Чем определяется правовое положение международной организации в стране пребывания

Правовой статус международной организации

Чем определяется правовое положение международной организации в стране пребывания. Смотреть фото Чем определяется правовое положение международной организации в стране пребывания. Смотреть картинку Чем определяется правовое положение международной организации в стране пребывания. Картинка про Чем определяется правовое положение международной организации в стране пребывания. Фото Чем определяется правовое положение международной организации в стране пребывания Чем определяется правовое положение международной организации в стране пребывания. Смотреть фото Чем определяется правовое положение международной организации в стране пребывания. Смотреть картинку Чем определяется правовое положение международной организации в стране пребывания. Картинка про Чем определяется правовое положение международной организации в стране пребывания. Фото Чем определяется правовое положение международной организации в стране пребывания Чем определяется правовое положение международной организации в стране пребывания. Смотреть фото Чем определяется правовое положение международной организации в стране пребывания. Смотреть картинку Чем определяется правовое положение международной организации в стране пребывания. Картинка про Чем определяется правовое положение международной организации в стране пребывания. Фото Чем определяется правовое положение международной организации в стране пребывания Чем определяется правовое положение международной организации в стране пребывания. Смотреть фото Чем определяется правовое положение международной организации в стране пребывания. Смотреть картинку Чем определяется правовое положение международной организации в стране пребывания. Картинка про Чем определяется правовое положение международной организации в стране пребывания. Фото Чем определяется правовое положение международной организации в стране пребывания

Чем определяется правовое положение международной организации в стране пребывания. Смотреть фото Чем определяется правовое положение международной организации в стране пребывания. Смотреть картинку Чем определяется правовое положение международной организации в стране пребывания. Картинка про Чем определяется правовое положение международной организации в стране пребывания. Фото Чем определяется правовое положение международной организации в стране пребывания

Чем определяется правовое положение международной организации в стране пребывания. Смотреть фото Чем определяется правовое положение международной организации в стране пребывания. Смотреть картинку Чем определяется правовое положение международной организации в стране пребывания. Картинка про Чем определяется правовое положение международной организации в стране пребывания. Фото Чем определяется правовое положение международной организации в стране пребывания

Их статус подтвержден конвенциями:

1. Венской конвенцией 1986 г. «О праве договоров между государствами и м/н организациями»,

2. Венской конвенцией 1975 г. «О представительстве государств в их отношениях с м/н организациями универсального характера».

Немного истории: До II мировой войны доктрина МП не рассматривала м/н организации как субъекты МП. Они считались органами государства. После войны начался процесс их признания в этом качестве.

Суть дела: в 1946 г. в рамках ООН возник план создания на территории Палестины 2-х государств – израильского и палестинского. Этому противились террористические группировки с обеих сторон. Вскоре произошло убийство посланника ООН маршала Бернадотта, ответственность за убийство взял на себя Израиль. Сама м/н организация не могла обратиться с иском о возмещении ущерба (только родственники). Встал вопрос об обеспечении правовой позиции ООН. Был послан запрос в М/н Суд ООН о том, может ли м/н организация обращаться с подобным иском. Ответ «да», на который Суд пошел для укрепления позиций ООН, означал признание правосубъектности за м/н организациями. Цитата: «Это решение стало краеугольным камнем, развернувшим все МП».

Наша доктрина признала правосубъектность м/н организаций только после 1955

Особые признаки международной организаций как субъекта МП:

1. Непосредственная юридическая основа для деятельности м/н организации – ее учредительный документ (устав, договор, соглашение), который подписывается государствами.

2. Вторичность (создаются государствами, которые определяют срок существования, направление деятельности, объем прав м/н организации);

3. «Уставная правосубъектность» (должны действовать в рамках Устава)

4. Государства могут прекратить м/н организацию, и она не вправе возражать.

Классификация международных организаций:

1.географический охват деятельности организации:

2.предмет деятельности организации:

✓ Специальные – международная морская организация.

3.По юридической природе.

✓ Наднациональные – т.е по основным вопросам деятельности организации последние принимают не рекомендательные акты, а обязательные нормы (а не только бюджет, взносы, принятие и исключение из членства).

Компетенции международных организаций.

Она определяется целями и задачами организации.

✓ компетенции международной организации

✓ компетенции её органов.

2. По кругу вопросов:

✓ Предметная компетенция (круг вопросов к ведению международных организаций).

✓ Юрисдикционная компетенция определяет юридическую силу акта организации по отельным вопросам, входящих в её отдельную компетенцию.

31. Организационно-правовой механизм деятельности международных организаций.(тот же грамотный инет)

Функционирование любой международной организацииможет быть эффективным при условии наличия у нее определенных элементов, получивших название организационно-правового механизма.

1.Организационная структура международной организации. В ее состав входят высшие(В состав входят все государства-члены. Занимается рассмотрением всех важных вопросов, выборы членов исполнительных органов, ген. Сека, утверждение бюджета), исполнительные(ограниченный состав членов,выборы представителей от государств осуществляются на основе критериев равного географического представительства, равных групп государств и так далее. Оперативные вопросы), административные органы(секретариат, глава — ген сек, он избирается высшим органом организации, персонал подбирается им. Персонал секретариата делится на высших административных должностных лиц, класс специалистов и обслуживающий персонал), комитеты и комиссии по специальным вопросам, которые действуют на постоянной или временной основе.

Чем определяется правовое положение международной организации в стране пребывания. Смотреть фото Чем определяется правовое положение международной организации в стране пребывания. Смотреть картинку Чем определяется правовое положение международной организации в стране пребывания. Картинка про Чем определяется правовое положение международной организации в стране пребывания. Фото Чем определяется правовое положение международной организации в стране пребывания

2.Компетенция международной организации. Деятельность организации носит правомерный характер, если она осуществляется в соответствии с ее компетенцией, которая проявляется в компетенции ее органов:

предметная(определяет круг вопросов, которые подлежат ведению организации);

Компетенция предметная может быть не только предусмотрена данным учредительным актом, но и подразумеваться из его положений — подразумеваемая компетенция.

«Имманентная» компетенция — определение предметов ведения исходя из целей организации, а не положений устава.

юрисдикционная (определяет юридическую силу актов по вопросам, входящим в предметную компетенцию);

3.Процедура принятия решений. Она совершенствовалась по мере развития международных организаций и прошла следующие стадии:

• Единогласие. Полное(необходимо согласие всех членов организации(Лига Наций); относительное(необходимо согласие всех присутствующих членов)

• Принцип большинства: простое, квалифицированное(2\3) и высококвалифицированное(3\4). Должны быть «за» присутствующие члены и участвующие в голосовани.

• Взвешенное голосование — количество голосов распределяется пропорционально вкладу государства. Это не нарушение суверенитета, так как все на это согласны.

• Консенсус — согласие без голосования — отсутствие протеста.

4.Бюджет международной организации формируется за счет взносов государств, исходя из собственных правил организации. Государства вносят свои взносы в:

регулярный бюджет — финансирование всей административной деятельности организации;

добровольные фонды — финансирование отдельных видов деятельности организации, ее оперативных программ.

5.Правовое положение международной организации в стране пребывания. Правовое положение определяется Уставом организации, ее соглашением с принимающей страной, многосторонними МД, законодательством государства пребывания.

Источник

Правовой статус международных организаций

02.10.09
В МЧП под международными организациями понимаются межгосударственные или межправительственные организации, которые создаются на основе международных договоров и участниками которых являются государства или правительства соответствующих государств.
Такие организации могут быть универсальными и региональными.

В смысле МЧП необходимо различать:
Межгосударственные организации Международные неправительственные организации Состоят из участников ФЛ и ЮЛ. Деятельность таких организаций как правило носит некоммерческий характер.
Международные хозяйственные объединения Создается на основе международного договора с целью извлечения коммерческой прибыли. Участниками могут быть любые субъекты (в том числе и государство).

ММО вступают в международные частноправовые отношения либо для обеспечения своей деятельности, либо для достижения уставных целей. Как правило в учредительных документах таких организаций содержится норма о том, что данная организация является юридическим лицом.
Пример: такие положения закреплены в конвенциях «О привилегиях и иммунитетах ООН» 1946г, в уставе Международного Валютного Фонда 1944г, в уставе Международного Банка Реконструкции и Развития 1945г….

Согласно положениям учредительных документов большинства международных организаций, они имеют право заключать договоры и иные сделки, приобретать движимое и недвижимое имущество, распоряжаться им, право выступать истцом и ответчиком в суде.
Правоспособность международной организации на территории РФ определяется уставом организации и дополнительными соглашениями между РФ и конкретной международной организацией. Таким образом общие положения о юридических лицах, закрепленные ГК, на международные организации не распространяются à все коллизионные нормы содержаться только в международных источниках, а национальные нормы не применимы.

Международная организация на территории любого государства участника обладает таким объемом правоспособности, которая необходима для достижения целей её деятельности. Это позволяет унифицировать правовое положение международных организаций на территории всех государств (каждая конкретная международная организация всегда будет обладать одним и тем же объемом правоспособности вне зависимости от того на территории какого государства она будет вступать в правоотношение).

Частные правовые сделки, а так же вещные права на имущество международных организаций регулируется сложным правовым комплексом, состоящим из 3 основных частей:
1) Устав организации
2) Дополнительное соглашение с государством пребывания

3) Внутренние правила самой организации
Помимо этого в правовом регулировании можно прибегать к положениям общепризнанных принципов и норм международного права.

Международная организация может действовать на территории государства непосредственно или через свои представительства.
Представительства международных организаций всегда открываются на основе дополнительных соглашений с государством пребывания (пример: договор 93г)

Международные организации, их представительства, а так же должностные лица в соответствии с международными договорами пользуются юрисдикционными иммунитетами. Эти иммунитеты аналогичны иммунитетам государства. В частности международные организации обладают иммунитетом от гражданского судопроизводства, их имущество и иные активы не подлежат реквизиции и конфискации + иммунитет от принудительного исполнения судебного решения.

Иммунитет международных организаций закрепляется в положениях АПК и ГПК. Согласно их положениям судебный иммунитет международных организаций всегда определяется международным договором РФ.
Толкование судебного иммунитета представлено в постановлении пленума ВАС от 11 июня 1999г. №8 «О действии международных договоров применительно к вопросам арбитражного процесса». В данном постановлении указывается, что арбитражный суд может принять иск по коммерческому спору, ответчиком по которому является международная организация только при наличии явно выраженного согласия ответчика на рассмотрение спора в Арбитражном суде РФ. Причем данное согласие должно быть приложено к документам, первоначально направляемым в суд. При этом согласие на рассмотрение спора должно быть подписано лицами специально уполномоченными в соответствии с внутренними правилами международной организации.

Из правил об иммунитете действуют несколько исключений:
1) Если организация выступает истцом, то считается, что она отказалась от судебного иммунитета (к ней в этот момент можно предъявить встречный иск)
2) Иммунитет не действует в некоторых случаях, установленных международными договорами:
· исключения иммунитета при рассмотрении исков о возмещении ущербов
3) Организация не может ссылаться на иммунитет, когда она вступает в гражданские правоотношения на территории РФ по своей инициативе

Кроме того, международные организации обладают иммунитетами только в тех отношениях, которые соответствуют её уставным целям.

Источник

Министерство иностранных дел Российской Федерации

Навигация

Примечание к документу

Конвенция вступила в силу 01.01.1991.

Россия не участвует.

О ПРИЗНАНИИ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ

МЕЖДУНАРОДНЫХ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

(Страсбург, 24 апреля 1986 года)

Государства-члены Совета Европы, подписавшие настоящую Конвенцию,

Перевод на русский язык выполнен по заказу Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

считая, что цель Совета Европы состоит в достижении большего единства между его членами, в особенности во имя защиты и реализации идей и принципов, которые являются их общим достоянием;

признавая, что международные неправительственные организации выполняют свою работу в интересах международного сообщества, в особенности в научной, культурной, благотворительной, филантропической, образовательной областях и в области здравоохранения, и вносят вклад в реализацию целей и принципов, изложенных в Уставе Организации Объединенных Наций и Уставе Совета Европы;

стремясь к утверждению в рамках общих взаимоотношений правил, устанавливающих условия признания права на образование юридического лица для таких организаций, в целях содействия их деятельности на европейском уровне;

договорились о следующем:

a) имеют некоммерческую цель международной общественной пользы;

b) учреждены при использовании норм международного права Стороной-участником Конвенции;

c) осуществляют свою деятельность, оказывая влияние не менее чем в двух государствах; и

d) имеют свой зарегистрированный офис (юридический адрес) на территории одной Стороны и центральный орган управления и контроля на территории этой же Стороны или другой Стороны.

1. Статус юридического лица и правоспособность, как это имеет место для МНО на территории Стороны, где находится ее зарегистрированный офис, должны признаваться остальными Сторонами.

2. Если это необходимо согласно существенным общественным интересам, ограничения или специальные процедуры, определяющие реализацию прав, вытекающих из правоспособности и обеспечиваемых законодательством Стороны, в которой имело место признание организации в качестве юридического лица, должны быть применимы к МНО, учрежденным на территории другой Стороны.

1. Доказательство приобретения статуса и правоспособности юридического лица должно обеспечиваться путем представления меморандума и устава ассоциации или иных базовых учредительных документов. Эти материалы должны сопровождаться документами, устанавливающими административное разрешение, регистрацию или любую другую форму официального оформления на территории Стороны, которые бы гарантировали статус и правоспособность юридического лица. В стране, в которой не существует официальной процедуры, механизм учреждения МНО должен быть должным образом определен соответствующим компетентным органом. В момент подписания или сдачи на хранение документа о ратификации, о принятии, об утверждении или о присоединении соответствующее государство должно информировать Генерального секретаря Совета Европы о полномочиях этого органа.

2. В целях содействия применению пункта 1 Сторона должна обеспечивать общий порядок официального оформления, который должен освобождать МНО от представления доказательства своего статуса, приобретенного в соответствии с предшествующим пунктом, при каждой сделке, которую они осуществят.

Каждая Сторона может не применять эту Конвенцию только в том случае, если действия МНО, созданной в соответствии с Конвенцией как ее объект, в предусматриваемых ею целях или для осуществления предусматриваемой ею деятельности в действительности:

a) противоречат интересам национальной безопасности, общественного порядка или препятствуют предотвращению беспорядка или преступления; или

b) угрожают отношениям с другим государством или сохранению международного мира и безопасности.

1. Конвенция должна быть открыта для подписания государствами-членами Совета Европы, которые могут выразить свое желание быть связанными ею путем:

a) подписания без оговорок в отношении ратификации, принятия или утверждения; или

b) подписания с условием ратификации, принятия или утверждения, за которым следует ратификация, принятие или утверждение.

2. Документы о ратификации, о принятии или об утверждении должны быть передан на хранение Генеральному секретарю Совета Европы.

1. Конвенция должна вступить в силу в первый день месяца, следующего за истечением трехмесячного периода с даты, на которую три члена Совета Европы выразят свое согласие быть связанными данной Конвенцией с учетом положений статьи 5.

2. Принимая во внимание любое государство-члена Совета Европы, которое впоследствии выразит свое желание быть связанным ею, Конвенция должна вступить в силу в первый день месяца, следующего за истечением трехмесячного периода с даты передачи на хранение документа о ратификации, о принятии или об утверждении.

1. После вступления в силу этой Конвенции Комитет министров Совета Европы может пригласить любое государство, не являющееся членом Совета Европы, присоединиться к этой Конвенции посредством решения, принимаемого большинством, предусмотренным в статье 20 «d» Устава Совета Европы, путем единогласного голосования уполномоченных участвовать в работе Комитета представителей присоединившихся государств.

2. В отношении любого присоединяющегося государства Конвенция должна вступить в силу в первый день месяца, следующего за истечением трехмесячного периода с даты передачи на хранение документа о присоединении Генеральному секретарю Совета Европы.

1. Любое государство при передаче на хранение документа о ратификации, о принятии, об утверждении или о присоединении может определить территорию или территории, на которых применяется настоящая Конвенция.

2. Любое государство в любое более позднее время путем заявления, адресованного на имя Генерального секретаря Совета Европы, может расширить действие этой Конвенции на любую другую территорию, определенную в заявлении. С учетом такой территории Конвенция должна вступить в силу в первый день месяца, следующего за истечением трехмесячного периода после даты получения такого заявления Генеральным секретарем.

3. Любое заявление, составленное в соответствии с двумя предыдущими пунктами, с учетом территории, определенной в заявлении, может быть отозвано нотой, адресованной на имя Генерального секретаря Совета Европы. Отзыв вступает в силу в первый день месяца, следующего за истечением трехмесячного периода с даты получения Генеральным секретарем этого заявления.

К настоящей Конвенции не может быть сделано никаких оговорок.

1. Любая Сторона может в любое время денонсировать настоящую Конвенцию посредством направления уведомления на имя Генерального секретаря Совета Европы.

2. Такая денонсация вступает в силу в первый день месяца, следующего за истекшим трехмесячным периодом, считая с даты получения уведомления Генеральным секретарем.

Генеральный секретарь Совета Европы уведомляет все государства-члены Совета Европы, другие государства, подписавшие Конвенцию или являющиеся ее Сторонами, или любое государство, которому было предложено присоединиться к ней:

a) о любом подписании;

b) о сдаче на хранение любого документа о ратификации, о принятии, об утверждении или о присоединении;

c) о любой дате вступления в силу настоящей Конвенции в соответствии со статьями 6, 7 и 8;

d) о любом ином акте, уведомлении или сообщении, относящихся к настоящей Конвенции.

В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящую Конвенцию.

Совершено в Страсбурге 24 апреля 1986 года на английском и французском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу, в единственном экземпляре, который хранится в архиве Совета Европы. Генеральный секретарь Совета Европы направляет заверенную копию каждому государству-члену Совета Европы и любому государству, которому было предложено присоединиться к Конвенции.

Источник

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации

1. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определено Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ).Иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ с учетом особенностей и ограничений, установленных федеральными законами и международными договорами.

В зависимости от основания нахождения на территории РФ иностранных граждан можно разделить на следующие категории (абз. 11, 12, 13 п. 1 ст. 2 Федерального закона N 115-ФЗ):

временно пребывающие в РФ (иностранные лица, находящиеся в РФ на основании визы или прибывшие в РФ в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ, либо свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу, либо удостоверение беженца, либо свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание);

временно проживающие в РФ (иностранные лица, получившие разрешение на временное проживание);

постоянно проживающие в РФ (иностранные лица, получившие вид на жительство).

Срок законного нахождения иностранных граждан в РФ

Для указанных выше категорий иностранных граждан срок законного нахождения на территории РФ определяется следующим образом (п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ):

1)по общему правилу для временно пребывающих в РФ иностранных граждан срок пребывания (п. п. 1, 3, 8 ст. 5, п. 1 ст. 5.1 Закона N 115-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 29.12.2018 N 1744):

определяется сроком действия выданной визы, или свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу, или удостоверения беженца, или свидетельства о предоставлении временного убежища на территории РФ;

не может превышать 90 суток (как суммарного срока пребывания в течение каждого периода в 180 суток, так и непрерывного пребывания) для граждан, прибывших в РФ в безвизовом порядке. В отношении отдельных категорий иностранных граждан указанный срок может быть увеличен до 180 суток или сокращен;

определяется сроком действия разрешения на работу для высококвалифицированного специалиста и членов его семьи, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы;

2)для временно проживающих в РФ иностранных граждан срок проживания ограничен сроком действия разрешения на временное проживание, который по общему правилу составляет три года (п. 1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ);

В связи с COVID-19 течение сроков временного пребывания иностранцев в РФ и сроков их постановки на учет по месту пребывания приостановлено с 16.06.2021 до истечения 90 суток с даты возобновления транспортного сообщения с соответствующим иностранным государством. С 16.06.2021 до 31.12.2021 включительно приостановлено течение сроков временного или постоянного проживания находящихся в РФ иностранцев и сроков их регистрации по месту жительства в РФ. Если иностранец прибыл в РФ до 15.03.2020 и не имел по состоянию на 16.06.2021 законных оснований для нахождения в РФ, он вправе до 30.09.2021 включительно обратиться в МВД России с заявлением об урегулировании своего правового положения либо выехать за пределы РФ (пп. «а» п. 1, пп. «б» п. 2, п. п. 3, 6 Указа Президента РФ от 15.06.2021 N 364; Информация МВД России).

Права иностранных граждан в РФ

Иностранные граждане пользуются правами наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).

В частности, иностранные граждане имеют право (ст. ст. 17, 19 Конституции РФ):

1)на жизнь, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 23 Конституции РФ);

2)на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ);

3)на свободу передвижения по территории РФ, выбор места пребывания и жительства. Исключение составляют случаи, когда, например, ограничение права свободного передвижения требуется для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц. Также в некоторых случаях может быть установлено ограничение на выбор временно проживающим в РФ иностранным гражданином места своего проживания в РФ (ст. 27, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ; п. 2 ст. 11 Закона N 115-ФЗ);

4)на свободу совести и вероисповедания (ст. 28 Конституции РФ);

5)на доступ к культурным ценностям, а также на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч. 2 ст. 44 Конституции РФ);

6)на обращение в суд и в другие государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав (ст. 46 Конституции РФ);

7)заключать и расторгать браки с гражданами РФ и другими лицами в соответствии с законодательством РФ (ст. ст. 156, 160 СК РФ);

8)на политическое убежище в соответствии с общепризнанными нормами международного права (ч. 1 ст. 63 Конституции РФ);

9)участвовать в трудовых отношениях (ч. 1 ст. 37, ч. 1 ст. 44 Конституции РФ; ст. 13 Закона N 115-ФЗ);

10)иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах, а также иметь иные имущественные и личные неимущественные права (ч. 2, 4 ст. 35 Конституции РФ; п. 1 ст. 2, ст. 18 ГК РФ).

Иностранный гражданин по общему правилу не вправе, в частности (п. 1 ст. 12, п. 1 ст. 14 Закона N 115-ФЗ; ч. 1 ст. 56 КТМ РФ; п. 3 ст. 1247 ГК РФ; ст. 2 Основ законодательства РФ о нотариате; ст. 13 Закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ; Перечень, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 N 755):

находиться на муниципальной службе;

замещать должности капитана, старшего помощника капитана, старшего механика и радиоспециалиста в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ;

быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна;

быть командиром экспериментального воздушного судна;

быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ;

быть нотариусом или патентным поверенным;

занимать должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях;

избирать и быть избранным в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также участвовать в референдуме РФ и референдумах субъектов РФ.

При этом постоянно проживающие в РФ иностранные граждане на основании международных договоров РФ имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме (п. 2 ст. 12 Закона N 115-ФЗ).

Особенности трудовых прав иностранных граждан в РФ

По общему правилу осуществлять трудовую деятельность в РФ вправе иностранный гражданин, достигший 18 лет, при наличии разрешения на работу или патента (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

Данный порядок не распространяется, в частности, на иностранных граждан (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ):

1)постоянно или временно проживающих в РФ. При этом по общему правилу работник, временно проживающий в РФ, вправе работать только на территории того субъекта РФ, в котором он имеет право временного проживания (п. п. 5, 6 ст. 13 Закона N 115-ФЗ; п. 2 Приложения, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н);

2)являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в РФ;

3)обучающихся в РФ в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул или работающих в свободное от учебы время, в частности, в этих образовательных организациях;

По общему правилу временно пребывающий иностранный гражданин не вправе трудиться вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

Обязанности иностранных граждан в РФ

Иностранные граждане также несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).

Кроме того, иностранные граждане обязаны, в частности:

Без миграционной карты въезжают в РФ отдельные категории лиц, в частности (п. 8 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014; п. 1 ст. 2 Соглашения между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006; п. 2 ст. 3 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 05.10.2004):

члены экипажей воздушных судов гражданской авиации при нахождении в аэропортах;

иностранные граждане, временно или постоянно проживающие на территории РФ или Республики Беларусь;

граждане Республики Беларусь;

соблюдать правила миграционного учета (ч. 1 ст. 20 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ; п. 20 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9);

выехать из РФ по истечении или после сокращения срока, установленного для законного нахождения на территории РФ, при аннулировании разрешения на временное проживание или вида на жительство, а также в иных предусмотренных законодательством случаях (п. 2 ст. 5, п. 11 ст. 13.2, п. п. 1, 2 ст. 31 Закона N 115-ФЗ);

подавать в установленные сроки заявление о замене вида на жительство при наступлении определенных обстоятельств (п. 6 ст. 8 Закона N 115-ФЗ);

Ответственность иностранных граждан в РФ

Иностранные граждане, виновные в нарушении законодательства РФ, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ (ст. 33 Закона N 115-ФЗ).

Например, иностранный гражданин привлекается к административной ответственности при нарушении правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ, выразившемся в том числе в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ. Такое правонарушение влечет наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 5 000 руб. с административным выдворением за пределы РФ или без такового (ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ).

Такие же меры ответственности предусмотрены для иностранных граждан, которые ведут трудовую деятельность в РФ без разрешения на работу или патента либо вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание (ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ).

Обратите внимание! В связи с COVID-19 до 30.09.2021 включительно в отношении иностранцев (за некоторым исключением) не принимаются, в частности, решения об административном выдворении за пределы РФ (пп. «а» п. 2 Указа Президента РФ N 364).

При привлечении иностранного гражданина к административной ответственности есть некоторые особенности. Так, при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина, его присутствие является обязательным. Также, например, в целях пресечения административного правонарушения возможно помещение иностранных граждан, подлежащих административному выдворению за пределы РФ в форме принудительного выдворения, в специальные учреждения либо в специально отведенные для этого помещения пограничных органов (ч. 3 ст. 25.1, п. 12 ч. 1 ст. 27.1, ч. 1 ст. 27.19 КоАП РФ).

Отметим также, что выезд иностранных граждан из РФ может быть ограничен, если они (ст. 28 Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ):

2. Неотвратимость уголовной ответственности иностранных граждан.

В соответствии со статьей 4 Уголовного кодекса Российской Федерации лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Согласно статье 11 Уголовного кодекса Российской Федерации лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по данному Кодексу.

Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства за несоблюдение режима пребывания (проживания) в РФ

Обратите внимание! В связи с COVID-19 течение сроков временного пребывания иностранцев в РФ и сроков их постановки на учет по месту пребывания приостановлено с 16.06.2021 до истечения 90 суток с даты возобновления транспортного сообщения с соответствующим иностранным государством. Также с 16.06.2021 до 31.12.2021 включительно приостановлено течение сроков временного или постоянного проживания находящихся в РФ иностранцев и сроков их регистрации по месту жительства в РФ. В случае если иностранец прибыл в РФ до 15.03.2020 и не имел по состоянию на 16.06.2021 законных оснований для нахождения в РФ, он вправе до 30.09.2021 включительно обратиться в МВД России с заявлением об урегулировании своего правового положения либо выехать за пределы РФ (пп. «а» п. 1, пп. «б» п. 2, п.п. 3, 6 Указа Президента РФ от 15.06.2021 N 364; Информация МВД России).

Уголовная ответственность за фиктивную регистрацию, постановку на учет иностранного гражданина в РФ

За фиктивную регистрацию иностранного гражданина по месту жительства в жилом помещении в РФ предусмотрена уголовная ответственность (ст. 322.2 УК РФ).

Фиктивной признается регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо их регистрация по месту жительства без их намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо их регистрация по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им данное помещение для проживания (п. 10 ч. 1 ст. 2 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ).

Кроме того, уголовная ответственность предусмотрена за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина по месту пребывания в РФ (ст. 322.3 УК РФ).

Под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан по месту пребывания в РФ понимается постановка их на учет по месту пребывания (примечание к ст. 322.3 УК РФ):

на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов;

в помещении без намерения иностранных граждан фактически проживать (пребывать) в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить это помещение для фактического проживания (пребывания);

по адресу организации, в которой иностранные граждане в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством деятельность.

После установления факта фиктивной регистрации либо факта фиктивной постановки на учет (что фиксируется в соответствующих заключениях) территориальный орган МВД России снимает иностранного гражданина соответственно с регистрации по месту жительства или с учета по месту пребывания (пп. «е» п. 16, пп. «г» п. 37, п. 40 Правил).

3. Осуществление экстрадиции иностранным государством в РФ лица, совершившего преступление

В случае совершения преступления на территории РФ иностранным гражданином, впоследствии оказавшимся за ее пределами, и невозможности производства процессуальных действий с его участием на территории РФ все материалы возбужденного и расследуемого уголовного дела передаются в Генеральную прокуратуру РФ, которая решает вопрос об их направлении в компетентные органы иностранного государства для осуществления уголовного преследования (ст. 458 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

Российская Федерация вправе направить иностранному государству запрос о выдаче ей лица для уголовного преследования или исполнения приговора. Основанием к этому служит наличие международного договора с таким иностранным государством (ч. 1 ст. 460 УПК РФ).

При отсутствии договора основанием выступает письменное обязательство Генерального прокурора РФ о выдаче в будущем этому государству лиц в соответствии с законами РФ.

4. Прием на работу иностранных граждан

Как принять на работу иностранца

Полис ДМС должен быть у всех, кроме граждан Белоруссии и иностранцев, имеющих РВП или вид на жительство (ст. 327.3 ТК РФ).

Не позднее 3 рабочих дней отправьте в МВД уведомление о заключении трудового договора. О трудоустройстве белорусов уведомлять не надо (ст. 13 Закона N 115-ФЗ, п. 1 Решения N 4).

Как принять на работу по трудовому договору

Военный билет нужен только для военнообязанных.

Приказ о приеме на работу и трудовой договор оформите не позднее трех рабочих дней со дня выхода сотрудника на работу (ст. 68 ТК РФ).

Если работник принес бумажную трудовую книжку, внесите в нее запись о приеме на работу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *