Чем опасен чартерный рейс
Чартерные рейсы: не надо бояться!
Вы любите самостоятельно планировать путешествия? Это несложно – скорее хлопотно. При организации путешествия нужно учитывать множество деталей. И один из самых важных вопросов – транспортный. На чем лучше ехать: самолетом или поездом? Как лететь: прямым рейсом, но дороже, или стыковочным, но дешевле? Что выбрать: чартер или «регулярку»?
Давайте остановимся на последнем вопросе. Все мы знаем, что существует два вида авиарейсов: регулярные и чартерные. Разницу между ними проще всего объяснить на примере наземного транспорта. Есть междугородние автобусы, которые имеют четко установленное расписание и выполняют рейсы согласно ему. Они отправляются с вокзала в назначенное время. Такой автобус уедет, даже если пассажиров будет всего двое. И есть автобусные перевозки по индивидуальному заказу. Их может организовать любая компания или даже частное лицо. В этом случае перевозчик подписывает договор и выполняет перевозку согласно назначенным условиям. Число пассажиров, маршрут и дату отправления выбирает заказчик, и эти условия обсуждаются заранее (собственно, с этого и начинается деловая беседа).
Чартерные рейсы не имеют расписания, на них нельзя купить билет в авиакассе. Чаще всего они идут «в комплекте» с туром, но некоторые компании организуют продажу билетов на чартеры. Для сведущих туристов это неплохой способ сэкономить на авиабилетах. Обычно чартерный перелет стоит дешевле регулярного на 30-40%. Низкая цена объясняется меньшим количеством издержек: самолет не надо никуда гонять «впустую», он заполняется сразу, недогруженность минимальна. Многие компании планируют полеты таким образом, чтобы чартерный самолет доставлял на курорт туристов и сразу забирал оттуда предыдущую партию. В крайнем случае, если наблюдается недобор пассажиров, авиаперевозчик может выделить для чартера самолет меньшей вместимости. А регулярные рейсы далеко не всегда окупаются на 100%, и риск недогруженности при этом закладывается в цену билета.
География чартерных перелетов достаточно велика. Они летают практически в любые страны – в том числе и туда, куда регулярный рейс выполняется раз в неделю. Но больше всего чартерных рейсов совершается по самым популярным туристическим направлениям.
Заблуждения, связанные с чартерными рейсами:
«Чартер – это дорого». Как мы уже говорили, билеты на чартер стоят примерно на 30-40/% дешевле, чем регулярные рейсы в том же направлении. Иногда чартер может быть и наполовину дешевле регулярного перелета. По стоимости с чартером можно сопоставить разве что регулярные рейсы дискаунтеров. Но не факт, что в расписании лоу-костеров будет нужное вам направление, время или частота перелетов.
«Чартер могут отменить». Чартер – это составная часть турпакета, который компания предоставляет клиенту. И компания больше заинтересована в том, чтобы клиенты обратились к ней еще раз, а не в том, чтобы они устремились к конкурентам. Отсюда и тщательный контроль за всеми деталями – в том числе и за выполнением рейсов. Чартерный перелет могут отложить (например, из-за плохой погоды), но не отменить. Если самолет неисправен, компания-перевозчик предоставит другой. Если самолет заполнен не полностью – компания также поменяет его на менее вместительный. В целом же чартерные рейсы отменяют едва ли не реже, чем регулярные.
«Регулярные рейсы – это безопаснее, а для чартеров берут самые разбитые самолеты». Как ни странно, регулярные и чартерные рейсы очень часто выполняются одними и теми же авиаперевозчиками. Соответственно, и самолетный парк у этих компаний в обеих ситуациях один и тот же. И для чартерных рейсов компания будет использовать тот самолет, который подходит по вместимости, по рентабельности и по времени. А не тот, который обязательно развалится над океаном и успешно потопит невыносимых пассажиров.
«Регулярные рейсы – это надежнее». О надежности регулярных рейсов лучше спросить тех, кто не меньше суток сидел в аэропорту из-за отмены или задержки самолета. Таких людей гораздо больше, чем кажется – в этом легко убедиться путем короткого опроса своих знакомых. При этом далеко не все знают, что при задержке рейса на три часа и более авиакомпания должна предоставить пассажирам бесплатное питание. Если же рейс задержался более чем на 8 часов, пассажиры имеют право на бесплатное проживание в отеле за счет перевозчика. Надо сказать, что туроператоры, организующие чартеры, соблюдают эти правила лучше, чем авиакомпании, выполняющие регулярные рейсы. И у пассажира, летящего чартером, больше шансов получить от туристической компании то, что положено ему по закону.
«На чартерных рейсах не кормят – в лучшем случае дадут стакан сока с булочкой». Если это ваш личный опыт – значит, вам попалась на редкость недобросовестная компания-организатор. Бывалые пассажиры говорят, что в начале 2000-х на чартерах подавали даже вино. Сейчас, конечно, такое практикуют намного реже, но голодным в полете вас никто не оставит. Питание в самолете – это своего рода традиция, и не подать его – значит, откровенно показать путешественнику свое безразличное отношение. Правда, всегда есть вероятность, что еда не понравится лично вам. Но это зависит уже от вашего вкуса.
На что стоит обратить внимание при выборе между регулярным и чартерным рейсом:
Время вылета. Как правило, чартерные рейсы отправляются в самое неудобное время – например, в 3-4 часа утра. Это связано с тем, что регулярные и чартерные рейсы выполняются из одних и тех же аэропортов. Компаниям-перевозчикам приходится использовать для вылета часы, свободные от регулярных рейсов. А это обычно самое «неудобное» время – ночь или раннее утро. Если для вас важно определенное время вылета – стоит отдать предпочтение регулярным рейсам.
Отсутствие классов. При чартерных перевозках обычно нет деления на эконом и бизнес. Обслуживание, меню и расстояние между креслами одинаковы для всех. Если вы любите больший комфорт, пусть и за большую плату – вам больше подойдут регулярные рейсы с бизнес-классом… или аренда самолета.
На заре авиации перелеты «по индивидуальному заказу» были редкостью. Позволить себе такое могли только знатные особы вроде монархов или обеспеченные деловые люди (вроде миллионеров). Лишь в середине ХХ века чартерные перелеты стали доступны обычным людям. Импульсом к развитию чартерных перевозок стало … желание отдыхать. Люди из самых разных стран, европейцы и американцы, стремились попасть на отдых в район Средиземного моря, а также на Гаити, на Ямайку, в Доминикану и во многие другие регионы. Именно туда совершались первые массовые чартерные рейсы. А «пик популярности» чартеров пришелся на конец ХХ века. В это время чартерные перелеты составили почти половину от общего числа всех международных европейских рейсов.
Стоит ли летать чартерными рейсами
На этой неделе более 500 российских туристов не смогли вовремя вылететь в Турцию из московского аэропорта Шереметьево по техническим причинам. Пассажиры ждали своего отправления более 16 часов. Нерегулярные рейсы уже давно обросли разными мифами: плохое обслуживание, старые самолеты, ненадежность. Рассказываем о плюсах чартерных перевозок, а также о рисках при таких полетах для пассажиров.
Ждали вылета более 16 часов
Фото: скриншот телеканала Москва 24
В понедельник, 22 июля, чартерный рейс ZF-9007 Москва (Шереметьево) – Анталья авиакомпании Azur Air должен был вылететь в 2:50 по московскому времени. Отправиться за рубеж планировали 536 пассажиров, из которых 107 – это дети. Однако после регистрации люди увидели на табло информацию о переносе времени вылета на 11:40 по техническим причинам.
«Компания «Шереметьево Хэндлинг» в качестве наземного оператора по обслуживанию авиакомпании Azur air в связи с переносом рейса предоставляла пассажирам питание и напитки согласно ФАПам (при задержке рейса более двух часов пассажирам предоставляются напитки, свыше четырех часов – питание)», – сообщила директор по связям с общественностью Шереметьева Анна Захаренкова.
Она также рассказала, что посадка людей на борт была произведена в 12:00, но по повторному решению авиакомпании «по техническим причинам в 12:24 воздушное судно было возвращено на место стоянки». А пассажиры были высажены с борта и перевезены на автобусах в Терминал F.
Суммарно люди прождали своего вылета более 16 часов. По словам представителей авиакомпании, чтобы отправить из Шереметьева туристов в пункт назначения, пришлось задействовать резервный борт. Кроме того, «части пассажиров, в первую очередь с детьми, было предложено вылететь чуть раньше, для этого мы своими силами доставили их в аэропорт Внуково», – пояснила Москве 24 директор департамента информационной политики и коммуникаций авиакомпании Azur Air Анастасия Матюшина.
В итоге резервный борт вылетел в Анталью в 21:08, а в 20:27 – из Внукова. При этом проблема с вылетом из Шереметьева затронула не только пассажиров в Москве. В Турции около 500 российских туристов также не могли отправиться домой, ведь их лайнер так и не прилетел. К счастью, все проблемы удалось разрешить в один день. Вечером 22 июля Матюшина сообщила, что Azur Air отправила в Анталью и Москву всех пассажиров ранее задержанных рейсов.
Что такое чартер?
Фото: Москва 24/Александр Авилов
Сегодня чартерные рейсы в основном используются для организации полетов на курорты. «Поэтому любой форс-мажор, связанный с чартерами, как, например, ситуация с клиентами Azur Air, почти всегда приобретает широкий общественный резонанс – ведь речь идет о туристах», – рассказал в беседе с Москвой 24 эксперт авиационной отрасли Роман Гусаров.
Чаще всего к такому виду авиаперевозок обращаются в сезон, когда не хватает самолетов, курсирующих регулярными рейсами. «Чартер организуется на массовые направления, туда, куда уже сгенерирован турпоток, например, в Турцию, в Грецию, на островную и материковую части, в Юго-Восточную Азию», – рассказал Москве 24 вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Юрий Барзыкин.
Именно по этой причине в АТОР отметили потенциальный рост чартерных перевозок в августе этого года на 11 процентов по сравнению с тем же периодом в прошлом году.
В то же время чартер необходим для перевозок в те места, куда регулярные рейсы попросту не организуют. «В основном это относится к морскому отдыху, к островам – регулярка не летает по экзотическим направлениям. Например, остров Фукок во Вьетнаме – туда курсирует только чартер», – пояснил в беседе с порталом вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Дмитрий Горин. По той же причине, чартер может летать в популярные туристические места, но не в сезон. Например, на острова, когда там холодно и желающих нежиться на солнышке при температуре плюс 10 градусов практически нет.
Большинство авиакомпаний осуществляют чартерные рейсы – «Аэрофлот», Ural Airlines, S7, «Якутия», Utair, NordStar Airlines. Однако существуют и перевозчики, ориентированные только на такой вид полетов: Pegas Fly, Azur Air, I FLY. Последние чаще всего либо принадлежат крупным туроператорам, либо находятся с ними в тесном сотрудничестве.
В подавляющем большинстве случаев билеты на подобные рейсы продаются в одном пакете с туристической путевкой. «Покупателя всегда уведомляют, чартером он летит или нет, – отмечает Барзыкин. – При этом всегда можно попросить туроператора приобрести билеты именно на регулярный рейс, если они, конечно, туда летают и если есть билеты».
Выгода и потери для туроператоров
Фото: ТАСС/Сергей Бобылев
Отношения «авиакомпания-турфирма-турист» сложились давно, и каждая сторона извлекает из них свои бонусы, но и имеет определенные риски.
Для компаний, организующих отдых, чартер – отличный способ сделать дополнительную прибыль. По словам Барзыкина, такой вид рейсов формируется там, где есть большой туристический спрос. Именно рост потока диктует предложение. Когда спрос доходит до определенного уровня, те, кто производит турпродукт и авиационный продукт, они тоже ищут варианты, как этот спрос для себя монетизировать», – добавил директор ассоциации «Турпомощь» Александр Осауленко.
Таким образом, под потребности покупателя туристический оператор формирует определенное количество пакетов услуг, куда включены и проживание, и трансфер, и перелет. В таком случае компания может выкупить блок мест на регулярном рейсе для своих клиентов. Но в сезон приобрести достаточное количество мест практически невозможно. Во-первых, на туристическом рынке очень много игроков, во-вторых, расписание регулярных рейсов обусловлено постоянным потоком пассажиров и зачастую не учитывает сезонность.
Тогда туристическим компаниям проще обращаться к чартерам. Фирма выкупает самолет и сама несет ответственность за его наполнение.
Для авиакомпании такой вид сотрудничества можно назвать выгодным. По словам Гусарова, она «продает самолет» по той цене, в которую уже вложена минимальная прибыль. Таким образом, перевозчик лишается финансовых рисков в случае, если все билеты не продадутся.
Для туристической компании этот вопрос выглядит немного сложнее. «Билеты на чартерные рейсы продаются в пакетах услуг. И наибольшую прибыль турфирма получает как раз от продажи такой путевки», – пояснил Гусаров. По его словам, компания заинтересована в покупке наиболее дешевых билетов, чтобы сделать турпакет максимально привлекательным с точки зрения цены.
Однако, с другой стороны, туроператор при чартерной перевозке берет на себя, кроме бонусов, и все риски. Прежде всего, если фирма не сможет организовать фиксированное количество турпакетов и продать все билеты, она же и понесет издержки. Кроме того, в случае форс-мажорных ситуаций, например, задержки рейса или поломки самолета, туристы должны обратиться с претензиями к туроператору.
Турфирма никак не может повлиять на скорость предоставления резервного борта, если на основном произошла поломка, но обязана взять на себя все расходы по обслуживанию клиентов, если произошла задержка рейса. Еда, напитки, гостиница – это все финансовые потери. В случае форс-мажора, в котором повинен перевозчик, компенсационные выплаты снова ложатся на плечи туркомпании.
«Все расходы обязана на себя брать турфирма, потому что у туриста договор не с авиакомпанией, а с турфирмой, которая обязалась его доставить, дать отдохнуть и вернуть назад – полностью весь пакет. Соответственно, все обязанности по заботе о покупателе берет на себя турфирма, так же, как и все возможные от него претензии», – пояснил Гусаров.
Плюсы и минусы для туристов
Фото: depositphotos/ romrodinka
Среди обывателей распространено несколько мифов о чартерных рейсах: плохое обслуживание, старые самолеты, ненадежность. Некоторые из них легко развеять.
В первую очередь нужно понимать, что транспорт всегда проходит предполетную проверку и находится в исправном состоянии – иначе летать на нем просто запрещено по закону.
А потрепанные лайнеры могут встречаться как на чартерных, так и на регулярных рейсах – все зависит от того, какими самолетами владеет авиакомпания.
Но в случае чартерных перевозок, старые самолеты действительно могут встретиться чаще. «Эти машины находятся в лизинге, – пояснил исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт», – при этом оплачивать самолеты приходится и в те периоды, когда они простаивают или находятся на обслуживании». А по словам Гусарова, за старые самолеты перевозчик действительно платит меньше, чем за новые. «Это никак не влияет на безопасность полета или качество перевозки. Но такие лайнеры можно чаще нагружать летом и при этом не нести больших потерь, когда после сезона они на долгое время отправятся на техобслуживание», – пояснил Гусаров.
По той же причине зачастую чартерный рейс не предусматривает питание и бесплатные пледы. Туристические операторы стараются максимально сэкономить на трансфере, компенсируя это условиями отдыха. При этом Барзыкин утверждает, что клиент всегда может высказать свои предпочтения, и турфирма обязательно попробует их удовлетворить. Вопрос только в цене.
Что касается ненадежности – здесь есть о чем подискутировать. В первую очередь, слыша словосочетания «чартерный рейс», пассажиры боятся, что могут не улететь. Но такая ситуация полностью исключается. «Ответственность всегда несет туроператор, который заказывает чартерный рейс», – напоминает Барзыкин.
Не улететь турист не может. Но он, безусловно, может потерять время. Турфирма обязательно обеспечит пересадку на резервный борт посредством авиакомпании или сможет пересадить пассажиров в другие самолеты.
Фото: depositphotos/ ak12m@hotmail.com
Улететь – туристы обязательно улетят. Но вот четким расписанием чартерные рейсы похвастаться не могут. «Вообще у них нет такого понятия, как расписание – это больше к регулярным рейсам. У чартеров есть день вылета и время, к которому все пассажиры должны приехать в аэропорт», – пояснил Гусаров.
В то же время у самолета есть время, в течение которого он должен вылететь. И чартерные рейсы частенько в него не укладываются. Поэтому за ситуацией ежедневно следят Росавиация и Ростуризм.
«Еще три года назад была проблема, что 30 процентов всех чартерных рейсов задерживали, – вспомнил Горин. – Но сегодня коэффициент задержек в июне–июле составил всего три процента от всех выполненных рейсов». По словам собеседника Москвы 24, нерегулярные перелеты действительно стали четче. «С декабря 2018 года введены режимы по пунктуальности, и авиакомпания, которая задерживает более чем на два часа 10 процентов рейсов, ей ограничивают полетные программы», – пояснил вице-президент АТОР.
По словам экспертов, в настоящее время в подавляющее большинство туристических путевок входят чартерные перевозки. Это проверенная практика, бояться ее не стоит. Безопасность пассажира всегда стоит в приоритете, вне зависимости от вида перелета или авиакомпании. Но есть и относительные минусы, например, ожидание или комфорт, которые вполне могут компенсироваться конечной точкой путешествия. «Турист всегда должен понимать, чего он хочет: что в приоритете, где он готов сэкономить – в зависимости от его пожеланий и нужно приобретать турпакет, вариаций которых сегодня великое множество», – заключил Барзыкин.
Плюсы и минусы чартерных рейсов:
Хочу купить билет на чартерный рейс. Можно ли это сделать самостоятельно?
Я люблю путешествовать. Готовые туры мне не нравятся, поэтому я самостоятельно составляю маршрут, покупаю билеты и бронирую отели.
Но иногда перелет стоит дороже, чем целый тур. Знаю, что некоторые туроператоры отдельно продают билеты на чартерные рейсы. Расскажите, где их можно купить и какие есть плюсы и минусы у такого перелета?
На некоторые направления можно действительно купить билеты на чартерные рейсы. Но это не всегда просто и выгодно.
Что такое чартер
Чартером называют рейс, который туроператор или другая компания арендует у авиакомпании. Так туроператор снижает себестоимость пакетных туров: отправлять туристов регулярным рейсом обычно стоит дорого.
Еще чартеры напрямую летают в страны, у которых нет регулярного авиасообщения с Россией. Например, это Доминикана и Ямайка.
Куда продают чартеры
Чартеры летают туда, где многие российские туристы отдыхают по путевкам. Как правило, это теплые страны: Турция, Болгария, Индия, Кипр, Танзания. Еще на чартере можно добраться в популярные европейские города, например Прагу или Римини. В Париж, Лиссабон, Барселону туристы обычно летают на регулярных рейсах.
Полного списка стран, куда можно завтра же купить дешевый чартер, не существует. Каждый год появляются новые направления и исчезают старые. Например, в 2014 году чартеры летали на греческий остров Санторини, а потом по неизвестной мне причине перестали. Теперь туда можно добраться только через Афины.
Даже если чартеры летают в страну, не факт, что получится купить дешевые билеты. В 2017 году перелет чартером до Черногории стоил 6—15 тысяч рублей в обе стороны. В 2018 году я все лето пыталась поймать такие же билеты, но найти их удалось только в конце августа. При этом рейсы за 5 тысяч были только в одну сторону. Ехать без обратного билета было рискованным, поэтому клиентам пришлось купить перелет регулярным рейсом за 20 тысяч рублей в обе стороны.
Когда покупать
Туроператоры продают чартеры в те месяцы, когда туристы массово летают на отдых. Их можно купить через обычный билетный агрегатор или напрямую у туроператора — расскажу об этом дальше. Летом 2018 года продавали билеты на греческие острова Крит и Родос за 10—15 тысяч в обе стороны, в турецкий Мармарис — за 4 тысячи рублей. В декабре или в марте так не улететь: большинству туристов на море нечего делать, а значит, чартеров нет.
Дешевые чартеры в Европу часто продают зимой или в межсезонье. В декабре 2018 года и январе 2019 было много чартерных рейсов в Прагу за 4—6 тысяч рублей в обе стороны.
В отличие от регулярных рейсов, на которые лучше покупать билет минимум за 3 месяца, дешевые билеты на чартерный рейс иногда можно найти за неделю или пару дней до вылета, реже — за пару месяцев. Туроператору выгоднее продавать билеты в рамках тура, поэтому он скидывает цены на чартерные рейсы и выпускает их в продажу, только если туры не продались. То есть на праздники мало шансов улететь за копейки: спрос на туры слишком большой.
На мой взгляд, покупка дешевого чартера — это лотерея. В большинстве случаев хорошая цена зависит от покупательского спроса, который трудно предугадать. Если туроператор выкупил рейсы, а путевки не продаются, ему выгоднее продать билеты на чартер по себестоимости, чем ничего. Если спрос на путевки есть, скорее всего, дешевых чартеров не будет. Поэтому стоимость перелета может опуститься в последний момент или, наоборот, подняться в разы.
Порой мне удавалось покупать чартерные перелеты за 4—8 тысяч рублей некоторым туристам. Например, один мужчина каждый год летал на регату в турецкий Мармарис. Перед покупкой я всегда его предупреждала: дешевых билетов может не оказаться. Турист был готов купить билет на регулярный рейс в последний момент, но каждый раз ему везло: дешевые билеты на чартеры были в продаже.
На дешевый чартер можно надеяться, если вы готовы улететь в течение 1—2 недель куда угодно. Но если вы планируете улететь в конкретную дату и в определенный город, копеечного перелета, скорее всего, вы не найдете.
Где покупать билеты на чартерные рейсы
Чартеры не всегда так же легко найти, как регулярный рейс. Некоторые попадают в поисковики вроде «Авиасэйлза» или «Скайсканера», другие можно найти только на сайтах туроператоров и чартерных компаний.
Вот список сайтов, которым я пользуюсь для поиска чартеров:
Когда ищете билет на чартер, советую проверить стоимость билетов в разные аэропорты. Например, в Черногории чартеры прилетают в столицу Подгорицу и город Тиват. Тиват находится на 40 км ближе к популярному курорту Будва, чем Подгорица. Из-за этого перелет через Тиват может стоить в два раза дороже, чем через Подгорицу.
В Чехии кроме пражского аэропорта имени Вацлава Гавела можно проверить аэропорт в городе Пардубице. Он находится в 125 км от столицы, и билеты туда бывают дешевле, чем в Прагу. Например, 3 декабря билет до Пардубице чартером стоил 3890 рублей, а перелет до Праги — 6761 рубль.
Что нужно знать перед покупкой
Когда турист покупает перелет, большинство компаний присылают на электронную почту только информацию о рейсе: когда и откуда планируется вылет. Сам билет на чартерный рейс обычно отправляют за 3—7 дней до вылета. Если вы покупали билет на сайте туроператора или чартерной авиакомпании, его могут загрузить в личный кабинет.
Иногда перед выпиской билетов туроператор просит загрузить в личный кабинет скан действующего загранпаспорта или визы. Например, туроператор «Библио-глобус» не отдает документы на туры и перелеты в любую страну Евросоюза, пока не отправишь им скан действующей визы.
Загрузить документы важно как можно скорее, чтобы туроператор успел их проверить и выслать билеты. Однажды ко мне обратилась туристка, турагент которой не загрузил документы на чартер перед вылетом из Индии. Дело было в субботу, туроператоры не работали, и туристка рисковала остаться в Индии. Мне пришлось звонить на горячую линию и слезно просить представителя туроператора поработать в выходной. Он пошел нам навстречу и загрузил документы, хотя запросто мог бы нам отказать.
Иногда дешевле туром
Чартер не всегда самый экономный вариант. По моему опыту, если вы летите на 10—12 дней в Азию, на Карибы или по другим экзотическим направлениям вроде Танзании, выгоднее покупать пакетный тур.
В декабре 2018 года тур в Доминикану из Москвы на 10 дней с питанием «все включено» стоил от 106 тысяч на двоих. Горящие туры — от 85 тысяч. Отдельно билеты на чартерный рейс продавали по 56 тысяч с человека, а еще нужно где-то жить, питаться, добираться до курорта и купить страховку. Если планируете лететь в теплые страны на месяц или зимовку, лучше искать билеты на агрегаторах: скорее всего, регулярный рейс будет стоить дешевле.
Переносы рейсов
При непогоде и форс-мажорах приоритет вылета — у регулярных рейсов. Поэтому чартеры часто переносят или вовсе откладывают. Например, туристы уже закрытой авиакомпании «Вим-авиа» часто ютились в залах ожидания по 5—10 часов. Время и аэропорт вылета могут менять в пределах суток.
Если вы купили билет на чартер, советую обязательно проверять время вылета за 24 часа до отправления. Это можно сделать на сайте авиакомпании или туроператора. Если вы летите в отпуск через Москву, а живете в другом регионе, советую приехать в столицу на день раньше. Лучше переплатить 1500—2000 рублей за отель, чем пропустить рейс, который внезапно перенесли на раннее время.
Если оператор не набрал борт, отель перегружен, сломался самолет, чартер могут перенести на другую дату или вообще отменить. В таких случаях туристам предлагают перенести даты отдыха или вернуть деньги. В прошлом году оператор «Пегас» трижды менял дату вылета на оплаченный тур в Доминикану. Моим туристам пришлось из-за этого переносить дату свадьбы. В другой раз авиакомпания «Северный ветер» отменила обратный рейс по маршруту Амман — Москва. Оператор предложил только одну альтернативу без изменения стоимости проживания с вылетом на два дня раньше — туристам пришлось соглашаться.
Однажды мои клиенты летели в Доминикану из Внуково. Вечером мне пришло уведомление, что рейс задерживают, а вылет переносят в Домодедово. При этом на сайте Внуково снятый рейс все еще стоял в расписании. В таких случаях туристов могут обзванивать, чтобы сообщить об изменениях, поэтому при бронировании чартерного рейса важно указывать действующую почту, телефон и регулярно проверять их перед вылетом. Это банальный совет, но по опыту знаю, что не все туристы за этим следят.
Получить компенсацию за задержку чартера можно, но на это нужно время, силы и нервы. Я не раз видела, как сотрудник авиакомпании пытается спихнуть злых пассажиров на представителя туроператора, а тот — обратно на сотрудника авиакомпании.
Минусы чартеров
В отличие от регулярных рейсов, на чартерах не получится копить мили. Еще по моему опыту на чартерных рейсах не самые удобные самолеты. Еда более скудная, качество хуже, а расстояние между креслами маленькое.
В декабре 2017 года я слетала в Китай на остров Хайнань. Тур на 11 дней стоил 18 тысяч рублей с человека — дешевле билетов с пересадкой. Я радовалась, пока в салоне самолета не потянулась откинуть спинку. Оказалось, что сделать это невозможно, — вот она, расплата за копеечный тур.
Что важно знать перед покупкой чартера
Правила стран о перелетах. Иногда страны предъявляют определенные требования к тому, как прилетают или улетают туристы. Например, если вы прилетели в Гоа или Таиланд регулярным рейсом, то обратно можете улететь только регулярным рейсом любой авиакомпании. Если прибыли на чартере, вернуться домой сможете только чартером той же авиакомпании. Если вы возвращаетесь из Таиланда через 60 дней после прибытия, назад можно уехать только регулярным рейсом, вне зависимости от способа прибытия. Советую проверять эту информацию на сайтах туроператоров и посольств.
Отмена рейсов. При покупке билетов в обе стороны и неявке на первый чартерный рейс могут отменить обратный. Если вы опоздали на рейс, надо сразу же звонить туроператору. Я всегда дублировала звонок письмом с просьбой не аннулировать обратный рейс. Чем раньше вы свяжетесь с авиакомпанией или оператором, тем лучше.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.