Чем определяется нравственный характер деятельности
НРАВСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Смотреть что такое «НРАВСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» в других словарях:
Нравственная деятельность — деятельность, исходящая и соответствующая нравственным законом и принципам, регулируемая и саморегулиремая ими. Мотивы такой деятельности носят только высоконравственный характер. Нравственная деятельность не может возникать ни из какого другого… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — (моральная) категория, этики, при помощи к рой во всем многообразии общественной практики людей выделяется нравственная сторона, из всех видов побуждений (материальных интересов, привычек, склонностей и т. д.) специфически нравственные мотивы:… … Словарь по этике
Нравственная дихотомия — принцип построения системы нравственных понятий, основанный на делении целого на две полярные и взаимно исключающие части. В основе данного принципа лежат основные модусы духовности – Добро и Зло. Добро – это высшее проявление божественного… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Нравственная статистика — (Moralstatistik, Statistique Morale) изучает массовые проявления человеческой деятельности вне сферы хозяйственных отношений. Вместе с демографией, рассматривающей биологические процессы, в которых человек играет лишь пассивную роль, и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
“ОПРАВДАНИЕ ДОБРА. Нравственная философия” — “ОПРАВДАНИЕ ДОБРА. Нравственная философия” произведение Вл. Соловьева, изданное в 1897 (последнее издание: Соч., т. 1. М., 1988) и призванное, по замыслу автора, стать первой частью системы “положительной” философии “всеединства”, которую он… … Философская энциклопедия
СВОБОДА НРАВСТВЕННАЯ — категория этики, охватывающая проблемы возможности и способности человека быть самостоятельной, самодеятельной и творческой личностью, выражать в моральной деятельности свою собственную, подлинно человеческую сущность. В различных идеалистических … Словарь по этике
ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — деятельность умствен. и нравственная. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ нравственная — моральное качество личности и категория этики, отражающая, с одной стороны, способность человека отвечать за свои поступки, с другой возможность для общества подвергать эти действия моральной оценке. Теоретики морали решали ряд вопросов по… … Российская педагогическая энциклопедия
Соловьев, Владимир Сергеевич — знаменитый философ и публицист. Род. 16 января 1853 г. Отец его знаменитый историк (см.); мать происходит из малороссийской дворянской семьи Романовых. Двоюродным прадедом С. с материнской стороны был известный украинский философ Сковорода (см.) … Большая биографическая энциклопедия
История этики — История этики история этических теорий. Содержание 1 Возникновение 2 Сократ 3 Идеалистическое направление: Платон … Википедия
Нравственная деятельность
Раздел. Теоретические основы этики
Этика деловых отношений
Тема 1: НРАВСТВЕННОСТЬ, МОРАЛЬ, ЭТИКА.
Сегодня: мораль – форма идеологии, а нравственность – область обычаев, нравов, нравственных отношений, связанных с уровнем обыденного сознания.
Мораль – субъективный внутренний духовный регулятор поведения, а нравственность – его социальный аналог. (Онтогенез и филогенез).
Сущность морали заключается в том, что она представляет собою форму саморегулирования совместной жизни людей, выражающую историческую необходимость его прогрессивного развития. На каждом историческом этапе эта необходимость проявляется в сознании и деятельности прогрессивных классов и слоев общества. В этом ее специфика: общество не располагает никакой другой подобной формой регуляции. Ибо, если иметь в виду право, то оно апеллирует непосредственно не к социально-исторической необходимости, а к воле существующего государства, которое принадлежит господствующей элите. Только моральное регулирование опирается на идею должного, выражающую всеобщую историческую необходимость, и именно по этой причине некоторые моральные нормы (так называемые «общечеловеческие») отличаются исключительной распространенностью и устойчивостью в традиции – несравненно большей, чем установления права или обычая. Скажем, почему нужно заботиться о детях? Потому, что общество не могло бы ни только прогрессировать, но попросту существовать, стало бы невозможным воспроизводство человеческой жизни.
В третьих, в этике находит отражение основной вопрос философии
В свою очередь идеализм в этике также достаточно многообразен: религиозные доктрины, этические концепции объективного идеализм (Платон, Гегель) субъективно-идеалистические интерпретации морального сознания (Кант, Конт, неопозитивизм, экзистенциализм).
В-четвертых, корни этики в истории философии.
Различают следующие функции морали:
2. ценностно-ориентирующую (аксиологический аспект);
3. познавательную (гносеологический аспект);
4. воспитательную или гуманистическую (аспект социализации);
5. идеологическую (политический аспект).
Тема 2: ОБЩАЯ СТРУКТУРА МОРАЛИ
Структура морали включает в себя::
1. Нравственная деятельность
2. Нравственные отношения
3. Моральное сознание.
Поскольку характер каждого поступка раскрывается в межличностных отношениях, то моральную деятельность можно определить как совокупность нравственных отношений.
Нравственная деятельность
Смотреть что такое «Нравственная деятельность» в других словарях:
НРАВСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — одна из осн. сторон морали; обществ. деятельность человека, поскольку она подчинена осуществлению нравств. целей. Понятие Н. д. в этике представляет собой определ. абстракцию, с помощью к рой из всего многообразия обществ. практики выделяется ее… … Философская энциклопедия
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — (моральная) категория, этики, при помощи к рой во всем многообразии общественной практики людей выделяется нравственная сторона, из всех видов побуждений (материальных интересов, привычек, склонностей и т. д.) специфически нравственные мотивы:… … Словарь по этике
Нравственная дихотомия — принцип построения системы нравственных понятий, основанный на делении целого на две полярные и взаимно исключающие части. В основе данного принципа лежат основные модусы духовности – Добро и Зло. Добро – это высшее проявление божественного… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Нравственная статистика — (Moralstatistik, Statistique Morale) изучает массовые проявления человеческой деятельности вне сферы хозяйственных отношений. Вместе с демографией, рассматривающей биологические процессы, в которых человек играет лишь пассивную роль, и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
“ОПРАВДАНИЕ ДОБРА. Нравственная философия” — “ОПРАВДАНИЕ ДОБРА. Нравственная философия” произведение Вл. Соловьева, изданное в 1897 (последнее издание: Соч., т. 1. М., 1988) и призванное, по замыслу автора, стать первой частью системы “положительной” философии “всеединства”, которую он… … Философская энциклопедия
СВОБОДА НРАВСТВЕННАЯ — категория этики, охватывающая проблемы возможности и способности человека быть самостоятельной, самодеятельной и творческой личностью, выражать в моральной деятельности свою собственную, подлинно человеческую сущность. В различных идеалистических … Словарь по этике
ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — деятельность умствен. и нравственная. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ нравственная — моральное качество личности и категория этики, отражающая, с одной стороны, способность человека отвечать за свои поступки, с другой возможность для общества подвергать эти действия моральной оценке. Теоретики морали решали ряд вопросов по… … Российская педагогическая энциклопедия
Соловьев, Владимир Сергеевич — знаменитый философ и публицист. Род. 16 января 1853 г. Отец его знаменитый историк (см.); мать происходит из малороссийской дворянской семьи Романовых. Двоюродным прадедом С. с материнской стороны был известный украинский философ Сковорода (см.) … Большая биографическая энциклопедия
История этики — История этики история этических теорий. Содержание 1 Возникновение 2 Сократ 3 Идеалистическое направление: Платон … Википедия
Лекция 4. Нравственное содержание профессиональной деятельности
Тип лекционного занятия:информационная лекция.
Конспект лекции:
1.Нравственная сущность служения обществу и государству.
Любой человек живет и трудится в обществе, и это не только деятельность живущих ныне людей, стремящихся достичь своих целей. Это и система отношений, сложившихся веками, и принципы общественной нравственности, которые человек обязан учитывать и уважать, и господствующие в этом обществе идеи, теории и взгляды, сопровождающие каждый трудовой процесс. Именно потому положительное мнение о личном составе правоохранительных органов, об их служебной деятельности может получить положительную реакцию, уважение, одобрение и поддержку народа, когда она будет соответствовать духу национальных традиций, нормам нравственности, укоренившимся в обществе, иными словами, если, применительно к реалиям нашей страны, она будет органической частью российского образа жизни, русского менталитета.
Вспомним, на каких началах закладывался российский народный характер. Он формировался на обширных, свободным просторах восточно-европейских равнин. Россияне издревле владели землями изобильно богатыми. В отличие от западноевропейских и восточных завоевателей, беспрестанно посягавших на российское богатство, Россия на протяжении своей более чем тысячелетней истории почти не вела захватнических войн. Из 538 лет, прошедших после Куликовской битвы до окончания первой мировой войны, Россия провела в боях 334 года. За это время ей пришлось воевать против различных антирусских союзов, причем одну войну она вела с девятью врагами сразу, две — с пятью, двадцать пять лет — с тремя и тридцать семь — с двумя противниками.
В IV веке до н.э. Аристотель писал, как происходит становление гражданина. В 18 лет юноша приходит на Народное собрание и дает клятву: я буду соблюдать законы, чтить отеческие святыни, буду сражаться за Отчизну, если это необходимо. А потом идет на два года в армию. И лишь после этого становится полноправным гражданином. Уже в древности люди понимали, на чем стоит держава. А сегодня мы видим, как многие упорно отказываются от любых обязанностей перед своим государством: невыгодно, трудно, опасно.
Во всем мире государственная служба менее выгодна, чем предпринимательство. Но сознание того, что общество наделило тебя властью, высокий престиж государственной службы (не говоря уже о гарантированной пенсии и многочисленных льготах) компенсируют определенные материальные издержки. Уважение общества, почитание «людей государственных — важнейший показатель духовного и нравственного здоровья общества, прочности и стабильности государства.
Конечно, патриотизм не есть исключительное национальное качество россиян. Однако патриотизм в России имеет свою специфику, которая была зафиксирована и научно разработана в российской философской мысли. В отличие от многих стран Запада, где в национальном менталитете преобладают логическое связывание понятий, принципы рационализма, нашедшие в наше время наиболее яркое воплощение в философии позитивизма и прагматизма, в России получает преимущества стремление к истине путем понимания цельности бытия, внутреннего и внешнего, умозрительного и житейского.
Не случайно в трудах русских философов громадное внимание уделяется попыткам философского осмысления общества и человека с позиций православного христианства, которое, как мы знаем, основано на возвеличивании любви к ближнему.
Голому рационализму целого ряда представителей западной философии они противопоставляли концепцию «умного, духовного делания», определяя духовную сущность русского человека как стремление к общему благу, к поискам всеобщего добра. «Русский человек, — пишет известный философ Н.О. Лосский, — обладает особенно чутким различием добра и зла; он зорко подмечает несовершенство всех наших поступков, никогда не удовлетворяясь ими и не переставая искать совершению добра».
Поэтому именно русской философской мысли присуще обязательное соединение таких категорий, как «истина» и «справедливость», с категорией «совесть», и именно в русской духовной культуре, в частности, в художественной культуре нашло видное место рассмотрение таких проблем, как совесть и благоразумие, совесть и долг, совесть и правда.
Хотелось бы отметить еще одну черту, присущую российскому национальному самосознанию, русскому патриотизму, — это стремление к коллективизму. Сейчас, в эпоху проникновения в русскую культуру чужеродных для русского духа западных идей, многие начинают с усмешкой воспринимать когда-то даже в песне воспетый принцип: «Раньше думай о Родине, а потом о себе». А ведь этот принцип пришел в нашу жизнь из древности. Разве выстояла бы, разве сохранилась бы Россия в борьбе против нашествия тевтонских псов-рыцарей, татарских орд, наполеоновских полчищ, наконец, против немецко-фашистских захватчиков, если бы мы так свято не чтили заповедь: «Положи живот за други своя».
Конечно, главной сущностью службы является служение закону. Но при этом следует всегда твердо помнить, что сам по себе закон не является самоцелью, он существует во имя общественного блага. И закон — благо только при том условии, если он осознается обществом как воплощение справедливости, то есть как воплощение высшего нравственного начала, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность общества и государства. Если же закон начинает восприниматься гражданами как несправедливый, тем более безнравственный и бесчеловечный, то его исполнение производит прямо противоположный, т.е. общественно-дестабилизирующий, эффект.
Почему вопрос здесь поставлен таким образом? Прежде всего, потому, что, к сожалению, существует не так уж мало работников правоохранительных органов, которые, думая, что служат закону, Исполняют свои обязанности с казенным бездушием, не видя за буквой закона живых людей. Из приведенного выше анализа отчетливо видно, что подобное исполнение служебных обязанностей нередко приводит к недовольству законом, а иногда и к Враждебному отношению к внутренней политике государства.
Речь идет в данном случае, разумеется, не о противопоставлении интересов государства и чьей-либо личности, не об умалении или пренебрежении требованиями закона. Закон свят. И святая обязанность сотрудника правоохранительных органов ни в каких случаях не поступаться законом. Но если для немца главнейшим принципом общественной жизнедеятельности является «орднунг», т.е. порядок, иными словами, тот же закон, если Христос был распят, прежде всего, за то, что противопоставлял любовь к людям закону иудейской религии, то для россиянина главным является жизнь «по правде и по совести», и с позиции своих убеждений он ожидает, что закон служит этому же принципу. И одна из главных обязанностей сотрудника правоохранительных Органов — исполнять свой служебный долг, иными словами, выполнять веления закона так, чтобы они носили нравственный характер, служили бы претворению в жизнь требований социальной справедливости.
Независимо от личных политических пристрастий каждый, кто носит погоны, должен быть сторонником политики, которую проводит власть через закон. Он служит закону. Закону о безопасности, закону об общественном порядке, закону об обороне, закону о неприкосновенности наших границ, закону о правах личности наших граждан и т.д. Это тоже одна из граней нашего патриотизма — служение закону, уважение закона.
К сожалению, в обществе наблюдаются и иные настроения. Закон нередко попросту игнорируют на любых уровнях. А вот англичане, к примеру, до сих пор считают своим основным законом Великую хартию вольностей 1215 года. Если это и консерватизм, то не мешало бы нам поучиться подобному консерватизму.
Уважение закона — основа государственности.
В плане развертывания поставленной проблемы следует обратить внимание на взгляды выдающегося русского философа Н С. Соловьева, который, в частности, отмечает: «В самом существе безусловного нравственного начала как заповеди или требования совершенства, еще не достигнутого, уже заключается признание относительного элемента нравственности — именно необходимых реальных условий достижения. Сравнительное преобладание этой относительной стороны образует правовую область отношений, а сравнительное преобладание стороны безусловной — собственно нравственную область.
Различия между нравственностью и правом: 1) неограниченность чисто нравственного и ограниченность правового требования, — в этом отношении право есть низший предел, или определенный минимум нравственности; 2) право требует главным образом объективной реализации этого минимального добра, или действительного устранения известной доли зла; 3) в этой реализации право допускает принуждение.
Общее определение: право есть принудительное требование реализации определенного минимального добра или порядка, не допускающего известных проявлений зла. Основание для этого в нравственности. Нравственный интерес требует личной свободы как условия для человеческого достоинства и нравственного совершенствования; но человек не может существовать и, следовательно, иметь возможность свободы и совершенствования иначе, как в обществе; итак, нравственный интерес требует, чтобы внешние проявления личной свободы сообразовались с условиями существования общества, то есть не с идеальным совершенством некоторых, а с реальной безопасностью всех. Эта безопасность, не обеспеченная безусловным законом, нравственным самим по себе, как не существующим для людей безнравственных, ограждается принудительным законом юридическим, имеющим силу и для них».
«Почтительное», «уважительное» отношение — это связь между людьми. Всякая такая связь проявляется в соответствующем поведении. А поведение, основанное на уважении, обязательно предполагает удовлетворение притязаний уважаемого. Именно такой смысл следует вкладывать в понятие «уважение к закону».
Понимая уважение как «почтительное отношение», как «чувство», необходимо заметить, что задача воспитания и уважения к закону состоит не только в том, чтобы воздействовать на чувства человека, но и в том, чтобы влиять на поведение, соответствующее этим чувствам.
Термин «уважение» в русском языке не однозначен. Он распространяется как на сферу чувств, так и на сферу поведения, в которой под уважением понимается совершение требуемых кем-либо определенных действий. Обратившись к «Словарю русского языка», читаем: «Уважить — 1. Исполнить, признав основательным (разг.). Уважить чью-нибудь просьбу. 2. Оказать кому-нибудь уважение, выполнив его желание» (прост.).
Наиболее полная характеристика понятия «уважение» дана в философской литературе. В частности, в «Словаре по этике» говорится: «Уважение — одно из важнейших требований нравственности, подразумевающее такое отношение к людям, в котором практически (в соответствующих действиях, мотивах, а также в социальных условиях жизни общества) признается достоинство личности. Уважение предполагает: справедливость, равенство прав, возможно более полное удовлетворение интересов людей, предоставление им свободы; доверие к людям, внимательное уважение к их убеждениям, устремлениям; чуткость, вежливость, деликатность, скромность».
Таким образом, уважение к закону предполагает поведение, соответствующее его нормам, и проявляется в готовности сознательного исполнения его требований.
Но для того чтобы достичь в этом деле положительных результатов у населения, необходимо комплексно решать задачу, связанную с его правовым воспитанием. И здесь первостепенная роль принадлежит сотрудникам правоохранительных органов.
В этих целях они активно используют печатную пропаганду, телевизионные передачи, правовое обучение, художественные средства правового воздействия и т.д.
Правовая пропаганда представляет собой определенный вид массовой идеологической работы, в ходе которой сотрудниками правоохранительных органов на основе научной информации о правовой деятельности вырабатывается у людей прежде всего эмоциональное восприятие процесса правового регулирования общественных отношений и формируется готовность беспрекословно выполнять содержащиеся в законе правила поведения. Она понимается в единстве трех основных функций: изучать, пропагандировать, организовывать правовое бытие.
Передавать кому-либо любые знания нельзя, не объясняя их. Отсюда выходит, что пропаганда и обучение — родственные понятия.
Именно здесь заложены известные резервы углубления знаний о государстве, демократии и праве. Не случайно в нашей стране получили широкий размах соответствующие классы в общеобразовательных школах, милицейские колледжи, где учащиеся изучают азы правовых знаний; на курсах повышения квалификации инженерных, хозяйственных специалистов стали правилом выступления сотрудников правоохранительных органов.
Вместе с тем ключевая роль в процессе правового и правопослушного воспитания населения принадлежит низовому звену, сотрудникам, непосредственно «стоящим на земле». И одной из центральных фигур этого звена является участковый инспектор милиции — человек, в самом прямом смысле этого слова входящий в каждый дом, вступающий в непосредственный контакт с множеством граждан, ближе всех других работников правоохранительных органов стоящий к населению. Его рабочее место — конкретный микрорайон, конкретный административный участок. Он всегда на переднем крае. От результатов его работы прежде всего зависят общие конечные результаты борьбы с преступностью.
Эффективность работы по правовому воспитанию, уважительному отношению к закону во многом определяется наличием системы, охватывающей различные категории населения с учетом их возрастных, образовательных, профессиональных и других особенностей и предусматривающей определенную целеустремленность и последовательность в изучении основ законодательства и конкретных правовых норм.
Особое внимание надлежит уделять правовому воспитанию подрастающего поколения, налаживанию работы в условиях учебного и трудового коллективов, повышению правовой подготовки должностных лиц, хозяйственных руководителей, руководителей самых разных коммерческих структур.
В работе по формированию правосознания населения громадная роль отводится средствам массовой информации — печати, телевидению, радио, а также литературе и искусству.
В деятельности по воспитанию высокой правовой культуры трудящихся, их уважительного отношения к закону особая ответственность ложится на юридические органы и учреждения — суды, прокуратуру, милицию, адвокатуру, правовую службу различных банковских, коммерческих и иных формирований.
Характеристика нравственной деятельности: содержание и структура
Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности — поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка — это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.
Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением. Поведение человека — единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика.
Нравственная деятельность характеризует только действия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специфически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализовать чувство долга, достичь определенного идеала и т. д.