Чем определяется патогенез психосоматических расстройств
Психосоматические расстройства
Статья проверена врачом психиатром-психотерапевтом Пономаревой Е.В., носит общий информационный характер, не заменяет консультацию специалиста.
Для рекомендаций по диагностике и лечению необходима консультация врача.
Психосоматические расстройства — нарушение функций внутренних органов и систем, обусловленное психогенными факторами.
Выделяют следующие виды психосоматических расстройств:
Причины и патогенез психосоматических расстройств
Среди факторов развития психосоматических расстройств принято условно различить следующие:
В основе психосоматических расстройств — сочетание эмоциональных расстройств, вегетативной дисфункции, астенического синдрома и нарушения биологических ритмов.
Симптомы психосоматических расстройств
Основные симптомы психосоматических расстройств следующие: гипергидроз, симптом гусиной кожи, озноб, вздрагивание, холодный пот, вазомоторные расстройства, признаки гипертиреоза, сосудистая дистония, приливы при менопаузе.
Дискоординация сокращений гладкой мускулатуры может привести к патологическим нарушениям пищеварения, дизурии и др.
Возможно нарушение биологических ритмов, проявлениями которого могут стать колебания настроения и самочувствия, сонливость или бессонница, психогенная одышка, нарушения ритма сердца, чередование периодов усталости и нормального состояния, нарушения терморегуляции, функциональные расстройства овуляции.
Часто психосоматические расстройства сочетаются с астеническим синдромом, для которого характерны вялость, слабость, пониженная работоспособность, головная боль.
Диагностика психосоматических расстройств в Клиническом госпитале на Яузе
Специалисты Клинического госпиталя на Яузе ставят диагноз на основании анамнеза, клинической картины. После оценки общего состояния пациента, выявления основных симптомов врач может назначить обследование при помощи инструментальных методов.
Лечение психосоматических расстройств в Клиническом госпитале на Яузе
Мы назначаем индивидуальное комплексное лечение психосоматических расстройств, которое прежде всего заключается в сочетании медикаментозной терапии, физио- и психотерапии. В нашем медицинском центре лечение проводит психотерапевт совместно с врачом соматического профиля.
Цены на услуги Вы можете посмотреть в прайсе или уточнить по телефону, указанному на сайте.
Обслуживание на двух языках: русский, английский.
Оставьте свой номер телефона, и мы обязательно перезвоним вам.
—>
Наш оператор свяжется с вами в ближайшее время и согласует удобное для приема время.
После отправки заявки, с вами свяжется менеджер и согласует удобное время консультации
Наш оператор свяжется с вами свяжется менеджер и согласует удобное время консультации.
Ваш вопрос получен, ответ будет дан на указанную вами электронную почту в ближайшее время.
Патогенез психосоматических расстройств
Исследование личностных особенностей больных в период обострения их хронического заболевания. Характеристика основных этапов и методики психологической работы с такими пациентами. Анализ стадий изменения поведения и эмоционального состояния человека.
Рубрика | Медицина |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 20.04.2011 |
Размер файла | 32,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
2. Патогенез психосоматических расстройств
3. Классификация типов болезни
4. Стадии изменения поведения
5. Личностные особенности и поведение пациента
6. Психологическая работа с пациентами
Заболевания уха, горла и носа широко распространенны среди всех групп населения и достаточно часто небольшой недуг может привести к достаточно тяжелым осложнениям. Боль является наиболее частой жалобой при большинстве ЛОР-заболеваний, особенно в остром периоде (отит, гайморит, ларингит и др.). В некоторых группах трудоспособного населения при квалифицированном осмотре у 43% выявляют поражение сразу нескольких ЛОР-органов. Несмотря на многовековую историю, врожденные пороки развития и наследственные заболевания остаются весьма актуальной проблемой современной медицины. В ЛОР-практике довольно широкое распространение имеют врожденные и наследственные формы тугоухости и глухоты. Широкое распространение врожденных, в том числе наследственных форм нарушений слуха, включая глухоту, в различных странах и этнических группах имеет не только медицинское, но и отчетливое социальное значение.
Врачами различных специальностей часто наблюдается возникновение неврозоподобных расстройств при соматических заболеваниях. Кроме невротической реакции собственно на болезненное состояние, обусловленной преморбидными особенностями личности, у человека развивается астенизация и повышенная утомляемость в результате патогенного действия конкретного заболевания. Она сопровождается повышенной психологической напряженностью, которая не позволяет больному адекватно реагировать на дополнительные психогенные воздействия. Изменяется эмоциональное состояние, влияющее на его субъективное отношение к действительности. «Как свидетельствуют многочисленные клинические наблюдения, «рассогласование» между имеющимися у человека стремлениями, представлениями, возможностями действия нередко приводит к появлению различных стенических и астенических эмоциональных расстройств. Наиболее часто отмечаются при этом страх, тоска, лабильность настроения, депрессия»
На разных этапах развития болезненного состояния биологические и социально-психологические компоненты нередко взаимно компенсируют изменения каждой из них. Нарушение психической адаптации вследствие, например, психического стресса, может компенсироваться возникновением соматического заболевания, которое позволит человеку покинуть и/или приостановить психотравмирующую ситуацию. В этом случае можно говорить о телесном (соматизированном) способе реагирования на значимую жизненную ситуацию, т.е. о болезни как о механизме совладания.
Однако возможна и иная, чаще встречающаяся ситуация, особенно в случае длительно или повторяющегося стресса, когда к психической травме присоединяется соматическое недомогание, которое в силу интоксикационных процессов, оказывает дополнительное патогенное действие на психическую деятельность человека.
Таким образом, при психологическом консультировании пациентов с соматическими заболеваниями необходимо анализировать качество их социальной адаптации и степень дезадаптации. Опыт психологической помощи таким пациентам показывает, что в первую очередь они предъявляют психологу именно вопросы неудовлетворенности изменениями взаимоотношений с окружающими в ситуации развития их болезни. При этом могут звучать обвинения в адрес близких по поводу причин возникновения заболевания или недостаточности оказываемого внимания и ухода за больным. Это может быть также недооценка или преувеличение серьезности своего заболевания и/или необходимости лечебных и реабилитационных мероприятий.
2. Патогенез психосоматических расстройств
Причинно-следственная связь психологии конкретного человека и соматических заболеваний существует, но она опосредованная, неоднозначная и в элементарные схемы не укладывается. Патогенез психосоматических расстройств, чрезвычайно сложен и определяется:
1. неспецифической наследственной и врожденной отягощенностью соматическими нарушениями и дефектами;
2. наследственным предрасположением к психосоматическим расстройствам; 3. нейродинамическими сдвигами (нарушениями деятельности ЦНС); 4. личностными особенностями;
5. психическим и физическим состоянием во время действия психотравмирующих событий;
6. фоном неблагоприятных семейных и других социальных факторов;
7. особенностями психотравмирующих событий.
Врачи давно обратили внимание на то, что люди, часто находящиеся в стрессовом состоянии, в большей степени подвержены инфекционным заболеваниям, например, гриппу. При инфекционных заболеваниях пусковыми механизмами являются раздражение, злость, досада. Любая инфекция указывает на неизжитый душевный разлад. Слабая сопротивляемость организма, на которую накладывается инфицирование, связана с нарушением душевного равновесия.
3. Классификация типов болезни
В зарубежной литературе мы находим многообразие терминов, в которых описывается субъективная сторона болезни. Так, используя в качестве основного понятия «аутопластическая картина болезни», Р.Конечный и М.Боухал предлагают следующую классификацию её типов:
· нормальная (соответствует объективному состоянию больного);
· пренебрежительная (недооценка тяжести болезни);
· отрицающая (игнорирование факта болезни);
· нозофобная (имеет место понимание того, что опасения преувеличены, но преодолеть своих опасений больной не может);
· ипохондрическая (погружение, уход в болезнь);
· нозофильная (больной получает удовлетворение от того, что болезнь освобождает его от обязанностей);
Эти же авторы отмечают, что аутопластическая картина болезни зависит от влияния ряда факторов:
· характера болезни (острая или хроническая), наличия или отсутствия болей, косметических дефектов и т.д.);
· обстоятельств, в которых протекает болезнь (появление новых проблем в семье, в профессиональной деятельности, в ближайшем социальном окружении и т.д.);
· преморбидной личности (здесь, в частности, ставится вопрос о возрасте больного);
· социального положения больного.
Из этого многообразия терминологии правомерно выделение общего, интегрального понятия, которое, по возможности, более полно отражало бы субъективную сторону заболевания.
Понятие внутренняя картина болезни охватывает разнообразные стороны субъективной стороны заболевания. Это сложное структурированное образование включает по крайней мере четыре уровня психического отражения болезни в психике заболевшего:
Не только выраженность органических и функциональных нарушений, но и особенности личности, степень осознания и переживания болезни влияют на формирование структуры внутренней картины болезни.
Большое значение имеют также социальный статус личности больного, его роль в семейных и служебных отношениях, степень его трудоспособности, общественное положение, ценностные ориентации, вынужденное болезнью ограничение поведения, сужение интерперсональных связей, снижение жизненной перспективы, и т.д., которые могут создавать дополнительные, помимо самой болезни, стрессовые ситуации, накладывают свой отпечаток на структуру психологических перестроек личности больного, что следует учитывать при его реабилитации.
Таким образом, ситуация развития соматического заболевания ведет к появлению определенного вида и степени социальной дезадаптации, что делает ее объектом анализа и коррекции.
Особенностью психологического консультирования пациентов с соматическими заболеваниями является необходимость начинать с полного принятия пациента как целостной личности с ее актуальными в данный момент потребностями и переживаниями. Психологическая коррекция этих пациентов способствует изменению их физического состояния и качества взаимоотношений с окружающими, т.е. отражается на их социальной адаптации.
При анализе данных исследования было получено следующее соотношение: из 100 обследованных пациентов только 13% имеют гармоничный тип отношения к болезни, остальные распределились следующим образом:
эйфорический (наигранное настроение)- 7%;
Традиционно, процесс изменения поведения в области здоровья/болезни рассматривался как переход от одной стабильной стадии к другой: от постоянного «нездорового» поведения к постоянному «здоровому». Новый, альтернативный подход расценивает изменения в человеческом поведении в виде серии различных стадий.
4. Стадии изменение поведения
Выделяют следующие стадии изменение поведения:
На стадии размышления пациент оценивает персональные возможности и последствия перемен в поведении. Эта стадия предполагает активный поиск информации и характеризуется большей озабоченностью неправильным поведением. Происходит также взвешивание потерь и приобретений, которые может принести переход к новому поведению.
Лица, находящиеся на стадии действия, изменяют привычки и контролируют себя. На этой стадии разрабатываются стратегии предупреждения рецидива, т.е. возврата к неправильному поведению.
Процесс перемены поведения подходит к концу, когда вырабатывается максимум уверенности в своих способностях противостоять рецидиву.
Исследования показали, что человек не может войти в каждую последующую стадию, не пройдя всех предыдущих. Например, из стадии безразличия нельзя попасть в стадию действия. Эти данные имеют непосредственное отношение к обучению. Большинство традиционных программ автоматически предполагают, что все участники готовы действовать в отношении своего нездорового поведения. Однако процент готовых к действию лиц в действительности очень невелик в сравнении с находящимися на стадиях размышления и безразличия. Эти пациенты лучше ответят на вмешательства, рассчитанные именно на их актуальное состояние.
Необходимо объяснять пациентам, что рецидив возможен в процессе изменения поведения и, опираясь на его опыт, можно продвигаться вперёд.
Медицинские работники в процессе обучения фокусируют внимание пациента на различных задачах в соответствии со стадией изменения поведения. Это значит, что необходим индивидуальный подход. При создании информационных материалов более всего следует ориентироваться на стадии размышления и безразличия, т.к. большинство пациентов находятся именно в этой части «спирали
психологический хронический поведение заболевание
5. Личностные особенности и поведение пациента
Личностные особенности человека накладывают отпечаток на все стороны его поведения, в том числе и связанные с заболеванием.
Каждого человека можно более или менее точно отнести к одной из четырёх категорий: искатель, поддающийся, контролер, аналитик. Исследования показали, что эти категории представлены почти во всех сообществах равномерно, составляя примерно 25 % популяции каждая.
Как пациент «искатель» представляется очень заинтересованным в лечении, честно следует ему вначале, но скоро может прервать его, чтобы попробовать что-то новое. При несогласии с лечением для него характерны позиции протеста или торговли.
Особенности возраста также должны приниматься во внимание при обучении разных категорий больных.
Когда человек сталкивается со своей болезнью, он попадает в кризисную ситуацию, которая неизбежно отражается на всей его личности. Человек начинает задавать себе вопросы, ищет ответы, пытается разобраться, что с ним происходит, и то, как он это делает, может оказать существенное влияние на все течение заболевания.
Фактически, тот или иной исход болезни зависит не только от того, насколько правильно будет происходить непосредственно лечение больного, но и от того, насколько способен будет он внутренне противостоять болезни.
Таким образом, наше исследование еще раз подтвердило, что главным следствием действия болезни на личность является развитие той или иной степени социальной дезадаптации и формирование определенной картины адаптации больного в социальной ситуации развития болезни.
При этом в каждый данный момент в психику человека проникает из окружающей среды и переживается с достаточной ясностью лишь то, что является для него наиболее значимым в русле его актуальной установки. Именно поэтому в ситуации обострения заболевания особенно, но и в случае психологической работы с пациентом, имеющим хроническое соматическое заболевание, надо помнить, что контакт с ним можно установить, только учитывая и отзываясь на его актуальные переживания. Подобные пациенты представляют и признают только собственную картину понимания окружающего мира, своего состояния и отношения к нему окружающих. Кроме того, такой пациент, предъявляя психологу свои переживания по поводу какого-то определенного этапа своей жизни или аспекта взаимоотношений с окружающими, чаще не готов, т.е. не имеет мотивации, рассматривать какие-либо иные аспекты. Таким образом, установление первичного контакта с соматическим больным и мотивация его на дальнейшую работу с психологом возможна лишь после принятия и обсуждения его актуальных переживаний в том виде и ключе, как он это предъявляет сам.
6. Психологическая работа с пациентами
Принятие психологом дезадаптированной реальности пациента создает для него ситуацию признания его как цельной личностью, чего он был чаще всего лишен в своей социальной ситуации развития болезни. Это помогает снизить тревожность эмоционального реагирования пациента и организовать обстановку доверия и взаимопонимания с психологом.
Персоналу всегда нужно помнить следующее:
· когда медицинский работник что-то говорит, пациент не обязательно услышит сказанное;
· если пациент услышал, это не означает, что он наверняка понял;
· если же больной понял, это не гарантирует того, что он автоматически принял сказанное и согласился с ним;
· если же пациент согласен с услышанным, он не всегда соответственно меняет своё поведение;
· в случае же, если больной один раз правильно выполнит рекомендацию, это не означает, что он будет постоянно следовать ей в повседневной жизни.
Мотивация пациента на дальнейшую работу по его психической и социальной реабилитации должна опираться на выявленные потребности и способности к адаптации пациента. Необходимо избегать обобщений и исходить из качеств индивидуальности и уникальности личности пациента, его физического и психического состояния в данный конкретный момент. Психологическая работа может фокусироваться на любом уровне системы отношений пациента, выбор которого определяется, во-первых, профессиональной ориентацией психолога, а во-вторых, актуальными переживаниями и потребностями пациента, относящимися к конкретному уровню его системы отношений. При этом надо помнить, что работа на одном уровне будет вести к изменениям на остальных ввиду их взаимосвязи в силу системного характера жизнедеятельности личности человека
Любое серьёзное заболевание сильно меняет восприятие человека, снижает самооценку, часто заставляет занять оборонительную позицию и использовать серию защитных механизмов для уменьшения тревоги из-за ощущения ухудшения жизни. Процесс этот динамический и, как правило, представляет собой ряд последовательных стадий принятия заболевания или «скорби по здоровью».
Наиболее важными факторами, влияющими на формирование активного изменения поведения пациента, являются:
1. Факторы, связанные с предшествующим опытом и субъективным восприятием своего заболевания. Правильно организованное обучение помогает пациенту ответить на многие вопросы, и этим улучшает понимание своего состояния.
2. Факторы, связанные с взаимоотношениями пациента и медперсонала. Обучение призвано изменить их в сторону большей доверительности и взаимопонимания.
3. Факторы, связанные с лечением. Обучение позволяет лучше понять цели лечения и показывает реальные пути к их достижению.
4. Факторы, связанные с окружающей социальной средой. Обучение помогает пациенту преодолеть психологический барьер своей ущербности, снять состояние «замкнутости», иначе говоря, делает его полноценным членом общества. Поддержка супруга может положительно повлиять на участие человека в обучающих программах.
Умение медицинских сестер распознавать стадии принятия заболевания позволит избежать многих ошибок, выбрать правильную позицию в соответствии со стадией процесса, помочь пациенту максимально быстро и безболезненно преодолеть самые тяжёлые стадии, эффективно обучать пациентов.
Восприятие больным рекомендаций зависит от его представлений о здоровье, о своем заболевании и возможностях воздействия на него. Большое значение в формировании представлений больного имеет его собственный предшествующий опыт.
Контроль над многими хроническими заболеваниями достигается не только с помощью четкого выполнения всех медицинских назначений, но и путем значительных изменений в образе жизни пациента. Для этого необходимо осознать, что основную ответственность за состояние своего здоровья должен брать на себя, прежде всего сам человек.
Именно сам человек ежедневно вносит изменения во все аспекты собственной жизни, анализируя возникающие ситуации и принимая самостоятельные, адекватные решения на базе полученных знаний.
Все трудности по изменению поведения сестрам необходимо воспринимать положительно. Любые затруднения и ошибки могут представлять собой положительный опыт, и их следует обязательно обсуждать с пациентом. Они могут быть реальными или выдуманными и включают в себя осознание недоступности, неудобства или сложности в реализации конкретных действий. Познавательная деятельность медсестры и пациента подразумевает использование различных ситуаций в качестве побудительных мотивов. Такая форма взаимодействия медсестры и пациента предполагает поиск и экспериментирование для достижения общей цели.
По данным ВОЗ, ежегодно острую респираторно-вирусную инфекцию (ОРВИ) переносит каждый третий житель нашей планеты. Клиника этого заболевания почти всегда включает симптомы острого инфекционного ринофарингита, возбудителем которого в 80% случаев являются риновирусы, особенно в осенний период. Наиболее частыми осложнениями ОРВИ являются синуситы, отиты и ларингиты, которые развиваются у 20-30% больных.
В случае болезни личность, во всех ее качествах от ощущений до осознания актуальной ситуации в целом, формирует систему отношений в ситуации болезни. Наиболее существенными являются следующие уровни: отношение к себе, к своей болезни, к окружающим и к жизненной ситуации. По мере перехода состояния из острого в хроническое вся система отношений человека трансформируется, переживая наиболее яркие катаклизмы в период повторных обострений хронического заболевания.
Особенность лечения многих заболеваний отолорингологического профиля состоит в том, что пациенту приходится в течение длительного времени, а иногда пожизненно самостоятельно проводить множество различных процедур и выполнять рекомендации. Для этого он должен быть хорошо осведомлен обо всех аспектах собственного заболевания.
Таким образом, в ситуации болезни изменяется не только соматическое (физическое), но и психическое состояние человека. При этом своеобразие реагирования на свое состояние отражается в изменении поведения, которое, в свою очередь, способствует смене характера взаимоотношений с окружающим миром. Поэтому представляется более естественным говорить об изменении не физического и/или психического статуса больного, а всей системы его отношений с миром и к миру.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Этиология и патогенез обострения хронического гранулирующего периодонтита. Рассмотрение особенностей дифференциальной диагностики и лечения данного заболевания. Препараты для временного пломбирования корневых каналов, пасты на основе гидроксида кальция.
реферат [43,0 K], добавлен 07.04.2015
Механизмы воздействия психотравмирующих факторов (стрессов, конфликтов, кризисных состояний) на психику. Распространенность психосоматических расстройств, классификация психосоматических заболеваний. Общие признаки психосоматических расстройств.
презентация [4,6 M], добавлен 25.09.2017
Исследование благосостояния пациентов, страдающих хроническими заболеваниями, такими как рассеянный склероз. Характеристика методики оценки благосостояния с учетом психологических особенностей восприятия пациентом заболевания на различных его стадиях.
контрольная работа [26,6 K], добавлен 25.11.2010
Этиология, патогенез, стадии развития и симптомы заболевания. Методы лечения, профилактическая реабилитация, осложнения и неотложные состояния больных сахарным диабетом. Основные принципы дието- и медикаментозной терапии. Польза физической нагрузки.
курсовая работа [637,3 K], добавлен 26.10.2014
Общие положения кортико-висцеральной теории. Изучение механизмов влияния коры головного мозга на работу внутренних органов. Влияние психогенного стресса и гормонов на возникновение психосоматических расстройств. Исследование патогенных эффектов невроза.
контрольная работа [30,0 K], добавлен 15.10.2014
Этиология, патогенез и классификация острого и хронического гломерулонефрита и пиелонефрита у детей. Клиническая картина заболеваний почек, возможные осложнения. Критерии определения активности и стадий пиелонефрита. Методы диагностики и способы лечения.
презентация [474,8 K], добавлен 31.03.2016
Анализ проблемы тяжело больных и неподвижных пациентов. Сущность и виды режимов двигательной (физической) активности. Понятие о паллиативной помощи. Характеристика особенностей организации ухода за агонирующими пациентами. Понятие первичной реанимации.
презентация [667,3 K], добавлен 11.02.2014