Чем опасна эмоциональная адаптация медицинского работника

Чем опасна эмоциональная адаптация медицинского работника

Чем опасна эмоциональная адаптация медицинского работника. Смотреть фото Чем опасна эмоциональная адаптация медицинского работника. Смотреть картинку Чем опасна эмоциональная адаптация медицинского работника. Картинка про Чем опасна эмоциональная адаптация медицинского работника. Фото Чем опасна эмоциональная адаптация медицинского работникаУважаемые коллеги!

Мы рады приветствовать Вас на сайте Всероссийского журнала «Наука молодых (Eruditio Juvenium)», который издается Рязанским государственным медицинским университетом имени академика И.П. Павлова. В журнале публикуются оригинальные научные статьи молодых ученых по проблемам теоретической и прикладной медицины, медицинской биологии и психологии, педагогике и методологии медицинского образования.

Результаты научно-исследовательской и научно-методической деятельности преподавателей, докторантов, соискателей, аспирантов и студентов могут быть представлены не только в виде научных статей, но и заметок из клинической практики, нормативных документов, сведений о перспективных изобретениях и рационализаторских предложениях, материалов по истории клиник и лечебных учреждений. Редколлегия журнала принимает статьи от ученых из любых регионов России, а также ближнего и дальнего зарубежья. Это позволяет отбирать из представляемых в журнал работ действительно лучшие.

Все статьи подлежат обязательному рецензированию. Надеемся, что наш журнал предоставит широкие возможности для публичного выступления и обсуждения результатов работ молодых ученых, будет способствовать интеграции и координации их деятельности, содействовать повышению научного и профессионального уровня.

Приглашаем авторов к активному наполнению редакционного «портфеля».

Главный редактор журнала, д.м.н., профессор Р.Е. Калинин


«Наука молодых (Eruditio Juvenium)»
рецензируемый научно-практический медицинский журнал
(ISSN 2311-3820).


Учредитель:
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ №ФС77-69031 от 07 марта 2017.

Подписной индекс – 70110

Включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (№2124 от 06.06.2017).

Журнал индексируется в следующих базах данных и информационно-справочных изданиях:

Источник

Эмоциональное выгорание среди медицинских работников

«Хороший врач должен быть философом»
Гален

Чем опасна эмоциональная адаптация медицинского работника. Смотреть фото Чем опасна эмоциональная адаптация медицинского работника. Смотреть картинку Чем опасна эмоциональная адаптация медицинского работника. Картинка про Чем опасна эмоциональная адаптация медицинского работника. Фото Чем опасна эмоциональная адаптация медицинского работника

Профессиональная деятельность занимает особое место в жизни каждого человека. В процессе выполнения профессиональной деятельности происходит формирование личностных качеств, необходимых для той или иной специальности, то есть становление человека как специалиста. Этот процесс зависит от изменчивости самой профессии в течение жизни (появление новых методов, технологий), требований общества к ней. Любая профессиональная деятельность накладывает свой психологический отпечаток на личность человека, по-своему «деформируя» ее. Такая «деформация» может стать предпосылкой как для формирования профессионала высокого класса, так и для развития профессиональных деструкций. Профессиональные деструкции – это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности.

Профессиональная деятельность медицинских работников, участвующих в лечении и реабилитации больных, предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс.

По классификации профессий отечественного психолога А.С. Шафрановой по “критерию трудности и вредности” медицина относится к профессии высшего типа по признаку необходимости постоянной внеурочной работы над предметом и собой, таким образом, медицинские работники часто испытывают синдром «эмоционального выгорания».

Эмоциональное выгорание – это состояние физического, эмоционального и когнитивного истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях.

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) проявляется в трех составляющих:

В ходе исследований были выделены три типа людей, которым грозит СЭВ:

Первый тип — “педантичный”, характеризуется добросовестностью, возведенной в абсолют; чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (пусть в ущерб себе).

Второй тип — “демонстративный”, характеризуется стремлением первенствовать во всем, всегда быть на виду. Вместе с тем им свойственна высокая степень истощаемости при выполнении незаметной, рутинной работы, а переутомление проявляется излишней раздражительностью, гневливостью.

Третий тип — “эмотивный”, характеризуется повышенной чувствительностью и впечатлительностью. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с саморазрушением, и все это при явной нехватке сил сопротивляться любым неблагоприятным обстоятельствам.

Чем опасна эмоциональная адаптация медицинского работника. Смотреть фото Чем опасна эмоциональная адаптация медицинского работника. Смотреть картинку Чем опасна эмоциональная адаптация медицинского работника. Картинка про Чем опасна эмоциональная адаптация медицинского работника. Фото Чем опасна эмоциональная адаптация медицинского работника

В целом можно выделить следующие причины профессионального выгорания медицинских работников:

Возникновению вышеперечисленных причин способствуют следующие факторы:

Процесс формирования синдрома профессионального выгорания проходит три стадии:

Когда синдром только начинает свое развитие, человек пытается бороться с травмирующими факторами с помощью позитивной установки на работу, но он лишь тратит больше сил. Вскоре человек чувствует усталость и разочарование, он теряет интерес к работе. В таких случаях говорят, что человек «сгорел на работе».

Чем опасна эмоциональная адаптация медицинского работника. Смотреть фото Чем опасна эмоциональная адаптация медицинского работника. Смотреть картинку Чем опасна эмоциональная адаптация медицинского работника. Картинка про Чем опасна эмоциональная адаптация медицинского работника. Фото Чем опасна эмоциональная адаптация медицинского работника

Профилактика

Профилактику профессионального выгорания стоит начинать в момент обучения в медицинском вузе. Студентов нужно подготовить к специфике их будущей работы. Они должны быть осведомлены обо всех возможных рисках. Заканчивая учебное заведение, работник должен знать о методах профилактики профессионального выгорания. С новыми работниками необходимо проводить профилактическую беседу, где стоит описать возможные трудности, с которыми они могут столкнуться, и способы их преодоления.

Важно обучить персонал правилам общения с пациентами, правильным действия в критической ситуации, методикам, направленным на борьбу с профессиональным стрессом. Можно создать группы взаимопомощи, где медицинские работники смогут общаться и делиться своим опытом преодоления синдрома профессионального выгорания. В случае возникновения эмоционального выгорания и депрессии любой работник должен получать квалифицированную помощь психолога.

Не стоит забывать о материальной стороне жизни. От того, сколько получают врачи, напрямую зависит их эмоциональное состояние. Оплата труда должна соответствовать сложности выполняемой работы.

Профилактика эмоционального выгорания заключается в следующем:

Что нужно и чего не нужно делать при выгорании

Чем опасна эмоциональная адаптация медицинского работника. Смотреть фото Чем опасна эмоциональная адаптация медицинского работника. Смотреть картинку Чем опасна эмоциональная адаптация медицинского работника. Картинка про Чем опасна эмоциональная адаптация медицинского работника. Фото Чем опасна эмоциональная адаптация медицинского работника

Рекомендации по преодолению синдрома эмоционального выгорания

В частности, основным средством восстановления здоровья является психоэмоциональная и двигательная активность.

К активным средствам относятся все формы лечебной физкультуры:

Пассивные средства:

Необходимо помнить, что работа — всего лишь часть жизни. Знание того, что СЭВ фактически является не только вашей проблемой, но и проблемой профессии, должно помочь адекватно отнестись к появлению его симптомов и своевременно попытаться внести коррективы в свою жизнь.

Источники:

Статью подготовила: медицинский психолог З.А. Егорова

Источник

Профилактика эмоционального выгорания у медицинских работников в условиях пандемии

Чем опасна эмоциональная адаптация медицинского работника. Смотреть фото Чем опасна эмоциональная адаптация медицинского работника. Смотреть картинку Чем опасна эмоциональная адаптация медицинского работника. Картинка про Чем опасна эмоциональная адаптация медицинского работника. Фото Чем опасна эмоциональная адаптация медицинского работника

Пандемия — это эпидемия, распространившаяся на территории стран и континентов, то есть охватывающая подавляющую часть мира. Например, пандемия гриппа происходит, когда появляется новый вирус гриппа и распространяется по всему миру, а большинство людей не обладают иммунитетом.

Пандемией современности является острая респираторная инфекция COVID-19. Оказанием помощи заболевшим данной инфекцией занимаются, естественно, врачи и медицинский персонал. Они постоянно чувствуют себя ответственными за безопасность и здоровье людей. Медицинские работники могут стать свидетелями тяжелого течения болезни, смерти или даже непосредственно пострадать в результате таких событий. Им приходится выслушивать рассказы о боли и страданиях пациентов. Многочасовой рабочий день, большое количество обязанностей, недостаточно хорошая организация труда, а также необходимость работать в зонах опасности, сильно сказывается на качестве жизни и оказывает на медицинских работников негативное влияние. Вследствие чего они могут испытывать беспокойство, тревогу, гнев, нуждаясь в безопасности и поддержке. И если поддержка не оказывается, то у медицинских работников может появиться синдром эмоционального выгорания.

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — это состояние физического, эмоционального и когнитивного истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях, в том числе и в напряжённых условиях труда. СЭВ характеризуется снижением продуктивности в работе, чувством эмоциональной опустошенности, анергией, бессонницей, подверженностью соматическим заболеваниям.

Гнев, страх и разочарование — наиболее распространённые негативные эмоции на работе. Если с течением времени эти эмоции не находят выражения и накапливаются, может произойти истощение адаптационных ресурсов личности специалиста.

Таким образом, эмоциональное выгорание значительно влияет на эффективность работы, как отдельного сотрудника, так и подразделения в целом.

Для сохранения своего психического здоровья и психологического благополучия следует придерживаться рекомендаций по профилактике эмоционального выгорания.

Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания для медицинских работников

— Проявляйте заботу о своем здоровье и физической форме. Вовремя отдыхайте и соблюдайте режим питания.

— Относитесь к себе без излишней критики, адекватно оценивайте свои возможности и ограничения. Для формирования и поддержания адекватной самооценки не забывайте о своих успехах. Не акцентируйте внимание только на поражениях!

— Уделяйте время не только работе, но и своим личным интересам и потребностям; работа не должна стать самоцелью и не должна занимать все жизненное пространство.

— Проявляйте гибкость в стрессовых ситуациях, старайтесь быть терпимыми к позиции других людей. Сохраняйте ясность в общении с коллегами и пациентами. Не забывайте оказывать эмоциональную поддержку друг другу.

Если Вас одолевают тяжелые мысли или воспоминания о том, что произошло, Вы стали нервными, Вам тоскливо, Вы плохо спите, важно обратиться за помощью к специалистам по психологическому здоровью и попросить поддержки у людей, которым Вы доверяете.

Важно помнить, что следить за своим психическим здоровьем и психологическим благополучием необходимо так же, как и поддержание физической формы.

Рекомендации для медицинских работников, непосредственно участвующих в оказании помощи COVID-инфицированным пациентам

— Подумайте, что помогало Вам сохранять силы и справляться со стрессом в прошлом. Вспышка COVID — это беспрецедентный период для многих медицинских работников, особенно если они не участвовали в подобном ранее. Тем не менее, используя стратегии управления стрессом, которые работали для Вас в прошлом, Вы сможете помочь себе сейчас.

— Старайтесь найти время, чтобы поесть, отдохнуть и расслабиться, хотя бы ненадолго.

— Старайтесь не перерабатывать, чтобы не изнурять себя. Например, рассмотрите возможность разделения нагрузки с коллегами, работая посменно, с регулярными периодами отдыха.

— Интересуйтесь, как чувствуют себя Ваши коллеги, и позволяйте им интересоваться Вашим состоянием. Найдите способы поддерживать друг друга.

— Многие сотрудники клиник, боясь заразить других, избегают контактировать со своими семьями и близкими. Старайтесь общаться с ними хотя бы по телефону или по видеосвязи, пусть они поддержат Вас.

— Помните, что стресс и связанные с ним переживания отнюдь не свидетельствует о том, что Вы не можете делать свою работу.

Кризисные события могут стать источником психологических трудностей. Осознав невозможность помочь людям в решении всех их проблем, Вы можете испытать отчаяние или ощущение собственной бесполезности. Вы не обязаны решать за людей все их проблемы — просто делайте то, что в Ваших силах, чтобы помочь пострадавшим самостоятельно справиться с бедой.

После окончания рабочего дня необходимо найти время отдохнуть и поразмыслить о пережитом.

Чем опасна эмоциональная адаптация медицинского работника. Смотреть фото Чем опасна эмоциональная адаптация медицинского работника. Смотреть картинку Чем опасна эмоциональная адаптация медицинского работника. Картинка про Чем опасна эмоциональная адаптация медицинского работника. Фото Чем опасна эмоциональная адаптация медицинского работника

Для восстановления сил можно воспользоваться следующими рекомендациями

— Поговорите о пережитом при оказании помощи в кризисной ситуации с руководителем, коллегой или с кем-то еще, кому доверяете.

-Похвалите себя за все, что сделали, чтобы помочь другим, даже если это была незначительная помощь.

— Научитесь осмысливать пережитое и понимать, что Вам удалось сделать хорошо, а что нет, а также трезво оценивать пределы Ваших возможностей в сложившихся обстоятельствах.

— По возможности найдите время, чтобы отдохнуть и расслабиться, прежде чем вновь приступить к работе и выполнению своих повседневных обязанностей.

Для профилактики стрессов и снятия эмоционального напряжения можно использовать следующие упражнения:

Упражнение «Дыхательные циклы»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Время: 15 минут.

Инструкция

1. Сядьте удобно на стул, закройте глаза. Перенесите фокус внимания с Ваших мыслей на ритм дыхания. Сделайте 10 вдохов и 10 выдохов. Выдохи должны быть длиннее вдохов.

2. Затем перенесите фокус внимания на ощущения в теле. Если Вы о чем-то задумались, осознайте это отвлечение. Отвлекаться вполне естественно. Бережно верните фокус внимания на дыхание. На вдохе исследуйте напряжение в теле (стресс чаще всего проявляется телесным напряжением), а на выдохе расслабляйтесь. Изучайте напряжение в области спины, шеи, лица. Сделайте несколько циклов, пока не почувствуете, что мышцы не напряжены.

3. Снова делаете 10 вдохов и 10 выдохов. Выдохи должны быть длиннее вдохов.

4. В завершении упражнения откройте глаза, задайте себе вопрос: «Что сейчас я хочу?». Может быть, это будет что-то очень простое, например, выпить воды.

Упражнение «Корзина»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Время: 15 минут.

Материалы: листы бумаги А4, ручка, краски/цветные карандаши/фломастеры.

Инструкция: изобразите на листке в виде рисунков, слов, знаков те отрицательные эмоции, от которых Вы хотели бы избавиться; или кратко описать ситуации, которых Вам хотелось бы избежать. Затем с силой сомните этот листок, превратив его в бумажный шарик, и с силой выбросите его в мусорную корзину.

Упражнение «Лимон»

Цель: снятие эмоционального напряжения, выплеск негативных эмоций.

Время: 15 минут.

Инструкция: сядьте удобно — руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у Вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке.

Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения.

Затем выполните упражнение одновременно двумя руками.

Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Упражнение «Мороженое»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Время: 15 минут.

Инструкция: встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что Вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы Вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла Вы начинаете медленно таять, расслабляя постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Также это упражнение можно выполнять, лежа на полу.

Важным в предупреждении развития синдрома эмоционального выгорания медицинских работников со стороны организации является своевременная диагностика и квалифицированная помощь. В свою очередь, задача каждого специалиста состоит в глубоком осознании смысла своей деятельности, мониторинге собственного состояния (физического и эмоционального) и его своевременной коррекции.

Чем опасна эмоциональная адаптация медицинского работника. Смотреть фото Чем опасна эмоциональная адаптация медицинского работника. Смотреть картинку Чем опасна эмоциональная адаптация медицинского работника. Картинка про Чем опасна эмоциональная адаптация медицинского работника. Фото Чем опасна эмоциональная адаптация медицинского работника

Заведующая отделением медицинской профилактики ТОГБУЗ «Сосновская ЦРБ»
Галина Черкашина

Источник

Чем опасна эмоциональная адаптация медицинского работника

Актуальность. Профессиональная деятельность медицинских работников, участвующих в лечении и реабилитации больных, предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс. По классификации профессий по «критерию трудности и вредности» (по А.С. Шафрановой), медицина относится к профессии высшего типа по признаку необходимости постоянной внеурочной работы над предметом и собой [2]. Согласно определению ВОЗ, «Синдром выгорания» – это физическое, эмоциональное или мотивационное истощение, характеризующееся нарушением продуктивности в работе, усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью соматическим заболеваниям.

Цель исследования: проанализировать уровень профессионального стресса, провести анализ и уточнить специфику синдрома профессионального выгорания у медицинских работников хирургического отделения.

1. Выявить наличие синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников хирургического отделения;

2. Определить частоту встречаемости синдрома эмоционального выгорания среди врачей-хирургов и медицинских сестёр;

3. Определить наиболее интенсивные стрессовые факторы, которые лежат в основе синдрома эмоционального выгорания;

Для достижения поставленных целей и задач было проведено анкетирование медицинских работников хирургического отделения одного из стационаров г. Смоленска. В нашем «пилотном» исследовании участвовало 20 хирургов в возрасте от 29 до 58 лет и стажем работы 5– 37 лет и 20 медицинских сестер, в возрасте от 24 до 66 лет и стажем работы 5–46 лет. Средний возраст обследованных составил 42 года, стаж работы составил в среднем 22 года. В исследовании участвовало одинаковое количество мужчин и женщин – 20 человек мужского пола (врачи-хирурги) и 20 человек женского пола (медицинские сестры). Для изучения СЭВ были использованы:

1. «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко.

(Методика состоит из 84 суждений, позволяющих диагностировать 3 фазы развития эмоционального выгорания: напряжение, резистенция и истощение. Каждая фаза стресса диагностируется на основе четырех, характерных для нее симптомов).

2. Тест MaslachBurnoutInventor (вариант для медицинских работников в адаптации.

(Н.Е. Водопьяновой – далее «тест MBI»). Содержит 22 вопроса и три шкалы: «эмоциональное истощение», «деперсонализация» и «редукция личных достижений»).

3. Методика «Шкала профессионального стресса» Ч.Д. Спилбергера (автор адаптации – О.М. Радюк). (Данный тест определяет восприятие важных источников стресса в профессиональной жизни мед. работников. Опросник включает 30 связанных с работой ситуаций, которые большинство людей считают стрессогенными).

Результаты и обсуждение. По результатам, полученным по методике В.В. Бойко, у медицинского персонала отмечена средняя степень выраженности «синдрома эмоционального выгорания». Количественный анализ по каждой из фаз синдрома эмоционального выгорания показал, что фаза напряжения сформировалась у 30 % опрошенных. Нервное (тревожное) напряжение, характерное для этой фазы, является предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Фаза напряжения была наиболее выражен у врачей в 46 % случаев, у медсестёр в 25 %. В фазе резистенции симптом «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» считается доминирующим у 35 % хирургов, а сложившимся у 30 % хирургов. У медсестер в 63 % случаев – этот симптом оказался доминирующим. Нами была выявлена закономерность – у врачей этот симптом выявлялся после 15 лет работы, а у медсестёр – после 10 лет.

Симптом «эмоционально-нравственная дезориентация», проявляющийся в притуплении эмоционального реагирования относительно других людей, был выявлен у 38 % хирургов, тогда как у 50 % медсестёр он находился в стадии развития. При этом расширение сферы экономии эмоций прослеживался у 63 % медицинских сестёр, тогда как у 46 % хирургов этот симптом не сложился.

В фазе истощения симптом «эмоционального дефицита» чётко прослеживался у 38 % хирургов, у медсестёр – в 62 % он был складывающимся, у 25 % – доминирующим. Симптом «эмоциональная отстраненность» как сложившийся отмечен у 46 % врачей и у 32 % медсестёр. Симптом «эмоционального дефицита» не был выявлен ни в одном случае. При наличии симптома «личностной отстраненности» отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку – субъекту профессиональной деятельности, в нашем исследовании данный симптом был сложившимся – у 15 % хирургов и у 25 % медсестёр. Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений» проявляющийся ухудшением настроения, негативными ассоциациями, бессонницей, чувством страха, психовегетативными реакциями был выявлен сложившимся у 30 % докторов и у 37 % медсестёр.

При исследовании медицинских работников методом MBI в адаптации Н.Е. Водопьяновой была установлена значительная выраженность эмоционального выгорания. По шкале «эмоциональное истощение» была установлена средняя степень эмоционального истощения. Высокие показатели установлены у 20 %, средние- 20 %, низкие – 60 % опрошенных хирургов. Наибольшая степень выраженности синдрома отмечалась по шкале «деперсонализация» как у хирургов, так и у медсестёр. По шкале «деперсонализация» высокая степень проявления этого синдрома наблюдается у 53 % всего обследованного медицинского персонала. Из них 33 % составляют врачи-хирурги и 20 % – медсёстры. По шкале «редукция личных достижений» высокие показатели выявлены у 40 %, средние – у 47 %, низкие – у 13 % обследованных. Таким образом, при анализе результатов исследования методом MBI наиболее выраженные изменения были выявлены по шкалам «редукция личных достижений» и «деперсонализация».

Анализируя результаты опроса по методике «Шкала профессионального стресса» Ч.Д. Спилбергера (в адаптации О.М. Радюка), было выявлено, что наиболее значимыми источниками стресса для врачей-хирургов являются: «необходимость незамедлительно принимать ответственные решения» – (90 %), «несправедливость в оплате труда или при распределении материальных поощрений» – (100 %), «наличие шума и посторонних помех в производственных помещениях» – (95 %) и «чрезмерная нагрузка по работе с документацией и справочной информацией» – (100 %). А для медсестёр такими источниками были: «сверхурочное рабочее время», «несоответствие поручаемых задач профессиональным обязанностям» – (90 %), «несправедливость в оплате труда или при распределении материальных поощрений» – (100 %), «чрезмерная нагрузка по работе с документацией и справочной информацией» – (90 %).

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. При анализе результатов выявлена средняя степень выраженности «синдрома эмоционального выгорания» как у врачей, так и у медицинских сестер.

2. Количественный анализ по каждой из фаз синдрома эмоционального выгорания показал преобладание «фазы резистенции» как у врачей, так и у медицинских сестер.

3. Наиболее выраженными симптомами эмоционального выгорания у врачей-хирургов являются такие симптомы как «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» и «редукция профессиональных обязанностей», у медицинских сестер – «неадекватное эмоциональное реагирование», «расширение сферы экономии эмоций» и «эмоциональный дефицит».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *