Чем определяется уровень развития общества с философской точки зрения

Философское учение о развитии общества

Концепции общества в истории философии. Понятие общества

Многие науки изучают общество как объект. В основной массе это «науки о духе». Здесь история, социология, этнография, культурология и т.п. Также общество является специфическим предметом философской рефлексии. Отличие философии от научных дисциплин заключается в том, что она делает акцент на аксиологическую составляющую общества. Обращая внимание на проблемы значения и цели истории, уделов и перспектив человечества, направленности исторического процесса, слаженного социального порядка, адекватных и неадекватных действий людей в истории и многое другое, что не касается вопросов развития структуры и механизмов общества.

Философия – это та наука, которая раскрывает не только объективные знания относительно общества и истории, но и предлагает систему ценностей. С их помощью можно выразить представление об обществе и месте человека в нём. Философское знание в этом контексте приобретает мировоззренческие очертания касательно вопросов об обществе и человеке, таким образом, объясняя его очевидную природу.

Философия создаёт единый облик истории и исторических процессов, частным наукам об обществе эта функция недоступна.

Французский философ Э. Калло говорил, что философская наука способна одновременно объяснять исторические данные и синтезировать их, философы, в свою очередь, изучают историю, чтобы показать, как все события подчинены законам и целям.

Теория идеального государства Платона

Открытие в мире концепций общества и государства совершил ещё Платон. Он представил миру свою теорию идеального государства. Он уже тогда понял, что для достижения общего блага, что, по его мнению, является конечной целью государства, необходимо подчинить частные интересы людей. Согласно его воззрению, идеальное государство делится на три касты: философы или правители, воины или стражи, ремесленники и земледельцы. Такое разделение Платон сделал, опираясь на представление о составляющих человеческой души: разум, ярость, вожделение. Мыслитель утверждал, что душевные свойства человек приобретает ещё до рождения, а рождается представителем определённой касты.

Относительно государства он рассуждал в таком русле, что оно также может быть мудрым и честным, если его правитель наделён такими душевными свойствами. В силу того, что мудростью, по мнению Платона, наделены только философы, значит, они и являются наилучшими руководителями. Воины должны защищать от всех врагов. Роль ремесленников и земледельцев заключается в обеспечении всеми необходимыми материальными благами общество. Жизнь в государстве справедлива, если представители каждого сословия добросовестно подходят к выполнению своих обязанностей. Для этого земледельцам и ремесленникам нужна семья и собственность, остальные в этом не нуждаются.

Средневековая философия общества

В средние века философские воззрения на природу общества кардинально изменились. Сформировалась новая линейная концепция исторического процесса. История зарождается с момента грехопадения первых людей, а заканчивается в конечно итоге Страшным судом и вторым пришествием Христа.

Ключевыми идеями этого времени являются концепции, предложенные Аврелием Августином. Суть его воззрений заключается в том, что история человечества – это нескончаемая борьба добра со злом, а также процесс, направленный на спасения человечества во имя обретения им потерянного единства с Богом.

Философские представления эпохи Возрождения

В эпоху Возрождения философы так же, как и в другие периоды развития общества, интересовались социальной составляющей. Ведущей фигурой этого времени стал Н. Макиавелли, который подошёл к проблеме общества и государства с новой стороны и принципиально изменил представления человека. Мыслитель утверждал, что политика должна стать свободной, в первую очередь, от философии, а также от других внешних установок. Церковь, этические нормы и др. не должны влиять на политику. Она должна быть свободной.

Данная концепция совершила в мире философии серьёзный переворот, ведь ее предметом стала политика действительности, а не идеализированное общество с умозрительными конструкциями.

Философские взгляды на общество в Новое время

Новое время тоже подарило миру свои оригинальные идеи и концепции относительно общества и политики. Концепция естественного права и общественного договора заняла ключевое место на позициях философского учения.

Относительно концепции естественного права и общественного договора Т. Гоббс высказывался, что человечество постоянно находится в состоянии соперничества, иными словами идёт война всех против всех. А заключение общественного договора – спасение для всех.

Общественный договор – это специфическая форма договора каждого с каждым, в основе которого лежит передача общей власти права управлять собой.

Тот факт, что человечество пришло к пониманию необходимости заключения общественного договора, говорит о переходе к гражданскому обществу. Наличие государства является определяющим признаком гражданского состояния. Заключение данного договора подразумевает передачу людьми своих прав власти держателю. Все ему подчиняются. Т. Гоббс также отмечал, что по общественному договору не все права передаются правителю. Подданные сохраняют за собой право на жизнь, право не свидетельствовать против себя, право на решение семейных дел, право на выбор места жительства, а также права покупать и продавать.

Д. Локк уточнил и дополнил естественные права, которые не могут быть отняты у человека от рождения и до смерти. Среди них право на жизнь, свободу и собственность. Именно на основе этих прав и базируются все гражданские законы.

Концепцию общественного договора постоянно совершенствовали и предлагали её новые формы. Философ и просветитель Ж.-Ж. Руссо утверждал, что люди всё же по природе своей добры, а значит, их естественному состоянию характерны счастье, простота и свобода. Переход от естественного состояния общества к гражданскому породил неравенство, поскольку основой последнего является частная собственность. Именно гражданское общество делает человека злым. Общественный договор в этом случае сможет сохранить справедливость гражданского состояния. Согласно положениям общественного договора каждый человек – подданный и суверен в одном лице, это и есть гражданин, по мнению Ж.-Ж. Руссо.

Идеалистические концепции философии

До середины XIX в. философская наука находилась под покровительством двух идеалистических концепций: субъективистской и объективистской. Придерживаясь концепции исторического субъективизма, можно утверждать, что развитие общества происходит благодаря действиям великих людей – правителей. От их действий напрямую зависит то или иное историческое событие. В купе эти события являются определяющим фактором хода истории.

Говоря об историческом объективизме, стоит сказать, что главную роль в истории играют надличностные силы. Здесь имеются в виду божественная воля, Абсолютная идея, Мировой дух. Процесс развития общества зависит от характера целей, но никак не от воли определённых личностей.

Конец XIX – начало XX вв. ознаменован новыми взглядами философской науки на историю. Сформировалось мнение, что исторический процесс не носит линейный характер, а является цикличным. История человечества представилась как ряд приходящих друг другу на смену цивилизаций.

Современные концепции философии

Современная философия также не смогла прийти к единому мнению о формировании и происхождении человеческого общества. Сегодня существует несколько подходов: формационный и цивилизационный. Несколько концепций: линейная, циклическая и др. Такая ситуация является отражением многообразной действительности исторической жизни людей, которая не может отвечать лишь одной определённой концепции философии. Такое разнообразие концепций является скорее достоинством современной науки.

Общество – это единая самоорганизующаяся система отношений между людьми.

Смысл общества состоит в том, что люди взаимодействую между собой, при этом общество является процессом взаимодействия, формой и результатом.

Общественные отношения – это взаимодействия между людьми, которые носят устойчивый и значимый характер, и в них индивидуальное отождествляется с социальным.

Общественная структура складывается из нескольких сфер:

Каждая сфера призвана удовлетворять определённый круг потребностей человека. Экономическая сфера соответствует материальным потребностям. Потребности в порядке организовывает политико-правовая, социальная сфера отвечает потребности в общении, а духовная ответственна за самореализацию и развитие личностных способностей.

Являясь целостной системой, общество состоит из связанных элементов. В силу этого стоит отметить, что ослабление работы хотя бы одной подсистемы, ведёт к негативному результату всей. Более того, существуют общие законы и положения, которые реализуются во всех сферах, регулируя их действия.

Общество – это система, из которой невозможно удалить даже одну её подсистему, не задев другие и не причинив урон. При этом каждая сфера общества тоже целостной системой с множеством элементов.

Источник

Философское понятие общества

Общество.

1) Философское понятие общества

2) Общество как система. Основные подсистемы общества

3) Общество как исторический процесс

4) Источники и факторы развития общества.

5) Правовое государство и гражданское общество

6) Формационная и цивилизационная концепции общественного развития

Философское понятие общества

Общество – объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития.

Общественное бытие имеет две стороны:

Объективную – то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей.

Субъективную – сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды.

На судьбу, развитие общества влияют как объективные условия его существования, так и субъективные – воля и сознание людей.

Общество как система. Основные подсистемы общества

Понятие общество изучается всей системой социально-гуманитарных наук: культурологией, социологией, экономической теорией, историей. Наиболее глубокое общее понятие дает философия. Однако, общество в философском, ценностном понятии требует особого подхода – общества как системы.

Система– это то или иное множество элементов, находятся между собой в различных связях и отношениях и представляет собой определенную целостность.

Общество– органическая система, самая сложная и высокоорганизованная.

Общество представляет собой многоуровневую иерархическую систему

Общество – система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой.

Основными сферами жизни общества являются:

Экономическая, социальная, политическая и духовная.

Экономическая сфера – базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя : производство, распределение, обмен, потребление материальных благ:

Экономическая сфера существует в следующих формах;

Экономическое пространство – то, в котором происходит хозяйственная жизнь;

Деятельность институтов управления экономикой;

Способ производства материальных благ.

Способ производства материальных благ имеет две составляющие:

Производственные силы и производственные отношения

Производственные силы – люди, с их знаниями, умениями, трудовыми навыками и средства производства.

Производственные отношения – отношения между людьми в процессе производства.

К ним принадлежат: отношения собственности, особенно на средства производства. Это определяющий элемент производственных отношений – поскольку тот, кто обладает средствами производства, на деле является хозяином экономики и диктует условия, в то время как все остальные, не являющиеся собственниками средств производства, вынуждены предлагать свои трудовые услуги собственникам за заработную плату;

Отношения обмена деятельностью на базе разделения труда;

Отношения по поводу распределения произведенных материальных благ.

Значение материального производства в том, что оно:

Создает материальную базу существования общества;

Способствует решению проблем, стоящих перед обществом;

Непосредственно влияет на социальную структуру;

Влияет на политические процессы;

Влияет на духовную сферу – как непосредственно, так и на структуру, на инфраструктуру, носитель духовной сферы

Социальная сфера – система внутреннего устройства общества, основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе.

Основными элементами социальной структуры являются:

классы, страты, сословия, люди города и деревни, представители физического и умственного труда, социально-демографические группы, национальные общности.

Политическая сфера общества – совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом.

Главным элементом политической системы общества является государство – система органов, осуществляющих государственную власть.

Главный вопрос политики – это вопрос о завоевании и удержании власти.

Духовная подсистема общества. Основными элементами духовной жизни общества являются:

Духовная деятельность, духовные ценности, духовные потребности людей, духовные потребления, индивидуальное сознание, общественное сознание.

Чем определяется уровень развития общества с философской точки зрения. Смотреть фото Чем определяется уровень развития общества с философской точки зрения. Смотреть картинку Чем определяется уровень развития общества с философской точки зрения. Картинка про Чем определяется уровень развития общества с философской точки зрения. Фото Чем определяется уровень развития общества с философской точки зрения

Духовная деятельность – деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке. Материальном и духовном мире.

В результате духовной деятельности возникают духовные ценности.

В ходе духовной деятельности духовные ценности распространяются и потребляются в соответствие с их духовными потребностями.

Общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями называется духовными отношениями.

Основой духовной жизни общества выступает общественное сознание

Общественное сознание – возникающее из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности, это совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия.

Элементами общественного сознания являются, :обыденное и теоретическое сознание; общественная идеология и психология; формы общественного сознания.

Вопросы для самопроверки

1.Какое определение общества дается в социальной философии?

2. В чем заключаются основные принципы системного подхода к изучению общества?

3. Что такое общественно-исторический процесс?

4. Какова позиция по вопросу о направленности исторического развития? Аргументируйте её.

Лекция по теме: Общественное сознание и ценности.

1) Общественное сознание

3) Правовое сознание

4) Мораль. Нравственные ценности

5) Эстетические ценности

6) Религиозные ценности

Общественное сознание – возникает из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности, из совокупности чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядах, которые отражают все разнообразие бытия.

Элементами О. С являются обыденное и теоретическое сознание. Обыденное – непосредственное восприятие обществом и его членами окружающей действительности.

Теоретическое – высшее обобщенное восприятие бытия.

О. С реализуется через общественную психологию и идеологию. Общественная психология – это чувства, интересы, стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции, потребности и интересы людей и общества в целом. Общественная идеология – это система взглядов, установок принятых в обществе, отражающая интересы социальных слоев и общественно-политического строя в целом.

Формами общественного сознания являются: политическое, правовое, моральное, научное, религиозное.

Ценности.

Ценности – это свойство общественного предмета удовлетворять определенные потребности человека, группы людей, общества. Это понятие, с помощью которого характеризуют социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности.

Итак, ценностью является то, что обладает положительной значимостью для человека. Значимость определяется степенью вовлеченности того или иного предмета в человеческую жизнь. Субъективно желаемое выступает в форме оценки, т.е. установления значимости различных явлений для человека, которые определяются его соц. позицией, мировоззрением уровнем культуры, интеллекта и нравственности.

Мир ценностей зависим от человека, обусловлен его развитием, расширением его деятельности, характером культуры и цивилизации, а природа сама по себе аксиологически нейтральна, т.к. она актуализируется лишь в контексте с человеком, в конкретно-исторических условиях его существования и развития. Ценность неотделима от оценки, т.к. благодаря ей человек актуализирует одни оценки, отвергает другие, устанавливает их иерархию. Оценка помогает ориентировать человека в мире явлений, направляет его деятельность. Оценка универсальна, она оказывает влияние на все виды деятельности человека, реализуется на чувственных и рациональных уровнях, проявляется в эмоциях и чувствах, влечениях, желаниях и стремлениях.

В структуру оценки входят 6 предмет, субъект, основание оценивания.

Предмет –объективное содержание оценки, определяется предметом. Поэтому оценка непосредственно связана с познанием, ибо прежде чем судить о значимости предмета, необходимо знание о его объективных свойствах. Субъект –индивид, соц. группа, общество, человечество. Основание оценивания –критерий, который позволяет субъекту дать квалификацию явления о.т.з. его соц. значимости. В качестве основания оценивания могут выступать непосредственные потребности, интересы, установки личности или социальной группы. Но оценка может иметь своим основанием и стандарты или проекты, выражающихся в нормах. Особенностью норм является то, что они выражают как ценность и как основание оценки могут выступать как нормативный, социокультурный профессиональный набор и последовательность операций достижения цели.

Существует множество классификаций ценностей. По содержанию ценности можно разделить на материальные, политические, социальные и духовные;

Материальные:

Производственные – потребительские, ценности связанные с отношением собственности

Духовные:

Человек. Индивид. Личность.

Существование отдельных представителей человечества фиксируется понятием «индивид». Индивид — это конкретный человек как представитель и носитель человеческого рода или как член социальной общности меньшего порядка: это своего рода демографическая единица. Единичность, отдельность (генетическая, телесная, эмоциональная, интеллектуальная и т. д., присущи только данному человеку) является предпосылкой его индивидуальности.

Для характеристики духовного начала человека на протяжении мно­гих веков используется понятие «личность» — совокупность духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.

Личность — это человек как социальное существо. Общение, деятельность, поведение характеризуют личность, и в процессе их осуществления человек утверждает себя в обществе, проявляет свое собственное «я».

Путь индивида к личности лежит через социализацию, то есть социальное воспроизводство человека посредством усвоения им общественных норм, правил, принципов поведения, мышления, образов действий в различных сферах жизнедеятельности. В процессе социализации личность усваивает соответствующую системе социальную роль — это совокупность обязательных для выполнения в данной сфере деятельности норм поведения, а также само это поведение.

Одной из основных характеристик личности является ее автономность, самостоятельность в принятии решений и ответственность за их выполнение.

Индивидуальность — есть совокупность наследственных и приобретенных социальных черт и свойств, которые отличают индивидов между собой.

Различают людей по качествам, их наличию, развитости. Через качества можно дать характеристику личности человека. В значительной мере качества формируются под влиянием семьи и общества. В философии выделяются позитивные моральные качества: гуманизм, человечность, честь, совесть, скромность, великодушие, справедливость, верность. И общественно осуждаемые — негативные: чванливость, цинизм, грубость, тунеядство, трусость, нигилизм, иные негативные черты. К общественно полезным качествам относятся: воля, решительность, мудрость, умения, убеждения, патриотизм. Как правило, человек совмещает в себе все виды качеств: одни качества развиты больше, другие — меньше.

Характерной чертой каждого человека, личности является наличие потребностей и интересов. Потребности — это переживаемое и осознаваемое человеком состояние нужды в чем-либо. Потребности могут быть:

• биологическими (естественными) — в сохранении жизни, питании, размножении и др.;

• духовными — стремление обогатить внутренний мир, приобщиться к ценностям культуры;

• материальными — обеспечить достойный уровень жизни;

— социальными — реализовать профессиональные способности, получить должную оценку со стороны общества.

Потребности — основа деятельности людей, стимул к совершению тех или иных действий. Удовлетворение потребностей — важный компонент человеческого счастья. Значительная доля потребностей (кроме биологических) формируется обществом и может быть реализована в обществе. Каждому обществу соответствует определенный уровень потребностей и возможность их удовлетворения. Чем более развито общество, тем выше качество потребностей.

Интересы — конкретное выражение потребностей, заинтересованность в чем-либо. Среди интересов выделяются:

• классовые (интересы социальных групп — рабочих, учителей,
банкиров, номенклатуры);

• общественные (всего общества, например, в безопасности, правопорядке);

• интересы всего человечества (например, в недопущении ядерной войны, экологической катастрофы и др.).

У каждого человека, общества, государства есть не просто отдельные интересы или их сумма, а их система, иерархия. Приоритетные потребности и интересы банкира могут вовсе не быть приоритетными для крестьянина, писателя, работника творческой профессии. Наличие различной иерархии потребностей и интересов, их конфликт, борьба являются внутренним двигателем развития общества. Однако различие интересов способствует прогрессу и не приводит к разрушительным последствиям.

Смысл жизни человека

Вопрос о смысле жизни — это вопрос о том, стоит ли жить? А если все-таки стоит, то для чего жить? Издавна люди задавались этим воп­росом, пытаясь найти логику своей жизни.

Осознание смысла жизни, как главной ее ценности, носит исто­рический характер. Каждая эпоха в той или иной степени оказывала влияние на смысложизненное определение человека. Существуют различные подходы к решению смысложизненной про­блемы, из которых можно выделить следующие:

• смысл жизни в ее духовных основах, в самой жизни;

• смысл жизни выносится за пределы самой жизни;

• смысл жизни привносится самим человеком в свою жизнь;

• не существует смысла жизни.

В рамках первого подхода существует религиозная версия. Смысл жизни человека был задан Богом уже в момент создания человека. Со­здав человека по своему образу, наделил его при этом свободой воли. И смысл жизни человека состоит в достижении им заданного подобия с Богом. Смысл человеческой жизни в сохранении и очищении своей бессмертной души.

Философия рассматривает нравственный смысл человеческой жиз­ни в процессе совершенствования ее духовных оснований и ее социаль­ной сущности на началах добра. «Смысл жизни в обретении добра» (В. С. Соловьев).

Смысл содержится в самой жизни, но, в отличие от религиозной точки зрения, здесь утверждается, что смысл жизни человек находит в ней сам. В. Франкл, к примеру, утверждает, что все имеет смысл, но его надо найти. Смысл жизни состоит из ситуативных, конкретных смыслов, которые индивидуальны, как индивидуальна сама жизнь.

Второй подход выносит смысл жизни за пределы конкретной жиз­ни человека, происходит экстраполяция смысла существования чело­века на прогресс человечества, на благо и счастье грядущих поколений, во имя светлых идеалов добра и справедливости.

С точки зрения сторонников третьего подхода, жизнь сама по себе не имеет никакого смысла, а человек сам привносит его в свою жизнь. Человек как существо сознательное и волевое своими способами сози­дает этот смысл. Еще И. Кант утверждал, что удовольствие не выступает в качестве цели нрав­ственного действия, а являются следствием, к которому оно приводит. И если бы люди руководствовались только принципом удовольствия, то это привело бы к полному обесцениванию нравственных действий.

Отрицание смысла жизни неоднократно проявлялось в истории философской мысли: еще в древности афоризм царя Соломона «Все суета» подчеркивал бессмысленность существования. В современной философии представители экзистенциализма утверждают, что мир хаотичен и абсурден, и существование человека абсурдно и бессмыс­ленно.

Но все-таки попытки найти смысл жизни человека преобладали в истории человеческой мысли:

• смысл жизни в ее эстетической стороне, в достижении того, что
в ней величаво, красиво и сильно, в достижении сверхчеловеческого величия (Ф. Ницше);

• смысл жизни в любви, в стремлении к благу того, что вне человека, в стремлении к согласию и единству людей (Л. Н. Толстой);

• смысл жизни в достижении некого идеала человека;

• смысл жизни в максимальном содействии решению задач общественного развития и всестороннего развития личности (марк­сизм).

Осуществленный смысл жизни, имеющий ценность не только для живущего, но и для общества, избавляет человека от страха смерти, помогает встретить ее спокойно, с достоинством и чувством исполнен­ного долга.

Общество.

1) Философское понятие общества

2) Общество как система. Основные подсистемы общества

3) Общество как исторический процесс

4) Источники и факторы развития общества.

5) Правовое государство и гражданское общество

6) Формационная и цивилизационная концепции общественного развития

Философское понятие общества

Общество – объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития.

Общественное бытие имеет две стороны:

Объективную – то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей.

Субъективную – сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды.

На судьбу, развитие общества влияют как объективные условия его существования, так и субъективные – воля и сознание людей.

Чем определяется уровень развития общества с философской точки зрения. Смотреть фото Чем определяется уровень развития общества с философской точки зрения. Смотреть картинку Чем определяется уровень развития общества с философской точки зрения. Картинка про Чем определяется уровень развития общества с философской точки зрения. Фото Чем определяется уровень развития общества с философской точки зрения

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 10376; Нарушение авторского права страницы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *