Чем определяется место социологии в системе научного знания

Социология. Шпаргалка

Чем определяется место социологии в системе научного знания. Смотреть фото Чем определяется место социологии в системе научного знания. Смотреть картинку Чем определяется место социологии в системе научного знания. Картинка про Чем определяется место социологии в системе научного знания. Фото Чем определяется место социологии в системе научного знания

В шпаргалке в краткой и удобной форме приведены ответы на все основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной программой по дисциплине «Социология». Рекомендуется всем изучающим и сдающим дисциплину «Социология» в высших и средних учебных заведениях.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социология. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

7. Место социологии в системе наук

Социология является наукой, изучающей общество, его становление и развитие как единой системы.

Однако существует множество других наук, предмет изучения которых совпадает с предметом изучения социологии. Поэтому можно утверждать, что социология тесно связана со многими науками, как гуманитарными, так и естественными.

Тесную связь со всеми областями научных знаний обеспечивают общие или подобные методы исследований: наблюдения, эксперимент и др.

Связь социологии с гуманитарными науками подтверждается следующими фактами:

1) социология изучает общество со всеми процессами и явлениями в нем;

2) законы функционирования и развития общества и деятельности людей, установленные в социологии, применяются во всех гуманитарных науках;

3) существует множество теорий и исследований, проводимых в результате интегрирования социологии с другими науками (социально-экономические, социально-политические, социально-географические и другие исследования).

Особенно глубока связь социологии с философией, которая является одной из частей теоретической структуры социологии. Однако философия рассматривает общество как часть бытия, а социология изучает именно общество.

Также глубока связь социологии с историей, так как одинаков предмет изучения — общество. Различаются лишь временные рамки изучения: история изучает прошлое, а социология настоящее. Результаты наблюдений и исследований социологии используются историками и наоборот.

Тесную связь наук социологии и психологии подтверждает наличие пограничной дисциплины — социальной психологии.

Взаимосвязь социологии с политологией объясняется тем, что все социальные институты изучаются политологией и являются ее предметами.

Социология имеет глубокие связи с лингвистикой, логикой.

Как и любая другая наука, социология использует статистические и математические методы для сбора и обработки информации при исследованиях.

Прикладная социология имеет точки соприкосновения с этикой, эстетикой, медициной, педагогикой, теорией планирования и управления.

Несмотря на сходство предметов, методов, теоретической базы и взаимноприемлемости результатов исследования социологии и других наук, социология является самостоятельной и целостной наукой. Особенность социологии в том, что она рассматривает общество как единую целостную систему, а его составные части именно как части единого целого. Кроме того, основной целью изучения общества в социологии в отличие от других наук является повышение уровня и улучшение условий жизни человека.

Источник

Место социологии в системе современного научного знания

2. Место социологии в системе современного научного знания.

Социология развивается не изолированно, а в постоянной взаимосвязи с другими общественными науками, занимая при этом ведущую роль в системе общественных наук. Во-первых, социология дает другим общественным наукам научно обоснованную теорию общества и его структурных элементов. Во-вторых, представляет другим наукам технику и методику изучения человека и его деятельности, а также методы измерения этой деятельности. Это проявляется, в частности, в том, что другие общественные науки “социологизируются”, в результате чего в их недрах формируются новые направления исследований – социальные: социально-экономические, социально-психологические, социально-политические, социально-демографические и др.

Политология, экономика, право и другие общественные науки изучают лишь какую-то одну сферу жизни общества, социология же «изучает общество в целом как единую целостную систему, как особый и единый организм[5]» с присущими ему свойствами, отношениями и закономерностями функционирования, которые проявляют себя в любой сфере жизнедеятельности, будь то экономической, правовой или политической. В то же время любой общественный процесс, изучаемый специальными науками, входит как неразрывная часть в обобщенный, целостный социальный процесс.

Поэтому можно сказать, что социология – это генерализирующая (обобщающая), по словам П.А. Сорокина, наука по отношению к другим наукам, изучающим общество и человека. С другой стороны, в своих генерализирующих функциях социология зависит от открытий в других науках, таких, например, как история, экономика, политология.

Наиболее близкими по предмету исследования к социологии наукам считают обычно социальную антропологию и социальную психологию. Однако социальная антропология занимается изучением локальных, простых, доиндустриальных культур и обществ для определения происхождения и процессов развития человеческого рода и человеческой культуры. Социология же изучает современные сложные общества.

Кроме того, социальная психология исследует психологические причины, механизмы и закономерности поведения людей в группах и обществах, а также психологические характеристики индивидов, групп и общностей.

Исторически тесная связь существует между философией и социологией. Философское познание было первой попыткой на абстрактном уровне не только обеспечить, но и изучить социальную реальность, став тем самым предшественницей социологии. В силу этого философия и социология имеют общие аспекты в изучении социальной реальности, ибо и та, и другая наука рассматривают общество в целом, в его системности. При этом социальная философия выступает как общетеоретическая и методологическая основа социологии. Например, при изучении какой-либо этнической общности социология базируется и на философских концепциях, которые позволяют раскрыть универсальные основания бытия любого этноса. С другой стороны, социология, давая конкретный анализ различных проявлений общественной жизни, поставляет материал для философских обобщений. Однако философия и социология различаются между собой предметом, а также целями и задачами исследования.

Основное различие социологического и философского подходов состоит в том, что социология уделяет главное внимание осмыслению полученного эмпирического материала, а философия – сосредотачивается на философском осмыслении теоретических источников.

Немало общего есть между социологией и историей. Обе науки изучают общество как целое во всех его конкретных проявлениях, основываясь на исследовании конкретных фактов общественной жизни. Однако, если историческая наука изучает только то, что уже свершилось, то социология переносит центр тяжести своих исследований на современность. Социология отличается от истории и по предмету исследования: если история изучает все стороны, формы проявления общественной жизни, то социология – только “социальное” в обществе. Кроме того, социология отличается от истории и социологии по своей природе и сущности: социология выявляет повторяющееся, типичное, сущностное в данном ряду социальных явлений, и процессов, история же – конкретно-хронологический ход событий во всей их индивидуальности, неповторимости.

Тесная связь существует между социологией и политологией. Политология в стремлении раскрыть закономерности политической жизни как одной из сфер жизни общества, не может не учитывать особенности общества как целостной социальной системы, на что направлен социологический анализ. Вместе с тем общество нельзя понять и тем более реформировать без учета воздействия на его развитие политических структур и политических режимов. Особенно четко проявляется связь социологии и политологии в появлении такой специальной социологической теории, как социология политики. Политическая социология в то же время является частью политологического знания. Однако, социология и политология – разные науки: социология исследует социальную жизнь, политология – политическую реальность, политическую жизнь.

Следует отметить, что взаимная связь существует также между социологией и экономическими науками, социологией и правовыми науками, социологией и этикой, социологией и педагогикой. Поэтому можно сказать, что в широком смысле все общественные науки взаимосвязаны и составляют одну совокупную науку об обществе, взаимообуславливают существование друг друга, хотя выделяют различные аспекты исследования.

Источник

Социология и её место в системе современных наук

Чем определяется место социологии в системе научного знания. Смотреть фото Чем определяется место социологии в системе научного знания. Смотреть картинку Чем определяется место социологии в системе научного знания. Картинка про Чем определяется место социологии в системе научного знания. Фото Чем определяется место социологии в системе научного знания Чем определяется место социологии в системе научного знания. Смотреть фото Чем определяется место социологии в системе научного знания. Смотреть картинку Чем определяется место социологии в системе научного знания. Картинка про Чем определяется место социологии в системе научного знания. Фото Чем определяется место социологии в системе научного знания Чем определяется место социологии в системе научного знания. Смотреть фото Чем определяется место социологии в системе научного знания. Смотреть картинку Чем определяется место социологии в системе научного знания. Картинка про Чем определяется место социологии в системе научного знания. Фото Чем определяется место социологии в системе научного знания Чем определяется место социологии в системе научного знания. Смотреть фото Чем определяется место социологии в системе научного знания. Смотреть картинку Чем определяется место социологии в системе научного знания. Картинка про Чем определяется место социологии в системе научного знания. Фото Чем определяется место социологии в системе научного знания

Чем определяется место социологии в системе научного знания. Смотреть фото Чем определяется место социологии в системе научного знания. Смотреть картинку Чем определяется место социологии в системе научного знания. Картинка про Чем определяется место социологии в системе научного знания. Фото Чем определяется место социологии в системе научного знания

Чем определяется место социологии в системе научного знания. Смотреть фото Чем определяется место социологии в системе научного знания. Смотреть картинку Чем определяется место социологии в системе научного знания. Картинка про Чем определяется место социологии в системе научного знания. Фото Чем определяется место социологии в системе научного знания

Объект и предмет социологии

Как и любая научная дисциплина, социология имеет свой объект и предмет исследования. Под объектом понимают ту сферу реальности, которая подлежит изучению, и именно на нее направлен исследовательский поиск. Следовательно,объектом социологии, исходя из названия, являетсяобщество. Но общество исследуется многими дисциплинами, такими как история, философия, экономика, политология и т.д. При этом каждая из названных общественных наук выделяет свои специфические аспекты, свойства объекта, которые и становятся предметом ее исследования. Определить предмет социологии достаточно сложно, поскольку на протяжении всей истории ее развития представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различные взгляды относительно понимания предмета своей науки.

Так,Огюст Конт полагал, что предметом исследования социологии являютсязаконы общественного развития, которые подобно естественным законам в природе должны распространять свое влияние на человеческое общество.

Французский социологЭмиль Дюркгейм в качестве предмета социологии выделялсоциальные факты, под которыми он понимал коллективные привычки, традиции, нормы, законы, ценности и т.д.

Немецкий социологМакс Вебер предмет социологии видел в так называемыхсоциальных действиях, т.е. таких действиях, которые ориентированы на действия (ожидания) других людей.

2.Обобщая разнообразные подходы к рассмотрению предметной области социологии, можем сделать вывод, что в самом широком смыслепредмет социологии — этосоциальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей, их социальных связей и социальных отношений, о

Социология и её место в системе современных наук.

Чтоб иметь право называться наукой, социология должна обладать признаками научного знания – объективностью и нейтральностью. Принято считать, что образцом объективности и нейтральности являются точные и естественные науки, основанные на применении математических методов и принципе доказательности. Очевидно, что гуманитарные науки построены несколько иначе. Может ли социология, исходя из своих исследований выводить столь же универсальные законы?

Для того чтобы уточнить природу законов, которые могут быть открыты социологами, научный мир разделили на три больших категории.

В первую категорию входят физические науки (физика, химия, астрономия и т.д.). объектом их исследований является однородный и простой мир, законы которого выражены в математической форме и могут быть обобщены во времени и пространстве. Например, закон всемирного тяготения применим сегодня так же, как и прошлом веке и в любой стране.

Вторая категория включает в себя естественные науки (биологию, геологию, некоторые области психологии). Эти науки не выводят закономерности, а описывают механизмы и функции живых и неживых организмов. Если они и формулируют закономерности, то ограниченные во времени и пространстве.

Источник

Место социологии в системе наук. Структура социологического знания

Чем определяется место социологии в системе научного знания. Смотреть фото Чем определяется место социологии в системе научного знания. Смотреть картинку Чем определяется место социологии в системе научного знания. Картинка про Чем определяется место социологии в системе научного знания. Фото Чем определяется место социологии в системе научного знания Чем определяется место социологии в системе научного знания. Смотреть фото Чем определяется место социологии в системе научного знания. Смотреть картинку Чем определяется место социологии в системе научного знания. Картинка про Чем определяется место социологии в системе научного знания. Фото Чем определяется место социологии в системе научного знания Чем определяется место социологии в системе научного знания. Смотреть фото Чем определяется место социологии в системе научного знания. Смотреть картинку Чем определяется место социологии в системе научного знания. Картинка про Чем определяется место социологии в системе научного знания. Фото Чем определяется место социологии в системе научного знания Чем определяется место социологии в системе научного знания. Смотреть фото Чем определяется место социологии в системе научного знания. Смотреть картинку Чем определяется место социологии в системе научного знания. Картинка про Чем определяется место социологии в системе научного знания. Фото Чем определяется место социологии в системе научного знания

Чем определяется место социологии в системе научного знания. Смотреть фото Чем определяется место социологии в системе научного знания. Смотреть картинку Чем определяется место социологии в системе научного знания. Картинка про Чем определяется место социологии в системе научного знания. Фото Чем определяется место социологии в системе научного знания

Чем определяется место социологии в системе научного знания. Смотреть фото Чем определяется место социологии в системе научного знания. Смотреть картинку Чем определяется место социологии в системе научного знания. Картинка про Чем определяется место социологии в системе научного знания. Фото Чем определяется место социологии в системе научного знания

Рассмотрев историю развития социологической мысли, мы сделали первый шаг к определению социологии как науки, ее предмета, основных задач и функций. Этой же цели служат и те вопросы, которые вынесены в оглавление данного параграфа. И действительно, не уточнив рамок социологического исследования, его основных структурных элементов, трудно говорить о специфике этой науки, которая в своей теоретической части’ переплетается с философией, а в предметной области имеет ряд общих моментов с другими общественными и гуманитарными науками.

Есть некоторые общие принципы соотношения философии и науки, которые распространяются и на соотношение философии и социологии. Правда, здесь необходимо указать на один весьма важный нюанс. Дело в том, что такой раздел философии, как социальная философия, также имеет социологическую окраску. Поэтому нет никаких оснований противопоставлять социальную философию и социологию, как в равной мере не замечать в теоретической социологии элементов социальной философии. И если теорию понимать как иерархически структурируемую систему знания, то вполне допустимо считать социальную философию высшим теоретическим уровнем социологического знания. Социальная философия конструирует общие принципы социального бытия, законы его функционирования и развития, которые со-

Учитывая сказанное, соотношение между философией и социологией можно было бы представить в виде следующей схемы (рис. 1).

Кроме социологии, общество является предметом исследования и такой науки, как история. Поэтому важно определить как соотношение между этими науками,

так и их совместное отношение к философии. Самое общее различие между историей и социологией заключается в том, что первая изучает прошлое общество с акцентированием на изучении истоков развития, их конкретной реконструкции, а вторая сосредоточивает свое внимание на изучение ставшего общества, на раскрытии его современного устройства и функционирования. Генезис социальных структур также интересует социолога, но в основном для объяснения их современного состояния.

Здесь следует отметить, что вполне самостоятельные науки могут выступать в качестве вспомогательных, если их данные используются как вспомогательный эмпирический материал в каких-либо иных исследовательских областях. В этом плане и социология может выступать как вспомогательная наука для других общественных дисциплин.

Чем определяется место социологии в системе научного знания. Смотреть фото Чем определяется место социологии в системе научного знания. Смотреть картинку Чем определяется место социологии в системе научного знания. Картинка про Чем определяется место социологии в системе научного знания. Фото Чем определяется место социологии в системе научного знания

Особое место среди вспомогательных научных дисциплин как для истории, так и для социологии занимает статистика, которая в социологии (особенно в приклад-

ной) приобретает доминирующее значение, придавая социологии тот конкретно-научный характер, который так импонирует современным исследователям. То же самое можно сказать и про социальную психологию.

Итак, философия, история и социология оказываются родственными дисциплинами по объекту исследования, все они изучают общество с позиции его устройства, развития и функционирования, но каждая схватывает лишь свой ракурс: философия раскрывает общие законы устройства, развития и функционирования общества; история дает конкретную картину реализации этих законов в их движении от прошлого к настоящему; а социология конкретизирует эти общие законы в структуре ставшего общества. Учитывая тот факт, что социально-философские идеи глубоко проникают в структуру теоретической социологии, между ними трудно провести какую-либо демаркационную линию. Поэтому высшие разделы теоретического знания в социологии вполне сопоставимы с философскими реконструкциями. По крайней мере, при анализе основных понятий социологии, таких, например, как: «общество», «культура», «цивилизация», «эволюция», «революция», «прогресс», «регресс», «война», «политический строй», «разделение труда», «класс», «общность» и т.д., очень трудно провести границу между философским и социологическим ракурсами исследования. В сущности, философские интерпретации этих понятий полностью входят в разряд той части социологического теоретического знания, в которой анализируются основные социологические категории и законы.

Итак, мы разобрали соотношение между философией, историей и социологией, что помогает уточнить предмет последней. По крайней мере, общее утверждение о том, что социология есть наука об обществе, не несет никакой информационной нагрузки, кроме чисто этимологической, т.к. это же можно сказать и про историю, и про философию. Эта нагрузка начинает просвечиваться лишь тогда, когда уточняется специфика социологического знания, на что и было указано выше. Этой же цели служит и уточнение структуры самого социологического знания. Общее разделение социологии на тео-

ретическую и эмпирическую в целом верно и отражает логический строй любой научной дисциплины, поэтому здесь нет еще чего-то специфически социологического. Для того, чтобы эта специфика начала проявляться, необходимо уточнение самих этих слоев знания и их соотношения друг с другом в рамках социологического познания. Дело в том, что, наряду с понятием «эмпирическая», в рамках социологического исследования широко используются и такие понятия, как «конкретная», «прикладная», «производственная» и т.д. социология. Причем это отнюдь не синонимы, обозначающие один и тот же объект, а разные типы социологического исследования, имеющие как общие, так и отличительные признаки.

Анализ учебной и научной литературы позволяет утверждать, что общее’ понятие социологии сохраняется лишь на теоретическом уровне, т.е. в той ее части, в которой идет анализ основных понятий, категорий и законов. Как только ученый переходит от анализа общих проблем строения и функционирования общества к решению каких-то частных вопросов (что определяется конкретным местом и временем), то тем самым он переходит от общей социологии к конкретным ее разновидностям. Например, социология социальной стратификации, социальной мобильности, социология группового поведения, социология политики, социология семьи, социология преступности, социология спорта, медицины, труда, экономики и т.д. и т.п.; перечислить конкретные разновидности социологического знания можно, но список получился бы довольно большим, поэтому ограничимся лишь перечисленными примерами.

В чем же специфика конкретной социологии? Последняя определяется прежде всего предметной областью. Общество как бы начинает расчленяться на отдельные звенья, каждое из которых и становится предметом специального социологического исследования. Ясно, что социология семьи, социология политики, социология труда или же социология девиантного поведения отличаются друг от друга именно по своему предмету, что и следует из самого названия той или иной разновидности конкретно-социологического знания.

Можно ли эту форму социологического знания полностью отнести к разновидности эмпирического? Очевидно, что нет. Дело в том, что каждая из выделенных разновидностей социологического знания имеет свой собственный слой теоретического и эмпирического исследования. Поэтому, например, социология семьи или политики имеет свою собственную теоретическую базу и свой эмпирический материал, соответствующий определенному региону, собранный и обработанный по определенной методике.

Познакомившись с такой социологией, человек получает не только общие представления о развитии семей-но-брачных отношений или политических процессах, но и конкретные сведения об этих явлениях применительно к четко обозначенному региону. Например, о семейно-брачных отношениях в Беларуси, России или во Франции; о современной политической жизни США или Англии и т.д. Чаще всего обычного потребителя социологической информации интересуют те процессы, которые происходят именно в зоне его проживания. Поэтому для жителей Беларуси, например, особый интерес будут представлять те конкретные виды социологического исследования, в которых, прежде всего, отражается жизнь Беларуси. Для специалиста же интересен не только конкретно эмпирический материал, но и его теоретическое обобщение.

Таким образом, проблема соотношения эмпирического и теоретического в социологии конкретизируется следующим образом. В рамках конкретно-социологического исследования имеются свои разновидности эмпирического и теоретического знания. В свою очередь, теоретические обобщения конкретно-социологического плана могут стать эмпирической основой для теоретических обобщений более широкого плана, имеющего общесоциологический или даже социально-философский характер. Теории конкретно-социологического плана определяются как теории среднего уровня. Соглашаясь с этим общепринятым названием, следует лишь помнить, что статус этих теорий определяется не предметом, а целями исследования, так как отдельно взятый фрагмент социальной действительности может явиться предметом весь-

ма различных по степени обобщения теоретических систем. Например, семья может стать объектом как конкретно-социологической, так и философской теории. И тогда можно говорить как о социологии семьи, так и о философии семьи (как в равной мере о философии труда, права, искусства, политики, религии и т.д.). Причем по своему логическому статусу философия семьи не будет отличаться, скажем, от философии общества, хотя по объекту исследования они значительно отличаются друг от друга.

Теперь вернемся к анализу понятия предмета социологии. Если брать в расчет какую-нибудь конкретно-социологическую дисциплину (например, социологию семьи), то можно прийти к парадоксальному выводу о том, что ни одна из этих дисциплин не изучает общество как таковое. Изучая, например, семью, и переходя по ступенькам теоретического знания от специальных теорий к философским обобщениям включительно, мы ничего еще не можем сказать о развитии общества в целом, т.к. здесь явно будет недоставать многих звеньев для целостной картины общественной жизни. Точно так же как медик, изучая деятельность какого-либо органа или отдельной клетки, ничего не может сказать о функционировании организма в целом, так и социолог, изучая отдельные фрагменты социального организма, утрачивает его целостность и, в сущности, изучает уже не общество, а только отдельные его части.

Социальность представляет собой особый вид человеческих отношений, который реализуется в семейных, политических, экономических, религиозных, национально-этнических и т.д. отношениях. Экономист, например (как в равной мере политолог или культуролог), изучает экономические отношения объективно, т.е. вне их преломления через призму межличностных, межчеловеческих отношений, как некую особую объективную (внелич-ностную) реальность. Для социолога же эта объективность будет выступать в несколько ином обличье, а именно в обличье человеческих отношений в структуре экономических связей. Вот эти-то отношения и становятся тем инвариантом, который объединяет предметные области всех конкретно-социологических дисциплин и позволяет рассматривать их в качестве частных проявлений общей социологии.

Но на этом анализ структуры социологического знания не заканчивается. Дело в том, что социология, как и любая научная дисциплина, выступает не только в виде фундаментального, но и в виде прикладного знания со своими предметными и целевыми особенностями. Правда, дело здесь усложняется тем, что если в естествознании фундаментальные и прикладные (инженерные) науки имеют собственные названия, например, физика и сопротивление материалов (или теория механизмов и

машин), то в социологии оба вида «выступают под одним общим названием. Прилагательное «прикладная» не всегда строго выдерживается и зачастую опускается, что приводит к тому, что признаки прикладной социологии начинают доминировать и переноситься на характеристику социологии в целом, что несколько искажает реальное положение дела.

Само название «прикладная социология» показывает, что здесь доминирует не столько теоретический (научный), сколько практический интерес, поэтому здесь важны не просто знания, а конкретные деловые рекомендации. Именно поэтому прикладная социология сопоставляется с такими понятиями, как социальная инженерия, социальная технология, социальная гигиена, социальная терапия и т.д. С введением понятия прикладной социологии меняется и понятие предмета социологии, т.к. социальная структура подвергается дальнейшему дроблению. В прикладном исследовании (например, при изучении семейно-брачных отношений) строится не общая социологическая теория семьи, а исследуются специфические проблемы молодой семьи, студенческой семьи или же исследуются проблемы развода, внебрачных семейных связей и т.д., которые могут проводиться по заказу различных управленческих структур. При этом регион исследования может также сужаться, т.е. исследуются семейно-брачные связи, скажем, в отдельном городе или даже районе, на отдельном производстве и т.д.

В прикладном исследовании по-своему решается и проблема соотношения эмпирического и теоретического исследования. Теория здесь используется в готовом виде при составлении программы исследования, при интерпретации основных понятий, при анализе полученных данных, при составлении отчетных документов и т.д. Особую значимость здесь приобретает система эмпирического исследования, благодаря которому добываются исходные эмпирические данные. Разработка методики и техники прикладного эмпирического исследования составляет особую задачу такой разновидности теоретического знания, которое именуется методикой и технологией социологического исследования. О научном статусе

прикладных социологических исследований говорит тот факт, что они проводятся в основном в рамках научных учреждений (научно-исследовательских лабораторий, групп, центров, институтов и т.д.) и реализуются в виде аналитических записок и научных отчетов.

Но введение такой разновидности социологической деятельности еще больше усложняет вопрос о предмете социологии, т.к. социальные явления здесь могут дробиться до бесконечности, например, изучение текучести кадров может быть проведено на заводе, в цехе, в смене, в бригаде. Результатом такого исследования является, как правило, установление какого-либо отдельного факта, имеющего не научное, а чисто практическое значение. Примерно так же, как во врачебной практике устанавливается диагноз. Единственным интегрирующим фактором и здесь остается выявление социального элемента, или человеческого фактора.

Чем определяется место социологии в системе научного знания. Смотреть фото Чем определяется место социологии в системе научного знания. Смотреть картинку Чем определяется место социологии в системе научного знания. Картинка про Чем определяется место социологии в системе научного знания. Фото Чем определяется место социологии в системе научного знания

Таким образом, мы установили, что социология не представляет собой некое однородное образование с одним предметом, одними задачами и функциями, а выступает как сложная система знания, каждый элемент которой конкретизирует общее представление о предмете науки, методах исследования и способах его оформления. Эту систему социологического знания можно схематично изобразить на рис. 3.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *