Чем опасен технический прогресс сочинение рассуждение
Итоговое сочинение: Чем опасен технический прогресс?
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 20.09.2021 · Обновлено 26.11.2021
(378 слов) В наши дни становится очевидно, что технический прогресс имеет не только положительные аспекты, но и отрицательные последствия. В частности, очень обострились экологические проблемы, которые возникли из-за бурного развития промышленности и науки. Многие авторы бьют тревогу и призывают нас быть более дальновидными и осторожными на пути к очередным прорывам и достижениям в области технологий.
Проблему влияния прогресса на экологию поднял Е. Носов в рассказе «Кукла». Рассказчик поведал читателю о бурных водах рек с круговым течением, где он когда-то рыбачил. В тех заповедных местах когда-то водилась разнообразная рыба в таком количестве, что кормила близлежащие деревни, и всем хватало улова. Но со временем экологическая ситуация в регионе ухудшилась на фоне индустриализации. Местные поля стали обильно посыпать пестицидами и другими химическими добавками, которые вместе с ветром и дождевой водой начали попадать в реки и разрушать их микроклимат. За несколько лет водоемы обмелели, загрязнились, заросли. «Прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей» — пишет автор. Теперь рассказчик даже удочку разматывать не стал, ведь река была пустой, мертвой. Локальная экологическая катастрофа была спровоцирована именно научно-техническим прогрессом в сельском хозяйстве.
Ту же проблему затронул М. Булгаков в произведении «Роковые яйца». Профессор Персиков изобрел луч, который мог феноменально ускорять процессы жизнедеятельности организмов. По его влиянием клетки размножались и росли быстрее и сильнее. Эту технологию было решено использовать в сельском хозяйстве. Исследователю не дали досконально изучить открытие и сделать необходимые проверки. Вместо этого доступ к лучу получил председатель колхоза Рокк — человек без соответствующего образования. Он умудрился даже перепутать змеиные и куриные яйца. Из-за его промаха на свет появились гигантские и прожорливые монстры, которые разрушали города и убивали людей, дабы насытить голод и утолить жажду агрессии. Конечно, это фантастический сюжет, но разве мы не знаем его реального воплощения в Чернобыльской катастрофе, когда некомпетентность и безалаберность привели к самым масштабным ядерным загрязнениям? Этот пример позволяет сделать вывод: прогресс может навредить природе настолько, что она станет непригодной средой обитания для человека и братьев его меньших.
Таким образом, опасность технического развития состоит в том, что его последствия разрушают среду обитания живых существ и подрывают экологический баланс на планете. Из-за этого человечество претерпевает различные бедствия: загрязнение целых городов радиоактивными отходами, вымирание отдельных видов животных, птиц, рыб, растений, ухудшение климатических условий и другие глобальные проблемы. Если так дальше пойдет, то людям придется искать другой дом и сооружать Ноев ковчег.
Не путайте:
Чем опасен технический прогресс?
В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.
К1 (соответствие теме) + 1 балл.
К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.
Приведенные примеры соответствуют тезису, раскрывая его в достаточной степени.
К3 (логика и композиция) + 1 балл
Логические нарушения не мешают пониманию смысла сказанного.
Голову нашли, а Керна уводят на допрос, где он и погибает. Самое страшное то, что такие научные работы могут попасть в неправильные руки и это приведет к ужасным последствиям, нанесению вреда человечеству. |
Иначе произойдет потеря людьми человечности, нравственных и духовных ценностей. |
Речевые ошибки не влияют существенным образом на восприятие текста.
Родители стали замечать, что дети стали постоянно сидеть в этой комнате. Герои стали друг другу будто чужие. |
К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 3
Родители совершили ошибки, когда предпочли для своих детей только материальные ценно сти, и лишили их душевной теплоты и заботы. |
Под руководством гол овы, о н проводит ряд успешных операций — оживляет другие головы погибших людей, а также даёт одной из них новое тело. |
Общий вывод по работе
Итак, Екатерина, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над логическими связями и пунктуацией.
Почему прогресс может быть опасен? итоговое сочинение ЕГЭ 2021 с аргументами
ПОДЕЛИТЬСЯ
Почему прогресс может быть опасен? Итоговое сочинение 2021-2022 по литературе 2 примера на данную тему для допуска к ЕГЭ 2022. С аргументами из литературы и литературными произведениями читаем и готовимся к сочинению.
Почему прогресс может быть опасен? итоговое сочинение ЕГЭ 2021-2022
Сегодня самые влиятельные ученые, журналисты, писатели задаются вопросом: «Почему прогресс может быть опасен?». Их ответы действительно вселяют тревогу и даже ужас, ведь некоторые технические новинки негативно влияют на человека и общество, на окружающую среду и на космические просторы. Все эти опасности лучше знать в лицо, чтобы работать на опережение и минимизировать риски. Поэтому обратимся к литературе за подробностями.
Вспомним антиутопию Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». В обществе будущего технологии вытеснили не только искусство, культуру, традиции, но и человеческие отношения. Люди были поглощены бездумными шоу, которые заполонили каждый экран. Герои программ заменили им родственников и друзей. Их внимание было порабощено гаджетами. Они не замечали ничего вокруг и жили подобно зомби. Но и реальность была настолько безотрадной, что их бегство в виртуальный мир можно было понять. Государство воспользовалось технократическими возможностями и зажало граждан в железные тиски тирании. Даже хранение книг объявлялось преступлением. Любое инакомыслие приводило человека к смертному приговору. Но мало кто замечал это, ведь экран стал новой реальностью и лишил людей возможности рассуждать здраво. Вот к чему может привести всеобщее увлечение гаджетами.
Не менее печальный пример описал Олдос Хаксли в антиутопии «О дивный новый мир». Сегрегация и дискриминация людей вышли на новый уровень благодаря новейшим разработкам. Человек стал появляться на свет искусственно, и уже на уровне ДНК его возможности были сведены к четкому и узкому функционалу. Дельты были изначально военными и лишались малейшей склонности к творчеству или красоте. Альфы были интеллектуальной элитой, но были ограничены рабочими обязанностями, для выполнения которых их и создали. Никакой свободы выбора в Эре Форда не было. Все было предрешено и высчитано заранее: люди воспитывались государством, их мировоззрение формировали с помощью гипноза и других научных ноу-хау. В результате, читатель познакомился не с себе подобными. Перед ним предстали био-роботы, лишенные индивидуальности. Такое будущее — величайшая опасность для всех нас.
Пример сочинения №2 с аргументами из литературы
Мы живём в эпоху активного развития технологий. Технический прогресс уже затронул все сферы нашей жизни, начиная от учёбы и работы и заканчивая отдыхом и развлечениями. И, безусловно, технологии облегчают нашу жизнь, делают её намного комфортнее. Но только ли пользу несёт за собой технический прогресс? Ведь полностью доверившись технологиям, мы можем потерять самое главное, что есть в людях ‒ свою человечность.
И ярким примером этого является общество, которое рисует нам Е.И. Замятина в своём романе-антиутопии «Мы». В этом произведении люди лишены любой свободы действия и мысли, лишены своей индивидуальности. В романе показывается будущее, в котором человечество настолько доверилось технологиям и прогрессу, что и сами люди начали превращаться в бездушные машины, которые могут действовать и мыслить только по определённому алгоритму.
Ещё одним примером опасности технического прогресса является рассказ Рея Бредбери «Вельд». В нём описана история семьи Хедли. Они живут в умном доме, который выполняет за них всю работу, а у детей есть специальная комната, которая может реализовать любые, даже самые жестокие. В итоге, комната полностью завладела разумом детей и стала намного важнее родителей. Питер и Венди настолько привязались к ней, что не могли представить своей жизни без игровой комнаты и умного дома в целом. А когда родители, начав беспокоиться за психику детей, решили на время отдохнуть от цивилизации и отключить умный дом, дети жестоко расправились с ними, оставив на съедение львам. Они не испытали ни капли жалости и сожаления, потому что не получили нужного нравственного воспитания, ведь всё свободное время проводили в комнате, которая поощряла всю их жестокость и заменила родителей, которые потеряли свой авторитет перед детьми.
В завершении я могу сказать, что стремительно развивающиеся технологии действительно могут представлять опасность для человечества, особенно если попадут в неправильные руки. Мы должны быть осторожными и не давать техническому прогрессу полностью завладеть нами, нельзя терять своих человеческих чувств и эмоций.
Чем опасен технический прогресс?
Литеровед предлагает познакомиться с вариантами итогового сочинения на тему «Чем опасен технический прогресс?», в которых автор дает ответ на вопрос, используя литературный материал.
Вариант 1
Технический прогресс – это совершенствование технологий, развитие техники, движение вперед. Люди являются обязательными участниками этого процесса. Они изобретают новые устройства, делают открытия, внедряют в жизнь изобретения. В свою очередь, технический прогресс влияет на людей. Нередко это влияние бывает губительным и опасным. Люди по-другому воспринимают действительность, меняется их образ мыслей. «Вечные» проблемы обостряются, возникают новые. Появляются люди, которые хотят бесконечного могущества. Развивающиеся технологии вполне способны им его дать. Техническое преимущество, которым обладают циничные, алчные люди, представляет опасность для человечества.
Герой романа А. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» пошел дальше, чем профессор Керн. Он изобрел устройство, обладающее огромной разрушительной силой. Гарин сначала помогает богачу Роллингу, взрывая заводы в Европе и делая его монополистом. Сам же отправляется на один из островов, где добывает золото. Он продает слитки по мизерной цене, из-за чего мир втянут в экономический кризис. Гарина провозглашают диктатором, он близок к мировому могуществу. Нелепая случайность помешала ученому завладеть миром. Он попадает в шторм, его яхта терпит крушение. Сам инженер оказывается выброшенным на необитаемый остров.
С профессором Керном Гарина объединяет стремление к богатству, жестокость, эгоизм. Научные открытия в руках таких людей становятся миной замедленного действия. Говоря точнее, представляют опасность люди, которые используют достижения науки и техники в качестве орудия самообогащения, эксплуатации других людей и разрушения.
Технический прогресс наделяет человека большими возможностями, которые он может использовать в разных целях. Если технические достижения направлены на благо планеты и человечества, то это действительно, прогрессивное явление. Если же техника используется в целях эксплуатации других людей и разрушения заводов, зданий, городов, то она представляет не прогресс, а опасность.
Вариант 2
Технический прогресс ведет к улучшению условий жизни людей. XX век характеризуется бурным развитием технологий. Многое из того, о чем мечтали люди прошлого, воплотилось в жизнь. Только вопрос о том, стали они от этого более счастливыми, внушает сомнение. Причиной является неоднозначность технического прогресса. В одной стороны – улучшается качество жизни людей, облегчается физический труд, с другой – жить становится опаснее, и опасность связана с техническим прогрессом.
Роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба» начинается с описания дороги к лагерю. Свет автомобильных фар, сигналы светофора, шоссейные и железные дороги говорят о развитии цивилизации. На самом деле эти дороги вели к рядам колючей проволоки, за которыми эта цивилизация заканчивалась, а люди превращались в животных. И те, кто туда попадал, и те, кто их туда привозил. Одних до животного состояния доводил голод, отсутствие человеческих условий, безысходность, других – ненависть, злобность, эгоизм. В романе есть эпизод, в котором описывается такое техническое устройство как газовая камера. Она отнимает жизнь у маленького мальчика Давида, Софьи Осиповны, на короткое время ставшей его матерью, и сотен других ни в чем не повинных людей. В лирическом отступлении автор размышляет о том, есть ли предел прогресса, создающего машины по образу человека. Машину можно наделить многими свойствами человеческой личности. Она может писать музыку, стихи, играть в шахматы, но сможет ли она любить, чувствовать боль, отчаяние, ненавидеть, как человек? Сможет ли она подарить душевное тепло, поддержать в трудную минуту?
Все эти эпизоды, так или иначе, связаны с техническим прогрессом. Они говорят о том, что убивать становится проще. Эту простоту обеспечивают технические достижения, поставленные на службу войне. Люди, получившие техническое преимущество, а значит, и власть над другими людьми, становятся опасными. Технический прогресс требует от личности большой ответственности перед лицом человечества и всей планеты. И это касается не только военных действий.
Атомная станция – это одновременно мощный источник энергии и взрывчатое вещество огромной силы. На руководителях и служащих станции лежала большая ответственность, которую они, к сожалению, не оправдали. Ценой халатности были человеческие жертвы, искалеченные судьбы, загрязненная радиацией природа. Не менее страшная катастрофа произошла в 2011 году в японском городе Фукусима. Причиной аварии стало землетрясение. При строительстве атомных электростанций нужно учитывать не только серьезность объекта, но и специфику местности, где она будет действовать. Тогда количество аварий будет меньше.
Таким образом, можно сказать, что технический прогресс таит в себе не только пользу, но и опасности разного рода. Они заключаются чаще всего в человеческом факторе. В одних случаях люди используют достижения науки и техники для своих низменных целей. В других – недооценивают опасность. Реже опасная ситуация создается из-за природных катаклизмов. В любом случае технические достижения требуют ответственного отношения, чтобы из прогрессивных устройств не превратиться в опасные, смертоносные объекты.
Пример сочинения 1
Сегодня мы все чаще слышим тревожный вопрос «Чем опасен технический прогресс?». Совершенно очевидно, что вне этого явления человеческая цивилизация существовать не может. Однако и у этого необходимого процесса есть изнаночная сторона. Стремясь «догнать и перегнать», многие промышленники забывают об экологии, ученые — о безопасности, потребители — о чувстве меры. Поэтому в 21 веке на повестке дня проблемы загрязнения окружающей среды, формирования ложных ценностей потребления и другие актуальные вопросы, ставшие следствием технического прогресса. Разберем некоторые примеры, доказывающие опасность бурного развития технологий.
Вспомним повесть А.П. Чехова «Степь». Уже в первой главе мы видим, что в маленьком провинциальном городе «в дыму около крыш двигались люди и лошади, покрытые красной пылью…». Это описание локального экологического бедствия. Кирпичные заводы создают невыносимый смог, который затягивает небо и осыпается на людей россыпями пыли. Они же вынуждены дышать этим и наживать болезни. Несмотря на производственную развитость городка, в нем нет даже гимназии для детей. Егор едет в дальнюю дорогу, чтобы получить хотя бы среднее образование. А это значит, что его малая родина является всего лишь полигоном для производства, который никак не развивается, хоть и терпит соседство с крупным промышленным предприятием. И интересы местных жителей, и окружающая среда приносятся в жертву этим кирпичным заводам, а что взамен? В городе, видимо, нет иной работы для молодежи, кроме перепродажи шерсти, и та находится под контролем у крупного дельца Варламова, к которому едет дядя Егора. Нет там и социальной инфраструктуры. Увы, технический прогресс имеет негативные экологические и социальные последствия для этого города: место становится непригодным для жизни, люди его покидают, оставляя за собой изувеченную экосистему.
Аналогичную ситуацию мы видим в рассказе А.П. Чехова «Крыжовник». Николай Иванович всю жизнь мечтал о покупке усадьбы с фруктовым садом, речкой и другими природными радостями. Его грела мысль об уюте на лоне красивого пейзажа. Ценой невероятных лишений и даже подлости герой купил себе барский дом, смог даже завести прислугу. Только вот результат стараний оказался далеким от ожиданий. Так Иван Иванович, брат новоиспеченного барина, описывает ту самую речку возле имения: «Вода в ней цветом как кофе, потому что по одну сторону имения кирпичный завод, а по другую — костопальный». Вот такая «идиллия»! Николай Иванович даже судился с этими предприятиями, ведь жить по соседству было крайне не комфортно. Но десятки людей, живших там же, терпели это, иного варианта не было. Технический прогресс очень часто приводит к тому, что его результаты ставятся выше человека, ради которого он создается. Что будет с теми, кто проживает в такой экологически неблагополучной среде? В этом последствии и состоит опасность развития технологий.
Таким образом, в погоне за прогрессом мы часто забываем о главном — том, ради чего он делается. Люди ценятся меньше, чем промышленные показатели. Окружающая среда тоже становится жертвой производственного развития. Однако завод можно построить за год, а последствия его работы могут напоминать о себе столетиями. Поэтому крайне важно следить за тем, чтобы прогресс не был самоцелью, а все-таки служил нуждам людей.
Пример сочинения 2
Почему технологии развиваются, а общество нет?
Иными словами, человек слабеет, если постоянно не тренирует тело и разум. И пример этому можно найти в романе-антиутопии Олдоса Хаксли «О дивный новый мир».
Если со стороны посмотреть на общество Мирового Государства, то оно кажется вполне благополучным и счастливым. Несколько граммов сомы решают все проблемы жителей, выращенных в бутылях. Альфы, беты, гаммы, дельты и эпсилоны строго разделены и не имеют представления ни о чем, кроме своих узких обязанностей, поэтому попадая в условия обычной жизни, как произошло, например, с Линдой, совершенно беспомощны: не умеют делать, не знают, как обращаться с детьми. Сытая предопределенная жизнь разнежила обывателей эры стабильности. И в этом случае общество деградировало именно из-за чрезмерного развития технологий.
Подобную ситуацию можно увидеть и в романе Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Цивилизация, представленная в данном произведении, поглощена созерцанием телевизионных стен и гонками на скоростных автомобилях. Их жизнь пестра и громка. Однако за пеленой звуков и красок жители новой Америки не замечают, что совершенно разучились самостоятельно мыслить, полагаясь во всем на мнение правительства, что в конце концов закончилось гибелью общества. И в этом случае причина развития технологий состояла в потребности «оглушить» жителей, сделав их послушными рабами, что, без сомнения, повлекло за собой неизбежную деградацию общества.
Таким образом, научно-технический прогресс необходим, но тенденция к угасанию физических и мыслительных способностей человека тем выше, чем активнее мы перекладываем на машины
Пример сочинения 3
Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? Очевидно, что технологии – это своеобразный вызов, который человек бросает окружающей среде. Об этом ещё говорил Базаров, указывая на то, что природа – это мастерская, а человек в ней является работником. Однако последствия бурного развития цивилизации вследствие улучшения технической стороны мира может повлечь за собой как положительные, так и отрицательные последствия. В зависимости от этого будет выставлен статус: «спасение» или «трагедия». Чтобы доказать свою точку зрения, хочу обратиться к читательскому опыту.
В рассказе Д. Киза «Цветы для Элджерона» мы видим, как был брошен вызов природе со стороны человека. Люди не захотели смиряться с теми биологическими данными, которые даны индивиду. Они решили повысить интеллект молодого человека с лёгкой умственной отсталостью.
Привело ли это к трагическим последствиям? Отчасти. Эффект был недолговечен, однако главный герой успел разочароваться в своём окружении. Чарли понял, что зачастую люди смеялись над ним. Это привело к обострению чувства гордости, даже некоторому высокомерию. Было ли в этом спасение? Мне кажется, если бы Чарли дали время, если бы изменения происходили постепенно… Возможно, даже не достигли столь высокого уровня. Ведь не зря его близкая подруга указывала, что Чарли стал очень умён, но его эмоциональный интеллект ещё недостаточно развит из-за отсутствия должного опыта. При этих обстоятельствах всё могло закончиться совершенно иначе. Герой был бы счастлив, он совершал бы научные открытия, построил бы доверительные отношения с достойными людьми. Однако ему просто не хватило времени.
Другим примером является роман Дж. Оруэлла «1984». Это тот самый случай, когда технологии идут во вред всему человечеству и личности в частности. Чего стоят одни только камеры в каждой комнате. Большой брат следит за всеми, заставляет повиноваться: жить по одному графику, верить в то, что скажут. Полное уничтожение критического мышления и индивидуализма. Люди постепенно превращались в механизмы: никаких чувств, кроме тех, которые продиктует предводитель. Никаких лишних мыслей, кроме тех, которыми зомбируют газеты. А в них люди специально отбирают и изменяют информацию так, как удобно государству. Такое развитие цивилизации губительно воздействует на нравственные нормы, превращает людей в безмолвные детали машины, лишает их самобытности.
Таким образом, цивилизации и технологии могут рассматриваться в различных случаях по-разному. Иногда это спасение (например, избавление людей от страшных болезней с помощью вакцины или новых технологий, выявляющих проблему на ранних стадиях), в других ситуациях это становится трагедией (взрыв АЭС в Чернобыле, утечка дизельного топлива в Норильске). Но, наверно, всегда это некий вызов – справится ли человек с последствиями, не навредит ли природе и улучшит ли жизнь себе.
Пример сочинения 4
Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
Современный человек больше не представляет себя без интернета, соцсетей, бытовой техники и других благ цивилизации. У большинства людей жизнь достаточно комфортная и спокойная. Поэтому у нас есть время и возможность порассуждать, как на поколение влияют эти технические открытия? Куда они ведут? Этот вопрос часто поднимают современные писатели.
В быстром ритме жизни нельзя забывать о главном – о душе, благополучии не только своем, но и окружающих. Современная цивилизация отличается высокой степенью развития, однако большие возможности приносят большую ответственность. Задача каждого из нас – сохранить мир и себя в этом мире. Важно применять полученные блага в целях созидания, а не разрушения.
Пример сочинения 5
Наука и технологии непрерывно развиваются, они позволяют человеку жить комфортнее, получать высокотехнологичную медицинскую помощь, на вредных предприятиях всё больше использовать автоматизированный труд. Получается, развитие технологий – спасение для человечества? Или всё не так однозначно?
Развитие интернета позволило получить доступ практически к любой информации в кратчайшие сроки. Нет необходимости идти в библиотеку и искать ответ на вопрос в многочисленных книгах. Или для написания реферата проводить часы в читальных залах. Но многочисленные сайты, игры способны затягивать в свою, «виртуальную» реальность.
Другим примером неоднозначного пути развития цивилизации является изучение ядерной физики, что несомненно большой прорыв в технологиях и науке. Но последствия применения не в мирных целях ужасают. Всем известна судьба японских городов Хиросима и Нагасаки.
Развитие технологий несомненно правильный путь развития цивилизации. Однако, одного только научного прогресса недостаточно. Необходимо также не упускать и развитие культуры, не забывать думать о последствиях открытий, их применения. Если об этом помнить, технологии не станут трагедией, а приведут к более комфортной и высокотехнологичной жизни.