Чем опасна маргинализация общества

Кто такие маргиналы и почему это не оскорбление

Александра Иваницкая

Слово «маргиналы» в современных СМИ звучит так часто, что начинает казаться, будто они повсюду. При этом используют слово в основном с негативной окраской, когда дело касается опасных членов общества, которые разлагают традиции и подают детям плохой пример. На самом деле это не совсем так. Мы проверили историю слова «маргинал» и делимся ею с вами.

Кто такие маргиналы на самом деле

Маргинал — это человек (или сообщество), находящийся на периферии своей социальной группы, поскольку не разделяет ее ценности, или застрявший между несколькими социальными группами по ряду внешних или внутренних факторов. Среди внешних факторов могут быть культурные или законодательные ограничения, а ко внутренним может относиться привычка или желание человека быть вне своего сообщества.

Зачастую маргинал застревает в своем положении по ряду обстоятельств. Так, в начале XX века довольно обширный пласт маргиналов составляли беженцы и иммигранты, которые, приехав в новую страну, не пытались ассимилироваться и сохраняли образ жизни и традиции, которые соблюдали дома. Общество на новом месте ограничивало их социальную мобильность, чтобы отгородиться от чужой, иногда агрессивной культуры: иммигрантам могли отказывать в льготных банковских услугах, возможностях трудоустройства и покупки или аренды жилья. Так появлялись гетто и из маргинализации росла сегрегация.

К счастью, на сегодняшний день социальная политика развитых стран направлена на преодоление процесса сегрегации и маргинализация проходит по новым сценариям. На сегодняшний день маргинальные группы могут рассчитывать на защиту своих прав и интересов.

Однако не обязательно быть иностранцем, чтобы стать маргиналом. Есть много других представителей этой группы:

Религиозные маргиналы — в эту группу входят религиозные меньшинства, атеисты и агностики в странах, где есть официальная религия. Также религиозными маргиналами могут быть сектанты или приверженцы несуществующих религий.

Биологические маргиналы — в этой категории люди оказываются ввиду возраста, болезни (как, например, ограничивали возможности ВИЧ-инфицированных пациентов по трудоустройству).

Экономические маргиналы — очень бедные или очень богатые люди, которые живут в отрыве от общей экономической ситуации в обществе.

Социальные маргиналы — это группы, которым приписывается деструктивное влияние на общество. Например, в начале 1900-х годов в Англии такой группой были матери-одиночки: считалось, что они не могут ни дать обществу здорового и функционального ребенка, ни внести достаточный экономический вклад своей работой.

Как работает маргинализация?

По мнению социологов и антропологов, маргинализация — неизбежное следствие появления открытого общества. У этого процесса ранее отмечали негативные черты, однако с развитием глобализации к ним присоединились в том числе позитивные и амбивалентные черты.

Какие они?

Чем опасна маргинализация общества. Смотреть фото Чем опасна маргинализация общества. Смотреть картинку Чем опасна маргинализация общества. Картинка про Чем опасна маргинализация общества. Фото Чем опасна маргинализация общества

Чем опасна маргинализация общества. Смотреть фото Чем опасна маргинализация общества. Смотреть картинку Чем опасна маргинализация общества. Картинка про Чем опасна маргинализация общества. Фото Чем опасна маргинализация общества

Источник

Преступность и социальные сословия. Криминологические рассуждения

Чем опасна маргинализация общества. Смотреть фото Чем опасна маргинализация общества. Смотреть картинку Чем опасна маргинализация общества. Картинка про Чем опасна маргинализация общества. Фото Чем опасна маргинализация общества

Маргинализм и маргинальная преступность

Феномен Маргинальность признают многие. Маргинальность — социологическое понятие, означающее промежуточность, пограничность положения человека (людей) между какими-либо социальными группами (категориями населения), заметно отличающимися друг от друга, что накладывает определенный отпечаток на психику личности маргинала. Маргинальность — средневековое латинское слово, означающее «находящийся на краю». Это понятие введено американским социологом Р. Парком, который считал, что маргинальная личность обладает рядом характерных черт: агрессивностью, честолюбием, стесненностью, эгоцентричностью. Этим ученым сделан такой вывод: маргинальность, как и личность маргинала, связана с перемещением жителей из одной местности в другую (переселенцы, мигранты). Но в любом случае, находясь на краю и о каком бы перемещении ни шла речь, маргиналы оказываются в психологическом дискомфорте. Соответственно многие ощущают ущербность. Они ее компенсируют проявлением злобы, жестокости, совершают преступления. Отсюда связь маргинализма с преступностью. Кроме того, для маргиналов характерны конфликты, легко перерастающие в преступления. Это весьма обостренная форма конфликтов.

Индивидуально маргиналы выделяются особенно ярко, прежде всего, своим бескультурьем, абсолютной невоспитанностью, придирчивостью, агрессивностью. Их действия среди других людей воспринимаются как проявляемая дикость.

Наше общество заполнено маргиналами. Такое впечатление, что уже можно провозглашать: маргиналы — передовой класс. Скоро наша страна будет полностью заселена маргиналами. Вспомним фантастический роман Пьера Буля «Планета обезьян». Автор делит обезьян на группы — «социальные слои»: орангутанги, гориллы, шимпанзе; первые два типа — руководители, третий тип — интеллигенция. Пьер Буль показал, как эти руководители преследуют свою же интеллигенцию. Обезьяны захватили власть. Все это не у нас на Земле, а на другой планете. Это, однако, произойдет и на Земле. Начнется же все с нашей страны — с усиления маргинализма. Для этого уже сейчас создаются необходимые условия.

Соответствующие социальные образования, малые, средние и большие социальные сословия, слои и группы — «добротная» основа маргинализма. Она же и социальная база преступности. В этом смысле можно говорить, что у них (преступности и маргинализма) одинаковые, одни и те же социальные условия.

Хотелось бы процитировать также М.Л. Гаспарова: «Говорят, в звериных стаях есть особи — маргиналы с нестандартным поведением: их держат в унижении и пренебрежении, однако не убивают. А когда стая оказывается в нестандартной, опасной ситуации, их выпускают вперед: если погибнут — не жалко, а если не погибнут, то, может быть, отыщут выход. Вероятно, в человеческой стае, — продолжает М.Л. Гаспаров, — тоже есть такие маргиналы с таким отношением к ним; теперь, в наши дни, спрос на них вырос». Можно полностью согласиться с М.Л. Гаспаровым, в частности, и в том, что и сейчас есть такие маргиналы. Например, их напоминает движение «Наши». В народе их называют нашистами. На наш взгляд, «Наши» — это особи — маргиналы с нестандартным поведением, характерным именно для этого движения. Есть и другие экстремистские движения. Может быть, когда надо, их выпустят вперед, но их и сейчас не жалко.

Обратимся к общей характеристике маргиналов, независимо от их различных категорий и личностей. Однако при этом надо помнить, о чем уже неоднократно говорилось: при общем анализе на первый план выдвигается индивидуальная основа.

Маргиналы — слой деклассированных и полудеклассированных элементов; в народе часто их называют «быдло», «отморозки», «уроды» и т.д. Причем называют их так нередко сами же маргиналы, не считая себя теми, кто они есть на самом деле. Действительно, среди маргиналов много людей, страдающих олигофренией (дебилы, идиоты, имбецилы), немало психопатов. Более всего это касается маргиналов, находящихся на «социальном дне». Ниже мы покажем, что это особая категория маргиналов.

Маргинализм в общем плане есть невежество. Это касается всех их категории, невежеством отличается почти каждая личность. Маргиналы весьма примитивные люди.

Маргиналы совершают самые различные преступления; если опять-таки говорить в целом, то это в основном корыстные и насильственные преступления, агрессивные и жестокие. Мотивы, как правило, следующие: зависть, ненависть, затаенная злоба и озлобленность, месть, ревность и т.д. Часто мотивами преступлений маргиналов бывают так называемые «разборки», выяснение отношений по поводу денег.

Маргиналам особенно свойственны зависть, корыстная страсть, алчность. На первом месте стоит зависть, благодаря которой маргиналы «поедают» сами себя. Как правило, парализующая зависть возникает у маргиналов без причин — просто в силу душевной скупости маргинал недоволен, что другим хорошо. В литературе отмечается: зависть рождается из чувства обделенности, из представления, что любви и счастья не хватает на всех и другие получают больше, чем заслуживают. А заслуживают или не заслуживают — определяет, конечно же, сам маргинал, полагая, что в этом он разбирается лучше всех, ему виднее всех. Дьявол искушал Адама и Еву пресловутым яблоком как раз из зависти. И что же? Сам так в аду и остался. Зато и для Адама с Евой рай кончился. Кроме этого, в литературе пишется также: завистливый человек стремится опустить всех до своего болота, вместо того чтобы самому карабкаться вверх. Маргиналы негодуют по поводу чужих успехов. И это у них начинается в детстве в результате маргинального воспитания — «с молоком матери». Но с годами зависть заходит куда дальше, в основном из-за желания «не отстать от других, быть не хуже других», независимо от средств и методов достижения этих целей. Хуже всего, что зависть у маргиналов не знает предела. Ненависть, озлобленность, месть, ревность, многое другое, рождаемое завистью, нередко проходят сами. Зависть не проходит. Зависть питает сама себя: всегда будет кто-то богаче или удачливее. Завистливому человеку всегда что-то мало, ему что-то не хватает, а вот у «соседа всего полно». Маргиналы часто завидуют даже тому, чего ему вовсе не нужно. Хроническая зависть не проходит, сколько бы завистнику ни везло в жизни. У завистливого маргинала своя логика, из нее вытекают ненависть, озлобленность и т.д.

Говоря о преступности маргиналов, важно подчеркнуть следующее обстоятельство:

половозрастная и иная социально-демографическая структура преступности представляет собой в целом зеркальное отражение половозрастной и иной социально-демографической структуры маргиналов.

К этому важнейшему обстоятельству добавим и другое, также представленное в целом, на уровне обобщения:

маргиналы, как и многие другие категории людей, совершают преступления, чтобы показать свою значимость и компенсировать свою ущербность, но это у маргиналов в отличие от других категорий людей, особенно обострено, связано с цинизмом, честолюбием, стесненностью, эгоцентричностью.

Наряду с этим проявляют себя антагонистические социальные противоречия, усиливаются конфликты, присущие маргиналам традиции и обычаи. И далее, что связано с общей оценкой: формируется пронизанный маргинальностью образ жизни. Проявляются собственно-маргинальные стереотипы поведения. Создается и укрепляется своя субкультура. Негативная социальная среда маргиналов усугубляется. Все это способствует их потребностям и мировоззрению.

Социальные условия как преступников, так и потерпевших из числа маргиналов однотипные. У них вообще схожие условия бытия. Они, как говорится, стоят друг друга. Они избивают друг друга, воруют друг у друга и т.д. Соответственно говорится в литературе: преступник и потерпевший — основная связь. Это определяется как «взаимодополняющее партнерство». У маргиналов своя лексика, свой жаргон, а разговорная речь — сквернословие. Однотипная их жизнь проявляется и в следующем: убогий быт, угрюмый досуг, уродливая личность, искаженные формы проведения досуга и свободного времени. Для них характерны пьянство и алкоголизм, наркомания, проституция. Все это — не только маргинальный стиль поведения, но и криминальный, ибо для маргинала многое из сказанного заканчивается преступлением. Дело еще в том, что свойства личности маргинала более отягощены, чем у других людей, пронизаны криминальностью. Здесь, как и во многих других случаях, акцент смещается в сторону личности. Имеются в виду факторы, которые «находятся» в личности. У маргиналов значительнее, чем у других, при совершении преступлений проявляется «индивидуально-человеческий фактор», то есть личность. И совершаемые ими преступления часто направлены против личности. Для них характерны досугово-бытовые и семейные преступления (убийства, причинения вреда здоровью, изнасилования и т.д.), улично-подъездные и дворовые преступления (грабежи, разбои и т.д.). Совершаются различные преступления против экономики и собственности. В литературе отмечается: трудно найти преступления, в которых не участвовали бы маргиналы. Подчеркивается: по существу, все преступления маргинальные, все преступники — маргиналы. Может быть, действительно всегда и во всем виноваты маргиналы?

Маргинализм — социальный феномен, проявляющийся на разных уровнях социума, что соответствует разным категориям маргиналов. Мы условно выделяем три основных уровня (или три класса): высший, средний, низший, или первый, второй и третий. Каждый из них имеет свои особенности. Однако отметим дополнительно к сказанному выше: всегда есть общее для всех трех уровней; оно выражается в сути самого социального слоя, когда ярко проявляется его специфика. У маргиналов своя психология, отличающаяся спецификой, соответствующей их социальному слою. Выделяется специфически особый тип личности. Криминализация и виктимизация в специфической маргинальной среде тесно переплетаются, создается обычная для этой среды криминальная ситуация. У маргиналов своя субкультура со всеми вытекающими из нее последствиями. Это такая система ценностей, норм и форм поведения, пишет о маргиналах Г.Й. Шнайдер, которую признает определенная социальная группа, социальная прослойка антиобщественных элементов и строит на ней свои отношения друг с другом — и с выходом на отношения с другими людьми. Маргиналы, отмечает В.В. Портнов, будучи в основном «социальными уродами», не изолированы от других социальных слоев, они общаются с людьми по месту жительства и учебы, на работе, проникают во все «поры» общества, заражая всех маргинализмом. Маргиналам особенно опасен для подрастающего поколения.

Маргиналов не волнуют интересы других людей, у них своя «правда». Причины появляющихся у них неудач они видят не в себе, а ищут их в других, выделяя «виновных» по признакам национальности, расовой принадлежности. Маргинализм — общественное бедствие, своеобразный порок общественного организма. Маргиналы недоразвитые, недовоспитанные, недоученные люди. Как правило, у них не только низкий интеллектуальный уровень, но еще и то, что нет никакой возможности для дальнейшего умственного развития. При этом у них обостренные сексуальные чувства, особо обостренная любовь к деньгам, независимо от средств их приобретения.

Надо, однако, заметить, что ни один маргинал не признает себя таковым. На первый план выставляется их любимое выражение: «Мы не хуже других».

Действительно, все нами сказанное о маргиналах — это обобщенный материал, взятый в основном из характеристик лиц, совершивших преступления. Кроме того, надо учитывать «разрядность» маргиналов, то, к какому уровню они относятся.

Первый уровень — это «беловоротничковые маргиналы», или «маргиналы в шляпах и галстуках». Они всегда заботятся о том, как представить себя людям. У большинства из них дипломы о высшем образовании (возможно, купленные). Они часто занимают высокое служебное положение — «верхние этажи». Несмотря на это положение и имеющиеся дипломы, у них безграмотная речь, им трудно свободно читать и писать. Вообще, эти «в шляпах и галстуках» мало читают или не читают вовсе. нравственность у них на весьма низком уровне. Нет у них и совести. Однако «беловоротничковые» очень хорошо устраиваются в жизни. Это очень денежные люди. Они обладают особой способностью приспосабливаться к высшим «эшелонам власти», заводить связи с высокопоставленными чиновниками, «пролезать» в их ряды. Их карьеру часто определяют их жены. Не случайно, что их много среди чиновников разных уровней, среди «аморально-зажиточного сословия». Отсюда их коррупционные преступления, сопряженные с организованной преступностью и экономическими деяниями. Совершаемые ими преступления, как правило, латентные. У них солидные связи. Многое (если не все) построено на деньгах. Сила этих лиц «в шляпах и галстуках» в том, что они представляют собой «маргинально-чиновническое-денежно-коррупционное сословие», имеющее «блатную» связь с властью социально-криминального образования. В любом случае доминирует их маргинальная и криминальная суть.

Маргиналы «в шляпах и галстуках» пытаются изображать из себя «благодетель», но их подводят воспитание, культура, образованность, а главное, безусловно, интеллект и просвещение. Как бы они ли рядились, щеголяя внешностью, им тяжело спрятать внутреннюю убогость. Хоть они и «беловоротничковые маргиналы», но все же маргиналы, и это написано на их лицах.

Второй уровень — он самый массовый и представляет собой ту часть маргиналов, которые, как маргиналы первого уровня, стараются на глазах у посторонних не проявлять себя преступно, хотя как у первых, так и у вторых случаются срывы: они совершают общеуголовные преступления — насильственные и корыстные. Если у маргиналов первого уровня ранее судимых немного, то у лиц, относящихся к второму уровню, достаточно много.

Маргиналы данного уровня работают, как правило, в сфере обслуживания, где угодно, кем угодно, лишь бы работа была «хлебная» и «продуктово-денежно-доходная». Эти маргиналы всегда уходят с работы, прихватив с собой «сумочку с бесплатными продуктами, товарами», это «воровская сумочка». Разного вида доходы (деньги, продукты, товары и т.д.) они имеют независимо от средств их приобретения, чаще всего преступным путем. Легко можно заметить их огромную покупательную способность; это далеко не бедная часть населения. В сфере обслуживания у них друг с другом большие связи. Живут они по принципу «ты мне — я тебе». Любят «играть» в бедность, хотя у них большие доходы от своей «хлебно-продуктовой, денежной» работы, по существу, от воровства. Маргиналы данного уровня — какая-то серая воровская масса. Все они похожи друг на друга: грубят, хамят, матерятся, пьянствуют, развратничают. Чужая радость и чужой успех для них особенно мучительны. Ненавидят воспитанных, культурных и образованных людей. «Мы не хуже других» — этим выражается зависть, ненависть и озлобленность к интеллигентным людям.

Это такие маргиналы, с которыми приходится сталкиваться ежедневно. Речь идет именно о тех, кто заполнил собой абсолютно все «ячейки» сферы обслуживания и создает в жизни маргинальную ситуацию.

В среде рассматриваемых маргиналов «царствует» криминальная атмосфера. Хотя они совершают разные преступления, но главное — это воровство. Представим себе, что сфера обслуживания — это огромная интендантская служба. Помните, как говорил о ней А. Суворов?

Все, что касается лиц, совершающих преступления, фиксируется в понятии «особый социальный тин личности». Именно так выделяется «личность маргинала» — особый социальный тип. Однако типология, базирующаяся на степени общественной опасности тех или иных категорий маргиналов, выделяет наиболее опасные из них: как пишет М.Л. Гаспаров, особи-маргиналы с нестандартным поведением, именуемые «звериной стаей», и, как пишет И.Н. Овчаренко, «волки-маргиналы». С.И. Кириллов называет «преступных идолов» беспощадными. Уже отмечалось, что такие типы находятся на «социальном дне». Нередко говорят, что они «нелюди», соответственно которым мы выделяем тип, именуемый Шариковы. Это особенно яркий образ, созданный М. Булгаковым. Особенность Шариковых еще и в том, что у них от поколения к поколению передаются соответствующие традиции и обычаи. Формируется неотделимый от их поведения образ жизни. Специфичны стереотипы поведения. Для таких Шариковых характерно становление специфического типа личности, о чем надо сказать особо. Подчеркнем, что речь идет о едином типе преступника: находящиеся на «социальном дне», «вышедшие из звериной стаи», «волки-маргиналы», «преступные идолы», Шариковы. Это тип особого агрессивного и жестокого преступника.

В основе сословия маргиналов лежит исторически обусловленная, социально-генетическая, передаваемая из поколения в поколение люмпенизированность. Маргинализм как специфическое сословие формировался в нашей стране постепенно. Он передавался по наследству — социальному и генетическому. От прошлого к настоящему передавалась соответствующая информация.

На всех своих съездах и пленумах коммунисты говорили о создании «нового социалистического типа личности». Создавая его, они одновременно уничтожали интеллигенцию. Им нужны были «маргиналы-Шариковы», чтобы они строили новое общество — коммунистическое. И преуспели в этом, создали «социалистический тип личности». Что же мы получили от этого «важного» дела? Мы получили «маргинала с разрушенной головой».

Действительно, все в головах людей: разруха, маргинализм, чиновничество и т.д.

Выдающийся русский ученый Д.А. Дриль указывал: только у незначительной части преступников не наблюдается наружных признаков преступного типа. Д.А. Дриль писал также о прирожденных, непоправимых, совершенно лишенных идей нравственности преступниках. Далее он развивал идею об «особых» преступниках. Об этом же писал и другой русский ученый, Чезаре Ломброзо, который выделял не только прирожденных преступников, но и тех, которых называл «полулюдьми». Некоторые из русских ученых указывали на «преступников» животного происхождения», на совершаемые ими зверства.

1. Преступники привычные, которые с детства начинают свою преступную карьеру, продолжают ее в течение жизни, вследствие чего приобретают хроническую привычку к преступлению. Хотелось бы заметить, что в нашей стране среди рецидивистов и особо опасных рецидивистов свыше 60% тех, кто начал свою преступную карьеру в несовершеннолетнем возрасте. Этот показатель достигает 70%, если принять во внимание «детские преступления» (до 14-летнего возраста). Среди рецидивистов и особо опасных рецидивистов таких «детей-преступников» немало.

2. Преступники, представляющие собой промежуточную степень между душевнобольными и здоровыми. Их отличают некоторые наружные признаки вырождения, а с психической стороны они приближаются к слабоумным. Они-то обыкновенно и совершают наиболее кровавые ужасные преступления. Для этих преступлений характерны агрессия и ожесточенная жестокость, а для лиц, их совершающих, поразительная хладнокровность. Они-то, на наш взгляд, и являются маргиналами третьего уровня. Здесь схожи не только преступления, но и преступники. Естественно, причинами таких кровавых преступлений являются хладнокровные дебилы. Среда на них уже не влияет, они сами по себе дебилы.

Особым является вопрос о нервно-психических расстройствах. Однако он должен исследоваться специально, конечно же, с участием психиатров.

Источник

Чем опасна маргинализация общества. Смотреть фото Чем опасна маргинализация общества. Смотреть картинку Чем опасна маргинализация общества. Картинка про Чем опасна маргинализация общества. Фото Чем опасна маргинализация общества

Многогранность, сложность и одновременно целостность такого глубокого понятия, как общество, вызывает множество вопросов о его структуре, целостности и строении. Именно поэтому социология как наука появилась вместе с первым общественным строем. Развивающийся современный мир не дает изучающим его наукам остановиться на месте. С изменением условий жизни, труда, отдыха, вероисповеданий, с появлением возможности преодолевать огромные расстояния, возникают новые общественные явления, организации, группы. Все это становится объектом изучения, исследования и систематизации.

Относительно современным понятием является «маргинализации общества». Оно появилось в 20-е годы XX века в работах американских ученых. Его использовали для обозначения состояния мигрантов, создававших свои кварталы в американских городах из-за невозможности гармонично сосуществовать в новой для себя среде обитания.

Чем опасна маргинализация общества. Смотреть фото Чем опасна маргинализация общества. Смотреть картинку Чем опасна маргинализация общества. Картинка про Чем опасна маргинализация общества. Фото Чем опасна маргинализация общества

Что понимают под этим термином?

Маргинализация – это явление, изучаемое социологической наукой и означающее нахождение индивида вне конкретной обособленной группы, на границе нескольких субкультур. Понятие происходит от латинского слова, которое буквально переводится «стоящий на краю». Именно так чувствует себя маргинал, который находится на распутье, не имея определенного социального статуса, либо не относя себя ни к одному из общественных институтов или человеческих организаций. Связь с прежним укладом жизни, нормами и ценностями он уже потерял, а в новой группе еще не нашел себе места. Почему же возникает такое явление?

Общественная социальная структура

Человечество как группа по своей природе не является однородным. В нем прослеживаются состав и строение, которые включают в себя разнохарактерные социальные явления и процессы. Основными составляющими элементами общества являются отдельные индивиды, их межличностные отношения, действия и связи, а также группы и общности, которые определяют принятые ценности и нормы.

Благодаря наличию структуры общество отличается от хаотичной, произвольно сформировавшейся массы. Социальная структура определяет стабильность человеческого симбиоза в целом, как системы. Маргинализация – это процесс разрушения, перестройки гражданского общества, когда социальные группы теряют свою структуру.

Чем опасна маргинализация общества. Смотреть фото Чем опасна маргинализация общества. Смотреть картинку Чем опасна маргинализация общества. Картинка про Чем опасна маргинализация общества. Фото Чем опасна маргинализация общества

Что такое социальная группа?

Если трактовать термин в широком понимании, то это все человечество в целом. В более узком смысле данное понятие используется для обозначения подсистемы общества, состоящей из совокупности людей, взаимодействующих с целью достижения коллективных целей.

Социальные группы делятся на большие и малые. Для первых свойственно более интенсивное и личностное взаимодействие.

Группы также подразделяют на первичные, в которых личность формируется изначально, и вторичные, попадание в которые зависит от образования, направления трудовой деятельности, хобби.

Существует еще множество критериев. Например, социальные группы образуются по формальности, субъективности, по социальному положению, демографическому составу, этнографической принадлежности и пр. Под влиянием сфер общества человек, рожденный в одной социальной группе, может мигрировать в другие, соотнося свои взгляды, нормы, поведение с принятыми и устоявшимися. А маргинализация – это момент «застревания» индивида между этими самыми группами.

Чем опасна маргинализация общества. Смотреть фото Чем опасна маргинализация общества. Смотреть картинку Чем опасна маргинализация общества. Картинка про Чем опасна маргинализация общества. Фото Чем опасна маргинализация общества

Направления сфер влияния

На индивида оказывают влияние четыре основные сферы общества:

От различного влияния этих аспектов и зависит состав, интересы и поведение социальной группы. Каждому человеку жизненно важно чувствовать свою принадлежность к определенному кругу: семье, классу в школе, трудовому коллективу, любителям зимней рыбалки. Именно из-за невозможности индивида отнести себя к какой-либо из групп и возникает социальная маргинализация.

Чем опасна маргинализация общества. Смотреть фото Чем опасна маргинализация общества. Смотреть картинку Чем опасна маргинализация общества. Картинка про Чем опасна маргинализация общества. Фото Чем опасна маргинализация общества

Причины возникновения

Их можно разделить на групповые и личностные.

Когда социологи впервые определили, что такое маргинализация, ее основной причиной считалась неспособность групп иммигрантов войти в новую для себя среду американского общества одновременно с потерей старых связей. Такое состояние вызывает растерянность, но при этом делает человека открытым для влияния новой субкультуры.

Групповая маргинализация

Групповой причиной является перестройка структуры самого общества при смене политического режима или в случае возникновения экономического кризиса. При этом оказываются нарушенными устоявшиеся социальные структуры, происходят миграции больших групп населения в силу экономических либо политических неурядиц. В таких ситуациях целые пласты населения теряют свою общность, распадаются. Следовательно, запускается процесс маргинализации.

Чем опасна маргинализация общества. Смотреть фото Чем опасна маргинализация общества. Смотреть картинку Чем опасна маргинализация общества. Картинка про Чем опасна маргинализация общества. Фото Чем опасна маргинализация общества

Поводы маргинализации индивида

В данном случае следует выделять такие причины, как смена сферы деятельности, изменение классовой принадлежности в связи с изменением уровня дохода, смена социального статуса, а также другие действия и характеристики, которые связаны непосредственно с индивидуумом.

Последствия данного явления

Маргинализация – это не обязательно отрицательное явление по своей причине. Например, хотела семья лучшей жизни, а оказалась оторванной от родственников и никому не нужной в незнакомом городе. А вот последствия, как видно, могут стать разрушительными как для отдельной ячейки, так и для структуры общества в целом.

Индивид, оказавшийся вне своей среды, склонен к девиантному поведению, так как нормы морали прежнего сообщества он уже не применяет, а моральные ценности других социальных групп ему еще не знакомы. Легко становятся маргиналами подростки, стремящиеся освободиться от родительской опеки и попадающие под негативное влияние сект, наркодилеров, дурных компаний.

Чем опасна маргинализация общества. Смотреть фото Чем опасна маргинализация общества. Смотреть картинку Чем опасна маргинализация общества. Картинка про Чем опасна маргинализация общества. Фото Чем опасна маргинализация общества

Действия маргинальных групп, направленные на попытки отвоевать себе место в обществе, также приводят к негативным последствиям. Возникают революции, восстания, мятежи.

При этом следует отметить, что изменение структуры общества – это неизбежное явление, так что плюсы и минусы маргинализации будут все время множиться.

Индивид, не имея возможности войти в желаемую группу, способен не только расстроиться и подвергнуться негативному влиянию. Напротив, он может мобилизовать свои наилучшие качества, основав таким образом свою субкультуру. И это несомненно плюс.

В связи с массовыми переселениями из-за военных конфликтов, межрасовых распрей и природных катаклизмов, маргинализация будет оставаться постоянным явлением. Формирование новых социальных групп, их борьба за место в общественной структуре могут иметь как мирный характер, так и нести разрушение и конфликты. Задача человечества состоит в помощи маргиналам при адаптации к новым для них условиям, лояльное отношение к любым личностным проявлениям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *