Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях
Профессионал в системе педагогического образования
В этой проблеме есть три ключевые позиции, они разные, но взаимообусловленные и подводящие итог тому, о чем у нас шла речь выше. Итак: для чего каждому специалисту необходимо педагогическое образование? Что оно собой представляет? Как осуществляется? Причем представление названных позиций является действительно ключевым и для тех, кто данное образование обретает, и для тех, кто этот процесс организует и поддерживает, т. е. и для студентов, и для преподавателей.
Обратимся к первому вопросу, с которого начиналось наше обращение к читателю. И правда – для чего? Педагогическое образование – прежде всего важнейшая общекультурная, общеобразовательная составляющая в системе профессиональной подготовки любого специалиста.
Педагогическая образованность ни в коей мере не сводится лишь к простой совокупности выученных знаний об обучении и воспитании. Она ориентирует специалиста на их практическое применение, представляя собой «живое знание» (В.П. Зинченко), необходимое для понимания действий, отношений людей, важное для того, чтобы помочь им становиться более образованными и воспитанными. Прежде всего в этом проявляется практическая ценность педагогического образования, содействующего наряду с другими факторами развитию чувства социальной ответственности и его реализации в разносторонней и позитивной активности человека – идет ли речь о его работе, родительских функциях, общении в социуме.
Здесь вновь следует вспомнить и о том, что педагогическая образованность является обязательным элементом компетентности специалиста, особенно руководителя. Необходима и социальная ответственность, и компетентность, чтобы сознательно, по общественному статусу, человеческой потребности или производственной необходимости, брать на себя право влиять на других, на их деятельность, планы, намерения, на состояние и настроение – на их жизнь. Когда они оказываются в прямой производственной зависимости, становятся востребованными педагогические знания и умения, нужные для работы с такими людьми: здесь ответственность как бы оснащается, вооружается педагогически грамотными средствами реализации.
Еще одно обстоятельство, дающее ответ на вопрос, зачем специалисту (пока только студенту вуза) педагогическое образование, связано с его целенаправленностью. В отличие от элементарных педагогических знаний и умений, которыми в большей или меньшей степени владеет каждый человек, почерпнув информацию и опыт прежде всего в различных жизненных ситуациях собственной (в частности, семейной) и жизни окружающих, из художественной литературы, и в отличие от фрагментарности, случайности и неизбежной субъективной окрашенности почерпнутого, в отличие даже от вечных истин народной педагогики, педагогическое образование предлагает систему объективных, выверенных наукой и жизненным опытом представлений теоретического и прикладного характера, предназначенных и предлагаемых для субъективного применения людьми, в помощь им в различных сферах жизни, в том числе профессиональной деятельности.
И еще. Перефразируя известную шутку, мол, все знают, как воспитывать чужих детей, но не знают, как справиться со своими, можно, не очень рискуя ошибиться, утверждать: все знают, как учить и воспитывать других, но менее успешны в работе над собой. Вряд ли стоит обвинять «всех» в нежелании стать лучше. Правильнее говорить о неумении добиваться успеха в столь непростом деликатном деле. Именно педагогическое образование и призвано формировать у специалиста понимание важности и мотивацию, пробуждать желание и вооружать умением работать над собой, идет ли речь о непрерывном общем и профессиональном образовании и повышении квалификации, о систематическом самообразовании или самовоспитании. Самосовершенствование необходимо представителям всех профессий так же, как и его грамотное стимулирование средствами, которыми располагает система педагогического образования.
Что же она собой представляет? О многом уже говорилось в предыдущих параграфах и главах, ответ дадим в общем виде: поддержание специалиста в желании и умении учить и воспитывать других и себя. В ходе педагогического образования эти желание и умение обеспечиваются исходным учебным материалом, своеобразными эталонами в виде предлагаемых на занятиях и для самостоятельного осмысления общих закономерностей и особенностей процессов обучения и воспитания. Последние в профессиональной деятельности специалиста происходят очень сложно, так как совершаются вне традиционных для образовательных учреждений условий специально организованного учебно‑воспитательного процесса (учебная аудитория, оборудование, пособия; расписание; те, кто учит, и те, кто учится; отчетность и пр.), да и содержание никак не регламентировано программами и временем обучения: все индивидуально и нередко ситуативно; к тому же участники процесса – взрослые люди, с разной самооценкой и разным отношением к попыткам руководителя помочь им больше знать и больше уметь. Тем важнее и ценнее возможности педагогического образования, дающего содержательную базу, для того чтобы применять специальные знания в повседневной работе с людьми.
Как же оно осуществляет свою ответственную функцию по отношению к специалисту‑непедагогу? Своей ориентированностью на неразрывную целостность личностного и профессионального. Ориентированность, в свою очередь, реализуется на принципе единства общего, особенного и единичного.
Общее – научность, а также универсальность положений, связанных с многообразием социального существования специалиста как члена общества, труженика, семьянина, когда каждая из этих сторон имеет выраженные педагогические аспекты. Особенное – детерминировано профессиональным своеобразием деятельности, региональными и местными условиями ее осуществления, объективными культурно‑образовательными потребностями профессиональной среды. Единичное определяется реальным статусом профессионала в данном коллективе, качествами личности субъекта и объекта педагогических влияний и его способностью к их восприятию, рефлексией личного (педагогического по сути) жизненного опыта. Такова позиция будущего профессионала в системе его педагогического образования.
В заключение еще раз отметим: в данной ситуации усложняется и позиция (функции, содержание и технология работы, отношения со слушателями), и сам труд преподавателя, которому необходимо обладать умением видеть и пробуждать в каждом студенте активного субъекта достижения его личной, собственной профессиональной образованности.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что такое педагогическая образованность?
2. В чем заключается прикладное значение педагогического знания?
3. Какова сущность взаимодействия педагогического образования и профессиональной деятельности?
4. Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях?
5. Зачем, по вашему мнению, будущему специалисту‑непедагогу нужно педагогическое образование?
Литература
1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996.
2. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
1. Быков А.В. Качества личности руководителя и успех деятельности. М., 2001.
2. Зинченко В.П. Живое знание: Психологическая педагогика. Самара, 1998.
Глава 4
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
Якушева С. Д.
Я499 Осноны педагогического мастерства : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.Д.Якушева. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 256 с. ISBN 978-5-7695-4444-6
В учебнике рассматривается процесс приобретения педагогического мастерства, раскрываются основы воспитания культуры будущего учителя, представлен блок практических заданий и упражнений, направленных на формирование навыков педагогического общения.
Для студентов средних педагогических учебных заведений. Может быть полезен преподавателям, аспирантам психолого-педагогических учебных заведений, руководителям общеобразовательных учреждений.
УДК 37.01(075.32) ББК 74.00я723 Учебное издание
Якушева Светлана Дмитриевна
Основы педагогического мастерства
Учебник
Редактор С.А.Шаренкова. Технический редактор О.Н.Кратова. Компьютерная верстка: В.А.КрыжкО. Корректоры Н.В.Козлова, Э.В.Юрга,
Изд. № 101109267. Подписано в печать 2S. 12.2007. Формат 60×90/16. Гарнитура «Тайме». Бумага офсетная N« I. Печать офсетная. Усл. печ. л. 16.0. Тираж 3000 экз. Заказ № 7222.
Издательский центр «Академия», www.acaclemia-moseow.ru
Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.О2.953.Д.0О4796.07.О4 от 20.07.2004.
117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 360. Тел./факс: (495)330-1092, 334-8337.
Отпечатано с электронных носителей издательства.
ОАО «Тверской полиграфический комбинат». 170024, г. Тверь, пр-т Ленина, 5.
В оформлении обложки использонана репродукция картины
Беноззо Гоззоли «Школа в Тагасте»
Оригинал-макет данного издания является собственностью
Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом
без согласия правообладателя запрещается
© Образовательно-издательский центр «Академия», 2008 ISBN 978-5-7695-4444-6© Оформление. Издательский центр «Академия», 2008
ПРЕДИСЛОВИЕ
Искусство и мастерство педагога как раз и заключается в умении сочетать сердечность с мудростью.
В становлении личности важнейшее значение имеет образование. Оно обеспечивает не только познание мира, но и развитие индивидуальности человека, его самобытности.
Современный рынок труда предъявляет высокие требования как к профессиональным знаниям, так и к общей гуманитарной подготовке выпускников учебных заведений психолого-педагогического профиля. Хороший специалист постоянно пополняет свои знания.
