Чем определяется богатство и разнообразие речи

Богатство и разнообразие речи

Богатство и разнообразие речизависит от того, насколько говорящий или пишущий осознает, в чем заключается самобытность, оригинальность, гибкость языка. Богатство речи определяется следующими явлениями языка:

словарным запасом. По подсчетам одних исследователей, словарный запас современного человека равен 7–8 тыс. слов, по подсчетам других, – 11–13 тыс. слов. Для сравнения: А. С. Пушкин в своих произведениях употребил 21 тыс. слов, С. Есенин – 19 тыс. слов, В. И. Ленин – 37 тыс. слов.

— умелым использованием смысловой насыщенности слова, т. е. его многозначностью. Многозначность требует вдумчивого отношения к слову. Как правило, в речи реализуется одно из значений многозначного слова. Если было бы иначе, то люди часто не понимали бы друг друга или понимали неправильно. Многозначность может быть использована как прием обогащения содержания речи. Так, например, академик Д.С. Лихачев написал для юношества книгу «Земля родная». У слова земля восемь значений. В каком из них оно употреблено в заглавии? На этот вопрос автор дает ответ в предисловии: «Я назвал свою книгу «Земля родная». Слово земля в русском языке имеет много значений. Это и почва, и страна, и народ (в последнем смысле говорится о Русской земле в «Слове о полку Игореве»), и весь земной шар. В названии моей книги слово «земля» может быть понято во всех этих смыслах». Вот каким емким стало содержание заглавия, как о многом оно говорит!

синонимы, которые позволяют точно сформулировать мысль, избежать повторения одного и того же слова, придать речи книжный или разговорный характер. Например, слово смелый имеет следующие синонимы: храбрый, мужественный, отважный, дерзкий, безбоязненный, бесстрашный, неустрашимый, доблестный, героический, геройский (разг.), дерзновенный, бестрепетный (высок.), решительный, не робкого десятка, о двух головах;

грамматический строй (употребление частеречных категорий и синтаксических конструкций разных типов), который позволяет в каждом случае своеобразно построить фразу и передать все оттенки значения. Например, категория вида глагола обозначает способ протекания действия: прочитать (совершенный вид) указывает на действие, которое исчерпало себя; прочитывать (несовершенный вид) указывает на действие, которое не ограничено;

фразеологизмы (устойчивые выражения с самостоятельным значением), которые привлекают своей образностью, стилистическими возможностями, экспрессивностью, помогают оценивать явления, выражать одобрение или осуждение. Благодаря усложненности семантики фразеологизмов (они определяют не только предмет, но и признак, не только действие, но и обстоятельство) можно немногими словами сказать многое. Так, фразеологизм заметать следы означает не просто уничтожать, устранять что-либо, а устранять, уничтожать то, что может служить уликой в чем-либо;

пословицы, поговорки, которые представляют собой сгустки народной мудрости, выражают истину, проверенную опытом многих поколений. Народные изречения углубляют содержание, позволяют в краткой форме выразить суть высказывания. Они могут служить отправным моментом выступления, использоваться в качестве иллюстрации или обобщения сказанного. Вот, к примеру, как закончил Нобелевскую лекцию А. Солженицын: В русском языке излюблены пословицы о правде. Они настойчиво выражают немалый тяжелый народный опыт, и иногда поразительно. Одно слово правды весь мир перетянет. Вот на таком мнимо-фантастическом нарушении закона сохранения масс и энергий основана и моя собственная деятельность, и мой призыв к писателям всего мира.

Следует помнить, что бедная, наполненная словесными штампами речь не дает возможности вникнуть в суть высказывания, не оказывает воздействия на слушателей, свидетельствует о поверхностных знаниях, низкой речевой культуре.

Источник

Богатство и разнообразие речи

Чем определяется богатство и разнообразие речи. Смотреть фото Чем определяется богатство и разнообразие речи. Смотреть картинку Чем определяется богатство и разнообразие речи. Картинка про Чем определяется богатство и разнообразие речи. Фото Чем определяется богатство и разнообразие речи Чем определяется богатство и разнообразие речи. Смотреть фото Чем определяется богатство и разнообразие речи. Смотреть картинку Чем определяется богатство и разнообразие речи. Картинка про Чем определяется богатство и разнообразие речи. Фото Чем определяется богатство и разнообразие речи Чем определяется богатство и разнообразие речи. Смотреть фото Чем определяется богатство и разнообразие речи. Смотреть картинку Чем определяется богатство и разнообразие речи. Картинка про Чем определяется богатство и разнообразие речи. Фото Чем определяется богатство и разнообразие речи Чем определяется богатство и разнообразие речи. Смотреть фото Чем определяется богатство и разнообразие речи. Смотреть картинку Чем определяется богатство и разнообразие речи. Картинка про Чем определяется богатство и разнообразие речи. Фото Чем определяется богатство и разнообразие речи

Чем определяется богатство и разнообразие речи. Смотреть фото Чем определяется богатство и разнообразие речи. Смотреть картинку Чем определяется богатство и разнообразие речи. Картинка про Чем определяется богатство и разнообразие речи. Фото Чем определяется богатство и разнообразие речи

Чем определяется богатство и разнообразие речи. Смотреть фото Чем определяется богатство и разнообразие речи. Смотреть картинку Чем определяется богатство и разнообразие речи. Картинка про Чем определяется богатство и разнообразие речи. Фото Чем определяется богатство и разнообразие речи

Расширение индивидуального словаря говорящего. Использование многозначных слов, синонимов, неологизмов, оценочных слов в речи. Словесные штампы.

Чем определяется богатство и разнообразие речи. Смотреть фото Чем определяется богатство и разнообразие речи. Смотреть картинку Чем определяется богатство и разнообразие речи. Картинка про Чем определяется богатство и разнообразие речи. Фото Чем определяется богатство и разнообразие речи Чем определяется богатство и разнообразие речи. Смотреть фото Чем определяется богатство и разнообразие речи. Смотреть картинку Чем определяется богатство и разнообразие речи. Картинка про Чем определяется богатство и разнообразие речи. Фото Чем определяется богатство и разнообразие речиЛексическое богатство русского языка отражено в различныхлингвистических словарях. Так, «Словарь церковнославянского и русского языка», изданный в 1847 г., содержит около 115 тыс. слов. В.И. Даль включил в «Сло­варь живого великорусского языка» более 200 тыс. слов, Д.Н. Ушаков в «Толковый словарь русского языка» — око­ло 90 тыс. слов. «Словарь современного русского литературного языка» в 17 томах состоит из более 120 тыс. слов.

А каким может быть словарный запас одного человека?

2. Хо-хо! (Выражает, в зависимости от обстоятельств: иронию, удивление, восторг, ненависть, радость, пре-зрение и удовлетворенность.)

4. Мрачный. (По отношению ко всему. Например: «мрачный Петя пришел», «мрачная погода», «мрач­ный случай», «мрачный кот» и т. д.)

6. Жуть. (Жуткий. Например, при встрече с доброй знакомой: «жуткая встреча».)

7. Парниша. (По отношению ко всем знакомым мужчинам, независимо от возраста и общественного положения.)

8. Не учите меня жить.

Этих слов ей было достаточно, чтобы разговаривать с родными, друзьями, знакомыми и незнакомыми. Нетрудно представить себе, каким было это общение.

Говорящему необходимо иметь достаточный запас слов, чтобы выражать свои мысли четко и ясно. Важно постоянно заботиться о расширении этого запаса, стараться использовать богатства родного языка.

Богатство языка определяется и смысловой насыщенностыо слова, т.е. его многозначностью.

Многозначность может быть использована как прием обогащения содержания речи. Так, например, академик Д.С. Лихачев написал для юношества книгу «Земля родная». Слово земля имеет восемь значений: 1) третья от солнца планета; 2) верхний слой земной коры; почва, грунт; 3) рыхлое вещество темно-бурого цвета, входящее в со­став земной коры; 4) суша (в отличие от водной поверхности); 5) обработанная, используемая в сельскохозяйственных целях почва; 6) страна, государство; 7) устар. поле, фон ткани, по которому сделан рисунок; 8) спец. составная часть названий некоторых красок.

Какое же значение имеет слово земля в названий книги? На этот вопрос автор дает ответ в предисловии: «Я назвал свою книгу «Земля родная». Слово земля в русском языке имеет много значений. Это и почва, и страна, и народ (в последнем смысле говорится о Русской земле в «Слове о полку Игореве»), и весь земной шар. В названий моей книги слово земля может быть понято во всех этих смыслах». Вот каким емким стало содержание заглавия, как о многом оно говорит!

Чем определяется богатство и разнообразие речи. Смотреть фото Чем определяется богатство и разнообразие речи. Смотреть картинку Чем определяется богатство и разнообразие речи. Картинка про Чем определяется богатство и разнообразие речи. Фото Чем определяется богатство и разнообразие речи

Возьмем, например, цикл слова знаменитый (в применении к человеку), с которым конкурируют известный, выдающийся, замечателъный и большой. Все әти слова обознача-ют, конечно, одно и то же, но каждое подходит к одному и тому же понятию с несколько особой точки зрения: большой ученый является как бы объективной характеристикой; выдающийся ученый подчеркивает, может быть, то же, но в аспекте несколько более сравнительном; замечателъный уче­ный говорит об основном интересе, который он возбуждает; известный ученый отмечает его популярность; то же делает и знаменитый ученый, но отличается от известный ученый превосходной степенью качества. [75, 122]

Каждый из синонимов, таким образом, отличаясь оттенком значения, выделяет какую-то одну особенность каче­ства предмета, явления или какой-то признак действия, а в совокупности синонимы способствуют более глубокому, всестороннему описанию явлений действительности.

Немало в русском языке слов, которые передают положительное или отрицательное отношение говорящего к предмету мысли, придают экспрессию. Так, слова блаженство, роскошный, великолепный, неустрашимый, очаровать заключают в себе положительную экспрессию, а слова болтун, недотепа, бестолковщина, мазня характеризуютея отрицательной экспрессией.

Очень много в русском языке слов, эмоциональне окрашенных. Это объясняется тем, что наш язык богат различными суффиксами, передающими чувства человека: ласку, иронию, пренебрежение, презрение. Об этой отличительной черте русского языка писал еще М.В. Ло­моносов:

. умилительных имен, как дворик, платъице, девушка, не во всяком языке равное довольствие. Российский и итальянский весьма оными богаты, немецкий скуден, французский еще скуднее.

Необыкновенно богат русский язык образной фразеологией. Выражения положитъ в долгий ящик, мамаево побоище, тяжела ты, шапка Мономаха, аракчеевский режим, вот тебе, бабушка, и Юръев денъ и многие другие, получившие переносное значение, связаны с историей рус­ского народа, его прошлым. Сколько тонкого народного юмора, иронии содержат фразеологизмы: попасть паль- Чем определяется богатство и разнообразие речи. Смотреть фото Чем определяется богатство и разнообразие речи. Смотреть картинку Чем определяется богатство и разнообразие речи. Картинка про Чем определяется богатство и разнообразие речи. Фото Чем определяется богатство и разнообразие речицем в небо, сестъ в калошу, переливать из пустого в порожнее, прийти к шапочному разбору, пожарная ка­ланча, от горшка два вершка.

Словарь русского языка постоянно обогащается новыми словами.Если русский язык сравнить с другими языками, то он выгодно отличается по разнообразию и количеству способов образования новых слов. Новые слова со-здаются спомощью приставок, суффиксов, чередования звуков вкорне, сложением двух или нескольких основ, путем переосмысления (звено, пионер), расщепления слов на омонимы (месяц — луна и месяц — отрезок времени) и т. д. Наиболее продуктивным является морфологический способ образования, спомощью которого от одного и того же корня создаются десятки новых слов. Так, от корня уч- образованы слова: учителъ, изучать, выучитъ, поучатъ, обучать, переучиватъ, заучиватъ, приучитъ, научить, учение, ученостъ, ученик, ученичество, ученый, учителъ, учебный, наука, научный и др. По данным «Словообразовательного словаря русского языка» А. Н. Тихонова, словообразовательное гнездо сэтим корнем включает более 300слов.

Богатство, разнообразие, оригинальность и самобытность русского языка позволяют каждому сделать свою речь богатой иоригинальной. Следует помнить: серая, наполненная словесными штампами речь не вызывает в сознании слушающих необходимых ассоциаций. Вряд ли человек, злоупотребляющий стандартными выражениями, может взволновать слушателей, убедить их в чем-то, воздействовать на них. Шаблоны, избитая фраза отскакивает от слушателей, не дает им возможности вникнуть в суть высказывания.

Кроме того, убогая, бедная в языковом отношении речь воспринимается как отрицательная характеристика человека, о его речевой культуре, о недостаточном запасе слов. Но главное: бедность, серость, однообразие языка связывается сбедностью, серостью и неоригинальностью мысли.

Стократ прав К.И. Чуковский, написавший в книге «Живой как жизнь»:

Не для того наш народ вместе с гениями русского слова — от Пушкина до Чехова и Горького — создал для нас и для наших потомков богатый, свободный и сильный язык, пора-жающий своими изощренными, гибкими, бесконечно разнообразными формами, не для того нам оставлено в дар это величайшее сокровище нашей национальной культуры, чтобы мы, с презрением забросив его, свели свою речь к нескольким десяткам штампованных фраз.

Сказать это нужно с категорической строгостью.

Источник

Богатство и разнообразие речи

Чем определяется богатство и разнообразие речи. Смотреть фото Чем определяется богатство и разнообразие речи. Смотреть картинку Чем определяется богатство и разнообразие речи. Картинка про Чем определяется богатство и разнообразие речи. Фото Чем определяется богатство и разнообразие речи Чем определяется богатство и разнообразие речи. Смотреть фото Чем определяется богатство и разнообразие речи. Смотреть картинку Чем определяется богатство и разнообразие речи. Картинка про Чем определяется богатство и разнообразие речи. Фото Чем определяется богатство и разнообразие речи Чем определяется богатство и разнообразие речи. Смотреть фото Чем определяется богатство и разнообразие речи. Смотреть картинку Чем определяется богатство и разнообразие речи. Картинка про Чем определяется богатство и разнообразие речи. Фото Чем определяется богатство и разнообразие речи Чем определяется богатство и разнообразие речи. Смотреть фото Чем определяется богатство и разнообразие речи. Смотреть картинку Чем определяется богатство и разнообразие речи. Картинка про Чем определяется богатство и разнообразие речи. Фото Чем определяется богатство и разнообразие речи

Чем определяется богатство и разнообразие речи. Смотреть фото Чем определяется богатство и разнообразие речи. Смотреть картинку Чем определяется богатство и разнообразие речи. Картинка про Чем определяется богатство и разнообразие речи. Фото Чем определяется богатство и разнообразие речи

Чем определяется богатство и разнообразие речи. Смотреть фото Чем определяется богатство и разнообразие речи. Смотреть картинку Чем определяется богатство и разнообразие речи. Картинка про Чем определяется богатство и разнообразие речи. Фото Чем определяется богатство и разнообразие речи

Богатство речи свидетельствует об эрудиции говорящего, его высоком интеллекте. Богатство индивидуального языка дает возможность разнообразить речь, придать ей точность и четкость, позволяет избежать повторов как лексических, так и синтаксических.

Чем определяется богатство языка, в том числе и языка от­дельного индивида?

Богатство и разнообразие речи говорящего или пишущего во многом зависят от того, насколько он осознает, в чем заключа­ются самобытность родного языка, его богатство.

Богатство любого языка заключается в богатстве словаря. Одни исследователи считают, что активный словарь современ­ного человека не превышает 7—8 тысяч разных слов, по под­счетам других, он достигает 11—13 тысяч слов. Людям лингвоинтенсивных профессий, например, преподавателям, поли­тикам, юристам, врачам, менеджерам, необходимо иметь как можно больший запас слов и постоянно заботиться о его по­полнении.

Богатейшим источником пополнения индивидуального словарного запаса является синонимия. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они, различаясь оттенками значений или стилистической окраской, позволяют с предельной точностью сформулировать мысль, придать речи разго­ворный или книжный характер, выразить положительную или
отрицательную экспрессию. Например, слово «смелый» име­ет следующие синонимы: храбрый, мужественный, отважный, дерзкий, безбоязненный, бесстрашный, неустрашимый, доб­лестный, героический; геройский (разг.); дерзновенный, бес­трепетный (высок.); дерзостный (уст. высок.); решительный (в принятии решения); не робкого (или не трусливого) десят­ка, о двух головах. Немало в русском языке слов, которые передают положи­тельное или отрицательное отношение говорящего к пред­мету мысли, т.е. обладают экспрессией. Так слова блаженст­во, роскошный, великолепный, неустрашимый, очаровать заключают в себе положительную экспрессию, а слова бол­тун, недотепа, бестолковщина, мазня характеризуются от­рицательной экспрессией.

Необыкновенно богат русский язык образной фразеологией.

Фразеология русского языка разнообразна по своему со­ставу, обладает большими стилистическими возможностями. Фразеологизмы помогают немногими словами сказать мно­гое, поскольку они определяют не только предмет, но и его признак, не только действие, но и его обстоятельства. Усложненность семантики фразеологизмов отличает их от од­нословных синонимов. Так, устойчивое сочетание на широ­кую ногу означает не просто «богато», а «богато, роскош­но, не стесняясь в средствах». Фразеологизм заметать сле­ды означает не просто «уничтожать, устранять что-либо», а «устранять, уничтожать то, что может служить уликой в чем-либо».

Фразеологизм — устойчивое выражение с самостоятельным значением.

Фразеология привлекает своей экспрессивностью, потенци­альной возможностью положительно или отрицательно оцени­вать явление, выражать одобрение или осуждение, ирониче­ское, насмешливое или иное отношение к нему. Особенно яркоэто проявляется у так называемых фразеологизмов-харак­теристик. Например: человек с большой буквы, молоко на губах не обсохло, телеграфный столб, мастер на все руки, абсолютный ноль, ветер в голове, светлая личность, ума палата, белая ворона, блудный сын, не робкого десятка, собака на сене, одного поля ягодка.

Богатство словаря и фразеологии русского языка позволяет избегать в устной и письменной речи повторения одних и же слов, словосочетаний, разнообразить речь, делать ее богаче.

В литературоведении есть термин «перифраз», или «перифраза». Он означает замену однословного наименования предмета или явления описательным оборотом, указывающим один или несколько существенных признаков того, что называется. Некоторые из перифраз с течением времени, полу­чая распространение в языке, становятся устойчивыми сочета­ниями. Например, Санкт-Петербург помимо собственно наименований Петроград, Питер, Петербург, Ленинград называют Северной Пальмирой, городом на Неве, северной столицей, градом (городом) Петра, окном в Европу. О богатстве речи свидетельствует наличие в ней пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений. «Пословица недаром молвится» — гласит народная мудрость. В них выражены радость и горе, гнев и печаль, любовь и ненависть, ирония и юмор. Они обобщают различные явления окружающей нас действительности, помогают понять историю нашего народа. Поэтому в текстах пословицы и поговорки приобретают особое значение. Они не только усиливают выразительность речи, придают остроту, углубляют содержание, но и помогают найти путь к сердцу слушателя, читателя, завоевать их уважение и расположение.

Чем определяется богатство и разнообразие речи. Смотреть фото Чем определяется богатство и разнообразие речи. Смотреть картинку Чем определяется богатство и разнообразие речи. Картинка про Чем определяется богатство и разнообразие речи. Фото Чем определяется богатство и разнообразие речи

Пословица — краткое народное изречение с назидательным со­держанием, народный афоризм.

Поговорка — краткое устойчивое выражение, преимуществен­но образное, не составляющее, в отличие от пословицы, закон­ченного высказывания.

Успех употребления пословиц в речи зависит от того, на­сколько удачно они подобраны. Недаром говорится: «Хороша пословица в лад да в масть».

Сегодня в нашем распоряжении находится значительное количество сборников народных изречений. Среди них сбор­ник В. И. Даля «Пословицы русского народа». Особый инте­рес представляют современные тематические сборники по­словиц и поговорок. Так, издательство «Школа-Пресс» вы­пустило учебный словарь «Русские пословицы и поговорки». Народные изречения в нем объединены по темам: «Чело­век», «Жизнь», «Любовь, дружба, семья», «Достаток», «Тор­говля» и др. Полезен и словарь «Русские пословицы, пого­ворки и крылатые выражения» В. П. Фелицыной, Ю. Е. Про­хорова. В нем собрано 450 наиболее употребительных в со­временном русском языке пословиц, поговорок и крылатых выражений.

Крылатые слова — образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление.

Наряду с пословицами и поговорками о богатстве речи сви­детельствуют крылатые слова — это меткие, образные вы­ражения, получившие распространение, ставшие общеупотре­бительными. Известны они были еще в далекой античности.

Например, Гомер «крылатыми» называл слова, которые быст­ро срываются с уст говорящего и летят к уху слушателя. Как правило, крылатые слова и выражения имеют книжное про­исхождение. К ним относятся известные цитаты из художест­венной, научной, публицистической литературы, высказывания знаменитых людей прошлого и настоящего: «его пример другим наука» (Пушкин); «есть от чего в отчаяние прийти» <Грибоедов); «иудушка Головлев» (Салтыков-Щедрин); «как бы чего не вышло» (Чехов>; «как белка в колесе» (Крылов); «лучшеевраг хорошего» (Вольтер); «науки юношей пи­тают, отраду старцам подают» (Ломоносов); «о време­нна! о нравы!» (Цицерон); «из двух зол избрать меньшее» (Аристотель).

Интересный материал об истории крылатых выражений и слов содержит книга Н. С. Ашукина и М. Г. Ашукиной «Крылатые слова».

Источник

Богатство и разнообразие речи

Богатство и разнообразие речизависит от того, насколько говорящий или пишущий осознает, в чем заключается самобытность, оригинальность, гибкость языка. Богатство речи определяется следующими явлениями языка:

словарным запасом. По подсчетам одних исследователей, словарный запас современного человека равен 7–8 тыс. слов, по подсчетам других, – 11–13 тыс. слов. Для сравнения: А. С. Пушкин в своих произведениях употребил 21 тыс. слов, С. Есенин – 19 тыс. слов, В. И. Ленин – 37 тыс. слов.

— умелым использованием смысловой насыщенности слова, т. е. его многозначностью. Многозначность требует вдумчивого отношения к слову. Как правило, в речи реализуется одно из значений многозначного слова. Если было бы иначе, то люди часто не понимали бы друг друга или понимали неправильно. Многозначность может быть использована как прием обогащения содержания речи. Так, например, академик Д.С. Лихачев написал для юношества книгу «Земля родная». У слова земля восемь значений. В каком из них оно употреблено в заглавии? На этот вопрос автор дает ответ в предисловии: «Я назвал свою книгу «Земля родная». Слово земля в русском языке имеет много значений. Это и почва, и страна, и народ (в последнем смысле говорится о Русской земле в «Слове о полку Игореве»), и весь земной шар. В названии моей книги слово «земля» может быть понято во всех этих смыслах». Вот каким емким стало содержание заглавия, как о многом оно говорит!

синонимы, которые позволяют точно сформулировать мысль, избежать повторения одного и того же слова, придать речи книжный или разговорный характер. Например, слово смелый имеет следующие синонимы: храбрый, мужественный, отважный, дерзкий, безбоязненный, бесстрашный, неустрашимый, доблестный, героический, геройский (разг.), дерзновенный, бестрепетный (высок.), решительный, не робкого десятка, о двух головах;

грамматический строй (употребление частеречных категорий и синтаксических конструкций разных типов), который позволяет в каждом случае своеобразно построить фразу и передать все оттенки значения. Например, категория вида глагола обозначает способ протекания действия: прочитать (совершенный вид) указывает на действие, которое исчерпало себя; прочитывать (несовершенный вид) указывает на действие, которое не ограничено;

фразеологизмы (устойчивые выражения с самостоятельным значением), которые привлекают своей образностью, стилистическими возможностями, экспрессивностью, помогают оценивать явления, выражать одобрение или осуждение. Благодаря усложненности семантики фразеологизмов (они определяют не только предмет, но и признак, не только действие, но и обстоятельство) можно немногими словами сказать многое. Так, фразеологизм заметать следы означает не просто уничтожать, устранять что-либо, а устранять, уничтожать то, что может служить уликой в чем-либо;

пословицы, поговорки, которые представляют собой сгустки народной мудрости, выражают истину, проверенную опытом многих поколений. Народные изречения углубляют содержание, позволяют в краткой форме выразить суть высказывания. Они могут служить отправным моментом выступления, использоваться в качестве иллюстрации или обобщения сказанного. Вот, к примеру, как закончил Нобелевскую лекцию А. Солженицын: В русском языке излюблены пословицы о правде. Они настойчиво выражают немалый тяжелый народный опыт, и иногда поразительно. Одно слово правды весь мир перетянет. Вот на таком мнимо-фантастическом нарушении закона сохранения масс и энергий основана и моя собственная деятельность, и мой призыв к писателям всего мира.

Следует помнить, что бедная, наполненная словесными штампами речь не дает возможности вникнуть в суть высказывания, не оказывает воздействия на слушателей, свидетельствует о поверхностных знаниях, низкой речевой культуре.

Выразительность речи

Выразительность речи– это качество, способное поддерживать внимание и интерес слушателя или читателя, влиять не только на разум, но и на чувства, воображение. Выразительная речь усиливает эффективность воздействия выступления на адресата.

Существуют разные подходы к описанию этого качества. Ученые считают, что выразительность может создаваться средствами языка всех его уровней. Способствует созданию выразительности прежде всего фонетическая сторона речи: дикция (четкое произношение звуков), голос (сила, темп, тембр), интонация (высота, паузы).

Традиционная лингвистическая основа выразительности – наличие в языке изобразительно-выразительных средств лексического уровня (тропов) и синтаксического уровня (стилистических фигур).

Тропы – это слова и обороты речи, употребляемые в переносном значении, называющие один предмет (явление, процесс, свойство) для обозначения другого.

Основные виды тропов: эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, олицетворение, аллегория, перифраза.

Сравнение.Троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего у них признака. Сравнение выражается: а) творительным падежом. Снежная пыль столбом стоит в воздухе (Горбатов);

б) формой сравнительной степени прилагательного или наречия. Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жёсткая земля (Сурков); в) оборотами со сравнительными союзами. Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи (Тютчев). Белей, нем горы снеговые, идут на запад облака (Лермонтов). Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно больная (Чехов); г) лексически (при помощи слов подобный, похожий и т.д.). Её любовь к сыну была подобна безумию (Горький). Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы (Серафимович).

Метафора(греч. metaphora — перенос). Употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. «Дворянское гнездо» (прямое значение слова гнездо — «жилище птицы», переносное — «человеческое сообщество»), крыло самолёта (ср.: крыло птицы), золотая осень (ср.: золотая цепь). В отличие от двучленного сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создаёт компактность и образность употребления слов. Метафора — один из наиболее распространённых тропов, так как сходство между предметами или явлениями может быть основано на самых различных чертах. Нос корабля, ножка стола, заря жизни, льётся речь, стальное перо, стрелка часов, дверная ручка, лист бумаги.

Метонимия(греч. metonymia — переименование). Употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними; разновидность тропа. Связь может быть: а) между предметом и материалом, из которого предмет сделан. Не то на серебрена золоте едал (Грибоедов); б) между содержимым и содержащим. Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый (Крылов); в) между действием и орудием этого действия. Перо его местию дышит (А.К. Толстой); г) между автором и его произведением. Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (Пушкин); д) между местом и людьми, находящимися на этом месте. Но тих был наш бивак открытый (Лермонтов).

Синекдоха(греч. synekdoche — соподразумевание). Один из тропов, вид метонимии (см. этот термин в алфавитном порядке), состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения. Синекдоха – выразительное средство типизации. Наиболее употребительны следующие виды синекдохи:

а) часть явления называется в значении целого:

Бушлаты,

Шинели,

Тулупы.

б) целое в значении части:

Ах, ты вон как! Драться каской? Ну не подлый ли народ!(Твардовский);

в) единственное число в значении общего и даже всеобщего:

Там стонет человек от рабства и цепей.

г) замена числа множеством:

Мильоны нас. Нас — тьмы,и тьмы, и тьмы.(Блок);

д) замена видового понятия родовым:

«Ну что ж, Садись, светило!» (Маяковский).

Литота(греч. litotes — простота, малость, умеренность). Троп, противоположный гиперболе (см.). Литота — это образное выражение, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета или явления. Литота есть в народных сказках: мальчик с пальчик, мужичок с ноготок. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить (Некрасов).

Парафраз и парафраза. То же, что и перифраз и перифраза (от грен. paraphrasis — описательный оборот, описание). 1. Выражение, являюшееся описательной передачей смысла другого выражения или слова. Пишущий эти строки (вместо «я» в речи автора). 2. Троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. Царь зверей (вместо «лев»). Туманный Альбион (вместо «Англия»). Ср. у Пушкина: певец Гяура и Жуана (Байрон), певец Литвы (Мицкевич), творец Макбета (Шекспир).

Тропы выполняют следующие функции: придают речи привлекательность, эмоциональность, наглядность, позволяют лучше понять внутреннее состояние человека, способствуют оригинальному отражению действительности.

Фигуры речи – особые формы синтаксических конструкций, усиливающие воздействие речи на адресата.

Выделяют следующие виды стилистических фигур: анафора, эпифора, инверсия, параллелизм, антитеза, оксюморон, градация, парцелляция. В практике ораторского искусства выработаны также особые фигуры, которые используются для диалогизации монологической речи, привлечения внимания слушателя: риторический вопрос, риторическое обращение, вопросно-ответный ход.

Анафора(греч. anaphora — вынесение вверх). Стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка): Повторение одних и тех же сочетаний звуков: Грозой снесенные мосты, Гроба с размытого кладбища.

(Пушкин). Анафора широко используется при построении периода, члены которого (предложения, входящие в состав повышения или понижения) начинаются одними и теми же служебными словами. Например: Мало тогочто осуждена я на такую страшную участь; мало тогочто перед концом своим должна видеть, как станут умирать в невыразимых муках отец и мать, для спасения которых двадцать раз готова была бы отдать жизнь свою,мало всего этого: нужно, чтобы перед концом своим мне довелось увидеть и услышать слова и любовь, какой не видала я (Гоголь).

Эпифора(греч. epiphora из epi — после + phoros — несущий). Стилистическая фигура, противоположная анафоре, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т. д.). Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник?Почему именно титулярный советник? (Гоголь).

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня! (Блок)

Инверсия(лат. inversio — перестановка, переворачивание). Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок, с целью усилить выразительность речи. Инверсия относится к числу стилистических фигур. Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства (Коптяева) (инверсия главных членов предложения). Вышел месяц ночью тёмной, одиноко глядит из чёрного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние (Неверов) (инверсия согласованных определений). Сначала очень была огорчена (Пушкин) (инверсия обстоятельства меры и степени). Инверсия связана не только с изменением положения соотносительных членов предложения между ними, но и с местом слова в предложении. В наиболее выигрышном положении оказывается тот член предложения, который выносится в его начало (если только это место не является для него обычным) или, наоборот, отодвигается в конец предложения, особенно если в абсолютном конце предложения сообщается нечто новое. Помогла им чистейшая случайность (инверсировано подлежащее). Не надеюсь я на его аккуратность (инверсировано сказуемое). За Родинусражались герои-партизаны (инверсировано дополнение). Рассказ он написал замечательный(инверсировано определение). С радостью было воспринято это сообщение (инверсировано обстоятельство образа действия).

Инверсия широко используется в языке художественной литературы как выразительное стилистическое средство. Сравните инверсию подлежащего, сказуемого, дополнения, определения и обстоятельства в приводимых ниже предложениях. Гораздо интереснее оказались морские коньки (Катаев). Сметливость его и тонкость чутья меня поразили (Пушкин). Досадно было, боя ждали (Лермонтов). Ослепительно-яркое вырвалось из печи пламя (Гладков). Все уговорились держать себя с нею при Степане Михайловиче ласково (Аксаков). Да, мы дружны были очень (Л. Толстой). Тут сгорел мой приятель со стыда (Тургенев).

Параллелизм (от греч. parallelos — рядом идущий). Одинаковое синтаксическое построение (одинаковое расположение сходных членов предложения) соседних предложений или отрезков речи. Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы (Брюсов). Когда идёшь по снежным гребням ты, Когда по грудь ты входишь в облака,Умей глядеть на землю с высоты! Не смей глядеть на землю свысока!(Островой)

Параллелизм отрицательный. Параллелизм, построенный на отрицательном сравнении. Не стая воронов слеталась На груды тлеющих костей, За Волгой, ночью, вкруг огней Удалых шайка собиралась. (Пушкин)

Антитеза (греч. antithesis — противоположение). Стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов. Где стол был яств, там гроб стоит (Державин). Антитеза часто строится на антонимах. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (пословица).

Градация(лат. gradatio — постепенное усиление). Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создаётся нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления. Я победил его, разгромил, уничтожил.

Парцелляция(восходит к франц. parceile от лат. particuia — частица). Такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы. С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего (Гл. Успенский). У Елены беда тут стряслась. Большая (Панфёров). Флеров — всё умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже (Горький). Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился (Н. Ильина). Парцелляция широко используется в современной художественной литературе как средство изобразительности, особый стилистический приём, позволяющий усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений. От присоединения парцелляция отличается тем, что парцеллируемые части всегда находятся вне основного предложения, тогда как присоединительные конструкции могут быть как в рамках основного предложения, так и за его пределами (в последнем случае парцелляция и присоединение фактически совпадают).

Риторический вопрос.То же, что вопросительно-риторическое предложение (употребляется как стилистическая фигура). Предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответа. На кого не действует новизна?(Чехов).

Риторическое обращение.Стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию, лицу отсутствующему, тем самым усиливается выразительность речи. Мечты, мечты! Где ваша сладость?(Пушкин).

Необходимо учитывать, что упомянутые тропы и стилистические фигуры, помогающие сделать речь выразительной, образной, эмоциональной, хороши только в том случае, если уместны в конкретной ситуации, умело использованы, позволяют достичь поставленных целей коммуникации, повышают эффективность общения.

Многосоюзие (полисиндетон) – стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов, благодаря чему подчеркивается роль каждого из них, создается единство перечисления, усиливается выразительность речи. Например: Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.

Эллипсис(от греч. elleipsis – опущение, недостаток) – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске (в речи или тексте) какого-либо подразумеваемого члена предложения (языковой единицы) и придающая речи динамизм, живость. Например: Дан приказ ему на запад, Ей – в другую сторону; Тане – 5, а Вале – 3; Моя мать – врач.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *