Чем определяется восприятие человеком пространства
Механизмы восприятия пространства в психологии
Люди интересовались восприятием объектов в пространстве издавна.
В Древней Греции считалось, что объекты можно видеть, потому что они испускают то, что представлялось непрерывным рядом чрезвычайно тонких «,мембран», в их собственном образе. Они попадают в поле зрения и сливаются с воспринимаемой картиной.
Столетия экспериментальных исследований привели к более обоснованной концепции, в которой пространство описывалось в терминах трех измерений или плоскостей: высоты (вертикальная плоскость), ширины (горизонтальная плоскость) и глубины (сагиттальная плоскость).
Что относится к индивидуальным особенностям мышления? Читайте об этом здесь.
Понятие
Знания о внешней среде помогают мыслить в двух и трех измерениях, что позволяет визуализировать объекты с различных углов и узнавания их независимо от той перспективы, с которой их видно. Восприятие состоит:
Многие психологи, занимающиеся перцептивной функцией, считают, что изучение пространственного восприятия быстро становится самостоятельной областью психологии.
Это особое поле в психологии концентрируется на факторах, способствующих оценке организации объектов в среде (на сигналах к восприятию глубины, движения, формы, цвета и их взаимодействии).
Это важно для движения и ориентации в окружающем мире. Кроме того, психологи анализируют особенно интересные специальные проблемы, такие как амодальное восприятие (например, как человек воспринимает, что существует шесть сторон куба, хотя только три из них можно увидеть одновременно).
Три измерения (вертикальная, горизонтальная и сагиттальная плоскости) пересекаются под прямым углом, и их единственная ось пересечения определяется, как находящаяся в воспринимаемом трехмерном пространстве, то есть в глазах воспринимающего индивида.
Люди обычно не воспринимают бинокулярное пространство (отдельный визуальный мир от каждого глаза), но вместо этого видят так называемое циклопическое, как если бы образы из каждого глаза сливались, чтобы произвести одно визуальное поле.
Плоскости делят пространственную зону на различные сектора: «,вверху», или «,внизу», (горизонтальная), «,впереди», или «,позади», (вертикальная), «,справа», или «,слева», (сагиттальная).
Механизмы
Восприятие в широком смысле означает регистрацию (захват) предметов и событий внешней среды, их сенсорный прием, понимание, идентификация и словесный термин, подготовка к реакции стимула.
Механизмы перцепции человека позволяют ему видеть, слышать, чувствовать вкус, запах, прикосновение и изменения температуры. Это также чувство осознания (окружающей среды).
Большинство людей получают основную часть знаний о своем окружении через зрение, в то время как баланс или равновесие (вестибулярное чувство), занимает следующее место по важности.
Например, в состоянии полной темноты ориентация человека на местности зависит главным образом от сенсорных данных, полученных от вестибулярных стимулов.
Слух также считается чувством расстояния, как и обоняние. Хотя площадь, которую они охватывают, значительно более ограничена, чем зрительная.
Все остальные чувства, такие как осязание и вкус, считаются проксимальными чувствами, потому что они обычно передают информацию об элементах, которые вступают в прямой контакт с индивидуумом.
Пространственное восприятие относится к врожденным функциям, но окончательное формирование происходит во время накопления жизненного опыта взаимодействия с предметами и их передвижением.
Восприятие пространства служит основой восприятия движения.
Однако человек не оценивает изображение как перевернутое.
Вместо этого механизмы восприятия человека заставляют видеть мир правильно.
Точная природа этих механизмов остается неясной, но процесс мировосприятия включает, по крайней мере, две инверсии:
Исследования показывают, что человек может адаптироваться к новому набору визуальных стимулов, которые значительно отличаются от ранее изученных.
Эксперименты проводились с людьми, которым давали очки, менявшие измерения изображений (правое на левое или верхнее на нижнее).
Поначалу испытуемые теряют ориентацию, но после длительного ношения искажающих очков они учатся безошибочно оценивать окружение, переориентируясь на окружающую среду, пока объекты снова не воспринимаются правильно. Процесс меняет направление, когда очки снимаются.
Сначала основные визуальные измерения представляются субъекту обратными, но через короткое время происходит другая адаптация, и субъект переориентируется на более ранние, хорошо изученные, нормальные визуальные сигналы и снова принимает окружающую среду как нормальную.
Понимание глубины и расстояния зависит от информации, передаваемой через различные органы чувств.
Сенсорные сигналы указывают на расстояние, на котором объекты в окружающей среде расположены от воспринимающего индивида и друг от друга.
Такие чувственные модальности, как зрение и слух, передают сигналы глубины и расстояния и в значительной степени независимы друг от друга.
Каждая модальность сама по себе может производить последовательное восприятие расстояний объектов. Однако обычно индивид полагается на сотрудничество всех органов чувств (так называемое интермодальное восприятие).
Виды и характеристики
Пространственное восприятие в первую очередь мы понимаем как зону вокруг нас (объекты, элементы, люди и т. д.). Но оно также включает в себя часть мышления, так как именно в нем соединяются все наши переживания.
Пространственное осознание состоит из двух процессов:
Люди не могли бы ориентироваться в окружающей среде, если бы была только информация, поступающая через различные органы чувств, она не смогла бы обеспечить познавание природы, соответствующее ее физической «,реальности»,.
Без некоторой степени достоверности в отношении физического пространства нельзя искать пищу, убегать от врагов или даже общаться.
Достоверное мироощущение заставляет человека испытать раздражители таким образом, что бы они были стабильными.
Мы воспринимаем объекты в окружающей среде как имеющие относительно постоянные характеристики (размер, цвет и т. д.), несмотря на значительные различия в стимульных условиях.
Но не всякая оценка внешней среды истинна. Она часто может не соответствовать реальности.
Эксперименты показали, что три основные пространственные плоскости доминируют над способностью человека локализовать визуальные объекты в близлежащем окружении.
Часто объекты могут восприниматься как лежащие ближе к этим основным измерениям или планам, чем они есть на самом деле. Часть объяснения этих перцептивных расхождений в зрительном опыте может заключаться в силе тяжести.
Если бы вся масса сенсорной информации, доступной в данный момент, воспринималась достоверно, поток данных мог бы привести воспринимающего к дезориентации.
Другими словами, некоторая степень избирательности в восприятии определяет выживание индивида.
В идеале информация об окружающей среде осознается только так, как она соответствует целям, потребностям или физиологическому состоянию человека в данный момент.
Эта методика используется для оценки восприятия пространственных признаков, обнаружения нарушения этих процессов.
Тест на рисование часов был первоначально разработан в начале 1900-х годов для оценки состояния солдат, которые получили ранения в затылочную или теменную доли головы.
Подобные травмы часто приводили к трудностям составления изображений правильно с соответствующим количеством частей правильного размера и ориентации. Шаг за шагом было доказано, что проба работает.
Существует много различных методов для выполнения и оценки теста рисования часов, некоторые из которых имеют сложные системы.
Клиницист дает пациенту лист бумаги с отпечатанным кругом диаметром около 10 см и просит нарисовать часы. Если у пациента есть какие-либо вопросы, врач повторяет те же действия и не дает других указаний.
Пациент может делать это столько времени, сколько захочет, чтобы завершить задачу.
Результат считается нормальным, если пациент включил большинство из 12 чисел в правильной ориентации по часовой стрелке.
Еще один тест врач может провести двумя способами:
Как правило, берется во внимание форма циферблата, порядок нарисованных цифр, направление, являются ли они внутри или снаружи щит, или только по одной стороне часов, или появляться дополнительные, ненужные цифры.
Например, пациенты с шизофренией часто навязчиво пытаются пометить каждую минуту на циферблате часов, что делает рисунок нечитаемым и полным каракулей.
Следующий тест проводится с помощью бланка с изображением 42 циферблатов. На них нарисовано по одной цифре возле любого часа, куда указывает стрелка. Циферблат произвольно повернут на какое-то количество градусов.
Тестируемому предлагают определить, какое время показывают стрелки. В зависимости от ответов выставляются баллы, и производится анализ восприятия человека.
Методика стала инструментом, используемым для обнаружения когнитивных нарушений, связанных, прежде всего, с ранней стадией Альцгеймера.
При этой болезни нарушается как самостоятельное рисование часов, так и расположение стрелок на готовом циферблате.
Выявление начала болезни позволяет подготовить лучшую стратегию борьбы с ней, применить соответствующее лечение, предоставить хороший уход за пациентами, чтобы остановить развитие болезни.
Пространственное восприятие важно и полезно для людей всех возрастов, так как эту познавательную способность постоянно используют. Например, во время движения, работы, рисования и т.п.
Плохое пространственное восприятие влияет на то, как человек определяет отношение своего тела к окружающей среде, осознает расположение предметов вокруг него.
Восприятие пространства
Восприятие пространства играет большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека. Оно представляет собой отражение объективно существующего пространства и включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся.
Определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и одновременный анализ положения собственного тела относительно окружающих предметов совершаются в процессе двигательной деятельности организма и составляют особое высшее проявление аналитико-синтети-ческой деятельности, называемое пространственным анализом. Установлено, что в основе различных форм пространственного анализа лежит деятельность комплекса анализаторов, ни одному из которых не присуща монопольная роль в анализе пространственных факторов среды.
Особую роль в пространственной ориентировке выполняет двигательный анализатор, с помощью которого устанавливается взаимодействие между различными анализаторами. К специальным механизмам пространственной ориентировки следует отнести нервные связи между обоими полушариями в анализаторной деятельности: бинокулярное зрение, бинауральный слух, бимануальное осязание, дириническое обоняние и т.д. Важную роль в отражении пространственных свойств предметов играет функциональная асимметрия, которая характерна для всех парных анализаторов. Функциональная асимметрия состоит в том, что одна из сторон анализатора является в определенном отношении ведущей, доминирующей. Было показано, что отношения между сторонами анализатора в смысле их доминирования динамичны и неоднозначны. Так, глаз, доминирующий по остроте зрения, может быть не ведущим по величине поля зрения и т.д.
Восприятие формы предметов. Восприятие формы предметов обычно осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестезического анализаторов.
У некоторых животных наблюдаются врожденные реакции, так называемые врожденные пусковые механизмы поведения, при воздействии объектов, имеющих определенную форму. Эти врожденные механизмы строго специализированы. Примером может служить оборонительная реакция молодняка семейства куриных на картонный крест, имитирующий силуэт хищной птицы.
Наиболее информативный признак, который нужно выделить при ознакомлении с формой, это контур. Именно контур служит разделительной гранью двух реальностей, т.е. фигуры и фона. Благодаря микродвижениям глаз может выделять границы объектов (контур и мелкие детали). Зрительная система должна быть способна не только выделять границу между объектом и фоном, но и научиться следовать по ней. Это осуществляется посредством движений глаза, которые как бы вторично выделяют контур и являются необходимым условием создания образа формы предмета.
Аналогичный процесс мы имеем в осязательном восприятии. Чтобы определить на ощупь форму невидимого предмета, необходимо брать этот предмет, поворачивать его, прикасаться к нему с разных сторон. При этом рука ощупывает предмет легкими движениями, то и дело возвращаясь назад, как бы проверяя, правильно ли воспринята та или иная его часть. Формирующийся образ предмета складывается на основании объединения в комплекс тактильных и кинестезических ощущений.
Зрительное восприятие формы предмета определяется условиями наблюдения: величиной предмета, его расстоянием от глаз наблюдателя, освещенностью, контрастом между яркостью объекта и фона и т.п.
Восприятие величины предмета. Воспринимаемая величина предметов определяется величиной их изображения на сетчатке глаза и удаленностью от глаз наблюдателя. Приспособление глаза к четкому видению различно удаленных предметов осуществляется с помощью двух механизмов: аккомодации и конвергенции.
Аккомодация обычно связана с конвергенцией, т.е. сведением зрительных осей на фиксируемом предмете (рис. 4). Определенное состояние аккомодации вызывает и определенную степень сведения зрительных осей, и наоборот, тому или иному сведению зрительных осей соответствует определенная степень аккомодации.
Рис. 4
Угол конвергенции непосредственно используется как индикатор расстояния, как своеобразный дальномер. Можно изменить угол конвергенции для данного расстояния с помощью призм, помещенных перед объектом. Если при этом угол конвергенции увеличивается, видимая величина объекта тоже увеличивается, а воспринимаемое до него расстояние уменьшается. Если же призмы расположены так, что угол конвергенции уменьшается, то видимый размер объекта тоже уменьшается, а расстояние до него увеличивается.
Эта способность оценивать глубину на первый взгляд кажется врожденной.
В эксперименте ребенка-ползунка помещали на настил, рядом с которым находится обрыв, где поверх пустого пространства было положено толстое стекло (рис. 5). Эксперимент показал, что ребенок, свободно ползающий по настилу, не покидает его и останавливается перед стеклом.
Рис. 5
Возбуждение корреспондирующих точек сетчатки дает ощущение одного объекта в поле зрения. При каждом положении глаз корреспондирующим точкам сетчаток соответствуют строго определенные точки во внешнем пространстве. Графическое изображение точек пространства, обеспечивающих видение одного объекта при данном положении глаз, называется гороптером (рис. 6).
Рис. 6
Если изображение предмета падает в оба глаза на различно удаленные от центра сетчатки некорреспондирующие, или диспаратные, точки, то возникает один из двух эффектов: появление двойственных изображений (если диспаратность точек достаточно велика) или впечатление большей или меньшей удаленности данного объекта по сравнению с фиксируемым (если диспаратность невелика). В последнем случае появляется впечатление объемности, или стереоскопический эффект.
Если в стереоскопе предъявляют два изображения, различия между которыми настолько велики, что не обеспечивают слияния изображений, то возникает своеобразный эффект: то одна, то другая фигура появляются в чередующейся последовательности. Это явление известно как бинокулярное соревнование. Иногда при этом два объекта выступают в форме, представляющей собой комбинацию обеих фигур. Например, рисунок изгороди, предъявляемый одному глазу, и рисунок лошади, предъявляемый другому, могут вызвать впечатление, что лошадь прыгает через изгородь.
Восприятие глубины может достигаться благодаря вторичным признакам, являющимся условными сигналами удаленности; видимая величина предмета, линейная перспектива, загораживание одних предметов другими, их цвет.
Хорошо известны рисунки, дающие двойственное восприятие глубины (рис. 7, 8, 9). В некоторых ситуациях тот факт, что интерпретация глубины может полностью меняться на обратную, имеет исключительное значение. Так, при посадке самолета восприятие пилотом посадочной полосы может быть перевернутым по глубине. Подобное явление наблюдается ночью или во время тумана, когда не видны те детали обстановки, которые служат для пилота условными сигналами, помогающими адекватному отражению удаленности предметов.
Рис. 7, 8, 9
Таким сигналом является, например, яркость огней на посадочной полосе (известно, что яркие источники света кажутся расположенными ближе, чем тусклые), и достаточно неудачного сочетания световых сигналов, чтобы возникло перевернутое восприятие глубины.
При бинокулярном зрении направление видимого предмета определяется законом тождественного направления. По этому закону раздражители, падающие на корреспондирующие точки сетчатки, видятся нами в одном и том же направлении. Это направление дается линией, соединяющей пересечение зрительных линий обоих глаз с точкой, соответствующей середине расстояния между обоими глазами. Иными словами, изображения, попадающие на корреспондирующие точки, мы видим на прямой, идущей как бы от одного «циклопического глаза», находящегося посередине лба.
Известно, что на сетчатке глаза образуется перевернутое изображение тех предметов, на которые мы смотрим. Перемещение наблюдаемого объекта вызывает перемещение сетчаточного изображения в обратном направлении. Однако мы воспринимаем предметы, и движущиеся и неподвижные, не в искаженном виде, а такими, какими их передает на сетчатку оптическая система глаз. Это происходит благодаря сочетанию зрительных ощущений с тактильными, кинестезическими и другими сигналами.
Интересные данные были получены в результате опытов, когда ориентация изображений на сетчатке глаз испытуемых намеренно искажалась с помощью специальных оптических приспособлений. Последние давали возможность получать изображения, перевернутые как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении. Оказалось, что спустя некоторое время наступает адаптация и мир, видимый испытуемыми, перестраивается, хотя и не полностью.
Подобное приспособление оказалось невозможным у животных. Так, к глазам кур прикрепляли призмы, переворачивающие изображение слева направо, и изучали способность птиц клевать зерна. У кур этот навык резко нарушался, и даже после трехмесячного ношения очков никакого реального улучшения навыка не наблюдалось. Сходные данные были получены на земноводных. Очевидно, врожденные зрительные реакции животных на расположение предметов не могут изменяться под влиянием обучения, если требуется, чтобы животное усвоило реакцию, антагонистическую инстинктивной.
Восприятие направления звука осуществляется при бинау-ралъном слушании. Основу дифференцировки направлений звука составляет разность во времени поступления сигналов в кору головного мозга от обоих ушей. Звуки могут локализоваться не только в левом и правом направлении по горизонтали, но и по направлению вверх и вниз. Экспериментальные данные показали, что в последнем случае для восприятия пространственного расположения звука необходимы движения головы испытуемого.
Таким образом, механизм локализации звука учитывает не только слуховые сигналы, но и данные других анализаторных систем.
Зрительные иллюзии. Всегда ли восприятие дает нам адекватное отражение предметов объективного мира? Описаны многочисленные факты и условия ошибок в восприятии, главным образом зрительные иллюзии.
1) Иллюзия стрелы (рис. 10). Она основана на принципе сходящихся и расходящихся линий: стрела с расходящимися наконечниками кажется длиннее, хотя фактически обе стрелы одинаковой длины.
2) Иллюзия железнодорожных путей (рис. 11). Линии, расположенные в более узкой части пространства, заключенного между двумя сходящимися прямыми, кажутся длиннее, хотя на самом деле обе шпалы одинаковы.
3) Переоценка вертикальных линий (рис. 12). Высота цилиндра кажется больше, чем ширина полей, хотя они равны.
5) Иллюзия пересечения (рис. 14). На одной прямой лежат линии АХ, а не ВХ, как кажется.
6) Иллюзия концентрических окружностей (рис. 15). Представленные на рисунке концентрические окружности воспринимаются как спираль из-за того, что короткие отрезки прямых (изображены белым) пересекают эти окружности в местах их пересечения с фоном.
Рис. 13
Рис. 14
Рис. 15
Все эти явления убеждают в том, что существуют какие-то общие факторы, вызывающие возникновение зрительных иллюзий. Выдвигались различные объяснения ряда наблюдаемых зрительных иллюзий. Так, иллюзия стрелы объясняется свойством целостности восприятия: мы воспринимаем видимые нами фигуры и их части не отдельно, а в некотором соотношении, и свойства всей фигуры ошибочно переносим на ее части (если целое больше, то больше и его части). Аналогично можно объяснить и иллюзию веера. Переоценка вертикальных линий объясняется тем, что движения глаз в вертикальной плоскости требуют большего мышечного напряжения, чем движения в горизонтальной плоскости. Поскольку интенсивность мышечного напряжения может служить мерой пройденного пути, вертикальные расстояния кажутся нам больше горизонтальных. Однако далеко не для всех видов зрительных иллюзий найдено убедительное истолкование.