Еще С.И.Гессен ставил актуальную и в наши дни проблему взаимоотношения образования и культуры. Необходимым условием этой связи является взаимопроникновение образования в культуру и, наоборот, культуры в образование.
Образование — часть культуры, оно влияет на ее сохранение иразвитие. Образовательный процесс обеспечивает познание мира, развивает личность в ее индивидуальности, неповторимом своеобразии, дает возможность осваивать все богатство мировой культуры.
1 Бондаревская Е.В., Кульневт СВ. Педагогика: личность в гуманистических
теориях и системах воспитания: учеб. пособие. — Ростов н/Д, 1999.
2 Зарецкая И. И. Профессиональная культура педагога: учеб. пособие. —
М., 2002.
Профессиональная подготовка современного специалиста включает в себя фундаментальные общеобразовательные, психолого-педагогические и специальные знания, изучение современных педагогических гехнологий, формирование установки на инновации и творчество И СВЯ 1И с этим важнейшей стороной профессио-нального становления учителя является постижение педагогического мастерства, Пун. к его вершине сложный, но удивительно интересный!
Студенческая скамья — отличное время для подготовки к будущей профессиональной деятельности. Бесполезных знаний нет. Это уже само по себе важно. А процесс получения знаний — прекрасное условие для всестороннего развития. Студенчество — особая социальная категория, отличающаяся высоким уровнем образования и познавательной мотивации, активным потреблением культуры.
Развитие способности к творческому и внутреннему преображению по канонам истины, добра и красоты — это путь воспитания духовности, путь возрождения российской интеллигенции.
Дисциплина «Основы педагогического мастерства» раскрывает процесс приобретения профессиональных педагогических знаний. Педагогическое мастерство имеет огромное значение для становления будущего специалиста, формирования его коммуникативных и управленческих умений и навыков.
Содержание данной дисциплины тесно связано с философией, эстетикой и этикой, психологией и педагогикой, историей и другими науками.
Цели преподавания дисциплины «Основы педагогического мастерства»: воспитание гармоничного человека, становление его педагогической культуры и творческого отношения к действительности; развитие способное!ей к самостоятельному восприятию жизни; освоение сущности педагогического мастерства и осмысление его значения для воспитания и обучения всесторонне развитой и конкурентоспособной личности.
Задачи изучения данной дисциплины включают в себя повышение уровня педагогической культуры студентов; освоение ими структурных элементов педагогического мастерства; накопление знаний по технологии организации педагогического взаимодействия; овладение способами стимулирования активной познавательной деятельности учащихся в процессе получения учебных знаний и внеучебной работы; совершенствование профессионального мастерства педагога; организацию образовательной деятельности студентов; формирование личностной культуры.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
Педагогическое мастерство и педагогическая деятельность • Мастерство педагога — профессиональное управление педагогической деятельностью • Специфика педагогической деятельности • Педагогическое мастерство как система • Профессиональное знание и педагогические способности • Педагогическая ситуация и педагогическая задача
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Подготовка конкурентоспособного и востребованного на рынке труда специалиста требует большого педагогического мастерства. Классики отечественной педагогики считали проблему формирования педагогического мастерства одной из важнейших в обучении будущих преподавателей.
Педагогическое мастерство — это искусство обучения и воспитания, доступное каждому преподавателю и мастеру производственного обучения, но требующее постоянного совершенствования. Это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее развитие учащегося, включая его мировоззрение и способности.
Сущность педагогического мастерства (рис. 1) заключается в качествах личности самого педагога, который, осуществляя эту работу, обеспечивает ее успешность.
Уникальный пример владения педагогическим мастерством в отечественной педагогике представляет деятельность А.С.Макаренко, который сумел из трудных, искалеченных детских судеб создать удивительный коллектив, самозабвенно совершенствующий себя, воспринимающий труд как радость.
1 Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. — М., 2000.
|
цели общества «отражаются» в педагогической позиции учителя; она требует творческого понимания конкретных задач; умения учитывать интересы ребенка и преобразовывать их в заданные цели учебной деятельности.
В. А. Сухомлинский утверждал, что к тончайшим сферах духовной жизни формирующейся личности принадлежат ум, чувства, воля, убежденность, самосознание.
Специфика объекта педагогической деятельности заключается в следующем.
Человек — активное существо с неповторимыми индивидуальными качествами, с собственным пониманием происходящих событий. Это соучастник педагогического процесса, обладающий своими целями, мотивами, личным поведением. Таким образом, объект педагогической деятельности одновременно является и ее субъектом, деятелем. Он может относиться по-своему к педагогическому воздействию, воспринимая его через свой внутренний мир и свои установки.
Педагог имеет дело с постоянно меняющимся, растущим человеком, к которому неприменимы шаблонные подходы и стереотипные действия. А это требует постоянного творческого поиска.
Одновременно с педагогами на учащегося, подростка, юношу действует вся окружающая его жизнь, часто стихийно, многопла-ново, в разных направлениях. Поэтому педагогический труд предполагает корректировку всех воздействий, в том числе исходящих от самого воспитанника, т.е. организацию воспитания, перевоспитания и самовоспитания личности.
Субъект — это тот, кто воздействует на воспитанника, — педагог, родители, коллектив. Основной инструмент воздействия — личность преподавателя, его знания и умения. Если учащийся не воспринимает педагога, критически относится к его знаниям, поступкам, тогда он будет сопротивляться его воздействию. Подлинным воспитателем становится лишь тот, кто оказывает позитивное нравственно-эстетическое воздействие на личность, а это возможно лишь при условии постоянного самосовершенствования педагога.
СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО КАК СИСТЕМА
Главные средства воспитания — различные виды деятельности. Прежде всего это — формирование базовой культуры личности. Без нее немыслим ни один специалист в области образования.
Формированию базовой культуры личности способствует воспитание отношения к важнейшим составляющим человеческого бытия:
— природе (нравственное воспитание, создание правильных устойчивых отношений как качеств личности);
— жизни (декларирование ценностных категорий: счастья, свободы, совести, справедливости, равенства, братства и др.);
— обществу (1накомство с правовой основой общества и его политическим устройством; изучение проблемы личностной роли в обществе: современное «Я» и общество; патриотическое воспитание);
В традиционной педагогике различают несколько подходов к воспитательной деятельности по формированию базовой культуры личности. Ученые-педагоги Б.Т.Лихачев, В.А.Сластенин, И.П.Подласый и другие выделяют следующие направления воспитательной деятельности:
— формирование научного мировоззрения;
Мы не будем останавливаться на характеристиках данных направлений, так как они подробно изложены в учебниках по педагогике. Нам важно понять, в чем заключается сущность педагогического мастерства.
Педагогическое мастерство начинается с гуманистической позиции и педагогического общения, создающего среду, которая окрашивает педагогическое сотрудничество и оптимизирует учебно-воспитательный процесс. В педагогической деятельности развивается и реализуется мастерство преподавателя. Мастерство обеспечивает высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности, оно включает в себя: гуманистическую направленность, профессиональные знания, педагогические способности и педагогическую технику.
• Педагогическое мастерство предполагает наличие гуманистической направленности, которая позволяет целесообразно, в соответствии с требованиями современного общества выстраивать образовательный процесс.
• Фундаментом развития профессионального мастерства педагога выступает профессиональное знание. Оно составляет «каркас» профессионализма и дает возможность постоянно совершенствовать его.
1 Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. — М., 2001.
• Педагогические способности — дрожжи мастерства, обеспечивающие скорость его совершенствования.
• Педагогическая техника опирается на знания, способности, позволяет все средства воздействия увязать с целью, тем самым гармонизируя структуру педагогической деятельности.
Все эти элементы взаимосвязаны в системе педагогического мастерства. Им присуще саморазвитие, основу которого составляет синтез знаний и направленности; важным условием успешности являются способности, а средством, придающим целостность, связанность направленности и результативности, — умения в области педагогической техники.
Важнейшими качествами личности педагога являются его ценностные ориентации. Это основные критерии профессионализма педагога — человека знающего, требовательного, творческого. Гуманистическая направленность определяет смысл деятельности, активную позицию педагога-мастера.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
Профессиональное знание — основа становления педагогического мастерства. Знания преподавателя обращены, с одной стороны, к дисциплине, которую он преподает, с другой — к учащимся. Содержание профессиональных знаний составляет знание учебного предмета, его методики, а также педагогики и психологии. Важная особенность профессионального педагогического знания — комплексность и интеграция. Прежде всего это способность педагога синтезировать изучаемые науки. Стержень синтеза — решение педагогических задач, анализ педагогических ситуаций, вызывающих необходимость осмысления психологической сущности явлений, выбора способов взаимодействия на основании познанных законов формирования личности. Решение каждой педагогической задачи актуализирует всю систему педагогических знаний педагога, которые проявляются как единое целое. Помимо комплексности, обобщенности профессиональное знание мастера-педагога характеризуется и такой важной особенностью, как индивидуальный стиль работы.
На основании профессионального знания формируется педагогическое сознание — принципы и правила, определяющие действия и поступки педагога.
Педагог учится всю жизнь, «навечно вызванный к доске» — так говорят о нем в народе. Постоянно повышать профессиональный уровень — первостепенная задача преподавателя.
Педагогическое мастерство составляют не только профессиональные знания, но и способности к педагогической деятельности.
Они указывают на особенности протекания психических процессов, содействующих успешности педагогической деятельности. Анализ педагогических способностей отражен в ряде исследований.
Способности к педагогической деятельности, как и к любой другой, можно обнаружить в том, как быстро идет профессиональное обучение, насколько глубоко и прочно будущий педагог овладевает приемами и способами педагогической деятельности.
В атласе по психологии М.В.Гамезо и И.А.Домашенко способности характеризуются как индивидуально-психологические особенности человека, которые проявляются в деятельности и определяют успешность ее выполнения. От способностей зависят скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся.
Глубокий анализ проблемы способностей содержится в трудах Б.М.Теплова. Под способностями, по его мнению, подразумеваются, во-первых, индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, во-вторых, не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. А в-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
На формирование способностей влияет ряд условий. Это — теоретический и практический опыт, знания; физическая и умет-‘ венная активность, связанная с выполнением конкретных целей и приобщением к различным видам игры, учения, труда; наблюдательность, хорошая память, яркость воображения.
Для способностей характерны заменяемость, большие компенсаторные возможности. Различают: общие способности (индивидуальные свойства личности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности); специальные способности (свой-
1 Гамезо М. В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: информ.-метод, пособие
к курсу «Психология человека». — М., 2004.
2 Теплое Б.М. Избранные труды: в 2 т. — М., 1985.
ства личности, помогающие достичь высоких результатов в какой-либо области деятельности). Специальные способности органически связаны с общими.
Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства. Так, например, ведущими свойствами в литературных, математических, педагогических и художественных способностях являются следующие:
— в литературных — особенности творческого воображения и мышления; яркие и наглядные образы памяти; развитые эстетические чувства; чувство языка;
— в математических — умение обобщать; гибкость мыслительных процессов; легкий переход от прямого к обратному ходу мыслей;
— в педагогических — педагогический такт; наблюдательность; любовь к детям; потребность в передаче знаний;
— в художественных — особенности творческого воображения и мышления; свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких образов; развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому; волевые качества личности, обеспечивающие претворение замысла в действительность.
Специфичны пути развития специальных способностей. Например, ранее других начинают проявляться способности в области музыки, довольно рано — в области математики.
Выделяют уровни способностей: репродуктивный (обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью) и творческий (обеспечивает создание нового, оригинального). Следует, однако, иметь в виду, что всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность невозможна без репродуктивной.
Различают также теоретические и практические способности. Первые предполагают склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые — к конкретным, практическим действиям. Часто они не сочетаются друг с другом. Одна и та же способность может быть разной по степени развития.
Талант — высокий уровень развития способности, обеспечивающий выдающиеся успехи в том или ином виде деятельности. Гениальность — высший уровень развития способностей, делающий человека выдающейся личностью в соответствующей сфере деятельности.
Принадлежность человека к одному из трех типов: художественному, мыслительному и промежуточному (по терминологии И.П.Павлова) — определяет в значительной мере особенности его способностей.
Относительное преобладание первой сигнальной системы в психической деятельности человека характеризует художественный тип, второй сигнальной системы — мыслительный тип, при-
мерно равное их представительство — средний тип людей. Эти различия в современной науке связывают с функциями левого (словесно-логического) и правого (образного) полушарий головного мозга.
Для художественного типа свойственна яркость образов, для мыслительного — преобладание абстракций, логических построений.
Успешность выполнения любой деятельности определяется не какими-либо отдельными способностями, а своеобразным для каждого человека сочетанием способностей, характеризующим его как личность.
Успех в овладении какой-либо деятельностью может достигаться различными путями. Недостаточное развитие той или иной отдельной способности может быть компенсировано развитием других способностей, от которых также зависит успешное выполнение деятельности.
Выделяют конструктивные, организаторские, коммуникативные компоненты педагогической деятельности. Педагог должен обладать соответствующими способностями.
Конструктивные способности проявляются в желании и умении развивать личность ученика, отбирать и композиционно строить учебно-воспитательный материал применительно к возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Организаторские способности проявляются в умении включать учащихся в различные виды деятельности и эффективно воздействовать на каждую личность.
Общительность, коммуникабельность — это не только потребность в общении, но и чувство удовлетворения от самого процесса общения, сохраняющее работоспособность и дающее подпитку творческому самочувствию педагога. Коммуникабельность помогает развитию перцептивных способностей, таких, как профессиональная зоркость и наблюдательность.
Способность наблюдать — сложное качество. Она проявляется не только в умении видеть, слышать, но и в наличии интереса к тому, на что направлено наше внимание, а также в интенсивной работе ума по переработке информации.
1 Гамезо М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: информ.-метод, пособие
к курсу «Психология человека».
Ьыть мастером — значит предугадывать ход педагогического процесса, возможные осложнения, т.е. владеть педагогическим Шутьем. Ничего мистического в этом нет. Такая способность мо-|сетбыть развита, однако ее формирование требует определенных усилий.
Еще один элемент педагогического мастерства — форма организации поведения преподавателя. Знание, направленность и способности без умений, без владения способами действий, т.е. педагогической техникой, невозможны. Без них немыслимы высокие результаты деятельности педагога.
Педагогическая техника включает умения управлять собой и изаимодействовать в процессе решения педагогических задач.
Первая группа умений — владение своим телом, эмоциональным состоянием, техникой речи. Вторая — дидактические, организаторские умения, владение техникой контактного взаимодействия и др.
Критериями мастерства педагога выступают: целесообразность (направленность); продуктивность (результат: уровень знаний, воспитанности обучающихся); оптимальность (выбор средств); творчество (содержание деятельности).
Задача, стоящая перед педагогическим колледжем, — помочь студентам овладеть основами мастерства как начальным уровнем их профессиональной подготовки: сформировать направленность, дать знание, развить способности, вооружить техникой.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА
Педагогическая задача — основа педагогического мастерства, ее решение отражает уровень профессионализма педагога.
Педагогическая задача — это осмысление сложившейся ситуации с целью ее преобразования, перевода на новый уровень, приближающий к цели педагогической деятельности (рис. 2). Вся педагогическая деятельность состоит из цепи ситуаций. Они создаются как педагогом, так и обучающимися спонтанно и специально.
Мастерство педагога заключается в умении превратить ситуацию в педагогическую задачу, тем самым направить сложившиеся условия на перестройку отношений, приближая педагога к поставленной цели.
Ситуация может не стать задачей, если педагог не замечает или игнорирует ее, подчас не придавая ей значения. Она может восприниматься как задача, но решаться нецелесообразно, если он реагирует на возникшую ситуацию окриком, подчас не разрешая конфликт, а усугубляя его.
|
ся. В любом учебном заведении важно изучать основы педагогического мастерства. Они помогут будущему специалисту увидеть и осознать основные вехи профессионального роста в соответствии с реальным уровнем возможностей каждого человека. Следует только самому нацелить свои усилия на достижение высокого профессионального уровня подготовки в процессе обучения.
Рекомендуемая литература
Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. — Ростов н/Д,
Введение в педагогическую профессию: учеб. пособие / Г.И.Батурина, Т.Ф.Кузина. — М., 1998.
Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие. — 4-е изд., пе-рераб. и доп. — М., 1999.
Основы педагогического мастерства: учеб. пособие / И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н.Тарасевич и др.; под ред. И.А.Зязюна. — М., 1989.
Профессиональная педагогика: учебник. — М., 1997.
Шиянов Е. Н. Гуманизация профессионального становления педагога // Советская педагогика. — 1991. — № 9.