Чем определяется двойственная сущность государства
Чем определяется двойственная сущность государства
Сущность государства определяется социальным назначением, природой государства.
Рассмотрим классовую природу государства. Государственная власть для правящей элиты является мощным средством реализации и защиты своих собственных интересов, подчас через подавление всех остальных слоев населения. Последнее может осуществляться в форме прямого насилия или пропагандистского навязывания своей воли большинству населения через средства массовой информации (СМИ). Недаром сегодня всё чаще СМИ называют четвёртой властью.
В качестве правящей элиты могут выступать класс, династия, политическая партия, единоличный деспот с приближенными (С. Хусейн, М. Каддафи и др.). Классовый характер в наибольшей степени присущ деспотическим, тоталитарным государствам. Демократические государства также не могут избежать классового элемента в своей природе. Однако демократия предполагает наличие механизмов, позволяющих ограничивать и контролировать узкоэгоистические притязания правящей элиты.
Рассмотрим общесоциальную природу государства. Любому, особенно демократическому, государству присущ надклассовый характер. Поэтому государство в той или иной степени осуществляет и защищает общие, коренные, долговременные интересы всего населения.
Таким образом, государство призвано одновременно выполнять как сугубо классовые задачи, так и общие дела, вытекающие из природы всякого общества.
Одним из показателей прогресса цивилизации является историческое движение от классовой к общесоциальной природе государства.
Сущность государства обусловливается объективной закономерностью: при несовпадении, противоречивости текущих, частных интересов в обществе существует единство коренных, долговременных интересов всех членов общества. Это так называемое общее благо, которое призвано выразить и реализовать государство. Общее благо определяется в результате согласования индивидуальных и коллективных интересов всего населения по коренным вопросам жизнедеятельности общества и государства. Общее благо, сформулированное и реализуемое на общемировом уровне, в масштабах человеческой цивилизации, определяется категорией «общечеловеческие ценности», которая сегодня в развитых государствах вышла на первое место.
Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» (с изменениями от 10 августа 1994 г., 29 ноября 1996 г., 19 июля 1997 г., 24, 31 июля 1998 г., 31 мая 1999 г., 5 августа, 7 ноября 2000 г., 24 марта, 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 30 июня 2003 г.) // «Российская газета» от 4 мая 1993 г.
Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с изм. и доп. от 11 ноября 2003 г.) // «Российская газета» от 5 июня 2002 г.
Алексеев С. С. Проблемы теории государства и права. М., 1987.
Андреев И. Л. Происхождение человека и общества. М. 1988.
Переломов Л.С. Конфуций и доктрина разделения властей // Государство и право. 1997. N3.
Салыгин Е. Н. Теоретические тенденции современной государственности. //Общественные науки и современность. 1996. № 6
Тихомиров Ю.А. Государственность крах или воскрешение. // Государство и право. 1992.
Универсальное и национальное в концепции разделения властей. Вестник МГУ. Серия 12. 1993. N3.
Энгельс Ф. «Происхождение семьи, частной собственности и государства. // Маркс К. Энгельс Ф. Соч. т. 27.
Теория государства и права
Материал приведен в соответствие с учебной программой курса «Теория государства и права». Используя данную книгу при подготовке к сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины; сосредоточить свое внимание на основных понятиях, их признаках и особенностях; сформулировать примерную структуру (план) ответов на возможные экзаменационные вопросы. Данная книга служит пособием для успешной сдачи экзаменов.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Тема 3. Понятие, признаки и сущность государства
3.1. Понятие и признаки государства
Рассмотрим основные признаки государства.
1. Государственная территория — часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства. Понятие территории государства включает в себя четыре взаимосвязанных элемента: наземное пространство, ограниченное государственной границей, а также недра, полезные ископаемые и континентальный шельф; водное пространство, включающее в себя реки, моря и иные внутренние воды, находящиеся в пределах государственной границы, а также 12-милевая морская зона и подводное пространство глубиной в 2 морские мили; воздушное пространство, представляющее собой воздушный столб, граница которого пролегает на предельной высоте сверхзвукового самолета; экстерриториальная зона и имущество, приравненное к территории государства (посольства и консульства, а к имуществу — автомобили, имеющие специальные дипломатические номера или идущие под флагом государства, все военные объекты, морские суда, космические и воздушные суда (весь грузовой воздушный транспорт, а пассажирский только в том случае, если там находятся граждане только этого государства; кабина пилота безусловно является территорией государства) и т. д.).
2. Наличие публичной (государственной) власти, выделенной из общества, не передающейся по наследству (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, имеющим публично-властные полномочия и выполняющим функции управления и руководства, охраны экономического, социального и политического строя). Государственная власть — разновидность социальной власти. Социальная власть — это присущее всякой общности людей отношений господства и подчинения между субъектами, основанное на воле, авторитете, подчинении, регламентирующих актах. Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Характерными чертами государственной власти являются: публично-политический характер, который подкрепляется силой и авторитетом права; суверенность (независимость от иных видов властей); легитимность (принято различать четыре типа легитимности — традиционный (выделяют геронтологическую — власть старейшин), патриархальный (власть вождя племени), харизматический (основана на личной преданности людей вождю), рациональный (базируется на демократических процедурах власти)).
3. Политическая организация власти, отражающая интересы доминирующих слоев общества. Она персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением. Таким образом, государственная власть — это публично-правовое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.
Характерные черты государственной власти: распространяется на все общество; носит публично-политический характер; опирается на государственное принуждение; осуществляется специальными лицами (профессиональными чиновниками, политиками и т. п.).
4. Система налогов и сборов. Только государство взимает с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата, — налоги. Налог — сбор с населения, взыскивающийся в принудительном порядке в заранее установленном размере и в определенный срок.
5. Государство располагает специальным аппаратом (механизмом) управления (принуждения) обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Государство (его органы) вправе применять принуждение ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства на территории государства. К принудительным, карательным органам относятся армия, полиция, тюремные и уголовно-исполнительные органы и др.
6. Государство организует общественную жизнь на правовых началах (на основе законов). Это означает, что только государство имеет право издавать общеобязательные для исполнения правовые нормы; у государства имеется ряд самостоятельных структурных органов, обеспечивающих соблюдение правовых норм (суды, правоохранительные органы).
7. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Именно это является главным признаком государства. Суверенитет — верховенство государственной власти внутри страны и независимость в сфере взаимоотношений данного государства с другими государствами. Суверенитет имеет две стороны: внешнюю — независимость государственной власти, проявляется в признании данного государства международным сообществом, осуществлении самостоятельной внешней политики, невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела данного государства; внутреннюю — верховенство власти, исключительное право представлять все общество, а не его отдельные группы. Государственный суверенитет производен от народного суверенитета, который заключается в верховном праве народа решать свою дальнейшую судьбу. Народный суверенитет возникает раньше государства. Его следует отличать от национального суверенитета. Суверенитет национальный — верховное право нации определять свою судьбу, форму своего существования, то есть создать свое национальное государство. Возникает позже государственного суверенитета, так как нация появляется в государстве.
Государство обладает факультативными (дополнительными) признаками, такими как государственная символика (флаг, гимн, герб), население, материально-технические средства (здания, средства связи, вооружение) и др. Эти признаки фиксируют предметную, в том числе и материально-вещественную сторону государства.
3.2. Сущность государства
Сущность государства — главное, основное, определяющее в этом явлении, совокупность внутренних характерных черт и свойств, без которых оно теряет свои особенности, своеобразие. Существует несколько подходов к исследованию этого вопроса.
Классовый подход состоит в том, что государство рассматривается как политическая организация, которая поддерживает господство одного класса над другим, причем меньшинства над большинством, а сущность его заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса.
С точки зрения общесоциального подхода государство есть политическая организация-ассоциация, члены которой объединены в единое целое публично-властными отношениями; оно есть орудие и средство достижения компромисса между ними.
В сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить либо классовое начало (насилие), что характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс), что все больше и больше проявляется в современных посткапиталистических и постсоциалистических обществах.
Теория элит предполагает, что государственная власть должна принадлежать определенному кругу лиц, элите, которая и должна управлять остальными «инертными» массами.
Технократическая теория предполагает, что процесс управления очень сложен и доступен лишь профессионалам-управленцам, менеджерам, которые и должны руководить массами.
Любое современное демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое — по форме. Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в себя все богатство общественных отношений за пределами политического государства. Государство и гражданское общество предстают как единство формы и содержания, где форма представлена правовым государством, а содержание — гражданским обществом.
Сущность государства
Абсолютен ли суверенитет государства? В мире всегда существовали и существуют государства с формальным или ограниченным суверенитетом. Формальным суверенитет считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения влияния других государств, диктующих свою волю, не осуществляется. Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным.
Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей. Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством, например, ради достижения определенных, общих для нескольких государств целей. Добровольность ограничения суверенитета наблюдается также тогда, когда государства вступают в федерацию и передают часть своих суверенных прав федерации.
Право (законодательство)
Определение. Право – это система общеобязательных норм, выраженных в законе, а также в иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения (С.С. Алексеев).
Государство реализует свою власть, функции путем издания обязательных для всех законов либо санкционированием установившихся обычаев и созданием судебных прецедентов, получивших название – право или позитивное право. Без права государственная власть функционировать не может.
Особенности права. Право – один из видов социального регулирования, отличающийся тем, что:
– создается государственными органами;
– оформляется в виде нормативно-правовых актов, законодательства;
– обеспечивается силой государства;
– имеет письменную форму выражения.
С помощью права, через право государство:
1) закрепляет внутреннюю организацию государства, его форму, структуру, аппарат управления, компетенцию государственных органов и т. п.;
2) создает и обеспечивает устойчивый всеобщий порядок в общественных отношениях;
3) реализует свои задачи и функции;
4) легализует и конституирует государственную деятельность.
«Сущность», как философская категория, характеризует то главное в явлении, что определяет его природу, делает явление самим собой: при изменении сущности объект перестает быть тем, что он есть, и становится другим явлением. Главным в государстве, основополагающим является государственная власть. Государственная власть является одновременно и основным содержанием сущности государства, и важнейшим его признаком.
Критерии определения сущности государства. Общепризнанными считаются два критерия:
– принадлежность власти, т. е. кто ею обладает (формальная сторона) и
– интерес, защищаемый государственной властью, т. е. чьим интересам служит государство (содержательная сторона).
Существует несколько теорий, обосновывающих принадлежность власти: теория элит, технократическая теория, демократическая доктрина, марксистская теория и др.
Теория элит утверждает, что народные массы не способны осуществлять власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна принадлежать верхушке общества, т. е. элите.
Технократическая теория заявляет, что властвовать, управлять должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны находить оптимальные пути развития общества.
Демократическая доктрина исходит из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть должна осуществляться в интересах и под контролем народа.
Марксистская теория доказывает, что государственная власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах (классовая теория).
Чаще всего сущность государства определяется тем, чьим интересам служит государственная власть. Исходя из этого критерия, сущность государства может быть:
1) классовой, в ее рамках государство рассматривается как организация политической власти, закрепляющей интересы определенного класса, политической силы;
2) общесоциальной, в ее рамках государство определяется как организация политической власти, обеспечивающей общественные интересы, концентрирующей интересы различных классов и слоев, большинства населения страны.
Узкоклассовый подход к определению понятия государства и к сущности является крайностью. Однако другой крайностью является и «общечеловеческий» подход к определению этого понятия. Отказываясь от одной, «чисто» классовой крайности, осознанно или неосознанно авторы, приверженцы общечеловеческих ценностей и интересов, впадают в другую, не менее искажающую реальную действительность крайность.
В реальной жизни нет ни чисто классовых, ни чисто общечеловеческих государственных институтов, а следовательно, соответствующих им определений понятия государства. Истина, как это нередко случается, находится где-то на «золотой» середине, т. е. сущность государства носит двойственный характер.
Третий подход к сущности (двойственный характер) представляется наиболее верным. Обе характеристики верны для любого государства, но удельный вес того или иного начала неодинаков в различных государствах и на разных этапах его развития. Это обусловлено множеством факторов. Очевидно, что у демократически устроенного государства общесоциальные начала будут доминировать. У государства противоположной ориентации (например тоталитарного) тоже будут присутствовать общесоциальные начала, но их удельный вес невелик, а основное содержание деятельности государственной власти составляет выражение интересов и воли социальных слоев, стоящих у власти.
Проблема двойственности сущности государства
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 10:26, курсовая работа
Описание работы
Цель курсовой работы – изучить понятие государства, его сущность и типологию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть понятие государства, выявить типологию государств, исследовать сущность государства.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУЩНОСТИ И ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА………………………. 5
1.1. Понятие сущности государства……………………………….5
1.2. Типология государства………………………………………..8
1.3. Социальное государство как тип государства……….……..18
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДВОЙСТВЕННОСТИ СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА ………………….………………………….22
2.1. Понятие двойственности государства…………….………. 22
2.2. Классовая природа двойственности государства ….…. 25
2.3. Общесоциальная природа двойственности государства…..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………. …………………………………………….……. 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………. 32
Файлы: 1 файл
курсовая работа Гусевой А.С..docx
российский государственный социальный университет
Филиал в г. Чебоксары
Специальность «Юриспруденция»
Кафедра теории, истории государства и права
по дисциплине: Актуальные проблемы теории государства и права
на тему: Проблема двойственности сущности государства
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУЩНОСТИ И ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА………………………. 5
1.1. Понятие сущности государства…… ………………………….5
1.2. Типология государства……………………… ………………..8
1.3. Социальное государство как тип государства……….……..18
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДВОЙСТВЕННОСТИ СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА ………………….………………………….22
2.1. Понятие двойственности государства…………….………. 22
2.2. Классовая природа двойственности государства ….…. 25
2.3. Общесоциальная природа двойственности государства…..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………. 32
Цель курсовой работы – изучить понятие государства, его сущность и типологию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть понятие государства, выявить типологию государств, исследовать сущность государства.
Объектом исследования являются общественные отношения, которые возникают в следствии становления государства, а так же при выявлении сущности государства и его двойственности.
Предметом исследования курсовой работы выступают подходы к пониманию государства с классовых и общесоциальных позиций, сложившиеся в юридической наке, типология государства.
В качестве теоретической основы проведенного исследования были использованы работы по теории государства и права проф. Алексеева С. С., Вишневского, А.Ф., Василевича Г.А., Лазарева В.В., Марченко М. Н., Комарова, С.А., Четвернина В.А. и другие.
При написании курсовой работы использовались общенаучные методы: наблюдение, сравнительно-правовой анализ источников литературы, которые отражают данную тему в современных условиях, синтез и обобщение.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и список использованной литературы.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, обозначены предмет и объект исследования, указаны основные источники информации, методы, а так же цели и задачи.
По результатам исследования был выявлен ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения вопроса.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУЩНОСТИ И ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА
1.1. Понятие сущности государства
Так, первоначально возникшее государство по своей сущности представляло и выражало интересы всего общества. И лишь после того как отдельные социальные группы и слои осознали уникальность государственной организации общества и попытались использовать ее в своих целях, произошло изменение сущности государства. Государство стало выражать интересы социальных сил, стоящих у власти. В настоящее время сложились два основных подхода к трактовке сущности государства.
Говоря о марксистском подходе к сущности государства, важно также иметь в виду, что характеристика государства как средства насилия, подавления, принуждения использовалась исключительно в отношении эксплуататорских государств. Социалистическое же государство рассматривалось как «полугосударство», надобность в котором в недалеком будущем отпадет. Социалистическое государство характеризовалось как орудие выражения интересов большинства населения. Действительность, однако, была иной. Государство во всех бывших социалистических странах выражало и проводило в жизнь интересы правящей партийной верхушки и одновременно выступало машиной подавления лиц, несогласных с установленным режимом [1, c. 26].
Второй подход исходит из общесоциальной сущности государства, его назначения служить обществу. Соответственно сущность разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать, средством достижения социального согласия и компромисса.
Любое общество состоит из различных групп и слоев населения, которые имеют различные и нередко противоположные потребности и интересы, противоречия между которыми нередко грозят перерасти в конфликты, что, естественно, не способствует нормальному развитию общества. На государство возлагается обязанность всеми имеющимися в его распоряжении средствами устранять конфликты, ориентируясь в первую очередь на социальный компромисс. Такой компромисс не может удовлетворить всех и не в состоянии учесть все интересы, но он способен устранить их противостояние и предполагает демократические средства управления обществом взамен насилия и подавления.
Рассматриваемый подход к сущности государства имеет несомненное достоинство по сравнению с классовым подходом. Во-первых, он основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе государства, рассмотрении его как властной системы, управляющей обществом в интересах отдельного человека и общества в целом. Во-вторых, он ориентирует на демократические методы управления обществом, поскольку социального компромисса невозможно достичь посредством принуждения и насилия. В-третьих, подчеркивает ценность для общества государственной организации, поскольку человечество не придумало до сих пор более совершенной и рациональной организации жизнедеятельности людей. Антиподом государству может выступать самоуправление гражданского общества. Но переход к полному самоуправлению требует очень высокой ступени самоорганизации населения, прочных навыков профессионального управления, высокой правовой, политической и общей культуры, многих других условий и факторов, которыми в настоящее время не располагает ни одно общество в мире [5, c. 58].
Несмотря на диаметральную противоположность указанных двух подходов к пониманию сущности государства, они не исключают друг друга. В юридической науке утвердилось мнение о двойственной природе сущности государства. В ней присутствуют начала классовости, т.е. стремление правящих классов выражать волю тех социальных сил, интересы которых они представляют, а с другой стороны, современное государство отличают значительная приверженность общечеловеческим идеалам, выполнение своего общесоциального назначения, использование в своей деятельности средств достижения общественного согласия и компромисса.
Таким образом, обе характеристики присущи сущности любого государства, но удельный вес того или иного начала неодинаков в различных государствах и на разных этапах их развития. Это играют национальные традиции, особенности исторического прогресса, религиозная, культурная специфика, географическое положение и т.п.
Вместе с тем очевидно, что у демократически устроенного государства общесоциальные начала будут доминировать. У государства противоположной ориентации (например, тоталитарного) тоже присутствуют общесоциальные начала, но их удельный вес невелик, а основное содержание деятельности государственной власти составляет выражение интересов и воли социальных слоев, стоящих у власти.
Типология государств, т.е. их классификация по типам, содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государства. Она позволяет проследить закономерности их развития, сущность происходящих в них структурных изменений [7, c. 36].
В настоящее время в юридический науке применяются два подхода к типологии государств: формационный и цивилизационный [12, c. 43]. Формационный подход основывается на объединении государств в рамках конкретной общественно-экономической формации. Главным классификационным критерием служит способ производства (уровень развития производительных сил и производственных отношений, который, в свою очередь, определяется господствующей формой собственности на средства производства). Например, экономическую основу рабовладельческого общества составляла частная собственность рабовладельцев на средства производства и на рабов, которые рассматривались исключительно как производители материальных и других благ. При феодальной формации материальную основу общества составляла феодальная собственность на землю, которая обусловила экономическую и иную зависимость крепостных крестьян от помещиков. Частная собственность на наиболее важные орудия труда и средства характерна и для капиталистической общественно-экономической формации.
Каждой формации соответствует свой тип государства и права.
Переход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в экономическом базисе и носит объективный характер. Замена одного экономического строя другим влечет изменения в государственно-правовой надстройке. При этом общественно-экономические формации сменяют друг друга закономерно, а весь исторический процесс развития общества представляет собой последовательную смену формаций и соответствующих типов государства.