Чем определяется разносторонность техники
КОНТРОЛЬ ЗА РАЗНОСТОРОННОСТЬЮ ТЕХНИКИ
Разносторонность технической подготовленности спортсмена определяется степенью разнообразия двигательных действий, которыми владеет спортсмен. Тренировочная разносторонность, как правило, выше соревновательной. Это связано с тем, что в ответственных встречах с равными по классу соперниками спортсмен использует ограниченное число (иногда один-два) технических приемов.
В спортивных играх информативным показателем является соотношение частоты использования разных игровых приемов, например отношение числа передач к числу ударов по воротам в футболе. Если этот показатель в играх сборной команды СССР по футболу и клубных команд высшей лиги не превышал 10 (250 передач и 25 ударов в ворота), то результат игры — либо ничья, либо победа. Если же этот показатель был больше 10 (300—500 передач и 15—25 ударов в ворота), то встреча, как правило, была проиграна.
Частным случаем разносторонности техники является соотношение приемов, выполняемых в правую и левую сторону. Выбор одной из сторон при выполнении асимметричных движений (например, поворотов в прыжках или в плавании, приемов в борьбе) называется латеральным предпочтением*. Коэффициент латерального предпочтения равен отношению:
число приемов, выполняемых в доминантную («любимую^) сторону общее число выполненных приемов
У некоторых борцов высокого класса в идеальных случаях (примерно равное владение приемами, выполняемыми в обе стороны) этот коэффициент достигает 60Vo.
Надежность (воспроизводимость) показателей разносторонности техники в целом невелика, но для основных приемов у выдающихся спортсменов может быть значительной.
Согласованность показателей разносторонности технш зависит от методики оценивания и качеств эксперта. Например согласованность оценки объема и разносторонности технически действий, выполняемых футболистами на малой, средней и макси^ мальной скорости, почти всегда оказывается очень низкой вследствие того, что эксперты одну и ту же скорость визуально классифицируют! по-разному, t
Информативность показателей разносторонности техники пред,-, ставлена в табл. 39.
.. Таблица Информативность показателен разносторонности техники (по А Г Ширяеву, 1974)
Показатели технического мастерства
Показатели технического мастерства
Техническая подготовленность (или, другими словами, техническое мастерство) спортсменов характеризуется тем, что умеет делать спортсмен и как он владеет освоенными действиями.
В первую группу показателей входят: а) объем; б) разносторонность; в) рациональность технических действий, которые умеет выполнять спортсмен. Во вторую: а) эффективность, б) освоенность выполнения.
1.1. Объем технической подготовленности
Объем технической подготовленности определяется числом технических действий, которые умеет выполнять или выполняет спортсмен. В этом случае технику обычно оценивают по факту исполнения (выполнил — не выполнил, умеет — не умеет).
Различают общий и соревновательный объем технической подготовленности. Общий объем характеризуется суммарным числом технических действий, которые освоены данным спортсменом; соревновательный объем — числом различных технических действий, выполняемых в условиях соревнований. Техника борьбы (в частности, вольной) насчитывает свыше 1000 приемов, большинство ведущих борцов владеет в совершенстве лишь небольшим числом атакующих действий (нередко лишь одним-двумя, табл. 12). Это, конечно, не означает, что квалифицированные борцы умеют выполнять только эти действия; в схватках со спортсменами низкой квалификации они могут продемонстрировать большой объем технических действий, однако в решающих поединках они отдают предпочтение лишь излюбленным приемам
1.2. Разносторонность технической подготовленности
Разносторонность характеризуется степенью разнообразия двигательных действий, которыми владеет спортсмен или которые он применяет на соревнованиях. Соответственно и здесь выделяют общую или соревновательную разносторонность. Технические действия, освоенные спортсменом, могут принадлежать к одной группе (например, в вольной борьбе — броски с захватом руками за руки и туловище противника) или к разным группам (броски с захватом руками за ноги противника, с действием ногами на ноги противника и др.). В последнем случае разносторонность технической подготовленности спортсмена выше. У более разносторонних в техническом отношении спортсменов более гармонична и физическая подготовленность, в частности топография силы.
Объем и разносторонность технической подготовленности являются важными показателями мастерства спортсменов, особенно в тех видах спорта, где имеется большой арсенал технических действий (игры, единоборства, гимнастика, фигурное катание на коньках и др.).
1.3. Рациональность техники
Рациональность технических действий определяется возможностью достичь на их основе высших спортивных результатов. Рациональность техники — это характеристика не спортсмена, а самого способа выполнения движения, используемой разновидности техники. Та или иная техника может быть более или менее рациональной (например, при плавании вольным стилем самым рациональным способом оказывается кроль, хотя пловцу вовсе не возбраняется любой другой способ). В истории почти каждого вида спорта были периоды смены одних способов выполнения движений другими, более рациональными.
Рациональность технических действий определяется следующим образом. В прыжках в высоту (рис. 132) результат (Я) зависит от:
H 1 — высоты центра тяжести (ЦТ) тела в момент отрыва от земли;
H 2—высоты подъема ЦТ тела в прыжке (высоты подпрыгивания);
H 3 — расстояния от ЦТ тела до планки в момент перехода через
В способе «фосбюри» h 1 меньше, чем в других способах прыжка (главным образом, за счет маха не прямой, а согнутой ногой), но h 2 больше из-за более выгодных условий отталкивания. В результате высота подъема ЦТ тела в прыжке ( h 1 t + h 2 ) примерно одинакова во всех способах. Однако h 3 в перекидном и «фосбюри» мало и практически одинаково (6—8 см), а в прыжке «ножницами» недопустимо велико (до 25—30 см). Из-за этого, прыгая «ножницами», нельзя показать высокий результат, этот способ нерационален. Перекидной способ и «фосбюри» примерно одинаково рациональны.
В толкании ядра сильнейшие спортсмены используют сейчас два основных варианта техники:
1) с линейным махом ноги (без поворота),
2) с круговым махом ноги (с поворотом, примерно как в метании диска).
Какой из этих вариантов более рационален, пока точно неизвестно.
Рассмотренные три показателя технической подготовленности спортсмена (объем, разносторонность и рациональность технических действий) говорят лишь о том, что умеет выполнять спортсмен. Но они не отражают качества исполнения — как спортсмен выполняет движения, насколько хорошо он владеет ими. Ведь может случиться так, что из двух спортсменов с равными физическими возможностями победит тот, кто хорошо овладел нерациональной техникой (например, хорошо прыгает «ножницами» или плывет баттерфляем), а не тот, кто разучил пусть и рациональную технику, но владеет ею плохо (прыгает способом «фосбери» неумело, плывет «дельфином» неправильно).
Поэтому при оценке технической подготовленности необходимо учитывать качественную сторону владения движением — эффективность и освоенность его выполнения.
Метрологические основы контроля за техническим мастерством спортсменов
Контроль за техническим мастерством заключается в оценке того, что умеет делать спортсмен и как выполняет освоенные движения.
Выделяют три группы показателей технического мастерства (ТМ): это показатели объема, разносторонности и эффективности техники (рис. 24 )
Объем техники определяется общим числом действий, которые выполняет спортсмен на тренировочных занятиях и соревнованиях.
Соревновательный объем техники вариативен и зависит от квалификации соперника, тактики поведения и т.д. Так, в циклических видах спорта (например, в беге, спортивной ходьбе и т.п.) соревновательный объем техники представлен одним многократно повторяемым движением (шагом).
Тренировочный объем техники спортсмена свидетельствует о его потенциальных возможностях, а отношение соревновательного объема к тренировочному — об их реализации.
Разносторонность техники спортсмена определяется степенью разнообразия двигательных действий.
Частным случаем разносторонности техники является соотношение приемов, выполняемых в правую и левую сторону. Выбор одной из сторон при выполнении асимметричных движений называется латеральным предпочтением.
Тренировочная разносторонность выше соревновательной. Это связано с тем, что в ответственных встречах с разными по классу соперниками спортсмен использует ограниченное число технических приемов.
Надежность показателей разносторонности техники в целом невелика, но для основных приемов у выдающихся спортсменов может быть значительной.
Эффективность спортивной техники — это степень близости выполнения движения данным спортсменом к индивидуально оптимальному варианту (к рациональному варианту).
Выделяют три группы показателей эффективности техники:
1. Абсолютную эффективность оценивают путем сопоставления техники исследуемого движения спортсмена с эталоном — наиболее рациональным вариантом техники, выбранным на основе биомеханических, психологических и эстетических соображений. Так, в циклических видах спорта абсолютная эффективность определяется путем сопоставления характеристик выполненного движения с некоторым идеалом (например, с моделью разработанной с помощью ЭВМ).
2. Сравнительная эффективность определяется на основе сравнения техники движения спортсмена с техникой аналогичного движения, выполненного спортсменом высокой квалификации.
Процедура сравнения в этом случае направлена на поиск дискриминативных показателей техники, т.е. таких, значения которых у спортсменов разной квалификации неодинаковы. Для этого регистрируют биомеханические показатели техники упражнения, а затем проводят сравнительный анализ.
Используют два подхода определения дискриминативных признаков:
а) сравнение показателей техники спортсменов высокой и низкой квалификации;
б) расчет показателей корреляции и уравнений регрессии между спортивным результатом с одной стороны, и показателем техники — с другой.
3. Реализационная эффективность определяется при сопоставлении показанного спортсменом результата в соревновательном упражнении с тем движением, которое спортсмен мог бы показать, если бы обладал отличной по эффективности техникой движения.
Показателем реализационной эффективности в этом случае является так называемый регрессионный остаток, т.е. разность между действительным и должным результатом.
Эффективность спортивной техники оценивают по разному.
Различают три разновидности эффективности техники:
1. Интегральную , когда оценивается эффективность техники упражнения в целом.
Наибольшее распространение в современном спорте получила дифференциальная оценка.
Различают два основных метода контроля за техническим мастерством спортсменов: визуальный и инструментальный.
Первый является наиболее распространенным методом вообще и одним из основных в спортивных играх, единоборствах, гимнастике и некоторых других видах спорта.
Визуальный контроль проводится двумя способами:
1) в ходе непосредственных наблюдений за действиями спортсмена;
2) с помощью видеомагнитофонной техники.
Инструментальный метод контроля предназначен для измерения биомеханических характеристик техники. Регистрации подлежат время, скорость и ускорение в целом и отдельных его фаз, усилия при выполнении движения, положение тела или его сегментов.
2. Метрологические основы контроля за тактическим мастерством спортсменов
Контроль за тактическим мастерством заключается в оценке целесообразности действий спортсмена (команды), направленных на достижение успеха в спортивных соревнованиях. Совокупность таких действий называют тактическими вариантами.
Контролю подлежат не только сами тактические действия, но и разнообразные приемы психологического воздействия на соперников. Эти приемы используются на совместных тренировках, в разминке и непосредственно в соревнованиях.
Различают индивидуальную, групповую и командную тактику. Разрабатывая методы контроля тактики, учитывают:
1) структуру соревновательной деятельности в том или ином виде спорта;
2) влияние на тактику уровня подготовленности спортсменов, особенности партнеров и соперников, внешних условий и т.д.
Тактикой называется совокупность способов ведения спортивной борьбы.
Элементами тактики являются тактические ходы (технико-тактические действия), а также приемы психологического воздействия на соперника, выбора позиции и маскировки намерений.
Комбинации тактических ходов называют тактическими вариантами. В каждом виде спорта определяют тактические ходы и тактические варианты.
Тактическим мышлением называется способность быстро оценивать ситуацию и принимать решения.
Тактическое мастерство характеризуется объемом, разносторонностью, рациональностью и эффективностью тактических действий, которые использует спортсмен на соревнованиях и тренировках.
Общим объемом тактики называют общее количество (перечень) тактических ходов и тактических вариантов, которыми владеет спортсмен, группа или команда.
Соревновательным объемом тактики называют тактические ходы и варианты, которые используются в условиях соревнований спортсменом или командой. Соревновательный объем меньше тренировочного объема тактики; причем тем меньше, чем ответственнее соревнования.
Разносторонность тактики показывает, насколько разнообразен тактический арсенал спортсмена или команды. Одна из многочисленных классификаций тактических ходов делит их на монотонные, острые, дезинформирующие, страховочные и т.д.
Рациональность тактики характеризует тактический ход (вариант) безотносительно к конкретному спортсмену.
Эффективность тактики характеризует насколько использованный в соревнованиях тактический ход (вариант) содействовал решению поставленной задачи. Так, в циклических видах спорта контролировать эффективность тактики можно по динамике скорости.
Эффективность тактики определяется различными способами. Так, в спортивных играх сопоставляют объем примененных тактических ходов или вариантов с их результативностью. Результативность тактического варианта определяется как процент случаев успешного применения данного варианта.
Контроль и оценка тактических действий должны проводиться с учетом условий соревнований (ринг, дорожка бассейна и т.д.) и в соответствии с определенным критерием. В спорте это, как правило, результат в соревнованиях. В физической культуре критерии иные — экономичность действий, рациональность и т.д. При этом оцениваемый тактический вариант сравнивают с наилучшим вариантом тактики. В роли наилучшего варианта могут выступать:
1) индивидуально оптимальная тактика, найденная экспериментально;
2) тактика спортсмена или команды высокого класса;
3) оптимальная тактика, полученная путем ее моделирования.
В последнее время особенно актуальными стали вопросы моделирования тактики. Так, модель тактики по В.Л.Уткину в циклических видах спорта предназначена для определения такого сочетания скоростей на каждом участке, при котором можно пробежать дистанцию с наилучшим результатом.
Практическая реализация модели осуществляется в ходе имитационного моделирования на ЭВМ. Имитационным моделированием называется создание модели реальной системы и экспериментирование с этой моделью с целью получения модели-аналога реальной системы — мысленной или математической. Само слово «имитировать» означает вообразить, постичь суть явления, не прибегая к экспериментам на реальном объекте. В нее входят характеристики дистанции и индивидуальные данные каждого спортсмена. По специально составленной программе ЭВМ определяет индивидуально оптимальную тактику.
В контроле за тактикой используют инструментальные методы. Так, в видах спорта циклического характера используют автоматические устройства для измерения скорости передвижения спортсмена по дистанции и т.д. Использование инструментальных методов повышает надежность регистрации показателей.
Ход работы
I. Группе предлагается ответить на следующие вопросы:
1. Что называется спортивной техникой?
2. Из каких элементов складывается спортивная техника?
3. Что такое эффективность спортивной техники?
4. Из каких элементов может складываться эффективность спортивной техники?
5. Пути определения абсолютной эффективности спортивной техники.
6. Пути определения сравнительной эффективности техники.
7. Пути определения реализационной эффективности техники.
II. На примере техники выполнения упражнения из своей специализации студенты проводят анализ отдельных компонентов этой техники, эффективность всего упражнения в целом.
III. Сделать выводы о личной эффективности выполнения отдельных компонентов и упражнения в целом.
Характеристика тактической подготовленности спортсмена
Пути технического совершенствования в различных видах спорта
Характеристика технической подготовленности спортсмена
Характеристика тактической подготовленности спортсмена
Пути технического совершенствования в различных видах спорта
Характеристика технической подготовленности спортсмена
Технико-тактическая подготовленность спортсмена
Техника – совокупность двигательных действий, направленных на достижение результата в конкретном виде спорта.
Техническая подготовленность (техническое мастерство) спортсменов характеризуется тем, что и как умеет делать спортсмен. В зависимости от этого различают количественную и качественную стороны технической подготовленности спортсмена. К количественным показателям относят объем, разносторонность и рациональность техники, к качественным – эффективность и освоенность.
Объем техники (или тренировочный) определяется числом двигательных действий, которые умеет выполнять спортсмен из данного вида спорта. В этом случае техническую подготовленность оценивают по факту выполнения «выполнил – не выполнил». Гимнасты высокого класса умеют выполнять на каждом из снарядах около 120-200 элементов, следовательно, на шести снарядах они смогут выполнить около 750-1000 элементов.
Соревновательный объем техники определяется числом технических действий, которые спортсмен выполняет в условиях соревнований. Он значительно меньше тренировочного, вариативен и зависит от квалификации, соперника, тактики поведения и т.д. Так, в борьбе спортсмены выполняют излюбленный атакующий «коронный» прием (1-2 приема), в циклических видах спорта (например, в беге, спортивной ходьбе и т.п.) соревновательный объем техники представлен одним многократно повторяемым движением (шагом).
В практической деятельности тренер старается приблизить объем техники и тактики учеников к техническому арсеналу данного вида спорта. Только спортсмен высокого класса владеет всем арсеналом, но реализуется он только в спокойной обстановке. В соревновательной (стрессовой) обстановке реализуется только соревновательный объем техники.
Разносторонность техники спортсмена определяется степенью разнообразия двигательных действий, умением выполнять технические действия из различных технических групп (в гимнастике – умение выполнять элементы на различных снарядах, в борьбе – захваты руками и ногами, действия в нападении и защите). Частным случаем разносторонности техники является соотношение приемов, выполняемых в правую и левую сторону. Выбор одной из сторон при выполнении асимметричных движений называется латеральным предпочтением.
Различают тренировочную и соревновательную разносторонность. Тренировочная разносторонность выше соревновательной. Это связано с тем, что в ответственных встречах с разными по классу соперниками спортсмен использует ограниченное число технических приемов.
Рациональность техники – соответствие техники движений индивидуально-типологическим особенностям спортсмена, условиям соревновательной деятельности и возможность достичь максимально возможного результата.
Например, в плавании вольным стилем все спортсмены используют кроль на груди, хотя не запрещается использовать любой другой стиль.
В истории развития любого вида спорта существуют периоды смены одного стиля выполнения соревновательного упражнения другим, более рациональным. Никто не использует способы брасс на спине в плавании, четырехшажный ход в лыжных гонках, «перешагивание» или «перекидной» в прыжках в высоту, им на смену для квалифицированных спортсменов пришли более быстрые и менее энергоемкие способы. Для спортсменов массовых разрядов или в процессе обучения эти способы могут быть еще использованы.
Для определения качественной стороны технической подготовленности спортсмена служат показатели эффективности и освоенности.
Эффективность спортивной техники — это способность достичь максимально возможного результата с минимальными энергозатратами, степень близости к индивидуально оптимальному варианту.
Эффективность спортивной техники оценивают по-разному.
1. Интегральную, когда оценивается эффективность техники упражнения в целом.
2. Дифференциальную, в ходе которой определяют эффективность некоторых элементов соревновательного или тренировочного упражнения. Так, оценка техники гребли проводится по соотношению времени проводки и проноса весла.
3. Дифференциально-суммарную оценку. В этом случае после определения эффективности техники каждого элемента упражнения оценки суммируются и выводится общая оценка.
Наибольшее распространение в современном спорте получила дифференциальная оценка.
Выделяют три группы показателей эффективности техники:
1. Абсолютную эффективность оценивают путем сопоставления техники исследуемого движения спортсмена с эталоном (моделью), выбранным на основе биомеханических, физиологических (техника, обеспечивающая расслабления мышц), психологических (применение внезапных действий, неудобных для противника) и эстетических соображений. В простейшей мере абсолютная эффективность техники оценивается по результату, но он не является убедительным показателем эффективности техники, поскольку сам зависит от множества факторов. Например, за эталон может быть выбран один из показателей техники, по которому оценивается техника в целом (высота подъема ОЦТ при прыжках в высоту)
2. Сравнительная эффективностьопределяется на основе сравнения техники движения спортсмена с техникой аналогичного движения, выполненного спортсменом высокой квалификации.
Процедура сравнения в этом случае направлена на поиск дискриминативных показателей техники, т.е. таких, значения которых у спортсменов разной квалификации неодинаковы и изменяются с ростом спортивного мастерства. Для этого регистрируют биомеханические показатели техники упражнения, а затем проводят сравнительный анализ.
Используют два подхода определения дискриминативных признаков:
а) сравнение показателей техники спортсменов высокой и низкой квалификации;
б) расчет показателей корреляции и уравнений регрессии между спортивным результатом с одной стороны, и показателем техники — с другой.
3. Реализационная эффективность определяется при сопоставлении показанного спортсменом результата в соревновательном упражнении с тем результатом, который спортсмен мог бы показать, если бы обладал эффективной техникой движения. Показателем реализационной эффективности в этом случае является так называемый регрессионный остаток, т.е. разность между действительным и должным результатом.
В этом случае оценивается по тому, насколько хорошо спортсмен использовал в движении свои двигательные и функциональные возможности.
Практически реализационная эффективность оценивается сопоставлением результата непосредственно в соревновательном упражнении и результатом упражнения, которое позволяет оценить уровень развития определенной способности (например, при беге 110 м с/б уровень проявления скоростных способностей оценивается по гладкому бегу на 100 м, разница между 100 м и 110 м с/б должна составлять около 3 с, если больше, то техника бега через барьеры неэффективна).
Также реализационная эффективность может быть оценена по энерготратам при выполнении оцениваемого спортивного движения (потреблению кислорода, пульсовой стоимости).
Освоенность техники – степень контроля сознания за выполнением двигательного действия.
В этом аспекте были введены понятия двигательное знание, двигательное умение, двигательный навык и двигательный стереотип.
Для хорошо освоенных движений (двигательного навыка и двигательного стереотипа) типичны:
1. Стабильность технических характеристик и результата в стандартных условиях. Спортсмен, освоивший двигательное действие на уровне двигательного навыка в стандартных, относительно неизменных условиях, выполняет его с малым разбросом характеристик при многократных попытках (воспроизведение результата в стрельбе, гимнастике). При отклонениях в начальных фазах движения происходи их коррекция и в завершающих фазах движение выполняется стабильно.
2. Устойчивость (малая изменчивость) техники и результата в переменных условиях, сохранение эффективности техники в переменных условиях. Переменными условиями может быть изменение состояние спортсмена (утомление, эмоциональное возбуждение), действия противника, внешние условия (инвентаря, опорных покрытий, погодных условий).
3. Сохранение двигательного навыка при перерывах – чем лучше освоено двигательное действие, тем быстрее он восстановится (меньше времени – период вкатывания в скоростном беге на коньках, попыток – в гимнастике). Есть двигательные действия, которые освоены в детстве, сохраняются на всю жизнь (плавать, ездить на велосипеде).
4. Автоматизированность выполнения – возможность выполнить движение не фиксируя специально внимание в процессе выполнения. Это определяется методом дополнительных заданий (возможность помимо двигательного действия выполнять другие мыслительные операции).
Различают два основных метода контроля за техническим мастерством спортсменов: визуальный и инструментальный.
Первый является наиболее распространенным методом вообще и одним из основных в спортивных играх, единоборствах, гимнастике и некоторых других видах спорта.
Визуальный контроль проводится двумя способами:
1) в ходе непосредственных наблюдений за действиями спортсмена;
2) с помощью видеомагнитофонной техники.
Инструментальный метод контроля предназначен для измерения биомеханических характеристик техники. Регистрации подлежат время, скорость и ускорение в целом и отдельных его фаз, усилия при выполнении движения, положение тела или его сегментов.
Ведущими тенденциями сложнокоординационных видов спорта, связанных с искусством движений (гимнастика, фигурное катание) является рост сложности элементов и соревновательных программ, концентрация усложненных технических элементов в пространстве и во времени, поиск новых оригинальных упражнений, доведение исполнительского мастерства до уровня виртуозности.
Использование сил упругой деформации снарядов – мост, перекладина в гимнастике, трамплина в прыжках в воду.
Исполнительская асимметрия – умение выполнять движения в одну и другую стороны.
В циклических видах спорта основное внимание в технической подготовке направлено на устранение «лишних» движений и усилий. Несвоевременность силовых усилий и несовпадение направления действия сил с необходимыми двигательными действиями отрицательно влияют на результат.
Использование оптимальных режимов для конкретных условий, варьирование параметров длина и время шага, скорость передвижения по дистанции, применение рациональных двигательных действий.
В скоростно-силовых видах спорта признаком высокого спортивного мастерства является импульсивность в развитии мышечных напряжений (электромиограмма сжимается во времени и возрастает по амплитуде – развитие большей мышечной силы за короткий промежуток времени – укорачивается время опорных периодов в беге; снижение факторов, лимитирующих результат – падение скорости при постановке стопы на опоре).
В тяжелой атлетике совершенствование технической подготовленности направлено на создание жесткого взаимодействия между звеньями кинематической цепи. Еще одно направление – использование силы упругой деформации грифа, что способствует приросту при совпадении по времени и направлению возвратно-колебательных движений штанги и тяговых усилий спортсмена. Выполнение двигательных задач не должно вызывать дополнительного или чрезмерного напряжения мышц.
Игровые виды спорта – техническое совершенствование направлено на развитие умения предугадывать действия противника, правильно его оценивать и реагировать на него, особенно в состоянии утомления, стабильность и устойчивость технических действий
Тактика (от греч. taktiká – искусство построения войска) – совокупность средств и методов ведения спортивной борьбы. Смысл тактики состоит в том, чтобы использовать средства, которые позволят спортсмену с наибольшей эффективностью реализовать свои возможности и с наименьшими энерготратами провести соревнования.
Элементами тактики являются тактический ход (технико-тактическое действие), тактическая комбинация и тактический вариант.
Тактический ход – однократное целенаправленное изменение режима двигательной деятельности.
Комбинации тактических ходов называют тактическими вариантами. В каждом виде спорта определяют тактические ходы и тактические варианты.
Теоретический план действий на соревнования или ряд соревнований называется стратегией.
Тактическое мастерство характеризуется объемом, разносторонностью, рациональностью и эффективностью тактических действий, которые использует спортсмен на соревнованиях и тренировках.
Общим объемом тактики называют общее количество (перечень) тактических ходов и тактических вариантов, которыми владеет спортсмен, группа или команда.
Соревновательным объемом тактики называют тактические ходы и варианты, которые используются в условиях соревнований спортсменом или командой. Соревновательный объем меньше тренировочного объема тактики; причем тем меньше, чем ответственнее соревнования.
Разносторонность тактики показывает, насколько разнообразен тактический арсенал спортсмена или команды. Одна из многочисленных классификаций тактических ходов делит их на монотонные, острые, дезинформирующие, страховочные и т.д.
Рациональность тактики характеризует тактический ход (вариант) относительно к конкретному спортсмену, соответствие индивидуально оптимальному варианту.
Эффективность тактики характеризует насколько использованный в соревнованиях тактический ход (вариант) содействовал решению поставленной задачи. Так, в циклических видах спорта контролировать эффективность тактики можно по динамике скорости.
Эффективность тактики определяется различными способами. Так, в спортивных играх сопоставляют объем примененных тактических ходов или вариантов с их результативностью. Результативность тактического варианта определяется как процент случаев успешного применения данного варианта.
Оптимизацией тактической подготовленности называется поиск оптимального варианта из числа возможных.
В роли наилучшего варианта могут выступать:
1) экспериментально найденная тактика;
2) тактика спортсмена или команды высокого класса;
3) оптимальная тактика, полученная путем ее моделирования.
В последнее время особенно актуальными стали вопросы моделирования тактики.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет