Чем опасно превышение скорости
Превышение скорости: каковы штрафы, когда могут лишить прав, и почему +20 км/ч тоже нельзя
Превышение скорости остается одним из самых распространенных нарушений ПДД и частой причиной ДТП. Пока законодатели обсуждают привязку размера штрафа за превышение к цене машины, отмену возможности оплачивать такие штрафы со скидкой 50% и прочие инициативы, давайте разберемся с действующей системой наказаний и с тем, почему имеющийся ненаказуемый лимит превышения не означает, что ездить по принципу «ограничение плюс 20» легально, а заодно соберем штрафы в удобную таблицу.
Наказания за превышение скорости классифицируются в зависимости от величины превышения. Регламентирует штрафные санкции статья 12.9 КоАП РФ, и, как известно, на сегодняшний день наказуемым является превышение от 20 км/ч. До 2013 года отдельно наказывалось превышение от 10 до 20 км/ч, но эти пункты статьи 12.9 утратили силу. А вот ужесточение наказания в случае повторного нарушения осталось в силе. Давайте последовательно рассмотрим, чем чревато превышение скорости в зависимости от его величины.
Согласно части 2 статьи 12.9 «превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 20, но не более 40 километров в час влечет наложение административного штрафа в размере 500 рублей».
Такое «минимально наказуемое» превышение – единственное, которое не карается более суровым штрафом в случае повторного нарушения. То есть, если водитель один или даже несколько раз превысит скорость на 20-40 км/ч в течение года после получения первого штрафа, он все равно будет оштрафован на те же 500 рублей.
Часть 3 статьи 12.9 КоАП гласит, что «превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 40, но не более 60 километров в час влечет наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 1 500 рублей».
Часть 6 устанавливает наказание за рецидив: «повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 2 500 рублей.
Часть 5 устанавливает наказание за самую быструю езду: «превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 80 километров в час влечет наложение административного штрафа в размере 5 000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок 6 месяцев. Как и в прошлом абзаце, лишение водителю грозит только при фиксации превышения инспектором, а камеры могут лишь оштрафовать лихача на 5 тысяч.
Как мы знаем, превышать скорость на 20-40 км/ч можно сколько угодно раз в год, и наказание в любом случае будет стандартным – но в случае более серьезных превышений это не так. Часть 6 устанавливает, что «повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 2 500 рублей».
А вот для превышений скорости на 60 и более км/ч наказание за повторный проступок уже не дифференцируется. Согласно части 7, «повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 4 и 5 настоящей статьи, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок 1 год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, — наложение административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Для удобства сведем все варианты наказания за превышение скорости в единую таблицу.
Основные причины превышения скорости по мнению ГИБДД
Безопасность водителя и пассажиров автомобиля зависит от соблюдения Правил дорожного движения. По статистике, превышение скоростного режима – самый частый вид нарушения. Сотрудники ГИБДД провели опрос среди водителей для выявления причин превышения скорости на дороге, которая может привести к авариям с тяжелыми последствиями и смертельными исходами.
Причины
Причины превышения оказались разными:
Последствия превышения скоростного режима
Езда с большой скоростью опасна для жизни. Риску подвергаются не только непосредственные участники движения, но и пешеходы. При движении с превышением иногда может не хватить времени для правильного маневра с целью избежать столкновения, объезда внезапной помехи на дороге. Любая неисправность автомобиля на высокой скорости приведет к необратимым результатам по сравнению с разрешенным скоростным параметром движения.
Для обеспечения безопасности всех участников дорожного движения следует выбирать скорость исходя из конкретных условий эксплуатации автомобиля. В гололед, туман, на мокром покрытии лучше снизить ее ниже допустимого значения.
Преимущества соблюдения Правил дорожного движения
Соблюдение установленного скоростного предела позволит:
Нужно ли рисковать жизнью, превышая установленный скоростной регламент? Лучше доехать до нужного пункта позже, чем не добраться никогда. Для любителей быстрой езды существуют автодромы, где можно почувствовать адреналин на специальных трассах без риска для других людей.
Верховный суд отменил штраф за превышение средней скорости
Когда в России стали массово появляться камеры, контролирующие скорость в определенных местах дорог, водители быстро нашли противоядие. Расположение устройств стали наносить на карты навигационных программ и включать в специальные приложения для смартфонов, чтобы те предупреждали. В итоге возле камер машины притормаживали, а затем снова неслись вовсю.
В ответ власти стали устанавливать комплексы измерения средней скорости на определенном участке дороги. Вот первая камера зафиксировала автомобиль и передала в систему время и госномер. В конце отрезка ту же машину запечатлело второе устройство. Далее нехитрый подсчет по школьному курсу физики — и готова средняя скорость. Если она выше разрешенной на этом участке, водителю приходит штраф. Но Верховный суд сказал, что это неправильно.
От редакции
С другой стороны, все должно быть по закону. И штрафы за среднюю скорость — тоже.
Как устроена процедура штрафов с камер
По КоАП камеры правильно называть длинным термином «специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, работающие в автоматическом режиме». Это надо знать хотя бы для того, чтобы легко найти в КоАП профильные статьи. Но дальше в статье я буду использовать привычное слово «камера».
Эти устройства сейчас умеют контролировать не только скорость автомобиля, но и много чего еще. Например, проезд на запрещающий сигнал светофора, остановку или стоянку в неположенном месте, нарушение направления движения по полосам, езду по встречке или по полосе для общественного транспорта.
Поскольку все происходит автоматически и без участия человека, для наказаний «по мотивам» камер есть специальные правила. Вот они:
Если камера не автоматическая и была в руках, например, инспектора ГИБДД либо какой-то неравнодушный гражданин снял нарушение на свой смартфон, а потом отослал куда следует, этот специальный порядок не применяют. То есть заочно оштрафовать собственника не получится: протокол или постановление нужно оформлять на месте проступка.
Почему ВС против штрафа за превышение средней скорости? Он не знает физику?
Я не проверял знания судей ВС по этому предмету. Но вот закон они знают четко — и привели следующие аргументы.
Меня оштрафовали за среднюю скорость. Теперь могу не платить или вернуть уплаченные деньги?
К сожалению, ВС вынес вердикт по конкретному делу. И хотя аргументы в нем универсальные для всех подобных случаев, ГИБДД и нижестоящие суды вряд ли быстро возьмут под козырек и начнут руководствоваться новой позицией ВС.
Кроме того, решения ВС по конкретным эпизодам не могут быть причиной пересмотра уже закрытых дел, все сроки обжалования по которым прошли.
Вот варианты, как быть со штрафом за превышение средней скорости в зависимости от ситуации:
Как обжаловать штраф, в Т—Ж подробно разбирали в отдельной статье.
Для справки: можно ли обжаловать штраф с камеры за превышение конкретной скорости
Однозначно можно отбиться от штрафа, если выяснится, что автоматическая камера работала некорректно и завышала измеряемую скорость. Так случилось, например, в 2017 году в Вологодской области, где от действий неисправной камеры пострадали более 10 тысяч водителей.
Однако, повторюсь, если устройство, которое зафиксировало ваше нарушение, работало корректно, шансы законно оспорить штраф нулевые. Не стоит и пытаться.
Чем на самом деле опасно превышение скорости на дороге
Одним из наиболее распространенных видов нарушений правил дорожного движения является превышение скорости при вождении. Такое поведение за рулем часто становится причиной неприятностей на дороге, официальная статистика подтверждает этот факт : почти третья часть всех аварий и других дорожных происшествий происходит по причине превышения скорости участниками движения.
Существует два вида нарушений, напрямую связанных с превышением скорости:
Водитель автотранспортного средства, нарушая предписания правил дорожного движения и установленных на дороге знаков, превышает максимально дозволенную на данном участке дороги скорость.
Водитель выбирает из допустимого диапазона скоростей большую скорость, чем следовало бы, исходя из ситуации на дороге.
В этом случае сотрудники ГИБДД не могут оштрафовать водителя, но сам факт того, что он создает опасную ситуацию на дороге, часто становится достаточным наказанием для нерадивого водителя.
К сожалению, многие водители часто оценивают не слишком объективно ту скорость, с которой они ведут автомобиль. При этом многие потенциально опасные ситуации на дороге оцениваются самими водителями как безопасные или условно безопасные. Существует целый ряд психологических причин, по которым водители так необъективно подходят к оценке дорожной ситуации и так легко нарушают правила дорожного движения. Некоторые из этих причин мы и рассмотрим.
В первую очередь водителей подводит любовь к быстрой езде, которая, как известно, по душе многим автолюбителям. Современные автомобили позволяют развивать приличную скорость, не доставляя дискомфорта водителю. Во время поездки на высокой скорости водитель получает удовольствие от самого процесса вождения, и поэтому недооценивает опасность, которая может ему угрожать.
Кроме того, современные водители, привыкшие к постоянному стрессу на дороге и большому количеству различных происшествий, часто снисходительно относятся к превышению скорости, считая это обыденным явлением.
Многие водители часто совершают незначительные нарушения правил дорожного движения. Таким образом, со временем они адаптируются к нарушению правил, и становятся более беспечными. Единожды получив выгоду от нарушения общепринятых правил, человек попытается еще не раз нарушить их, так как будет верить в положительный исход ситуации. Даже понимая, что существует вероятность создания аварийной ситуации, водители все равно верят в то, что эта вероятность чрезвычайно ничтожна. К сожалению, очень часто водителям приходится дорого платить за несколько сэкономленных секунд.
Иногда причиной превышения скорости на дороге становится банальное желание водителя похвастаться своими навыками вождения. Например, нередко возникает ситуация, когда молодой человек, сидя за рулем, стремится продемонстрировать сидящей рядом девушке свое умение «покорять дорогу», а в результате превышает скорость, бравируя своей храбростью, и тем самым создает опасную ситуацию.
Чересчур быстрая езда весьма опасна, причем по многим причинам. Даже незначительная неисправность или отказ одной из деталей автомобиля на высокой скорости может привести к крайне печальным последствиям, в то время как для автомобиля, идущего на низкой скорости, аналогичная поломка не окажется фатальной. Да и времени среагировать на внезапные помехи на дороге у водителя всегда меньше, когда автомобиль едет на очень высокой скорости.
Езда по загородным трассам также часто становится причиной превышения скорости. Дело в том, что водитель, который в течение длительного промежутка времени едет по прямой дороге, пролегающей через местность с однообразным пейзажем по бокам, у него начинает развиваться специфическое состояние, называемое «сенсорным голодом». Это состояние обусловлено недостатком информации. Чтобы хотя бы немного увеличить приток информации, водитель нередко решается повысить скорость движения. Скорость в условиях загородной трассы меньше ощущается, поэтому водителю может казаться, что он едет на средней скорости, когда на самом деле он едет с превышением дозволенной скорости. И бороться с желанием увеличить скорость порой бывает довольно трудно.
Существует еще одна причина превышения скорости, корни которой следует искать в специфике человеческого восприятия окружающей действительности. Дело в том, что в основной своей массе люди склонны неукоснительно выполнять только те правила и предписания, необходимость внедрения которых они осознают и признают объективными. Поэтому водитель, который видит на дороге знак ограничения скорости, но при этом не считает использование данного знака нецелесообразным, он с большой вероятностью проигнорирует данный знак, так как не видит в нем необходимости. Особенно такое поведение характерно для водителей, проезжающих заведомо не контролируемый сотрудниками ГИБДД участок дороги. Поэтому для предотвращения такого рода нарушений было бы логично устанавливать рядом со знаком ограничения скорости поясняющий знак, который уточнял бы причину такого ограничения. Авторитет дорожных знаков порой бывает подорван, так как нередко строители, проводившие ремонтные работы на дороге, забывают снять знак ограничения скорости по окончании данных работ. Получается, что водителю приходится выполнять предписания знака, в то же время понимая, что данный знак уже неактуален, а его использование нецелесообразно и не имеет под собой реальных причин.
Кстати, опасность на дороге представляют не только водители, превышающие скорость, но и водители, автомобили которых перемещаются с чрезмерно низкой скоростью. Психологи утверждают, что при длительном ограничении скорости ниже 40 км/час водители начинают испытывать негативные эмоции, а это, в свою очередь, приводит к рассеиванию внимания и снижению скорости реагирования у водителей. Такое психоэмоциональное состояние может привести к нежелательным последствиям и стать причиной возникновения аварийных ситуаций на дороге.
Чем опасно даже незначительное превышение скорости
Чем быстрее едет автомобиль, тем выше вероятность попадания в ДТП, и риск получения травм или смерти водителя, его пассажиров и других участников движения. Причем, в ходе исследований было установлено, что даже незначительное превышение скорости более значимую роль играет в условиях городской езды. А объясняется это сложностью подобного движения, усугубляемого высокой интенсивностью транспортного потока, насыщенной дорожной инфраструктурой, наличием пешеходов, мото- и велотехники и т.п. А вот на автомагистралях превышение скорости менее значимо. Так, например, при превышении автомобилями средней скорости движения транспортного потока на 10 км/ч частота аварий вырастает на 5%, тогда как превышение на 20 км/ч увеличивает количество аварий в городской черте уже на 30%! При этом для загородных дорог этот прирост менее весомый.
Благодаря результатам подобных исследований для повышения безопасности движения в населенных пунктах многих европейских государств введены более строгие скоростные ограничения, чем в странах СНГ и Украины – в 50 км/ч. Впрочем, недавно в Верховную Раду был подан законопроект, которым предусмотрено снижение максимально допустимой скорости движения в городе с 60 до 50 км/ч.