Чем опасны административные правонарушения
Правонарушения и их последствия
«Закон есть закон: правонарушения и последствия»
Закон — нормативный акт высшего органа государственной власти, принятый в установленном порядке и обладающий высшей юридической силой
Есть законы природы, которые никто не думает нарушать. Например, закон всемирного тяготения. Никто не пытается выходить на улицу из окна пятого этажа. Для выхода человек пользуется дверью. Если человек попробует поэкспериментировать с этим законом, то обязательно наступает расплата. На этом занятии мы будем говорить о законах юридических. Зная их, никому не придет в голову проводить эксперименты и совершать правонарушения. С каждым годом увеличивается количество правонарушений, совершенных подростками. Сравните: начало 70-х – 81,1 тыс. человек Начало 80-х – 104,7 тыс. человек Начало 90-х – 183,8 тыс. человек Что же происходит сейчас. Для многих людей преступления характеризуются убийствами и побоями. Многие подростковые драки заканчиваются тяжкими телесными повреждениями.
Весь город был поражен событиями, которые произошли после поражения российской сборной по футболу в матче с Японией. Беспорядки начались в ста метрах от Кремля. В воскресенье, 9 июня, Москва увидела то, чего не видела с 1993 года. Разгоряченные фанаты атаковали витрины магазинов, переворачивали автомобили. Хулиганы с российскими флагами пытались прорваться в здание Государственной думы.
По словам начальника отдела Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД РФ Валерия Комарова, по событиям на Манежной площади к уголовной ответственности привлечено 36 человек и возбуждено 19 уголовных дел.
Вандализм — это новый состав преступления в Уголовном кодексе России. Раньше подобные действия квалифицировались как хулиганство, повреждение государственного имущества, а надписи политического характера на зданиях, заборах — как антисоветская агитация. С объективной стороны вандализм выражается в учинении различных надписей, нередко нецензурного характера, на фасадах зданий, на заборах и иных сооружениях, в загрязнении стен домов и других сооружений в населенных пунктах, порче оборудования транспортных средств (сидений, окон и т.д.), лифтов в жилых домах и учреждениях, повреждение и выведение из строя телефонных автоматов, повреждение садового оборудования и аттракционов в парках и совершении других подобных действий. С субъективной стороны вандализм совершается с прямым умыслом, когда виновный сознает, что повреждает имущество в общественных местах, пачкает и оскверняет здания и другие сооружения, и желает этого. Мотивы преступления могут быть различные, например озлобленность на общество, стремление продемонстрировать свою удаль, проявить себя и т.д.
Ответственность за преступление несет человек, достигший четырнадцатилетнего возраста. Вандализм – одна из форм разрушительного поведения человека, приводящая к гибели культурных и иных ценностей. Этот термин произошел от названия древнегерманского племени вандалов. В 455 году они овладели Римом и уничтожили в нем множество памятников античного и христианского искусства, поэтому вандалами называют невежд, варваров, разрушителей ценностей. Проявления вандализма приносят громадный финансовый ущерб, и приводят к негативным социальным последствиям. Так, по некоторым оценкам 30% затрат на ремонт в жилищно-коммунальной сфере приходится на ликвидацию последствий вандализма. Огромные убытки приносят регулярные поломки и хищения уличных таксофонов. Повреждения и хищения на железных дорогах, в метрополитене и на других видах транспорта ежегодно возрастают и приносят большой материальный урон. Похищаются и портятся мягкие сидения, диваны, обшивка, разбиваются стекла вагонов, стены пачкаются циничными надписями. Помимо значительного материального ущерба, вандализм несет за собой и другие негативные потери обществу, причиняя психологические, физические травмы и невосполнимые разрушения памятников культуры и архитектуры. Так, за последнее время, среди подростков, находящихся летом за городом, одним из популярных развлечений стало бросание камней в окна проезжающих поездов. Подобная «шалость» приводит не только к повреждению вагонов и большим материальным затратам, но и к тяжелым случаям травматизма пассажиров, вплоть до смертельных исходов. Вот некоторые выдержки из Калининградской газеты: «Чтобы обеспечить милицейское сопровождение пассажирских поездов, пришлось снять охрану с нескольких объектов. Детский вандализм и кража металла постоянная головная боль железнодорожников… Москва решила профинансировать создание специального подразделения, которое будет заниматься безопасностью консульских работников и пассажиров. Цена вопроса — почти двенадцать миллионов рублей в год». Средства, действительно, весьма значительные и расходуются они не на благо общество, помощь неимущим, старикам, детям, а, по сути, на то, чтобы устранить последствия в пробелах воспитания. Циничные надписи на стенах домов, памятниках, загрязнение стен транспортных салонов – «граффити», замусоривание парков и скверов, разорение и вытаптывание клумб и цветников, битье стекол на остановках и в самом транспорте, портят лицо нашего города, всего того, что сопровождало нас с детства, и было дорого, как понятие своего дома и отечества. Вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах, наказывается штрафом в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда – «МРОТ» либо исправительными работами на срок до 6 месяцев или арестом на 3 месяца (ст. 214 УК РФ). Вандализм, как правило, совершается скрытно, в расчете на то, что окружающие не заметят и не пресекут эти действия, имеет цель – нанесение порчи и вреда и оценивается, по степени общественной опасности, своими разрушительными имущественными последствиями. Вандалы, как правило, рассчитывают на безнаказанность. Сейчас в подразделениях по делам несовершеннолетних состоит на учете более 350 тысяч подростков, в том числе около 20 тысяч — за употребление наркотических средств и одурманивающих веществ. Выявлено около 5 тысяч взрослых, вовлекавших подростков в употребление спиртных напитков и психоактивных веществ. В последнее время стала развиваться так называемая клубная наркомания. Синтетические наркотики, которые молодежь принимает на тусовках, влекут необратимые последствия в психике. Сотрудники Управления по борьбе с наркопреступлениями регулярно проводят оперативно-профилактические мероприятия в ночных клубах.
Ответственность за вышеперечисленные преступления наступает с 14 лет. Пример преступления: Уголовное дело по факту осквернения могилы Бориса Пастернака на кладбище в Переделкино возбудила прокуратура подмосковного города Видное. Виновным грозит штраф до 500 тысяч рублей либо лишение свободы на срок до пяти лет. Хулиганы сложили на могиле старые венки с других надгробий и подожгли их, а на соседних могилах спилили кресты. Действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации, — наказываются штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от двух до четырех лет. 2. Те же деяния, совершенные:
• а) с применением насилия или с угрозой его применения;
• б) лицом с использованием своего служебного положения;
Применение принудительных мер воспитательного воздействия
1. Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.
2. Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия: а) предупреждение; б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; в) возложение обязанности загладить причиненный вред; г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего (практикуется редко).
3. Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Срок применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных пунктами «б» и «г» части второй настоящей статьи, устанавливается продолжительностью от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет — при совершении преступления средней тяжести. (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ) 4. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.
Штраф или предупреждение: как понять, что грозит
Во многих статьях по административной ответственности наряду со штрафами и более жесткими наказаниями, есть такой вид наказания – как предупреждение.
Предупреждение, как административное наказание, всегда выносится в письменной форме.
Когда выносят предупреждение вместо штрафа
Предупреждение – это довольно мягкое наказание, и, соответственно, его могут вынести за не самый серьезный и опасный проступок.
Предупреждение может быть вынесено, если:
Предупреждение, как административное наказание, могут назначить даже в том случае, когда в статье за конкретное административное правонарушение такого вида наказания (предупреждение) не предусмотрено.
КоАП предусмотрены варианты замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением при наличии тех же обстоятельств, которые названы выше.
Интересное по теме:
Когда нельзя наказание заменить предупреждением
Для целого ряда административных правонарушений установлен запрет на замену предупреждением штрафа либо иного наказания. Это такие нарушения как:
Если административное наказание в виде административного штрафа заменено на предупреждение дополнительное административное наказание не применяется.
За нарушение трудового законодательства по ст.5.27 КоАП предупреждения не назначат
За нарушения трудового законодательства и ответственности предусмотренной статьей 5.27 КоАП РФ действуют те же правила замены штрафа предупреждением, что и для всех административных правонарушений.
Но, руководителям и бухгалтерам нужно иметь в виду, что большинство нарушений трудового законодательства рассматривается в судах, если не как причинение вреда здоровью, то как угроза благополучию человека.
За нарушение трудового законодательства практически нереально получить предупреждение.
Ответственность за нарушение трудового законодательства
электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ
Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
Свежий выпуск издания доступен подписчикам бератора бесплатно.
Выбор читателей
Что такое реформация баланса и что получается в результате?
С каких доходов за 2021 год не нужно платить НДФЛ, а с каких нужно заплатить больше
Образцы документов для повышения зарплаты с 2022 года
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
Чем опасно административное правонарушение?
Сколько получает Президент?
Поскольку в любой республике президент является главой государства, его зарплата должна быть достаточно велика. По данным газеты «FinancialTimes» в 2009 году лидером среди президентов по размеру официальной заработной платы был президент США Барак Обама. Его годовое жалованье (в пересчете на евро) составляло около 292 тысяч евро. Отставали от него президент Франции (240 тысяч евро), федеральный канцлер Германии (228 тысяч евро) и премьер-министр Великобритании (199 тысяч евро в год). Годовой доход Президента России, по данным газеты, составлял 67 тысяч евро.
Впрочем, узнать настоящий размер дохода высших государственных чиновников практически невозможно. Кроме официальной зарплаты, у них есть многочисленные надбавки, компенсации и бонусы, которые порой в десятки раз больше официального дохода. Так, в 2009 году Президент Украины получал всего около 1,5 тысяч долларов в месяц. Интересная ситуация сложилась в Туркменистане. Президент этой среднеазиатской республики Сапармурат Ниязов (рис. 5) в середине 2000-х годов официально зарабатывал всего 900 долларов в месяц, но это не помешало ему создать государственно-коммерческий Президентбанк, весь уставный капитал которого (60 миллионов долларов) составляли его личные средства. Президент Белоруссии Александр Лукашенко вообще получает в качестве заработной платы около 300 долларов США.
Рис. 5. Сапармурат Ниязов
Согласно налоговой декларации Дмитрия Медведева, за 2009 год он получил доход в размере 3 миллиона 335 тысяч рублей, или чуть больше 275 тысяч рублей в месяц. Однако здесь должны быть учтены не только его доходы в качестве Президента РФ, но и другие заработки, в частности, проценты по банковским вкладам.
Впрочем, все президентские зарплаты меркнут перед официальным доходом премьер-министра Сингапура. Он официально зарабатывает на своей должности 1 миллион долларов в год и еще 2 миллиона получает в качестве бонуса.
Чем опасно административное правонарушение?
Из приведенного нами большого перечня административных правонарушений следует, что совершение административного проступка не представляет большой опасности. На самом деле это не так. Вид правонарушения в значительной степени определяется в зависимости от его последствий.
Рассмотрим такой пример. Наверное, нет человека, который хотя бы раз в жизни не переходил улицу на красный свет. Если это тихий перекресток, если нет машин, если очень торопишься – почему не перейти? Если человек совершил такое нарушение правил дорожного движения и никаких последствий не было – это и есть административное правонарушение. Статья 12.29 КоАП предусматривает наказание за это в размере 200 рублей – и то, только если нарушителя увидит сотрудник ГИБДД.
Представьте себе другую ситуацию. Пешеход переходит улицу на красный свет. Неожиданно появляется автомобиль; водитель замечает пешехода, выворачивает руль и врезается в другой автомобиль или в дерево. Если водитель или другой участник дорожного движения получили телесные повреждения небольшой или средней тяжести, административный штраф возрастает до 1500 рублей. Кроме этого, придется возмещать материальный ущерб владельцу транспортного средства (это относится к сфере гражданского права).
Третья ситуация. Водитель автомобиля замечает пешехода слишком поздно, врезается в дерево и получает тяжкие телесные повреждения и погибает. Это уже не административное правонарушение, а уголовное. В Уголовном кодексе читаем:
Уголовный кодекс РФ. Статья 268. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.
1. Нарушение пассажиром, пешеходом или другим участником движения (кроме лиц, указанных в статьях 263 и 264 настоящего Кодекса) правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека,- наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Вот так. Семь лет. А ведь казалось, – просто перешел улицу…
Милиция или полиция?
1 марта 2011 года вступил в силу Федеральный закон «О полиции», который, в частности, заменил известное всем с детства слово «милиция» на слово «полиция» (кажется, это единственный пункт указанного закона, который известен всем). Правильно ли такое переименование?
Такие органы существовали и в советское время. Их члены назывались народными дружинниками (рис. 6). Они ходили по улицам со специальными повязками на рукаве и следили за соблюдением общественного порядка, особенно в вечернее время. Как их деятельность выглядела на практике, показано, например, в известном фильме «Самая обаятельная и привлекательная».
Так что с точки зрения права наша милиция действительно всё это время являлась полицией. Но все равно жалко отказываться от слова, которым мы пользовались почти сто лет.
Литература к уроку
Учебник: Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: ОАО «Московские учебники», 2008.
Текстовые сноски
Правоотношение – общественное отношение, урегулированное правовой нормой.
Компетенция – система юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного органа или должностного лица, определяющая его место в системе государственных органов.
Коллегия министерства – координационный орган, рассматривающий важнейшие вопросы деятельности министерства.
Протокол – выполненная в установленном законом или подзаконным актом порядке запись, фиксирующая некие произошедшие или происходящие события.
ГИБДД – государственные инспекции безопасности дорожного движения. До 1990-х гг. назывались ГАИ – Государственная автомобильная инспекция.
Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 1452 ; Мы поможем в написании вашей работы!
В чем проблемы действующего КоАП? // Обсуждение реформы Кодекса для журнала «Закон»
Журнал «Закон» обратился ко мне с просьбой прокомментировать концепцию нового Кодекса об административных правонарушениях РФ. С согласия редакции дублирую текст своего комментария для пользователей портала «Закон.ру».
Действующий КоАП РФ имеет много недостатков несмотря на то, что он действует уже 17 лет и по основным спорным вопросам выработана практика.
Самым существенным недостатком, по-моему, является безграничное усмотрение, предоставляемое должностным лицам административных органов и судьям при рассмотрении и пересмотре дел. Это вызвано недостаточной определенностью норм КоАП РФ, большим количеством оценочных категорий.
Например, ст. 2.9 Кодекса предусматривает возможность освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности административного правонарушения.
Однако КоАП не определяет, какое именно правонарушение следует считать малозначительным. В итоге при схожих обстоятельствах в одном деле правонарушение признается судьей или должностным лицом малозначительным, а в другом — нет. Высшие суды в свое время попытались дать ориентиры нижестоящим судам[1]. Но в любом случае все эти категории оценочные и усмотрения не отменяют. А сама необходимость разъяснений говорит лишь о том, что КоАП в этой части недостаточно конкретен.
Ряд статей КоАП РФ содержат такой квалифицирующий признак объективной стороны, как «угроза причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений». Способа определить, есть такая угроза или нет, КоАП не сообщает. Как мы понимаем, наличие угрозы не всегда очевидно, а оценка этого обычно требует специальных знаний.
Но очень часто должностные лица и даже судьи перестраховываются и на всякий случай без каких-либо доказательств и обоснований приходят к выводу, что угроза все-таки возникла. Нередко в материалах дела в качестве доказательств этого приводятся распечатки какой-нибудь статьи из Интернета, причем наличие у ее автора специальных знаний неочевидно.
Следующая важная проблема — многие статьи особенной части КоАП не конкретизируют состав правонарушения. В частности, неясно, за какое именно деяние назначается административная ответственность.
Например, ст. 6.28 предусматривает административный штраф за нарушение установленных правил в сфере обращения медицинских изделий. Статья 14.43 предусматривает штраф за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов, будь то маркировка продукции, требования к сопроводительной документации или несоблюдение требований к качеству продукции. И т.п. Практика исходит из того, что административная ответственность применяется, если обязанность соблюдать соответствующее требование предусмотрена отраслевым актом, причем даже подзаконным. Более того, мне известны случаи, когда лицо привлекали к административной ответственности за нереализацию предоставленного права — добровольной сертификации!
Далее, одно и то же деяние может быть квалифицировано по разным статьям КоАП РФ. Есть правило: приоритет над общей нормой имеет специальная. Но для того, чтобы правоприменителям было понятно, какая норма специальная, а какая — общая, требуются разъяснения вышестоящего органа или суда. Это также говорит о неясности КоАП.
Еще один важный недостаток — нечетко прописанные процедуры. Для специалистов он не является существенной проблемой: разбираться в нормах закона — наша работа. Но для лиц, привлекаемых к административной ответственности, это действительно проблема, которая влечет дополнительные расходы на юриста, будь то юрист, привлеченный по условиям аутсорсинга или дополнительно взятый в штат.
Возьмем, например, порядок судебного рассмотрения дел об административных правонарушениях. Если с порядком рассмотрения дел арбитражными судами, установленным АПК, все более или менее понятно, то КоАП, который должен применяться мировыми судьями, судьями районных судов, содержит всего несколько статей, предусматривающих процедуру подготовки дела к рассмотрению, порядок, место и сроки непосредственно рассмотрения, правила составления протокола, виды выносимых постановлений и порядок их объявления и направления.
Все иные процедуры, такие как порядок ознакомления лица, привлекаемого к ответственности, его представителей, свидетелей по делу с их правами, порядок формирования дела, ознакомления с его материалами до или после судебного заседания, порядок уведомления о дате и времени рассмотрения дела, осуществляются в лучшем случае в соответствии с ГПК.
И конечно, просто прочитав главу 30, не обладая специальными знаниями и практическим опытом, очень сложно безошибочно понять, как и куда обжаловать постановления (как не вступившие, так и тем более вступившие в законную силу).
Очень хотелось бы, чтобы эти недостатки были устранены в новом КоАП РФ. Но из обсуждаемой Концепции это явно не следует. Например, Концепция, не предусматривает в качестве принципа ограничение усмотрения должностных лиц и судей при решении вопроса о привлечении к административной ответственности и назначении наказаний. Она определяет ряд оценочных категорий, но не сокращает их количество и даже предлагает ввести новые.
В частности, в п. 2.3.3 приводится определение «малозначительности», в п. 2.4.3.6 — случаи и условия освобождения от наказаний. При этом вводится такое основание для освобождения от административной ответственности, как «нецелесообразность назначения» (п. 2.5.4), и такое основание для замены одного вида наказания на другой, как невозможность исполнения наказания «по объективным причинам» (п. 2.5.8).
Остается лишь надеяться, что в Кодексе будут максимально прописаны основания признания правонарушений малозначительными, случаи и условия освобождения от наказаний, которые исключат усмотрение должностных лиц и судей при принятии решения по этим вопросам.
Принципиально новыми и наиболее интересными положениями я бы назвала следующие.
1. Выделение из КоАП норм, регламентирующих производство по делам об административных правонарушениях (п. 1 Концепции). Если процедурные вопросы будут прописаны более подробно, это может устранить существующую неясность Кодекса, о которой я говорила.
2. Исключение административной ответственности органов власти, государственных и муниципальных органов, фондов, казенных учреждений за противоправные деяния в их деятельности (п. 2.3.4.2). Основание — бюджетное финансирование и невозможность самостоятельно распоряжаться финансовыми средствами. Административная ответственность должностных лиц этих органов и организаций сохраняется.
Это предложение не соотносится с принципами справедливости и равенства, которые предлагается внести в новый КоАП РФ (п. 2.2.2), ведь имущественное и финансовое положение других субъектов административной ответственности лишь учитывается при назначении наказания, но не исключает ее.
3. Исключение административного приостановления деятельности из перечня видов административных наказаний и перенос его в перечень мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (п. 2.4.1). Одновременно в перечне мер обеспечения сохраняется временный запрет деятельности. Последствия их применения одинаковые — пресечение деятельности, представляющей общественную опасность. В чем разница между этими мерами — в такой ситуации непонятно. Поскольку временный запрет будет применяться во внесудебном порядке, а приостановление деятельности — только в судебном, данная норма, как видится, будет мертвой.
В текущей редакции КоАП временный запрет применяется до окончания рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания, например, в виде приостановления деятельности (такое наказание также может быть назначено только в судебном порядке). В этом подходе, на мой вгляд, больше логики.
4. Распространение механизма уплаты половины суммы наложенного административного штрафа на иные административные правонарушения, не только в области дорожного движения (п. 6.1). Это может снизить нагрузку на добросовестный бизнес, увеличит собираемость штрафов.
Комментарий опубликован в рубрике «Событие. Комментарии экспертов» июльского номера журнала «Закон».
[1] См.: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».