Чем опасно несистемное мышление

«Незамеченные ошибки могут стать критичным барьером для дальнейшего развития»: о роли системного мышления в бизнесе

Редакция Нетологии поговорила с Джозефом О’Коннором — профессором по коучингу бизнес-школы ISCTE в Лиссабоне и преподавателем курса «Системное мышление для решения бизнес-задач» в Нетологии. Джозеф рассказал, чем отличается системное мышление от привычного, кому и как критически важно его изучить и почему компаниям нужны люди с системным мышлением.

Чем опасно несистемное мышление. Смотреть фото Чем опасно несистемное мышление. Смотреть картинку Чем опасно несистемное мышление. Картинка про Чем опасно несистемное мышление. Фото Чем опасно несистемное мышление

Ведущий теоретик коучинга и системного мышления

Главный миф о системном мышлении

Само словосочетание «системное мышление» звучит довольно сложно, поэтому у людей часто возникают ассоциации со сложным техническим оборудованием и ложная логическая связь ⟶ «этот тип мышления нужен в первую очередь математикам и инженерам». Всё это мешает многим разобраться, почему важно иметь системное мышление и чем оно может быть полезно.

Система — любая сложная конструкция, между частями которой есть связи. Это и тело человека, и система кондиционирования воздуха, и система управления организациями, странами, и многое другое.

В системном мышлении есть своя методология, но она не требует специальных технических знаний для изучения, а позволяет по-другому понимать происходящие процессы, посмотреть на привычные вещи иначе и понять, как устроены и функционируют системы.

В чём отличие системного мышления от стандартного

В процессе эволюции обучение человека проходило через формирование причинно-следственных связей. Поэтому наш стандартный мыслительный процесс выглядит так: то, что для одного события было причиной, автоматически становится следствием и причиной для развития новых событий.

Такой упрощённый подход к мышлению иногда приводит к ложным и примитивным выводам. Например, когда нас спрашивают о причине автомобильной аварии, мы в первую очередь думаем о превышении скорости водителем или его алкогольном опьянении. А если попросят предположить причину повышенной преступности, то, скорее всего, мы спишем её на возрастающую безработицу.

Однако мир устроен сложнее и для формирования корректных выводов не всегда достаточно простых, линейных причинно-следственных связей.

Системное мышление помогает структурировать потоки информации и понимать, как функционируют и взаимодействуют между собой сложные системы — компании, организации, команды. А также видеть закономерности и определять, к каким последствиям может привести деятельность человека или компании.

Мы часто ищем подтверждение наших собственных суждений в событиях: совершаем действие «А» и ждём, что произойдёт событие «Б». Но эти события могут быть не связаны друг с другом. Например, некоторые менеджеры думают, что деньгами можно мотивировать человека подходить к делу более творчески. Повышают зарплату и ждут проявлений творческого подхода. Согласно системному мышлению, время от времени человеку свойственно проявление творчества и для него не нужны дополнительные материальные стимулы. Этот подход называется регрессией.

Помимо этого системное мышление включает в себя постоянную работу с обратной связью, построение ментальных и системных моделей, понимание циклических причинностей, которые позволяют понять, как изменение одного элемента системы влияет на остальные, и многое другое.

Принципы системного мышления

Обычно люди воспринимают системы как машины, но система — группа элементов, которые взаимодействуют друг с другом, выполняют ряд задач и стремятся сохранить стабильность. Системное мышление обращено и к целому, и к частям этих элементов, а также к связям между ними. Особенно важным этот тип мышления стал в последние 10–15 лет — когда рынок изменился стремительно и кардинально, а процессы во многих компаниях застряли в 1990-х годах.

К ключевым аспектам системного подхода относятся:

Отказ от привычного причинно-следственного мышления и развитие дополнительных софт-скиллов. Один из них — получение обратной связи, поскольку она помогает отслеживать реакцию на действия и выстраивать дальнейшие шаги с учётом этого отклика. Чем сложнее система, тем больше времени нужно на получение обратной связи и результатов. Это схоже с физической нагрузкой или отказом от вредных привычек — отдача не будет моментальной.

Понимание, что стабильность системы зависит от размера, числа и разнообразия подсистем, а также от характера и силы связи между ними. При этом появление новых элементов может привести к созданию множества дополнительных связей. Но сложные системы не обязательно должны быть нестабильными.

Изучение мотивации людей и форматов взаимодействия между ними. Системное мышление помогает прийти к пониманию, что законы динамики внутригруппового взаимодействия значительно отличаются от общения между двумя людьми.

Обращение к контексту. Например, при обсуждении лидерства возникает множество стереотипов о том, как лидер должен себя вести. Однако чаще всего лидерами становятся в конкретной ситуации — в одном случае человек может взять на себя такую роль, а в другой нет. И контекст иногда может быть более значимым, чем конкретные качества человека.

Обращение к архетипам систем — паттернам событий и проблем, которые появляются из-за типовых внешних и внутренних ограничений систем. Например, один из известных архетипов — «чем больше усилий потрачено для достижения результата, тем сложнее этот результат улучшить». Когда вы учитесь играть на гитаре, строите бизнес или приобретаете любой новый навык, сначала прогресс идёт очень быстро, а со временем для достижения даже несущественных улучшений нужно приложить намного больше усилий.

Кому в первую очередь необходимо системное мышление

В целом системное мышление помогает решать задачи разных сфер жизни и масштабов проблематики — от выстраивания семейных и межгрупповых процессов до организационных. Однако можно выделить несколько основных типов людей, которым системное мышление критически необходимо.

Топ-менеджеры и предприниматели

Чем выше человек находится в иерархии, тем в большей степени ему необходимо мыслить системно — уровень сложности задач и горизонт планирования у него намного шире, чем у рядового сотрудника.

Так, планирование сотрудника на стойке ресепшен будет, скорее всего, лишь на несколько дней вперёд. А предпринимателям и руководителям высшего или среднего звена следует отслеживать и менять процессы прошлого и настоящего, прогнозировать возможные последствия, оценивать различные сценарии развития событий на рынке и внутри компании. При этом всё предсказать не получится — эффект чёрного лебедя никто не отменял.

Те, кто хочет изменений в системе

Если перемены нужны в работе организации, то системный подход помогает понять, как устроен бизнес на всех уровнях и этапах развития, как процессы и элементы выстраиваются в систему и какие из них нужно изменить.

Системное мышление не только помогает в работе, но и затрагивает другие аспекты жизни: общение и выстраивание отношений с людьми, регулирование жизни семьи и бытовых вопросов. Поэтому по большому счёту оно может быть полезно каждому.

Как понять, что человек не мыслит системно

Если в компании уже несколько раз пытались провести изменения, было потрачено много ресурсов и сил, но результат не достигнут или становится только хуже — это верный признак того, что люди, задействованные в этом проекте, не мыслят системно.

Этот эксперимент показывает, что даже те, кто не сталкивался со сложностями, перенимают привычные психологические и ментальные модели, а также склонны действовать по уже сложившейся практике.

Проблема заключается в том, что отказ от использования системного мышления загоняет человека в рамки: из-за стереотипных представлений не происходит развития и изменений, хотя обстоятельства и условия уже могли поменяться.

Стоит также сказать, что люди с системным и несистемным мышлением задают разные вопросы. Первые задумываются сначала о том, что важно изменить, а вторые — как.

Ключевое отличие заключается в следующем: когда мы думаем, как изменить что-то, мы подразумеваем действие. Хотя на самом деле сначала нужно думать о том, что мешает изменениям и почему. Устранение этих препятствий поможет изменить всю систему так, что больше не придётся прикладывать никаких усилий. Поэтому прежде чем просто идти путём проб и ошибок, лучше сначала отрефлексировать и понять, как получить максимальную отдачу с минимальными усилиями.

Чем опасно несистемное мышление. Смотреть фото Чем опасно несистемное мышление. Смотреть картинку Чем опасно несистемное мышление. Картинка про Чем опасно несистемное мышление. Фото Чем опасно несистемное мышлениекурс

Источник

Несистемное мышление, не эффективные системы управления компаниями

Чем опасно несистемное мышление. Смотреть фото Чем опасно несистемное мышление. Смотреть картинку Чем опасно несистемное мышление. Картинка про Чем опасно несистемное мышление. Фото Чем опасно несистемное мышление

Несистемное мышление, не эффективные системы управления компаниями… Меньше прибыль? Не результативный персонал? Хуже. Рано или поздно компания и рынок вступят в конфликт.
Или
Рассуждения о том, а откуда она вообще взялась эта… «несистемность»?

Так интересно… Я сейчас предчувствую, отчасти прохожу, отчасти сам инициирую интересные процессы. Интеграционные… Они мне интересны, близки. Да, я их попросту считаю правильными. Я был убежден, все больше убеждаюсь и убеждаю других, что истина, а за ней и успех, будет за интеграцией.

Разной интеграции, конечно. Интеграции маленьких агентств, группок, независимых консультантов-одиночек, которые перестанут цепляться за «узкие», уже не интересные клиенту, услуги и, слившись (не обязательно официально и компаниями) профессиональным интеллектом, дадут рынку поистине богатые, по оригинальности и содержанию, решения. А главное — решение для клиента не будет базироваться исключительно на том, что сейчас умеет данный специалист или Агентство. Это уже, надеюсь, «проехали» — когда умел рисовать, значит, все решения упирались только в рисование. Умею маркетинг, будет маркетинг, умею PR — будет PR… Смешно. Полагаю, на это уже никто «не ведется». Интеграция же дает не только полное, но «объективное» решение.

Интеграции областей. HR+PR, PR+маркетинг, маркетинг+организационное развитие и т. д. т. д. и еще множество этих перекрестных объединений между всего-то этими четырьмя, для примера приведенными компонентами.

И тут я вижу, что проводится VII международная конференция: «Управление человеческими ресурсами: интегрированный HR». Класс! И ура! Я — в тренде:).

Какие здесь мои «3 копейки»? Моя часть для интеграции — организационное развитие. А оно, как я уже говорил в одном из своих интервью, часто, то упирается в маркетинг, то напротив «выходит» из него. Это, когда зовут на маркетинговую задачку, а «выясняется» задачка, например, в мотивации персонала, а потом уже только надо выходить на коммерцию и маркетинг. Это когда управление персоналом иногда невозможно без классических PR-инструментов. Как здорово, что эйчарщики сами поднимают вопросы интеграции. Ведь именно они играют бесспорно ключевую роль в цивилизационных изменениях компании. Более того они могут их инициировать. И здорово, повторюсь, что их не надо сегодня «агитировать» за интеграцию.

Интеграция — моя песня, мой подход, концепт, если хотите. Но я думаю… Ведь это далеко не сенсация… Мы всегда знали, что за объединением идей, подходов, направлений — истина и успех. Почему нас так «шатнуло»-то от нее? От интеграции. Не буду долго рассуждать-графоманствовать… Отвечу. А от неспособности системно мыслить. Упертость в узкий интерес, узкое «коридорно-тоннельное» видение. Это все равно узость, даже если в нее и «вмещается» целый интерес компании. Я как-то прочитал интересную метафору на тему управленческих технологий.

Чем опасно несистемное мышление. Смотреть фото Чем опасно несистемное мышление. Смотреть картинку Чем опасно несистемное мышление. Картинка про Чем опасно несистемное мышление. Фото Чем опасно несистемное мышление

Когда руководитель боится иметь рядом с собой ярких и талантливых подчиненных, компания превращается в компанию «карликов»: первый выбирает «бледного» и «маленького» второго (что б не затмил! и не «перебивал» авторитет своим талантом), второй выбирает третьего — еще более «бледного» и «маленького», ну и стремительное и т. д. и т. п.. В итоге — получается компания «бледных карликов», с бледной историей и продуктом. Если провести аналогию с узостью интересов…

То получается такая ситуация: компания имеет узкий эгоинтерес — только собственная прибыль, только собственное развитие (никаких интеграций! это ж все конкуренты!! никакого развития рынка — зачем плодить конкурентов? никакого освоения смежных ниш — а зачем? итак, есть прибыль.. ), ее топ-менеджмент — имеет еще более узкий эгоинтерес — собственное карьерное развитие, дай Бог, если через развитие компании, а не в ущерб ей, эгоинтерес персонала вообще может укладываться просто в отработку, как говорят, «зп», а не в достижение стратегических целей компании (как это широко, глубоко, да и зачем?).

Итак, перед нами узкие цели, ведущие к «узким», все уменьшающимся результатам. И чего мы еще тогда хотим? Какой такой эффективности? Что мы бьемся об эти KPI, когда перед глазами сотрудника «стена узкого интереса», да еще на очень близком расстоянии. Давайте по пути к эффективности зайдем отсюда, с системности.
Вернусь непосредственно к тому, о чем говорил до «карликов» и «узкомыслых». Когда нас «шатнуло» от способности «системно мыслить» (хотя попробуй нас убеди в том, что мы это не умеем …) нас отбросило от эффективности систем управления компаниями. Я очень, надеюсь, что эта статья будет хорошим, органичным фоном к тому, что будет происходить на конференции. То есть синергирует мои посылы с контентом конференции.

Построение эффективных систем управления — моя тема. Одна из моих специализаций, то, что меня увлекает, то, что я изучаю в течение 15-ти лет. Я затеял цикл статей и эссе на эту тему, я совместно с Центром Интегрированных Маркетинговых Технологий Interproff разработал серию «навигационных» семинаров-тренингов «Эффективные системы управления» и буду ее реализовывать (причем временами с известным международным бизнес-консультантом Александром Мурадяном) в течение всего этого года. На фоне всего этого я пришел к некоторым выводам. К выводам на тему: «Почему эффективная система управления компанией стала почти … мифом и недостижимой мечтой».

Первое к чему я пришел в процессе построения систем (систем продаж, систем HR, систем отдела маркетинга) это то, что система должна осознаваться:

3. И интеллектом эмоциональным, логическим, рациональным и духовным.

Только так. И не иначе. Как формула.
В большинстве своем компании чаще всего не делают ни первого, ни второго, ни, тем более, третьего. Лучшие «по продвинутости» делают — то первое (комплексно), то второе (системно) или что-то вообще одно. «Лучшие из лучших» и первое, и второе (реально успешные компании!). Но все три — никто. На «свалке» технологий организационного развития компании, в первую очередь, оказывается — эмоционально-логическо-рационально-духовный интеллект. Оно и понятно. Оно самое труднопостижимое.

Чем опасно несистемное мышление. Смотреть фото Чем опасно несистемное мышление. Смотреть картинку Чем опасно несистемное мышление. Картинка про Чем опасно несистемное мышление. Фото Чем опасно несистемное мышление

Эмоционально-логическо-рационально-духовный интеллект в построении эффективной системы «отвечает» за сознание персонала: убеждения, ментальные модели, клише, видение мира, видение ситуации в компании, за трансформацию их понятийного аппарата, определяющую возможности системы к изменению.

А так, что происходит? То системой увлекутся про людей забудут, то людьми, а система сыпется… То одним блоком системы займутся, а другими после планируют, пока к другим подойдут — первый сбой дает. Как в фильме «Операция «Ы», когда толстяк своих подельников поднимал… то Вицин встанет Никулин — упадет, то Никулин поднимется Вицин — падает. Вместе никак не выходит. А это, правда, объективно трудно.

В первую очередь потому, что компании очень хорошо научились «раскладывать на части», анализировать, но не синтезировать. А именно это принципиально важно в построении систем — «представить» ее целиком и работать над ней комплексно. Руководитель часто не видит систему целиком, не видит ее в системе других систем: государства, конкурентной среды, рынка (собственно в клиентском поле)…

Иногда рынок и экономическая ситуация позволяют такую «слабость» и компания долго держится на плаву, но иногда компания заходит слишком далеко в своем «системо-комплексном» невежестве и рынок этого уже не прощает. Не умея цельно воспринимать реальность, руководитель воспринимает систему фрагментарно, действовать начинает — так же. Систему, ее подсистемы, внешнюю, внутреннюю среду рассматривает в отрыве друг от друга, а не как одно целое. В чем весь ужас? Рано или поздно внешний и внутренний контуры вступят в конфликт, другими словами — компания и рынок в итоге вступят в конфликт.

Почему это происходит? Ведь это самая простая вещь (системное мышление), которую должен знать и понимать руководитель. У несистемного мышления, у неосознанно несистемного мышления огромная, если не сказать, многовековая история. Я попробовал поизучать «историю вопроса». Оказывается, нас учат (!) не системно мыслить. Выясняется, что на это направлена система образования.
В Интернете я «нарыл» интересный факт, не знаю, как он вам покажется… «В начале 20-го века Фонды Рокфеллера и Карнеги жертвовали огромные суммы денег на образование и общественные науки. Особо они поддерживали Национальную ассоциацию работников просвещения. В виде грантов они тратили миллионы долларов на то, чтобы радикально склонить традиционную систему образования в сторону новой системы, способствующей превалированию стандартизированного тестирования над критическим мышлением, в сторону „научного управления“ в школах». По-моему, стоит над этим подумать… Что-то знакомое, да? Знаешь кучу фактов, а связать их не можешь (тесты на госэксзаменах, да?).

По словам философов, некоторых общественных деятелей мирового уровня, ученых — уже очень давно происходит сознательное формирование несистемного, фрагментарного мышления. Зачем? На самом деле фрагментарное восприятие реальности держит целые народы добровольном, опять же неосознанном, повиновении. Не зная ВСЕГО, не зная в системе, ты спокоен, ты почти овощ, но с ощущением достоинства, образованности (ты же знаешь кучу фактов, ты же владеешь высоким технологиями, нажимаешь «ок» на телефоне и телевизоре, ловишь «лайки» в соцсетях, а потому не кажешься себе овощем и гордость твоя не страдает … то, что надо!…..). И теперь куда тебе скажут двигаться, какие кредиты брать, какие фильмы смотреть, на какие ценности ориентироваться (в основном потребительские, кстати) туда ты и двинешься. С этим можно спорить, я бы первым хотел, но просто присмотритесь. Все направлено на то, что бы способность системно мыслить — стала рудиментом. По той простой причине, что системное мышление — ясное, не задымленное, а то есть адекватно воссоздающее реальность мышление, — трудноуправляемо.

Мы бы дорогого стоили со способностью все объединять в систему, любое явление видеть в системе. А формирование фрагментарного восприятия… к сожалению это глобальная стратегия, политика. Но ничего необратимого здесь нет. Нужно просто «включить» в себе это системное мышление. Оно есть. Есть в нашей природе.
Вот так глубоко лежит столь неочевидная причина неспособности компаний, людей системно мыслить. Мы предупреждены, значит, вооружены. Есть понимание природы проблемы, найти решение (в построении эффективных систем, в том числе) — дело вашей эксклюзивной техники.

Дмитрий Чуприна,
Эксперт по организационному развитию

Источник

Что такое клиповое, критическое и системное мышление? Что является нормой для человека?

Чем опасно несистемное мышление. Смотреть фото Чем опасно несистемное мышление. Смотреть картинку Чем опасно несистемное мышление. Картинка про Чем опасно несистемное мышление. Фото Чем опасно несистемное мышление

Чем опасно несистемное мышление. Смотреть фото Чем опасно несистемное мышление. Смотреть картинку Чем опасно несистемное мышление. Картинка про Чем опасно несистемное мышление. Фото Чем опасно несистемное мышление

С развитием медиапространства, и в особенности с появлением Интернета, общество оказалось в совершенно новой для него информационной среде. Необходимость воспринимать и анализировать большие потоки информации поднимает вопросы о том, как должно работать мышление человека. Активно обсуждаются такие понятия, как «клиповое мышление», «критическое мышление», «системное мышление». Что они обозначают, чем отличаются и что является нормой для психики?

Мы каждую неделю просматриваем столько новостей, видеороликов и статей, сколько наши бабушки и дедушки вряд ли встречали за год. Как следствие – нашему мозгу необходимо фильтровать, анализировать и оценивать более значительные объёмы сведений, чем когда-либо раньше в истории человечества.

Некоторые самоустраняются от этого процесса, предпочитая воспринимать информацию просто как развлечение, – они просматривают бесчисленное количество фильмов, сериалов, постоянно зависают в соцсетях, бездумно кликают по ссылкам в Интернете, воспринимая информацию преимущественно через призму вызываемых ею эмоций – с позиции «нравится/не нравится». Такие люди просто не понимают, что информация – это та же пища, употребление и качество которой обязательно отражается на психике человека. А значит, надо оценивать не только «вкус», но и содержание.

Питание гамбургерами и прочим фастфудом быстро нарушает работу пищеварения и многих других жизненно важных систем человека, делая организм слабым, толстым и больным. Аналогичная ситуация и с деструктивной, хаотичной или отупляющей информацией – её некритичное восприятие наполняет психику человека всевозможными глупостями и в лучшем случае бесполезным, а чаще вредным, инфомусором. Вполне закономерно, что такой человек рано или поздно начинает страдать – проявляется неадекватное поведение, начинаются депрессии, рушатся планы на жизнь. Чего ещё ждать от отравленной психики?

Но что значит воспринимать информацию критически, и как избежать этого самого отравления вредной информацией? Здесь нам на помощь приходит критическое мышление.

Критическое мышление

Критическое мышление, или по-другому «осознанное восприятие информации», – это алгоритм обработки новой информации, который содержит три пункта:

1. Знание, что любая информация влияет на человека.

Этот тезис легко запомнить, если держать в голове аналогию с обычным приёмом пищи. Ведь никакая еда не проходит для тела бесследно – она всегда каким-либо образом перерабатывается и усваивается в организме, делая его сильнее или слабее. Так же происходит и с информацией.

Чем опасно несистемное мышление. Смотреть фото Чем опасно несистемное мышление. Смотреть картинку Чем опасно несистемное мышление. Картинка про Чем опасно несистемное мышление. Фото Чем опасно несистемное мышление

2. Умение выявлять оглашаемые и неоглашаемые цели и смыслы распространяемой информации.

Как мы отличаем вредные продукты от полезных? Прежде всего, мы понимаем, что красивая этикетка или яркая упаковка товара отнюдь не гарантируют того, что он принесёт нам пользу. Поэтому мы изучаем состав продукта – стараемся избегать всевозможной химии, усилителей вкуса, ГМО и так далее. Также мы оцениваем воздействие конкретного питания на свой организм – ведь одному человеку необходимо кушать больше зелени, другому – овощей, третьему надо регулярно пить воду.

Аналогичных принципов следует придерживаться и при оценке медиа-контента. Обилие пошлости, насилия, мата, глупого юмора – явные признаки того, что этот «продукт» отравлен, и его надо убрать из своего рациона, даже если его завернули в привлекательную обёртку и активно рекламируют в прессе.

Также следует обратить внимание на то, кто создал этот контент (фильм, мультфильм, передачу, песню, статью) и с какими целями. Соответствуют ли оглашаемые цели автора реально достигаемому результату? Какие есть побочные эффекты? Не является ли данная новость фейком? Или может быть перед нами «троянский конь», привлекательный снаружи и ядовитый внутри?

То есть, мы должны выявить смыслы, которые до нас доносит автор или творец, а потом оценить их – и это уже третий шаг того алгоритма, который лежит в основе критического мышления.

3. Оценка выявленных целей и смыслов с позиции «хорошо/плохо», «вредно/полезно», «достоверно/ложно» и так далее.

Когда мы проанализировали контент – самое время дать ему свою оценку, образно говоря, поставить на него «штамп» с результатами вашей проверки. Штампы могут быть самые разные: «достоверно», «ложно», «полезно», «вредно», «учит хорошему», «учит плохому», «сомнительно», «требует дополнительного изучения», «опасно», «надо распространять» и так далее. То есть вы должны охарактеризовать поступившие к вам сведения, чтобы они заняли полагающееся им место у вас в голове.

При таком подходе никакая информация не будет попадать к вам в мировоззрение случайно и бесконтрольно – каждый информационный блок будет проанализирован, помечен и отправлен по адресу. Что-то сразу уйдёт в «мусорку», что-то – «на карантин», а что-то займёт достойное место в вашей сокровищнице самых полезных и ценных знаний.

Системное мышление

Однако одного критического мышления для полноценной жизни сегодня недостаточно. Человеку необходимо заниматься формированием системного мышления. И если первое достигается относительно легко – надо лишь научить свой мозг правильному алгоритму обработки поступающей информации, то вот формирование системного мышления чаще всего требует более длительных усилий.

И здесь будет уместно начать с определения.

Системное мышление – это мышление, которое опирается на мозаичное мировоззрение, в котором все факты упорядочены, взаимосвязаны и дополняют друг друга, формируя целостную и непротиворечивую картину мира.

Чем опасно несистемное мышление. Смотреть фото Чем опасно несистемное мышление. Смотреть картинку Чем опасно несистемное мышление. Картинка про Чем опасно несистемное мышление. Фото Чем опасно несистемное мышление

Каждый из нас со дня своего рождения постоянно познаёт мир, накапливая свой личный багаж знаний и представлений обо всём вокруг. Всё, что мы когда-либо увидели, прочитали, посмотрели, узнали, навсегда сохраняется в нашем подсознании. И очень хорошо, если к моменту взросления человек обладает целостной и достаточно подробной мировоззренческой картиной, дающей ему ответы на все базовые вопросы: «как устроен мир», «что такое человек», «как управлять собой», «зачем я живу» и другие.

Но в современных реалиях большинство подростков входят во взрослую жизнь, не обладая необходимым багажом знаний, из-за чего они начинаются сталкиваться с различными проблемами. Причина в том, что их мировоззрение зачастую содержит множество противоречивой или откровенно ложной информации, а по ряду важных областей у них в принципе нет нужных сведений. Эта ситуация является отражением проблем в существующей системе образования и в целом в культуре общества, которая пронизывает все сферы и задаёт свои рамки поведения и мировосприятия, во многом через медиапространство.

В этих условиях именно критическое мышление может позволить человеку начать осознанно формировать целостную картину мира. И по мере того, как калейдоскоп и хаос в голове будет постепенно сменяться мозаикой, у него будет формироваться системное мышление.

Обычно этот процесс занимает достаточно длительное время, потому что необходимо с одной стороны оценить и пересмотреть всё накопленное за годы юности, а с другой – найти ответы на множество волнующих вопросов. И так как речь идёт не о простом заучивании некой готовой и кем-то уже собранной для тебя информации (к чему мы привыкли в школе), а о процессе самостоятельного поиска, анализа, усвоения и проверки на практике всевозможных знаний, то здесь не следует ждать быстрых результатов.

Тем не менее, критическое и системное мышление – являются объективными требованиями современного быстро меняющегося мира. Если вы хотите понимать, что происходит вокруг, и вести себя адекватно новым обстоятельствам, то необходимо уделять внимание этому вопросу.

Клиповое мышление

В этих условиях особую тревогу вызывает активное распространение в обществе клипового мышления, которое характеризуется быстрым и бездумным потреблением информации, представленной преимущественно короткими и несвязанными между собой блоками – то есть «клипами».

«Клиповое мышление» по своей сути является противоположностью системному и критическому мышлению, и оно формирует у человека хаотичную калейдоскопическую картину мира, в которой нет или нарушены причинно-следственные связи. Людям с таким мировоззрением сложно строить долгосрочные планы и работать на их достижение, потому что в голове у них царит бардак. А учитывая их постоянную подключённость к крупным информационным потокам, они становятся легко-манипулируемой массой.

Чем опасно несистемное мышление. Смотреть фото Чем опасно несистемное мышление. Смотреть картинку Чем опасно несистемное мышление. Картинка про Чем опасно несистемное мышление. Фото Чем опасно несистемное мышление

Основная угроза формирования клипового мышления сегодня исходит из медиасреды, которая постоянно атакует сознание человека всевозможным инфомусором. Особенно активны в этом телевидение, рекламная индустрия, многие производители мультфильмов, фильмов, музыкальных клипов, творцы в сфере юмористического контента.

Дошло до того, что уже существуют и активно продвигаются отдельные социальные сети, нацеленные на вовлечение детей и формирование у них с детства клипового мышления – в частности, такие ресурсы как «Тик Ток» и «Лайк». Их отличительная особенность – обязательное сокращение объёма видеоролика до 15 секунд или одной минуты, что приводит к быстрой смене тематики потребляемого контента, его ориентированности на эмоции и, как следствие, поверхностности. Средний пользователь этих соцсетей просматривает 50-100 сюжетов в час, большинство из которых посвящены абсолютно разным темам.

Им подыгрывают и другие крупные площадки, как, например, «ВКонтакте», где недавно появился аналогичный раздел «Клипы». Кроме того, во многих соцсетях вводятся алгоритмы, поощряющие создание краткого текстового контента, который получает явное преимущество при распространении по сравнению с полноценными статьями. В результате интернет-ресурсов (а значит и аудиторий), на которых можно было бы вести осмысленную и серьёзную дискуссию по актуальным темам, сегодня критически не хватает.

Противостоять этим негативным тенденциям на уровне отдельного индивида можно лишь волевым и осознанным формированием своих информационных потоков, что подразумевает, в том числе отказ или целенаправленное противодействие той информации, которая негативно влияет на психику.

На уровне общества необходимо вести разъяснительную работу о разнице клипового, критического и системного мышления; выявлять факторы, способствующие их развитию; участвовать в формировании благоприятной информационной среды для детей. Начинать этот процесс следует с раскрытия сути терминов, что мы и постарались сделать в этой статье. Будем рады дальнейшей дискуссии на эту тему.

Рекомендуем ознакомиться с несколькими видеороликами проекта «Научи хорошему», дающими наглядное представление об угрозе массового распространения клипового мышления у подрастающего поколения.

TikTok – инструмент формирования клипового мышления

Почему «Маша и Медведь» вредный мультсериал?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *