Чем определяется масштаб личности
Масштаб личности определяется целями, которые ставит человек
Знаете, чему меньше всего уделяют внимание при поиске работы, отборе сотрудника себе в команду, партнёра в бизнес или клиентов? Системе ценностей человека и его масштабу, если речь идёт о конкретном человеке, и особенностях корпоративной культуры, и масштабу деятельности, если речь идёт о компании.
Я называю систему ценностей системой координат: все решения, которые человек принимает, он принимает, находясь в определённом поле, задающем некие границы.
Обычно мы смотрим на прямые и косвенные выгоды, которые можем получить от возможного сотрудничества: зарплату, принадлежность к бренду, соответствие имеющихся компетенций требуемым, наличие необходимого опыта и связей, финансовые запросы кандидатов и возможности работодателей/партнеров.
Это характеристики, которые довольно легко проверить, и чаще всего именно на их оценке принимается решение о приёме на работу, сотрудничестве. Но чуть позже начинает проявляться то, на что пытаешься закрыть глаза или не замечаешь вовсе.
У меня как-то был случай, когда приняла к себе в команду девушку, грамотность речи которой оставляла желать лучшего. Все остальное «вроде бы было ничего», и человек был срочно нужен, поэтому я остановила свой выбор на этой кандидатке. Спустя какое-то время я вынуждена была расстаться с ней: всплыли несколько качеств, которые никак не сочетались с нашей работой. Грамотность, по сути, была отражением этих качеств, и если бы я заранее протестировала себя на свои ценности, то выбор сразу же, при приёме, был бы другим. Потому что грамотность для меня — это одна из ценностей, за которой стоят внимательность к деталям, уважение к людям, кругозор, ориентация на качество, отношение к делу.
Точно так же ценности работают и в отношении выбора бизнес-партнёра. Человек может обладать ресурсами, очень полезными для ведения бизнеса, быть супер-экспертом в каких-то вопросах, но принципы, которыми он руководствуется по жизни, могут сильно не совпадать с вашими, а, значит, продуктивной работы и ярких результатов не будет. К примеру, для вас неприемлемо зарабатывать деньги любым путём, а ваш партнёр, наоборот, считает, что единственный критерий успешности бизнеса — это прибыль. А потому не считает зазорным привлекать к работе сомнительных партнёров или недоплачивать сотрудникам, мотивируя, что он же хозяин — как решил, так и будет.
Отдельно хочу сказать о масштабности. На этот критерий вообще мало обращают внимание, а он — один из принципиальных в выборе людей и компаний для сотрудничества. Что я имею в виду, говоря о масштабности?
Масштаб личности определяется целями, которые ставит человек, и результатами, которых он добивается. Не желаниями, высоким уровнем информированности о чем-то — проще говоря, не размером «понтов», а реальными действиями, которые человек совершает, чтобы решить ту или иную проблему.
Много ярких примеров «масштабных» личностей можно увидеть, просматривая ролики TED. Это люди, которые меняют мир, расширяют границы сознания, занимаясь своим небольшим делом, но выполняя его по-другому, на качественно другом уровне, как бы «с высоты».
То же самое верно и для компаний. Есть федеральные и транснациональные компании, масштаб которых определён в том числе их размером, технологиями, которые они используют, качеством принимаемых решений.
Есть региональные компании, у которых цель-заработать деньги, которых «на жизнь хватает». Но есть и те, которые заявляют о себе гораздо «громче» других, и подкрепляют свои амбиции серьёзными результатами, которые признаются далеко за пределами региона. Это разный уровень масштабности компаний.
Распространённой ошибкой кандидатов и работодателей является то, что масштаб компании и кандидата не учитываются. Когда кандидаты, работающие в международных компаниях и «заточенные» на определённый масштаб, технологичность, начинают рассматривать предложения от локальных компаний. Крайне редко такие эксперименты бывают удачными. Другого типа люди в них работают, другая корпоративная культура, другой менталитет. Если не учитывать этот факт при поиске сотрудника, мало шансов, что сотрудничество принесёт успех и удовольствие обеим сторонам.
Аналогичная ситуация при выборе партнёра в бизнес. Если для одного из партнёров за словосочетанием «социальная ответственность» стоит конкретный ряд действий, а для другого — это только модная строчка на сайте или визитке, то вряд такое партнёрство будет результативным. Приоритеты в принятии решений всегда будут расставляться по-разному, а, значит, приниматься они будут долго и мучительно, и от этого будет страдать весь бизнес, клиенты и сотрудники.
Как можно определить ценности и масштабность человека и компании?
Конечно же, для начала нужно определиться со своими ценностями, чтобы было с чем соотносить.
С одной стороны, можно понаблюдать за ним: о чем он говорит, что делает, как принимает решения.
С другой, — можно обсудить это напрямую. Это бывает очень полезно всем сторонам. Вот примерный перечень вопросов, которые помогут вам понять свои ценности и ценности другого человека.
Задать себе вопрос: «А смогу ли я это принять? Зачем мне это?» И честно на него ответить.
Иногда мы можем увидеть возможность для реализации какой-то своей ценности в том, что другой человек или компания делает не так, как вы, исходя из своей системы координат. И тогда такое сотрудничество возможно, оно не будет вызывать у вас внутреннего конфликта, который всегда выливается во внешний.
Несколько лет назад у меня был отличный кейс на тему ценностей, когда я в процессе работы с компанией-клиентом поняла, что намерения, которые они заявляют миру, сильно отличаются от их истинных целей. Был некоторый период непростых размышлений с моей стороны — сохранять наше сотрудничество или нет, потому что для меня важна чистота намерений партнёров. На одной чаше весов были мои принципы, на другой — финансы, новые профессиональные возможности для меня. Я приняла решение оставить сотрудничество, когда пришло понимание, что если не я, то эту задачу решит кто-то другой, и не факт, что гораздо эффективнее для ситуации в целом. А ещё я увидела, что сохранив партнёрство, я помогу большому количеству людей, которых мы трудоустраивали, улучшить качество своей жизни. По крайней мере, у них появится такой шанс, а воспользуются они им или нет-это уже их дело.
Система ценностей и масштабность личности и компании — это не гранитная статуя на века. Это то, что меняется и развивается, но при условии, что результаты, которые получают, начинают не устраивать самих обладателей, то есть человека и компанию. Но если они полностью удовлетворены, тогда вам проще найти «свою стаю», тех, кто любит и ценит то же, что и вы. Насильно изменить систему ценностей другого человека или компании невозможно.
Масштаб личности
Масштаб вашей личности определяется величиной проблемы, которая способна вас вывести из себя. Зигмунд Фрейд.
Люди различаются в зависимости от масштаба выполняемой ими деятельности.
В том, что человек в своей жизни (или на отдельном ее этапе) реализует тот или иной масштаб деятельности, известную роль играет случайность, но основным все-таки является личностный фактор. Поэтому необходимо говорить не только о масштабе деятельности, но и о масштабе личности.
Под масштабом личности понимается вся совокупность тех психологических качеств, которые определяют характеристики выбора задачи, процесса ее решения и, таким образом, деятельность того или иного уровня. Масштаб определяется целями, которые ставит человек, и результатами, которых он добивается.
За результатами стоят мотивы, потребности, способности, талант, знания, опыт и другие личностные и иные важные качества. Поэтому психологические характеристики, лежащие в основе процесса целеполагания, планов и действий, составляют основу масштаба личности. Таким образом, основным индикатором масштаба личности являются цели, которые человек ставит и реально стремится достичь в своей деятельности [стратегия].
Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень. Альберт Эйнштейн.
Один ищет способ решить конкретную задачу и тратит на это все свои ресурсы, а неблагоприятные условия внешней среды, которые мешают более эффективному решению, воспринимает как данность. Другой понимает узость границ возможного решения, обусловленных внешней средой, и все свои ресурсы переключает на изучение этой проблемы и на поиск способов ее решения. Это иной уровень понимания проблемы и интересов в текущей ситуации, а значит будут расширены границы подхода к решению задачи, поставленной иначе.
Наиболее точным и объективным показателем масштаба личности человека является уровень общественно признанных результатов деятельности. Для того чтобы активные действия по достижению цели привели к положительным результатам, необходима правильная ориентация субъекта в проблеме, конкретной ситуации и факторах, влияющих на нее. При этом глубина и системность проработки решения задачи зависят от уровня компетенций и интеллекта. Эти же качества обусловливают умение увидеть перспективы дальнейшей работы над решенной задачей.
Очень важно понимать, что масштабные личности мыслят более крупными и более комплексными категориями: морально-этическими, гуманитарными.
Таким образом, масштаб деятельности личности определяется уровнем целей, уровнем активности и решительности, что является характеристиками амбициозности, а также границами содержательной ориентировки в ситуации, которые зависят от интеллекта и компетенций человека, и реальными результатами, достигнутыми человеком и нашедшими признание, желательно при жизни, у других людей.
Необходимо подчеркнуть, что масштаб личности определяется не желаниями, а действенными целями, которые человек ставит самостоятельно, не копируя их у других. Поэтому если он меняет цели, повышает их уровень и лучше структурирует, не снижая активности в их реализации, значит, идет процесс прогрессивного изменения масштаба личности. Увеличение масштаба целей осуществляется через усложнение и расширение границ среды.
Типы масштабов личности.
Эти три основных масштаба личности можно назвать гармоничными, так как уровень одной характеристики соответствует такому же уровню другой.
Вместе с тем выделяются еще два ярких негармоничных масштаба личности, в которых уровень одной характеристики не соответствует или даже противоречит уровню другой.
Один из них представляет собой сочетание низкого уровня амбиций и высокого уровня интеллектуального потенциала. Его можно назвать псевдомалым масштабом (ПММ); т.е. ложно или мнимо малым. Низкий уровень характеристики, определяющей внешнюю активность субъекта, скрывает высокий уровень его интеллектуальных качеств.
Второй, противоположный тип негармоничного масштаба личности можно назвать псевдобольшим масштабом (ПБМ); он представляет собой мнимо большой масштаб, сочетающий высокий уровень амбиций и низкий уровень интеллектуального потенциала личности. Такие субъекты при первом восприятии (иногда даже и при достаточно длительном наблюдении) производят впечатление личностей крупного масштаба, не будучи таковыми по своим способностям и реальным результатам деятельности.
Псевдомалый масштаб личности среди руководителей встречается редко. Проблема работы с такими руководителями состоит в том, что у них по каким-то причинам недостаточен интерес к управленческой деятельности, поэтому, чтобы они реализовали свой высокий интеллектуально-профессиональный потенциал, для них необходимо создавать соответствующие мотивационные условия.
Псевдобольшой масштаб личности в отечественном руководстве встречается значительно чаще. Это обусловлено тем, что идеология и принципы командно-плановой экономики создавали благоприятные условия для служебного продвижения таких людей. Большие амбиции, энергия, самоуверенность, активность даже при наличии большого количества ошибок позволяли добиваться конечной цели. В условиях, когда стоимость затрат на достижение целей учитывалась слабо, а при оценке заслуг руководителя часто вообще забывалась, псевдобольшой масштаб личности ассоциировался с успешностью. В рыночной экономике руководители псевдобольшого масштаба вряд ли могут рассчитывать на успех. В переходный период этот тип псевдоруководителей таит в себе большие опасности для преобразований.
Факторы развития масштаба личности.
Масштаб личности формируется в течение всей жизни, но на разных возрастных этапах с разной динамикой. Наиболее существен его рост в период обучения и профессионального становления. Это соответствует возрастному периоду примерно в 18-35 лет. Противоположные процессы, связанные со снижением масштаба личности, относятся, как правило, к более позднему возрасту.
Формирование, рост, а также снижение масштаба личности определяются одними и теми же факторами:
Внутренние факторы являются более закономерными, внешние же содержат элемент случайности. Для роста масштаба личности необходимы те и другие. Без определения типа личности, используя любую из удобных типологий, формирование масштабной личности в большей мере будет зависит от случайностей.
Важным фактором развития масштаба личности является открытый разум, потребность в творчестве и самовыражении, способность приобретать и использовать релевантные целям навыки и компетенции, добиваться успеха в разнообразных сферах деятельности.
Масштаб личности определяется целями, которые ставит человек, и результатами, которых он добивается. Масштаб личности определяется не желаниями, а действенными целями, которые человек ставит самостоятельно, не копируя их у других. Поэтому если он меняет цели, повышает их уровень и лучше структурирует, не снижая активности в их реализации, значит, идет процесс прогрессивного изменения масштаба личности.
Масштабность личности
Большинство людей живут, словно бабочки-однодневки. Их временной масштаб настолько мал, что они не воспринимают и не понимают процессов, выходящих за пределы суточного цикла. «Дайте мне сегодня достаточно средств, чтобы я сделал такое-то дело, обеспечил себя на сегодня и немного отложил на завтра, и ещё кое-что оставил детям…». Вот мышление бабочки-однодневки! Человек с таким типом мышления не в силах понять задач общества, Земли, а тем более принципов эволюции Космоса – всё это находится за пределами его сознания.
В новой эпохе нужны личности, способные мыслить стратегически, глобально, оперируя понятиями «век», «континент», «цивилизация», «вселенная»… Проще говоря, нужны люди, думающие масштабно! Причём масштабность этих людей должна постоянно прирастать!
Именно такие люди реализуют масштабные проекты, творят историю, именно они и определяют эволюционный путь. Поэтому масштабность – непременная черта Предпринимателя Жизни.
Если о психическом и духовном развитии личности говорят и пишут много, то о развитии масштаба практически не услышишь. А почему? Чтобы говорить об этом, нужно уйти от мировоззрения бабочки-однодневки и понять, что такое масштабность. Пока ещё мало тех, кто осознаёт насущную необходимость масштабного мышления, а ещё меньше тех, кто живёт и действует масштабно. Наличие больших денег и высокой власти ещё не говорят о масштабности личности – чаще всего, наоборот – за красивым антуражем кроется мелкая личность.
Бывает и по-другому: внутренне человек богат, и масштаб его личности в потенциале огромен, но занимается он мелкими делами и, как говорят, «стреляет из пушек по воробьям». Ведь никто не учит нас масштабности, и масштабность личности не учитывается при устройстве на работу. Нет достоверных критериев… Да и мало кто вообще задумывается об этом – лишь бы деньги были хорошие и место тёплое.
В одной организации я познакомился с ярким руководителем, который пришёл в неё недавно, и, несмотря на короткий срок своей работы, успел сделать много хороших преобразований. Этот интересный человек творчески подходил ко всему, за что брался. Я убедился в этом, когда он так же творчески подошёл к выполнению нашей просьбы.
Я там находился несколько дней и как-то услышал сетования его секретаря по поводу сложившейся ситуации. Новому руководителю в его деятельности откровенно мешал заместитель – дело дошло до прямой конфронтации. А убрать заместителя руководитель не мог ввиду того, что организация государственная и в ней существует определённая система кадровых отношений, сложившаяся иерархия.
Довольно часто случается, что согласия между руководителем и его ближайшими помощниками нет. В частных структурах всё решается просто, путём замены, но это решение оказывается неэффективным, потому что не устраняется сама причина ситуации, и на смену одному «мешающему» приходит другой. А в государственных организациях что-то изменить ещё сложнее.
Мне этот руководитель был симпатичен, и я решил помочь ему. Я спросил его, какова предыстория, как возник конфликт. Он довольно подробно рассказал всю историю их взаимоотношений, но я никак не мог уловить начало процесса и причину острой ситуации. Я решил узнать, не складывались ли у него подобные ситуации на предыдущих местах работы, где он тоже занимал руководящие должности. Он с видимой неохотой и уже менее подробно, даже скупо, подтвердил, что на предыдущей работе конфликт с заместителем тоже был, и расстались они очень плохо. Но через какое-то время они созвонились, встретились и помирились.
Я задал вопрос, бывали ли подобные случаи ещё? Он подумал и вспомнил ещё одну подобную ситуацию. И я понял, что история, происходящая сейчас, повторяется в его карьере в третий раз. Дальше уже выяснять смысла не было – всё стало ясно. Три повторения одной и той же ситуации означают, что причина – в нём самом.
Только что же это за причина? Как я уже говорил, он – энергичный и творческий человек, его деятельность действительно высокоэффективна. Видны конкретные результаты его работы – они впечатляют. Он – человек добрый, уважительно относится к людям, стремится всё делать для своих подчинённых, заботится о них. Почему же рядом с ним каждый раз появляется человек, который явно сопротивляется его добрым начинаниям и даже вступает в борьбу?
Как правило люди, окружающие вас, – это зеркала, показывающие реальный ваш портрет.
Эту простую истину мало кто вспоминает. Так вот, рядом с замечательным человеком оказывается мелкая посредственность, причём в третий раз – почему? А это зеркало показывает потенциально масштабному мужчине, что он мелок в своей деятельности, не раскрывает свой масштаб, не реализует его.
Каждый человек стремится заниматься реальными делами, но для каждого – своя реальность. И эта реальность определяется масштабом его мышления. Если человек обладает обывательским мышлением, то уровень его быта и есть его реальность. Всё остальное находится за её пределами. Он так и говорит: «Это ерунда! Это нереально! Этого не может быть!». Отсюда важный вывод:
Величина дел зависит не от имеющихся ресурсов человека, а от масштаба его мышления. Ресурсы вторичны!
Можно привести множество примеров того, как люди, вступающие в жизнь с одинаковыми ресурсами, добивались совершенно разных результатов. И нередки случаи, когда большой начальный ресурс уходит в песок, а старт с маленького ресурса приводит к огромным успехам. Самый простой пример: начальный ресурс выпускника с золотой медалью или с красным дипломом значительно больше, чем у других, но что мы имеем в результате? «Троечники» зачастую оказываются впереди!
Масштабность человека определяется тем, как он мыслит, говорит и действует: в масштабе себя, семьи, рода, страны, человечества.
Если человек думает только о себе и всё делает для себя – он всего лишь маленький ребёнок ясельного масштаба. И не важно, что у него борода, что он родил нескольких детей, имеет научные степени, огромные денежные средства… В действительности это маленький, обидчивый ребёнок, психически ещё не созревший человек. И таким он может быть всю жизнь.
Чуть более взрослым является тот человек, у которого интересы ограничены семьёй. Он живёт в масштабе: «Посадить дерево, построить дом, родить ребёнка». Это распространённое обывательское мировоззрение. И интересы у такого человека детсадовского уровня соответствующие – телефон новейшей модели, модная машина, жена-модель, дом в престижном месте…
Ещё чуть повзрослев, человек, глядишь, начинает серьёзно думать о родителях и родственниках. Это уже следующий масштаб – школьника-подростка. У такой личности соответствующие интересы и ресурсы. Психика подростка ещё не устоялась, этот возраст называют трудным. И вот в таком психическом состоянии находится в нашей стране большая часть пришедших во власть и в бизнес. Отсюда и у страны – «трудный возраст»…
Поговорим о следующем масштабе личности – когда человек думает о себе, о своей семье, родных, о своем роде, своей стране и о том, что он может сделать для них. Это уровень юноши. В юношеском психическом состоянии тоже есть свои особенности – максимализм, прожектёрство, эмоциональность… Такой человек, например, искренне желает делать добро, но ему не хватает масштаба, он не в состоянии увидеть реальную картину, и всё у него складывается по пословице: «Хотел, как лучше, а получилось, как всегда». Таких людей тоже много. Всё это «психически не рождённые» люди. Их в нашем обществе более шестидесяти процентов.
И вот только когда человек думает о себе, о своей семье, родных, своем роде, своей стране, родине, о планете в целом, и когда делает для них все, что может – это зрелый человек. Для него Земля – это дом, о котором нужно заботиться, беречь его. Академик Андрей Сахаров говорил: «Я ответствен за всё, что происходит в мире!» И он не только так думал и говорил, но и так жил.
Когда мысль, слово и дело находятся в одном масштабе и этот масштаб глобален, только тогда человек может называться истинно взрослым. Это и есть первая ступень масштаба Предпринимателя Жизни.
Отсутствие масштабного мышления приводит к тому, что человек не может вершить большие дела, даже если он обладает государственным ресурсом. Человек действует только в границах своего понимания. Он не может оперировать большими категориями, потому что они находятся за пределами его сознания. И нравственные качества здесь не имеют значения. Честные, но не масштабные, будут разрушать большие дела, даже не понимая этого, искренне считая, что они творят добро.
Это свойство эффективно используют некоторые силы для того, чтобы развалить то или иное государство. Во власть продвигаются люди мелкого масштаба, которые в принципе не могут осознать глобальные вещи. Их пиарят, раскручивают, создают им имидж добрых, душевных, умных и т. д. Иногда они ещё и обладают этими качествами. И вот такие люди, нацеленные на то, чтобы делать добро, приходят к власти, и – всё… Больше врагам делать ничего не нужно – дальше эти взрослые дети сами развалят любое, самое мощное государство. Таким путём развалили СССР, переформатировали страны Восточной Европы, страны Балтии, Грузию, Украину и т. д. Такая же картина наблюдается в экономике, в бизнесе.
Основная масса людей – «обычные», «средние», «маленькие» люди. Их масштаб мышления – личные и семейные интересы. Их сильно заботит состояние своего кошелька, а вот состояние страны и общества их не беспокоит вовсе. То, что они поговорят на эти темы, осудят правительство и президента, ни о чём не свидетельствует – это так, одни разговоры, без понимания вопроса, без необходимой глубины.
Во все времена к власти приходили, в основном, люди с мелким масштабом и, имея в руках огромные ресурсы целого народа, творили беспредельные вещи.
Об этом красочно написал Валентин Пикуль в книге «Слово и дело». Бироновщина процветает и сейчас. Коридоры власти заполнены людьми с детской психикой, а ведь они распоряжаются огромными ресурсами страны. Они борются за власть, стремятся быть популярными, ищут личных выгод и обогащения, и глобальные задачи им просто неведомы.
Рассматривая ситуацию, сложившуюся в бизнесе, с позиций масштабности мышления, можно многое понять. Практически все сегодняшние богачи, играющие яхтами, супермашинами, лошадьми, клубами и другими «прибамбасами» – это люди, не вышедшие в своём мышлении из детского сада.
Сегодняшний бизнес выглядит так: одни дети обманывают и грабят других детей. Все стремятся отобрать друг у друга игрушки.
Являясь свидетелями огромных, принципиальных преобразований в мире и в России, многие стремятся думать о судьбе страны, о социальных, экономических и политических процессах. И не только думать, но и что-то делать. Благородный патриотизм, конечно, похвален. Они действительно хотят помочь людям, России, но почему так низка эффективность их действий? Ведь таких людей много, их порыв силён, почему же нет глобальных результатов?
Каждый, действуя в своём узком секторе, считает, что решит проблему в целом. Мелкий масштаб мышления мешает подняться над частностями и увидеть действительно целое. И поэтому эффективность таких действий составляет доли процента. Людям нужно забыть об амбициях, отойти от узкого взгляда на проблему, увеличить масштаб своего мышления и увидеть в целом весь организм общества. Надо заниматься не столько лечением отдельных его органов, сколько оздоровлением всего организма! Человеку и обществу нужно помочь вести здоровый образ жизни! Заложить в основу жизни высокодуховные принципы. Вот куда надо направить усилия людей и государственных ресурсов.
Многие, интуитивно чувствуя необходимость действовать более масштабно, направляют усилия на пожертвование храмам… Это тоже свидетельствует о невеликом масштабе мышления и мало влияет на оздоровление общества. История показала, что высокая религиозность не спасает общество от внутренних и внешних проблем. Весь период нашей истории после Крещения Руси изобилует постоянными войнами и социальными катаклизмами. Так же обстояли дела и в других странах. Значит, религиозный масштаб мышления не приведет к построению мирной и счастливой жизни.
Честно посмотрев на себя и на других, можно увидеть и путь выхода из этой ситуации. Человек должен развиваться, его масштаб – расти.
В Библии есть слова, верно описывающее наше время: «И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным даётся успешный бег, не храбрым – победа, не мудрым – хлеб, и не у разумных богатство, и не искусным – благорасположение, но время и случай для всех» (Екл. 9–11). Судя по этим словам, подобная картина наблюдалась всегда. История великих завоевателей и правителей всех времён и народов подтверждает это. Но пора не отдельным людям, а человечеству в целом повзрослеть, и тогда мир изменится.
России, миру очень нужны люди, думающие масштабно и делающие масштабные дела, живущие по принципам: «Думай о Родине, как о себе!», «Действуй для Земли, как для себя!»
Мы подняли планку Предпринимателя Жизни высоко, но это не надуманная высота – время сейчас требует именно этого. И ниже уже никак нельзя, так как иначе жизнь и деятельность человека оказываются в зоне риска, страданий и проблем. Жить в страхе за себя, за детей, за планету больше нельзя. Человек разумный исчерпал свои возможности и довёл себя и планету до плачевного состояния.
На смену человеку разумному пришло время человека осознающего – осознающего себя более глубоко и объёмно и опирающегося на такие принципы жизни, которые ведут к счастью, успеху и творческой деятельности здесь, на Земле.
Почему мир находится в таком сложном и неустойчивом состоянии? Где располагается нижняя точка неустойчивости? Если мы посмотрим вокруг, то увидим, что мир неустойчив из-за самого человека. Именно он ответствен на Земле за те процессы, которые и создают дисгармонию жизни. Его сознанием, его картиной мира, его духовно-нравственной основой определяется жизнь его самого и цивилизации в целом. И, судя по результатам, в этой глубине и находятся корни проблем человека и общества. Поэтому так актуален в настоящее время вопрос о создании современной духовно-нравственной основы отношения человека к себе и к Миру.
Духовно-нравственная основа отношения человека к себе и к Миру складывается из многих факторов. Вот некоторые из них:
? понимание того, что есть любовь;
? понимание того, что есть человек;
? понимание ролей мужчины и женщины;
? понимание смысла жизни;
? естественная система ценностей;
? отношение к Земле как к живой планете;
? новые принципы деятельности;
? новое понимание денег и другие.
И здесь всё происходит по принципу «как мы думаем, так мы и живём». Если в глубине сознания уложена современная картина жизни, то действия человека хорошо согласуются с настоящим временем, и у него всё идёт прекрасно. Если же в какой-то части этой картины есть изъян, какой-то старый, неработающий сегодня элемент, то в жизни будут присутствовать проблемы в зависимости от величины изъяна. Отсюда и огромная важность создания современной, цельной и счастливой картины жизни.
В начале книги мы вспомнили об образе Реки Жизни, и вот здесь ещё раз о нём скажем. Предлагаемая духовно-нравственная основа отношения человека к себе и к Миру позволяет Предпринимателю Жизни находиться в центральной части потока жизни, в самой стремнине. И чем больше мировоззрение человека соответствует этой духовно-нравственной основе, тем ближе к центральному потоку течёт его жизнь. Это позволяет быть динамичным, наиболее эффективным, быстро достигать желаемых результатов и, главное, находиться при всем том в состоянии полного счастья и наибольшей радости.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
2.7. Смысловая регуляция как конституирующая функция личности. Смысл в структуре личности
2.7. Смысловая регуляция как конституирующая функция личности. Смысл в структуре личности Будучи личностью, человек выступает как автономный носитель и субъект общественно выработанных форм деятельностного отношения к миру (подробнее см. Леонтьев Д.А., 1989 а). Это качество
ЛЕКЦИЯ № 4. Представление о структуре личности в различных психологических теориях. Факторный анализ в изучении личности
ЛЕКЦИЯ № 4. Представление о структуре личности в различных психологических теориях. Факторный анализ в изучении личности Существует ряд психологических теорий, описывающих структуру личности. Русская и советская психологическая школа представлена в работах И. П.
ЛЕКЦИЯ № 5. Ролевые теории личности. Понятие о структуре личности как совокупности социальных ролей
ЛЕКЦИЯ № 5. Ролевые теории личности. Понятие о структуре личности как совокупности социальных ролей Ролевая теория личности – это подход к изучению личности, согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею (интернализация) или вынужденно
Масштабность мышления
Масштабность мышления Высокий рост людей сатурнианского типа дает им одно существенное преимущество – взгляд сверху. С логической точки зрения, факт высокого роста не должен оказывать существенного влияния на способ мышления человека. Ведь что особенного может дать
5 Личности не любят — личности чего-то хотят
5 Личности не любят — личности чего-то хотят Когда маски сброшены, люди часто чувствуют обиду и разочарование, — но многие пары выдерживают такое испытание, не распадаются. Партнеры все еще чего-то хотят друг от друга и думают, что могут получить желаемое. Многие
19. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
19. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ Направленность личности – это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека.Она имеет определенные формы и характеризуется некоторыми качествами.Уровень – это общественная
33. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. ФОРМЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
33. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. ФОРМЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ Личностью не рождаются, ею становятся. Становление личности происходит в ходе ее социализации, социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе
Направленность личности. субъективные отношения личности[24]. Б. Ф. Ломов Несмотря на различие трактовок личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: как
Миф личности
Миф личности Очень важный момент – это миф вашей личности.Вы знаете, что вы лучше всех, но почему? Да, у вас трудности, но и у других – трудности. Ваша жизнь полна опасностей, но у и других, может быть, опасностей не меньше. Вы живете по регламенту, но и многие другие тоже
Передача психических состояний от личности к личности
Передача психических состояний от личности к личности В процессе взаимодействия родители и подростки неразрывно связаны друг с другом. Они проявляют себя в совместном общем эмоциональном поле, в котором прежде всего видны их психические состояния.[50] К ним относятся
52. Тип личности
52. Тип личности В настоящее время принято выделять четыре основных типа темперамента:1) сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиник;2) сильный, уравновешенный, малоподвижный – флегматик;3) сильный, неуравновешенный – холерик;4) слабый, неуравновешенный – меланхолик.
ЧАСТЬ II. КОМПЛЕКСНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Глава 1 Психологические операции как комплексные организационные технологии тайного принуждения личности
ЧАСТЬ II. КОМПЛЕКСНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Глава 1 Психологические операции как комплексные организационные технологии тайного принуждения личности 1.1. Активизация и основные сферы использования комплексных организационных
§ 1. Понятие личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности
§ 1. Понятие личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства
Личности
Личности Чем отличается личность от серой массы? Прежде всего, нонконформизмом. Но там есть баланс. Серая масса — это масса конформистов, т.е. людей, которые со всем соглашаются и всех слушают, и если их не тряхнёт, они из колеи не выберутся. Но и жёсткие нонконформисты тоже