Чем определяется организация жизни общества охотников и собирателей
ОБЩЕСТВО ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ
В эпоху палеолита, особенно раннего, человек производил орудия и использовал их лишь для собирательства, охоты и рыбной ловли (присвоение имеющейся легкодоступной пищи], и в этом смысле он слабо отличался от животных. Охотничье-собирательское хозяйство (дополненное рыболовством) зависело от природы, и места распространения человека ограничивались зонами теплого климата и обилия пищи. Небольшие семейные группы постоянно передвигались в поисках пропитания вслед за сезонной миграцией животных, они вели полуголодное существование, обладали примитивными орудиями и жили недолго. Но надо сказать, от охоты и собирательства люди зависели десятки тысяч лет и во многом зависят сегодня. Ныне охотничьи и собирательские общины существуют в Африке, Азии и Латинской Америке. Правда, они, сохраняя для нас живой голос древности, одна за другой исчезают с лица планеты.
ПЕРВЫЕ ЛНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Нам известно не очень много о первых днях человечества. У антропологов нет единого мнения даже относительно времени и места появления человека в его развитой форме.
Первые люди, которых, вероятно, насчитывалось всего несколько десятков тысяч, блуждали по земле в поисках пиши, будучи зависимыми от смены времен года, от климатических изменений. Примерно 200 тыс. лет назад население планеты увеличилось. Первые технические победы, освоение огня повлекли за собой увеличение населения, которое приблизилось к 500 тыс. человек. К 40-му тысячелетию до н.э. все континенты, включая Америку и Австралию, были населены Homo sapiens sapiens (человеком разумным, его современным подвидом). Между 40-м и 35-м тысячелетием — новый скачок: население земного шара достигло 5 млн человек. Этому росту способствовали многие факторы: климатические изменения, которые привели к увеличению пищевых ресурсов, технический прогресс — новые орудия охоты, открытие способов хранения съестных припасов.
На ранней стадии первобытного общества, т.е. 200—100 тыс. лет назад, когда население не доходило до 1 млн человек, небольшие группы людей по 20—60 человек жили на больших расстояниях друг от друга. Они были связаны кровным родством и вели бродячий образ жизни, не строили постоянного жилья, а использовали временные пристанища (стоянки, лагеря). Уходя на долгую охоту, мужчины возводили временные лагеря, где оставляли женшин, детей и стариков. Группки мужчин-охотников, сильных и выносливых, передвигались на очень далекие расстояния, охотясь или собирая растения. Для пропитания всей первобытной группе требовалась площадь в несколько сот квадратных километров.
Представляете себе эти цифры? Для 20-60 человек нужно было 200— 600 кв. км площади. Как вы думаете, почему? Если такими площадям и-участками покрыть всю территорию земного шара, которая в те далекие времена оставалась обитаемой (а ее было меньше, чем сейчас), то количество людей действительно будет очень мало. Там, где раньше обитало одно первобытное племя,
|
|
сейчас располагаются города, области и даже небольшие государства. При такой редкой плотности населения контакты междулюдьми были совсем нечастые — один раз или несколько раз в году. А порой они не виделись многие годы. В пустыне Калахари многочисленные группы бушменов народности сан, насчитывающие каждая не более 100 человек, обычно бродили в поисках питательных растений, но сходились в засушливые месяцы у единственного в округе колодца. Вся социальная жизнь у таких людей умещается на небольшом пятачке, занятом стоянкой: здесь спали, ели, изготовляли орудия труда и приготовляли пищу, рожали и воспитывали детей, старики передавали охотничьи знания молодым. Когда запасы пищи на данном месте исчерпывались, группа откочевывала в другое место. Маршруты их миграции зависели от сезонных созреваний плодов, нереста рыбы, передвижения и размножения животных. За год группа 4—5 раз меняла место стоянки. Ее имущество ограничивалось тем, что люди могли унести с собой.
В подобном обществе нет необходимости в сложных социальных механизмах, поскольку само общество представлено мозаикой небольших локальных групп численностью от 30 до 100 человек, состоящих из нескольких родственных нуклеарных семей. В обществах охотников-собирателей нет правительства, властных структур и военной организации, а социальные конфликты сведены к минимуму.
Бродячий образ жизни не надо путать с кочевым, который присущ современным цыганам и древним скотоводам. Всю свою историю человечество бродило небольшими группами, чуть поддерживая свое существование собирательством. На зрелой стадии собирательства мужчины и женщины поровну делили заботы о воспитании потомства, делились продуктами труда, объединялись кровными узами и браком, принимали коллективные решения (возможно, это признак, отсутствующий у животных).
Итак, на начальной фазе человеческое общество состояло из охотников и собирателей. Примерно 500 тыс. лет назад возникли первые формы разделения труда: молодые мужчины охотились, часто рискуя жизнью, а женщины продолжали заниматься собирательством. На время деторождения и выкармливания младенцев их отселяли от основного лагеря в специальные жилища.
Врезка
6. Хесс, Е. Марксон, П. Сгейн Тасадаи: от листьев к «Левису»
В середине 1960-х гг. антропологический мир потрясло сообщение о неожиданном открытии группы первобытных людей (численностью 20 человек), затерянной в непроходимых дождевых лесах Филиппин. Они сохранили все признаки примитивной дописьменной культуры: собирательство как основной способ добывания средств существования; распределение принятия решений между всеми взрослыми; четкие правила, регулирующие, кому и за кого выходить замуж; система верований, которые объясняют, как они попали в пещеры и какое будущее их ожидает.
Поскольку сегодня уже почти невозможно обнаружить затерянные уголки девственной культуры первобытного общества, ценность изучения группы тасадаев трудно переоценить. Ученые полагают, что задолго до появления орудий труда и открытия технологии охоты небольшие группы собирателей, подобно тасадаям, обитали на бескрайних просторах Африки и Азии. В подобных сообществах мужчины и женщины выполняли, скорее всего, одинаковые задачи — находили пищу и воспитывали детей — с мини-
мальным разграничением социальной власти по признакам пола.
Разумеется, их выживание стало бы просто невозможным без высокого уровня кооперации и пропорционального распределения пищи. Не имея представления о конкурирующем образе жизни, тасадаи не имели также слов, обозначающих врагов, войну, враждебность. Однако с 1960-х гг. в жизни тасадаев произошли немалые изменения. Когда западные журналисты посетили их во второй раз, они с удивлением обнаружили, что почти все тасадаи одеты в джинсы «Левис» и в шорты, пользуются современными орудиями и инструментами и уже успели перенять обычаи соседей-охотников. Уроки пинтупи
Другая группа первобытных людей, названная пинтупи, была обнаружена в Австралии. Она относилась к культуре охотников и собирателей. Скудная растительность вынуждала людей постоянно передвигаться в поисках питьевой воды. Не имея транспортных средств и не умея хранить пищу, группы охотников и собирателей, составлявшие народность пинтупи, оставались немногочисленными и насчитывали по две-три семьи.
Собирательство не обязательно связано с растениями. Прибрежные народы собирали, например, моллюсков, оставшихся после морского прилива. На одной из стоянок в северной Африке ученые обнаружили миллионы раковин земляных улиток. Жившие здесь люди кочевали, сменяя места стоянки, когда истощалась местная колония улиток. Они также употребляли в пищу разные травы, желуди, кедровые орехи и фисташки. Представители первобытной культуры Джомон в Японии, от которых сохранилось около 30 тыс. стоянок, охотились на оленей, свиней, медведей и антилоп. Они также употребляли в пищу рыбу, моллюсков и растения (ягоды, орехи и клубни).
До сих пор в различных регионах необъятной планеты исследователи обнаруживают живые осколки древности — примитивные племена бродячих охотников и собирателей. Это самый продолжительный период жизни человечества: из 2—3 млн лет эволюции человеческого рода 99,9% времени занимал именно этот, самый примитивный и, пожалуй, самый экологически чистый способ хозяйствования.
Ныне в гости к примитивным народам приходят не только американские антропологи. Более ста лет назад знаменитый русский путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай впервые описал жизнь, быт и верования племен, обитающих на далеком острове Папуа-Новая Гвинея. С тех пор практически ничего не изменилось. Папуасы по-прежнему не знают ни одежды, ни де-
Каждая группа вела автономный образ жизни. Но они часто встречались, поскольку на ограниченной территории их обитания источников воды было очень мало. В результате все хорошо знали друг друга, семьи переплетались взаимными браками и кровной связью. Тем не менее они не воспринимали себя как единый народ — то ли были чрезмерно рассредоточены,
то ли не были объединены единой формальной властью.
Представители народности пинтупи отождествляли себя с местом миграции. Они говорили о себе: «мы — люди с запада» или «мы — люди с севера». Поскольку брачные пары легко перехо-
дили из одной группы в другую, устойчивых социальных формирований не существовало: семьи взаимопроникали друг в друга. Пища и вода в одном месте быстро иссякали, потому народ пинтупи находился в постоянном движении. Типичный пинтупиец хорошо знал район на 200 миль вокруг. Столько же примерно знает современный житель Нью-Йорка или Амстердама. В его голове нет целостной схемы местности, лишь приблизительно он знает, что находится к северу или на востоке.
У людей пинтупи существовало разделение труда по признаку пола, ибо мужчины занимались охотой, а женщины собирательством. Немясная пища составляла 60-80% дневного рациона, т.е. являлась продуктовой базой жизни. Напротив, результаты охоты всегда были непредсказуемы. Но в те дни, когда охота оказывалась удачной, мясо доставалось в первую очередь семье самого охотника, а затем распределялось среди остальных членов группы.
Адаптировано по: Hess В.В., Markson E.W., Stein P.J. Sociology: Forth edition. N.Y., 1991. P. 54-55; Mayerc, 1986.
У человечества, по мнению антропологов, было более миллиона лет для того, чтобы усовершенствовать собирательство как исторически первый способ хозяйственной деятельности.
В соперничестве за ресурсы охотники-собиратели обычно уступают сложным обществам, и поэтому они сохранились в современном мире только в тех регионах, которые не представляют интереса для крупных корпораций либо освоение территории стоит чрезвычайно дорого. Это пустыни (бушмены, или сан, Юго-Западной Африки), арктические пространства (инуиты Арктики), тропические леса (пигмеи Африки).
Охотники-собиратели: какие характеристики имеют эти культуры?
Содержание:
Общества охотников-собирателей были и остаются культурами, считающимися кочевниками, в которых сельское хозяйство не развито, поскольку они во многом зависят от ресурсов, которые предлагает природа.
Хотя их название дает достаточно подсказок о том, как работают их средства к существованию, правда в том, что оно также влияет на их собственную социальную иерархию и идею материальной собственности, в дополнение к тому факту, что не все являются такими кочевыми или однородными.
Посмотрим сейчас фундаментальные характеристики обществ охотников-собирателей, разоблачая некоторые связанные с ними мифы.
Что такое охотники-собиратели?
Человеческие общества, как доисторические, так и современные, можно классифицировать по разным критериям, связанным со степенью сложности их общественной иерархии, развитием их культуры и технологического применения, а также их размером.
Одним из наиболее часто повторяющихся критериев является критерий, касающийся того, как они получают пищу, необходимую для выживания. Это когда мы говорим об обществах охотников-собирателей, в отличие от обществ с развитым сельским хозяйством.
Экономика охотников-собирателей Это была самая основная форма существования, а также самая распространенная. Было подсчитано, что более 90% людей, которые жили от первых особей нашего вида до наших дней, жили в группе людей, в которой они существовали за счет охоты и сбора овощей.
Много овощей, но мало животных
Хотя эти культуры обычно называют охотниками-собирателями, правда в том, что это название является обобщением моделей жизненного поведения этих людей. На самом деле, несколько удивительно, что это выражение до сих пор используется для обозначения культуры, где в рацион редко входит более 40% мяса.
Кроме того, в дикой природе животное не может быть убито так же легко, как домашнее животное, привыкшее к присутствию человека и не подозревающее, где оно окажется. Надо сказать, что место обитания диких животных меняется, как и сами охотники-собиратели.
Сидячий характер овощей и уверенность в том, что они растут в одном и том же месте каждый год, являются объяснением того, почему большая часть рациона охотников-собирателей склоняется к растениям.
Женщины собираются, мужчины охотятся?
Традиционно, говоря об обществах охотников-собирателей, была хорошо известна идея, что мужчины занимались охотой, а женщины оставались дома, заботясь о потомстве и собирая овощи.
Эта идея, в которой предполагается, что самец является активным, преследующим кабанов, оленей и всевозможных паразитов, в то время как пассивная женщина отвечает за ловлю того, что не двигается, то есть растений, доказана. очень далеко от реальности.
Есть несколько исследователей, которые опровергли это убеждение, уходящее своими корнями в довольно явный антропологический сексизм.. Как в современных обществах охотников-собирателей, так и в доисторических, было много случаев, когда женщины и мужчины, хотя и не делят все одинаковые роли, все же взаимопроникают в различных функциях, и среди них есть охота.
Согласно Харрису и Россу (1991), в эпоху палеолита, учитывая, что стратегии охоты были связаны с высокой смертностью и опасностью, не должно иметь смысла, чтобы об этом заботилась только мужская половина взрослых в группе.
Было необходимо участие большего количества людей, и женщины не были исключены из этой деятельности. Чрезмерное разделение труда по половому признаку может быть синонимом нехватки пищи животного происхождения, продуктов, которых, как мы уже сказали, не так много или их нелегко найти.
Кочевой образ жизни в этих обществах
Примером этого является культура, населяющая Африку: кунг. Во время засушливого сезона эти города сгруппированы в макропопуляции, близкие к предсказуемым и относительно обильным источникам воды.
Поскольку воды мало и все знают, где она находится, они с большей вероятностью соберутся вместе, поделятся ею и распорядятся ею, чтобы избежать недостатков. С другой стороны, когда наступает сезон дождей и растительность снова процветает, макропопуляция распадается, оседая в разных местах.
С другой стороны, есть и другие, которые чаще переезжают, путешествуют на большие расстояния и устраивают временные поселения. Так обстоит дело с индейцами догриб в Канаде, которые путешествуют на большие расстояния в поисках карибу.
Проблема материальной собственности
Одним из последствий кочевничества и полной зависимости от природных ресурсов является материальная бедность. Те общества охотников-собирателей, которые вынуждены относительно часто менять среду обитания, вынуждены обходиться без всего, что не является крайне необходимым. Это тоже не большая проблема, поскольку изготовление инструментов не очень сложно, учитывая, насколько они примитивны.
Кажется, что существует корреляция между кочевой культурой и изощренностью ее инструментоввместе с количеством материальных ценностей, которыми обладают отдельные люди и семьи. Примером этого являются эскимосы, у которых относительно низкая мобильность, а их деревни обычно стабильны. Это позволило им тратить больше времени на разработку своей технологии, которая стала более ценной и менее затратной.
Исходя из этого, можно подумать, что материальная собственность в большинстве кочевых культур, далека от того, чтобы быть символом власти или чем-то, чем можно похвастаться, скорее рассматривается как бремя. Вот почему утверждается, что у кочевников нет чувства материальной собственности, столь отчетливо видимого в западном мире. Однако это слишком универсальная идея.
Это легко опровергнуть, учитывая, что какими бы кочевыми они ни были, есть много культур, которые хоронят своих мертвецов с приданым. Среди этого приданого есть предметы, связанные с покойным, которыми он пользовался. По сути, его материальные свойства, так как не имело бы смысла закапывать что-то, что принадлежит всем, и терять это в захоронении, если бы не существовало идеи собственности.
Однако нет никаких сомнений в том, что еда принадлежит всем. Обычно очень не одобряется отказ от совместной охоты, даже если это произошло благодаря действиям одного охотника.. Хотя собранные продукты обычно потребляются семейным ядром, охота распространяется на всю группу. Совместное использование этих ресурсов осуществляется не как ценность, что тоже, но из-за крайней необходимости увеличить выживаемость группы.
Социальные связи также укрепляются благодаря совместному использованию еды. Не делиться им рассматривается как акт ужасного эгоизма, который является нарушением традиций и норм, составляющих менталитет и культуру группы, передаваемых из поколения в поколение и устно с незапамятных времен.
Ледяное сердце: почему некоторым людям трудно выразить привязанность
Общество охотников и собирателей
Задание № 1. Найдите в Интернете и систематизируйте разное описание типов обществ (название, краткая характеристика).
Общество охотников и собирателей
Самыми древними способами добычи пропитания для человека были охота и собирательство. Поэтому первой ступенью в человеческой истории учёные называют общество охотников и собирателей.
Оно состояло из родовых общин — групп численностью от 20 до 60 человек, связанных кровным родством. Для пропитания им требовалось большое количество пищи, поэтому охотникам и собирателям в поисках добычи приходилось передвигаться на очень большие расстояния и у них не было постоянного места обитания. Его заменяли временные стоянки, где мужчины, уходя на долгую охоту, оставляли женщин, детей и стариков.
Женщины занимались собирательством. Оно было связано не только с собиранием съедобных растений. Так, в прибрежных районах люди собирали моллюсков, оставшихся после морского прилива. На одной из стоянок в Северной Африке учёные обнаружили миллионы раковин земляных улиток.
Таким образом, в древности люди не производили всё необходимое для удовлетворения своих потребностей, а брали то, что в готовом виде давала природа. Когда запасы пищи исчерпывались, группы людей переселялись на другие места, т. е. вели кочевой образ жизни.
Это был самый продолжительный период истории человечества. Учёные называют его «детством» человеческого общества. Несмотря на то что этот период остался далеко позади, до сих пор в различных частях нашей планеты исследователи обнаруживают живые свидетельства истории — племена кочующих охотников и собирателей. Их можно встретить в Австралии, на Мадагаскаре, в Южной Азии, Малайзии, на Филиппинах и других островах побережья Индийского океана.
Общество огородничества
Когда численность человечества выросла настолько, что охота и собирательство перестали давать достаточно пропитания, люди перешли к следующей ступени общественного развития — огородничеству. Люди выкорчёвывали часть леса, сжигали пни, сажали клубни диких овощей, которые со временем превращались в культурные.
На смену бродячему образу жизни постепенно приходил оседлый. Однако он ещё не стал главной чертой жизни. Использовав под огород один участок земли и истощив почву, люди бросали его и перебирались на новый. А поскольку земля истощалась быстро, то на одном месте община задерживалась всего на несколько лет.
Общества земледельцев и скотоводов
Огородничество было переходной формой хозяйствования: от добывания готовых природных продуктов (диких растений) люди переходили к выращиванию окультуренных овощей и злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги — сохе или плугу (вначале деревянным, а позже — железным).
Так появилось земледелие. Вспашка земли, сев и сбор урожая — основные этапы этого трудоёмкого занятия.
Какой этап земледельческих работ изображён на картине художника Константина Маковского?
Жители Ближнего Востока (это территория таких современных государств, как Израиль, Ирак, Иран, Сирия, Турция) стали первыми земледельцами. Они начали засевать и обрабатывать землю, из дикой пшеницы вырастили культурные злаки.
Пашенное земледелие привязывало людей к одному месту и способствовало переходу от кочевого к оседлому образу жизни. Росло население, увеличивалась продолжительность жизни.
Охотники постепенно поняли, что лучше сразу не убивать пойманных ягнят и козлят, а выращивать их, чтобы потом получать от них молоко и шерсть. Да и мяса от взрослого животного получить можно больше, чем от детёныша. Так постепенно люди приручили диких животных, и возникло скотоводство.
Появление земледелия и скотоводства означало, что люди перешли от присвоения того, что давала им сама природа, к производству необходимых продуктов.
Всё большее число людей высвобождалось от необходимости трудиться на земле. Некоторые из них занялись ремеслом. Разделение труда привело к необходимости обмена продуктами труда земледельцев, скотоводов и ремесленников. Так появилась торговля и торговцы.
Возникают города, государства, письменность. Города становились сосредоточением торговой, ремесленной, культурной жизни.
От аграрного общества к индустриальному
Общества огородников, скотоводов и земледельцев многие учёные объединяют в одну ступень развития, которую называют доиндустриальным или аграрным обществом.
В аграрном обществе почти все люди занимаются сельским хозяйством. Это общество называют ещё традиционным, потому что жизнь людей в нём была тесно связана с природой и подчинена обычаям и традициям. В аграрном обществе господствовал ручной труд. Со временем ручной труд перестал удовлетворять потребности растущего населения, поэтому были изобретены машины.
С помощью машин можно было произвести гораздо больше важных для людей вещей и продуктов питания.
Более 250 лет назад на смену аграрному обществу пришло индустриальное, в котором преобладало уже не сельское хозяйство, а промышленность — индустрия. Формирование индустриального общества было связано с распространением крупного машинного производства, возникновением социальных групп предпринимателей и наёмных работников, появлением тысяч новых профессий, большинство из которых не были известны аграрному обществу. Основная часть промышленности сосредотачивается в городах, которые начинают играть главную роль.
Постиндустриальное общество
Наиболее развитые страны в конце XX века вступили в постиндустриальное (информационное) общество, в котором обеспечивается высокий уровень развития науки и техники, образования, сферы услуг, информационных технологий (процессы обработки, хранения, контроля и передачи информации). На передачу и распространение информации направлены мощные технические средства — от радиостанций и спутникового телевидения до мобильных телефонов, компьютеров и Интернета. В информационном обществе больше всего ценятся знания, а учиться приходится всю жизнь.
В постиндустриальном обществе подавляющее большинство людей трудится в сфере обслуживания. Даже на фермах и в промышленности больше людей занято обработкой информации, чем возделыванием земли и работой на поточных линиях. Примером служит автомобильная промышленность, где больше людей занимается вопросами сбыта, страхования, рекламы, дизайна и техники безопасности, чем непосредственно сборкой автомобилей.
Задание № 2. Найдите в Интернете тенденций в изменении параметров, соотношений и типов взаимосвязи социальных групп при переходе к постиндустриальному обществу. Создайте блок-схему взаимосвязи в постиндустриальном обществе, используя возможности OpenOffice Draw.
Чем определяется организация жизни общества охотников и собирателей
3. Исторические ступени развития общества
Ступени развития общества
Человеческое общество прошло несколько стадий, ступеней в своем развитии, прежде чем приобрело современный вид.
Ученые выделяют ступени развития общества прежде всего по способу добывания средств существования и формам хозяйствования. С древнейших времен и до наших дней в развитии общества можно выделить такие
ступени: общество охотников и собирателей, общество огородничества, общество скотоводов, земледельческое общество, промышленное (индустриальное) общество.
Общество охотников и собирателей
Самым древним способом пропитания были охота и собирательство. Поэтому первой ступенью в человеческой истории ученые называют общество охотников и собирателей.
Оно состояло из небольших групп численностью от 20 до 60 человек, связанных кровным родством и ведущих кочевой образ жизни. У них не было постоянного места обитания. Его заменяли временные пристанища, где мужчины возводили стоянки, на которых, уходя на долгую охоту, оставляли женщин, детей и стариков.
Для пропитания всей первобытной группе требовалось большое количество пищи, поэтому охотникам приходилось передвигаться на очень большие расстояния.
Женщины занимались собирательством. Оно было связано не только с собиранием съедобных растений. Так, в прибрежных районах люди собирали моллюсков, оставшихся после морского прилива. На одной из стоянок
в Северной Африке ученые обнаружили миллионы раковин земляных улиток. Когда истощалась местная колония улиток, жившие здесь люди кочевали, сменяя места стоянок. Они также питались некоторыми видами растений, включая разные травы, плоды, орехи, желуди.
В древности люди не могли сами производить все необходимое для удовлетворения своих потребностей. Они брали то, что в готовом виде давала природа. Когда запасы пищи исчерпывались, группы людей перекочевывали
на другие места. Их маршруты зависели от сезонных созреваний плодов, нереста рыбы и направлений передвижения животных.
Это был самый продолжительный период жизни человечества. Ученые называют его «детством» человеческого общества.
Несмотря на то что этот период остался далеко позади, до сих пор в различных частях необъятной планеты исследователи обнаруживают живые свидетельства истории — примитивные племена кочующих охотников
и собирателей. Их можно встретить на Мадагаскаре, в Южной Азии, Малайзии, на Филиппинах и других островах побережья Индийского океана.
Охота и собирательство продолжались сотни тысяч лет. Затем человечество перешло к следующей ступени — огородничеству. Люди выкорчевывали часть леса, сжигали пни, деревянными мотыгами выкапывали ямки и сажали в них клубни диких овощей, которые со временем превращались в культурные.
На смену бродячему образу жизни постепенно приходил оседлый. Однако он еще не стал главной чертой жизни людей. Использовав под огород один участок земли и истощив почву, люди бросали его и перебирались на новый. А поскольку земля истощалась быстро, то на одном месте община задерживалась всего на несколько лет.
Огородничество было переходной формой хозяйствования, от добывания готовых природных продуктов (диких растений) люди переходили к выращиванию окультуренных овощей и злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги — деревянным, а позже — железным сохе или плугу.
С усложнением орудий возросла производительность труда. Один человек мог прокормить большее число людей, чем прежде. Временные стоянки превращались в постоянные поселения, окруженные огородами и загонами для скота. Общины объединялись и создавали племена.
Общество земледельцев и скотоводов
В конце каменного века начался первый глобальный продовольственный кризис. Людям пришлось освоить новый производительный способ ведения хозяйства, при котором больше продуктов получают с той же территории благодаря совершенствованию орудий труда и его организации. Таким способом хозяйствования было земледелие — вспашка, засеивание земли и сбор урожая с одного и того же участка на протяжении многих лет.
Жители Среднего Востока стали первыми земледельцами и пастухами. Они начали засевать и обрабатывать землю, из дикой пшеницы вырастили культурные злаки.
У людей появился запас пищи. Охотники перестали убивать пойманных ягнят и козлят, приносили их с собой в поселения. Так постепенно люди приручили диких животных и от охоты перешли к скотоводству, от присвоения того, что давала им сама природа, к производству необходимых продуктов.
Пашенное земледелие привязывало людей к одному месту и способствовало переходу от кочевого к оседлому образу жизни. Росло население, увеличивалась продолжительность жизни. Возникали большие земледельческие
поселки, которые со временем превращались в города.
Все большее число людей высвобождалось от необходимости трудиться на земле. Некоторые из них занялись ремесленничеством. Разделение труда привело к необходимости обмена продуктами труда земледельцев, скотоводов и ремесленников. Города становились сосредоточением торговой, ремесленной, культурной жизни. Человечество перешло к новой стадии управления — государству.
С развитием земледелия, скотоводства и разделением труда происходит расслоение общества по имущественному признаку, появляются города, государства, письменность, осуществляется переход к цивилизации.
От аграрного общества к индустриальному
Общества охотников и собирателей, огородников, скотоводов и земледельцев многие ученые объединяют в одну ступень развития, которую называют аграрным обществом. В аграрном обществе преобладало сельское хозяйство. Это общество называют еще традиционным, потому что жизнь людей в нем была тесно связана с природой и подчинена обычаям и традициям.
Более 200 лет назад аграрное общество сменило индустриальное, в котором преобладало уже не сельское хозяйство, а промышленность — индустрия. Формирование индустриального общества было связано с распространением крупного машинного производства, возникновением социальных групп предпринимателей и наемных работников.
Аграрное общество — ступень в развитии общества, в котором преобладает сельское хозяйство.
Информационное (постиндустриальное) общество — общество, в котором главную роль играют знания и информация.
Многие страны современного мира относят к индустриальному обществу, в том числе и Россию. Наиболее развитые страны в конце XX века вступили в постиндустриальное (информационное) общество, в котором обеспечивается высокий уровень развития науки и техники, образования, сферы услуг, информационных технологий (процессы обработки, храненрхя, контроля и передачи информации). К ним относятся такие страны, как США, Канада, Япония и развитые страны Западной Европы.
Изучая историю, мы видим, как с течением времени изменяется человеческое общество, разные стороны общественной жизни. Ученые отмечают, что чем ближе к нашему времени, тем с большей скоростью идет развитие общества, возрастает темп социальных изменений. Развитие самого общества, его экономики, культуры, государства, сферы труда и быта называют социальным прогрессом. Основой развития общества является совершенствование орудий труда и техники — технический прогресс — и развитие самого человека, разумно использующего его достижения.
Современные охотники и собиратели
Человеческое общество прошло несколько ступеней в своем развитии: общество охотников и собирателей, общество огородничества, общество скотоводов, земледельческое общество, промышленное (индустриальное)общество.
Каждая из них характеризуется определенными способами добывания средств существования, формами хозяйствования.
Проверьте свои знания
1. Какие ступени в развитии человеческого общества выделяет наука?
2. Проследите, как изменялись занятия и способы хозяйственной деятельности людей от одной ступени развития к другой. К каким переменам в жизни людей они привели?
3. Объясните значение понятий: «аграрное общество», «индустриальное общество».
1. Прочитайте текст «Современные охотники и собиратели» и ответьте на вопросы: на каких континентах и в каких странах обитают современные охотники и собиратели? Каковы причины их существования в современном мире?
2. Какие проблемы существуют у людей, живущих по законам традиционного общества в XXI веке?
3. Подготовьтесь к обсуждению в классе темы «Какие черты характеризуют Россию как индустриальное общество?».
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.