоциональная связь
2. наличие лидера
3. распределение статусов и ролей

3. Семья относится к
1. вторичным группам
2. первичным группам

5. К какому типу институтов относится система высшего образования?
1. институтам политики
2. к экономическим институтам
3. к духовным институтам

6. Для чего люди вступают в добровольные организации?
1. для получения материального вознаграждения
2. для получения морального удовлетворения

7. К какому типу организаций преимущественно принадлежат больницы?
1. принудительным
2. добровольным

Тема 6. Социальная стратификация

1. Социальная стратификация это –
1. различия между людьми
2. разделение людей по странам
3. структурированные неравенства между различными группами людей

2. В чем состоит главная характеристика расположения страт в обществе?
1. равенство
2. иерархичность

3. Что означает слово «страта»?
1. слой
2. группа
3. класс

4. Группы признаков, дифференцирующих людей, выделил
1. О.Конт
2. Т.Парсонс
3. Э.Дюркгейм

5. Социальное неравенство, основанное на этнической принадлежности называется
1. национализм
2. расизм

6. В эмпирических исследованиях престиж определяют как:
1. роль человека в обществе
2. степень богатства
3. индекс социально-экономической позиции

7. В каком случае биологические различия приобретают характер социального неравенства?
1. если они мешают общению
2. если они делят людей на способных и неспособных
3. если они становятся основой дискриминации групп людей

8. Изменение положения индивида или группы в системе социальной стратификации называется:
1. профессиональным ростом
2. социальной мобильностью
3. возрастными изменениями

9. К какому типу мобильности можно отнести ситуацию, когда родители крестьяне, а сын – академик?
1. к межпоколенной мобильности
2. восходящей мобильности
3. горизонтальной мобильности

10. Сущность стратификации заключается в
1. разделении общества на классы
2. неравном распределении социокультурных благ и ценностей
3. в распределении власти

Тема 7. Типы социальной стратификации

1. Что означает, с точки зрения теории стратификации, закрытое общество?
1. в этом обществе статус дается от рождения
2. в это общество трудно проникнуть
3. в этом обществе строго расписаны правила поведения

2. Образцом кастового деления является:
1. Чили
2. Индия
3. Япония

3. Сословная стратификация характеризует:
1. открытое общество
2. закрытое общество

4. В чем состоит главное отличие сословной стратификации от кастовой?
1. мобильность ограничена, но возможна
2. сословная система была в Европе
3. сословная стратификация не связана с религией

5. Классы зависят от:
1. общественно-политических убеждений
2. классового положения семьи
3. экономических различий между группами людей

6. Классовая стратификация характеризует:
1. закрытое общество
2. открытое общество

7. Каков главный классовообразующий признак по К.Марксу?
1. отношение к средствам производства
2. степень богатства
3. характер труда

8. В чем специфика стратификационного подхода М.Вебера?
1. отрицание наличия классов
2. трехмерная стратификация

9. В современных цивилизованных странах выделяют:
1. три основных класса
2. более трех классов
3. множество классов

10. К рабочему классу относятся:
1. люди, занятые физическим ручным трудом
2. бедные, обездоленные люди

Тема 8. Этносоциология

1. Сегодня на Земле проживает:
1. около четырех тысяч этносов
2. около десяти тысяч этносов
3. около трех тысяч этносов

2. Основная единица классификации всех народов мира:
1. этнос
2. национальность
3. страна

3. Единство территории для существования этноса является:
1. необязательной
2. обязательной

4. Является ли религия самодостаточным признаком этноса?
1.нет
2.да

5. Слово «этнос» означает
1. народ
2. семья
3. национальность

6. Современная социология понимает под нацией
1. согражданство
2. людей одной национальности

7. Процесс возникновения отдельных народов называется
1. консорция
2. этногенез
3. адаптация

8. Процесс взаимодействия этнических культур, предполагающий усвоение языка, культуры, этнического самосознания другого этноса называется
1. объединением
2. ассимиляцией
3. слиянием

9. Стремление к обособлению, отделению части государства или отдельного этноса определяют понятием
1. сегрегация
2. апартеид
3. сепаратизм

Тема 9. Социология личности

1. В социологии понятия человек, индивид, личность являются тождественными?
1. да
2. нет

3. Социологический подход выделяет в личности
1. социально-типическое
2. индивидуальные особенности

4. С точки зрения какой концепции стержнем личности является самосознание?
1. концепции «зеркального Я»
2. ролевой концепции

5. Человек личностью
1. рождается
2. становится

6. Процесс формирования общих устойчивых черт личности называется
1. обучение
2. воспитание
3. социализация

7. Социальные нормы и ценности становятся элементом внутреннего мира человека на фазе
1. адаптации
2. интериоризации

8. Что такое девиантное поведение?
1. отклонение от групповой нормы
2. преступное поведение
3. подчинение общим правилам

9. В чем состоит главная характеристика социальных норм?
1. релятивность
2. устойчивость
3. непостоянство

Тема 10. Основы прикладной социологии

1. Советская школа прикладной социологии зародилась:
1. в 80-е гг.
2. в 30-е гг.
3. в 60-е гг.

3. Как называется человек, участвующий в социологическом исследовании, как носитель информации?
1. респондент
2. интервьюер
3. социолог

5. Назовите самый распространенный метод сбора социологической информации
1. анкетирование
2. опрос
3. наблюдение

6. Анкетный опрос применяется для:
1. сбора информации о конкретных индивидов
2. сбора информации о массовых социальных явлениях

7. Как называется свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности?
1. репрезентативность
2. валидность
3. моделирование

8. Если в анкете предложены варианты ответов на поставленный вопрос, то вопрос называется:
1. открытым
2. закрытым

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *