Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании
СТРУКТУРА ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПЛОВЦОВ
Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения пловцом системы движений (техники плавания), соответствующей особенностям конкретного способа плавания и направленной на достижение высоких спортивных результатов. Техническую подготовленность пловца следует рассматривать в органическом единстве с его физическими, тактическими, психическими возможностями, конкретными условиями внешней среды.
Результативность техники определяется ее эффективностью, стабильностью, вариативностью, экономичностью. I
Эффективность техники определяется ее соответствием решаемым задачам и высокому конечному результату, уровню технической, физической и психической подготовленности. На каждом из этапов развития системы подготовки пловцов изыскиваются многочисленные резервы повышения результативности спортивной техники. При этом речь идет не только о путях формирования эффективных индивидуальных вариантов спортивной техники в рамках сложившихся представлений о ее рациональной динамической и кинематической структуре в конкретном способе плавания, а об изыскании принципиально новых вариантов плавания, выполнения старта или поворота. Наиболее яркими приме-
Рами эффективных технических новшеств, существенно повлиявших на результативность спортивной техники в последние годы прежде всего следует выделить технику волнообразного брасса и нового варианта поворота при плавании на спине.
Инициатива внедрения волнообразного брасса принадлежит венгерскому специалисту Nagy (1989). Опираясь на глубокое изучение техники плавания брассом выдающихся пловцов и теорию движения океанских волн, он нашел возможность существенного совершенствования одного из важнейших элементов техники брасса.
Nagy пишет: «В традиционном плавании брассом существовала мертвая точка общей потери скорости после завершения работы ног и перед началом тяги руками. Мне нравился Дэвид Уилки, когда устанавливал мировой рекорд в Монреале. Он красиво выполнял движение вверх, плечи двигались вверх в форме волны. Но мне не нравился следующий этап, когда он опускался прямо вниз. Я подумал, что должен существовать способ, обеспечивающий рывок из воды. Если плечи поднимаются на высоту, должен быть способ, обеспечивающий рывок вперед и одновременно из воды. Выполняя рывок вперед на высоту дыхания, можно выполнить волнообразное движение. Но без выполнения рывка верхней частью тела это невозможно сделать. Именно в этом делают ошибку большинство брассистов.
Структура соревновательНой деятельности чемпиона мира 1994 г. В. Селькова при проплывании дистанции 200 м на спине с различными результатами (а — 2.00,02, 6 — 1.58,57)
1 — скорость на 10-метровом участке старта, м-с-1;
2 — скорость на участке дистанционного плавания (10-42,5 м), м-с-1;
3 — скорость на участке первого поворота (42,5-57,5 м), м-с-‘;
4 — скорость на участке дистанционного плавания (57,5-92,5 м), м-с-‘;
5 — скорость на участке второго поворота (92,5-107,5 м), м-с-1;
6 — скорость на участке дистанционного плавания (107,5-142,5 м), м-с-‘;
7 — скорость на участке третьего поворота (142,5-157,5 м), м-с
8 — скорость на участке дистанционного плавания (157,5-190 м), м-с-1;
9 — скорость на финишном участке (190-200 м), м-с-‘;
При выполнении рывка в работе участвуют мышцы спины и плечевого пояса. Начало рывка начинается с кончиков пальцев на уровне подбородка. В работу включаются сначала к^исти, затем локти, плечи и, наконец, голова, которая наклоняется вперед. Необходимо буквально прижать плечи к ушам, опустить голову и в этом положении сделать рывок вперед. Затем этот рывок подхватывается работой ног. Плечи и спина выполняют волнообразное движение, тело пловца как бы скользит по волне. В традиционном же брассе вместо рывка пловец опускал тело в воду».
Внедрить в широкую практику технику волнообразного брасса удалось в конце 80-х гг., когда в правила соревнований этим способом было внесено изменение, разрешающее спортсменам вынимать руки из воды во время возвращения в исходное для гребка положение.
В результате внедрения нового варианта брасса продвижение
Пловца удалось сделать более равномерным, увеличить фазу скольжения при высокой скорости, волнообразные движения плеч при колебаниях в вертикальной плоскости до 50 см и более совместить с небольшими колебаниями бедер, обеспечивающими обтекаемое положение тела. Быстрое возвращение рук в исходное положение снизило до минимума потери скорости в фазе перехода от гребка руками к толчку ногами (Muktnfuss, 1989; Troup, 1990).
Все это привело к росту результатов. Достаточно сказать, что за два года пловец из США М. Берро-умен, используя волнообразную технику брасса, улучшил мировой рекорд на дистанции 200 м на 3 с. Такую же технику использовали выдающиеся пловцы К. Гутцейт, Й. Сабо, Н. Роша, С. Лопес, X. Фернандес и др.
Конкуренция между ними в крупнейших соревнованиях являлась мощным фактором прогресса в этом способе плавания.
Появление новой техники поворота при плавании на спине было связано с изменением в правилах ФИНА, разрешившим выполнять поворот без касания щита рукой и осуществлять его с переворотом на грудь (примерно так же, как и при плавании кролем на груди). Кроме этого, ведущие пловцы мира после поворота стали применять проплы-вание части дистанции (15 м) под водой, применяя мощную волнообразную работу ногами, как при плавании баттерфляем. Это привело к существенному приросту результатов. В качестве примера приведем данные чемпиона мира 1994 г. В. Селькова до и после внедрения новой техники поворота (рис. 7.1). Как видно, существенное улучшение результата произошло в основном за счет повышения скорости выполнения поворота и некоторого роста дистанционной скорости за счет подводного участка. При этом интересно отметить, что существенный прирост резуль-
ГЛАВА 7 Техническое Совершенствование Пловцов
Рис. 7.2
Проплывание дистанции 200 м баттерфляем С результатом 2.02.00 При стабильных (а) И нестабильных (б) показателях темпа и шага: 1 — темп, 2 — шаг, 3 — скорость
Тата произошел несмотря на снижение эффективности старта и финиша.
Современный вариант поворота при плавании на спине в настоящее время используют все сильнейшие пловцы мира. Именно высокая техника поворота во многом определяет уровень результатов таких выдающихся пловцов, как Д. Роуз, К. Эгерсеги, Д. Беркофф, Д. Судзуки, Б. Митчел, Б. Бридже-уотер, Б. Ботсфорд, Л. Крайзель-бург и др.
Стабильность техники связана с ее помехоустойчивостью, независимостью от внешних условий, функционального состояния спортсмена. Следует учитывать, что современная тренировочная и соревновательная деятельность характеризуется большим количеством сбивающих факторов. К ним относятся напряженная психологическая атмосфера крупных соревнований, обусловленная конкуренцией; непривычные места соревнований и недоброжелательное отношение болельщиков; прогрессирующее по ходу дистанции утомление и др.
Следует отметь, что одни спортсмены отличаются исключительно стабильными характеристиками техники на различных отрезках дистанции (темп и шаг движений, мощность отдельных гребковых движений и т. п.), другие поддерживают высокую скорость плавания
За счет вариативности техники (рис. 7.2). Как свидетельствуют приведенные данные, выдающиеся спортсмены, специализирующиеся в одних и тех же видах программы отличаются разными способностями к сохранению стабильной техники плавания. Особенно сложно сохранить постоянные характеристики техники при проплывании коротких дистанций, что связано с накоплением больших величин лак-тата и быстрым развитием утомления (рис. 7.4, 7.5). С увеличением длины дистанций сохранить стабильность техники значительно легче. И если при проплывании дистанции 200 м вариативность темпа и шага выражена еще существенно, то на 400-метровой эти показатели достаточно стабильны на всех участках (рис. 7.5, 7.6, 7.7).
Следует учесть, что для достижения максимальной скорости при проплывании соревновательных дистанций необходимо добиться оптимального соотношения между темпом движений и шагом гребка. Исследование зависимости между максимальной скоростью и темпом показывает, что она носит сложный и существенно отличающийся для разных способов плавания характер (рис. 7.8). Применительно к каждому способу те или иные величины темпа обеспечивают максимальную скорость.
Естественно, что это же относится и к шагу гребка. Например,
ЧАСТЬ 1 Техника спортивного плавания
ГЛАВА 7 Техническое Совершенствование Пловцов
Пловцы высшей квалификации, специализирующиеся в плавании вольным стилем, наивысших показателей скорости достигают при оптимальных величинах шага гребка значительно уступающих максимально доступным значениям (рис. 7.9).
Взаимосвязь между темпом, шагом и скоростью имеет различный характер для разных способов плавания, дистанций и спортсменов. Соотношение между этими параметрами существенно колеблется и на различных участках дистанции.
Можно утверждать, что для достижения высокой скорости в плавании кролем на спине и особенно на груди большое значение имеет способность пловца к достижению высоких показателей шага гребка, которые коррелируют с уровнем спортивных результатов на дистанциях 100 и 200 м. Что же касается брасса, то многие пловцы способны достигать максимально высокой скорости при исключительно высоком темпе (70 — 80 гребков в 1 мин) и при шаге, составляющем 40 — 45 % Максимально доступного.
При становлении результативной техники следует помнить, что достижение одной и той же скорости при разной частоте движений обеспечивается стабильностью основных компонентов рабочих движений — фаз подтягивания и отталкивания в гребке при широкой вариативности дополнительных — вход руки в воду, начало гребка, фаза проноса (табл. 7.1).
Последовательная работа Над увеличением шага и темпа в процессе многолетней подготовки конкретного пловца (Schramm, 1987)
Длительность разных фаз движения руки, с
Вход в воду (начало гребка)
При работе по совершенствованию соотношения между темпом движений и шагом гребков следует обеспечивать не одновременное, а последовательное совершенствование каждого из компонентов спортивной техники. Сначала планируется работа по увеличению шага гребка: повышаются силовые возможности мышц, совершенствуются динамические, временные и пространственные характеристики движений и т. п. После того как шаг гребка существенно возрастает, акцент работы смещается на увеличение темпа
При стремлении сохранить достигнутый шаг. По мере роста мастерства пловцов все большее внимание уделяется работе над повышением темпа при относительно стабильных характеристиках шага (рис. 7.10). Такой подход, как показывает практика, оказывается наиболее эффективным как для увеличения шага, так и для повышения темпа. В приведенном примере увеличение шага на 30 см сопровождалось повышением темпа на 8 циклов в минуту.
Особое значение для достижения высокой дистанционной скорости имеет мощность выполнения основных рабочих движений. Исследования, проводимые на биокинетической скамье, показали, что существует тесная связь между скоростью плавания кролем на груди и мощностью, развиваемой при работе, имитирующей гребко-вые движения (рис. 7.11). Представленная на рисунке линия регрессии позволяет определить, на сколько должна быть повышена мощность, развиваемая в течение гребка, для того или иного повышения скорости. Надежность такого прогноза подтвердилась в специальном эксперименте с участием 5 спортсменов, в котором было показано, что прирост мощности в среднем на 28 % способствовал увеличению скорости в среднем на 3,6% (рис. 7.12). Интересно, что у квалифицированного бегуна на длинные дистанции (бывшего пловца), участвовавшего в эксперименте, применение специальной силовой тренировки вызвало резкий прирост скоростных возможностей. Из этого можно сделать вывод, что на ранних этапах тренировочного процесса прирост силы оказывает особенно большое влияние на увеличение мощности гребка (Sharp, Troup, 1989).
Однако, как видно из рисунка, зависимость между величиной мощности работы, развиваемой при выполнении имитационных движе-
ГЛАВА 7 Техническое совершенствование пловцов
Ний на биокинетической скамье, и абсолютной скоростью плавания носит сложный характер: повышение мощности до 200 — 250 Вт приводит к резкому увеличению скорости, далее прирост скорости с увеличением мощности постепенно уменьшается и при величинах, превышающих 500 — 550 Вт, мощность перестает быть фактором, определяющим дальнейшее повышение скорости.
Вариативность техники определяется способностью пловца к оперативной коррекции двигательных действий в зависимости от условий соревновательной борьбы, функционального состояния организма в каждый конкретный момент про-плывания дистанции.
В соревнованиях на длинные дистанции (особенно 1500 м) эта проблема стоит менее остро, так как большую часть дистанции пловец проплывает в относительно устойчивом состоянии, что позволяет
Сохранить технику сравнительно стабильной на большей части дистанции.
Вариативность техники, обеспечивающая ее высокую результативность, предусматривает наличие не жестко закрепленного двигательного навыка, который часто формируется в спортивной практике, а исключительно лабильного, быстро и эффективно приспосабливающегося к состоянию и функциональным возможностям спортсмена в каждый конкретный момент преодоления соревновательной дистанции. Как показывают практический опыт и результаты научных исследований, стремление пловцов сохранить основные временные, силовые и пространственные характеристики спортивной техники на протяжении всей дистанции, как правило, приводит к значительному снижению скорости во второй ее половине, а компенсаторные изменения спортивной техники, вызванные прогрессирующим утомлением, позволяют спортсменам сохранить высокий уровень скорости во второй половине дистанции.
Даже пловцы самой высокой квалификации не могут сохранить одинаковые двигательные характеристики в течение всей дистанции. Это предопределяет необходимость выделения в качестве одного из факторов, влияющих на уровень спортивного мастерства, вариативность двигательных навыков, обусловленную функциональным состоянием пловца в конкретный момент прохождения дистанции. При проплывании соревновательных дистанций, особенно тех, которые связаны с мобилизацией анаэробных возможностей, ряд существенных характеристик координационной структуры движений претерпевает значительные изменения. Эти изменения носят компенсаторный характер и позволяют пловцам сохранить заданную скорость при прогрессирующем утомлении. Рисунок 7.13 иллюстри-
Техника Спортивного Плавания
Рует результаты тензометрическои регуляции ряда динамических и кинематических характеристик техники плавания на различных отрезках 200-метровой дистанции у квалифицированного спортсмена. Скорость плавания на протяжении всей дистанции практически не изменялась. Что же касается динамических и кинематических параметров техники, то их количественные характеристики претерпевали существенные изменения. Об этом же свидетельствует динамика изменения темпа и шага гребков в процессе проплывания соревновательных дистанций.
Вполне естественно, что многообразные изменения двигательных и вегетативных функций, происходящие на различных участках соревновательной дистанции, должны найти отражение при разработке средств педагогического воздействия. Методика тренировки должна находится в соответствии с особенностями функциональных проявлений в процессе соревнований. К сожалению, система педагогических воздействий, реализуемая в практике подготовки квалифицированных пловцов, предполагает моделирование условий соревнований в бсновном по внешним характеристикам упражнений (длина дистанций и отрезков, скорость их прохождения и т. п.). Не отрицая целесообразности такого подхода, в тренировочном процессе необходимо дополнительно моделировать и все те компенсаторные преобразования в динамической и кинематической структуре движений, которые обеспечивают высокую и равномерную скорость на всех отрезках соревновательной дистанции.
Важным является факт, что достижение высоких показателей скорости при утомлении, а также при переходе к более длинным дистанциям обычно связано с повышением темпа движений и уменьшением шага. Пловцы высокого класса отличаются исключи-
Тельно развитой способностью к варьированию величин темпа и шага при одной и той же скорости. Например, в конце дистанции они часто увеличивают темп движений, что позволяет им поддерживать высокую скорость при уменьшающемся вследствие снижения силовых возможностей шаге гребка (рис. 7.14, 15). В то же время менее квалифицированные спортсмены, неспособные к существенным изменениям техники с учетом требований конкретной ситуации и сохраняющие относительно стабильный темп движений, теряют скорость во второй половине дистанции.
Экономичность техники как способность к рациональному использованию энергии на единицу выполненной работы является важной характеристикой спортивной техники, особенно применительно к средним дистанциям.
Совершенствованию экономичности техники способствует формирование гибкого, лабильного навыка, совершенствование межмышечной и внутримышечной координации. Большое значение отводится эффективной технике дыхания, которая позволяет повысить процент использования в процессе скоростного плавания экономичных аэробных источников энергии.
14.1. Спортивно-техническое мастерство и критерии его оценки
Под технической подготовкой следует понимать процесс освоения спортсменом системы движений, выполняемых в состязании или служащих средствами тренировки, и доведение сформированной техники до необходимой степени совершенства. В процессе долговременных занятий спортом система соревновательных действий и подготовительных упражнений отрабатывается, шлифуется, приспосабливается к максимальным проявлениям функциональных и физических возможностей.
Под техническим мастерством, или технической подготовленностью принято понимать степень освоения спортсменом системы движений, соответствующих особенностям данного вида спорта и позволяющих более полно реализовать его физические возможности, обеспечивающие достижение высших результатов.
По мнению В. М. Зациорского (1979), для характеристики технической подготовленности необходимо рассмотреть ряд критериев, позволяющих определить – что умеет спортсмен и как он владеет освоенными действиями. При ответе на вопрос «что?» характеризуются объем и рациональность технических действий. Отвечая на вопрос «как?», мы подразумеваем эффективность и освоенность выполнения двигательных действий.
Объем технической подготовленности определяется числом технических действий, которые выполняет спортсмен. Различают общий и соревновательный объем технической подготовленности.
Общий объем характеризуется суммарным числом технических действий или упражнений, которые освоил данный спортсмен в тренировочном процессе. Соревновательный объем – числом различных технических действий или упражнений, выполняемых спортсменом в условиях соревнований.
Так, например, соревновательный объем технической подготовленности прыгуна в длину характеризуется умением спортсмена выполнить прыжок с разбега. Однако для этого ему необходимо овладеть большим арсеналом специальных подводящих и имитационных упражнений для совершенствования технического мастерства в прыжке. Наряду с этим общий объем его технической подготовленности должен охватывать навыки владения техникой различных видов легкой атлетики (бега, прыжков, метаний), а также других видов спорта (для проведения полноценной общей и специальной физической подготовки).
Другой пример. В борьбе дзюдо более 3000 приемов, однако ведущие борцы владеют в совершенстве 2–3 приемами, которые в основном и используют в решающих схватках. При этом их арсенал не ограничивается только этими приемами, поэтому в тренировках и в схватках со спортсменами более низкой квалификации они могут продемонстрировать существенно больший объем технических действий.
Степень разнообразия двигательных действий, которыми владеет спортсмен, характеризует разносторонность технической подготовленности, которая определяет и способность продемонстрировать тот или иной арсенал технических действий в условиях состязания, и возможность использовать разнообразные упражнения в тренировке для развития силы, быстроты, выносливости, координации (ловкости), а также совершенствования технического мастерства.
Ответ на вопрос «Что может выполнить спортсмен?» подразумевает не только то, каким объемом двигательных действий он владеет, но и насколько рациональны эти движения. Под рациональностью техники понимают определенный способ выполнения движений (используемой разновидности техники), позволяющий наиболее полно реализовать возможности спортсмена для достижения наивысших спортивных результатов. На наш взгляд, наиболее полное определение рациональной спортивной технике дал В. М. Дьячков (1972): это – «специализированная система одновременных и последовательных движений, направленных на рациональную организацию взаимосвязей внутренних и внешних сил с целью наиболее полного и эффективного использования их для достижения более высоких результатов».
Рациональность технических действий обусловлена, с одной стороны, учетом основных законов биодинамики, с другой – индивидуальными особенностями строения и функционирования организма спортсмена, а также учетом особенностей внешних воздействий (действий партнеров и противников, воздействия внешней среды и т. п.).
Эффективность техники – это качество владения техническим действием самим спортсменом, т. е. степень близости наиболее рациональному варианту выполнения двигательного действия. Характеризуя эффективность, мы отвечаем на вопрос «Как?».
В связи со специфическими особенностями оценки результатов соревновательной деятельности в различных видах спорта используют разные критерии оценки эффективности технического мастерства. Существует несколько показателей эффективности техники:
– абсолютная эффективность – в качестве оценки ее уровня избирается вариант двигательных действий, позволяющий добиться наилучшего спортивного результата (в простейшем случае мерой эффективности может служить сам спортивный результат – к такому критерию часто прибегают в игровых видах и единоборствах: техника эффективна, если приводит к забитому голу, завершенному приему);
– сравнительная эффективность – за образец берется техника наиболее выдающихся спортсменов, с ней сравнивается качество исполнения других атлетов (такие критерии используются в сложно-координационных видах спорта);
– реализационная эффективность – оценивается либо степень реализации спортсменом своего двигательного потенциала в соревновательном упражнении, либо затраты энергии и сил при выполнении оцениваемого спортивного движения. Такие критерии чаще всего используют в скоростно-силовых и циклических видах.
Наряду с эффективностью оценивается освоенность движений, надежность их выполнения. Освоенность, или надежность выполнения спортивных упражнений во многом зависит от обеспечения устойчивости систем движения к сбивающим факторам при достижении высоких спортивных результатов. При этом, по мнению Д. Д. Донского, В. М. Зациорского (1979), следует учитывать следующие показатели:
– стабильность и вариативность;
– стандартизацию и индивидуализацию;
– произвольность и автоматизм.
Устойчивость обеспечивается, с одной стороны, стабильностью технических действий, а с другой – и необходимой ее вариативностью.
Стабильность – это высокая степень постоянства воспроизведения действий. Стабилизация требуется не во всех элементах движения, а только в главных, решающих для повышения устойчивости достижения высокого спортивного результата.
Вариативность – это организация вынужденной изменчивости отдельных структур двигательного действия с целью обеспечения стабильности высокого конечного результата.
При оценке необходимого уровня стабильности и вариативности технического мастерства следует учитывать, что все спортивные упражнения в зависимости от основных задач достижения результата можно разделить на три группы:
1-я – упражнения с большей необходимостью стабилизации кинематической структуры – выполнение движений заданной формы и характера (гимнастика, акробатика, прыжки в воду, фигурное катание, спортивные танцы и т. п.);
2-я – упражнения с преимущественной стабилизацией динамической структуры – достижение максимального количественно изменяемого результата (тяжелая атлетика, легкая атлетика, плавание, гребля и т. п.);
3-я – упражнения с необходимостью большой вариативности спортивных действий – обеспечение конечного эффекта в переменных условиях (единоборства, спортивные игры).
Требование к выполнению упражнений 1-й группы в значительной мере обусловлены сложившимися традициям, стилистическими и эстетическими оценками. Здесь требования к технике выполнения упражнений заключаются в строгости соблюдения формы движений. При этом огромное значение имеет совершенство ритмической структуры, точнейшее соблюдение временных отношений, амплитуды, обеспечивающих зрительный эффект внешней картины движений.
Вследствие больших технических трудностей выполнения упражнений высокого класса требования к их динамической структуре столь же велики. Но поскольку кинематическая структура должна обладать большой устойчивостью, то динамической структуре должна быть свойственна достаточная приспособительная изменчивость, позволяющая преодолевать помехи, возникающие по ходу выполнения упражнений. При этом формируется приспособительная и корригирующая устойчивость кинематической структуры к помехам.
Мастерство в упражнениях, направленных на достижение максимального количественного результата (2-я группа), определяется возможностью в полной мере реализовать внешние и внутренние силы спортсмена для достижения высокого результата. Поэтому конечный эффект будет обусловлен стабильностью динамической структуры.
Совершенствование мастерства обусловлено подбором двигательных действий, соответствующих современному уровню физической и функциональной подготовленности, которые в спорте неизменно повышаются. Новые физические возможности требуют новых форм их реализации. Очень большое значение имеет индивидуализация техники, связанная с учетом не только физического состояния спортсменов, но и воздействий внешней среды.
Переменные условия соревновательной борьбы в единоборствах и спортивных играх (3-я группа) требуют минимальной тактической информативности технических приемов. Отсюда вытекают высокие требования к владению большим арсеналом разнообразных подготовленных фаз. При этом для проявления мастерства требуется высокая стабильность выполнения техники основных приемов при различных начальных условиях их выполнения. Приспособительная изменчивость подготовленных действий должна сочетаться с большой устойчивостью основных рабочих фаз.
Стандартизация – это соответствие двигательных действий определенному образцу, отвечающему требованиям биомеханической целесообразности и обусловливающему рациональность техники. Стандартизация осуществляется с определением допустимых отклонений (приспособительных и индивидуальных).
Индивидуализация – это приведение техники в соответствие с индивидуальными особенностями спортсменов, обеспечивающее высокую эффективность усилий. Индивидуализация достигается отражением в технике ведущих качеств спортсмена.
Человек управляет движениями произвольно, то есть сознательно. При этом качество управления во многом зависит от полноты осознанной информации о характеристиках выполняемого движения. Однако не вся информация о движении, воспринимаемая рецепторами, доходит до уровня сознания, а обрабатывается на более низких уровнях центральной нервной системы. Поэтому возможность эффективно осуществлять двигательные действия во многом обусловлена способностью организма управлять пространственно-временными и динамическими характеристиками движения на уровне подкорки – автоматизированно. Сочетание произвольности и автоматизма вырабатывается в процессе тренировки, по мере многократного повторения и уточнения двигательных действий.
Таким образом, техническое мастерство спортсменов не может быть оценено каким-либо одним показателем. Его полная характеристика требует многостороннего подхода. Помимо объема, разносторонности и рациональности технических действий, которыми владеет спортсмен, необходимо учитывать их эффективность (с помощью абсолютных, сравнительных либо реализационных критериев) и освоенность техники. Только в этом случае можно полностью оценить техническую подготовленность атлета.