Чем определяется самобытность российской школы экономической мысли

20.1. Отличительные черты российской экономической школы

20.1. Отличительные черты российской экономической школы

На переломе двух веков, ушедшего XX и наступившего XXI, в центре дискуссий научной экономической общественности оказался вопрос о том, существует ли российская экономическая школа как особое направление мировой экономической мысли, неразрывно связанное с историческими, этнокультурными и другими особенностями развития нашей страны?

По публикациям Л. Абалкина, инициировавшего дискуссию, а также Д. Сорокина, Ю. Ольсевича, В. Автономова, О. Ананьина, А. Аникина, В. Воейкова и других можно судить о том, что большинство экономистов склонно ответить на этот вопрос положительно. Хотя скептики предлагают говорить не о российской школе экономической науки, а просто о российской экономической мысли.

Особенности формирования российской экономической школы следует искать в специфике российской цивилизации. По мнению Л. Абалкина, она имеет ряд существенных черт.

Специфика российской цивилизации

1. В отличие от Запада в российской цивилизации сложились принципиально иные отношения государства и общества. Зарождение российского типа цивилизации относится к периоду Киево-Новгородской Руси, когда государство возникло не как результат установления господства сильного над слабым, а как способ становления народов, их защиты от внешнего врага и наведения порядка в хозяйственной жизни. И каким бы трагическим ни было дальнейшее развитие страны, вера в силу и добрые намерения государства оставались неизменными. Они питали и научную мысль, и методы осуществления экономической политики, и идею о регулирующей роли государства.

2. Важной особенностью развития российской цивилизации стало воздействие на нее православия. Оно хранило и обогащало культуру, целостность народа и его нравственные начала. По понятиям православия, богатство всегда включает представления о духовных благах и нематериальных ценностях в отличие от западной цивилизации, где большая роль отводится меновым ценностям. Требования справедливости и невещественного богатства на Руси высоко ценились (вспомним Посошкова).

3. Большое влияние на специфику формирования российской цивилизации оказали географические условия расселения народа, организация его самоуправления и домохозяйства. Именно эти факторы способствовали созданию общинных, коллективных, чисто артельных форм организации труда, заложили основы развития кооперации и оказали существенное влияние на формирование экономического мышления ученых, отвергающего частную собственность на землю.

4. Одной из главных особенностей формирования российской школы экономической мысли было изучение эволюции крестьянского хозяйства и отношения к земле в связи с определением будущего развития страны. Отличительной чертой российской экономической литературы является особый интерес к крестьянству.

Осознание особенностей российской цивилизации определило отличительные черты российской школы экономической мысли.

Прежде всего нужно согласиться с тем, что она во многом была, хотя и самобытным, но откликом на процессы, происходившие в европейской науке. Россия никогда не занимала центрального места в мировой экономической науке, но и не выполняла роль простой «губки», впитывающей чужие идеи. В свое время Энгельс объяснял относительное отставание политической экономии как в Германии, так и в России замедленным развитием капитализма в этих странах. Известно множество направлений, школ, концепций, которые или дополняют друг друга или противоборствуют. Но все они разработаны на Западе. А при попытке рассмотреть историю российской экономической мысли обнаруживается очень небольшое разнообразие концепций. Причина не в том, что их не было, а в том, что они мало изучены и не четко классифицированы.

Ключевые направления российской экономической школы

1. Системный анализ экономических явлений.

Комплексный, системный анализ экономики предполагает ее изучение во взаимосвязи с социологией, культурой, психологией, историей, с политическими и юридическими нормами. В современной мировой науке этот подход только теперь утверждается. В российской экономической школе он существовал изначально. Если в западной экономической школе во главе анализа стояли эгоистические побуждения человека, то российская школа всегда выступала за изучение личности вместе с исследованием природы, роли национального хозяйства и осмысления исторических функций государства. Такой подход был характерен для двух выдающихся ученых начала XIX в. Н. Мордвинова и А. Шторха, стоявших у истоков национальной экономической школы в России и заложивших ее фундамент. Если А. Смит считал, что всякая хозяйственная система – это совокупность эгоистических индивидов (теория «экономического человека»), связанных только обменом, то Мордвинов и Шторх рассматривали хозяйство как сложный общенациональный организм, в котором переплетены экономические, внеэкономические, технические и демографические факторы. Мордвиновым и Шторхом были написаны и переведены на немецкий и французский языки учебники по политической экономии, которые читали и знали в Европе. Другой известный экономист Т. Степанов тоже выступал с критикой идей Смита о рациональности «экономического человека», заявляя, что политическая экономия не терпит эгоизма. Таким образом, российская политическая экономия всегда обращала внимание на нравственные начала, выступая против материализма классической школы, видевшей всюду только меновые ценности. Поэтому именно российскую школу, отрицавшую смитовскую концепцию «экономического человека», следовало бы считать родоначальницей широкого спектра несмитианских учений западной мысли, начиная с немецкой исторической школы и вплоть до американского институционализма.

2. Народное хозяйство как целое и роль государства.

Интерес к формированию и развитию национального хозяйства, а также к роли государства прослеживается еще с работ И. Посошкова и по сей день. В свое время С. Витте отвергал космополитизм классической школы политической экономии, подчеркивая, что политическая экономия должна принимать идею национальности за точку отсчета. При этом особая роль отводилась государству. Так, со времен Петра I именно правительство, а не частный капитал инициировало развитие промышленности и торговли. Далее, во второй половине XIX в., когда капитализм в России стал бурно развиваться, российская экономическая школа выступила за проведение политики протекционизма. На следующем этапе, в послереволюционные годы XX в., когда советская Россия встала на путь осуществления новой экономической политики и организации Госплана, опять потребовалось государственное регулирование экономики, необходимость которого обосновывалась в работах Г.М. Кржижановского, Н.Д. Кондратьева и др.

Сегодня в России складывается примерно такая же, как и сто лет назад ситуация: отечественный капитал противостоит мировому и нуждается в государственной поддержке. Почти все члены Отделения экономики РАН выступают именно с таких национально ориентированных позиций. И подобный подход действительно можно назвать российской экономической школой в противовес представителям западного экономического либерализма.

3. Разработка проблем многоукладной экономики.

Разработка проблем многоукладности экономики интенсивно началась в России после отмены крепостного права. Экономисты этого периода преуспели в разработке таких проблем, как создание кредитных товариществ, ускоренное развитие всякого рода промыслов, становление кооперации, быстрое по мировым масштабам развитие земской статистики. Значительную роль в разработке указанных проблем сыграл А.И. Чупров. Прочитанный Чупровым курс статистики оказал большое влияние на развитие статистических исследований в России, главным образом на земскую статистику. Известный ученый-математик, статистик и экономист А.А. Чупров, сын А.И. Чупрова, издал книгу «Очерки по теории статистики» (1909 г.). Этот труд по своей значимости поставил его во главе русской статистической школы. Он стал одним из классиков статистической науки в мире.

М.И. Туган-Барановский – вероятно, самая крупная и выдающаяся фигура в российской экономической школе. Он внес большой вклад в теоретическое обоснование проблем кооперации, в разработку предмета и метода политической экономии. Он был первым, кто заставил европейскую мысль серьезно прислушаться к движению экономической науки в России. Последователями М. Туган-Барановского были П. Струве и Н. Кондратьев. Последний известен созданной в 20-е годы теорией длинных волн. Туган-Барановский и его последователи по-своему синтезировали три важнейших научных и идеологических элемента: во-первых, передовую по тем временам западную мысль; во-вторых, некоторые стороны русского народничества; в-третьих, наиболее творческие элементы марксизма.

4. Аграрный вопрос и способы его решения.

В связи с отмеченными особенностями российской цивилизации исследование аграрного вопроса стало одним из ключевых в российской экономической школе.

Бурные дискуссии об аграрном вопросе, восходящие еще к А.И. Герцену, развернулись после отмены крепостного права. Прямо или косвенно в них были втянуты все ведущие экономисты страны. Но среди них можно выделить знаковые фигуры, вошедшие в российскую школу экономической мысли. В конце 1870-х годов такой фигурой был князь А.И. Васильчиков, выпустивший книгу «Землевладение и земледелие в России и других европейских государствах». Автор критиковал западноевропейский капитализм и считал, что Россия должна избрать другой путь.

Такую же точку зрения отстаивал В.П. Воронцов в книге «Судьбы капитализма в России».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Глава 5 Отличительные черты золотого стандарта

Глава 5 Отличительные черты золотого стандарта Золото отличается таким соединением полезных и бросающихся в глаза свойств, что оно не имеет себе равных среди всех известных нам веществ. Уильям Стэнли Джевонс, 1875[288] В этой главе мы попытаемся кратко описать самые

1.1. Отличительные признаки рекламных расходов

1.1. Отличительные признаки рекламных расходов На практике иногда очень трудно увидеть ту черту, которая разделяет рекламу и нерекламу. Эта грань определяется самим понятием рекламы, вернее – ее признаками, наличие или отсутствие которых позволяет решить, регулируется

Статья 8. Медицинское страхование граждан Российской Федерации за границей и иностранных граждан на территории Российской Федерации (в ред. Закона РФ от 02.04.1993 № 4741-1)

Статья 8. Медицинское страхование граждан Российской Федерации за границей и иностранных граждан на территории Российской Федерации (в ред. Закона РФ от 02.04.1993 № 4741-1) Медицинское страхование граждан Российской Федерации, находящихся за рубежом, осуществляется на основе

1. Вклад исторической школы в развитие экономической теории

1. Вклад исторической школы в развитие экономической теории Развитие экономической мысли в Германии совершенно уникально по многим причинам. Например, в тот период в Германии существовало около сорока государств со своими закрытыми границами и огромными торговыми

3. Отличительные черты мирового рынка

3. Отличительные черты мирового рынка Мировой рынок следует отличать от национальных рынков отдельных стран. Мировой рынок охватывает торговлю значительной части стран мира и имеет следующие особенности.1. На национальном рынке движение товаров обусловлено такими

Приложение 14 СВИДЕТЕЛЬСТВО о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации

Приложение 14 СВИДЕТЕЛЬСТВО о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской

Приложение 21 УВЕДОМЛЕНИЕ о регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения на территории Российской Федерации

Приложение 21 УВЕДОМЛЕНИЕ о регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения на территории Российской

1.8.1 Отличительные черты российской экономической школы

1.8.1 Отличительные черты российской экономической школы Особенности формирования российской экономической школы следует искать в специфике российской цивилизации. Она имеет ряд существенных черт.Специфика российской цивилизации1 В отличие от Запада в российской

2.6.1. Отличительные характеристики интернационализации

2.6.1. Отличительные характеристики интернационализации Основное внимание управления, когда фирма действует в стабильных домашних условиях, фокусируется на конкурентных и технологических факторах, которые определяют её успех на рынке.Когда такая фирма выходит на

1. Вклад исторической школы в развитие экономической теории

1. Вклад исторической школы в развитие экономической теории Для представителей как классического, так и неоклассического (основоположником которого считают А. Маршалла) направлений экономической науки была характерна идея о господстве универсальных экономических

Резюме: отличительные черты Героя-одиночки

Резюме: отличительные черты Героя-одиночки Поведение Единственная функция: Производитель результатов.Преобладающее поведение: Навязчивое стремление работать.Личностные особенности: Всей душой предан делу. Усердный работник.Оценивает себя по: Напряженности своего

Резюме: отличительные черты Бюрократа

Резюме: отличительные черты Бюрократа Поведение Единственная функция: Администратор.Приходит на работу и уходит с работы: Точно по расписанию.Что делает лучше всех: Наводит и поддерживает порядок.Личностные особенности: Педантичен, медлителен, осторожен, вдумчив,

Резюме: отличительные черты Поджигателя

Резюме: отличительные черты Поджигателя Поведение Единственная функция: Новатор, предприниматель.Приходит на работу и уходит с работы: Как придется.Что делает лучше всех: Выдвигает идеи и инициирует новые проекты.Преобладающее поведение: Разрабатывает новые проекты,

Резюме: отличительные черты Горячего сторонника

Резюме: отличительные черты Горячего сторонника Поведение Единственная функция: Интегратор.Приходит на работу и уходит с работы: Вовремя; в соответствии с установленными требованиями.Личностные особенности: Уравновешенный, восприимчивый, понимающий, ориентирован на

Отличительные особенности системы Toyota

Отличительные особенности системы Toyota Теперь, когда у нас уже есть общее представление о структуре системы Toyota, мы можем перейти к рассмотрению ее особенностей. Так мы сможем лучше понять те основные идеи, которые в ней заложены. Рис. 6. Два столпа системы

66. Отличительные характеристики (Кай)

66. Отличительные характеристики (Кай) ИнструментМожно ли по репутации фирмы сделать вывод, что ее конкурентное преимущество является устойчивым и непоколебимым? Что можно сказать о ее сети связей? А об инновациях?Джон Кай является явным представителем ресурсной

Источник

Чем определяется самобытность российской школы экономической мысли

ДОКУМЕНТ

Мир хозяйства трактуется не как вечная борьба оптимизирующих свое благополучие индивидов, а как сложный, изначально многоцветный комплекс взаимодополняющих и тем самым взаимообогащающих процессов, форм организации и методов управления. Государство не отвергается, а органически сочетается с рынком, общее социальное благо стоит выше индивидуального успеха.

Наука была призвана впитать в себя такой подход, и там, где она это делала, ее ждал успех. Где она отступала от этого правила, ее (и страну) ждало разочарование. XX век, включая его последнее десятилетие, яркое тому свидетельство.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ

1. Почему автор считает необходимым пересмотреть роль и место в науке российской школы экономической мысли? Чем определяется самобытность этой научной школы?
2. Какие отличные от западных подходы, нравственные ценности, взгляды на место человека в мире характеризуют, по мнению Л. И. Абалкина, российскую цивилизацию?
3. Можно ли согласиться с автором в том, что использование экономической наукой этих подходов могло обеспечить успех экономического развития страны?
4. Используя знания Новейшей истории и фактов общественно-экономической жизни России последнего десятилетия, приведите примеры, подтверждающие вывод ученого о том, что отступление от подходов и ценностей, выработанных российскими учеными-экономистами, привело к неудачам.

Источник

Чем определяется самобытность российской школы экономической мысли

ДОКУМЕНТ

Мир хозяйства трактуется не как вечная борьба оптимизирующих свое благополучие индивидов, а как сложный, изначально многоцветный комплекс взаимодополняющих и тем самым взаимообогащающих процессов, форм организации и методов управления. Государство не отвергается, а органически сочетается с рынком, общее социальное благо стоит выше индивидуального успеха.

Наука была призвана впитать в себя такой подход, и там, где она это делала, ее ждал успех. Где она отступала от этого правила, ее (и страну) ждало разочарование. XX век, включая его последнее десятилетие, яркое тому свидетельство.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ

1. Почему автор считает необходимым пересмотреть роль и место в науке российской школы экономической мысли? Чем определяется самобытность этой научной школы?
2. Какие отличные от западных подходы, нравственные ценности, взгляды на место человека в мире характеризуют, по мнению Л. И. Абалкина, российскую цивилизацию?
3. Можно ли согласиться с автором в том, что использование экономической наукой этих подходов могло обеспечить успех экономического развития страны?
4. Используя знания Новейшей истории и фактов общественно-экономической жизни России последнего десятилетия, приведите примеры, подтверждающие вывод ученого о том, что отступление от подходов и ценностей, выработанных российскими учеными-экономистами, привело к неудачам.

Источник

РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ШКОЛА И ЕЕ СПЕЦИФИКА

1. В отличие от Запада в российской цивилизации сложились принципиально иные отношения государства и общества. Зарождение российского типа цивилизации относится к периоду Киево-Новгородской Руси, когда государство возникло не как результат установления господства сильного над слабым, а как способ становления народов, их защиты от внешнего врага и наведения порядка в хозяйственной жизни. И каким бы трагическим ни было дальнейшее развитие страны, вера в силу и добрые намерения государства оставались неизменными. Они питали и научную мысль, и методы осуществления экономической политики, и идею о регулирующей роли государства.

2. Важной особенностью развития российской цивилизации стало воздействие на нее православия. Оно хранило и обогащало культуру, целостность народа и его нравственные начала. По понятиям православия, богатство всегда включает представления о духовных благах и нематериальных ценностях в отличие от западной цивилизации, где большая роль отводится меновым ценностям. Требования справедливости и невещественного богатства на Руси высоко ценились.

3. Большое влияние на специфику формирования российской цивилизации оказали географические условия расселения народа, организация его самоуправления и домохозяйства. Именно эти факторы способствовали созданию общинных, коллективных, чисто артельных форм организации труда, заложили основы развития кооперации и оказали существенное влияние на формирование экономического мышления ученых, отвергающего частную собственность на землю.

4. Одной из главных особенностей формирования российской школы экономической мысли было изучение эволюции крестьянского хозяйства и отношения к земле в связи с определением будущего развития страны. Отличительной чертой российской экономической литературы является особый интерес к крестьянству.

Осознание особенностей российской цивилизации определило отличительные черты российской школы экономической мысли.

Ключевые направления российской экономической школы

1. Комплексный системный анализ экономических явлений.

Такого рода анализ предполагает изучение экономики во взаимосвязи с социологией, культурой, психологией, историей, с политическими и юридическими нормами. В современной мировой науке этот подход только теперь утверждается. В российской экономической школе он существовал изначально. Если в западной экономической школе во главе анализа стояли эгоистические побуждения человека, то российская школа всегда выступала за изучение личности вместе с исследованием природы, роли национального хозяйства и осмысление исторических функций государства. Такой подход был характерен для двух выдающихся ученых начала XIX в. – Н. Мордвинова и А. Шторха, стоявших у истоков национальной экономической школы в России и заложивших ее фундамент. Мордвиновым и Шторхом были написаны и переведены на немецкий и французский языки учебники по политической экономии, которые читали и знали в Европе. Другой известный экономист Т. Степанов тоже выступал с критикой идей А. Смита о рациональности «экономического человека», заявляя, что политическая экономия не терпит эгоизма. Таким образом, российская политическая экономия всегда обращала внимание на нравственные начала, выступая против материализма классической школы, видевшей всюду только меновые ценности.

2. Народное хозяйство как целое и роль государства.

Интерес к формированию и развитию национального хозяйства, а также к роли государства прослеживается еще с работ И. Посошкова и по сей день. В свое время С. Витте отвергал космополитизм классической школы политической экономии, подчеркивая, что политическая экономия должна принимать идею национальности за точку отсчета. При этом особая роль отводилась государству. Так, со времен Петра I именно правительство, а не частный капитал инициировало развитие промышленности и торговли. Далее, во второй половине XIX в., когда капитализм в России стал бурно развиваться, российская экономическая школа выступила за проведение политики протекционизма. На следующем этапе, в послереволюционные годы XX в., когда советская Россия встала на путь осуществления новой экономической политики и организации Госплана, опять потребовалось государственное регулирование экономики, необходимость которого обосновывалась в работах Г.М. Кржижановского, Н.Д. Кондратьева и др.

Сегодня в России складывается примерно такая же, как и сто лет назад, ситуация: отечественный капитал противостоит мировому и нуждается в государственной поддержке.

3. Разработка проблем многоукладной экономики. Исследование такого рода проблем началось в России после отмены крепостного права. Экономисты этого периода преуспели в разработке таких проблем, как создание кредитных товариществ, ускоренное развитие всякого рода промыслов, становление кооперации, быстрое по мировым масштабам развитие земской статистики. Значительную роль в разработке указанных проблем сыграл А.И. Чупров. Прочитанный Чупровым курс статистики оказал большое влияние на развитие статистических исследований в России, главным образом на земскую статистику. Известный ученый-математик, статистик и экономист,

A. А. Чупров, сын А.И. Чупрова, издал книгу «Очерки по теории статистики» (1909). Этот труд по своей значимости поставил его во главе русской статистической школы. Он стал одним из классиков статистической науки в мире. Вопросам многоукладности большое внимание уделял М.И. Туган-Барановский.

4. Аграрный вопрос и способы его решения.

Исследование аграрного вопроса стало одним из ключевых в российской экономической школе. Бурные дискуссии об аграрном вопросе развернулись после отмены крепостного права. Прямо или косвенно в них были втянуты все ведущие экономисты страны. Но среди них можно выделить знаковые фигуры, вошедшие в российскую школу экономической мысли. Это А.И. Васильчиков и В.П. Воронцов. Они критиковали западно-европейский капитализм и считали, что Россия должна избрать другой путь.

В процессе поиска различных, в том числе альтернативных, вариантов решения аграрного вопроса особую роль играла позиция B. И. Ленина и ряда его соратников.

Большую научную работу в области аграрных отношений проделал А.В. Чаянов, которого почитают не только в России. Так, в Китае Чаянова рассматривают как главного теоретика блестяще проведенной там аграрной реформы.

В конце 1920-х гг. сложилась советская школа экономистов-международников. С самого начала она ассоциировалась с именем Е. Варги. Среди достижений этой школы в 1930–40-е гг. можно назвать исследования по теории и истории экономических кризисов, изменений в экономике мирового капитализма, вызванных Великой депрессией и Второй мировой войной.

В 1960–70-е гг. ознакомление советских ученых с западными течениями экономической теории (экономикса) происходило под вывеской изучения «экономико-математических методов». Одним из тех, кто стоял у истоков экономико-математического направления в науке, был выдающийся ученый-экономист В.В. Новожилов. Им исследованы такие актуальные для советского периода проблемы, как экономика дефицита, теория изменения затрат и результатов и др.

Особого внимания заслуживает Л. Канторович. Ему в 1975 за «Теорию оптимального использования ресурсов» была присуждена Нобелевская премия по экономике. Он является пока единственным отечественным лауреатом этой премии, которую начали присуждать лишь с 1969. Канторович разработал теорию рентных оценок, которая позволяет измерять стоимость пользования такими природными ресурсами, как земля, вода, воздух и т. д. Эта идея намного опередила свое время, предвосхитив весьма актуальные сегодня исследования по экономико-экологическим проблемам. В эти же годы в Центральном экономико-математическом институте (ЦЭМИ) была разработана система оптимального функционирования экономики (СОФЭ). СОФЭ выступала как альтернатива господствовавшим тогда методам управления народным хозяйством, за что с момента своего создания и вплоть до старта перестройки (1983–85) подвергалась острой критике.

В постсоветской России родились три значительные концепции.

1. Теория постэкономического общества В. Иноземцева, в которой рассматриваются острые противоречия генезиса постиндустриального общества, в результате чего оно развивается не столько глобально, сколько анклавно (территориально ограниченно).

2. Теория философии хозяйства Ю. Осипова, в которой сделана попытка продолжить начатую С. Булгаковым традицию философского осмысления экономической деятельности.

3. Теория типов развития А. Фонотова, в которой проанализированы принципиальные особенности характерного для России мобилизационного развития, противопоставленные инновационному развитию стран Запада.

Кроме этих теорий разрабатываются новые идеи, связанные с осмыслением проблем переходной экономики, а также с обобщением уроков функционирования командно-административной системы и создания новой хозяйственной системы.

В развитии новых направлений, анализирующих трансформацию экономических институтов в постсоветской России, важную роль должен сыграть институционализм.

Особое значение в истории развития отечественной экономической науки имеет Вольное экономическое общество (ВЭО). Создано в 1765 указом Екатерины II, стало одной из первых в России и Европе общественных организаций. Общество выступило инициатором отмены крепостного права, введения всеобщего начального образования, стало родоначальником российской статистики. После 1917 ВЭО перестало существовать. В 1982 оно было возрождено под названием Научно-экономическое общество. В 1992 ему было возвращено историческое название – ВЭО. Основные задачи ВЭО России: содействие развитию творческой активности экономистов; содействие развитию форм собственности; содействие практической реализации результатов фундаментальных исследований экономистов. ВЭО России проводит большую работу по развитию экономических связей России с международными организациями – ООН, ЮНЕСКО, ЕС. ВЭО России возобновило выпуск «Трудов Вольного экономического общества», издаваемых с 1766. Возрождена традиция проведения национальных смотров молодых ученых, студентов и школьников по актуальным проблемам российской экономики.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *