Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании

СТРУКТУРА ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПЛОВЦОВ

Под технической подготовленнос­тью следует понимать степень ос­воения пловцом системы движений (техники плавания), соответствую­щей особенностям конкретного способа плавания и направленной на достижение высоких спортив­ных результатов. Техническую под­готовленность пловца следует рас­сматривать в органическом единст­ве с его физическими, тактически­ми, психическими возможностями, конкретными условиями внешней среды.

Результативность техники опре­деляется ее эффективностью, ста­бильностью, вариативностью, эко­номичностью. I

Эффективность техники опре­деляется ее соответствием решае­мым задачам и высокому конечно­му результату, уровню техничес­кой, физической и психической подготовленности. На каждом из этапов развития системы подготов­ки пловцов изыскиваются много­численные резервы повышения ре­зультативности спортивной техни­ки. При этом речь идет не только о путях формирования эффективных индивидуальных вариантов спор­тивной техники в рамках сложив­шихся представлений о ее рацио­нальной динамической и кинемати­ческой структуре в конкретном способе плавания, а об изыскании принципиально новых вариантов плавания, выполнения старта или поворота. Наиболее яркими приме-

Рами эффективных технических новшеств, существенно повлияв­ших на результативность спортив­ной техники в последние годы прежде всего следует выделить тех­нику волнообразного брасса и но­вого варианта поворота при плава­нии на спине.

Инициатива внедрения волнооб­разного брасса принадлежит вен­герскому специалисту Nagy (1989). Опираясь на глубокое изучение техники плавания брассом выдаю­щихся пловцов и теорию движения океанских волн, он нашел возмож­ность существенного совершен­ствования одного из важнейших элементов техники брасса.

Nagy пишет: «В традиционном плавании брассом существовала мертвая точка общей потери ско­рости после завершения работы ног и перед началом тяги руками. Мне нравился Дэвид Уилки, когда устанавливал мировой рекорд в Монреале. Он красиво выполнял движение вверх, плечи двигались вверх в форме волны. Но мне не нравился следующий этап, когда он опускался прямо вниз. Я подумал, что должен существовать способ, обеспечивающий рывок из воды. Если плечи поднимаются на высоту, должен быть способ, обеспечива­ющий рывок вперед и одновремен­но из воды. Выполняя рывок вперед на высоту дыхания, можно выпол­нить волнообразное движение. Но без выполнения рывка верхней час­тью тела это невозможно сделать. Именно в этом делают ошибку большинство брассистов.

Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Смотреть фото Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Смотреть картинку Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Картинка про Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Фото Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании

Структура соревнователь­Ной деятельности чемпиона мира 1994 г. В. Селькова при проплывании дистан­ции 200 м на спине с раз­личными результатами (а — 2.00,02, 61.58,57)

1 — скорость на 10-метровом участке старта, м-с-1;

2 — скорость на участке дистанционного плавания (10-42,5 м), м-с-1;

3 — скорость на участке первого поворота (42,5-57,5 м), м-с-‘;

4 — скорость на участке дистанционного плавания (57,5-92,5 м), м-с-‘;

5 — скорость на участке второго поворота (92,5-107,5 м), м-с-1;

6 — скорость на участке дистанционного плавания (107,5-142,5 м), м-с-‘;

7 — скорость на участке третьего поворота (142,5-157,5 м), м-с

8 — скорость на участке дистанционного плавания (157,5-190 м), м-с-1;

9 — скорость на финишном участке (190-200 м), м-с-‘;

При выполнении рывка в рабо­те участвуют мышцы спины и пле­чевого пояса. Начало рывка начина­ется с кончиков пальцев на уровне подбородка. В работу включаются сначала к^исти, затем локти, плечи и, наконец, голова, которая накло­няется вперед. Необходимо бук­вально прижать плечи к ушам, опустить голову и в этом положе­нии сделать рывок вперед. Затем этот рывок подхватывается работой ног. Плечи и спина выполняют вол­нообразное движение, тело пловца как бы скользит по волне. В тради­ционном же брассе вместо рывка пловец опускал тело в воду».

Внедрить в широкую практику технику волнообразного брасса удалось в конце 80-х гг., когда в пра­вила соревнований этим способом было внесено изменение, разреша­ющее спортсменам вынимать руки из воды во время возвращения в ис­ходное для гребка положение.

В результате внедрения нового варианта брасса продвижение

Пловца удалось сделать более рав­номерным, увеличить фазу сколь­жения при высокой скорости, вол­нообразные движения плеч при ко­лебаниях в вертикальной плоскости до 50 см и более совместить с не­большими колебаниями бедер, обеспечивающими обтекаемое по­ложение тела. Быстрое возвраще­ние рук в исходное положение сни­зило до минимума потери скорости в фазе перехода от гребка руками к толчку ногами (Muktnfuss, 1989; Troup, 1990).

Все это привело к росту резуль­татов. Достаточно сказать, что за два года пловец из США М. Берро-умен, используя волнообразную технику брасса, улучшил мировой рекорд на дистанции 200 м на 3 с. Такую же технику использовали выдающиеся пловцы К. Гутцейт, Й. Сабо, Н. Роша, С. Лопес, X. Фер­нандес и др.

Конкуренция между ними в крупнейших соревнованиях явля­лась мощным фактором прогресса в этом способе плавания.

Появление новой техники пово­рота при плавании на спине было связано с изменением в правилах ФИНА, разрешившим выполнять поворот без касания щита рукой и осуществлять его с переворотом на грудь (примерно так же, как и при плавании кролем на груди). Кроме этого, ведущие пловцы мира после поворота стали применять проплы-вание части дистанции (15 м) под водой, применяя мощную волнооб­разную работу ногами, как при плавании баттерфляем. Это приве­ло к существенному приросту ре­зультатов. В качестве примера при­ведем данные чемпиона мира 1994 г. В. Селькова до и после внед­рения новой техники поворота (рис. 7.1). Как видно, существенное улучшение результата произошло в основном за счет повышения ско­рости выполнения поворота и некоторого роста дистанционной скорости за счет подводного участ­ка. При этом интересно отметить, что существенный прирост резуль-

Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Смотреть фото Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Смотреть картинку Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Картинка про Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Фото Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плаванииГЛАВА 7 Техническое Совершенствование Пловцов

Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Смотреть фото Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Смотреть картинку Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Картинка про Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Фото Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плаванииРис. 7.2

Проплывание дистанции 200 м баттерфляем С результатом 2.02.00 При стабильных (а) И нестабильных (б) показателях темпа и шага: 1 — темп, 2 — шаг, 3 — скорость

Тата произошел несмотря на сни­жение эффективности старта и финиша.

Современный вариант поворо­та при плавании на спине в насто­ящее время используют все силь­нейшие пловцы мира. Именно вы­сокая техника поворота во многом определяет уровень результатов таких выдающихся пловцов, как Д. Роуз, К. Эгерсеги, Д. Беркофф, Д. Судзуки, Б. Митчел, Б. Бридже-уотер, Б. Ботсфорд, Л. Крайзель-бург и др.

Стабильность техники связана с ее помехоустойчивостью, незави­симостью от внешних условий, функционального состояния спорт­смена. Следует учитывать, что сов­ременная тренировочная и сорев­новательная деятельность характе­ризуется большим количеством сбивающих факторов. К ним отно­сятся напряженная психологи­ческая атмосфера крупных со­ревнований, обусловленная конку­ренцией; непривычные места со­ревнований и недоброжелательное отношение болельщиков; прогрес­сирующее по ходу дистанции утомление и др.

Следует отметь, что одни спорт­смены отличаются исключительно стабильными характеристиками техники на различных отрезках дистанции (темп и шаг движений, мощность отдельных гребковых движений и т. п.), другие поддержи­вают высокую скорость плавания

За счет вариативности техники (рис. 7.2). Как свидетельствуют приведенные данные, выдающиеся спортсмены, специализирующиеся в одних и тех же видах программы отличаются разными способностя­ми к сохранению стабильной тех­ники плавания. Особенно сложно сохранить постоянные характерис­тики техники при проплывании ко­ротких дистанций, что связано с накоплением больших величин лак-тата и быстрым развитием утом­ления (рис. 7.4, 7.5). С увеличением длины дистанций сохранить ста­бильность техники значительно легче. И если при проплывании дистанции 200 м вариативность темпа и шага выражена еще сущес­твенно, то на 400-метровой эти по­казатели достаточно стабильны на всех участках (рис. 7.5, 7.6, 7.7).

Следует учесть, что для дости­жения максимальной скорости при проплывании соревновательных дистанций необходимо добиться оптимального соотношения между темпом движений и шагом гребка. Исследование зависимости между максимальной скоростью и темпом показывает, что она носит сложный и существенно отличающийся для разных способов плавания харак­тер (рис. 7.8). Применительно к каждому способу те или иные вели­чины темпа обеспечивают макси­мальную скорость.

Естественно, что это же отно­сится и к шагу гребка. Например,

Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Смотреть фото Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Смотреть картинку Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Картинка про Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Фото Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плаванииЧем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Смотреть фото Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Смотреть картинку Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Картинка про Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Фото Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании

ЧАСТЬ 1 Техника спортивного плавания

Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Смотреть фото Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Смотреть картинку Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Картинка про Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Фото Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании

Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Смотреть фото Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Смотреть картинку Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Картинка про Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Фото Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании

Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Смотреть фото Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Смотреть картинку Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Картинка про Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Фото Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании

Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Смотреть фото Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Смотреть картинку Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Картинка про Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Фото Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании

Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Смотреть фото Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Смотреть картинку Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Картинка про Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Фото Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании

ГЛАВА 7 Техническое Совершенствование Пловцов

Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Смотреть фото Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Смотреть картинку Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Картинка про Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Фото Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании

Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Смотреть фото Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Смотреть картинку Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Картинка про Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Фото Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании

Пловцы высшей квалификации, специализирующиеся в плавании вольным стилем, наивысших пока­зателей скорости достигают при оп­тимальных величинах шага гребка значительно уступающих макси­мально доступным значениям (рис. 7.9).

Взаимосвязь между темпом, ша­гом и скоростью имеет различный характер для разных способов пла­вания, дистанций и спортсменов. Соотношение между этими пара­метрами существенно колеблется и на различных участках дистанции.

Можно утверждать, что для дости­жения высокой скорости в пла­вании кролем на спине и особенно на груди большое значение имеет способность пловца к достиже­нию высоких показателей шага гребка, которые коррелируют с уровнем спортивных результатов на дистанциях 100 и 200 м. Что же касается брасса, то многие пловцы способны достигать максимально высокой скорости при исключи­тельно высоком темпе (70 — 80 греб­ков в 1 мин) и при шаге, состав­ляющем 40 — 45 % Максимально до­ступного.

При становлении результатив­ной техники следует помнить, что достижение одной и той же скорос­ти при разной частоте движений обеспечивается стабильностью ос­новных компонентов рабочих дви­жений — фаз подтягивания и от­талкивания в гребке при широкой вариативности дополнительных — вход руки в воду, начало гребка, фаза проноса (табл. 7.1).

Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Смотреть фото Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Смотреть картинку Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Картинка про Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Фото Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании

Последовательная работа Над увеличением шага и темпа в процессе многолет­ней подготовки конкретно­го пловца (Schramm, 1987)

Длительность разных фаз движения руки, с

Вход в воду (начало гребка)

При работе по совершенство­ванию соотношения между тем­пом движений и шагом гребков следует обеспечивать не одновре­менное, а последовательное со­вершенствование каждого из ком­понентов спортивной техники. Сначала планируется работа по увеличению шага гребка: повыша­ются силовые возможности мышц, совершенствуются динамические, временные и пространственные характеристики движений и т. п. После того как шаг гребка сущест­венно возрастает, акцент работы смещается на увеличение темпа

При стремлении сохранить достиг­нутый шаг. По мере роста мас­терства пловцов все большее вни­мание уделяется работе над повы­шением темпа при относительно стабильных характеристиках шага (рис. 7.10). Такой подход, как по­казывает практика, оказывается наиболее эффективным как для увеличения шага, так и для повы­шения темпа. В приведенном при­мере увеличение шага на 30 см сопровождалось повышением тем­па на 8 циклов в минуту.

Особое значение для достиже­ния высокой дистанционной ско­рости имеет мощность выполнения основных рабочих движений. Ис­следования, проводимые на биоки­нетической скамье, показали, что существует тесная связь между скоростью плавания кролем на груди и мощностью, развиваемой при работе, имитирующей гребко-вые движения (рис. 7.11). Пред­ставленная на рисунке линия рег­рессии позволяет определить, на сколько должна быть повышена мощность, развиваемая в течение гребка, для того или иного по­вышения скорости. Надежность такого прогноза подтвердилась в специальном эксперименте с уча­стием 5 спортсменов, в котором было показано, что прирост мощ­ности в среднем на 28 % способ­ствовал увеличению скорости в среднем на 3,6% (рис. 7.12). Инте­ресно, что у квалифицированного бегуна на длинные дистанции (бывшего пловца), участвовавшего в эксперименте, применение спе­циальной силовой тренировки выз­вало резкий прирост скоростных возможностей. Из этого можно сделать вывод, что на ранних этапах тренировочного процесса прирост силы оказывает особенно большое влияние на увеличение мощности гребка (Sharp, Troup, 1989).

Однако, как видно из рисунка, зависимость между величиной мощности работы, развиваемой при выполнении имитационных движе-

ГЛАВА 7 Техническое совершенствование пловцов

Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Смотреть фото Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Смотреть картинку Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Картинка про Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Фото Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании

Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Смотреть фото Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Смотреть картинку Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Картинка про Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Фото Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании

Ний на биокинетической скамье, и абсолютной скоростью плавания носит сложный характер: повыше­ние мощности до 200 — 250 Вт при­водит к резкому увеличению ско­рости, далее прирост скорости с увеличением мощности постепенно уменьшается и при величинах, пре­вышающих 500 — 550 Вт, мощность перестает быть фактором, опреде­ляющим дальнейшее повышение скорости.

Вариативность техники опреде­ляется способностью пловца к опе­ративной коррекции двигательных действий в зависимости от условий соревновательной борьбы, функци­онального состояния организма в каждый конкретный момент про-плывания дистанции.

В соревнованиях на длинные дистанции (особенно 1500 м) эта проблема стоит менее остро, так как большую часть дистанции пло­вец проплывает в относительно ус­тойчивом состоянии, что позволяет

Сохранить технику сравнительно стабильной на большей части дис­танции.

Вариативность техники, обес­печивающая ее высокую результа­тивность, предусматривает нали­чие не жестко закрепленного дви­гательного навыка, который часто формируется в спортивной прак­тике, а исключительно лабильно­го, быстро и эффективно приспо­сабливающегося к состоянию и функциональным возможностям спортсмена в каждый конкретный момент преодоления соревнова­тельной дистанции. Как показыва­ют практический опыт и результа­ты научных исследований, стрем­ление пловцов сохранить основ­ные временные, силовые и прос­транственные характеристики спортивной техники на протяже­нии всей дистанции, как правило, приводит к значительному сниже­нию скорости во второй ее полови­не, а компенсаторные изменения спортивной техники, вызванные прогрессирующим утомлением, позволяют спортсменам сохранить высокий уровень скорости во вто­рой половине дистанции.

Даже пловцы самой высокой квалификации не могут сохранить одинаковые двигательные характе­ристики в течение всей дистанции. Это предопределяет необходи­мость выделения в качестве одного из факторов, влияющих на уровень спортивного мастерства, вариативность двигательных навы­ков, обусловленную функциональ­ным состоянием пловца в конкрет­ный момент прохождения дистан­ции. При проплывании соревнова­тельных дистанций, особенно тех, которые связаны с мобилизацией анаэробных возможностей, ряд су­щественных характеристик коор­динационной структуры движений претерпевает значительные изме­нения. Эти изменения носят ком­пенсаторный характер и позволя­ют пловцам сохранить заданную скорость при прогрессирующем утомлении. Рисунок 7.13 иллюстри-

Техника Спортивного Плавания

Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Смотреть фото Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Смотреть картинку Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Картинка про Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании. Фото Чем определяется уровень технического мастерства спортсмена в плавании

Рует результаты тензометрическои регуляции ряда динамических и ки­нематических характеристик тех­ники плавания на различных отрез­ках 200-метровой дистанции у ква­лифицированного спортсмена. Ско­рость плавания на протяжении всей дистанции практически не из­менялась. Что же касается динами­ческих и кинематических парамет­ров техники, то их количественные характеристики претерпевали су­щественные изменения. Об этом же свидетельствует динамика изме­нения темпа и шага гребков в про­цессе проплывания соревнователь­ных дистанций.

Вполне естественно, что много­образные изменения двигательных и вегетативных функций, происхо­дящие на различных участках со­ревновательной дистанции, дол­жны найти отражение при разра­ботке средств педагогического воз­действия. Методика тренировки должна находится в соответствии с особенностями функциональных проявлений в процессе соревно­ваний. К сожалению, система пе­дагогических воздействий, реали­зуемая в практике подготовки ква­лифицированных пловцов, предпо­лагает моделирование условий соревнований в бсновном по внеш­ним характеристикам упражнений (длина дистанций и отрезков, ско­рость их прохождения и т. п.). Не отрицая целесообразности такого подхода, в тренировочном процес­се необходимо дополнительно мо­делировать и все те компенсатор­ные преобразования в динамичес­кой и кинематической структуре движений, которые обеспечивают высокую и равномерную скорость на всех отрезках соревнователь­ной дистанции.

Важным является факт, что достижение высоких показателей скорости при утомлении, а также при переходе к более длинным дистанциям обычно связано с по­вышением темпа движений и уменьшением шага. Пловцы высо­кого класса отличаются исключи-

Тельно развитой способностью к варьированию величин темпа и шага при одной и той же скорос­ти. Например, в конце дистанции они часто увеличивают темп дви­жений, что позволяет им поддер­живать высокую скорость при уменьшающемся вследствие сни­жения силовых возможностей ша­ге гребка (рис. 7.14, 15). В то же время менее квалифицированные спортсмены, неспособные к су­щественным изменениям техники с учетом требований конкретной ситуации и сохраняющие относи­тельно стабильный темп движе­ний, теряют скорость во второй половине дистанции.

Экономичность техники как способность к рациональному ис­пользованию энергии на единицу выполненной работы является важ­ной характеристикой спортивной техники, особенно применительно к средним дистанциям.

Совершенствованию экономич­ности техники способствует фор­мирование гибкого, лабильного навыка, совершенствование меж­мышечной и внутримышечной координации. Большое значение отводится эффективной технике дыхания, которая позволяет повы­сить процент использования в про­цессе скоростного плавания эко­номичных аэробных источников энергии.

Источник

14.1. Спортивно-техническое мастерство и критерии его оценки

Под технической подготовкой следует понимать процесс освоения спортсменом системы движений, выполняемых в состязании или служащих средствами тренировки, и доведение сформированной техники до необходимой степени совершенства. В процессе долговременных занятий спортом система соревновательных действий и подготовительных упражнений отрабатывается, шлифуется, приспосабливается к максимальным проявлениям функциональных и физических возможностей.

Под техническим мастерством, или технической подготовленностью принято понимать степень освоения спортсменом системы движений, соответствующих особенностям данного вида спорта и позволяющих более полно реализовать его физические возможности, обеспечивающие достижение высших результатов.

По мнению В. М. Зациорского (1979), для характеристики технической подготовленности необходимо рассмотреть ряд критериев, позволяющих определить – что умеет спортсмен и как он владеет освоенными действиями. При ответе на вопрос «что?» характеризуются объем и рациональность технических действий. Отвечая на вопрос «как?», мы подразумеваем эффективность и освоенность выполнения двигательных действий.

Объем технической подготовленности определяется числом технических действий, которые выполняет спортсмен. Различают общий и соревновательный объем технической подготовленности.

Общий объем характеризуется суммарным числом технических действий или упражнений, которые освоил данный спортсмен в тренировочном процессе. Соревновательный объем – числом различных технических действий или упражнений, выполняемых спортсменом в условиях соревнований.

Так, например, соревновательный объем технической подготовленности прыгуна в длину характеризуется умением спортсмена выполнить прыжок с разбега. Однако для этого ему необходимо овладеть большим арсеналом специальных подводящих и имитационных упражнений для совершенствования технического мастерства в прыжке. Наряду с этим общий объем его технической подготовленности должен охватывать навыки владения техникой различных видов легкой атлетики (бега, прыжков, метаний), а также других видов спорта (для проведения полноценной общей и специальной физической подготовки).

Другой пример. В борьбе дзюдо более 3000 приемов, однако ведущие борцы владеют в совершенстве 2–3 приемами, которые в основном и используют в решающих схватках. При этом их арсенал не ограничивается только этими приемами, поэтому в тренировках и в схватках со спортсменами более низкой квалификации они могут продемонстрировать существенно больший объем технических действий.

Степень разнообразия двигательных действий, которыми владеет спортсмен, характеризует разносторонность технической подготовленности, которая определяет и способность продемонстрировать тот или иной арсенал технических действий в условиях состязания, и возможность использовать разнообразные упражнения в тренировке для развития силы, быстроты, выносливости, координации (ловкости), а также совершенствования технического мастерства.

Ответ на вопрос «Что может выполнить спортсмен?» подразумевает не только то, каким объемом двигательных действий он владеет, но и насколько рациональны эти движения. Под рациональностью техники понимают определенный способ выполнения движений (используемой разновидности техники), позволяющий наиболее полно реализовать возможности спортсмена для достижения наивысших спортивных результатов. На наш взгляд, наиболее полное определение рациональной спортивной технике дал В. М. Дьячков (1972): это – «специализированная система одновременных и последовательных движений, направленных на рациональную организацию взаимосвязей внутренних и внешних сил с целью наиболее полного и эффективного использования их для достижения более высоких результатов».

Рациональность технических действий обусловлена, с одной стороны, учетом основных законов биодинамики, с другой – индивидуальными особенностями строения и функционирования организма спортсмена, а также учетом особенностей внешних воздействий (действий партнеров и противников, воздействия внешней среды и т. п.).

Эффективность техники – это качество владения техническим действием самим спортсменом, т. е. степень близости наиболее рациональному варианту выполнения двигательного действия. Характеризуя эффективность, мы отвечаем на вопрос «Как?».

В связи со специфическими особенностями оценки результатов соревновательной деятельности в различных видах спорта используют разные критерии оценки эффективности технического мастерства. Существует несколько показателей эффективности техники:

абсолютная эффективность – в качестве оценки ее уровня избирается вариант двигательных действий, позволяющий добиться наилучшего спортивного результата (в простейшем случае мерой эффективности может служить сам спортивный результат – к такому критерию часто прибегают в игровых видах и единоборствах: техника эффективна, если приводит к забитому голу, завершенному приему);

сравнительная эффективность – за образец берется техника наиболее выдающихся спортсменов, с ней сравнивается качество исполнения других атлетов (такие критерии используются в сложно-координационных видах спорта);

реализационная эффективность – оценивается либо степень реализации спортсменом своего двигательного потенциала в соревновательном упражнении, либо затраты энергии и сил при выполнении оцениваемого спортивного движения. Такие критерии чаще всего используют в скоростно-силовых и циклических видах.

Наряду с эффективностью оценивается освоенность движений, надежность их выполнения. Освоенность, или надежность выполнения спортивных упражнений во многом зависит от обеспечения устойчивости систем движения к сбивающим факторам при достижении высоких спортивных результатов. При этом, по мнению Д. Д. Донского, В. М. Зациорского (1979), следует учитывать следующие показатели:

– стабильность и вариативность;

– стандартизацию и индивидуализацию;

– произвольность и автоматизм.

Устойчивость обеспечивается, с одной стороны, стабильностью технических действий, а с другой – и необходимой ее вариативностью.

Стабильность – это высокая степень постоянства воспроизведения действий. Стабилизация требуется не во всех элементах движения, а только в главных, решающих для повышения устойчивости достижения высокого спортивного результата.

Вариативность – это организация вынужденной изменчивости отдельных структур двигательного действия с целью обеспечения стабильности высокого конечного результата.

При оценке необходимого уровня стабильности и вариативности технического мастерства следует учитывать, что все спортивные упражнения в зависимости от основных задач достижения результата можно разделить на три группы:

1-я – упражнения с большей необходимостью стабилизации кинематической структуры – выполнение движений заданной формы и характера (гимнастика, акробатика, прыжки в воду, фигурное катание, спортивные танцы и т. п.);

2-я – упражнения с преимущественной стабилизацией динамической структуры – достижение максимального количественно изменяемого результата (тяжелая атлетика, легкая атлетика, плавание, гребля и т. п.);

3-я – упражнения с необходимостью большой вариативности спортивных действий – обеспечение конечного эффекта в переменных условиях (единоборства, спортивные игры).

Требование к выполнению упражнений 1-й группы в значительной мере обусловлены сложившимися традициям, стилистическими и эстетическими оценками. Здесь требования к технике выполнения упражнений заключаются в строгости соблюдения формы движений. При этом огромное значение имеет совершенство ритмической структуры, точнейшее соблюдение временных отношений, амплитуды, обеспечивающих зрительный эффект внешней картины движений.

Вследствие больших технических трудностей выполнения упражнений высокого класса требования к их динамической структуре столь же велики. Но поскольку кинематическая структура должна обладать большой устойчивостью, то динамической структуре должна быть свойственна достаточная приспособительная изменчивость, позволяющая преодолевать помехи, возникающие по ходу выполнения упражнений. При этом формируется приспособительная и корригирующая устойчивость кинематической структуры к помехам.

Мастерство в упражнениях, направленных на достижение максимального количественного результата (2-я группа), определяется возможностью в полной мере реализовать внешние и внутренние силы спортсмена для достижения высокого результата. Поэтому конечный эффект будет обусловлен стабильностью динамической структуры.

Совершенствование мастерства обусловлено подбором двигательных действий, соответствующих современному уровню физической и функциональной подготовленности, которые в спорте неизменно повышаются. Новые физические возможности требуют новых форм их реализации. Очень большое значение имеет индивидуализация техники, связанная с учетом не только физического состояния спортсменов, но и воздействий внешней среды.

Переменные условия соревновательной борьбы в единоборствах и спортивных играх (3-я группа) требуют минимальной тактической информативности технических приемов. Отсюда вытекают высокие требования к владению большим арсеналом разнообразных подготовленных фаз. При этом для проявления мастерства требуется высокая стабильность выполнения техники основных приемов при различных начальных условиях их выполнения. Приспособительная изменчивость подготовленных действий должна сочетаться с большой устойчивостью основных рабочих фаз.

Стандартизация – это соответствие двигательных действий определенному образцу, отвечающему требованиям биомеханической целесообразности и обусловливающему рациональность техники. Стандартизация осуществляется с определением допустимых отклонений (приспособительных и индивидуальных).

Индивидуализация – это приведение техники в соответствие с индивидуальными особенностями спортсменов, обеспечивающее высокую эффективность усилий. Индивидуализация достигается отражением в технике ведущих качеств спортсмена.

Человек управляет движениями произвольно, то есть сознательно. При этом качество управления во многом зависит от полноты осознанной информации о характеристиках выполняемого движения. Однако не вся информация о движении, воспринимаемая рецепторами, доходит до уровня сознания, а обрабатывается на более низких уровнях центральной нервной системы. Поэтому возможность эффективно осуществлять двигательные действия во многом обусловлена способностью организма управлять пространственно-временными и динамическими характеристиками движения на уровне подкорки – автоматизированно. Сочетание произвольности и автоматизма вырабатывается в процессе тренировки, по мере многократного повторения и уточнения двигательных действий.

Таким образом, техническое мастерство спортсменов не может быть оценено каким-либо одним показателем. Его полная характеристика требует многостороннего подхода. Помимо объема, разносторонности и рациональности технических действий, которыми владеет спортсмен, необходимо учитывать их эффективность (с помощью абсолютных, сравнительных либо реализационных критериев) и освоенность техники. Только в этом случае можно полностью оценить техническую подготовленность атлета.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *