Чем опасно социальное неравенство по гранатовому браслету
Чем опасно социальное неравенство? Аргументы А. И. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет» (Итоговое сочинение (декабрьское))
На разных этапах развития человеческого общества люди разделялись на социальные слои, у которых были разные уровни жизни, неравные права. Это и есть социальное неравенство. В современном мире нет рабов или крепостных крестьян, но это не значит что социальное неравенство осталось в прошлом. Оно проявляется в расовой дискриминации, гендерном неравенстве, эйджизме и др. Но представляет ли опасность социальное неравенство? Если да, то в чём она проявляется?
Я думаю, что социальное неравенство опасно для всех сфер общественной деятельности, но особую опасность оно представляет для самого человека, потому что сильно влияет на его поведение, важнейшие решения, которые могут изменить его жизнь.
Тема социального неравенства волновала многих писателей русской литературы. Наиболее ярким примером, подтверждающим мою позицию, я считаю повесть Александра Ивановича Куприна «Олеся». В произведении повествуется об романтических отношениях Ивана Тимофеевича и Олеси. Он — образованный барин из большого города, она — необразованная колдунья из глухой деревни. Не смотря на разные социальные статусы, они полюбили друг друга, но относились к своим чувствам по-разному. Девушка любила паныча всем сердцем и была готова на всё ради него (эпизод в церкви доказывает нам это), а Иван боялся своих чувств и не представлял. как будет выглядеть Олеся среди жён его коллег и как её примут в светском обществе, поэтому и не женился на ней, а позже теряет её навсегда. Писатель хочет донести до нас мысль о том, что социальное неравенство все же может повлиять на человеческие судьбы.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что социальное неравенство сильно влияет на жизнь и судьбы людей. В наше время его границы размыты, но ещё существуют и будут существовать ещё много лет. Но я надеюсь, что когда-нибудь человечество сможет его преодолеть!
Проблема социального неравенства («Гранатовый браслет» А.И. Куприн) (ЕГЭ по литературе)
В этом и выражается несправедливость нашего общества. Нередко бывает так, что люди опускаются на дно по независимым от них причинам. Но это может не только сыграть роковую роль и в одно мгновенье полностью изменить человека и отношение к нему других людей, но и погубить его жизнь окончательно.
Многие русские писатели и поэты поднимали проблему социального неравенства в своих произведениях. Об этом в рассказе «Гранатовый браслет» повествует А. И. Куприн на примере запретной любви бедного молодого человека Желткова к княгине Вере Николаевне Шеиной. Он любил её много лет, писал письма задолго до замужества Веры. Девушка не оценила знаков внимания тайного поклонника, а выбрала в мужья перспективного и богатого князя Шеина. С тех пор чувства Желткова стали предметом насмешек высшего общества, к которому принадлежала супружеская пара. Этим людям чужда чистая любовь, настоящие, искренние чувства. Так и брат главной героини был возмущён подарком молодого человека и вернул гранатовый браслет отправителю. На следующий день после встречи Желтков совершил самоубийство, потому что не видел себя в этом мире без любви к Вере Николаевне, ведь он потерял смысл своей жизни. Люди высокого общества не придавали значения этим невероятным чувствам, любви, которая встречается очень редко, один раз в тысячу лет. Но несмотря на такое отношение подавляющего количества светских людей к душе человека, в рассказе мы видим двух персонажей, которые отличаются от этой массы. Генерал Аносов, который всегда верил в любовь, и князь Шеин, муж Веры, который смог понять и даже принять трогательное чувство молодого человека к своей жене.
Именно это даёт надежду на то, что существуют настоящие люди, для которых на первом месте будет стоять человек, его душа, переживания и стремления, а не положение в обществе, уровень дохода и доступ к власти.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Урок литературы «Талант любви и тема социального неравенства в повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Министерство образования и науки Челябинской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум имени А.В. Яковлева»
Преподаватель ГБПОУ «ЧГПГТ им. А.В.Яковлева» Лавриненко Светлана Федоровна
ТЕМА: ТАЛАНТ ЛЮБВИ И ТЕМА СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА В ПОВЕСТИ А. И. КУПРИНА «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ».
ТИП УРОКА: УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА И ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
• формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей.
• развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы, строить устный монологический ответ, взаимодействовать в процессе совместной работы, учитывать позиции других участников обсуждения, использовать навыки построения устного высказывания в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.
• формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире; раскрытие тем любви и социального неравенства в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет».
Опорные понятия, термины:
проблематика рассказа, тема любви и социального неравенства, смысл названия рассказа, образы главных героев, символическое значение детали, роль второстепенных персонажей.
Технологическая карта урока, аудиозапись фрагмента «Аппассионаты» Л. ван Бетховена, текст рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет», учебник, презентация «Творческая история рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет», конверты с вопросами для обсуждения в группах.
деятельности. Формулирование темы и постановка
Предлагает вниманию обучающихся фрагмент
сонаты № 2 Бетховена.
«Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим».
Организует работу с эпиграфом:
— Перед вами финальные строки стихотворения А. С. Пушкина «Я вас любил…».
Вспомните и прочитайте его наизусть.
— О какой любви пишет поэт? Как это стихотворение перекликается с прослушанным
вами музыкальным эпиграфом к рассказу
А. И. Куприна «Гранатовый браслет»? Что
общего между эпиграфом урока и эпиграфом рассказа?
Подводит обучающихся к формулировке темы
— О чем будем говорить на сегодняшнем
— Какую цель перед собой поставим?
Прослушивают фрагмент сонаты № 2 Бетховена Знакомятся с эпиграфом, отвечают на вопросы преподавателя, формулируют тему урока и ставят перед собой цель
связи между целью деятельности
• Анализ эпиграфа урока, сопоставление с эпиграфом рассказа
«Гранатовый браслет», выявление
• Отвечают на поставленные вопросы
Предлагает знакомство с «Литературной
визиткой» о творческой истории рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет».
Организует аналитическую работу в группах по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет»:
1 группа. «Проблематика рассказа и смысл
— Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им в семье высокопоставленного чиновника Любимова?
— Какие социальные преграды (и только ли они одни?) отодвигают любовь героя в сферу недоступной мечты?
— В чем смысл названия рассказа? Символом чего становится гранатовый браслет?
2 группа. «Образ княгини Веры»:
— Как воспринимает княгиня Вера день ее именин?
— Зачитайте портрет главной героини рассказа. Что подчеркивает в нем автор?
— Как Вера Николаевна относится к мужу? К жизни?
— Чем непохожа она на свою сестру?
3 группа. «Образ телеграфиста Желткова»:
— При каких обстоятельствах происходит знакомство читателей с главным героем?
— Что мы узнаем о нем из рассказа?
— Что сближает и что разъединяет княгиню Веру и Желткова?
4 группа. «Второстепенные персонажи в рассказе»:
— Что мы узнаем о муже и брате княгини Веры? Как к ним относится автор?
— Какова роль генерала Аносова в рассказе? Каково его отношение к любви? Как он характеризует чувства Желткова к Вере?
Подводит к итоговому обобщению темы урока:
— Как разрешает Куприн темы любви и социального неравенства в рассказе? Был ли предрешен трагический финал? Кто в этом виноват?
«Творческая история рассказа
А. И. Куприна «Гранатовый браслет», слушают сообщение студента, составляют тезисы
Работают в творческих группах, обсуждают вопросы по рассказу
А. И. Куприна «Гранатовый браслет», слушают ответы обучающихся, дополняют и корректируют свою и иные точки зрения, задают вопросы на уточнение, оценивают свою работу и работу других студентов.
• Анализ материала доклада обучающегося с точки зрения выявления главной и второстепенной информации
• Построение логической цепи рассуждений
• Подведение под понятие, выведение следствий
• Выдвижение гипотез и их обоснование Коммуникативные УУД
• Отвечают на поставленный вопрос
• Организация совместной работы
• Построение устного монологического высказывания Регулятивные УУД
• Оценка результата деятельности
— Какую цель вы ставили перед собой? Достигли ли ее?
— Чему вы сегодня научились?
— Все ли задания были выполнены? Что вызывало затруднение в процессе работы?
Работают с таблицей «Знаю / Не знаю / Хочу узнать»
• Оценка результата деятельности
Комментирует домашнее задание:
1 — обзор прочитанных произведений И. А. Бунина, А. И. Куприна;
2 — подготовка рабочих материалов к контрольному сочинению на одну из тем:
— Тема обреченности мира в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»;
— Любовь как духовное возрождение в рассказах И. А. Бунина;
— Тема трагической любви в творчестве А. И. Куприна
Тема социального неравенства в повести Куприна «Гранатовый браслет»
Тема. Тема социального неравенства в повести Куприна
Цели урока: углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы А. И. Куприна; познакомить учащихся с историей создания рассказа «Гранатовый браслет»; на основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа провести комплексный анализ произведения, рассмотрев проблематику рассказа, его сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов; на примере главного героя воспитывать лучшие человеческие качества;
Сегодня на уроке мы продолжим изучение творчества А.И.Куприна. Дома вы прочитали его рассказ «Гранатовый браслет». Это произведение о самом главном в жизни. Но что же является этим главным? Обратимся к опорным конспектам и ответим на поставленные вопросы. (Приложение 1)
2.Что помогает человеку ориентироваться в этом мире? (Чувства.)
3.Что помогает человеку найти себя в этом мире? (Мысли.)
4.Что определяет жизненный путь человека? (Вера.)
5.Что даёт человеку силы в этой жизни? (Надежда.)
Соедините цифры по порядку. Какая фигура у вас получилась? (Звезда)
Однако нужно помнить, что она никогда не засияет, если не поместить в её центр главное человеческое чувство. Какое? (Любовь.)
К.Г Паустовский назвал данный рассказ А.И.Куприна «одним из благоуханных и томительных рассказов о любви». А вы знаете, что в основе этого произведении положена реальная история?
Выступление ученика с сообщением истории создания рассказа.
( Звучит фрагмент “Аппассионаты” Л.В.Бетховена)
( «Гранатовый браслет» имеет необычную творческую историю. Работа над рассказом шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены. Музыкальное произведение настолько захватило Александра Ивановича, что работа над рассказом началась с того, что он записал эпиграф. «L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato».Соната Бетховена «Аппассионата», одно из самых напряжённых, томительных, страстных созданий человеческого гения в музыке пробудила Куприна к литературному творчеству. Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем. 15 октября 1910года Куприн писал о сюжете рассказа своему другу, критику Ф. Д. Батюшкову: «Это – помнишь – печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Жёлтый, который был так безнадёжно, трогательно и самоотверженно влюблён в жену Любимова (Д. Н. – теперь губернатор в Вильно)».
В опубликованных недавно мемуарах «На чужбине» писателя Льва Любимова, сына Д. Н. Любимова, мы можем прочесть:
«В период между первым и вторым замужеством моя мать стала получать письма, автор которых, называя себя и подчёркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся ей в любви. Письма эти долго сохранялись в моей семье… Анонимный влюблённый, как потом выяснилось – Жёлтый (в рассказе Желтков) писал, что он служит на телеграфе…, в одном письме он сообщал, что под видом полотёра проник в квартиру моей матери, и описывал обстановку. Тон посланий был то выспренний, то ворчливый. Он то сердился на мою мать, то благодарил её, хоть она никак не реагировала на его изъяснения…
Вначале эти письма всех забавляли, но потом…моя мать даже перестала их читать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывая по утрам очередное послание влюблённого телеграфиста. И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя и отец отправились к Жёлтому. Всё это происходило не в черноморском городе, как у Куприна, а в Петербурге. Но Жёлтый, как и Желтков, жил действительно на шестом этаже… ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Как и купринский Шеин, отец больше молчал во время объяснения, глядя «с недоумением и жадным, серьёзным любопытством в лицо этого странного человека». Отец рассказал мне, что он почувствовал в Жёлтом какую-то тайну, пламя подлинной беззаветной страсти.
Дядя же, опять-таки как купринский Николай Николаевич, горячился, был без нужды резким. Жёлтый принял браслет и угрюмо пообещал не писать больше моей матери. Этим всё и кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно»).
Мы увидели, что рассказ А. И. Куприна имеет реальную основу.
-Как вы думаете, почему Куприн художественно преобразил реальную историю?
(Отступая от подлинных событий, Куприн сумел создать произведение, полное больших обобщений. Положив в основу своего рассказа «случай из жизни» и несколько изменив его, автор сумел достигнуть типизации. И таким образом он отстаивал своё право писателя быть художником, а не просто репортёром жизни).
Завершая рассказ трагической развязкой, Куприн хотел оттенить силу великой любви, «которая повторяется только один раз в тысячу лет».
Давайте подумаем, достиг ли своего замысла писатель? И чем же является любовь: великим даром или проклятьем?
В день своих именин, 17 сентября (это день мучениц Веры, Надежды,
Любови и матери их Софии), Вера Николаевна Шеина получает в подарок гранатовый браслет. Этот эпизод, описанный лишь в V главе повести, можно считать завязкой сюжета произведения.
-Давайте вспомним, с чего всё начинается.
-Какова общая тональность пейзажных зарисовок?
-В каких деталях она проявляется?
-Какое настроение создаёт у читателя? Почему?
Ненастье воспринимается как иллюстрация драматических событий, трагической ситуации.
-Какие выразительные средства применяет автор?
(А.И. Куприн передает состояние природы с помощью эпитетов (глинистые дороги, отвратительные погоды, свирепый ураган, разбитые стекла, изуродованные клумбы), метафор (тяжело лежал густой туман), сравнений (мелкий, как водяная пыль, дождик), олицетворений (сад покорно засыпал: звезды дрожали).
Пейзаж у Куприна полон звуков, красок и — в особенности —запахов. Подтвердите текстом.
Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. Доцветали разноцветные махровые гвоздики, а также левкой − наполовину в цветах, а наполовину в тонких зелёных стручьях, пахнувших капустой… Зато пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах.
-А вообще пейзаж в «Гранатовом браслете» столь же разный, как настроение героев. Находим текст о перемене погоды.
Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие безоблачные дни, такие ясные, солнечные и тёплые, каких не было даже в июле.
Вывод. Смысловая нагрузка, которую несут описания природы в этом произведении, огромна. Пейзажные зарисовки многом
предвосхищают предстоящие в повести события и характеризуют внутренний мир героев, отношение к ним автора. Пейзаж первой главы является завязкой и в то же время зашифрованным сюжетом произведения. Противопоставляется скучная будничная жизнь аристократов с сильным чувством бедного чиновника, который разрушил их ледяное спокойствие.
События повести развиваются очень неспешно: идут приготовления к именинному обеду. Существенная роль отводится сестре Веры – Анне. Виртуозен Куприн в составлении портретных характеристик.
— В чем отличие сестер друг от друга?
— Какие ощущения возникают при сравнении двух сестер? Заполним сравнительную таблицу в опорном конспекте и сделаем вывод.(Приложение 1)
Предполагаемый ответ. Главное ощущение, которое возникает от прочтения описания внешности Анны, — это чувство жизни, жизненной силы. В Анне всё напоминает пламя, огонь, сыплющий вокруг себя жгучие искры. Вера больше похожа на мраморную статую, прекрасную, совершенную, но холодную и недоступную.
Почему же Желтков полюбил недоступную, гордую Веру, а не веселую жизнерадостную Анну? Какой идеал женщины существовал у Куприна?
У каждого мужчины подсознательно есть свой идеал женщины. Куприну нравились, именно величественные, грациозные женщины. К тому же Вера была романтичной, мечтательной, доброй. Её тонкий вкус подчеркивает Куприн, когда разговор идет о природе: «Какие мхи! Какие мухоморы! Точно из красного атласа и вышиты белым бисером!» Сравнивая двух сестер, Куприн хотел показать, что не каждая женщина может быть достойна восхищения, обожания и, конечно же, любви.
Постепенно съезжаются гости, которых писатель словно представляет читателям. Автор не описывает детально портреты гостей, а лишь дает их краткие характеристики. Но насколько они выразительны! Два-три штриха мастера — и портрет готов!
-Какие подарки получила Вера в день своего рождения?
Муж подарил прекрасные серьги из грушевидных жемчужин. Анна − маленькую записную книжку в удивительном переплёте, Желтков − гранатовый браслет.
— Что мы узнаем об отношении этих людей к Вере Николаевне?
Анна, как и Вера, неравнодушна к прекрасному, поэтому ее подарок изящен и оригинален. Пылкие чувства Василия Львовича прошли, он с уважением относится к своей жене и «вложил» в свой подарок только некоторое количество «презренного металла». А Желтков «препроводил в своём скромном верноподданническом подношении» самое дорогое из того, что у него было: вещь, которая связана с его покойной матушкой.
— Можете ли объяснить смысл названия произведения?
Браслет, словно замкнутое пространство, из которого уже не вырваться ни Желткову, ни Вере Николаевне.
— Так что же такое браслет? Давайте обратимся к его описанию.
Это своеобразное описание жизни, в которой, конечно, есть место любви, но чаще она подобна «мелким, плохо отшлифованным» гранатикам. Пять же гранатов, окружающих странный зеленый камешек – и есть та истинная любовь, которая встречается раз в тысячелетие. Зеленый цвет – цвет надежды, большие же гранаты – красные как кровь, поскольку за все великое, в том числе за великое чувство, надо платить.
При помощи незначительных деталей мы всё больше понимаем про взаимоотношения людей. Семейная жизнь Шеиных скучна и обыденна. Куприн показывает аристократов не такими уж плохими людьми. Тем не менее, писатель говорит об их духовной ограниченности. Верина душа опустошена. Она недовольна тем, что Желтков нарушил правила приличия, и какая-то тревога уже закралась в ее сердце. По-настоящему серьёзный разговор о любви возникает в повести с подачи генерала Аносова.
-Почему его образ выписан так подробно и с такой очевидной симпатией автора?
-Какую роль играет этот персонаж в повести?
Непоказное мужество генерала, его благородство и честность заставляют читателя проникнуться искренней симпатией к герою и доверием к его словам. Потому прозвучавшее в устах Аносова определение настоящей любви воспринимается как истина. Немалое значение отводит Куприн “тучному, высокому, серебряному старцу” — генералу Аносову. Именно ему представлена задача заставить Веру Николаевну отнестись к любви таинственного Г. С. Ж. более серьезно. Своими размышлениями о любви генерал способствует тому, чтобы его внучка могла с разных сторон посмотреть на свою собственную жизнь с Василием Львовичем. Ему принадлежат пророческие слова: “. может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины”. Генерал Аносов символизирует мудрое старшее поколение. Автором ему доверено сделать очень важный, имеющий огромное значение в этом рассказе вывод: в природе истинная, святая любовь крайне редка и доступна только немногим и только достойным ее людям. За всю жизнь Аносов не встретил ни одного подобного примера, но он продолжает верить в возвышенную любовь и передает свою уверенность Вере Николаевне.
Куприн отстаивает великое счастье и великое назначение любви. Давайте найдем в тексте слова, выражающие взгляды писателя на любовь.
Работа с опорным конспектом. (Приложение 3)
Писатель еще раз доказывает, что простой человек без званий и титулов способен на глубокое искреннее чувство. Мы многое слышали о Желткове, читали его письмо, но до сих пор не видели воочию. Его портретная характеристика появляется только в 10-й главе.
Худые, нервные пальцы Желткова забегали по борту коричневого короткого пиджачка, застёгивая и расстёгивая пуговицы. Желтков в продолжение нескольких секунд ловил ртом воздух, точно задыхаясь, и вдруг покатился, как с обрыва. Говорил он одними челюстями, губы у него были белые и не двигались, как у мёртвого.Так действительно говорят только в самую страшную минуту своей жизни.
-Каким предстаёт Желтков в предсмертном письме?
-Кажется ли он уже изначально мёртвым человеком?
Желтков признаёт, что «неудобным клином врезался» в жизнь Веры и бесконечно благодарен ей только за то, что она существует. Его любовь – не болезнь, не маниакальная идея, а награда, посланная Богом. Его трагедия безысходна, он – мёртвый человек.
-Случайно ли выражение лица покойного сравнивается с Пушкиным и Наполеоном?
Куприн считает Желткова не «маленьким человеком», а великим страдальцем. Его величие в огромной любви, ради которой он отдал свою жизнь.
-Что чувствует княгиня на этом последнем свидании?
-В чём, по – вашему, состоит роль эпиграфа и кольцевой композиции в теме Larqo Appassionato из Второй сонаты Бетховена (соч. 2), сопряжённое с темой истинной любви и истинной жизни?
Эпиграф настраивает нас на то, чтобы слушать сонату Бетховена – величественное, романтически приподнятое размышление о даре жизни и любви. Этими же звуками завершается повесть.
Вывод. Музыка рассказывает княгине вере, что есть жизнь и что есть любовь. Это последний дар Желткова, который не принять может только глухой, в котором он показывет подлинность и совершенство Веры, увиденные им в юности.
— Какой видит писатель истинную любовь?
Истинная любовь, по мнению Куприна, – основа всего земного. Она не должна быть изолированной, неразделённой. Любовь должна основываться на высоких искренних чувствах, стремиться к идеалу. Это величайшая тайна в мире.
Особую силу «Гранатовому браслету» придает удивительно точное раскрытие внутреннего мира человека, выразительность речи. Мы увидели, как название произведения, портретные характеристики, речь, поступки персонажей, предметно-бытовые детали, пейзаж, язык жестов создают литературный шедевр, делают тот или иной образ выпуклым, объёмным, зримым. Повесть Александра Ивановича Куприна о любви – одна из редчайших жемчужин русской классической литературы.
Дома напишите, пожалуйста, сочинение – рассуждение на тему сегодняшнего урока «Любовь – великий дар или
«Гранатовый браслет» – рассказ о прекрасной, могучей любви»
Разделы: Преподавание литературы
Эпиграф к уроку: “…ничего целомудреннее я еще не писал…” (А.И. Куприн)
Обучающие: Дать понятие об идеалах А.Куприна в годы первой русской революции, о месте и значении “Гранатового браслета” в творчестве Куприна; о реальности фактов, описанных в рассказе; повторение и углубление темы маленького человека в русской литературе (Н.М. Карамзин “Бедная Лиза”, А.С. Пушкин “Станционный смотритель”, Н.В. Гоголь “Шинель”, Ф.М. Достоевский “ Преступление и наказание”)
Развивающие: Развитие навыков художественного пересказа, сопоставительного анализа, навыков общественных выступлений, выразительного чтения, развернутых ответов на вопросы; обогащение словарного запаса учащихся;
Воспитательные: воспитание нравственных качеств учащихся на примере героев рассказа (внутренней красоты, благородства)
Средства активизации познавательной и речевой деятельности учащихся: прослушивание лекции учителя, выступление учащихся в структуре лекции учителя с сообщениями, информационными справками, выборочные пересказы; создание творческих речевых ситуаций, побуждающих школьников к самостоятельным выступлениям по поднятой проблеме; выразительное чтение отрывков из текста художественного произведения, прослушивание грамзаписи с произведением Бетховена, просмотр и комментирование картин художников И.Е.Репина, В.Якубича, иллюстраций учащихся, подбор и чтение стихотворений, стихотворных цитат, сопоставительный анализ пейзажных зарисовок в прозаическом и стихотворном текстах.
Индивидуально-дифференцированные задания к интегрированному уроку:
Прочитайте рассказ А.И.Куприна “Гранатовый браслет”.
Подготовить сообщение “Куприн и Октябрьская революция”
История создания рассказа “ Гранатовый браслет”
Подготовьте пересказ финала рассказа “Гранатовый браслет”?
Вы разительное чтение предсмертного письма Желткова
Чтение и анализ эпизода получения браслета.
Выразительное чтение стихотворения С.Черного “Опять”
Тема “маленького человека в произведениях русских классиков (Н.М. Карамзин “Бедная Лиза”, А.С Пушкин “Станционный смотритель”, Н.В.Гоголь “Шинель”, Ф.М.Достоевский “Преступление и наказание”)
Сообщение о художниках И.Е. Репине и В.Якубиче.
Сообщение о сонате Бетховена “Аппассионата”.
Вопросы для беседы на уроке:
– Почему Куприн плакал над рукописью “Гранатовый браслет”?
– Какой мы видим Веру Николаевну в начале рассказа?
– Какое состояние природы рисует Куприн в “Гранатовом браслете”? Перекликается ли пейзаж с состоянием души героев, с развитием сюжета?
– Из каких источников мы узнаем о Желткове, о его любви, как эти рассказы характеризуют молодого человека?
– Как бы вы объяснили слова: “ Простая любовь победила суету и тлен”? К кому они применимы?
– Гранатовый браслет… Много это или мало для Желткова?
– После своей кончины “маленький” Желтков стал бессмертен, почему? Почему он “маленький человек”?
– О какой любви говорит Куприн в рассказе “ Гранатовый браслет?
Учитель: “Идеалы Куприна определили его отношение к первой русской революции. В миниатюре “Сны” (1905 г.) он писал “ Я верю, кончается сон, идет пробуждение…” Писатель имел в виду нравственное возрождение: “ сами собой опустятся взведенные ружья”.
В очерке “События в Севастополе. Ночь 15 ноября” (1905) понятие свободы неразрывно соединено с внутренним подъемом – “сознательностью, душевной красотой”. Реально происходящие события оказались несовместимыми с такими представлениями автора. В заметке 1910 г. писатель назвал текущее время “днями предательства и общественного отступления”
Как же отнесся Куприн к Февральской революции, к Октябрьской? Может взгляды его изменились?
Ученик: Февральскую революцию Александр Иванович Куприн встретил сочувственно, сблизился с эсерами, редактировал их газету “Свободная Россия” (весна-лето 1917 г.)
Октябрьская революция была воспринята им стихией всеобщего разрушения и вражды. Он резко полемизирует с большевиками, именуя их “истерическими болтунами, трибунными паяцами, честолюбивыми мизантропами”.
Ряд рассказов 1918 г.(“Сашка и Яшка”, “Гусеница” и др.) пронизаны глубокой печалью, ностальгией по самобытному прошлому погибшей родины.
Осенью 1919 г. в Гатчину, где постоянно жил Куприн, вошли войска генерала Юденича. Писатель становится редактором его штабной газеты. При отступлении Юденича уезжает вместе с ним. Начинается жизнь в эмиграции.
Учитель: Да, будучи противником насилия, Куприн не смог принять Октябрьскую революцию. Каждым своим произведением он призывает к человечности. Несовпадение желанного и существующего было преодолено Куприным самым оригинальным способом в большом рассказе “Гранатовый браслет” (1911 г.). Автор отказался тут от варианта торжествующего чувства. Редчайший дар высокой и безответной любви стал “громадным счастьем”, единственным содержанием, поэзией жизни Желткова. Романтическая феноменальность его переживаний поднимает образ молодого человека над другими персонажами рассказа.
Куприн плакал над рукописью “Гранатовый браслет”, плакал скупыми, облегчающими слезами. Почему?
Ученик: “Эти слезы говорили о глубокой жизненности того, что создал писатель Требование к себе как реалисту у Куприна не имело границ, с рыбаками он говорил, как рыбак, с жокеем, как жокей, с матросом, как старый матрос”. Он был прежде всего талантливым реалистом-бытовиком, с тягой к цельным, простым и сильным натурам, а кроме того – романтиком в изображении чистого, целомудренного чувства. “Куприн – настоящий, громадный талант, – сказал о нем Лев Николаевич Толстой.
( Демонстрация слайда 2, рис. 2, см. Приложение, демонстрируются портрет А.И. Куприна 1910 года.)
Учитель: Он верный и блестящий ученик Льва Толстого и вместе с тем урок сжатости, преподанный Чеховым, не прошел для него бесследно. Куприн охотно обращается к историческим анекдотам и преданиям, берет готовую канву, расцвечивая ее россыпями своего богатого языка.
“Послушайте историю создания рассказа “ Гранатовый браслет”
Эта история произошла в реальной жизни. Александру Ивановичу Куприну оставалось только творчески его обработать и дописать эпилог.
Сообщение ученика о художниках И.Е. Репине и его картине. (Демонстрация слайда, рис. 3. Рассматривается и комментируется картина.)
Репин нашел на полотне место и для Любимова – он у колонны в камергерском мундире. В рассказе Куприна это князь Василий Львович.
Известный в России экономист, профессор Туган-Барановский, автор монографий “Русская фабрика”, “Периодические экономические кризисы” был родным братом героини повести. У главного же героя повести телеграфиста Желткова в жизни была странная фамилия – Желтый.
Учитель: Но как семейная история с гранатовым браслетом стала известна Куприну?
(Демонстрация слайда 4, рис. 4.)
2-й ученик: Дело в том, что профессор Туган-Барановский и автор повести были свояками, т.е. женаты на родных сестрах. История, случившаяся в семье Любимовых, стала известна Куприну и послужила сюжетом для “Гранатового браслета”.
А началась она так. Людмила Ивановна стала вдруг получать от неизвестного человека письма с признанием в любви. Прочитывая их, можно вполне представить себе личность влюбленного, его сословие и профессию. Вполне осознавая свое социальное неравенство с предметом обожания и не рассчитывая на взаимность, он продолжал писать, не получая при этом не только знаков внимания, но и ни одного ответа. Так продолжалось два или три года, почти каждый день – новое письмо.
Учитель: Трудно сказать, что побудило Куприна продолжить повесть и завершить ее так безнадежно. Из каких источников в рассказе мы узнаем о Желткове, о его любви, как эти рассказы характеризуют молодого человека?
Ученица: Из писем, написанных Вере Николаевне, и из бесед окружающих об этих письмах (брата, мужа, Аносова) мы узнаем, что Желтков – обыкновенный человек, гнущий спину за канцелярским столом, чиновник контрольной палаты. Он полюбил княгиню Веру Николаевну Шеину любовью, хотя и чуть сентиментальной, но “единой и всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной. Он полюбил всей натурой, для него в Вере Николаевне “воплотилась вся красота земли”, любовь стала его верой, она вылилась в трепетные слова: “Да святится имя Твое”
*Рассматривание репродукции с картины В.Якубича “Гранатовый браслет”.
Демонстрация слайда, рис. 5.
Озаглавливание и описание:
“Пред ней задумчиво стою;
Свести очей с нее нет силы…”
(А.С. Пушкин)
Учитель: Какой мы видим Веру Николаевну в начале рассказа?
Ответ: Красивую, но царственно холодную, она была “ независима и царственна спокойна…”
(Зачитывается отрывок из текста, с. 525–526) Холодная красота, доставшаяся ей в наследство от матери-англичанки. (ученик читает отрывки из текста, рассматриваются и комментируются иллюстрации учащихся “На фоне поздней осени”.)
(Демонстрация слайда 6, рис. 6.)
Учитель: Какое состояние природы рисует Куприн в “Гранатовом браслете”? Перекликается ли пейзаж с состоянием души героев, с развитием сюжета?
Ответ 1: С первых же строк повествования возникает ощущение увядания. Оно читается в осеннем пейзаже, в печальном виде пустых дач, с разбитыми стеклами, опустевших клумб, с “точно выродившимися”, мелкими розами, в “травянистом, грустном запахе предзимья”. Сходно с засыпающей природой однообразное, как бы дремотное существование Веры Шеиной: она “была строго проста, со всеми немного свысока любезна, независима и царственно спокойна”
Чтение учеником стихотворения Саши Черного “Опять”.
Опять опадают кусты и деревья,
Бронхитное небо слезится опять,
И дачники, бросив сырые кочевья,
Бегут, ошалевшие, вспять.
Опять перестроив и душу, и тело
(Цветочки и летнее солнце – увы),
Творим городское, ненужное дело
До новой весенней травы.
………………………………………..
Что будет? Опять соберутся Гучковы
И мелочи будут, скучая, жевать,
………………………………………
Опять одинаковость сереньких масок
От гения до лошадей.
Учащиеся сопоставляют атмосферу осеннего пейзажа и городской жизни в стихотворении Саши Черного и в рассказе Куприна “Гранатовый браслет”. Комментируют свои иллюстрации
Ответ: 2. Блистательный и прощальный ущерб природы, прозрачные дни, безмолвное море, сухие стебли кукурузы, пустота оставленных на зиму дач, травянистый запах последних цветов – все это сообщает особую горечь и силу повествованию. На фоне холодной осенней природы, кажется, любовь несовместима, поэтому наша героиня независима и холодна, не ждет от осени неожиданных чудес, но, тем не менее, она рада наступившим ясным погожим дням, радуется им, как ребенок. Это говорит о том, что чувства героини живы, их просто нужно расшевелить.
“ Но ты только посмотри, какая красота, какая радость – просто глаз не насытится. Если бы ты знала, как я благодарна богу за все чудеса, которые он для нас сделал!” Состояние природы передается и Вере Николаевне, она умеет ценить то, что есть.
Учитель: Особую силу “Гранатовому браслету” придает то, что в нем любовь существует как нежданный подарок – поэтически озаряющей жизнь среди обыденщины”. Как бы вы объяснили слова: “ Простая любовь победила суету и тлен”? К кому они применимы?
Ученик: Эти слова применимы к любви Желткова. Великая любовь Желткова вскрыла духовную нищету аристократов, которая проявилась перед лицом большой и чистой любви. Романтическая феноменальность его переживаний поднимает образ молодого человека над всеми персонажами рассказа. Не только грубый Тугановский, легкомысленная кокетка Анна, но умный Шеин, добрый Аносов, сама прекрасная и чистая Вера Николаевна пребывают в обычной бытовой атмосфере. Ее влияние и преодолевает главная героиня в конце рассказа.
Учитель: Гранатовый браслет… Много это или мало для Желткова?
Чтение и анализ эпизода получения браслета.
(Учащиеся объясняют свое понимание значения и смысла гранатового браслета, символичность его звучания.)
Учитель: После своей кончины “маленький” Желтков стал бессмертен, почему? Почему он “маленький человек”?
Ученик: Обыкновенный, ничем особенно не примечательный человек, Желтков обладал редчайшим даром высокой и безответной любви, который стал для него “громадным счастьем”. Эта любовь его озаряет, возвышает. Вот почему он стал бессмертным. Желтков – выходец из народа, Вера Николаевна – княгиня – они из разных классовых сословий. Это одно уже является большим препятствием к взаимной любви. Конечно, Вера Николаевна еще и замужем, что тоже имеет большое препятствие для развития подобных отношений. Сам факт того, что Желтков из низшего сословия, усугубляет трагедию “маленького человека”…
(У ченик приводит факты, опираясь на текст произведения.)
Учитель: Какие схожие примеры из изученного по теме “ маленького человека” вы можете назвать?
(Учащиеся вспоминают историю крестьянской девушки из повести Карамзина “Бедная Лиза”, судьбу Дуни из повести А.С. Пушкина “Станционный смотритель”, историю А.А. Башмачкина из повести Н.В. Гоголя “Шинель” и трагедию Р.Раскольникова по роману Ф. Достоевского “Преступление и наказание”. Отдельно выделяются сюжеты с любовными драмами и сюжеты бесправного положения “маленького человека”.)
Учитель: Передовая русская литература исповедует гуманизм, интерес к человеку любого сословия и требует сочетания чувствительности с честностью и добродетелью. Человечность и добродетель проповедует и Куприн в рассказе “ Гранатовый браслет”.
(Учащиеся рассказывают финал.)
Учитель: Зачитаем сцену прощания Веры Николаевны с усопшим.
(Учащиеся комментируют, высказывают свое мнение.)
Чтение предсмертного письма Желткова. Звучит музыка Бетховена “Лунная соната”. (Сообщение ученика о сонате Бетховена “Аппассионата”.)
– Что чувствует Вера Николаевна, читая последнее письмо и слушая музыку Бетховена?
Ученик: “В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее. Она вспомнила слова генерала Аносова о вечной исключительной любви – почти пророческие слова.
Рассматривание 2-й репродукции с картины В. Якубича, озаглавливание и описание – “Любовь прошла мимо”.
(Демонстрация слайда, рис. 7.)
Ученица: Желткову удалось разрушить царское спокойствие Веры Николаевны, всколыхнуть в ней живые чувства, заставить задуматься о святости любви, от кого бы она не исходила… Мне кажется, происходит прозрение героини над молитвенным звучанием прощальной “речи” усопшего …”
Учитель: Под звуки бетховенской сонаты – послушать ее завещал Желтков – она принимает в свое сердце все, что перенес он. И заново, в слезах раскаяния и просветления, переживает “ жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть”. Теперь эта жизнь навсегда останется с Верой и для нее.
О какой любви говорит Куприн в рассказе “ Гранатовый браслет? (Учащиеся высказываются.)
О единственной, нетленной любви…
О красивой, возвышающей любви…
О скромной, самоотверженной…
О честной, бескорыстной…
О безответной, неравной любви…
О прекрасной, могучей любви ….
Учитель: “Вот почему Куприн считал, что “…ничего целомудреннее я еще не писал…”
Куприн много писал о любви, всюду благословляя ее. Такие шедевры, как “ Гранатовый браслет”, “Суламифь” и “ Олеся” относятся к самым чистым, к самым возвышенным повестям о любви в русской литературе. Прочитайте повести и подготовьтесь к беседе по повести “Олеся”.
Следующий урок планируется провести как урок-творчества, по индивидуальным, групповым, разноуровневым вариативным заданиям
Вариативные (групповые) домашние задания:
1-й вариант – Составьте монолог гранатового браслета о Вере Шеиной
2-й вариант – Составьте монолог гранатового браслета о Желткове.
3-й вариант – Подготовьте отзыв к одной из повестей А.И.Куприна про любовь (“Суламифь”, “Олеся”)
Нарисовать иллюстрации к рассказам и повестям А.И. Куприна “Гранатовый браслет”, “Суламифь”, “Олеся”
Составить рекламу к рассказу А.И. Куприна “Суламифь”
Составить рекламу к повести А.И. Куприна “Олеся”
Я расскажу вам новую сказку о любви
Сочинить рассказ, следуя следующему высказыванию Куприна: “Не бойся старых сюжетов, но подходи к ним совершенно по-новому, неожиданно. Показывай людей и вещи по-своему, ты – писатель. Будь искренен, ничего не выдумывай, а подавай, как слышишь и видишь…”
Опережающие индивидуально-дифференцированные задания к последующему уроку внеклассного чтения по творчеству А.И. Куприна (после урока- творчества)
1. Прочитайте повесть “Олеся”, подготовьтесь к беседе по повести.
Найди материалы и подготовь сообщение по теме: “Образ “естественного человека” – воплощение купринского идеала”.
Можно ли отнести Олесю к типу женщин с “горячим сердцем”? Сравните ее с героинями пьес Островского (Ларисой из “Бесприданницы”, Катериной из “Грозы”?
Русская литература: учебная хрестоматия для 11 кл. татар. Сред. Общеобразоват. Шк.: В двух частях. Ч.1. (Авт.-сост. М.Г. Ахметзянов, Т.Н. Бреева, Р.Ф. Мухаметшина, Под ред. М.Г. Ахметзянова. – Казань: Магариф, 2005. – 480 с.
“А.И. Куприн”. Изд-во “Планета”, 1986
Для проведения урока-беседы по теме “ Гранатовый браслет” – рассказ о прекрасной и сильной любви” в 11-м классе учителю в современной школе необходимо иметь несколько вариантов проведения урока, этого требует и гуманизация образования.
Прочитывая Куприна еще и еще раз к уроку, из года в год открываешь что-то новое для себя, опять дополняешь и совершенствуешь содержание и план проведения уроков, ищешь новые подходы в подаче материала к уроку и подбираешь новые, более совершенные педтехнологии, активизирующие педпроцесс. На одном из приемлемых этапов урока целесообразно предложить ребятам блиц-турнир или брэйн-ринг по следующим вопросам:
В каких, прочитанных вами произведениях Куприна внутренним конфликтом становится столкновение естественной красоты с безобразием современного мира?
Откуда происходит фамилия Куприн?
Какими тремя вещами гордился Куприн?
За что был арестован Куприн в 1889г.?
Сколько профессий сменил Куприн?
Кого он назвал учителем жизни?
В чем проявилось, по мнению Толстого, мастерство писателя?
Какая тема является основной для всех произведений Куприна?
Какой основной мотив звучит в его произведениях?
Как отозвался он о цветах перед смертью?
Активизации учебного процесса служит и обычная игровая ситуация в форме – вопрос – ответ. Класс может разделиться на 2 команды и по очереди задавать вопросы друг другу из прочитанного произведения, по теме урока. Такие “перетасовки” вопросами нередко переходят и в дискуссию, и в состязание. Порой ученику важно доказать свою точку зрения, отстоять свои убеждения по поводу прочитанного. Вопросы к таким урокам ребята готовят дома. Из самых удачных выбранных командой вопросов (после консультации с учителем) выбираются по 5 вопросов из каждой команды. Приведу серию вопросов, подготовленных учениками к таким урокам.
Команда “Желтков”
Команда “ Вера Шеина”
Опишите гранатовый браслет, его свойства?
О чем говорит вам фамилия Желтков?
Опишите глубину любви Желткова?
Какими словами закончил Желтков свои предпоследнее и последние письма к Вере Николаевне?
Как бы вы поступили на месте Желткова, если бы вам на вашу любовь не ответили взаимностью??
Когда и как произошло свидание Желткова с Верой Николаевной?
Какое влияние оказали на Веру Николаевну письма Желткова? Какой переворот произошел в ее душе?
Что она прочла на лице усопшего?
Что чувствует Вера Николаевна, слушая сонату Бетховена?
Как вы понимаете последнюю фразу повести? В чем ее смысл7
Вопросы от учителя :
Вопросы от учителя :
1. Тема любви, в чем ее трагизм в данном рассказе?
2. В ком проявилось благородство, в ком и как – духовная нищета перед лицом большой и чистой любви?
Какова роль пейзажа, не вносит ли изображение природы атмосферу драматизма в повествование? Приведите примеры.
Ваша общая оценка рассказа: с чем согласны, с чем спорите? Свои суждения аргументируйте текстом.