Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях

Профессионал в системе педагогического образования

В этой проблеме есть три ключевые позиции, они разные, но взаимообусловленные и подводящие итог тому, о чем у нас шла речь выше. Итак: для чего каждому специалисту необходимо педагогическое образование? Что оно собой представляет? Как осуществляется? Причем представление названных позиций является действительно ключевым и для тех, кто данное образование обретает, и для тех, кто этот процесс организует и поддерживает, т. е. и для студентов, и для преподавателей.

Обратимся к первому вопросу, с которого начиналось наше обращение к читателю. И правда – для чего? Педагогическое образование – прежде всего важнейшая общекультурная, общеобразовательная составляющая в системе профессиональной подготовки любого специалиста.

Педагогическая образованность ни в коей мере не сводится лишь к простой совокупности выученных знаний об обучении и воспитании. Она ориентирует специалиста на их практическое применение, представляя собой «живое знание» (В.П. Зинченко), необходимое для понимания действий, отношений людей, важное для того, чтобы помочь им становиться более образованными и воспитанными. Прежде всего в этом проявляется практическая ценность педагогического образования, содействующего наряду с другими факторами развитию чувства социальной ответственности и его реализации в разносторонней и позитивной активности человека – идет ли речь о его работе, родительских функциях, общении в социуме.

Здесь вновь следует вспомнить и о том, что педагогическая образованность является обязательным элементом компетентности специалиста, особенно руководителя. Необходима и социальная ответственность, и компетентность, чтобы сознательно, по общественному статусу, человеческой потребности или производственной необходимости, брать на себя право влиять на других, на их деятельность, планы, намерения, на состояние и настроение – на их жизнь. Когда они оказываются в прямой производственной зависимости, становятся востребованными педагогические знания и умения, нужные для работы с такими людьми: здесь ответственность как бы оснащается, вооружается педагогически грамотными средствами реализации.

Еще одно обстоятельство, дающее ответ на вопрос, зачем специалисту (пока только студенту вуза) педагогическое образование, связано с его целенаправленностью. В отличие от элементарных педагогических знаний и умений, которыми в большей или меньшей степени владеет каждый человек, почерпнув информацию и опыт прежде всего в различных жизненных ситуациях собственной (в частности, семейной) и жизни окружающих, из художественной литературы, и в отличие от фрагментарности, случайности и неизбежной субъективной окрашенности почерпнутого, в отличие даже от вечных истин народной педагогики, педагогическое образование предлагает систему объективных, выверенных наукой и жизненным опытом представлений теоретического и прикладного характера, предназначенных и предлагаемых для субъективного применения людьми, в помощь им в различных сферах жизни, в том числе профессиональной деятельности.

И еще. Перефразируя известную шутку, мол, все знают, как воспитывать чужих детей, но не знают, как справиться со своими, можно, не очень рискуя ошибиться, утверждать: все знают, как учить и воспитывать других, но менее успешны в работе над собой. Вряд ли стоит обвинять «всех» в нежелании стать лучше. Правильнее говорить о неумении добиваться успеха в столь непростом деликатном деле. Именно педагогическое образование и призвано формировать у специалиста понимание важности и мотивацию, пробуждать желание и вооружать умением работать над собой, идет ли речь о непрерывном общем и профессиональном образовании и повышении квалификации, о систематическом самообразовании или самовоспитании. Самосовершенствование необходимо представителям всех профессий так же, как и его грамотное стимулирование средствами, которыми располагает система педагогического образования.

Что же она собой представляет? О многом уже говорилось в предыдущих параграфах и главах, ответ дадим в общем виде: поддержание специалиста в желании и умении учить и воспитывать других и себя. В ходе педагогического образования эти желание и умение обеспечиваются исходным учебным материалом, своеобразными эталонами в виде предлагаемых на занятиях и для самостоятельного осмысления общих закономерностей и особенностей процессов обучения и воспитания. Последние в профессиональной деятельности специалиста происходят очень сложно, так как совершаются вне традиционных для образовательных учреждений условий специально организованного учебно‑воспитательного процесса (учебная аудитория, оборудование, пособия; расписание; те, кто учит, и те, кто учится; отчетность и пр.), да и содержание никак не регламентировано программами и временем обучения: все индивидуально и нередко ситуативно; к тому же участники процесса – взрослые люди, с разной самооценкой и разным отношением к попыткам руководителя помочь им больше знать и больше уметь. Тем важнее и ценнее возможности педагогического образования, дающего содержательную базу, для того чтобы применять специальные знания в повседневной работе с людьми.

Как же оно осуществляет свою ответственную функцию по отношению к специалисту‑непедагогу? Своей ориентированностью на неразрывную целостность личностного и профессионального. Ориентированность, в свою очередь, реализуется на принципе единства общего, особенного и единичного.

Общее – научность, а также универсальность положений, связанных с многообразием социального существования специалиста как члена общества, труженика, семьянина, когда каждая из этих сторон имеет выраженные педагогические аспекты. Особенное – детерминировано профессиональным своеобразием деятельности, региональными и местными условиями ее осуществления, объективными культурно‑образовательными потребностями профессиональной среды. Единичное определяется реальным статусом профессионала в данном коллективе, качествами личности субъекта и объекта педагогических влияний и его способностью к их восприятию, рефлексией личного (педагогического по сути) жизненного опыта. Такова позиция будущего профессионала в системе его педагогического образования.

Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях. Смотреть фото Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях. Смотреть картинку Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях. Картинка про Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях. Фото Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях

В заключение еще раз отметим: в данной ситуации усложняется и позиция (функции, содержание и технология работы, отношения со слушателями), и сам труд преподавателя, которому необходимо обладать умением видеть и пробуждать в каждом студенте активного субъекта достижения его личной, собственной профессиональной образованности.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое педагогическая образованность?

2. В чем заключается прикладное значение педагогического знания?

3. Какова сущность взаимодействия педагогического образования и профессиональной деятельности?

4. Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях?

5. Зачем, по вашему мнению, будущему специалисту‑непедагогу нужно педагогическое образование?

Литература

1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996.

2. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

1. Быков А.В. Качества личности руководителя и успех деятельности. М., 2001.

2. Зинченко В.П. Живое знание: Психологическая педагогика. Самара, 1998.

Глава 4

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Якушева С. Д.

Я499 Осноны педагогического мастерства : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.Д.Якушева. — М. : Изда­тельский центр «Академия», 2008. — 256 с. ISBN 978-5-7695-4444-6

В учебнике рассматривается процесс приобретения педагогического мастерства, раскрываются основы воспитания культуры будущего учите­ля, представлен блок практических заданий и упражнений, направлен­ных на формирование навыков педагогического общения.

Для студентов средних педагогических учебных заведений. Может быть полезен преподавателям, аспирантам психолого-педагогических учебных заведений, руководителям общеобразовательных учреждений.

УДК 37.01(075.32) ББК 74.00я723 Учебное издание

Якушева Светлана Дмитриевна

Основы педагогического мастерства

Учебник

Редактор С.А.Шаренкова. Технический редактор О.Н.Кратова. Компьютерная верстка: В.А.КрыжкО. Корректоры Н.В.Козлова, Э.В.Юрга,

Изд. № 101109267. Подписано в печать 2S. 12.2007. Формат 60×90/16. Гарнитура «Тайме». Бумага офсетная N« I. Печать офсетная. Усл. печ. л. 16.0. Тираж 3000 экз. Заказ № 7222.

Издательский центр «Академия», www.acaclemia-moseow.ru

Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.О2.953.Д.0О4796.07.О4 от 20.07.2004.

117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 360. Тел./факс: (495)330-1092, 334-8337.

Отпечатано с электронных носителей издательства.

ОАО «Тверской полиграфический комбинат». 170024, г. Тверь, пр-т Ленина, 5.

В оформлении обложки использонана репродукция картины

Беноззо Гоззоли «Школа в Тагасте»

Оригинал-макет данного издания является собственностью

Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом

без согласия правообладателя запрещается

© Образовательно-издательский центр «Академия», 2008 ISBN 978-5-7695-4444-6© Оформление. Издательский центр «Академия», 2008

ПРЕДИСЛОВИЕ

Искусство и мастерство педагога как раз и за­ключается в умении сочетать сердечность с муд­ростью.

В становлении личности важнейшее значение имеет образова­ние. Оно обеспечивает не только познание мира, но и развитие индивидуальности человека, его самобытности.

Современный рынок труда предъявляет высокие требования как к профессиональным знаниям, так и к общей гуманитарной подготовке выпускников учебных заведений психолого-педагоги­ческого профиля. Хороший специалист постоянно пополняет свои знания.

Еще С.И.Гессен ставил актуальную и в наши дни проблему взаимоотношения образования и культуры. Необходимым усло­вием этой связи является взаимопроникновение образования в культуру и, наоборот, культуры в образование.

Образование — часть культуры, оно влияет на ее сохранение иразвитие. Образовательный процесс обеспечивает познание мира, развивает личность в ее индивидуальности, неповторимом свое­образии, дает возможность осваивать все богатство мировой куль­туры.

1 Бондаревская Е.В., Кульневт СВ. Педагогика: личность в гуманистических
теориях и системах воспитания: учеб. пособие. — Ростов н/Д, 1999.

2 Зарецкая И. И. Профессиональная культура педагога: учеб. пособие. —
М., 2002.

Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях. Смотреть фото Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях. Смотреть картинку Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях. Картинка про Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях. Фото Чем определяется потребность руководителя в педагогических знанияхПрофессиональная подготовка современного специалиста вклю­чает в себя фундаментальные общеобразовательные, психолого-педагогические и специальные знания, изучение современных пе­дагогических гехнологий, формирование установки на инновации и творчество И СВЯ 1И с этим важнейшей стороной профессио-нального становления учителя является постижение педагогиче­ского мастерства, Пун. к его вершине сложный, но удивительно интересный!

Студенческая скамья — отличное время для подготовки к бу­дущей профессиональной деятельности. Бесполезных знаний нет. Это уже само по себе важно. А процесс получения знаний — пре­красное условие для всестороннего развития. Студенчество — осо­бая социальная категория, отличающаяся высоким уровнем обра­зования и познавательной мотивации, активным потреблением культуры.

Развитие способности к творческому и внутреннему преобра­жению по канонам истины, добра и красоты — это путь воспита­ния духовности, путь возрождения российской интеллигенции.

Дисциплина «Основы педагогического мастерства» раскрывает процесс приобретения профессиональных педагогических знаний. Педагогическое мастерство имеет огромное значение для станов­ления будущего специалиста, формирования его коммуникатив­ных и управленческих умений и навыков.

Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях. Смотреть фото Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях. Смотреть картинку Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях. Картинка про Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях. Фото Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях

Содержание данной дисциплины тесно связано с философией, эстетикой и этикой, психологией и педагогикой, историей и дру­гими науками.

Цели преподавания дисциплины «Основы педагогического мастерства»: воспитание гармоничного человека, становление его педагогической культуры и творческого отношения к действитель­ности; развитие способное!ей к самостоятельному восприятию жизни; освоение сущности педагогического мастерства и осмыс­ление его значения для воспитания и обучения всесторонне раз­витой и конкурентоспособной личности.

Задачи изучения данной дисциплины включают в себя повы­шение уровня педагогической культуры студентов; освоение ими структурных элементов педагогического мастерства; накопление знаний по технологии организации педагогического взаимодей­ствия; овладение способами стимулирования активной познава­тельной деятельности учащихся в процессе получения учебных знаний и внеучебной работы; совершенствование профессиональ­ного мастерства педагога; организацию образовательной деятель­ности студентов; формирование личностной культуры.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

Педагогическое мастерство и педагогическая деятельность • Мастер­ство педагога — профессиональное управление педагогической деятель­ностью • Специфика педагогической деятельности • Педагогическое мастерство как система • Профессиональное знание и педагогические способности • Педагогическая ситуация и педагогическая задача

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Подготовка конкурентоспособного и востребованного на рын­ке труда специалиста требует большого педагогического мастер­ства. Классики отечественной педагогики считали проблему фор­мирования педагогического мастерства одной из важнейших в обучении будущих преподавателей.

Педагогическое мастерство это искусство обучения и воспи­тания, доступное каждому преподавателю и мастеру производствен­ного обучения, но требующее постоянного совершенствования. Это профессиональное умение направлять все виды учебно-вос­питательной работы на всестороннее развитие учащегося, вклю­чая его мировоззрение и способности.

Сущность педагогического мастерства (рис. 1) заключается в качествах личности самого педагога, который, осуществляя эту работу, обеспечивает ее успешность.

Уникальный пример владения педагогическим мастерством в отечественной педагогике представляет деятельность А.С.Мака­ренко, который сумел из трудных, искалеченных детских судеб создать удивительный коллектив, самозабвенно совершенствую­щий себя, воспринимающий труд как радость.

1 Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. — М., 2000.

Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях. Смотреть фото Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях. Смотреть картинку Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях. Картинка про Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях. Фото Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях

цели общества «отражаются» в педагогической позиции учителя; она требует творческого понимания конкретных задач; умения учитывать интересы ребенка и преобразовывать их в заданные цели учебной деятельности.

В. А. Сухомлинский утверждал, что к тончайшим сферах духов­ной жизни формирующейся личности принадлежат ум, чувства, воля, убежденность, самосознание.

Специфика объекта педагогической деятельности заключается в следующем.

Человек — активное существо с неповторимыми индивидуаль­ными качествами, с собственным пониманием происходящих со­бытий. Это соучастник педагогического процесса, обладающий своими целями, мотивами, личным поведением. Таким образом, объект педагогической деятельности одновременно является и ее субъектом, деятелем. Он может относиться по-своему к педагоги­ческому воздействию, воспринимая его через свой внутренний мир и свои установки.

Педагог имеет дело с постоянно меняющимся, растущим чело­веком, к которому неприменимы шаблонные подходы и стерео­типные действия. А это требует постоянного творческого поиска.

Одновременно с педагогами на учащегося, подростка, юношу действует вся окружающая его жизнь, часто стихийно, многопла-ново, в разных направлениях. Поэтому педагогический труд пред­полагает корректировку всех воздействий, в том числе исходящих от самого воспитанника, т.е. организацию воспитания, перевос­питания и самовоспитания личности.

Субъект — это тот, кто воздействует на воспитанника, — педа­гог, родители, коллектив. Основной инструмент воздействия — личность преподавателя, его знания и умения. Если учащийся не воспринимает педагога, критически относится к его знаниям, поступкам, тогда он будет сопротивляться его воздействию. Под­линным воспитателем становится лишь тот, кто оказывает пози­тивное нравственно-эстетическое воздействие на личность, а это возможно лишь при условии постоянного самосовершенствова­ния педагога.

СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО КАК СИСТЕМА

Главные средства воспитания — различные виды деятельно­сти. Прежде всего это — формирование базовой культуры личности. Без нее немыслим ни один специалист в области образования.

Формированию базовой культуры личности способствует вос­питание отношения к важнейшим составляющим человеческого бытия:

Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях. Смотреть фото Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях. Смотреть картинку Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях. Картинка про Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях. Фото Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях. Смотреть фото Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях. Смотреть картинку Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях. Картинка про Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях. Фото Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях. Смотреть фото Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях. Смотреть картинку Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях. Картинка про Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях. Фото Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях— природе (нравственное воспитание, создание правильных устойчивых отношений как качеств личности);

— жизни (декларирование ценностных категорий: счастья, сво­боды, совести, справедливости, равенства, братства и др.);

— обществу (1накомство с правовой основой общества и его политическим устройством; изучение проблемы личностной роли в обществе: современное «Я» и общество; патриотическое воспи­тание);

В традиционной педагогике различают несколько подходов к воспитательной деятельности по формированию базовой куль­туры личности. Ученые-педагоги Б.Т.Лихачев, В.А.Сластенин, И.П.Подласый и другие выделяют следующие направления вос­питательной деятельности:

— формирование научного мировоззрения;

Мы не будем останавливаться на характеристиках данных на­правлений, так как они подробно изложены в учебниках по педа­гогике. Нам важно понять, в чем заключается сущность педагоги­ческого мастерства.

Педагогическое мастерство начинается с гуманистической по­зиции и педагогического общения, создающего среду, которая окрашивает педагогическое сотрудничество и оптимизирует учеб­но-воспитательный процесс. В педагогической деятельности раз­вивается и реализуется мастерство преподавателя. Мастерство обес­печивает высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности, оно включает в себя: гуманистическую направлен­ность, профессиональные знания, педагогические способности и педагогическую технику.

• Педагогическое мастерство предполагает наличие гуманисти­ческой направленности, которая позволяет целесообразно, в соот­ветствии с требованиями современного общества выстраивать об­разовательный процесс.

• Фундаментом развития профессионального мастерства педа­гога выступает профессиональное знание. Оно составляет «каркас» профессионализма и дает возможность постоянно совершенство­вать его.

1 Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педаго­гических колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. — М., 2001.

Педагогические способности — дрожжи мастерства, обеспечи­вающие скорость его совершенствования.

Педагогическая техника опирается на знания, способности, позволяет все средства воздействия увязать с целью, тем самым гармонизируя структуру педагогической деятельности.

Все эти элементы взаимосвязаны в системе педагогического мастерства. Им присуще саморазвитие, основу которого составляет синтез знаний и направленности; важным условием успешности являются способности, а средством, придающим целостность, свя­занность направленности и результативности, — умения в облас­ти педагогической техники.

Важнейшими качествами личности педагога являются его цен­ностные ориентации. Это основные критерии профессионализма педагога — человека знающего, требовательного, творческого. Гуманистическая направленность определяет смысл деятельности, активную позицию педагога-мастера.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Профессиональное знание — основа становления педагогического мастерства. Знания преподавателя обращены, с одной стороны, к дисциплине, которую он преподает, с другой — к учащимся. Со­держание профессиональных знаний составляет знание учебного предмета, его методики, а также педагогики и психологии. Важная особенность профессионального педагогического знания — ком­плексность и интеграция. Прежде всего это способность педагога синтезировать изучаемые науки. Стержень синтеза — решение педагогических задач, анализ педагогических ситуаций, вызыва­ющих необходимость осмысления психологической сущности яв­лений, выбора способов взаимодействия на основании познан­ных законов формирования личности. Решение каждой педагоги­ческой задачи актуализирует всю систему педагогических знаний педагога, которые проявляются как единое целое. Помимо комп­лексности, обобщенности профессиональное знание мастера-пе­дагога характеризуется и такой важной особенностью, как инди­видуальный стиль работы.

На основании профессионального знания формируется педа­гогическое сознание — принципы и правила, определяющие дей­ствия и поступки педагога.

Педагог учится всю жизнь, «навечно вызванный к доске» — так говорят о нем в народе. Постоянно повышать профессиональ­ный уровень — первостепенная задача преподавателя.

Педагогическое мастерство составляют не только профессио­нальные знания, но и способности к педагогической деятельности.

Они указывают на особенности протекания психических процес­сов, содействующих успешности педагогической деятельности. Анализ педагогических способностей отражен в ряде исследований.

Способности к педагогической деятельности, как и к любой другой, можно обнаружить в том, как быстро идет профессио­нальное обучение, насколько глубоко и прочно будущий педагог овладевает приемами и способами педагогической деятельности.

В атласе по психологии М.В.Гамезо и И.А.Домашенко спо­собности характеризуются как индивидуально-психологические особенности человека, которые проявляются в деятельности и оп­ределяют успешность ее выполнения. От способностей зависят скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения зна­ниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся.

Глубокий анализ проблемы способностей содержится в трудах Б.М.Теплова. Под способностями, по его мнению, подразумева­ются, во-первых, индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, во-вторых, не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют от­ношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. А в-третьих, понятие «способность» не сво­дится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выра­ботаны у данного человека.

На формирование способностей влияет ряд условий. Это — теоретический и практический опыт, знания; физическая и умет-‘ венная активность, связанная с выполнением конкретных целей и приобщением к различным видам игры, учения, труда; наблю­дательность, хорошая память, яркость воображения.

Для способностей характерны заменяемость, большие компен­саторные возможности. Различают: общие способности (индивиду­альные свойства личности, обеспечивающие относительную лег­кость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности); специальные способности (свой-

1 Гамезо М. В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: информ.-метод, пособие
к курсу «Психология человека». — М., 2004.

2 Теплое Б.М. Избранные труды: в 2 т. — М., 1985.

ства личности, помогающие достичь высоких результатов в ка­кой-либо области деятельности). Специальные способности орга­нически связаны с общими.

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства. Так, например, ведущими свойствами в литературных, математических, педагогических и художественных способностях являются следующие:

в литературных — особенности творческого воображения и мышления; яркие и наглядные образы памяти; развитые эстети­ческие чувства; чувство языка;

в математических — умение обобщать; гибкость мыслитель­ных процессов; легкий переход от прямого к обратному ходу мыслей;

в педагогических — педагогический такт; наблюдательность; любовь к детям; потребность в передаче знаний;

в художественных — особенности творческого воображения и мышления; свойства зрительной памяти, способствующие со­зданию и сохранению ярких образов; развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемо­му; волевые качества личности, обеспечивающие претворение за­мысла в действительность.

Специфичны пути развития специальных способностей. На­пример, ранее других начинают проявляться способности в обла­сти музыки, довольно рано — в области математики.

Выделяют уровни способностей: репродуктивный (обеспечива­ет высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью) и творческий (обеспечивает создание нового, оригинального). Сле­дует, однако, иметь в виду, что всякая репродуктивная деятель­ность включает элементы творчества, а творческая деятельность невозможна без репродуктивной.

Различают также теоретические и практические способности. Первые предполагают склонность человека к абстрактно-теоре­тическим размышлениям, а вторые — к конкретным, практиче­ским действиям. Часто они не сочетаются друг с другом. Одна и та же способность может быть разной по степени развития.

Талант — высокий уровень развития способности, обеспечива­ющий выдающиеся успехи в том или ином виде деятельности. Гениальность — высший уровень развития способностей, делаю­щий человека выдающейся личностью в соответствующей сфере деятельности.

Принадлежность человека к одному из трех типов: художест­венному, мыслительному и промежуточному (по терминологии И.П.Павлова) — определяет в значительной мере особенности его способностей.

Относительное преобладание первой сигнальной системы в психической деятельности человека характеризует художествен­ный тип, второй сигнальной системы — мыслительный тип, при-

Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях. Смотреть фото Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях. Смотреть картинку Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях. Картинка про Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях. Фото Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях. Смотреть фото Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях. Смотреть картинку Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях. Картинка про Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях. Фото Чем определяется потребность руководителя в педагогических знанияхмерно равное их представительство — средний тип людей. Эти различия в современной науке связывают с функциями левого (словесно-логического) и правого (образного) полушарий голов­ного мозга.

Для художественного типа свойственна яркость образов, для мыс­лительного — преобладание абстракций, логических построений.

Успешность выполнения любой деятельности определяется не какими-либо отдельными способностями, а своеобразным для каждого человека сочетанием способностей, характеризующим его как личность.

Успех в овладении какой-либо деятельностью может достигаться различными путями. Недостаточное развитие той или иной от­дельной способности может быть компенсировано развитием дру­гих способностей, от которых также зависит успешное выполне­ние деятельности.

Выделяют конструктивные, организаторские, коммуникатив­ные компоненты педагогической деятельности. Педагог должен обладать соответствующими способностями.

Конструктивные способности проявляются в желании и уме­нии развивать личность ученика, отбирать и композиционно стро­ить учебно-воспитательный материал применительно к возраст­ным и индивидуальным особенностям детей.

Организаторские способности проявляются в умении включать учащихся в различные виды деятельности и эффективно воздей­ствовать на каждую личность.

Общительность, коммуникабельность — это не только потреб­ность в общении, но и чувство удовлетворения от самого процес­са общения, сохраняющее работоспособность и дающее подпитку творческому самочувствию педагога. Коммуникабельность помо­гает развитию перцептивных способностей, таких, как профессио­нальная зоркость и наблюдательность.

Способность наблюдать — сложное качество. Она проявляется не только в умении видеть, слышать, но и в наличии интереса к тому, на что направлено наше внимание, а также в интенсивной работе ума по переработке информации.

1 Гамезо М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: информ.-метод, пособие
к курсу «Психология человека».

Ьыть мастером — значит предугадывать ход педагогического процесса, возможные осложнения, т.е. владеть педагогическим Шутьем. Ничего мистического в этом нет. Такая способность мо-|сетбыть развита, однако ее формирование требует определенных усилий.

Еще один элемент педагогического мастерства — форма орга­низации поведения преподавателя. Знание, направленность и спо­собности без умений, без владения способами действий, т.е. пе­дагогической техникой, невозможны. Без них немыслимы высо­кие результаты деятельности педагога.

Педагогическая техника включает умения управлять собой и изаимодействовать в процессе решения педагогических задач.

Первая группа умений — владение своим телом, эмоциональ­ным состоянием, техникой речи. Вторая — дидактические, орга­низаторские умения, владение техникой контактного взаимодей­ствия и др.

Критериями мастерства педагога выступают: целесообразность (направленность); продуктивность (результат: уровень знаний, воспитанности обучающихся); оптимальность (выбор средств); творчество (содержание деятельности).

Задача, стоящая перед педагогическим колледжем, — помочь студентам овладеть основами мастерства как начальным уровнем их профессиональной подготовки: сформировать направленность, дать знание, развить способности, вооружить техникой.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА

Педагогическая задача — основа педагогического мастерства, ее решение отражает уровень профессионализма педагога.

Педагогическая задача — это осмысление сложившейся ситуа­ции с целью ее преобразования, перевода на новый уровень, при­ближающий к цели педагогической деятельности (рис. 2). Вся педагогическая деятельность состоит из цепи ситуаций. Они со­здаются как педагогом, так и обучающимися спонтанно и специ­ально.

Мастерство педагога заключается в умении превратить ситуа­цию в педагогическую задачу, тем самым направить сложившиеся условия на перестройку отношений, приближая педагога к по­ставленной цели.

Ситуация может не стать задачей, если педагог не замечает или игнорирует ее, подчас не придавая ей значения. Она может вос­приниматься как задача, но решаться нецелесообразно, если он реагирует на возникшую ситуацию окриком, подчас не разрешая конфликт, а усугубляя его.

Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях. Смотреть фото Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях. Смотреть картинку Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях. Картинка про Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях. Фото Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях

Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях. Смотреть фото Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях. Смотреть картинку Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях. Картинка про Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях. Фото Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях

ся. В любом учебном заведении важно изучать основы педа­гогического мастерства. Они помогут будущему специалисту увидеть и осознать основные вехи профессионального роста в соответствии с реальным уровнем возможностей каждого чело­века. Следует только самому нацелить свои усилия на дости­жение высокого профессионального уровня подготовки в про­цессе обучения.

Рекомендуемая литература

Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. — Ростов н/Д,

Введение в педагогическую профессию: учеб. пособие / Г.И.Батури­на, Т.Ф.Кузина. — М., 1998.

Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие. — 4-е изд., пе-рераб. и доп. — М., 1999.

Основы педагогического мастерства: учеб. пособие / И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н.Тарасевич и др.; под ред. И.А.Зязюна. — М., 1989.

Профессиональная педагогика: учебник. — М., 1997.

Шиянов Е. Н. Гуманизация профессионального становления педагога // Советская педагогика. — 1991. — № 9.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *