Чем опасны монополии для общества
Монополия: почему это плохо?
Монополия подразумевает под собой доминирование в производстве каких-либо товаров, услуги или оказании работ. Это объединение, которое единолично владеет правом на предпринимательскую деятельность в той или иной отрасли/сфере.
На сегодняшний день государство рьяно борется с монополистами при помощи такого инструмента как Федеральная Антимонопольная Служба. Цель данной службы – сохранение тенденции свободной и честной конкуренции, организация свободного и справедливого доступа всех граждан к благам и услугам. Но почему РФ и иные страны обеспокоены проблемами монополии?
Свободная и честная конкуренция предполагает наличие на рынке как можно большего количества конкурирующих между собой компаний, ведущих свою деятельность законным образом. Это очень важно, так как конкуренция способствует регулированию цен на товары, их качество, уровень обслуживания. Конкуренция способная создать некие рамки и ограничения. Например, если одна компания продает свой товар надлежащего качества по цене в 50 рублей, то другая компания не сможет продать аналогичный товара по сумме 200 рублей. Речь не идет о гениальном маркетинге, который способен любой товар превратить в чудо. Дело в том, что потребитель будет сравнивать эти два товара и, обозначив для себя различия лишь в цене, отдаст предпочтение наиболее дешевому товару. В случае с монополией выбирать потребителям не из чего и сравнивать не с чем. Поэтому этот же товар, будет он стоить 50 рублей, или 200 рублей, или даже 1000 рублей, потребитель приобретет.
Таким образом, монополия не предоставляет покупателю возможности выбора. Она как бы диктует потребителям что покупать и за какую цену.
Конкуренция считается двигателем прогресса. Необходимо задуматься, зачем новшества монополистам, когда их товары и услуги будут пользоваться спросом без исключений в силу отсутствия аналогов? А вот конкурирующим фирмам постоянно необходимо совершенствоваться, добавляя себе все новые и новые конкурентные преимущества, дабы отличаться в лучшую сторону.
Монополия способна замедлять экономическое развитие государства. Она отрицательно сказывается на уровне жизни населения, его благосостоянии и платежеспособности. Монополия способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствует на территории страны, как короли.
Российские монополии – застой, страдания и постоянный рост цен. Или без них никак?
Классическая экономика считает, что монополии – это плохо. Они ограничивают выбор потребителя, взвинчивают цены и вообще очень плохо влияют на рынок. С другой стороны, существует понятие естественных монополий – с которыми государству вроде как бороться не стоит. Мы попытались разобраться в корнях российских монополий и в том, стоит ли так сильно сражаться с остатками естественных монополий.
Полгода назад вступил в силу одобренный ранее Государственной Думой ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции»». Этот закон анонсировал заместитель главы Федеральной Антимонопольной Службы Сергей Пузыревский, отмечая необходимость упразднить принятый ещё в 1995 году закон РФ «О естественных монополиях»:
«Ещё лет пять назад руководитель ФАС Игорь Артемьев указывал, что этот закон устарел и сдерживает развитие современной рыночной экономики. Мы предлагаем признать этот закон, принятый ещё в 1995 году, утратившим силу. Положения, которые определяют понятие сферы естественной монополии и требования к субъектам естественной монополии, надо перенести в закон «О защите конкуренции», а вопросы ценового регулирования – в закон «Об основах регулирования тарифов». В итоге мы получим комплексную конструкцию регулирования этой системы, где закон о естественных монополиях является лишним».
То есть, имеем современный российский мейнстрим в экономике – меньше естественных монополий. Для чего это нужно?
Побудительные мотивы государства в лице ФАС, объясняющие необходимость минимизации количества естественных монополий можно, лишь разобравшись в том, чем они отличаются от искусственных, то есть созданных по чьей-то воле. Как правило, недоброй.
Как возникают монополии
Если изучать этот вопрос досконально, нужно быть стоиком. Ибо сколько авторов исследований на тему возникновения и функционирования монополий – столько и мнений, нередко базирующихся на политических пристрастиях автора. Например, вот один из списков таких причин:
Таких списков причин можно представить множество, в каждом – результат труда специалистов, сжатый до нескольких предложений. И ни с одним из аргументов, представленных в таких списках, не поспоришь.
В одном из источников эксперты дали наиболее полное определение причин возникновения монополий, и объединили их в пять пунктов:
Есть лишь смысл подвести общий знаменатель.
Считается, что монополизация – это процесс завоевания рынка (или территории в самом широком смысле) с целью занятия на нём господствующего положения. Конечный результат – монополия – это исключительное право субъекта на владение чем-либо и осуществление и реализация своей деятельности в рамках этого права.
Стремление к монопольному владению, использованию ресурсов и средств производства, а также к монопольной реализации произведённого продукта – процесс, обусловленный эволюционно. И в человеческом сообществе. И среди других высоко-средне- и слабоорганизованных животных. И среди одноклеточных животных, и среди растений. И даже среди неклеточных форм жизни.
Это существо тоже стремится стать монополистом:
А разница между монополистом в живой природе и его синонимом в человеческом сообществе лишь в том, что в первом случае и стремление, и результат – естественны. Во втором – подчас искусственны.
Естественная и искусственная – в чём разница?
Сергей Пузыревский, критикуя год назад существовавший тогда ещё закон «О естественных монополиях» возможно, не желая того, представил новую установку своего ведомства: антагонизм определений естественности и неестественности к понятию «монополия» относится весьма условно:
«Действующее сейчас определение естественных монополий позволяет, на мой взгляд, достаточно безгранично расширять круг сфер, которые можно относить к естественным монополиям. В нем есть определение раскрытия информации, общее положение о контроле, о согласовании сделок – по сути, это всё. Естественная монополия сейчас имеет два метода регулирования. Первый – это ценовое регулирование, когда она устанавливает цену, второй – метод определения круга потребителей, которые подлежат обеспечению в приоритетном порядке в определенных сферах. Например, это больницы, стратегические объекты, которым нельзя отключать электричество.
Главный принцип, который декларируется в действующем законе, состоит в том, что запрещается сдерживать переход из естественного монопольного состояния в состояние конкуренции. Но на деле этот принцип не реализуется. Когда мы анализируем ситуацию на товарных рынках, то видим, что во многих сферах конкуренция развивается, однако закон всё равно называет субъекты, которых, к примеру, на рынке пять, субъектами естественных монополий. Возникает экономический нонсенс».
То есть по определению вроде как менее враждебная к потребителю «естественная» монополия в силу ряда причин, среди которых и законодательные недоработки, и обычная жадность руководителей таких структур всегда способна эволюционировать в искусственную. А это уже объект более пристального интереса антимонопольщиков. Ведь что можно сделать с естественным? Лишь попытаться регулировать. А искусственное можно просто запретить. И общество будет только «за».
Отсюда и успешная попытка ФАС минимизировать количество «естественных» монополий в России, в частности, выбив из-под них законодательную основу, лишив тем самым легитимности само их существование.
Кстати, естественных монополий, по определению отечественных экспертов, в России формально осталось не так много. Это:
Российская борьба с монополиями: Ленин улыбается
Скандалы со стомиллионными премиями и миллиардной стоимости квартирами (по разным оценкам) руководства «Почты России», обыски в офисах топ-менеджеров РЖД, да и уже упомянутое упразднение закона «О естественных монополиях» – всё это одна сторона отношения российского государства к монополиям и возмутительно обнаглевшим их руководителям. Другая сторона – увольнение инициатора этого упразднения Игоря Артемьева с должности главы Федеральной антимонопольной службы. И овцы не целы, и волки не сыты. Впрочем, в этом лесу и те, и другие постоянно меняют шкуры…
Владимир Ильич в книге «Шаг вперёд, два шага назад» анализировал кризис в Российской социал-демократической рабочей партии. Тезисы Ленина, как видим, превосходно экстраполируются на ситуацию в отношении современной российской власти к монополиям. Другой вопрос: хорошо это или плохо для всех нас?
Вот на фоне падения доходов россиян повышаются цены на продукты первой необходимости. Да как повышаются! Чего там примеры приводить – все это знают. Выводы некоторых экспертов недвусмысленно намекают: инициаторы этого повышения цен осознанно подводят общество к социальному взрыву. Другие эксперты отсылают к обычной безголовой жадности наших продовольственных негоциантов, и такая точка зрения тоже имеет право на существование. А олигарх в прошлом, а ныне обычный мультимиллиардер Олег Дерипаска видит в повышении цен естественный процесс стремления к равновесию между аппетитами государства в лице его банковской системы и стремлением выжить у производителей продовольствия:
«Странно, что всех удивляет рост цен на продовольствие. Было бы удивительно, если бы они не росли. Нужно посмотреть на то, что происходило последние 10−15 лет: под какой процент аграрный сектор получал возможность финансировать свои проекты…[] Ни предприниматели, ни фермеры чуда не смогут сделать, до тех пор, пока мы предоставляем сельскому хозяйству деньги под ростовщические проценты».
Между тем Олег Дерипаска – алюминиевый монополист, создатель стремящихся к господствующему положению на российском рынке строительных и агропромышленных групп. И выступает этот монополист против другого монополиста, государства в лице ЦБ РФ и всей отечественной банковской системы, также стремящегося к господствующему положению, только на рынке финансовом.
Впрочем, немыслимый рост цен на продукты питания – тема другого разговора, и касается разгула монополистического капитализма в нашей стране лишь боком. Здесь интересна тенденция: волчара-монополист Дерипаска критикует волчару-монополиста государство, укутавшись в овечью шкуру…
Ситуацию с подорожанием продуктов решено сбить волевым ограничением цен. Собственно, при всех существующих проблемах в ценообразовании монополист-государство идёт на создание ещё одной: их государственной зарегулированности. К чему это привело нас несколько десятков лет назад, многие помнят: к пустым прилавкам. Однако ведь агропромышленный сектор в нашей стране сейчас тоже своего рода естественный монополист, если вспомнить об импортозамещении, а методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий отработаны давно и во всём мире они одинаковы. Вот эти методы:
Как видно, именно эти методы и приняты правительством с подачи президента для решения (будьте покойны, временного, по сути, тактического) ценового демарша продовольственных негоциантов. Что подтверждает присовокупление к официально существующим в России естественным монополиям агропромышленного сектора.
В экономике всегда полутона
«Газпром», РЖД, «Почта России», – несомненно, монополисты. Созданные ещё в СССР, во времена абсолютного отсутствия конкуренции и рыночной экономики.
Несомненно и то, что постоянные скандалы, связанные с беспрецедентным бесстыдством руководителей этих структур, назначающих себе астрономические премии, приобретающих миллиардной стоимости особняки etc – результат их монопольного статуса.
Но не менее несомненен тот факт, что по-другому в нашей стране эти отрасли экономики работать не смогут, а вместе с ними – и многие другие. Даже учитывая практически нулевую до последнего времени производительность, если так можно выразиться, таких монополистов, как та же «Почта России».
Эти естественные монополии – крупнейшие налогоплательщики и работодатели. Меценаты и сподвижники развития, например, народного спорта. Сколько ледовых дворцов, спортивных арен настроил Газпром? Сотни по стране. То-то.
Предприятия, составляющие эти сектора экономики страны – во многом её опора. Они – аккумуляторы огромных капиталов, что в свою очередь, позволяет таким предприятиям становиться инвесторами в инновационные проекты, которых иначе просто не было бы.
Государство справедливо требует стабильности и подотчётности в работе таких монополистов, но вынуждено содействовать им. Это необходимо для процесса пусть не повышения – хотя бы сохранения существующей конкурентоспособности нашей экономики. Может быть, увольнение слишком уж поприжавшего наших монополистов бывшего главы ФАС Артемьева – результат такой необходимости.
Какие монополии нам нужны?
У Ильфа и Петрова есть фельетон «Нужна ли нам сатира». В этом фельетоне и есть ответ на вопрос, вынесенный в подзаголовок. Классики описывают бурные дискуссии, ломание копий и выдирание волос в процессе обсуждения этого животрепещущего вопроса на очередном съезде писателей. И последовавший вывод, с которым согласились все без исключения участники обсуждения: «Хорошая сатира нам нужна, а плохая сатира нам не нужна!».
Вот и всё, стоило время тратить и людей от своих дел отвлекать. Хорошие монополии нам нужны, а плохие монополии нам не нужны!
Если серьёзно, идеальным примером сосуществования общества, государства и монополий был бы стопроцентный баланс «хотелок» всех этих трёх субъектов. Так, конечно, не получится никогда – но важно стремление к такому балансу. Важно, с одной стороны, участие государства и общества в ограничении влияния на них монополий, – законодательными актами, возможностями общественного воздействия, регулированием финансовых возможностей монополий и их «рулевых».
А с другой стороны, способности тех же «Газпрома» и РЖД без лишней нервозности планировать свою работу и приводить эти планы в жизнь, основываясь на уверенности в долгосрочных и прозрачных перспективах своего существования.
Чем опасны монополии?
Чем опасны монополии?
Не исключен сговор действующих предприятий: по ценам, объемам выпуска и так далее. Причем, компании в этом плане проявляют большую изобретательность. Современный сговор вовсе не является результатом совместного ужина в фешенебельном ресторане или на вилле. Достаточно коллективной «синхронной» реакции на действия лидера отрасли, сообщающего об уровне собственных цен, естественно завышенных (лидерство в ценах) или подтягивание собственных цен под уровень более крупного производителя – под «зонтик цен». Вообще при современном развитии информации и средств ее обработки поле для синхронизированных действий, то есть, фактически, монопольного сговора, практически не ограничено.
Предельный случай монополии – один крупный производитель в отрасли. Такого положения компания добивается или вкладывая деньги в собственное производство и опережая соперников, или поглощая конкурентов. Чаще используется сочетание обоих приемов. Но, как только монопольное положение достигнуто, компания теряет всякий интерес к самосовершенствованию. Действительно, зачем к чему-то стремиться? Конкурентов больше нет, значит, зачем беспокоиться о качестве и цене? Товар и так купят – ведь другого-то нет, поскольку нет других производителей. А если покупатель не вполне доволен, то это проблемы покупателя.
Опасность монополизации заключается не в том, что кто-то получает необоснованно высокие прибыли (хотя и это не здорово), а в том, что ломается рыночный механизм, обеспечивающий развитие. Экономика, предпринимательство теряют стимулы к развитию со всеми негативными последствиями для общества. Монополия или крупная корпорация, обладая огромными ресурсами, получает возможность привлекать лучшие кадры, получать более льготные кредиты, занижать цены поставщикам и завышать покупателям. Более того, они имеют возможность влиять на законодательные и, даже, судебные решения, используя парламентское лобби и нанимая искушенных в ведении дел адвокатов.
Именно поэтому во всех странах с развитой рыночной экономикой существует строжайшее антимонопольное законодательство, полномочные органы, применяющие законодательные нормы, предусматривающие строгие санкции для нарушителей. При этом многие санкции, суровые сами по себе, еще и применяются по максимуму, что дает основания называть их «посланиями деловому сообществу» в том смысле, чтобы у других не было соблазна следовать их примеру.
Вновь необходимо сделать оговорку. Поскольку ни одна даже самая большая компания до конца не может быть уверена в своих незыблемых позициях (в конце концов, существует и международная конкуренция), она вынуждена тратить деньги на свое развитие, на содержание исследовательских центров и так далее. Но повторим – вынуждена. Вынуждена именно под страхом конкуренции, а также и для сохранения позитивной репутации, играющей в бизнесе огромную роль, ну и, разумеется, государственных мер воздействия.
В «монополистической» теме нельзя обойти стороной проблему естественных монополий. Действительно, ряд рынков предполагает наличие крупных и даже гигантских компаний (например, самолетостроение) или сам вид деятельности таков, что в нем может разместиться только одна компания (например, городской метрополитен, ведь в городе не может быть много маленьких метро). Но в этом случае такие компании становятся или государственными или находятся под жестким государственным контролем.
«Естественность» монополий вовсе не означает их право на безраздельную свободу рук на рынке. И уж тем более монополия не может претендовать на статус «естественной», если она осталась в отрасли единственной только потому, что все остальные или разорились, или их поглотила более удачливая компания. Государство в таких случаях, даже самое демократическое, вполне резонно принимает самые решительные меры. Так, в послевоенной Германии чудодейственность курса Людвига Эрхарда в значительной степени объясняется расформированием монополистических концернов и картелей, сложившихся на основе военно-промышленного комплекса, а уже потом всем остальным.
И еще один миф на тему монополии и формы собственности. Считается почему-то, что частная (акционерная компания) всегда работает лучше, чем государственная. На самом деле частная компания работает лучше только тогда, когда она попадает в реально конкурентную среду. Более того, монополистическое предприятие, находящееся в государственной собственности с общественной точки зрения более предпочтительно, чем частное, поскольку у государства все-таки присутствует какая-то доля социальной ответственности.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Потеря монополии на информацию
Потеря монополии на информацию За тем, что в человеческом обществе окутано пеленой тайны, часто кроется обыкновенная подлость. Вильгельм Швебель Американский эволюционный биолог, физиолог и биогеограф Джаред Даймонд в своей книге «Ружья, микробы и сталь. Судьбы
3.1. Чем опасны для бизнеса сторонние вливания?
3.1. Чем опасны для бизнеса сторонние вливания? Помимо прочих характеристик, инвестициям присуща прочная и постоянная взаимосвязь таких двух взаимозависящих параметров, как риск и прибыль. Как мы уже говорили ранее, чем выше риск потерять средства, тем больше ожидаемая
3.3. Чем опасны инвестиции для самого вкладчика?
3.3. Чем опасны инвестиции для самого вкладчика? Ответ на этот вопрос прост и понятен даже ребенку – потеря денег. Инвестор рискует потерять как часть инвестиции, так и всю ее полностью. Случаев потерянных инвестиций в истории не перечесть. Чего, к примеру, стоит печально
Вопрос 28 Условия максимизации прибыли при монополии.
Вопрос 28 Условия максимизации прибыли при монополии. ОТВЕТПоведение фирмы-монополиста обусловлено не только потребительским спросом и предельным доходом, но и издержками производства.Фирма-монополист будет наращивать выпуск продукции до такого объема, когда
10.3. Ценообразование в условиях монополии
10.3. Ценообразование в условиях монополии Монополия – рыночная структура, когда существует единственный продавец товара, который не имеет близких заменителей, для других продавцов вход на данный рынок закрыт.В отличие от совершенного конкурента монополист сам
Занятие 8 Ценообразование в условиях монополии
Занятие 8 Ценообразование в условиях монополии Семинар Учебная лаборатория: отвечаем, обсуждаем и дискутируем… Отвечаем:1. Почему нельзя вывести кривую предложения для монопольной фирмы?2. При каких обстоятельствах монополия будет заниматься ценовой
Концентрация производства и монополии. Монополии и конкуренция.
Концентрация производства и монополии. Монополии и конкуренция. В домонополистический период, при господстве свободной конкуренции, действие закона концентрации и централизации капитала с неизбежностью привело к победе крупных и крупнейших предприятий, по сравнению с
4 Выравнивание относительных цен и естественные монополии
4 Выравнивание относительных цен и естественные монополии 4.1 Нерыночный сектор Еще одна крупная проблема, которая будет тормозить модернизацию экономики, связана с крупными деформациями системы относительных цен и наличием значительного нерыночного
3.4 Естественные монополии
3.4 Естественные монополии В силу своего огромного значения для экономики в целом постоянное внимание привлекают три главные естественные монополии — «Газпром», РАО «ЕЭС России» и МПС. На деле это не вполне естественные монополии, поскольку рождены из советских ведомств
МОНОПОЛИИ И АНАРХИЯ ПРОИЗВОДСТВА
МОНОПОЛИИ И АНАРХИЯ ПРОИЗВОДСТВА Представленная в предыдущей главе формулировка коренного противоречия капитализма предложена основоположниками научного коммунизма. Она в наиболее концентрированном виде отражает сущность внутреннего противоречия способа
Естественные монополии
Естественные монополии Если существование монополии приводит к снижению затрат, то такая монополия называется естественной. Обычно понятие монополии ассоциируется с повышением цен, однако на деле это не всегда так. В случаях, когда постоянные затраты на обслуживание
Неестественные монополии
Неестественные монополии Проблема с защищенными монополиями состоит в том, что силы, действующие на рынке и порождающие предприимчивость, динамичность и изменения, здесь отсутствуют. Отсутствие или ограничение конкуренции приводит к нежеланию новшеств, неприятию
Создание монополии на ум
Создание монополии на ум Привычки пользователей – это не просто благо для компаний, которым повезло их сформировать. Наличие привычек снижает вероятность успеха для новичков, пытающихся изменить статус-кво. Примеров успешного изменения давних привычек чрезвычайно
18.1. Общие положения о конкуренции и монополии
18.1. Общие положения о конкуренции и монополии Основополагающие начала конкурентной политики России закреплены в Конституции РФ. Так, п. 1 ст. 8 Конституции РФ закрепляет такие принципы рыночной экономики, как свобода экономической деятельности, поддержка конкуренции, а
Сила монополии
Что такое монополия в экономике, какие виды существуют и чем она опасна + наглядные примеры
Монополия – это рынок товаров или услуг, представленный одним-единственным продавцом. В силу полного отсутствия конкуренции он активно влияет на объем выпускаемой продукции и диктует цену на товар или услугу.
Яркий пример: фармацевтическая компания Pfizer. В 1992 году она запатентовала средство для улучшения потенции под названием “Виагра”. 21 год ни один другой производитель не имел права выпускать аналоги лекарства. А сама Pfizer все это время устанавливала максимально высокие цены на препарат для борьбы с эректильной дисфункцией. И лишь в 2013 году срок действия патента завершился и аптеки заполонили более дешевые аналоги.
Монополия – опасная рыночная структура, от которой страдают самые незащищенные слои населения. Дефицит товаров повседневного спроса, неоправданно высокие цены – лишь вершина этого айсберга. А что еще влечет за собой полное отсутствие конкуренции, давайте разбираться.
История возникновения монополий
Термин «монополия» обладает греческими корнями: он образован от слов «mono» – «один» и «poleo» – «продаю». Сама же хозяйственная политика, направленная на активное вытеснение конкурентов с рынка, зародилась практически одновременно с появлением товарно-денежного обмена.
Но если сегодня во всех развитых странах мира проводится антимонопольная политика, а захват рынка единственной компанией считается явлением нежелательным для экономики и даже опасным для общества, в Древнем мире подобная хозяйственная практика не порицалась.
Эффективность монополии в Древней Греции доказал Фалес Милетский. Он спрогнозировал по звездам большой урожай маслин. И еще зимой арендовал за бесценок все маслодавильни на Хиосе и в Милете. А когда был собран богатый урожай, резко поднял цену за их использование. Земледельцы были вынуждены пользоваться маслодавильнями, несмотря на завышенную цену. А сам Фалес Милетский не только разбогател, но и наглядно показал, насколько выгодна стратегия монополиста.
Яркий пример древнейшей монополии – Новокарфагенский рудник хеттских царей. Именно хетты первыми изобрели способ обработки железа и производства стали. А поскольку во II в до н.э. железо стоило в 5 раз дороже золота, выдавать как районы месторождений, так и секреты производства, правители не собирались.
Одной из первых государственных монополий можно назвать Центральный банк Древнего Египта, созданный династией Птолемеев в III столетии до н.э. Его отделения работали по всей стране: собирали налоги для государства, обменивали валюту и выплачивали жалованья. При этом в стране больше никаким другим организациям не позволялось осуществлять банковские операции, что позволило сосредоточить все денежные потоки в руках Птолемеев.
Монополизация мировой экономики
И все же, когда речь заходит о развитии монополий, самые яркие примеры экономисты советуют искать не в глубокой древности, а на рубеже XIX и XX столетий. Именно в этот период человечество впервые столкнулось с понятием глобальной монополизации.
Монополизация – это процесс установления монополии. Он включает в себя устранение конкуренции и присвоение крупнейшим игроком исключительного права на осуществление какой-либо деятельности.
Монополизация рынка – это ситуация в отрасли, когда крупнейший производитель или продавец захватывает большую часть рынка и получает возможность влиять на уровень цен и объем производства.
Монополизация экономики – это полное отсутствие конкуренции или чрезвычайно низкий ее уровень во всех отраслях экономики в рамках одного государства.
В последние десятилетия XIX века ручной труд во всем мире активно вытесняли машины, объемы производства неуклонно росли, а вместе с ними увеличивались и размеры самих предприятий. Когда на рынке оказывалось несколько крупных игроков, конкуренция бизнесменам становилась невыгодна. Гораздо проще – договориться между собой: обозначить сферу влияния и установить выгодную цену.
Такие договоренности привели к созданию монополий различных форм:
- ринг или корнер – временная договоренность о единой политике продаж; синдикат – объединение, действующее на долгосрочной основе. Участники сохраняют юридическую самостоятельность, но распределение заказов осуществляется централизованно; пул – разновидность синдиката. Участники пула не только придерживаются единой ценовой политики, но и создают общую кассу, прибыль из которой распределяется согласно долям; картель – объединение, в котором каждое предприятие сохраняет и производственную, и финансовую самостоятельность, договариваясь об уровне цен, объеме производства и географическом разделе рынка сбыта; трест – полное слияние компаний с созданием единого управляющего органа.
Несмотря на единые временные рамки, в каждой стране монополизация имела свои характерные черты. В США промышленники активно объединялись в тресты, и одним из первых таким образом был монополизирован нефтяной бизнес. Образованная в 70-е годы XIX века компания «Стандарт ойл» к началу нового столетия сосредоточила в своих руках 90% сбыта. Вслед за ней, одна за другой, объединились представители сахарной, текстильной, табачной, электротехнической отраслей. И уже в начале XX века стало очевидно: если государство не вмешается, мелкий бизнес в ключевых отраслях прекратит свое существование, крупным игрокам ничто не помешает устанавливать цены, в разы превышающие рыночные, а пострадают от этого самые незащищенные слои населения.
В Германии начало процесса монополизации спровоцировал кризис 1873 года. Население нищало, из-за снижения спроса стремительно падали цены, а производители, стремясь избежать банкротства, искали защиты у государства. И оно дало добро в виде протекций на создание картелей и синдикатов. Формировались первые немецкие монополии не несколькими крупнейшими игроками, а множеством мелких предприятий. Иногда картель насчитывал до 200 участников! Например, Рейнско-Вестфальский каменноугольный синдикат всего за 7 лет объединил 95% представителей своей отрасли. Работать сообща было выгодно, а потому в течение нескольких десятилетий монополии в Германии образовались даже в тех сферах, которые в любом другом уголке мира оставались конкурентным игрокам. Яркий пример – картель по производству календарей.
Целью поддержки монополий со стороны власти была не столько забота о предпринимателях, сколько желание покорить внешние рынки. И такая политика себя оправдала: уже очень скоро весь мир заговорил о технике Siemens и крупнейшей судоходной компании «Северогерманский Ллойд». Всего за 40 лет Германия увеличила производство промышленной продукции в 6 раз, и стала второй индустриальной державой мира, пропустив вперед лишь США.
Монополизация в России
Процесс глобальной монополизации не обошел и Россию. Но в то время, как инициаторами объединений в Европе и США были предприниматели, в России картели и синдикаты создавались в тех сферах, которые имели особое значение для государства. Чтобы сохранить над ними контроль и максимально ускорить развитие промышленности на рубеже XIX-XX веков под чутким руководством государственных органов были созданы картели и синдикаты в металлургии и машиностроении, судоходной и транспортной промышленности, в добыче нефти и банковском деле.
Поначалу роль монополий в отечественной экономике была невелика, хотя уже в 80-х годах XIX столетия на территории страны действовало как минимум 50 объединений, что даже по меркам огромной державы совсем не мало. Но настоящий бум глобализации грянул сразу после экономического кризиса 1900-1903 годов. Монополии, одна за другой, захватывали все новые отрасли. Это грозило глобальным перераспределением капитала в стране, и оседанием его в руках промышленников.
Формально государство отреагировало на ситуацию: в уголовном законодательстве появился прямой запрет на создание монопольных союзов. Но вместе с тем, многие из них, например, «Продпаровоз», «Снарядсоюз», «Продвагон» действовали при прямой финансовой поддержке со стороны властей.
Официально участники картелей и синдикатов числились акционерными обществами, а их деятельность регулировалась негласными договорами. Причем одно и то же предприятие могло входить одновременно в несколько картелей. Так возникли монополии «Медь», «Кровля», «Проволока», «Продвагон», «Продуголь».Всего в начале XX столетия в России действовало около 200 синдикатов.
Причины возникновения монополий
Возникновению монополий способствуют 5 факторов. Причем занять исключительное положение на рынке компания может как в результате воздействия одного из них, так и благодаря их удачному сочетанию.
1 Исключительный контроль над важнейшим производственным ресурсом. Яркий пример такой монополии сейчас рождается у нас на глазах. Несколько компаний по добыче, розливу и продаже минеральной воды из Ессентукского месторождения объединяются в частно-государственное предприятие «Холдинг АКВА». Отныне все скважины сосредотачиваются в одних руках. И никакая другая компания больше не сможет без угрозы судебного разбирательства наклеить на собственные бутылки этикетку с надписью «Ессентуки».
2 Снижение издержек при увеличении масштаба производства. Это явление в экономике получило название «Эффект масштаба». Его суть проста: при наращивании объема производства предприятием в долгосрочном периоде кривая издержек неуклонно стремится вниз. Действительно, крупным компаниям охотнее идут на уступки поставщики, банки чаще соглашаются пересмотреть проценты по кредитам. В пересчете на единицу продукции дешевле обходится менеджмент и реклама. В результате мелкие игроки теряют возможность конкурировать с акулой бизнеса, и рождается монополия.
3 Монопольное право – исключительное право использовать изобретение, промышленный образец, селекционное достижение. Документ, подтверждающий исключительные права, называется патент. Например, для изобретений пункт 1 статьи 1363 Гражданского Кодекса РФ устанавливает срок правообладания 20 лет. А вот единолично пользоваться плодами селекционных достижений можно целых 30 лет.
4 Государственные лицензии или правительственные привилегии. Ограничения для большинства участников рынка необязательно носят масштабный характер. Так, местные власти могут выдать разрешение на установку кафе и закусочных в парках только одной региональной компании, сделав ее монополистом. В рамках всего государства можно усложнить процесс получения лицензий настолько, что преодолеть все преграды при всем желании станет невозможно. Например, в Нидерландах национальный регулятор азартных игр много лет продлевал лицензию лишь одному оператору – государственной компании Nederlandse Loterij. И лишь в 2018 году на этот факт обратил внимание Высший административный суд.
5 Специфика технологического процесса. Иногда возникает такая ситуация, когда удовлетворить спрос на конкретную услугу или товар может лишь одна компания, владеющая коммуникациями. Речь идет о линиях электропередач, газо- и водопроводе.
Олигополия – не равно монополия
Монополия в чистом виде встречается не так уж и часто. И даже в уже рассмотренных примерах почти всегда речь идет об официальном объединении или неформальном сговоре крупнейших игроков. Поэтому имеет смысл рассмотреть близкое к монополии устройство рынка – олигополию.
Олигополия – рынок, представленный небольшим количеством продавцов. При жесткой олигополии речь идет лишь о 3-4 фирмах в отрасли. Мягкая олигополия – это раздел рынка 1-3 крупными компаниями, которые удовлетворяют 80-90% спроса. Оставшаяся часть рынка представлена группкой мелких предпринимателей. Пример мягкой олигополии в России – рынок мобильных услуг. 99% выручки получают 4 бренда-лидера: «МТС», «МегаФон», «Билайн» и «Теле2».
Так же, как и в случае с монополией, войти на олигополистический рынок предпринимателю-новичку почти невозможно. Крупные игроки зависят друг от друга, поэтому теоретически влияние компании на цены сильно ограничено. На практике же часто имеет место сговор.
Монопсония или монополия покупателя: что это такое
До сих пор речь шла о том, что диктует условия на монопольном рынке продавец. Тем не менее, существуют ситуации, когда в исключительном положении оказывается и покупатель. И тоже по той причине, что он – единственный, кому нужна производимая компанией продукция. Такой тип рынка носит название «монопсония». Если монополистом в отрасли является и продавец, и покупатель, говорят о двусторонней монополии.
В качестве монопсониста традиционно выступает государство. Например, в России это Федеральное космическое агентство, для которого работают разработчики и производители ракетно-космической техники, или Министерство обороны на рынке вооружения.
Конечно, монопсонист влияет на ценообразование. Вместе с тем, ему выгодно, чтобы предприятия-поставщики успешно работали, ведь при отсутствии нормальной экономической прибыли компании могут прекратить свое существование. А ведь речь чаще всего идет о стратегически важных разработках.
Виды монополий в экономике и их характеристика
Чтобы составить собственное мнение, чем так опасна или, наоборот, хороша монополия, стоит получше узнать, какие формы может принимать рынок без конкуренции. Классифицировать монополии можно по множеству факторов.
Виды монополий по форме собственности
В зависимости от принадлежности субъекта хозяйствования выделяют монополии государственные и частные. Государственные монополии – это фирмы, которые формируются и действуют под полным контролем правительства. Госрегулятор следит за качеством продукции или услуги, устанавливает цены или тарифы, определяет объем производства.
В России исключительное право на осуществление хозяйственной деятельности государство имеет в таких отраслях:
- эмиссия наличных денег; производство этилового спирта; изготовление и продажа наркотических и психотропных веществ; вооружения; электроэнергетика; газовая промышленность; распоряжение природными ресурсами; нефтеперерабатывающая промышленность.
Государственная монополия может быть частичной, если под контроль берется лишь производство или только сбыт. Но бывает и полной, когда государственные органы контролируют все организационные процессы от начала и до конца.
Частная или предпринимательская монополия создается исключительно в интересах бизнеса. И, как и любая предпринимательская деятельность, действует на свой страх и риск. Движущей силой предпринимательской монополии является получение максимальной прибыли.
Виды монополий по масштабу
И владелец единственного в поселке клуба, и обладатель лицензии на разработку Ессентукского месторождения – монополисты. Вот только уровень их влияния совершенно различен. Поэтому монополии принято классифицировать по масштабу:
- Локальная или местная монополия. Действует в рамках одного района, поселка, города. Примеры – единственный колледж в небольшом районном центре, единственный хозяйственный магазин в деревне; Региональная монополия. Тут уже речь идет о захвате рынка в одной или нескольких областях, автономных округах. Например, подачу электроэнергии в каждом уголке России осуществляют региональные энергоснабжающие организации: “Дальневосточная энергетическая компания” в Приморском крае, “Энергосбыт Плюс” в Самарской области, “Башкирэнерго” в Республике Башкортостан; Национальная монополия. Продавец или производитель занимает исключительное положение в рамках одного отдельно взятого государства. В газовой отрасли России – это “Газпром”, в железнодорожных перевозках – ОАО “РЖД”; Мировая или экстерриториальная монополия. Это международные и транснациональные компании, которые диктуют условия игры на рынках нескольких стран и даже континентов. Пример: корпорация Microsoft в производстве и реализации операционных систем. Несмотря на существование альтернатив (Apple и др.), Microsoft занимает такую долю мирового рынка, которая позволяет компании диктовать потребителям свои условия.
Виды монополий по характеру влияния
Далеко не всегда положение монополиста устойчиво и надежно. Во многом это зависит от того, какую долю рынка компания сумела захватить:
- Абсолютная монополия. Идеальная ситуация, при которой конкуренты у монополиста полностью отсутствуют. На рынке нет близких заменителей товара, а вход в отрасль заблокирован – чаще всего законодательно. Относительная монополия. Монополизирован лишь один сегмент рынка, например, путем договоренности с ближайшими конкурентами. Так, в случае частных перевозок компании договариваются между собой о распределении городских маршрутов. И получается, что с одной стороны перевозчик является монополистом на своем маршруте, с другой – его положение зыбко и может в любой момент измениться.
Виды монополий по происхождению
Формируются монополии тоже по-разному.
1 Естественная монополия. Она образуется сама собой. Просто потому, что наличие нескольких компаний, предоставляющих услугу, экономически нецелесообразно. Например, в крошечном городке нет необходимости в двух кинотеатрах. Переманивая публику друг у друга, они оба придут к банкротству, так как расходы на содержание зала высоки, а спрос слишком мал, и нет ни малейшего шанса его существенно увеличить.
Примерами естественной монополии служат линии метрополитена и маршруты общественного транспорта. Абсурдной кажется даже сама идея обслуживания одних и тех же направлений движения конкурирующими компаниями. Да, в городе могут работать несколько троллейбусных парков, но наверняка они поделят между собой районы.
Для конечного потребителя конкуренция в таких сферах является нежелательной.
2 Искусственная монополия. Если объективных причин для установления лидерства в отрасли нет, но конкуренция отсутствует, это монополия рукотворная, или искусственная. Создать ее можно несколькими путями. Например, просто скупив все мелкие фирмы на взлете. Или разработав уникальное оборудование, которого больше нет ни у кого.
Поспособствовать возникновению искусственной монополии может государство при помощи льгот или субсидий, выдачи лицензии одному-единственному игроку, предоставления выгодных займов под гарантии государства или освобождения от уплаты налогов.
Примером искусственной монополии может служить компания “Мосгортранс”. Несмотря на более высокие тарифы, чем у единичных мелких перевозчиков, отсутствие стремления обновлять автопарк и многочисленные жалобы перевозчиков, фирма вот уже много лет остается монополистом исключительно, благодаря содействию городских властей.
Виды монополий по способу формирования
Рождение монополии всегда идет по одному из трех сценариев:
Виды монополий по сроку существования
Срок существования монополий может быть различен: одни корпорации удерживают преимущество на рынке сотню лет, другие уже спустя год-два оказываются неспособны противостоять конкуренции.
Первый тип монополий называют постоянными. Они, как правило, имеют поддержку со стороны государства. Частным компаниям без протекций в органах власти сложно оставаться единственными представителями в отрасли. Поэтому среди них большая часть временных монополий.
Виды монополий по сфере деятельности
Так же, как и любой другой субъект хозяйственной деятельности, монополия может быть:
- производственной; торговой; финансовой; посреднической; монополией услуг.
Виды монополий по защите от конкурентов
- Открытая монополия. Это результат усилий самой компании: заключение договоров слияния, изобретение новаторской технологии, умелое использование маркетинга, вывод на рынок продукта-новинки. К сожалению для владельцев, такая монополия всегда носит временный характер: в любой момент конкурент может выпустить заменитель или полноценный аналог продукта, дождаться завершения срока действия патента, объединиться с другими компаниями в борьбе против лидера. При этом фирма-монополист никак не защищена от подобной ситуации. Тем не менее, именно открытая монополия приносит, пусть и в кратко- или среднесрочном периоде компаниям заветные миллиарды. Закрытая монополия. Ее существование, как правило, поддерживает государство, ограждая от любого посягательства конкурентов. Примеры закрытой монополии – ОАО «РЖД», ОАО «Мосгаз», ОАО «Мосводоканал». Это устойчивые структуры, которые, кажется, существовали всегда, и будут действовать еще долгое время. Вместе с тем закрытые монополии чаще всего не приносят сверхприбыли: взамен исключительных прав государство сохраняет контроль и в отношении уровня цен, и в отношении нормы прибыли.
Чистая монополия
В реальной жизни монополии разнообразны и многолики. Но экономическая наука работает с идеальными моделями.
Чистая монополия – такая модель, являющая собой полную противоположность идеальной конкуренции. Отрасль представлена лишь одним продавцом, который может влиять на объем выпускаемой продукции и самостоятельно устанавливать цены.
Признаки чистой монополии:
- Единственный продавец. Когда рынок монополизирован, слова «компания» и «отрасль» становятся синонимами. Яркий пример чистой монополии в России: ОАО «Газпром», полный синоним топливно-энергетического комплекса ; Отсутствие заменителей товаров или услуги. Для покупателя это означает одно: либо приобретать у монополиста, либо обходиться без товара вообще; Ценовое лидерство игрока. Манипулируя количеством выпускаемого продукта, монополист умело играет на кривой спроса. Он хорошо знает, что за дефицитные товары покупатель готов заплатить больше, и пользуется этим без зазрения совести; Недостижимо высокие условия входа новых игроков в отрасль. Создать барьеры может сама компания. В этом случае они будут носить технический или экономический характер. Монополизировать отрасль может и государство. Тогда мы говорим о юридических или законодательных барьерах.
Чем опасны монополии
Компания-гигант стремится лишь к одному: удержать монопольную власть, ведь это – гарантия получения сверхприбыли. Такая эгоистичная позиция приносит множество неудобств обществу. Минусы монополистического рынка:
- завышенные цены. Если речь идет о предпринимательской монополии, никто не вправе диктовать бизнесу, какую торговую наценку ему устанавливать. И часто она в десятки раз выше, чем могла бы быть в конкурентной среде; отсутствие стимула повышать качество товара. В этом просто нет смысла: если покупатель нуждается в услуге, он ее гарантированно приобретет, так как альтернативы не существует; создание искусственного дефицита. Чтобы оправдать завышенные цены, монополист может снизить объем производства. Спрос на уникальные товары растет, а компания-лидер вновь получает сверхприбыль.
Присутствие лишь одной компании на рынке – ситуация неблагоприятная не только для потребителей. Молодые фирмы даже при наличии новаторских разработок и более лояльной ценовой политики просто не имеют возможности занять свою нишу. Монополии вытесняют их с рынка любыми законными и незаконными методами. Как итог: отсутствие развития отрасли в целом и негативное влияние на экономику государства.
Плюсы монополии
Но не всегда ситуация развивается по самому мрачному сценарию. В некоторых случаях, наоборот, именно благодаря крупным корпорациям экономика может сделать мощный рывок вперед. Преимущества монополий:
- единые стандарты производства. Добросовестные предприниматели все же мыслят в глобальных масштабах и действуют на перспективу. Во многих корпорациях разработаны единые стандарты качества, за выполнением которых следят на каждом этапе производства. В результате потребитель больше не покупает «кота в мешке», а его представления о товаре полностью соответствует реальности; возможность оптимизации производства. Автоматизированные технологические линии, увы, в силу своей дороговизны не доступны малому бизнесу. Поэтому удовлетворить огромный спрос на стандартизированные товары могут лишь крупные игроки. Они ускоряют процесс производства, наращивают объемы, тем самым не допуская дефицита. Результат: снижение цены для конечного потребителя; участие в научных исследованиях и разработках. У монополий есть все, чтобы положительно повлиять на развитие отрасли: огромные финансовые возможности, лучшие специалисты, часто – протекция государства.
Компания-монополист в любом случае оказывает огромное влияние и на состояние отрасли, и на экономику государства в целом. Но вот каким оно будет: разрушительным или благоприятным, зависит от добросовестности руководства компании.
Антимонопольная политика в мире
Когда на кону судьба целой страны, государство не может пустить дело на самотек. Необходимость регулирования монополий правительства стран поняли сразу же, как только начался процесс глобальной монополизации.
Первым антимонопольным законом стал акт Шермана, подписанный в США в 1890 году. Документ не просто объявлял тресты вне закона, но и предусматривал уголовную ответственность за попытку объединиться с другими компаниями, чтобы сократить конкуренцию.
Акт Шермана не был совершенным, и спустя 24 года, в 1914-м, в США вступил в силу новый закон, названный в честь своего разработчика – Генри Клейтона. Новый законодательный акт исправил все неточности акта Шермана: он четко обозначил основные понятия, прописал меры борьбы с трестами и определил ответственность за нарушение правил работы на конкурентном рынке.
В Европе первый закон о монополиях приняла Великобритания в 1948 году. Антитрестовский акт был подписан во Франции в 1963-м, в Италии – в 1964-м. Необходимость защиты конкурентной среды Восточная Европа и Россия, в частности, осознали лишь в 80-х годах ХХ столетия.
Зарождение антимонопольного законодательства в России
Первые монополисты в России появились с благословения и при полной поддержке правящей верхушки. Но со временем руководство монополий стало перегибать палку, диктуя условия власти. И в 1908 году правительством было принято решение урегулировать деятельность союзов, взяв за основу все тот же акт Шермана. Увы, противодействие со стороны ассоциации предпринимателей оказалось слишком сильным, и инициатива провалилась. А дальше грянула Первая мировая война, Октябрьская революция, и эти проблемы оказались куда серьезней, чем создание антимонопольного законодательства.
Позже правительство СССР создаст собственную монополию. Ее имя – командная экономика. Придет время Госснаба, Госплана, Госкомцен. О самой возможности конкуренции страна забудет на долгие десятилетия, вплоть до 1990 года, когда правительство утвердит действительно революционный закон «О республиканских министерствах и Государственных комитетах страны». А в поддержку бизнеса будет создан Государственный комитет по вопросам антимонопольной политики.
После распада СССР антимонопольное законодательство России развивалось огромными темпами.
1991 год – принят закон, ограничивающий деятельность союзов и трестов на рынке товаров.
1995 год – постановление дополнено, исправлено, и отныне любое притеснение участников рынка карается законом, так же, как и договоренности о географическом разделе ниши и установлении общей ценовой политики.
1997 год – Государственный комитет по вопросам антимонопольной политики переименован в Государственный антимонопольный комитет.
2004 год – создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Сегодня ФАС пресекает появление монополий на российском рынке, решает споры, связанные с недобросовестной конкуренцией и контролирует выполнение всеми компаниями требований антимонопольного законодательства. Если объем продаж предприятия превышает 35% от общего количества, сотрудники ФАС вносят его в специальный реестр, и пристально следят за хозяйственной деятельностью.
Главные положения антимонопольной политики нашей державы сформулированы в Федеральном законе «О защите конкуренции», принятом 8 июля 2006 года.
Работа естественных монополий регулируется Федеральным законом «О естественных монополиях» от 19 июля 1995 года.
Государственное регулирование естественных монополий
Влиять на работу естественных монополий государство может как прямо, так и косвенно. Прямое регулирование – это установление максимально допустимых цен на продукцию или услуги. Наблюдать такое влияние государства можно в сфере ЖКХ и общественного транспорта. Косвенный метод ограничения деятельности – увеличение налогов. Но не всегда такое мероприятие будет полезно для общества.
Увеличение потоварного налога
Для примера рассмотрим ситуацию, при которой правительство облагает налогом каждую единицу товара. При увеличении потоварной налоговой нагрузки на конкурентном рынке прибыль предприятия обязательно снижается, а уровень цен, как правило, остается на том же уровне.
Монополист же работает без соперников. А потому, когда государство облагает товар дополнительными сборами, он просто снижает объем производства. Возникает искусственный дефицит, потребители готовы платить больше. И цена повышается. При этом сам монополист никаких неудобств не испытывает: его доход остался на прежнем уровне.
Таким образом, повышение потоварного налога для ограничения деятельности монополиста неэффективно.
Введение паушального сбора
Паушальный налог – сбор, размер которого не зависит от объема продаж или выпуска продукции. Его размер зафиксирован законодательно. При введении паушального сбора монополисту невыгодно сбавлять темпы производства, ведь переложить на покупателей постоянные издержки нельзя. Цены останутся на прежнем уровне.
Таким образом, паушальный налог снижает прибыль компании-монополиста, но никак не ухудшает ситуацию для потребителей и экономики в целом.
Понятие монополии за пределами макроэкономики
Термин «монополия» настолько прочно вошел в обиход, что используется сегодня не только в своем прямом значении, но и часто обозначает явления, далекие от экономических процессов.
Монополия в обществознании
В любой сфере человеческой деятельности может появиться игрок, который монополизирует определенную функцию. И совсем необязательно речь будет идти о получении прибыли. Пример монополии в обществознании – это церковь. Так, на протяжении столетий школы существовали исключительно при монастырях. И это ни что иное, как узурпация церковью начального образования.
При этом, как настоящий монополист, церковь ощущала всю мощь собственной власти. И разрешала преподавание в своих стенах лишь тех предметов и лишь в той форме, в которой они не противоречили церковной идеологии.
Юридическое определение монополии
Согласно ФЗ №135 «О защите конкуренции», монопольное или доминирующее положение – то, при котором одна компания или группа субъектов хозяйственной деятельности имеет возможность препятствовать вхождению в отрасль других предприятий, а также диктовать свои условия товарооборота.
В российском законодательстве монополист – это игрок, доля которого на рынке превышает 50% от объема производимой или реализуемой продукции. Но бывают и исключения:
- когда компания контролирует более чем 50% рынка, но в ходе разбирательств ФАС пришла к выводу, что фирма не оказывает угнетающего воздействия на рынок; когда доля компании на рынке еще не достигла 50%, но для организации характерны все черты жесткой монополии. Здесь, правда, существует оговорка: монополистом не может быть признан игрок, контролирующий менее 35% рынка.
Настольная игра «Монополия»
«Империя», «Менеджер», «Бизнесмен» – все это варианты названия легендарной настольной игры «Монополия». Она была разработана Чарльзом Дэрроу в 1934 году. В течение первого же года он вручную изготовил 5 000 копий игры, и продал их в универмаге Филадельфии. А уже в 1935-м «Монополия» стала самой продаваемой настольной игрой в США.
«Монополия» – это игра, которая дает возможность игрокам построить свою бизнес-империю. Успех в игре зависит не столько от случайной удачи, сколько от умения выстроить собственную стратегию и убедить конкурентов совершить выгодную сделку.
Сегодня число игроков в «Монополию» по всему миру достигло полумиллиарда человек. Помимо бумажных версий, активно развиваются онлайн-приложения. И даже проводятся коммерческие соревнования с внушительными призовыми фондами.
Послесловие
Стремление полностью контролировать рынок зародилось у сильнейших представителей человечества одновременно с появлением обмена и торговли. Еще на заре развития общества стало понятно, что увеличить собственный доход проще всего, устранив конкурентов, и получив тем самым полный контроль над ценами.
Это и есть основная черта монопольного рынка – конкуренция на нем находится либо в нулевой точке, либо является очень низкой. Достичь доминирующего положения можно, используя как методы честной конкуренции – создание новаторских товаров, покупка патентов, так и нелегальные способы – сговор, подкуп.
С последними сегодня активно борется антимонопольное законодательство, которое давно вывело аксиому: монополия – это нежелательное явление в эффективно развивающейся экономике. Законодательно ограничивают деятельность крупнейших игроков все цивилизованные страны мира.
Вместе с тем само государство может поддерживать и даже создавать естественные монополии. Их задача – развивать стратегически важные для страны отрасли, а также контролировать уровень цен в социально значимых сферах.