Чем опасен гербалайф для женщин
Вреден ли Гербалайф для здоровья, свойства и противопоказания
Гербалайф – международная корпорация, деятельность которой основана на прямых продажах полезной и диетической продукции. Именно качество этих продуктов стало предметом многочисленных споров. Одни считают, что Гербалайф – это современный способ правильного похудения, другие же называют продукцию неэффективной и утверждают, что компания – не более, чем грамотно построенная финансовая пирамида. Так в чем же польза и вред Гербалайфа на самом деле?
История компании Гербалайф
В 1980 году молодой американец Марк Хьюз создал бренд под названием Гербалайф. На этот шаг его подтолкнула личная трагедия, связанная со смертью матери от злоупотребления таблетками для снижения веса. В те года было модно смешивать продукцию для похудения с наркотическими веществами, позволяющими долго обходиться без еды. Однако такая схема снижения веса не проходила бесследно и приносила больше вреда, чем пользы. Тогда молодой и амбициозный Марк решает создать полезный продукт на основе растительных компонентов, насыщенный чудодейственными свойствами и работающий без изнурительных диет. Продукт получил название «Гербалайф»: от латинского корня herba – «травы» и английского life – «жизнь». Протеиновой коктейль из «трав жизни» Формула 1 стал первым официально зарегистрированным товаром фирмы Гербалайф. Изначально продажи нового продукта происходили прямо из автомобиля предпринимателя, на котором он его развозил по соседям и ближайшим районам. Такой подход помогал обеспечивать сбыт Гербалайфа без дополнительных растрат начального капитала на рекламу и привлечение работников. Череда грамотных маркетинговых решений, предпринимательский талант и полезные связи с людьми, производящими продукцию для здорового образа жизни, позволили Марку Хьюзу построить целую многомиллионную империю на глобальной проблеме похудения.
Описание основной продукции Гербалайф
Продукты фирмы Гербалайф делятся на пищевые добавки и ухаживающие средства для поддержания внешней красоты. Самые популярные из препаратов:
Помимо пищевых добавок, компания Гербалайф предлагает большой выбор продукции с ухаживающими свойствами – маски для лица, крема для тела, шампуни и кондиционеры для волос.
Состав и качество продукции Гербалайф
Вся продукция Гербалайф производится только из полезных, натуральных и экологически чистых компонентов. Каждый продукт изготавливают на основе тщательно отобранных экстрактов растений и трав, для выращивания которых существуют специальные плантации, принадлежащие компании. Рядом с полями располагаются производственные комплексы, где растения подлежат итоговому контролю качества и дальнейшей переработке с минимальной потерей целебных свойств. Все производство сертифицировано, а польза каждого из препаратов подтверждена Министерством здравоохранения Российской Федерации и еще 74 стран. Несмотря на все мифы, о том, что продукция Гербалайф опасна для здоровья, ее употребление безвредно на официальном уровне.
Принцип действия Гербалайф
К сожалению, как и все пищевые добавки, продукты Гербалайф не смогут сотворить чуда. Коктейли и порошки не способны сжигать лишние килограммы на глазах. Они лишь делают процесс похудения проще и комфортным. Любой сотрудник компании знает, что максимальная польза продукции Гербалайф проявляется только в случае грамотно подобранной системы питания и ответственного соблюдения следующих рекомендаций:
Таким образом, польза продуктов Гербалайф – лишь одна составляющая процесса, возвращающего молодость, здоровье и красоту.
Польза Гербалайфа для похудения
Польза Гербалайфа для похудения и здоровья человека очевидна. Все продукты безопасны, высоко витаминизированы и состоят из растительных компонентов. Употребление чудо-коктейлей в пищу поможет очистить организм от вредных токсинов, нормализовать метаболизм и укрепить иммунитет. Помимо этого, приобретение продуктов Гербалайф несет некую психологическую нагрузку. Человек тратит немалую сумму на приобретение именно комплексного продукта питания для похудения, что позволяет ему настроиться на диету и соблюдать ее установленное количество времени.
Диета Гербалайф
Набор продуктов в программе диетического питания Гербалайф напрямую зависит от желаемого результата. Существуют разные программы, нацеленные:
Специально подготовленный продавец-консультант продукции Гербалайф выбирает одну из существующих программ питания, основываясь на потребностях и индивидуальных характеристиках человека, среди которых — скорость метаболизма, стартовое соотношение веса и роста.
Меню на неделю
Секрет диетических продуктов питания Гербалайф заключается в сокращении количества углеводов за счет увеличения содержания полезного высококачественного протеина. Режим приема на неделю составляется индивидуально, относительно изначальных характеристик человека и его пожеланий. Примерное меню из продуктов на неделю для желающих сбросить лишний вес:
Cпроси меня как: что случилось с глобальной пищевой «сектой» Herbalife
МОСКВА, 11 мар — РИА Новости, Наталья Дембинская. В США завершилась пятилетняя война инвесторов за одну из крупнейших сетевых компаний мира Herbalife. Авторитетный финансист Билл Экман пообещал стереть Herbalife с лица Земли и развернул мощную кампанию, стремясь обрушить акции этой фирмы. К травле подключились регулирующие органы и даже звезды футбола. Но Федеральная комиссия по торговле США отказалась официально признать Herbalife финансовой пирамидой, и Экман потерял миллиард долларов.
О том, как возникла и развивалась сетевая империя, почему она была так популярна в России и что происходит с ней сейчас, — в материале РИА Новости.
С чего все началось
Herbalife основал в 1980 году американец Марк Хьюз. В 19 лет он лишился матери, которая многие годы экспериментировала с различными диетами и препаратами и умерла от передозировки таблеток для похудения.
У него возникла идея: нужно создать безвредные для здоровья растительные препараты и разработать диетическую программу на их основе.
Некоторый опыт в этой области имелся — в середине 1970-х Хьюз продавал диетическую продукцию компаний Seylforth Laboratories и Golden Youth. И на рынке сложились благоприятные условия для такого бизнеса: набирали популярность разнообразные диеты, тщательный уход за собой и оздоровительный спорт. Процветали производители спортивных товаров вроде Nike.
Хьюз посвятил в свои планы Ричарда Маркони, работавшего на Seylforth Laboratories. Маркони его поддержал — идейно и финансово. Вскоре был готов оригинальный комплекс для похудения Herbalife («Травы жизни»).
Пробную партию Хьюз распродал с грузовика, объезжая окрестные районы. Но предприниматель понимал: чтобы добиться успеха, нужна более эффективная маркетинговая стратегия.
Прямые продажи
Надо сказать, что Хьюз был не только хорошим продавцом, но и грамотным психологом. Общаться с людьми он научился в реабилитационном центре для наркозависимых. И он сделал ставку на прямые продажи с минимальными затратами на рекламу. Теперь Хьюз каждому клиенту предлагал стать дистрибьютором. Подключил и бывших коллег из сферы диетического питания. Желающих присоединиться к уже действующему бизнесу было много. В первый же год оборот компании достиг 2,5 миллиона долларов.
Потребителям объясняли, что эффект будет, если употреблять комплекс добавок на протяжении длительного периода времени. Это обходилось недешево. Например, программа по снижению веса стоила около 30 долларов в месяц. Но компания была готова вернуть деньги в случае неудачи.
«Семья» Herbalife
Хьюз обеспечил своим сотрудникам мощную мотивационную подпитку. Чтобы они чувствовали себя частью сплоченной семьи, он проводил различные семинары и тренинги, где выдающиеся продавцы рассказывали о том, как компания изменила их, открыв путь к правильному питанию и здоровому образу жизни.
Herbalife заполонила эфир американских кабельных телеканалов, выпускала свой журнал, где благодарные клиенты делились историями чудесного исцеления. Дистрибьюторы были обязаны всегда носить значки с фирменным слоганом: «Хочешь похудеть? Спроси меня как».
Все это напоминало не семью, а настоящую секту, которая поглощала все больше людей с непостоянными заработками, неутомимых борцов с лишним весом и умиравших от скуки и безделья домохозяек.
В распространители записывались в основном эмигранты и безработные. Они рассматривали это как социальный лифт, отмечают авторы книги «Гербалайф» и компания: панацея или новая болезнь XX века?».
Сомнения в безопасности продукции
В самый разгар триумфальной экспансии Herbalife привлекла к себе внимание регуляторов. Клиенты жаловались на головную боль, тошноту, изжогу, симптомы отравления, хотя компания уверяла, что ее продукты абсолютно натуральны и безопасны.
Масла в огонь подлил и выпуск нового продукта «Формула 2», который многие дистрибьюторы начали представлять как лекарство от всех болезней, в том числе и от онкологии.
К тому же журналисты выяснили, что у основателя-миллиардера всего лишь среднее образование и нет никаких познаний ни в биологии, ни в медицине.
В 1986-м Хьюз с трудом урегулировал конфликт с властями США. Это обошлось ему в миллион долларов, и на компанию были наложены жесткие ограничения. В том же году Herbalife умудрилась провести IPO, но репутация была изрядно подпорчена, и продажи в США падали.
Экспансия и приход в Россию
Хьюз переориентировался на внешние рынки, вложив в экспансию огромные средства. К концу 1980-х компания потратила порядка 10 миллиардов долларов, чтобы обрести клиентов в Японии, Мексике, Испании, Израиле, Новой Зеландии.
В 1991 году Herbalife отчиталась о 40-миллионных убытках в США, но за границей дела шли в гору. В том числе в России. Обстановка в стране для сетевика тогда была более чем подходящая: разруха, безработица, нищета. Присоединиться к иностранному бизнесу было очень заманчиво. Именно Herbalife выступила пионером российского рынка прямых продаж.
Компания действовала по отработанной схеме: семинары, тренинги… Суть консультаций сводилась к одному — как правильно «впарить» товар клиентам.
«Сидели там, будто зомбированные, — вспоминает одна из участниц тренингов Herbalife в 1990-х. — Знакомая спустила все семейные сбережения, другая планировала заложить квартиру, чтобы вложиться в Herbalife».
Запреты и обвинения
Основная претензия к Herbalife всегда была в том, что во время приема препаратов пациенты худели и удерживали нужный вес, а после отмены курса вновь толстели.
Все больше клинических исследований в разных странах указывали на то, что препараты на основе лекарственных трав часто не только бесполезны, но и небезопасны. К таким выводам, в частности, пришли исследователи из Университета Аделаиды в Австралии.
Дурную славу, в том числе и в России, снискали полчища безграмотных консультантов, представлявших БАДы для похудения как лекарства, которые лечат все — вплоть до рака.
Первой продажи Herbalife ограничила Франция — когда были подтверждены осложнения от препарата: ноcовые кровотечения, головные боли, расстройства желудка. Ее примеру последовали Швейцария, Австралия и Норвегия. А Бельгия официально признала Herbalife финансовой пирамидой.
Тем не менее бельгийский суд признал: компания ведет бизнес таким образом, что заработки дистрибьюторов зависят прежде всего от числа привлеченных клиентов, а объем продаж потребителям, не занимающимся распространением, ничтожен.
Что дальше
В 2003 году Herbalife возглавил Майкл Джонсон, проработавший до этого 17 лет в компании Walt Disney. Он сократил издержки, сделал упор на результаты тестирования продукции, увеличил вложения в научные исследования.
Джонсон изменил и рыночное позиционирование: с диет компания переключилась на здоровое питание, заключив рекламные контракты с известными спортсменами. Herbalife наращивает число клиентов, а не распространителей, уверял Джонсон.
Однако по-прежнему звучали обвинения в мошенничестве и организации финансовой пирамиды. В декабре 2013 года финансист Билл Экман пошел в наступление на Herbalife, заявив, что сотрет компанию с лица земли. В течение года он изучал ее бизнес и пришел к выводу, что это «самая эффективная пирамида в истории».
От властей США требуют признать Herbalife финансовой пирамидой и запретить ее деятельность, что послужит сигналом и для других рынков.
Но пока сетевой гигант (теперь он называется Herbalife Nutrition) работает более чем, в 90 странах. Годовой оборот компании — 4,5 миллиарда долларов. Недавно открылся большой офис в центре Москвы.
Пить или не пить: как грамотно выбирать витамины?
Почему «солнечный» витамин D нужен не только зимой, стоит ли доверять поливитаминам, как выбирать омега-3, чем грозит недостаток йода в организме и как поддержать «худеющий» организм на диете? Эндокринолог GMS Clinic Ольга Игнатова дала интервью для интернет-портала Posta Magazine.
Про важное влияние витаминов на наш организм говорят повсюду. Зачастую данные о чудо-эффектах либо надуманны, либо взяты из небольших исследований или из описания интересных клинических случаев. Сейчас много говорится о роли витаминов C и D в лечении рака, например. Но грамотный врач в своих рекомендациях обычно ориентируется на принципы доказательной медицины, на международные рекомендации в этой области, и эта позиция, безусловно, отличается более спокойным отношением к пользе витаминов. Польза — и доказанная — несомненно, есть. Но, во-первых, никаких сенсаций, во-вторых, витамины нужно принимать с умом и регулярно. В настоящее время люди достаточно неплохо и регулярно питаются, поэтому практически не встречаются авитаминозы и полиавитаминозы, а вот гиповитаминоз — нехватка определенного витамина — сплошь и рядом. Именно по этой причине не стоит, по моему мнению, употреблять поливитамины: не все 15–30 витаминов из этой баночки действительно нам нужны, нет точного понимания, какие из них и в каких объемах всасываются именно вашим организмом. Обычный человек, если он не страдает тяжелыми гастроэнтерологическими заболеваниями и у него нет, например, синдрома мальабсорбции либо перенесенной операции на желудке, просто не нуждается в таком комплексе витаминов.
Россияне склонны иметь дефицит определенных витаминов и микроэлементов: например, люди, придерживающиеся строгих диет, и вегетарианцы склонны к дефициту железа, B12, магния, незаменимых аминокислот и достаточно часто страдают от выпадения волос, слабости, анемии, судорог мышц ног.
Мужчин чаще характеризует дефицит витаминов группы В (недостаточное употребление цельнозерновых, круп, злоупотребление алкоголем). Так как они предпочитают мясное и почти не едят фрукты и овощи, растительные жиры, орехи и рыбу, им не хватает полиненасыщенных жирных кислот (омега-3), полезной для пищеварения клетчатки. Плюс из-за недостаточного употребления молочных продуктов рацион беден кальцием и пребиотиками. Очень многие страдают от недостатка полиненасыщенных жирных кислот, так как в нашем районе нет рыбы хорошего качества — и в силу ее дороговизны, и в силу некачественных продуктов: рыба, выращенная на фермах, питается совершенно не так, как должна. Ну и мало кто из нас постоянно употребляет в пищу, например, оливковое масло или орехи.
Что пить: йод
В первую очередь я, как эндокринолог, должна сказать о дефиците йода. Наша страна принадлежит к региону со средним и умеренным дефицитом йода в почве. Во многих других странах с такой же особенностью раз и навсегда введено обязательное йодирование соли на производстве, и жители страны, покупая, например, хлеб, получают с ним необходимый организму йод. У нас же обязательное йодирование было ошибочно отменено еще в 80-х, и до сих пор, несмотря на усилия ведущих эндокринологов страны, эта проблема не решена.
По данным исследования, проведенного в 2000-х, уровень IQ школьников уже в то время стал ниже на 20% по сравнению с 80–90-ми годами.
Как пить
Детям до 3 лет — препараты калия йодида в таблетках по 100 микрограмм в день, можно растворять в воде, можно купить детские пастилки с йодом, рассасывающиеся во рту. Также йод нужно пить беременным и подросткам с 15 лет, когда идет активный рост щитовидной железы. Впрочем, бездумно «есть йод» не стоит: просто так его пить во взрослом возрасте бесполезно, а после 45 еще и рискованно из-за большого распространения узлового зоба в категории людей 45+.
Что пить: витамин D
Причем дефицит наблюдается у людей всех возрастов. На витамин D сейчас настоящий «бум», исследований масса, но мы будем говорить лишь о доказанных эффектах. Их три:
Кроме того, витамин D положительно влияет на репродуктивную функцию у мужчин, способствуя увеличению мужского гормона тестостерона, и у женщин, в том числе стимулируя обновление волосяных фолликулов и улучшая состав рогового слоя и смягчая его. Поэтому он используется в комплексном лечении атопического дерматита и псориаза.
Как пить
Витамин D не обязательно принимать каждый день. Например, если вы побрызгали горлом люголем (это годовая норма йода), организм возьмет лишь дневную норму, а остальное выведет. А вот для витамина D у нас есть депо, как, например, для железа. Можно принимать раз в неделю, раз в месяц или даже раз в полгода — про запас. Самый простой способ определить необходимую дозу — сдать анализ крови на содержание витамина D (сейчас стоимость анализа становится все доступнее). Если такой возможности нет, то ориентируйтесь на усредненную безопасную норму: дети — 500 МЕ в день, взрослые — 800–1000 МЕ, женщины в менопаузе — 1000–1500. Эффект виден сразу: чувствуешь бодрость, дети в два раза меньше болеют, утром вставать проще. Главное — понимать, что самому себе можно прописать только вот этот неактивный витамин колекальцеферрол D3, который организм запасет и будет «активировать» по мере надобности. Активная же форма витамина альфакальцидол прописывается врачами и только по определенным показаниям, например, при проблемах с почками. В этом случае вся доза, попавшая в организм, будет «работать» сразу.
Витамин D: взгляд в будущее
Исследования продолжаются, результаты благоприятные: предположительно, у людей с ожирением витамин D регулирует жировой обмен и помогает похудеть. Согласно многим данным, он также может помочь снижать уровень сахара у диабетиков. Еще одно направление исследований — влияние витамина D на нервную ткань, что может помочь нам продвинуться в лечении невропатической боли. Есть интересные исследования по предотвращению им депрессии. Плюс, если будет доказана эффективность, витамин D может облегчить жизнь пожилым, у которых из-за слабости мышц и головокружений нередки падения и переломы, и именно у пожилых они часто заканчиваются летальным исходом. Человек сломал ногу, лег в постель и уже не встает, потому что от лежачего образа жизни в этом возрасте появляется масса проблем, например, застой в легких и пневмония. Все перечисленные пункты еще не вошли в серьезные «руководства к действию» для врачей, но эти исследования уже точно вышли из рамок студенческих.
Что пить: омега-3
Как пить
Что пить: витамин С
Как пить
Пить для антиэйдж-эффекта по 200 мг. С той же целью можно пить альфа-липоевую кислоту — это самый сильный антиоксидант с доказанным эффектом.
Что пить: кальций
Как пить
Ирина Мирошниченко в рекламе донесла до нас, что важно принимать кальций, но не предупредила, что он не усваивается без достаточной дозы витамина D. Если витамина D достаточно, то 3 обычные порции молочных продуктов в день — например, стакан молока в кашу, 30 г сыра или баночка йогурта в полдник и кефир на ночь — легко восполнят норму кальция и без витаминов, а вот если наблюдается его дефицит, то кальций не будет усваиваться, и организм начнет разрушать кости, чтобы достать кальций оттуда — именно так появляются отложения кальция в организме: это наш внутренний кальций.
Вредная для здоровья продукция, секта и финансовая пирамида — в чем обвиняют компанию Herbalife
Обозреватель vc.ru изучил историю Herbalife, которую с начала существования обвиняют в выпуске вредной для здоровья продукции, а также в организации финансовой пирамиды и секты. Доказать вину Herbalife пока никто не смог, и компания все еще продолжает работу в 90 странах мира.
Компания Herbalife известна людям по всему миру. Некоторые считают Herbalife производителем качественной продукции и пытаются заработать как ее дистрибьюторы — другие называют самой успешной финансовой пирамидой в истории. Сама компания продолжает работать по всему миру и время от времени объявляет о новых рекордах в выручке.
Марк Хьюз и создание Herbalife
Компанию в 1980 году основал Марк Хьюз. Мать Хьюза якобы умерла от передозировки таблеток для похудения, и после этого он решил посвятить жизнь поискам эффективного средства, помогающего людям худеть легко и без лишнего риска. Некоторые источники называют эту историю признанной официально и указывают на то, что в 1985 году она была опубликована в Herbalife Journal.
Эта версия событий чрезвычайно популярна, но ее часто воспринимают скептически. В интернете можно встретить несколько причин смерти матери Хьюза, среди которых, например, смешивание наркотиков и таблеток для похудения или обычная передозировка.
Более или менее правдивая история жизни Хьюза до основания Herbalife выглядит так. Родители Марка развелись, когда ему было 14 лет, хотя часть источников утверждают, что его отец ушел из семьи сразу после рождения Марка. Мать будущего предпринимателя вышла замуж во второй раз, и Марк жил вместе с ней и отчимом, отношения с которым у него не заладились. В школе Хьюз слыл хулиганом и «трудным» подростком.
В девятом классе Хьюз по неизвестной причине был исключен из школы. Он начал употреблять наркотики и в итоге был направлен в специальную школу для проблемных подростков CEDU. Здесь юношу реабилитировали, и он проявил способности продавца — успешно продавал лотерейные билеты для поддержки школы. Когда Марку было 19 лет, его мать умерла.
Сам он рассказывал, что женщина всю жизнь экспериментировала с диетами и в конце концов обратилась за помощью к врачу. Тот выписал ей лекарство «Дексамил», в составе которого имелись амфетамины. После нескольких лет его употребления состояние матери ухудшилось, и она могла заснуть, только приняв снотворное, что может быть побочным эффектом препаратов с амфетамином.
От чего точно умерла мать предпринимателя, неясно: возможно, просто из-за неправильного сочетания таблеток для похудения и снотворного. Кто-то говорит, что это была передозировка снотворным или таблетками для похудения; встречается и версия, что всему виной болеутоляющее Darvon. Неизвестно, давал ли себе Хьюз какие-то обещания после смерти матери. Известно, что он обратил внимание на растительные препараты и задумался о создании диетической программы на их основе. Правда, сразу начинать бизнес не стал.
В 1976 году Хьюз продавал диетическую продукцию Seylforth Laboratories и стал одним из лучших дистрибьюторов компании, но долго она не просуществовала. Затем он перешел в Golden Youth, которая распространяла продукцию для похудания и тренажеры, но и она обанкротилась. Есть версия, что некоторое время до Golden Youth Хьюз работал в реабилитационном центре для наркозависимых. Некоторые уверены, что именно здесь он приобрел знания в человеческой психологии и умение манипулировать людьми.
В итоге Хьюз приступил к созданию своей компании. Опыт продаж у него уже был, и он представлял, как это организовать. С нишей проблем тоже не было: в 1980-е годы стал очень популярен уход за собой, диеты и спорт. Та же Nike в конце 1970-х годов резко продвинулась, переключившись со спортсменов на обычных людей.
Сам Хьюз не был специалистом в сфере рационального питания, зато был знаком с Ричардом Маркони, который ранее занимался производством продукции Seylforth Laboratories. Маркони считался настоящим специалистом в своем деле, имел докторскую степень в сфере питания и вообще выглядел как блестящий ученый.
В 1985 году оказалось, что докторскую степень Маркони получил в заочном университете без аккредитации, и компания в своем журнале перестала называть его доктором. Несмотря на это, до сих пор можно найти упоминания о том, что Маркони выполнял заказы даже для NASA.
При деятельном участии Маркони была создана программа для снижения веса от Herbalife, построенная на применении продукции компании. В год основания в продаже появились Формула 1, Формула 2 и NRG. Выпускал их Маркони на фабриках cвоей компании Global Health Sciences. В 2012 году Herbalife владела только 40% фабрик, где производилась их продукция.
Новаторство компании
Главной инновацией Herbalife стала не продукция, а метод продаж. Хьюз, успевший поработать дистрибьютором, выбрал многоуровневый маркетинг. Система еще только зарождалась, но преимущества были налицо — в первую очередь минимальные затраты на продвижение и развитие.
Как и положено в сетевом маркетинге, была продумана вся структура развития сотрудника от независимого дистрибьютора до члена так называемого Founder’s Circle. Тот, кто привел человека в бизнес, назывался спонсором. Главный доход участника структуры Herbalife зависел от скидки: чем выше ранг, тем выше и скидка. Например, для супервайзеров она составляет 50%.
Были и другие источники прибыли. В сетевом маркетинге прибыль зависит от успеха приведенных в бизнес сотрудников. Среди них оптовые продажи, когда тому же супервайзеру выплачивается разница между его скидкой и этим показателем у его дистрибьютора, который закупает товар. Также существуют «авторские гонорары», ежемесячные и ежегодные бонусы.
Для продвижения Марк Хьюз использовал и телевизионные программы Он самостоятельно вел их на кабельных каналах, вдохновляюще рассказывая о том, как продукция Herbalife позволяет людям изменить свою жизнь. Через некоторое время появился журнал Herbalife Journal, где благодарные клиенты рассказывали, как продукция компании помогла им сбросить вес. Кроме того, началась популяризация слогана «Хочешь похудеть? Спроси меня как».
Часто пишут, что для продвижения своих идей Хьюз использовал психологов. Именно они будто бы создали философию компании, помогли сплотить продажников, а также предложили распространить выражение «семья Herbalife» и рассказывать об историях успеха клиентов. Впрочем, знатоком психологии показал себя и сам Хьюз. В компании он стал культовой личностью. Описанный подход, пусть и эффективный, вызвал другую крайность: Herbalife стали воспринимать, как секту, и это все еще продолжается.
Важной идеей Хьюза стало проведение всевозможных семинаров, тренингов, курсов. Первый из них в 1980 году провел Джим Рон. В дальнейшем и сам Хьюз стал спикером на подобных мероприятиях, а также приглашал различных знаменитых продавцов и мотивационных ораторов. Вся система была направлена на то, чтобы сделать эффективнее работу дистрибьюторов.
Колоссальный успех компании подтверждают ее стремительные переезды в офисы большей площади. Уже в 1982 году Herbalife начала интеграцию в Канаду, а в 1985 успешно вышла на рынки Австралии и Великобритании.
Разбирательства и выход на международный рынок
Еще в 1982 году продукцией Herbalife заинтересовалась FDA (Food and Drug Administration, Управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных средств), узнав, что у части клиентов компании ухудшилось самочувствие. Среди негативных проявлений встречались разные симптомы, в том числе диарея, головокружение и головная боль. Дистрибьюторы в таких случаях отвечали, что это явный сигнал очистки организма, но властей это не убедило.
Привлекла внимание и продукция, которая, как было заявлено, помогала против многих болезней и даже растворяла опухоли. Среди них, например, Формула 2, которая должна была лечить более 75 заболеваний, начиная с пигментных пятен и заканчивая онкологическими болезнями. Кроме этого, продукция Herbalife продавалась как лекарства, а это означало, что перед продажей она должна проходить специальную проверку. Конечно же, не обошлось и без исков от недовольных клиентов, которым средства Herbalife не помогли.
Обвинения FDA и Министерства здравоохранения США Хьюз называл клеветой, а в 1984 году даже подал в суд, но в итоге отозвал иск. К нападкам на Herbalife приложила руку и CNN, показавшая исследовательскую лабораторию Herbalife, которая оказалась конференц-залом на фабрике Маркони с огромным количеством книг. Сам производитель отметил, что в исследованиях участвует много специалистов, но конкретные данные не назвал.
Хьюз оказался на сенатских слушаниях: компания обвинялась в четырех смертельных случаях с потребителями и еще множестве нарушений. Претензии были к продукции компании и особенностям ее распространения. Многие решили, что на этом Herbalife настанет конец, но Марк неожиданно победил — по общему мнению, из-за того, что не поскупился на адвокатов.
Ему задали целый ряд вопросов о продукции, в частности о том, что у некоторых клиентов после использования продукции компании ухудшается самочувствие. Хьюз ответил, что это всего лишь переходные периоды, которые продолжаются всего неделю и бывают только в 10−15% случаев. Также он объяснил, что на этикетках нет предупреждений потому, что клиентов при встрече предостерегают дистрибьюторы. Появились домыслы о том, что с продукцией Herbalife все в порядке, а за слушаниями стоят фармацевтические конгломераты, у которых из-за компании снизились продажи.
Параллельно судебные разбирательства шли в штате Калифорния: компании вменялась организация финансовой пирамиды и нарушение законов о защите прав потребителей. В каталоге для дистрибьюторов некоторые растительные ингредиенты были описаны как лекарства от 70 болезней. Компания к тому времени обновила справочник и изменила тексты, но какие-то из дистрибьюторов еще пользовались старой версией.
Стоит подробнее остановиться на причинах неоднозначной славы Herbalife. Обычно компанию обвиняют в том, что ее продукция бесполезна или даже вредна. Также ее причисляют к финансовым пирамидам и даже к сектам.
По первому пункту сведения достаточно противоречивы. Довольно много людей рассказывают о чудодейственных средствах Herbalife, но хватает и тех, кто обвиняет компанию в мошенничестве. Сама компания предлагает потребителям не считать ее продукты панацей, а также напоминает, что перед началом продаж в новой стране продукция проходит необходимую сертификацию. А компании, работающие в этой сфере, вообще критикуют часто.
Обычно рассказы о вреде Herbalife остаются недоказанными. Например, в конце 1990-х годов появилась информация, что продукция компании может вызвать тяжелую печеночную недостаточность. Новость быстро разлетелась, но позже объективность этих исследований поставили под сомнения, и громкого дела не вышло.
Обвинения по поводу финансовой пирамиды сыпались на компанию начиная еще с 1980-х годов. Время от времени компания из-за них оказывается под следствием, но ее вина официально остается недоказанной.
Обычно сюда приписывают еще и слишком настырные подходы к продажам, а также то, что дистрибьюторы используют на клиентах (а вышестоящие агенты — на дистрибьюторах) техники НЛП. Именно это, по распространенному мнению, делает людей настолько фанатичными приверженцами компании и помогает продавать продукцию.
Обвинения относительно того, что Herbalife являeтся сектой, встречаются преимущественно на религиозных порталах. Доводы там неоднозначные и часто отсылают к наличию культа личности Марка Хьюза в компании.
Любители теорий заговора доходят до того, что вменяют компании связи с масонами и желание поработить человечество. Самому Хьюзу еще в середине 1980-х годов приписывали связи с сайентологами. Официально не доказано, что Herbalife является сектой.
Кстати, нынешний глава компании отметил, что существующие в России стереотипы о Herbalife несправедливы, компания действует прозрачно и законно. Попутно он посетовал на непонимание модели прямых продаж.
Выход на биржу был, по мнению некоторых источников, чрезвычайно важен для выживания Herbalife. Так было легче начинать мировую интеграцию, которая ввиду успехов в Австралии, Канаде и Великобритании обещала больше прибыли, чем рынок США, где продажи оставляли желать лучшего.
Herbalife в 1990-е годы
В cередине 1990-х годов Herbalife пришлось поменять формулу целого ряда своих продуктов: в США и Канаде началось расследование действия эфедры — ключевого ингредиента некоторых продуктов компании. Под критику попало одно из последних выпущенных средств — Thermojetics: власти Канады грозились его запретить.
По поводу дальнейших событий источники разнятся: более лояльные к Herbalife указывают, что Хьюз сам решил быстро вывести компонент из продукции и к 2002 году это было успешно сделано. Другие объясняют такой шаг тем, что у компании начались проблемы с властями многих стран, где она работала.
Некоторые источники указывают, что расследование в США началось в 1997 году, другие называют 1995-й, когда вышла программа Thermojetics. В их пользу говорит то, что в 1995 году продукция Herbalife была снята с продажи в Германии. В это же время возникли проблемы во Франции: группа местных дистрибьюторов компании входила в какую-то местную религиозную группу, и вместе с препаратами они стали продвигать еще и свою веру. Продажи снизились, а имидж пришлось восстанавливать.
Несмотря на такие ситуации, Herbalife продолжила наращивать обороты и запускать новые линейки товаров. В середине 1990-х годов появилась продукция для ухода за кожей, разнообразные средства для лица, косметика и другие разработки, до того не встречавшиеся в линейках компании. Каталог дополнили новые линии.
В 1996 году Herbalife работала на рынках 32 стран мира — такая скорость экспансии поставила перед руководством новые задачи. Компания начала реформировать свою цепь поставок, чтобы как можно эффективнее обеспечивать продукцией дистрибьюторов и клиентов. В частности, поменялась европейская система распределения: открылся центральный офис в Великобритании, стало больше центров продаж. Компания обзавелась сайтом, а также ввела использование голосовой почты и факса.
В 1998 году Хьюз наконец навестил российский офис Herbalife. В это время продолжалась глобальная интеграция компании, вышедшей на рынок стран Индонезии и Африки и достигшей отличных продаж. Ходили слухи, что Хьюз собирается произвести обратный выкуп акций компании, но у него не хватило на это капитала.
Большинство источников считают, что Хьюз смешал алкоголь и антидепрессанты случайно. В официальной истории Herbalife о причинах смерти основателя не распространяются, зато компания учредила всемирный день памяти Марка Хьюза. Он и сейчас считается культовой личностью: часто можно встретить рассказы сотрудников компании о харизме ее основателя и его умении вдохновлять других.
Акции Хьюза, похоже, отошли его семье: жене Дарси и сыновьям, родному и двум приемным. Должность председателя компании занял отец Хьюза Джек Рейнольдс. Генеральным директором в то время был Кристофер Пейр, пришедший в компанию еще в 1985 году и ставший одним из доверенных лиц Хьюза.
Herbalife под руководством Майкла Джонсона
Поменялась и политика Herbalife относительно выпуска новой продукции. Прошлое руководство использовало так называемые мегазапуски — когда раз в год руководство компании представляло около 19 новых продуктов. Теперь появились и промежуточные отчеты, когда получала расширение определенная линейка товаров.
Подход к научным разработкам тоже изменился. Экспертный совет компании пополнили всемирно известные диетологи, а также известные профессора, среди которых оказался лауреат Нобелевской премии Луи Игнарро. Увеличился объем инвестиций в научные исследования. Кстати, компания сейчас владеет собственным научным центром в Лос-Анджелесе, а также вкладывает деньги в Лабораторию клеточного и молекулярного питания при Калифорнийском университете.
По заявлению Джонсона, продукция компании проходит многоуровневое тестирование, при выпуске проверяется в том числе то, насколько выдержана рецептура. Кроме того, проводятся клинические испытания продукции на базе независимых учреждений. Изменилось и позиционирование компании: во главе угла встала продукция, а с диет Herbalife переключилась на здоровое питание. По словам Джонсона, компания стала увеличивать количество клиентов, а не дистрибьюторов. Стоимость акций компании стабильно растет, как и выручка.
Herbalife стала заключать рекламные контракты с известными спортсменами и спортивными командами: в их числе футбольные клубы «Шахтер Донецк», «Спартак», БАТЭ, L. A. Galaxy. Одним из официальных лиц бренда является Криштиану Роналду. На Олимпийских играх в Рио Herbalife спонсирует олимпийские комитеты Вьетнама, Коста-Рики, Израиля и Италии. Компания поддерживает около 50 спортсменов из разных стран, а также 19 паралимпийцев.
Джонсону удалось серьезно обновить бренд и выйти на высокий уровень прибыли, но критики Herbalife все равно не стало меньше. Во время его управления компанию обвинили в гепатотоксичности продукции, хотя подобная информация публиковалась о ней еще в 1990-е годы. В 2009 году жительница Израиля подала в суд на компанию, заявив, что от употребления продукции бренда у нее появилось хроническое заболевание печени, что может привести к необходимости трансплантации. К обвинениям было прикреплено заключение врача.
Как и раньше, при Джонсоне компанию критиковали из-за методов работы. Финансовой пирамидой Herbalife называли почти всегда, но в конце 2000-х годов такая позиция особенно распространилась. Дело было в дистрибьюторах: в США 73% из них, как оказалось приобретали продукцию исключительно для себя. В мире у компании около 3 млн дистрибьюторов, большая часть из которых приходит в Herbalife cкорее из-за оптовых скидок.
Джонсон в интервью утверждал, что уже длительное время вынашивается идея перевести дистрибьюторов в отдельную категорию клиентов. Впрочем, процесс затянулся, и это позволило обвинить компанию в том, что ее дистрибьюторы ничего не зарабатывают.
В 2011 году Herbalife признал финансовой пирамидой бельгийский суд, но компания оперативно подала апелляцию и в 2013 году победила. Это было только начало: в 2012 году президент Herbalife Десмонд Уолш не смог во время телефонной конференции четко ответить, какой объем продукции продают дистрибьюторы потребителям.
Уолш просто отметил, что 70% товаров приобретают потребители или распространители для личного использования. Такой ответ привел к падению акций на 20%, а также к усилившемуся интересу со стороны акул Уолл-Стрит. Глава фонда Pershing Square Билл Акман, проехавшись по деятельности Herbalife, назвал ее самой эффективной в мире пирамидой, что понизило стоимость акций компании на 21%, а позже продолжил публичные нападки.
В частности, Акман рассказывал, как дистрибьюторы Herbalife теряют средства к существованию, поддавшись на обещания компании. На эту тему был запущен сайт. Параллельно Акман начал против Herbalife игру на понижение, обещая, что все полученные деньги пустит на благотворительность и доведет стоимость акций до нуля. Судя по развернутой кампании и возможностях Акмана, который к тому же призывал включиться в борьбу других инвесторов, компании грозила реальная опасность.
Бренду повезло, что другие акулы Уолл-Стрит, в частности Карл Айкан и Джордж Сорос, приняли его сторону и ловкими действиями помогли акциям компании подняться в цене. Тем временем у Herbalife возникли другие проблемы. Поднявшимся шумом заинтересовались Комиссия по ценным бумагам и биржам и Федеральная торговая комиссия, начавшие расследование относительно Herbalife.
В дальнейшем к ним будто бы присоединилось министерство юстиции США и ФБР. Herbalife вроде бы поддерживала начало расследования, считая, что это поможет ей доказать свою невиновность. Были версии, что в этом замешан Акман, которому приписывается лоббирование начала следствия ФТК. Сам инвестор продолжил высказываться о компании.
Акман прошелся в том числе по работе Herbalife в Китае. Компания была обвинена в том, что выплачивает сотрудникам в регионе комиссию на основе продаж дистрибьюторов рангом ниже, что в КНР запрещено. Оказалось, что в Китае из-за законодательства компания вообще вынуждена ввести для продавцов почасовую оплату труда. Закончилось все это тем, что ФБР и прокуратура обратили внимание уже на Акмана, которому приписывались манипуляции с акциями.
Исходя из последнего пункта все, кто присоединяется к Herbalife, будут разделены на две категории: привилегированные участники и дистрибьюторы. Первые получают скидки при приобретении товаров, а вторые приходят заниматься бизнесом. Дистрибьюторы теперь обязаны предоставлять документацию, подтверждающую сделки, и получают свои комиссионные только по факту розничных продаж.
Изменилось еще несколько особенностей деятельности Herbalife. Появилось требование к дистрибьютору год выждать перед открытием своего клуба здорового питания, а также предоставить бизнес-план. Был увеличен срок, в течение которого можно вернуть членский пакет Herbalife, запрещена автоматическая рассылка продукции. Правда, изменения распространяются только на США, а в других странах они внедрены не будут.