Чем опасны массовые беспорядки
Чем опасны массовые беспорядки
Для предупреждения и борьбы с массовыми беспорядками, необходимо знать их особенности и механизм их возникновения и протекания.
В первую очередь, необходимо установить, по каким причинам возникают массовые беспорядки в обществе.
Причины их возникновения могут быть различными:
1. социально-экономическими (нехватка продовольствия, катастрофическая инфляция, всеобщая безработица и т. д.)
2. политическими (произвол властей, попрание демократических свобод, недовольство политикой правительства и пр.)
3. этническими (нарушение прав национальных меньшинств или, наоборот, засилье в социально значимых сферах общественной жизни представителей не коренной национальности и т. д.)
4. религиозными (разногласия между представителями различных конфессий)
5. криминальными (борьба за передел сфер влияния между преступными группировками)
6. иными (например, в последнее время достаточно широкий размах стали принимать вылазки экстремистских группировок, акции антиглобалистов и столкновения между футбольными «фанатами»).
Толпа, ориентированная на массовые беспорядки, имеет свои характерные социально-психологические особенности. И люди, вполне адекватные по одиночке, находясь в людской массе претерпевают ряд психологических изменений:
Механизм возникновения массовых беспорядков.
Несмотря на то, что массовые беспорядки в каждом отдельном случае проходят по-разному, но во время тщательного изучения и наблюдения, можно выявить и обобщить схожий механизм возникновения, во всех случаях состоящий из трёх стадий, которые присутствуют в любом процессе развития массовых беспорядков:
Первая стадия предшествует массовому антиобщественному поведению. Она характеризуется возникновением социальной напряженности, накапливанием недовольства, т. е. негативных массовых настроений, которые выступают «горючим» материалом, способным при самом незначительном поводе обострить обстановку. Ее возникновение предваряют такие кризисные явления, как возникновение тревожной информации, слухов, нездоровых мнений и настроений, недовольство действиями представителей власти, снижение уровня жизни вследствие спада производства, инфляции, роста цен и т. п.; ослабление авторитета власти; сплочение оппозиции и появление лидера, пользующегося авторитетом среди основной массы населения.
Недовольство не всегда бывает обоснованным. Однако если оно достигает критической точки и обострено чувством несправедливости, то может вызвать массовый беспорядок.
На второй стадии массовые беспорядки берут свое непосредственное начало: появляется формальный повод, который используется их зачинщиками в качестве детонатора. Таким поводом часто выступает событие, способное оправдать участников эксцессов, придать их действиям «справедливый» характер и позволить втянуть в эти события большие массы людей. Отличительная черта массовых беспорядков заключается в том, что, раз начавшись, они становятся независимыми от породивших их причин и могут продолжаться даже тогда, когда те уже исчерпаны.
В этот период для массовых беспорядков характерно:
Третья стадия характеризуется ситуацией после ликвидации массовых беспорядков, которая далеко не сразу становится нормальной. Обстановка в любое время может осложниться под воздействием слухов, неудовлетворенности результатами событий. Психологическая реакция людей на массовые беспорядки различна – от депрессивного состояния до мобилизационного, поэтому есть все основания опасаться их возобновления.
Вывод:
Существует самая непосредственная связь между поведением толпы и общественной безопасностью. Массовые беспорядки чрезвычайно опасны. Их глубинные причины кроются в негативных массовых настроениях, в неудовлетворенности каких-либо социальных притязаний больших масс людей. Поводом для массовых беспорядков может стать любая внешняя провокация, связанная с экстремальными проявлениями жизнедеятельности социума.
Социальная практика свидетельствует, что толпа представляет собой серьезную угрозу как для ее участников, так и для окружающих, что обусловлено потерей индивидуальности человека в толпе, ростом его агрессивности, понижением самоконтроля. Наиболее опасна политизированная толпа, способная на самые деструктивные, крайне жестокие и преступные действия. В борьбе с массовыми беспорядками необходимо устранить их на стадии осложнения обстановки, тем самым, пытаться не допустить возникновение повода, того момента, который служит в таких случаях детонатором социальной активности в самых негативных её проявлениях.
Знание правил поведения в толпе, способов защиты себя и окружающих в условиях массовых беспорядков и умение применять их на практике – это тот шанс, который может помочь человеку с минимальными физическими и нравственными потерями выжить в опасной ситуации.
Массовые беспорядки с точки зрения Конституции и УК РФ
Процессы демократизации современного общества, формирование правового государства обусловили преодоление
отчуждения индивида от власти и собственности, при этом на первый план в современном правосознании выходят права человека, формирование новой модели правового положения человека, создание эффективного механизма
реализации основных прав и свобод гражданина. Все это, в свою очередь, повлекло негативные последствия, такие как появление в обществе на почве экономических, политических, правовых, идеологических, национальных,
религиозных и других интересов ожесточенности, столкновение интересов и социальные конфликты.
Изменения, которые происходят в жизни граждан Российской Федерации, накладывают определенный отпечаток как на процессы борьбы с преступностью в целом, так и на состояние общественной безопасности в регионах. В связи с этим значительно возросли общественно-политическая активность населения и желание граждан реально принимать участие в решении проблем, которые касаются их общих интересов. Это проявляется в различных сферах
общественной жизни и, в частности, в участии граждан в деятельности политических партий, проведении предвыборных кампаний, митингов, демонстраций, пикетирований, шествий и др.
Считаем что, для наиболее успешного проведения массовых мероприятий важна организация охраны общественного порядка, т.е. комплекса мероприятий, осуществляемых правоохранительными и другими государственными органами.
Публичное мероприятие – это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Другими словами, публичные мероприятия – это совокупность организованных, санкционированных или несанкционированных форм активных действий или явлений социальной жизни групп людей или индивидуальные действия лиц в общественных местах с целью выражения их воли, защиты своих прав и свобод, законных интересов, удовлетворения потребностей в экономической, политической,
социально-культурной, других сферах, а также социальная форма общения людей между собой и способ разработки единства установок гражданина, группы людей и всего общества.
Организаторами публичных мероприятий могут выступать как один гражданин, так и несколько граждан Российской Федерации, политические партии, региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
Определение этих мероприятий требует уточнения.
Так, собранием является совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.
Митинг представляет собой массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем, преимущественно общественно-политического характера.
Демонстрацией является организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации. Как
правило, участники, устраивая демонстрации, ставят своей целью привлечь внимание общественности, органов государственной власти к тем или иным вопросам либо проблемам и добиться исполнения выдвигаемых требований.
Шествия – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях
привлечения внимания к каким-либо проблемам.
Пикетирование – форма демонстрации, публичного выражения мнения, в основном в близком к административным зданиям органов государственной власти и местного самоуправления, дипломатических представительств и т.д. расположении, с целью привлечь внимание к тем или иным проблемам общественно-политического характера или выдвижение протеста против чего-либо. Участники предпочитают использовать транспаранты, плакаты и
другие средства наглядной агитации.
Религиозные – мероприятия религиозного характера (обряды, крещения, проповеди, культовые праздники), дни памяти умерших (погибших).
Культурно-зрелищные – народные гуляния, карнавалы, фестивали, профессиональные праздники, концерты, ярмарки и др.
Спортивные – олимпиады, спартакиады, соревнования по различным видам спорта и др.
Специальные мероприятия – траурные процессии, обеспечение безопасности проезда должностных лиц, имеющих право на государственную охрану.
Смешанные мероприятия – несколько видов мероприятий, объединенных в одно (например, национальные праздники субъектов Российской Федерации: Хыдырлез-байрам и др.).
Отметим, что проведение публичных мероприятий того или иного характера порождает риск возникновения между присутствующими как случайных конфликтных ситуаций, так и преднамеренных, т.е. заранее cпланирован-
ных. Данные действия могут повлечь за собой массовые беспорядки, столкновение интересов и другие негативные последствия, которые являются опасными для окружающих.
Таким образом, одной из основополагающих основ построения правового государства является охрана общественного порядка и моральных принципов как гражданина в отдельности, так и общества в целом, в том числе уголовным законодательством. В связи с этим в разд. 9 Уголовного кодекса Российской Федерации собраны преступления, которые посягают на общественную безопасность и общественный порядок. В частности, ст. 212 Уголовного кодекса Российской Федерации регламентирует ответственность за массовые беспорядки.
Одним из основных условий успешного проведения публичного мероприятия (общественно-политического, культурно-зрелищного, спортивного и др.) является готовность органов внутренних дел к организационным, квалифицированным действиям в сложных (экстремальных) условиях (ситуациях) и четком, грамотном управлении этими действиями.
При проведении публичного мероприятия существует большой риск попадания экстремистски настроенных людей в ряды митингующих, что влечет за собой дестабилизацию обстановки, разжигание конфликтов, вспышки негативного, а порой и неадекватного поведения. Ими, как правило, являются преступные элементы, которые целенаправленно нарушают общественный порядок и правила сосуществования.
В основном, они и возглавляют действия разъяренной толпы. Важной структурной характеристикой толпы является ее социально-психологический состав – это самостоятельный показатель, который в значительной степени влияет на его формирование, развитие и, что особенно важно, на переход его участников к активным действиям:
1) активные участники – это люди, которые находятся в различной степени эмоционального возбуждения; такое эмоциональное состояние дает готовность к активным действиям любого характера, формируются совместные
установки, реакция на то или иное поведение, высказывание на фоне эмоционального возбуждения, возрастает тесная степень общения между людьми, интенсивность (насыщенность) обмена информацией; при высоком эмоциональном возбуждении человек теряет контроль над собой, своими чувствами и эмоциями, тем самым им легко управлять;
3) наблюдатели – пассивные, спокойные участники массовых мероприятий, у которых отсутствует эмоциональное возбуждение; данные люди не связаны друг с другом, не обмениваются информацией, хаотично передвигаются, не проявляют интерес к агрессивным действиям;
4) случайные – неорганизованные скопления людей, которые образовались в результате неожиданно возникшего события; к происходящим действиям относятся безразлично, возможно, даже осуждающе, но при этом их присутствие значительно увеличивает численность толпы.
Создание агрессивной толпы становится возможным при умышленном, преднамеренном обострении обстановки подстрекателем (провокационные выкрики, обращения к присутствующим и др.), совершении агрессивных
действий заранее подготовленными и проинструктированными людьми (битье окон, препятствия в осуществлении движения транспорта, применение силы в отношении иных лиц, работников полиции), принятии уже эмоционально возбужденными присутствующими ложной, непроверенной информации, которая поступает со стороны, также этому способствует присутствие неуравновешенных, склонных к агрессивному поведению людей, лиц в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, подростков с антисоциальными настроениями. Как правило, присутствие таких людей не является случайным.
В результате указанных условий скопления граждан превращаются в агрессивную толпу, в которой многие начинают действовать иначе, чем в повседневной жизни, – они берут за образец поведение окружающих, даже если это противоречит их моральным принципам и привычкам. Существенно возрастает агрессивность людей, в их высказываниях и действиях появляется жестокость.
Для правильного осуществления охраны общественного порядка, расстановки сил и средств необходимо учитывать место проведения массового мероприятия, время года, суток, события, цели митингующих, количество участников, их контингент. Немаловажным является и психологическое состояние сотрудников органов внутренних дел в условиях массовых беспорядков. Актуальные вопросы психологического обеспечения деятельности сотрудников спецподразделений в условиях массовых беспорядков рассмотрены в исследованиях М.Х. Машекуашевой.
Также следует учитывать, что при проведении массовых мероприятий на данной территории создается особая обстановка, которая нарушает обычный ритм жизни населения, в одном месте сосредоточивается большое количество людей, тем самым граждане могут попасть под влияние толпы, в условиях чего существенно усложняется оперативная обстановка.
Во избежание стремительного развития активных, агрессивных действий толпы необходимы незамедлительные и профессиональные действия сотрудников правоохранительных органов (своевременно переориентировать внимание участников на другой объект или событие, изъять ядро столкновения). Своевременное применение в соответствии с действующим законодательством силовых мер гарантирует пресечение массовых беспорядков. Возможные в этом случае жертвы не идут ни в какое сравнение с теми тяжкими последствиями, которые могут произойти при неприятии этих мер.
Погромом является разрушение, осквернение зданий, сооружений, жилых домов, транспортных средств, объектов инфраструктуры.
Поджоги – это умышленное воспламенение имущества, зданий, сооружений, жилых домов,
автомобилей и другого транспорта.
Состав организации массовых беспорядков формальный, ответственность наступает за действия, завершившиеся сбором, созданием толпы, которая последовала призывам организатора и начала погромы, поджоги и т.п., независимо от последствий акта массовых беспорядков. Субъектом является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Субъективная сторона определяется прямым или косвенным умыслом; мотивы преступления не влияют на квалификацию.
Таким образом, массовые беспорядки могут возникнуть как в одном месте, так и в нескольких местах (населенные пункты, производственные объекты, объекты железнодорожного, воздушного и водного транспорта) одновременно либо последовательно, в зависимости от целей его организаторов. Эффективность действий и мероприятий по охране
общественного порядка должна достигаться благодаря реализации государственной политики в сфере обеспечения общественной безопасности, системой мер нормативного, организационного, политического, социального, информационного и другого характера, корреспондирующих основным правам и свободам человека и гражданина, законным интересам общества и государства.
Исходя из вышесказанного, основой обеспечения, в частности подготовки к обеспечению, общественной безопасности, а также предотвращения и ликвидации массовых беспорядков являются прогнозирование, оценка и моделирование руководителем сводного отряда обстановки, которая может возникнуть во время проведения публичного мероприятия.
Сюда входят изучение и анализ информации о месте, времени и численности (масштабе) публичного мероприятия, целях и причинах проведения, поведения и настроения участников и организаторов, отношении к проведению мероприятия разных групп населения, а также изучение возможных изменений в масштабах и
порядке проведения. Требует особого внимания изучение сведений о состоянии криминогенной обстановки в том или ином месте, районе, где планируется проведение публичного мероприятия, возможного круга (контингента) людей, которые будут присутствовать. От всех этих факторов будут зависеть вариант несения службы, численность задействованного личного состава правоохранительных органов, характер распоряжений, отданных руководителем.
Источник: Скребец Елизавета Сергеевна. Организационные и правовые аспекты ликвидации массовых беспорядков. — ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ ● 2015 ● № 3 (29).
Массовые беспорядки и правовые последствия для их организаторов
Однако, данная статья может быть применима и при перерастании санкционированных или несанкционированных публичных мероприятий в массовые беспорядки. Например, молодой человек пришел на мирный митинг, а потом начался погром. Или на митинг несанкционированный, который по своей сути был не митингом, а штурмом зданий или перекрытием улиц.
Хотелось бы особо подчеркнуть, что молодые люди, ищущие романтики во время массовых беспорядков, рискуют себе испортить жизнь навсегда. Речь даже не о тюрьме, а даже если просто попасть в дело оперативного учета, придя там кого-то поддержать на несанкционированный митинг, то потом, когда молодой человек решит устроиться действительно на работу, например, в спецслужбы, в полицию, да просто на госслужбу, в МЧС или во ФСИН, в службу судебных приставов, то ему будет отказано на основании привлечения к ответственности по статье 212 УК РФ. Во всех цивилизованных странах за массовые беспорядки предусмотрена ответственность.
Субъекту преступления свойственны такие признаки: это должно быть физическое лицо, вменяемое, достигшее возраста уголовной ответственности. Исходя из диспозиции рассматриваемой нами статьи, можем сказать, что субъектом массовых беспорядков могут быть только их организаторы и активные участники, достигшие 16-летнего возраста. Другие лица, которые были в толпе, могут нести ответственность с 14 до 16 лет, если совершили другие преступления: убийства, изнасилования и некоторые другие. В этой статье мы остановимся именно на таком специальном субъекте массовых беспорядков, как организатор. Так, согласно ст. 19 УК СССР 1960 года организатором признавалось лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его совершением.
В действующем УК РФ определение организатора преступления, закрепленное в ч. 3 ст. 33, является более детальным: «Организатором является лицо, которое организовало совершение преступления (преступлений) или руководило его (их) подготовкой или совершением. Организатором также является лицо, которое образовало организованную группу или преступную организацию, или руководившее ею, а также лицо, которое обеспечивало финансирование или организовывала сокрытие преступной деятельности организованной группы или преступной организации».
Из этих двух понятий мы можем сделать вывод о том, что законодатель прошлых лет очень сузил понятие организатора преступления, ограничившись лишь организацией и управлением преступления, а в действующем кодексе, напротив, это понятие, расширенное и дополненное понятиями образование, финансирование, укрывательство.
Организатор преступления – это, прежде всего, один из соучастников, понятие, признаки и ответственность которого рассматриваются в рамках института соучастия в преступлении.
Организатор всегда предоставляет преступления большей общественной опасности, ведь слаженные преступные действия, организованные и управляемые, значительно повышают вероятность достижения преступного результата. Организатор преступления – фигура уникальная по степени общественной опасности и разнообразия возможных функций, средств и методов деятельности. Следует отметить, что эффективность в изобличении и привлечении к уголовной ответственности организаторов преступлений является предпосылкой, залогом успешной борьбы с групповой и организованной преступностью в России. Ведь организатор как главное лицо в преступной группе и верхнее звено в иерархической структуре преступной организации является тем фундаментом, ликвидация которого вызывает разрушения строения преступного образования.
Организаторская преступная деятельность представляет собой самый опасный вид преступной деятельности, который проявляется в сознательных, разнообразных, многоактовых действиях лица и предопределяется определенными личностными свойствами организатора преступления.
Чтобы влиять на окружающих людей, привлекать их к преступной деятельности, организовать преступную группу, разработать план совершения преступления, собственным примером и авторитетом побудить других к преступным действиям, лицо должно быть наделено специфическими личностными чертами, определенными психологическими навыками для осуществления организаторской деятельности (организаторскими способностями, лидерскими качествами).
Для определения понятия организатора преступления считаем нужным проанализировать взгляды различных ученых. Например, профессор А. Н. Трайнин считал, что роль организатора выражается в создании преступного сообщества, в вербовке его членов, в разработке плана преступных действий и,
наконец, в руководстве совершением преступления.
По мнению других авторов, основным недостатком приведенного определения является то, что его формулировка дает основания полагать: для наличия организатора необходима совокупность всех приведенных признаков. Такое толкование слишком сужало понятие организатора или же, по мнению Н. И. Ковалева, охватывало широкий круг преступных действий по подготовке и совершению преступления несколькими лицами.
Другие ученые проводили фактическое разграничение организаторов и руководителей преступления, хотя и не делали разницы между ними в юридическом смысле. М. А. Шнейдер считал, что организатором преступления является лицо, создавшее преступное сообщество, либо руководившее им.
С объективной стороны деятельность организатора возможна только в активных действиях. Это следует прежде всего из термина «организатор». Организатор – тот, кто организует, основывает, налаживает или упорядочивает что-нибудь. Под словом «организатор» в российском языке также понимается лицо, имеющее способности к организаторской работе. Авторитетный российский языковед В. И. Даль определял организатора, как составителя, основателя.
Таким образом, семантическое толкование термина «организатор» доказывает, что деяния организатора преступления возможно только в форме действия. Как известно, в уголовном праве различают действия одноактных и многоактных. В этом смысле действие организатора преступления всегда многоактно. Это процесс, совокупность определенных операций. Поэтому в отношении организатора в уголовно-правовой литературе употребляется термин «деятельность».
Очень метко охарактеризовал роль организатора в преступлении А. В. Лохвицкий:
«Организатор – душа преступления; даже если он и не присутствует при совершении преступления, то есть присутствует его воля, он машинист, пустивший в ход машину».
Существует мнение, что массовые беспорядки – это всегда действия агрессивной толпы, который спровоцирован организатором. То есть организация массовых беспорядков при таком подходе сужается до провокационных действий. Термин «организовывать» означает: создавать, основывать что-либо, привлекать к этому других, опираясь на них; осуществлять определенные мероприятия общественного значения, разрабатывая их подготовку и проведение; сплачивать, объединять кого-нибудь с определенной целью, сосредотачиваться, мобилизовать, направлять кого-то на что-либо; четко налаживать, надлежащим образом упорядочивать что-либо.
По мнению Г. А. Кригера и П. И. Гришаева, «организаторами являются лица, создающие преступное сообщество или стаю, или управляющие их деятельностью, а также лица, управляющие подготовкой или совершением отдельных преступлений». И первая, и последняя часть этого определения подвергались критике в научной литературе. Так, А. М. Царегородцев считал, что вторая часть приведенного определения, где говорится об организаторах отдельных преступлений, в значительной степени сужает понятие организатора преступления по сравнению с законодательным определением и с объективной сути его деяний, ведь организатор может не только руководить совершением преступления, но и организует его. При этом автор отмечает слово «организует», уточняя, что оно предусматривает вербовку соучастников, их объединение, разработку преступного плана, распределение ролей между соучастниками, определение способов и средств совершения преступления и т. д.
Проанализировав точки зрения ученых, мы можем сказать, что, по нашему мнению, организатор преступления – это лицо, которое основывает, налаживает, разрабатывает, определяет, вербует, разграничивает, направляет, сплачивает, объединяет, это лицо, делающее все необходимые действия, направленные на достижение преступного результата. Он является главным лицом, лидером, главарем.
Действия организатора преступления могут объединять несколько форм организаторской деятельности, а могут включать лишь какую-то одну.
Функции организации и руководства преступлением или преступной группировкой осуществляет одно лицо – организатор. Однако ученые практически закрепили в юридической литературе наряду с понятием организатора понятия «руководитель». Причем, как правило, авторы не уделяют внимания вопросу различия и соотношение понятий организатора и руководителя преступления.
Поскольку организаторы часто совмещают в одном лице организатора и руководителя, то в законе не делается различия между теми и другими, они всегда упоминаются вместе, но функции их могут быть отделены.
Особенно часто вместо понятия организатора употребляют термин «лидер», «авторитет». Термин «лидер», как правило, используют, анализируя формирование преступных групп, или рассматривая такой состав преступления, как организация массовых беспорядков.
Организаторы и провокаторы таких массовых действий – наиболее опасны, ведь осуществляют ощутимое психологическое воздействие на других участников.
Рассмотрим пример. Свердловский областной суд вынес приговоры организатору и участникам массовых беспорядков в Екатеринбурге в сентябре 2016 года. Тогда в результате стрельбы на ул. Депутатской в больницах города оказались девять человек в возрасте от 17 до 34 лет, двое из которых впоследствии умерли.
Как говорится в сообщении прокуратуры Свердловской области, поступившем в РБК, приговор вынесен в отношении 19 жителей Свердловской области. Один из них, Дмитрий Пестриков, признан организатором массовых беспорядков и приговорен к восьми годам и шести месяцам заключения в колонии строгого режима.
Суд восстановил хронику событий.
2 сентября на территории дачного участка поссорились Олег Шишов и Дмитрий Пестриков. Последний счел себя оскорбленным и сколотил бригаду подельников, призвав на помощь, в частности, своего двоюродного брата. На следующий день, 3 сентября, к дому Шишова Пестриков прибыл уже в сопровождении 24 физически подготовленных мужчин, вооруженных ножами, пневматическим и травматическим пистолетами, металлическими трубами, битой. В результате Шишову вместе со своими знакомыми, братьями Дутовыми, пришлось отражать нападение 25 человек.
Подозреваемый в расстреле людей в Екатеринбурге явился в полицию. В какой-то момент один из Дутовых получил огнестрельное ранение плеча, а нападавшие избили самого Шишова.
В результате двое из нападавших от полученных ранений скончались, еще один умер в следственном изоляторе от тяжелого заболевания, которым он заболел еще до нападения. Шишов сам явился в полицию 5 сентября.
Суд приговорил некоторых подельников Пестрикова к лишению свободы на сроки от трех лет и девяти месяцев до десяти лет в зависимости от степени участия, несколько участников нападения получили от трех до одного года лишения свободы условно, а в отношении еще одного дело было выделено в отдельное производство в связи со сделкой со следствием. В январе 2018 года он был приговорен к пяти годам и четырем месяцам заключения в колонии строгого режима.
Также мы считаем, что физическое и интеллектуальное развитие 14-летнего лица дает ему возможность полностью осознавать свои действия и руководить ими, понимать общественную опасность своего участия в массовых беспорядках, итак, предлагаем снизить возраст уголовной ответственности с 16 до 14 лет.
Источник: Мачехин М.С. Организатор, как субъект массовых беспорядков // Вопросы
российского и международного права. 2019. Том 9. № 9А. С. 190-196. Публикуется в сокращении.