Чем определяется сумма претензии
Чем определяется сумма претензии
Счет 63 «Расчеты по претензиям»
Счет 63 «Расчеты по претензиям» предназначен для обобщения информации о расчетах по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным им и признанным (или присужденным) штрафам, пеням и неустойкам.
По дебету счета 63 «Расчеты по претензиям» отражают, в частности, расчеты по претензиям:
Счет 63 «Расчеты по претензиям» кредитуют на суммы поступивших платежей в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Суммы, которые, как выяснилось впоследствии, взысканию не подлежат, относятся, как правило, на те счета, с которых были приняты на учет по дебету счета 63 «Расчеты по претензиям».
Аналитический учет по счету 63 «Расчеты по претензиям» ведется по каждому дебитору и отдельным претензиям.
Счет 63 «Расчеты по претензиям» корреспондирует со счетами:
│ Хозяйственная операция │Коррес- │
│Предъявление претензий поставщикам при завышении │ 07, 08, │
│стоимости оприходованных материальных ценностей, │ 10, 11, │
│выявленных при проверке счетов поставщиков после их │ 12, 15, │
│Предъявление претензий за брак и простои, возникшие │ 25, 26, │
│по вине поставщиков и подрядчиков, в суммах, │ 28, 29, │
│признанных плательщиками или присужденных арбитражем │ 44 │
│Предъявление претензий к учреждениям банков по │ 51, 52, │
│суммам, ошибочно списанным (перечисленным) по счетам │ 55 │
│Предъявление претензий поставщикам, подрядчикам │ 60 │
│и транспортным организациям по выявленным при проверке│ │
│их счетов (после акцепта последних) несоответствиям │ │
│цен и тарифов, обусловленных договорами или │ │
│предусмотренным в прейскурантах, а также при выявлении│ │
│Предъявление претензий к поставщикам материалов, │ 60 │
│товаров и к организациям, перерабатывающим материалы │ │
│предприятия, за обнаруженные несоответствия качества │ │
│стандартам, техническим условиям, заказу. Предъявление│ │
│претензий к поставщикам, транспортным и другим │ │
│организациям за недостачи груза в пути сверх норм │ │
│Предъявление претензий по не оплаченным в срок │ 62 │
│Отражены суммы, ранее отнесенные на дочерние │ 78 │
│предприятия, с них списаны и предъявлены другим │ │
│предприятиям и организациям в виде претензий │ │
│Предъявление претензий по штрафам, пеням, неустойкам, │ 80 │
│взыскиваемым с поставщиков, подрядчиков, покупателей, │ │
│заказчиков, потребителей, транспортных и других услуг │ │
│за несоблюдение договорных обязательств, в размерах, │ │
│признанных плательщиками или присужденных арбитражем. │ │
│Невозмещенные претензии по недостачам грузов в пути │ │
│Претензии к банку по ошибочным записям по ссудным │ 90, 92 │
│Списание предъявленных претензий поставщикам при │ 07, 08, │
│завышении стоимости оприходованных товарно- │ 10, 11, │
│материальных ценностей, оборудования, основных │ 12, 15, │
│средств, если оказалось, что они взысканию не подлежат│ 41 │
│Списание предъявленных претензий за брак и простои, │ 20, 23, │
│возникшие по вине поставщиков и подрядчиков, если │ 25, 26, │
│оказалось, что они взысканию не подлежат │ 29, 43, │
│Поступление платежей по предъявленным претензиям │ 50, 51, │
│Списание сумм претензий, по которым не получены │ 80 │
│Отказ органами суда и арбитража во взыскании сумм │ 84 │
│недостач, предъявленных ранее в виде претензий │ │
Расчеты по претензиям в торговых организациях
«Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение», 2008, N 12
Как показывает практика, расчеты по претензиям являются неотъемлемой составляющей деятельности многих организаций. В работе торгующих компаний нередки случаи, когда партнер вследствие тех или иных причин не выполнил условия договора поставки, купли-продажи, перевозки товара. Для восстановления нарушенных прав и интересов организация может воспользоваться претензионным порядком, который часто оказывается достаточно эффективным способом взыскания долгов. По сравнению с судебной тяжбой претензионная процедура экономит время и деньги обоих сторон договора, а также способствует предупреждению судебных исков. В статье рассказано об общих и специфических нюансах расчетов по претензиям торговых организаций.
Обязательно ли «претензионное» регулирование споров и разногласий?
Несмотря на то что выставление претензии как способ защиты своих прав фигурирует во многих нормативных актах, о едином и четком правовом регулировании претензионного порядка говорить не приходится. Начнем с п. 5 ст. 4 АПК РФ, который устанавливает обязательный досудебный порядок урегулирования споров в двух случаях:
Урегулирование споров в претензионном порядке допускается в двух случаях: когда это установлено нормативными актами или предусмотрено в договоре. Чаще встречается второе, когда претензионный порядок является одним из условий договора. Тогда при подаче иска в судебную инстанцию без выставленной ранее претензии к контрагенту, как предусматривает договор, суд возвращает исковое заявление истцу, что не исключает повторного обращения истца в суд, если досудебная процедура будет соблюдена. Если же договором не предусмотрен пункт о предъявлении претензии за невыполнение принятых обязательств, то претензионный порядок не является обязательным и спор может быть разрешен непосредственно в суде.
Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ.
Федеральный закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ.
Письмо ВАС РФ от 25.05.2004 N С1-7/УП-600.
У организаций, которые решили уладить конфликт в претензионном порядке, отпадает необходимость в оплате судебных расходов (госпошлина, услуги юристов и адвокатов). Кроме этого, не нужно запасаться убедительными аргументами для обоснования своей позиции перед арбитрами, учитывая, что судебное разбирательство может затянуться на месяцы. Не следует забывать и о том, что даже если иск будет признан, не факт, что организации удастся взыскать с обидчика сумму ущерба, причиненного неисполнением условий договора. Исполнительный лист по ряду причин может быть возвращен истцу в связи с невозможностью взыскания, поэтому лучше договориться с нерадивым партнером по-мирному, во внесудебном порядке. Как же это можно сделать с минимальными потерями?
Претензия поставщика или рекламация заказчика?
Рекламация как частный вид обоснованной претензии чаще предъявляется поставщику в связи с ненадлежащим качеством проданного товара (сроков его доставки), выполненной работы, оказанной услуги. Порядок заявления и рассмотрения рекламаций, как и претензий, устанавливается заранее, при заключении договора. Рекламация может содержать требование об устранении недостатков, снижении цены, возмещении убытков, возврате товара или его обмене на качественный. Отличительной особенностью рекламации является характер требований, суть которых состоит в возражении по качеству того или иного товара. Претензия в отличие от рекламаций чаще используется для предъявления требований по исполнению принятых обязательств.
Утверждены Письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5.
Утверждена Госарбитражем РФ 15.10.1990.
Как бы ни были названы обращения к должнику (претензиями или рекламациями), суть содержащихся в них требований не меняется. Организация, нарушившая условия договора, должна возместить партнеру понесенные им убытки (ст. 393 ГК РФ), уплатить неустойку (ст. 330 ГК РФ), проценты за пользование чужими денежными средствами вследствие просрочки их уплаты (ст. 395 ГК РФ) и др.
Как правильно оформить претензию?
В настоящий момент уполномоченные в вопросах типовых бланков органы не рекомендуют к применению какую-либо унифицированную форму претензии. Раз так, организация вправе по своему усмотрению составить претензию. Проще взять за основу обычное деловое письмо, оформляемое на бланке фирмы, и доработать его до полноценной претензии, которая будет не только принята, но и рассмотрена партнером.
Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ.
Но вернемся к претензии. Путем ее предъявления одна из сторон по договору указывает другой на совершенные неправомерные действия или бездействие, ущемляющие законные права и интересы выставившего претензию. В связи с этим в претензии могут быть указаны:
Из перечисленных сведений, указываемых в претензии, отдельного внимания заслуживает вопрос определения суммы претензии, так как нередко именно стоимостный размер выдвигаемого требования является предметом разногласий сторон договора поставки, купли-продажи, перевозки.
Как определить сумму претензии?
Как следует из п. 10.5 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций в организациях торговли, в сумму претензии включается стоимость товаров по покупным ценам, сумма штрафов и, кроме того, сумма убытков, причиненных такой поставкой без зачета неустойки (штрафа). Отдельно стоит остановиться на стоимостной оценке понесенного организацией убытка. Он рассчитывается исходя из размера расходов, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, и неполученных доходов, которые это лицо получило бы при обычных условиях, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (ст. 15 ГК РФ). Также пострадавшая сторона может выдвигать требования уплаты предусмотренных договором штрафов, пеней, неустоек.
К расходам потерпевшей стороны относятся фактические расходы, понесенные ею ко дню предъявления претензии (например, расходы из-за задержки в оплате товаров и приостановления следующих закупок, по устранению недостатков приобретенных некачественных товаров, по уплате санкций и возмещению убытков контрагентам). К неполученным доходам (упущенной выгоде) относятся все доходы, которые получила бы потерпевшая сторона, если бы обязательство было исполнено (например, прибыль, не полученная в результате уменьшения объема закупок или реализации товаров, изменения ассортимента реализуемых товаров, снижения их качества). Перечисленные затраты могут быть включены в размер понесенного организацией убытка как отдельное и существенное условие предъявляемой нарушителю договорных условий претензии.
Претензионный порядок со стороны ущемленного в правах и интересах лица считается соблюденным, если претензия заявлена своевременно надлежащим заявителем (лицом, имеющим право на предъявление претензии) надлежащему ответчику (адресуется той организации, которая уполномочена ее рассматривать). В претензии должно содержаться как можно больше из перечисленных выше сведений, позволяющих рассмотреть ее по существу. Тогда черед соблюдать претензионный порядок переходит к получателю требования, нарушавшему условия договора или нормативных актов.
Какой может быть получен ответ на претензию?
Очевидно, возможны два варианта: претензия либо удовлетворена, либо нет. Удовлетворение претензии есть не что иное, как выполнение требований, которые один из участников сделки правомерно предъявляет другому. При положительной реакции на претензию и ее удовлетворении необходимость обращения в суд отпадает. В таком ответе на претензию указываются:
Во втором случае, при отрицательной реакции, когда заявитель получил отказ (полный или частичный) в удовлетворении требований, в нем могут быть указаны:
Вряд ли стоит надеяться на оперативный ответ на претензию. Процесс ее рассмотрения зависит от многих факторов, тем не менее можно этот процесс регламентировать, если указать в договоре срок для рассмотрения возможных претензий. Иначе сторонам следует исходить из обычаев делового оборота рассмотрения деловой корреспонденции компании. В любом случае заявитель, направивший претензию, вправе рассчитывать на ответ, касающийся заявленных требований.
Заметим, просто ответ на претензию, не подкрепленный какими-либо действиями, не свидетельствует о признании партнером суммы долга (Постановление ФАС УО от 02.04.2008 N Ф09-2055/08-С5).
Бухгалтерский учет расчета по претензиям
Для учета расчета по претензиям Планом счетов предусмотрен отдельный субсчет 76-2, который открывается к счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». На выделенном субсчете аналитический учет ведется по каждому дебитору и отдельным претензиям.
Если к моменту обнаружения недостачи, порчи расчеты не были произведены, то оплата производится за вычетом стоимости недостающих и испорченных товаров, а неоплаченные суммы на счете учета расчетов по претензиям не отражаются.
Утверждены Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.
За несоблюдение договорных обязательств как для поставщиков и покупателей, так и для перевозчиков договором могут быть предусмотрены штрафы, пени, неустойки. Источником их начисления по дебету субсчета 76-2 являются прочие доходы и расходы (счет 91).
Расчеты по претензиям у организации могут возникнуть и с покупателями. Тогда задействуется счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», при этом не обязательно использовать счет расчета по претензиям, достаточно провести сторнировочные записи по счетам, на которых отражалась реализация товаров. Объясняется это так: если покупатель отказывается от исполнения договора из-за несоответствия качества, ассортимента, комплектности товара, возвращает несоответствующую продукцию поставщику (полностью или частично), право собственности на эту продукцию к покупателю не переходит и у поставщика нет основания для отражения в учете выручки.
Таким образом, при формировании в учете реальной величины выручки, а также величины себестоимости товаров в бухгалтерском учете поставщика производится корректировка ранее отраженных сумм путем внесения исправительных записей на соответствующие счета. После отражения в учете операций по корректировке оборотов по реализации товаров следует вспомнить о перерасчете начисленных налогов. В частности, в силу п. 5 ст. 171 НК РФ налогоплательщик может уменьшить исчисленную общую сумму НДС на суммы налога, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров в случае их возврата продавцу или отказа от них.
В бухгалтерском учете организации-поставщика будут сделаны следующие проводки:
Сумма претензии включает расходы потерпевшей стороны на приобретение товара и упущенную выгоду в оценке недополученной от продажи товаров прибыли, которые в сумме как раз и дают претензию в размере продажной стоимости перевозимого товара.
В бухгалтерском учете организации-покупателя будут сделаны проводки:
По сравнению с выставлением претензии к перевозчику покупатель отражает в учете предъявление претензии поставщику, не дожидаясь от последнего ее признания. Причина в том, что обязательства по реализации товаров выполнены не в полном объеме, в связи с чем покупатель просто переводит обязательства поставщика с одного счета расчетов на другой, что не влияет на общую картину его «дебиторки». При этом в дальнейшем на счетах расчетов возможна корректировка претензии до величины, которую признает поставщик. Инструкция к Плану счетов дает указания в подобной ситуации. В частности, если на счете 76-2 оказываются суммы, которые, как выясняется позже, по тем или иным причинам взысканию не подлежат, такие суммы следует возвратить на те счета расчетов, с которых они были списаны ранее на рассматриваемый счет.
В примере рассмотрен вариант, когда все организации удовлетворили предъявленные им претензии. В обратной ситуации, когда претензии не удовлетворены и организация не собирается решать этот вопрос в судебном порядке, организации торговли ничего не остается, как списать сумму претензий на стоимость приобретенных товаров или на расходы на продажу текущего периода. Такие проводки имеют место только в текущем периоде, если речь идет о прошлых периодах. Суммы претензий, не удовлетворенных партнером или самой организацией и заявленных в предшествующих отчетному году периодах, учитываются в составе прочих расходов. Например, в случае безрезультатного для истца судебного разбирательства, не удовлетворившего заявленные требования, суммы, учитываемые на счете учета расчетов по претензиям, можно списать с бухгалтерского учета как невзысканную дебиторскую задолженность на субсчет учета прочих расходов.
Несколько слов о налогообложении
Приходится констатировать, что в Налоговом кодексе практически не говорится о нюансах налогообложения, связанных с претензионной работой. Объясняется это достаточно просто: расчеты между организациями непосредственно не затрагивают доходы и расходы, влияющие на налогообложение получаемой прибыли. Исключение составляют признанные должником штрафы, пени или иные санкции за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба. Они включаются в состав внереализационных расходов у организации, не исполнившей условия договора и получившей претензию (пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ). У организации, которая выставила такую претензию, наоборот, суммы причитающихся штрафных санкций с недобросовестного контрагента включаются в состав текущих внереализационных доходов (п. 3 ст. 250 НК РФ).
Как указано в Письме УФНС по г. Москве от 18.03.2008 N 20-12/025119, обстоятельством, свидетельствующим о признании должником обязанности уплатить сумму штрафа, является фактическая его уплата организации-контрагенту либо письменное подтверждение, выражающее готовность заплатить штраф. В Письме Минфина России от 06.10.2008 N 03-03-06/2/133 высказано аналогичное мнение: признание указанных сумм должником может быть осуществлено как в форме согласия с предъявленными требованиями, так и в форме совершения конкретных действий по исполнению обязательства, которые свидетельствуют о признании долга.
Доходы у организации, предъявившей претензию, налоговики признают в любом случае, так как это в интересах бюджета. Для признания расходов, по мнению налоговиков, нужны документы, свидетельствующие, что должник согласен уплатить санкции контрагенту. В качестве документального подтверждения может оказаться полезным договор, предусматривающий уплату санкций, двусторонний акт, письмо должника или иной документ, подтверждающий факт нарушения обязательства, позволяющий определить размер суммы, признанной должником. Как может заметить читатель, в этом списке не поименована претензия контрагента, однако указание на иной документ, подтверждающий факт нарушения обязательства, вполне позволяет сделать вывод в пользу необходимого наличия претензии или ответа на нее, позволяющих определить размер признанной должником суммы. При наличии перечисленных документов организация, удовлетворившая претензию, практически без налоговых рисков сможет включить в состав внереализационных расходов суммы неустоек, штрафов и пеней.
Расчеты по претензиям
Н.А. Габец, эксперт АГ «РАДА»
В хозяйственной практике нередки случаи, когда партнер по тем или иным причинам не выполнил условий договора. Чтобы защитить свои законные права, организация должна выставить партнеру претензию. Об учете таких операций читайте в статье.
Порядок предъявления претензий
Предъявление претензии относится к досудебному порядку урегулирования споров. В ней одна организация указывает другой на совершенные ею неправильные действия (бездействие) или ошибки, в результате которых ущемлены ее законные интересы. В претензии содержатся требования устранить или добровольно исправить эти нарушения. Она должна предъявляться в письменной форме за подписью руководителя организации (предпринимателя) или его заместителя, если это предусмотрено законом или уставом организации.
Претензия должна содержать полное наименование организации, предъявившей ее, и организации-ответчика с указанием всех реквизитов и почтовых адресов. В тексте надо изложить конкретные требования, привести полный и обоснованный расчет суммы нанесенного ущерба (недостачи, штрафных санкций), сослаться на пункты договора, указать наименования и реквизиты документов. К таким документам относятся товарно-транспортные накладные, доверенности, акты приемки товара по количеству и т. д. Их копии необходимо приложить к претензии, заверив надлежащим образом.
Претензию лучше всего отправить заказным письмом либо вручить под расписку. Почтовая квитанция о приеме заказного письма должна храниться у вас на случай предъявления иска.
Срок предъявления претензий устанавливается в каждом конкретном случае федеральными законами, например от 16.02.95 № 15-ФЗ «О связи», транспортными уставами или договором. Он исчисляется с момента, когда выявлено нарушение ваших прав. Раньше этот срок составлял 30 дней. В течение такого же периода организация-ответчик должна письменно сообщить вам о результатах рассмотрения претензии. Ответ оформляется и направляется истцу в том же порядке, что и сама претензия.
В случае удовлетворения претензии к ответу прилагается поручение банку на перечисление денег с отметкой об исполнении (принятии к исполнению) либо вам поставляется недостающее количество ТМЦ.
Если получен отказ (полный или частичный) в удовлетворении претензии или не получен в срок ответ на нее, организация вправе обратиться в арбитражный суд. Сразу идти с иском в суд нельзя. На основании статьи 148 АПК РФ суд оставит исковое заявление без рассмотрения, если организация ранее не предъявила претензии.
Вместе с исковым заявлением и всеми необходимыми документами в суд нужно будет представить почтовую квитанцию о направлении ответчику претензии. Она послужит подтверждением того, что вы приняли меры урегулирования спора.
Как отразить в учете расчеты по претензиям
Для учета расчетов по претензиям, предъявленных вашей организацией поставщикам, подрядчикам и иным организациям, следует открыть к счету 76 субсчет 2 «Расчеты по претензиям».
Организация может выставить поставщику (подрядчику) претензию, если:
– поставщиком не соблюдены договорные обязательства;
– выявлена недостача поступивших от него ценностей;
– обнаружены арифметические ошибки в документах поставщика (подрядчика) на поставленные товары (работы, услуги).
В первом случае договор обычно предусматривает взыскание с поставщика пени, штрафа или неустойки. В соответствии с пунктом 8 ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденного приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 32н, и пунктом 3 статьи 250 НК РФ штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров признаются внереализационными доходами организации.
В учете они отражаются проводкой:
ДЕБЕТ 76-2 КРЕДИТ 91-1
– начислены пени, штрафы, неустойки, выставленные поставщику (подрядчику) и признанные им или присужденные судом.
Когда покупатель при приемке ценностей, поступивших от поставщика, выявил их недостачу или порчу, в его учете делаются записи:
ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 60
– отражена недостача (порча) ценностей в пределах предусмотренных договором величин;
ДЕБЕТ 76-2 КРЕДИТ 60
– отражена недостача (порча) ценностей сверх предусмотренных договором величин.
При отказе судом во взыскании сумм потерь с поставщиков или транспортных организаций недостача списывается так:
ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 76-2
– списана недостача (порча) ценностей сверх предусмотренных договором величин.
Если суд вынес решение взыскать с поставщика эту недостачу, то в его учете реализация недостающих ценностей сторнируется:
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1
– сторнирована реализация недостающих ценностей;
ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 41 (43)
– сторнирована себестоимость недостающих ценностей;
ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– сторнирован НДС по реализации недостающих ценностей;
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 76-2
– отражена предъявленная покупателем претензия;
ДЕБЕТ 76-2 КРЕДИТ 51 (50, 52)
– погашена задолженность по претензии;
ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 41 (43)
– списана себестоимость недостающих ценностей.
ЗАО «Покупатель» заключило с ООО «Продавец» договор о поставке 12,5 тысячи штук кирпича на сумму 120 000 рублей, в том числе НДС – 20 000 рублей. При разгрузке оказалось, что фактически его получено только 11 тысяч штук стоимостью 105 600 рублей, в том числе НДС – 17 600 рублей.
Нормы убыли по договору не предусмотрены. Себестоимость 1 штуки кирпича у «Продавца» равна 6 рублям. НДС начисляется «по отгрузке».
В учете «Продавца» сделаны записи:
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62
– 120 000 рублей – получен аванс за кирпич;
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1
– 120 000 рублей – отражена реализация кирпича по накладной;
ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 41
– 75 000 рублей (6 рублей х 12 500 штук) – списана себестоимость кирпича;
ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 20 000 рублей – начислен НДС с отгрузки.
В учете «Покупателя» сделаны проводки:
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– 120 000 рублей – перечислен «Продавцу» аванс за кирпич;
ДЕБЕТ 10-8 КРЕДИТ 60
– 105 600 рублей (9,6 рубля х 11 000 штук) – принят к учету фактически полученный кирпич;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 17 600 рублей – принят к учету НДС.
«Покупатель» составил акт о недостаче и выставил «Продавцу» претензию на сумму 14 400 рублей, обязав его вернуть эти деньги. «Продавец» признал свою вину и перечислил деньги «Покупателю».
Бухгалтеры организаций отразили это в учете так:
ДЕБЕТ 76-2 КРЕДИТ 60
– 14 400 рублей – отражена недостача кирпича по накладной;
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76-2
– 14 400 рублей – получены деньги за недостающий кирпич по претензии;
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1
14 400 рублей – сторнирована реализация на сумму недостачи;
ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 41
9000 рублей – сторнирована себестоимость недостающего кирпича;
ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
2400 рублей – сторнирован НДС по недостающему кирпичу;
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 76-2
– 14 400 рублей – отражена претензия «Покупателя»;
ДЕБЕТ 76-2 КРЕДИТ 51
– 14 400 рублей – перечислены деньги по претензии;
ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 41
– 9000 рублей – списана себестоимость недостающего кирпича.
В результате расследования, проведенного «Продавцом», достоверно доказано, что недостающий кирпич водитель Иванов похитил для личных нужд. Организация обязала Иванова (письменно) компенсировать его стоимость.
В учете «Продавца» это отразили проводками:
ДЕБЕТ 73-2 КРЕДИТ 94
– 9000 рублей – сумма ущерба отнесена за счет Иванова;
ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 73-2
– 9000 рублей – удержана сумма недостачи из зарплаты Иванова.
Обратите внимание: поскольку работник возмещает ущерб, причиненный преступлением (хищением), размер удержаний при каждой выплате зарплаты не должен превышать 70 процентов.
Если виновник недостачи установлен не был или суд отказал во взыскании, ее сумму придется списать на убытки:
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 94
– недостача учтена в составе прочих расходов.
Этот убыток уменьшает облагаемую налогом прибыль согласно пункту 13 статьи 265 НК РФ.
Если вы перечислили поставщику деньги авансом и обнаружили арифметическую ошибку в его счете, то ваша организация вправе предъявить ему претензию. В этом случае в учете делается запись:
ДЕБЕТ 76-2 КРЕДИТ 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным»
– отражена сумма выставленной поставщику претензии.
Если ошибка обнаружена в счете после оприходования полученных ценностей, это отражается проводкой:
ДЕБЕТ 76-2 КРЕДИТ 10 (41…)
– отражена сумма претензии, выставленной поставщику товарно-материальных ценностей.
ВНИМАНИЕ!
Завтра на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повысьте свою ценность как специалиста в глазах директора. Смотреть полную программу