Чем опасна для рынка монополия какие виды монополий вы знаете

Виды монополий

Что такое монополия

Монополия — рыночная структура, при которой на рынке существует крупная компания или предприятие-монополист, осуществляющее тотальный контроль над производством или сбытом определенной продукции.

У компании-монополиста есть исключительные права на производство, торговлю и другие виды деятельности. Как правило, предприятие-монополист производит уникальную продукцию и не имеет конкурентов.

Причины возникновения монополии

Основная причина создания монополии заключается в стремлении бизнесмена или группы бизнесменов извлечь максимальную выгоду из своей деятельности, получить максимальную прибыль.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Дополнительными причинами, которые влияют на появление монополий, являются:

Характерные черты монополий

Основные характеристики монополии:

Виды монополий

Существует несколько видов монополий:

Естественная монополия

Естественная монополия возникает тогда, когда компания представляет собой единую сбытовую организацию в рыночной структуре, где нет конкуренции по причине технологических или других особенностей. Долгосрочные издержки минимальны, при условии, что одна фирма снабжает весь рынок, и возникновение монополии в этой отрасли логично и обосновано.

Естественные монополии — это, как правило, отрасли коммунального хозяйства: водо-, тепло-, газо-, электроснабжение.

В России ярким представителем монополии на железнодорожном рынке перевозок является компания РЖД.

Искусственная монополия

Искусственную монополию создают путем объединения нескольких предприятий. Слияние компаний позволяет избежать острой конкуренции на рынках товаров и услуг.

При создании искусственной монополии применяются следующие методы для устранения конкурентов:

В экономике существует несколько разновидностей искусственно созданных монополий:

Открытая монополия

Открытая монополия — временная ситуация, существующая в результате появления новой технологии или продукта в период, пока конкуренты не освоили данную технологию и производство данного продукта.

Открытую монополию часто путают с олигополией.

Олигополия — это тип рынка с несовершенной конкуренцией, на котором присутствует крайне малое количество фирм-конкурентов.

Ярким примером могут служить «Airbus» и «Boeing» в производстве самолетов.

Государственная монополия

Закрытая монополия создается с помощью государства. Поэтому другое ее название — государственная. Она заключается в создании законодательных актов, при помощи которых определяется:

Государственные монополисты защищены от конкурентов законом.

Чем опасны монополии

Монополии несут в себе следующие негативные моменты:

Источник

Монополия

Монополия – это рыночная структура, при которой крупная компания осуществляет контроль над производством и сбытом одного или нескольких видов товара, продукции.

То есть монополист на рынке обладает исключительным правом производства, торговли и других видов деятельности.

При монополии на рынке нет конкуренции, и функционирует только одна фирма-монополист.

Фирма-монополист производит уникальную, не имеющую аналогов продукцию и защищена от выхода на рынок других компаний.

Причины создания монополий

Главной причиной создания монополий является стремление бизнеса получить максимальную прибыль за счет монополизации рынка.

Дополнительными факторами, способствующими появлению монополий, могут быть:

установление правительством законодательных барьеров для ведения деятельности в отношении сертификации, лицензирования, распределения квот;

значительные затраты при ведении бизнеса, которые не окупаются в конкурентной среде;

укрупнение фирм в результате поглощения и слияния;

политика протекционизма, защищающая отечественных производителей от иностранных конкурентов.

Характерные черты монополии

Характерные черты монополии заключаются в следующем:

вся отрасль представлена одной компанией-производителем данного товара;

компания-монополист имеет возможность регулировать количество своего товара на рынке, изменяя таким образом его стоимость;

производители аналогичных товаров при попытке продать их на монополизированном рынке сталкиваются с искусственно созданными барьерами: юридическими, техническими или экономическими;

производитель-монополист, как правило, обходится без рекламы;

покупатель вынужден приобретать товар у монополиста либо вовсе обходиться без него.

Виды монополий

На практике выделяют следующие виды монополий:

государственная (закрытая) монополия.

Естественная монополия

Естественная монополия возникает тогда, когда бизнес приносит прибыль в долгосрочной перспективе только при обслуживании всего рынка. Обычно хозяйственная деятельность требует больших затрат на начальном этапе.

При естественной монополии предприятия объединены в единую сбытовую организацию. При этом удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным снижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Примерами естественной монополии являются системы водоснабжения, железнодорожные перевозки.

Искусственная монополия

Искусственная монополия обычно создается при объединении нескольких предприятий.

Сговор компаний позволяет устранять конкурентов на товарных рынках.

При искусственной монополии созданная структура для устранения конкурентов применяет такие методы, как:

спекуляция ценными бумагами.

Открытая монополия

Открытая монополия – это рынок единственного поставщика.

При открытой монополии существует временная ситуация, которая образуется в результате появления новой технологии или продукта в период, пока конкуренты не освоили данную технологию и производство данного продукта.

Таким образом, открытая монополия характерна для компаний, которые предлагают новые, инновационные продукты, у которых нет аналогов на текущий момент.

Государственная (закрытая) монополия

Государственная (закрытая) монополия – это монополия, которая создана с помощью законодательных барьеров, которые определяют:

субъект монополии (монополиста);

товарные границы монопольного рынка;

формы контроля и регулирования его деятельности;

компетенцию контролирующего органа.

Таким образом, государственная (закрытая) монополия защищена от конкурентов законодательством.

При государственной (закрытой) монополия ограничения могут касаться налогообложения, лицензирования, сертификации, авторских прав, патентов, передачи уникальных прав на владение и пользование ресурсами и т. п.

Формы монополий

На практике выделяют следующие формы монополий:

Картель – договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике;

Синдикат – сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно;

Конгломерат, Концерн – это группа несколько отрасле-разнородных компаний, но финансово интегрированных субъектов.

Преимущества и недостатки монополий

Достоинства монополии заключаются в следующем:

Лидирующее положение на рынке компании, позволяющее ей диктовать свои условия.

Наибольшая устойчивость по отношению к экономическим кризисам.

Крупные монополисты имеют достаточно средств для совершенствования производства, в результате чего повышается его эффективность и возрастает качество выпускаемых товаров.

Увеличение объемов производства и последующее снижение издержек и ресурсных затрат.

К недостаткам монополии можно отнести:

▪ Возможность производителя возложить компенсацию издержек производства товара на их потребителей за счет увеличения отпускной цены.

▪ Получение монополистом дополнительной прибыли путем снижения качества выпускаемой продукции.

▪ Отсутствие научно-технического прогресса при производстве из-за отсутствия конкурентов на рынке.

Антимонопольное законодательство

Отсутствие конкуренции приводит к негативным последствиям в обществе, а именно:

отсутствию стимула развивать новые технологии;

не эффективному расходованию ресурсов;

не справедливому распределению доходов.

Поэтому правительства государств стараются ограничить появление монополий с помощью введения антимонопольного законодательства. Антимонопольное законодательство существует в большинстве стран мира. Оно защищает интересы потребителей и способствует экономическому процветанию.

При этом специальные государственные органы:

предотвращают зависимость мелких фирм от крупных игроков;

следят за уровнем конкуренции на рынке.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Источник

Чем опасны монополии?

Чем опасны монополии?

Не исключен сговор действующих предприятий: по ценам, объемам выпуска и так далее. Причем, компании в этом плане проявляют большую изобретательность. Современный сговор вовсе не является результатом совместного ужина в фешенебельном ресторане или на вилле. Достаточно коллективной «синхронной» реакции на действия лидера отрасли, сообщающего об уровне собственных цен, естественно завышенных (лидерство в ценах) или подтягивание собственных цен под уровень более крупного производителя – под «зонтик цен». Вообще при современном развитии информации и средств ее обработки поле для синхронизированных действий, то есть, фактически, монопольного сговора, практически не ограничено.

Предельный случай монополии – один крупный производитель в отрасли. Такого положения компания добивается или вкладывая деньги в собственное производство и опережая соперников, или поглощая конкурентов. Чаще используется сочетание обоих приемов. Но, как только монопольное положение достигнуто, компания теряет всякий интерес к самосовершенствованию. Действительно, зачем к чему-то стремиться? Конкурентов больше нет, значит, зачем беспокоиться о качестве и цене? Товар и так купят – ведь другого-то нет, поскольку нет других производителей. А если покупатель не вполне доволен, то это проблемы покупателя.

Опасность монополизации заключается не в том, что кто-то получает необоснованно высокие прибыли (хотя и это не здорово), а в том, что ломается рыночный механизм, обеспечивающий развитие. Экономика, предпринимательство теряют стимулы к развитию со всеми негативными последствиями для общества. Монополия или крупная корпорация, обладая огромными ресурсами, получает возможность привлекать лучшие кадры, получать более льготные кредиты, занижать цены поставщикам и завышать покупателям. Более того, они имеют возможность влиять на законодательные и, даже, судебные решения, используя парламентское лобби и нанимая искушенных в ведении дел адвокатов.

Именно поэтому во всех странах с развитой рыночной экономикой существует строжайшее антимонопольное законодательство, полномочные органы, применяющие законодательные нормы, предусматривающие строгие санкции для нарушителей. При этом многие санкции, суровые сами по себе, еще и применяются по максимуму, что дает основания называть их «посланиями деловому сообществу» в том смысле, чтобы у других не было соблазна следовать их примеру.

Вновь необходимо сделать оговорку. Поскольку ни одна даже самая большая компания до конца не может быть уверена в своих незыблемых позициях (в конце концов, существует и международная конкуренция), она вынуждена тратить деньги на свое развитие, на содержание исследовательских центров и так далее. Но повторим – вынуждена. Вынуждена именно под страхом конкуренции, а также и для сохранения позитивной репутации, играющей в бизнесе огромную роль, ну и, разумеется, государственных мер воздействия.

В «монополистической» теме нельзя обойти стороной проблему естественных монополий. Действительно, ряд рынков предполагает наличие крупных и даже гигантских компаний (например, самолетостроение) или сам вид деятельности таков, что в нем может разместиться только одна компания (например, городской метрополитен, ведь в городе не может быть много маленьких метро). Но в этом случае такие компании становятся или государственными или находятся под жестким государственным контролем.

«Естественность» монополий вовсе не означает их право на безраздельную свободу рук на рынке. И уж тем более монополия не может претендовать на статус «естественной», если она осталась в отрасли единственной только потому, что все остальные или разорились, или их поглотила более удачливая компания. Государство в таких случаях, даже самое демократическое, вполне резонно принимает самые решительные меры. Так, в послевоенной Германии чудодейственность курса Людвига Эрхарда в значительной степени объясняется расформированием монополистических концернов и картелей, сложившихся на основе военно-промышленного комплекса, а уже потом всем остальным.

И еще один миф на тему монополии и формы собственности. Считается почему-то, что частная (акционерная компания) всегда работает лучше, чем государственная. На самом деле частная компания работает лучше только тогда, когда она попадает в реально конкурентную среду. Более того, монополистическое предприятие, находящееся в государственной собственности с общественной точки зрения более предпочтительно, чем частное, поскольку у государства все-таки присутствует какая-то доля социальной ответственности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Потеря монополии на информацию

Потеря монополии на информацию За тем, что в человеческом обществе окутано пеленой тайны, часто кроется обыкновенная подлость. Вильгельм Швебель Американский эволюционный биолог, физиолог и биогеограф Джаред Даймонд в своей книге «Ружья, микробы и сталь. Судьбы

3.1. Чем опасны для бизнеса сторонние вливания?

3.1. Чем опасны для бизнеса сторонние вливания? Помимо прочих характеристик, инвестициям присуща прочная и постоянная взаимосвязь таких двух взаимозависящих параметров, как риск и прибыль. Как мы уже говорили ранее, чем выше риск потерять средства, тем больше ожидаемая

3.3. Чем опасны инвестиции для самого вкладчика?

3.3. Чем опасны инвестиции для самого вкладчика? Ответ на этот вопрос прост и понятен даже ребенку – потеря денег. Инвестор рискует потерять как часть инвестиции, так и всю ее полностью. Случаев потерянных инвестиций в истории не перечесть. Чего, к примеру, стоит печально

Вопрос 28 Условия максимизации прибыли при монополии.

Вопрос 28 Условия максимизации прибыли при монополии. ОТВЕТПоведение фирмы-монополиста обусловлено не только потребительским спросом и предельным доходом, но и издержками производства.Фирма-монополист будет наращивать выпуск продукции до такого объема, когда

10.3. Ценообразование в условиях монополии

10.3. Ценообразование в условиях монополии Монополия – рыночная структура, когда существует единственный продавец товара, который не имеет близких заменителей, для других продавцов вход на данный рынок закрыт.В отличие от совершенного конкурента монополист сам

Занятие 8 Ценообразование в условиях монополии

Занятие 8 Ценообразование в условиях монополии Семинар Учебная лаборатория: отвечаем, обсуждаем и дискутируем… Отвечаем:1. Почему нельзя вывести кривую предложения для монопольной фирмы?2. При каких обстоятельствах монополия будет заниматься ценовой

Концентрация производства и монополии. Монополии и конкуренция.

Концентрация производства и монополии. Монополии и конкуренция. В домонополистический период, при господстве свободной конкуренции, действие закона концентрации и централизации капитала с неизбежностью привело к победе крупных и крупнейших предприятий, по сравнению с

4 Выравнивание относительных цен и естественные монополии

4 Выравнивание относительных цен и естественные монополии 4.1 Нерыночный сектор Еще одна крупная проблема, которая будет тормозить модернизацию экономики, связана с крупными деформациями системы относительных цен и наличием значительного нерыночного

3.4 Естественные монополии

3.4 Естественные монополии В силу своего огромного значения для экономики в целом постоянное внимание привлекают три главные естественные монополии — «Газпром», РАО «ЕЭС России» и МПС. На деле это не вполне естественные монополии, поскольку рождены из советских ведомств

МОНОПОЛИИ И АНАРХИЯ ПРОИЗВОДСТВА

МОНОПОЛИИ И АНАРХИЯ ПРОИЗВОДСТВА Представленная в предыдущей главе формулировка коренного противоречия капитализма предложена основоположниками научного коммунизма. Она в наиболее концентрированном виде отражает сущность внутреннего противоречия способа

Естественные монополии

Естественные монополии Если существование монополии приводит к снижению затрат, то такая монополия называется естественной. Обычно понятие монополии ассоциируется с повышением цен, однако на деле это не всегда так. В случаях, когда постоянные затраты на обслуживание

Неестественные монополии

Неестественные монополии Проблема с защищенными монополиями состоит в том, что силы, действующие на рынке и порождающие предприимчивость, динамичность и изменения, здесь отсутствуют. Отсутствие или ограничение конкуренции приводит к нежеланию новшеств, неприятию

Создание монополии на ум

Создание монополии на ум Привычки пользователей – это не просто благо для компаний, которым повезло их сформировать. Наличие привычек снижает вероятность успеха для новичков, пытающихся изменить статус-кво. Примеров успешного изменения давних привычек чрезвычайно

18.1. Общие положения о конкуренции и монополии

18.1. Общие положения о конкуренции и монополии Основополагающие начала конкурентной политики России закреплены в Конституции РФ. Так, п. 1 ст. 8 Конституции РФ закрепляет такие принципы рыночной экономики, как свобода экономической деятельности, поддержка конкуренции, а

Сила монополии

Источник

Монополия

Ситуация на рынке, когда одна компания контролирует цену и предложение

Продавцы товаров и услуг конкурируют между собой: соперничают за внимание клиентов, переманивают кадры, делят рынки сбыта.

Но бывает так, что конкурентов нет: целую отрасль или продажу конкретного продукта контролирует одна компания. Это называют монополией.

Какую компанию считают монополистом

Компанию можно считать монополистом, если она:

Например, в конце 19 века американская компания Western Union стала монополистом на рынке телеграфной связи: она выкупила все мелкие сети в своей сфере и получила в управление самую масштабную телеграфную сеть в Америке. А значит, ей не нужна была реклама и она могла устанавливать любые цены.

Монополию считают опасным явлением: если нет конкуренции, монополисты могут злоупотреблять положением и завышать цены на товары и услуги.

Какие бывают монополии

Монополии бывают государственными и негосударственными.

Государственные. Государство может монополизировать производство или продажу определенных товаров, а иногда — установить полный контроль над отраслью. Например, выпускать деньги и контролировать их обращение может только Центробанк — государственный орган. А еще только он выдает лицензии коммерческим банкам.

Есть три цели, для которых государство образует монополию:

Негосударственные. Такие монополии образуют частные компании. Они могут быть естественными и искусственными. Естественные монополии образуются сами собой, а искусственные — в результате сговора компаний или влияния внешних факторов.

Почему появляются естественные монополии

Если монополия образовалась сама собой, ее называют естественной.

Бизнес растет. Обычно естественные монополии возникают в результате роста бизнеса. Компании стремятся получить больше прибыли и вытеснить конкурентов, поэтому закупают оборудование, расширяют производство и выходят на новые рынки. Чем масштабнее бизнес, тем дешевле ему обходится изготовление и продажа продукта и легче дальнейший рост. Когда компания становится большой, она может диктовать свои условия рынку, а значит, способна разорить конкурентов или вынудить их продать бизнес. Так она становится монополией.

Компаниям невыгодно конкурировать. Иногда естественные монополии возникают, когда нескольким компаниям невыгодно вести деятельность на конкретном рынке. Например, если открыть в небольшом городе второй кинотеатр, ему придется делить с первым небольшую аудиторию — обе компании понесут убытки и разорятся. Поэтому тот, кто открыл кинотеатр первым, становится монополистом.

Высокий порог входа в сферу. Чаще всего естественная монополия возникает в сферах с высоким порогом входа: когда для производства товара или услуги нужно дорогое оборудование или инфраструктура. Например, трудно открыть парк развлечений — нужно найти большую территорию, получить разрешение, открыть кафе или договориться с другой компанией о сотрудничестве, купить дорогие аттракционы и следить за безопасностью посетителей.

Если производить продукт или оказывать услугу может только эта компания — это абсолютная монополия. Например, в России только Роскосмос доставляет грузы и космонавтов на МКС. Это абсолютный монополист в стране — у других транспортных компаний нет космических кораблей и разрешения на такую работу. А в мире только Окриджская национальная лаборатория и НИИАР добывают калифорний — один из самых дорогих металлов в мире.

Этот вид монополии не вредит рынку, но деятельность монополистов контролируют законы и надзирательные органы.

Как регулируют естественные монополии

Деятельность естественных монополий регулирует Федеральная антимонопольная служба. Она использует два метода: ценовой и сервисный.

Ценовой метод. Для монополий устанавливают предельные тарифы на продукцию. Государство контролирует цены компаний-монополистов и следит, чтобы они не превышали установленный максимум. Например, так регулируют стоимость проезда в метро.

Сервисный метод. Монопольные компании должны давать потребителям свободный доступ к продукции, а некоторым категориям еще и бесплатное обслуживание или льготы. Например, дети и пенсионеры могут ездить в метро бесплатно по социальной карте.

При этом антимонопольная служба следит за всеми сделками и инвестициями монополиста, чтобы компания не могла полностью контролировать рынок.

Почему появляются искусственные монополии

Искусственную монополию создают специально. Есть три способа это сделать: мешать конкурентам, объединиться с другими компаниями или использовать внешние факторы. Сейчас расскажем, как это работает.

Компании влияют на конкурентов. Организации стараются вытеснить конкурентов с рынка, используя разные методы: например, занижают цены, чтобы разорить небольшие компании, а потом скупают их.

Компании объединяются. Иногда конкуренты добровольно образуют союзы, чтобы вместе контролировать рынок. Выделяют четыре формы таких союзов: картель, синдикат, трест и конгломерат:

Внешние факторы мешают конкуренции. Иногда процесс формирования монополии стимулируют внешние факторы. Например, во многих странах мира использовать изобретение может только человек, которому принадлежит патент. В 1891 году Томас Эдисон изобрел и запатентовал кинескоп — первую кинокамеру. Он создал свою компанию, которая производила и выпускала в прокат все американское кино. Если у инновации нет аналогов, она считается легальной монополией.

В отличие от естественной, искусственная монополия вредит рынку и мешает ему развиваться.

Чем опасны искусственные монополии

Если образуется искусственная монополия, которая вытесняет других участников и не контролируется государством, ситуация на рынке ухудшается. Качество товара становится ниже, его не хватает на всех желающих, цены на него растут и падает предпринимательская активность.

Ухудшается качество товара. Монополисту не нужно бороться с конкурентами, поэтому он может не заботиться о качестве товаров и услуг, не расширять ассортимент и не стремиться к инновациям.

Появляется дефицит. Когда монополия контролирует рынок, другие компании не могут заполнить свободные ниши. Товара не хватает на всех желающих.

Растут цены. Потребитель не может выбирать между несколькими предложениями, поэтому вынужден соглашаться на любые цены. Монополисты это понимают и завышают цены на свои продукты.

Предпринимательская активность в стране падает. Компании не могут выйти на рынок или закрываются, их становится меньше. Это плохо не только для отдельных потребителей, но и для государства в целом, потому что оно недополучает налоги.

Монополии ведут к застою в экономике, поэтому государства не дают развиваться монополистическим процессам: они устанавливают антимонопольные законы и следят за их соблюдением, а нарушителей привлекают к ответственности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *