Чем опасен масложор двигателя
«Литр на тысячу км – это нормально»: чем опасен масложор и какие двигатели им страдают
Моторное масло расходуют все двигатели внутреннего сгорания – так уж они устроены. Причин много: угар в цилиндрах, утечка через систему вентиляции картера, неидеальность маслоотражательных колпачков и уплотнений в турбокомпрессорах.
Однако же хорошо известно, что некоторые автомобильные бренды отличаются особым масляным аппетитом. При этом различные форумы и сообщества особо отмечают аппетит немецких моторов – в списках фигурируют десятки моделей AUDI, Volkswagen, BMW, Mercedes и т.п. Эти породистые машины позволяют себе без зазрения совести потреблять на тысячу километров литр масла, а то и больше. Так, к примеру, ведут себя двигатели BMW серии N63 и S63, устанавливаемые на BMW 5, X5 и Х6, а также N52 и M54. У группы VAG выделяются двигателями TSI и TFSI линейки ЕА888. Такие двигатели массово ставились на линейки моделей Audi, Volkswagen, Skoda, SEAT и Porsche. Из японцев прожорливостью славятся Honda 1.6 16V VTEC и Subaru с двигателями EJ20 и EJ25.
Любопытно, что повышенный расход масла постепенно становится чем-то привычным как для производителя, так и для потребителя. Производитель смело указывает в своих инструкциях допустимые значения расхода масла с изрядным запасом, тем самым освобождая себя от каких-то гарантийных обязательств по этой части. Одновременно всячески подчеркивается требование к потребителю заливать строго определенное масло, причем желательно делать это только на официальном сервисе. Соответственно, потребитель привыкает к мысли, что расход от 0,5 л до 1,0 л на тысячу километров – это, в общем-то, нормально. И дело не в том, что современные моторы стали хуже своих дедушек – просто таковы требования экологии, заставляющие инженеров играть в даунсайзинги и прочие конструктивные ухищрения, помогающие сокращать расход топлива в ущерб многому другому.
Впрочем, производители все-таки стараются лукавить. Мол, о проблемах знаем, но наши актуальные модели ведут себя вполне пристойно и никакими масложорами не страдают. К примеру, для Audi озвучивается норма расхода масла – не более 0,5 л / 1000 км, а для спорткаров типа RS / R8 – 0,8 л / 1000 км. Правда, при этом оговаривается, что на протяжении первых 5000 км пробега расход все равно будет более высоким, но потом он должен сократиться. А для порядка водителю хорошо бы проверять уровень масла при каждом посещении АЗС.
Сегодня инженеры вынуждены укорачивать юбочки поршней, понижать усилия прижатия колец к стенкам цилиндров и применять масла типа 0W-20, напоминающие по консистенции водичку из-под крана. Понятно, что эта самая «водичка» расходуется в больших количествах, чем масла былых времен. Поэтому автовладелец, особенно в гарантийный период пользования машиной, должен вести себя особенно педантично, не давая официалам ни малейших поводов для снятия с гарантии. Известно, что повышенному расходу масла зачастую предшествует его нерегулярная замена. Другой вариант – самостоятельно приобретение моторных масел на стороне – мол, там дешевле, а у официалов оно же стоит втридорога. То же относится и к обслуживанию машины на стороне. И уж совсем убойный вариант – это добавление в масло каких-то присадок, которые должны улучшать, понижать, ускорять и т.п. Если подобные фокусы вылезут наружу – прощай, гарантия. На вполне законных основаниях.
Впрочем, похоже на то, что многих пользователей высокий расход масла не очень-то и волнует. Раз кончается – значит, надо подлить, вот и всё… Однако самое страшное, что может случиться при повышенном масложоре, это прозевать момент, когда масла стало совсем мало. На индикаторы перед носом смотрят далеко не все – а если и смотрят, то не всегда осознают их значение. Между тем даже непродолжительная езда в условиях масляного голодания способна угробить абсолютно любой двигатель. Именно поэтому настоятельно рекомендуем всем водителям без исключения – в особенности, обладателям вышеупомянутых марок машин – всегда возить с собой в багажнике запасную канистру с масло, хотя бы литровую. В дальней дороге может случиться так, что «назад пятьсот – пятьсот вперед», негаснущий индикатор давно действует на нервы, а поблизости ни единой АЗС… Вот здесь-то литрушка и понадобится: выливаем содержимое и едем дальше.
Чем вредна постоянная доливка моторного масла
С недоливом и переливом масла все более или менее понятно. При дефиците смазывающей жидкости в моторе начинают формироваться воздушные пробки, блокирующие масляные протоки.
Следствием перелива масла в свою очередь часто становится его течь. При увеличении объема смазки на 1 литр оно гарантированно начнет пробиваться через резиновые сальники и уплотнители. От подтеканий может в итоге пострадать какой-нибудь электронный блок управления, а если смазка попадет на ремень ГРМ, это может привести к его обрыву.
Однако проблема регулярного долива уходящего масла сулит не меньшую головную боль. Тем более, что очень многие владельцы хоть и замечают проблему вовремя, тем не менее не спешат отправиться на сервис. Вместо этого они докупают необходимое моторное масло и доливают его на регулярной основе так, чтобы метка на щупе находилась выше риски MIN. При этом такие владельцы верят, что небольшие порции масла на долив улучшают состав смазки.
«Знатоки» могут сказать, что такие последствия можно исключить, если параллельно с регулярным доливом масла почаще менять масляный фильтр. Отчасти это так. Однако фильтр сам по себе не обеспечивает восстановления качества масла. Отчасти это связано с тем, что масло с отложениями, оседающее в картере, может и не проходить через фильтр, к примеру, при запуске холодного мотора или при движении под серьезной нагрузкой.
К примеру, при езде на высоких оборотах или при значительном повышении вязкости масла (например, на холодном моторе) значительная часть лубриканта направится через байпасный клапан фильтра вместе с накопившимися загрязнителями в обход фильтрующего элемента. В этом случае от загрязнений будут страдать не только трущиеся детали силового агрегата, но и масляный насос, поскольку «отработка» попадает прямо из картера через простейший сетчатый фильтр грубой очистки.
В то же время при падении уровня смазки в моторе не стоит паниковать. Масло может уходить по естественным причинам, в частности при работе силового агрегата под нагрузкой, езде на высоких оборотах, в горной или пересеченной местности. При таком раскладе имеет смысл изучить мануал, чтобы представлять, в каких пределах угар является нормальным для конкретного мотора.
Обратите особое внимание на место, где «ночевал» ваш автомобиль. Вполне возможно, проблема связана с течью какого-либо сальника или прокладки, о чем просигнализируют лужицы масла на дороге. Такие неполадки можно достаточно быстро устранить на сервисе, и ремонт в данном случае вас не разорит.
К слову, промывочная жидкость имеет ингредиенты, которая растворяет и убирает налет на деталях силового агрегата. В ее состав входят присадки, растворяющие грязь и выводящие шлак, а также компоненты для устранения дефектов и царапин на поверхности мотора. Свежее же масло способно отчасти восстановить эластичность стареющих резинотехнических элементов. И это еще один повод не мешкать с заменой смазочных материалов при резком повышении их расхода.
Масложор в двигателях. Причины и последствия
Товар по теме:
Присадка в двигатель «Супротек Актив Стандарт»
Для безнаддувных бензиновых двигателей объемом до 1,6 литра. Восстанавливает и выравнивает компрессию, снижает расход топлива и масла на угар, защищает поверхности трения в ЦПГ, и газораспределительном механизме от износа при запуске и перегревах.
Расход моторного масла в двигателе внутреннего сгорания – естественный нормальный процесс, если он не превышает допустимых автопроизводителем норм. Потери свыше нормативного показателя – результат утечки масла, о чем свидетельствуют масляные пятна под машиной, или так называемый масложор, когда в двигателе по тем или иным причинам происходит угар масла.
Наружные причины чрезмерного расхода моторного масла заметны не вооруженным глазом.
Решение этих проблем лежит в самом названии источника протечки масла. Гораздо сложнее определить истинную причину масложора двигателя, приводящего к сильному расходу масла и аварийному снижению его уровня.
Допустимый уровень расхода моторного масла
Нормальная величина масложора зависит от марки машины и мощности двигателя. Для легковых автомобилей среднего класса этот показатель колеблется от 0,05 до 1,0 литра на 1000 км пробега. Так допустимый масложор в популярной Ладе Веста с двигателем 1.8 л не должен превышать 0,7 л/1000 км.
Ввиду того, что двигатель работает и расходует масло, в том числе и на холостом ходу, некоторые автопроизводители считают более информативным показатель масложора, исчисляемый по отношению к потребленному топливу, а не к пробегу. Так для большинства легковых автомобилей нормальный расход моторного масла – не более 0,5% от всего израсходованного топлива.
Топливо | Расход масла в легковых автомобилях, литров на 100 л топлива | |
---|---|---|
Нормальный | Критический масложор | |
Бензин | 0,1. 0,25 | 0,5. 1,0 |
Дизель | 0,3. 0,5 | 2,0 |
Причины масложора
Главный источник чрезмерного расхода ГСМ в двигателе – износ деталей ДВС. Плохая работа топливной системы, изношенная поверхность цилиндропоршневой группы, утечка через маслосъемные колпачки и другие неисправности в двигателе приводят к повышенному расходу моторного масла внутри самого мотора. Причиной масложора может стать и неправильная эксплуатация автомобиля, вплоть до слишком частых простоев в пробках на улицах мегаполисов.
Потеря функциональных свойств маслосъемных колец, увеличенные зазоры колец в поршневой канавке и в замке – это одни из главных и наиболее распространенных причин масложора в двигателях внутреннего сгорания. В результате на стенках цилиндра остается и затем сгорает масло, а в картер прорывается больше продуктов неполного сгорания топлива.
Неисправный воздушный фильтр
Плохо очищенный воздух несет в себе частицы пыли, которые оседают внутри цилиндра и становятся буквально абразивом при движении поршня. В результате такого абразивного износа металла увеличиваются зазоры в цилиндропоршневой группе, а масло остается на стенках цилиндра из-за неплотного прилегания маслосъемных колец и сгорает вместе с топливно-воздушной смесью. От этого и происходит чрезмерный расход масла (масложор) с появлением характерного сизого дыма, выходящего из выхлопной трубы.
Такой абразивный эффект возникает при скоплении попавшей с воздухом пыли в канавках маслосъемных колец. Смешиваясь с моторным маслом, грязь превращается в пастообразный абразив, который во время хода поршня постепенно истирает внутреннюю поверхность цилиндра, поршневые кольца и канавки.
Клапаны и газораспределительный механизм
Сильный износ сальников клапанов (маслосъемных колпачков) и направляющих клапановы втулок – еще один источник масложора. Вулканизация полимерного материала маслосъемных колпачков от повышенной температуры, больших нагрузок и попросту от времени приводит к потере их упругости. Они твердеют и растрескиваются, открывая беспрепятственный путь для протечки масла.
Клапанные втулки служат немного дольше, однако несвоевременная их замена приведет к раскачке клапанов и дополнительному биению о сальники, которые в итоге теряют свою герметичность. В результате появляется эффект масложора, когда моторное масло беспрепятственно стекает по стержню клапана непосредственно в камеру сгорания.
О таком источнике масложора свидетельствует густой обильный дым из выхлопной трубы при запуске прогретого двигателя, и уменьшение интенсивности дыма во время движения автомобиля. Второе свидетельство масложора из-за изношенных клапанных втулок и маслосъемных колец – большое количество масла на резьбе свечи зажигания.
Здесь важно не только вовремя заменять маслосъемные колпачки и контролировать целостность клапанных втулок, но и следить за самим клапаном. Не допускается его люфт. Даже минимальный еле заметный поперечный ход стержня при интенсивной эксплуатации двигателя быстро разобьет новый маслосъемник и направляющую втулку.
Турбокомпрессоры
Газодинамическое уплотнение вала – естественный источник попадания моторного масла во впускную систему. Масложор в указанных автопроизводителем допустимых пределах – это нормально даже при исправно работающем новом турбокомпрессоре. Как и поршневые компрессионные кольца, газодинамическое уплотнение не идеально герметично, а значит, частично газы проникают сквозь него.
При нарушении режимов эксплуатации двигателя может возникнуть ситуация, при которой наблюдается одновременное повышение давления выхлопных газов на выходе и зона сильного разряжения на входе. Такая недопустимая разница провоцирует частичный прорыв газа в холодную улитку из горячей через газодинамический затвор. Внештатный впрыск газа несет с собой распыленное масло из центрального корпуса в сторону впуска.
Определить самостоятельно этот источник масложора можно по запотеванию на патрубковых стыках турбины, а также по наличию масла в интеркулере. Количество потерь масла в таком случае никак не нормируется автопроизводителям. Одна из основных причин износа газодинамических уплотнений с появлением эффекта обратной разницы давлений на входе и выходе – снижение производительности воздушного фильтра и нейтрализатора. Для снижения масложора в такой ситуации достаточно заменить забитый фильтр.
Неисправная система вентиляции картерных газов
Снижение производительности вентиляции картерных газов нередко приводит к масложору даже при условии идеальной работы цилиндропоршневой группы. Чаще всего это происходит из-за неизбежных отложений, которые уменьшают производительность маслоотделителей с сокращением ресурса управляющих клапанов вентиляции.
Из-за скопившихся отложений клапан начинает работать некорректно, ухудшая качество вентиляции газов с неизбежным попаданием большого количество моторного масла в воздуховод. Масло сгорает в камере сгорания, оставляя внутри нее нагар.
Неполное сгорание топливно-воздушной смеси
Жидкое топливо смывает моторное масло с рабочих поверхностей цилиндропоршневой группы. Такой эффект возникает из-за неправильной работы топливной системы, когда топлива слишком много в топливно-воздушной смеси и оно не полностью сгорает. Неполное сгорание приводит к выпадению топлива на стенки цилиндра и смыванию с него масляной пленки.
Это косвенная причина масложора, поскольку прямого воздействия на чрезмерный расход моторного масла она не оказывает. Однако смывание масляной пленки приводит к повышению трения между поршнем и цилиндром. Сухое трение резко ускоряет износ ЦПГ, снижает мощность двигателя и приводит к масложору, когда моторное мало начинает попадать в камеру сгорания через изношенные маслосъемные кольца и поршневые канавки.
В дополнение к смыванию масляной пленки несгоревшее топливо попадает в масляный поддон. Это приводит к ухудшению качества масла, его разжижению и увеличению объема, порождая замкнутый круг, когда один источник масложора приводит к новым причинам чрезмерного расхода ГСМ.
Низкое качество моторного масла, его выработка или несоответствие марки
Угар или, проще говоря, масложор может появиться из-за полной выработки ресурса масла еще до окончания межсервисного интервала до проведения планового техобслуживания машины. Это наблюдается при тяжелых эксплуатационных условиях, когда автомобиль и его двигатель работают на предельных мощностях.
Зная о таких режимах работы, необходимо сокращать интервал замены моторного масла. В противном случае отработавшее свой ресурс масло приводит к образованию нагара в цилиндропоршневой группе и к залеганию поршневых колец. В результате снижается герметичность и увеличивается трение с образованием новых задиров, приводящих к масложору. Это еще один замкнутый круг с нарастанием, как снежный ком, проблем и появлением новых причин масложора.
К аналогичному эффекту приводит и несоответствие марки моторного масла рекомендациям автопроизводителя. Отклонения от нормы по вязкости и другим параметрам точно так же, как и отработанное старое масло, становится причиной нарастающих и порождающих друг друга причин масложора.
Таблица с причинами
Часть двигателя | Поломка, приведшая к масложору | Способ диагностики |
---|---|---|
ГБЦ (блок цилиндров) | Изношенная прокладка | Визуальный осмотр |
Коленчатый вал | Изношенные сальники | Разборка мотора на СТО |
Масляный фильтр | Выработка ресурса, засор, непрочное крепление | Визуальный осмотр |
Клапаны ГРМ | Потеря эластичности и герметичности маслосъемных колпачков | Визуально-тактильный осмотр |
Поршни | Разрушение и закоксовывание маслосъемных колец | Синий дым в выхлопных газах |
Картер | Засоренная вентиляция с избыточным давлением | Удерживая плотно ладонь на маслозаливном отверстии, определить наличие избыточного давления или его отсутствие |
Цилиндры | Изношенность рабочей поверхности ЦПГ с задирами, трещинами | Визуально при разборке ЦПГ на СТО |
Что будет, если не устранить?
Многих автовладельцев не особо беспокоит проблема чрезмерного расхода моторного масла, ввиду малой интенсивности использования машины. Полагая, что проще подлить ГСМ, чем отдавать авто на дорогостоящую диагностику и ремонт, такие автолюбители сильно заблуждаются и рискуют оказаться в ситуации, когда «скупой платит дважды».
Масложор – это не просто чрезмерный расход масла, это серьезный симптом системных проблем в двигателе. Снижение уровня масла может привести к полному выходу из строя двигателя. Ремонт таких неисправностей стоит очень дорого. Это несоизмеримо с затратами на плановое техобслуживание и использование специальных триботехнических присадок для моторного масла, которые в разы снижают риск появления описанных выше причин масложора.
Жор масла на примере Лада Веста с двигателем 1.8 л и способы его устранения
Появление Лада XRAY и Веста с двигателем 1.8 литра было омрачено активным масложором в совершенно новых автомобилях. Массовые жалобы на форумах автовладельцев свидетельствуют о завышенном расходе моторного масла – более литра на 1000 км пробега. На протяжении последних трех лед инженеры ВАЗа предприняли ряд улучшений, которые позволили снизить расход ГСМ до нормальных значений.
Избавить двигатель 1.8 л от масложора на Ладе Веста помогли:
Конструкторы ВАЗа рекомендуют использовать для двигателей объемом 1.8 литра более вязкое моторное масло марки 5W40, а также добавлять в него триботехнические присадки для защиты от износа и восстановления поверхности ЦПГ. Это резко снижает масложор, повышает мощность двигателя и уменьшает расход топлива.
Триботехнические присадки
Снижение трения в цилиндропоршневой группе и устранение признаков механического износа – главные способы профилактики масложора. Триботехнические добавки для моторного масла снижают фрикционный износ и восстанавливают изношенную поверхность благодаря формированию нового слоя металла.
Присадки Супротек устраняют образовавшиеся царапины, задиры и другие следы механического износа ЦПГ. Металлические микрочастицы буквально заживляют такие «раны», не допуская попадания масла в камеру сгорания и предотвращая его угар.
Триботехнические присадки Супротек «Актив Стандарт» можно использовать даже для предотвращения масложора в двухтактных двигателях, которыми оснащают мопеды, лодочные моторы, бензопилы и прочую мототехнику. Для зашиты от масложора турбодвигателей с непосредственным впрыском TSI и послойным TFSI рекомендовано использовать усиленные триботехнические присадки типа Супротек «Актив Плюс».
Присадка в двигатель «Супротек Актив Стандарт»
Для безнаддувных бензиновых двигателей объемом до 1,6 литра. Восстанавливает и выравнивает компрессию, снижает расход топлива и масла на угар, защищает поверхности трения в ЦПГ, и газораспределительном механизме от износа при запуске и перегревах.
Масложор – это норма?! Почему исправный двигатель ест масло
Исправный гарантийный мотор потребляет масло литрами? Увы, это вполне возможно
В старых американских фильмах водители на заправках часто произносили одну и ту же фразу — что-то типа «Полный бак и проверьте масло!» Когда-то это считалось нормой: если в двигателе плещется какая-то жидкость, то она обязана расходоваться, причем довольно быстро. Сегодня же, когда интервал между ТО может составлять 15–20 тыс. км, а водитель умеет заправлять разве что бензин, быстрое расходование моторного масла кажется серьезной неисправностью. Но это не всегда так: масло расходуется и в наши дни, причем быстрее, чем хотелось бы.
Почему это происходит?
Инженер знает, что любой двигатель внутреннего сгорания всегда потребляет масло. Когда поршень удаляется от камеры сгорания, на зеркале цилиндра всегда остается масляная пленка: без смазки мотор долго не протянет. Очевидно, что под воздействием высоких температур эта пленка быстро угорает: это одна из главных статей масляного расхода.
От цилиндра — в картер. Доля масла вылетает вместе с картерными газами через системы вентиляции картера — после этого она проходит через впускные клапаны и тоже сгорает в цилиндрах мотора. Свою долю в расход вносят неидеальные маслоотражательные колпачки. А поскольку большинство современных ДВС является надувными, в общий баланс расхода добавляется утечка через уплотнения вала, который соединяет рабочие колеса.
Существует ли обкатка мотора?
— Никаких обкаток! — уверенно скажет вам любой менеджер. — Наши моторы — они выше этих дедушкиных сказок: сел и поехал!
А инженер промолчит. Катить бочку на свою фирму он не станет, однако же в беседе без микрофонов спокойно подтвердит, что поверхности поршневых колец и цилиндров у новенького мотора имеют более высокую шероховатость чем у тех двигателей, которые уже проработали сотню моточасов. Длительность обкатки зависит от стиля езды, дорожных условий и т. п. — главное в том, что она реально существует. То же касается и величины масложора: она зависит от множества факторов.
Впрочем, к масложору привела тенденция совершенствования ДВС путем даунсайзинга — уменьшения всего, что можно уменьшить. Однако тот же поршень нельзя уменьшать, не экономя на чем-то важном. Сэкономили, к примеру, на дренажных окнах, вместо которых появились крошечные отверстия, число которых различается от модели к модели. В любом случае отвод масла при этом ухудшается, а потому его угар растет. Та же проблема и с другими отверстиями — в маслосъемных кольцах. А чтобы маленький мотор не уступал предшественнику в мощности, его снабжают турбокомпрессором, который также кушает масло. Отметим, что чем слабее этот мотор, тем выше у него будет расход масла: увеличивается давление в цилиндрах, что приводит к росту угара.
Как мы ездим
Чем выше скорость автомобиля, тем чаще в него придется подливать моторное масло. Это вполне объяснимо: поршни двигаются интенсивнее, с каждым ходом добавляя дозу масла, которое сгорит. Тот же эффект возникает при увеличении нагрузки: езда по бездорожью, буксировка прицепов, чрезмерная загрузка, горные дороги, агрессивная езда и т. п.
Расход масла зависит, помимо прочего, от погоды. Когда вокруг царит пекло, масло разжижается, а потому легче проникает в зону угара. Однако порой наблюдается и «зимний» масложор. Чтобы каталитический нейтрализатор быстрее вышел на рабочий режим, система управления двигателем увеличивает подачу топлива в камеру сгорания — масло при этом теряет вязкость.
О влиянии коробки передач на расход моторного масла можно спорить. Однако многие специалисты полагают, что «механика» может несколько повышать масляный аппетит мотора, поскольку передачи могут переключаться водителем не вполне оптимально, а потому нагрузки на мотор могут возрастать.
Как обслуживаем?
Грязный воздушный фильтр повышает разрежение и нарушает настройку вентиляции картера. Плохо затянутый масляный фильтр или пробка слива масла — это путь почти к мгновенному падению уровня масла ниже допустимого. Неверно выбранное моторное масло — скажем, 0W-20 вместо рекомендованного — также может привести к масложору: оно просто вытечет… Само собой, что если вместо нормального моторного масла владелец приобрел нечто «левое» — как по неведению, так и польстившись на ценник, то повышенному расходу удивляться не стоит.
В целом же, рекомендации простые. Если к собственному стилю вождения у вас претензий нет, то не ленитесь время от времени поглядывать на масляный щуп. А в багажнике хорошо бы иметь хотя бы литровую упаковку рекомендованного для вашего мотора масла. В первую очередь это касается обладателей автомобилей, которые славятся повышенным расходом масла — взять тот же «Туарег», способный съедать литр на тысячу пробега.