Чем она объясняет свою греховность и греховность странствующих людей
Поурочное планирование по драме А.Н. Островского «Гроза»
Разделы: Литература
Урок 1. Биографические сведения об А.Н.Островском. Введение в работу над драмой “Гроза”. История создания произведения.
Урок 2. Работа над содержанием 1-го и 2-го действий.
Урок 3. Работа над содержанием 3-го, 4-го и 5-го действий.
Урок 4. Разбор драмы в целом. Общие картины жизни и основные типы “темного царства”. Дикой, Кабаниха, Феклуша.
Урок 5. Образы Бориса, Тихона, Варвары, Кудряша, Кулигина.
Урок 6. Образ Катерины. Работа над фрагментами критических статей.
Урок 7. Художественные особенности пьесы (жанр, композиция, символика, язык). Значение творчества А.Н.Островского.
Уроки 8–9. Письменная работа.
Урок 10. Заключительное зачетное занятие по драматургии А.Н.Островского.
Урок 1
План урока
Тема: биография А.Н.Островского. Введение в работу над драмой “Гроза”.
Задачи: знакомство с жизнью и творчеством А.Н.Островского. Формирование умения ориентироваться в историко-литературном пространстве, оценивать исторические предпосылки творческих свершений художника.
а) Исторический очерк эпохи: Россия перед грозой.(Этот вопрос можно поручить подготовить заранее 1–2 ученикам).
б) История создания драмы “Гроза”: волжские наблюдения А.Н.Островского.
Урок 2
План урока
Тема: работа над содержанием 1-го и 2-го действий драмы. Работа может строиться как комментированное чтение или как беседа с классом.
Урок 3
Тема: работа над содержанием 3-го, 4-го и 5-го действий.
Урок 4
Тема: разбор драмы в целом. Общие картины жизни Калинова и основные типы “темного царства”. Дикой, Кабаниха, Феклуша.
Урок 5
Тема: образы Бориса, Тихона, Варвары, Кудряша, Кулигина.
Урок 6
Тема: образ Катерины. Русские критики и литературоведы о характере Катерины.
Урок 7
Тема: художественные особенности пьесы ( жанр, композиция, символика, язык). Значение творчества А. Н. Островского.
1. Действие пьесы разворачивается в:
а) Москве;
б) волжском городе;
в) городе на берегу Оки.
2. Действие пьесы открывается русской народной песней:
а) “Из-за острова на стрежень”;
б) “Среди долины ровныя”;
в) “Лучинушка”.
3. Кому принадлежат следующие реплики:
1) “Восторг. Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита”;
2) “Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный. ”;
3) “Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле… Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много”. а) Кудряш; б) Кулигин; в) Феклуша; г) Катерина; д) Кабаниха.
4. “Механик, самоучка механик”, “антик, химик” – это:
5. 1) “Пронзительный мужик”, 2) “Ни за что человека оборвет”, 3) “Как с цепи сорвался”, 4) “Унять-то его некому, вот он и воюет”, – говорят о Диком:
6. Мать Бориса была:
а) дворянкой;
б) купеческой дочкой;
в) мещанкой.
7. Борис приехал в Калинов, чтобы:
а)повидаться с дядей;
б) помочь с дядей;
в) получить свою часть наследства.
8. Какое условие поставила в завещании бабушка Бориса? Борис получит наследство, если:
а) будет почтителен к дяде;
б) получит хорошее образование;
в) покажет себя способным купцом.
9. “Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак”. Эти слова принадлежат:
10. Вставьте в монолог Кулигина нужные слова:
Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие (палаты, хоромы) … пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человечье …(потеряно, истрачено). А те им за малую…(мзду, благостыню) на гербовых листах злостные …(пасквили, кляузы) строчат на ближних. Судятся, судятся здесь да в губернию поедут, а там уж их и ждут да от радости руками … (хлопают, плещут).
11. Каких поэтов особо почитает Кулигин:
а) Пушкина и Лермонтова;
б) Рылеева и Радищева;
в) Ломоносова и Державина.
12. В 1-м действии Катерина в разговоре с Варварой рассказывает о:
а) своей любви к Борису;
б) своей жизни в доме матери;
в) своей тяжелой жизни в доме Кабановой.
13. Кому принадлежат следующие реплики, сказанные в ответ на страшные пророчества барыни (в 1-м действии):
1) “Вздор все. Очень нужно слушать, что она городит”;
2) “Ах, как она меня испугала”;
14. Чьи реплики сопровождают ремарки автора:
15. Феклуша рассказывает о странах, в которых правят “салтаны Махмут турецкий и Махмут персидский” и живут люди с песьими головами:
16. Какой грех видит за собой Феклуша:
а) сплетни и наветы;
б) чревоугодие;
в) праздность.
17. Кто из героинь рассказывает следующую историю: “Такая уж я зародилась, горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в ложку и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!”:
18. Феклуше в поездах железных дорог видится:
19. С точки зрения Феклуши, женщины в Москве все худые потому, что:
а) следят за своей фигурой и мало едят;
б) много ходят пешком;
в) одержимы нечистой силой.
20. С какой целью Дикой приходит к Кабанихе:
а) поговорить о жизни;
б) обсудить дела в городе;
в) послушать Феклушу.
21. Где происходит свидание Катерины и Бориса:
а) в саду;
б) в овраге;
в) на высоком берегу Волги.
22. О чем идет разговор между Кулигиным и Диким на бульваре (4-е действие):
а) о получении Кулигиным денег за работу;
б) о сооружении громоотвода;
в) о благоустройстве общественного сада;
г) о сооружении солнечных часов.
23. В какой последовательности происходят события, предшествующие публичному раскаянию Катерины:
а) появление сумасшедшей барыни;
б) Тихон говорит: “Катя, кайся, брат, лучше, коли в чем грешна. Ведь от меня не скроешься, нет, шалишь! Все знаю!”;
в) “Борис выходит из толпы и раскланивается с Кабановым”;
г) 2-й говорит: “Уж ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет! Верно тебе говорю: потому знаю. Либо уж убьет кого-нибудь, либо дом сгорит; вот увидишь: потому, смотри, какой свет необыкновенный!”;
д) Катерина видит картину Страшного суда, изображенную на стене галереи, и восклицает: “Ах! Ад! Ад! Геенна огненная!”
24. Какие герои представлены в последней сцене драмы:
25. Кому принадлежат слова: “Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!”:
Ответы к тесту
1.– б. 2. – б. 3. 1) б; 2) в; 3) г. 4. – в. 5. 1),3) А; 2),4) Б. 6. – А. 7. – В 8. – А. 9. – А. 10. Жестокие, жестокие, бедность нагольная, коры, насущного хлеба, хоромы, истрачено, благостыню, кляузы, плещут. 11. – в 12. – б 13. 1) – а; 2) – б. 14. 1) – б; 2),3) – а. 15. – а. 16. – б. 17. – б. 18. – а. 19. – в. 20. – а. 21. – б. 22. –б, г. 23. – б-в- а-г-д. 24. – а, б, г. 25. – в.
Темы сочинений к драме А.Н.Островского “Гроза”
Планы сочинений
а) герои, управляющие жизнью города (представители “темного царства”. Самодуры, “волки”): Дикой; Кабаниха; Феклуша – персонаж, не влияющий на жизнь обитателей города, но необходимый для поддержания существующих порядков;
б) герои, готовые приспособиться к жизни города: Варвара, Кудряш;
в) герои, подавленные жизнью города, слабые и безвольные: Тихон, Борис;
г) герои, стремящиеся что-либо изменить в жизни города. (Кулигин – не только обличает нравы Калинова, но и пытается преобразовать жизнь города).
д) Катерина – “луч света в темном царстве” Калинова или порождение тьмы? Неоднозначность оценки этого образа. Оценки, высказанные Н.Добролюбовым. Оценка характера Катерины Д.Писаревым.
а) роль Кабанихи и Катерины в идеальном конфликте пьесы; жизненные позиции героинь;
б) способы создания образа Кабанихи; в) способы создания образа Катерины;
г) сопоставление образов Кабанихи и Феклуши; д) противопоставление образов Катерины и Варвары;
е) роль эпизодических персонажей (Глаши и полусумасшедшей барыни), внесценических персонажей (жена Дикого и др.) в пьесе. Особая роль образа полусумасшедшей барыни в драме Катерины.
1) Семья Дикого (не представлена в пьесе):
а) внесценическими персонажами являются жена Дикого и его дочери ( об отношениях в семье мы узнаем из рассказов Бориса и Кудряша);
б) Дикой и его племянник Борис; в) отношения в семье определяет самодурство Дикого;
а) в этой семье отношения основываются на старых домостроевских нормах жизни. Но, не согретые теплом живого чувства, живой верой, принимают в семье Кабановых уродливые формы;
б) роль Кабанихи как старшей женщины в доме, хранительницы патриархальных обычаев;
в) взаимоотношения Кабановой с детьми ( Тихоном и Варварой);
г) взаимоотношения с Катериной; д) роль приживалок, странниц в доме Кабановой.
3) Противопоставление семьи Кабановых семье Катерины. Члены второй семьи – внесценические персонажи. Из рассказов Катерины мы узнаем, что отношения в ее семье строились на любви, взаимопонимании.
4) Обобщенное изображение семейных отношений в городе дано в монологах Кулигина.
а) Борис – многие его реплики при первом свидании с Катериной тому свидетельство, его нежелание увидеть приближающуюся трагедию Катерины, поведение во время последнего свидания с Катериной, равнодушие к ее судьбе говорят о его бездушии, холодности;
б )Кабаниха – самая “холодная ” из всех персонажей драмы, она равнодушна к детям, к Катерине, даже к ее смерти. Для нее важно лишь внешнее соблюдение обычаев;
в) именно Кабаниха и Борис играют роковую роль в судьбе главной героини, в ее гибели.
Вопросы из пьесы по А. Н. Островского «Гроза»
1. Что Феклуша рассказывает о других странах? 2. Чем она объясняет греховность людей?
3. Какое значение имеет разговор Феклуши и Кабанова? И что Феклуша рассказывает о жизни в Москве и других больших городах?
Что рассказывает Феклуша о других странах? Чем она объясняет своюгреховность и греховность странствующих людей? С какой целью автор вводит эту сцену, внешне никак не связанную с трагедией главной героини?
Феклуша рассказывает всякий бред.
Греховность людей она объясняет присутствием в мире дьявола.
Про другие страны: «Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет
православных, а салтаны землей правят. В одной земле сидит на троне
салтан Махнут турецкий, а в другой — салтан Махнут персидский; и суд
творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и что ни судят они, все
неправильно, И не могут они, милая, ни одного дела рассудить праведно,
такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у них, милая,
неправедный; что по нашему закону так выходит, а по ихнему все напротив.
И все судьи у них, в ихних странах, тоже все неправедные; так им, милая
девушка, и в просьбах пишут: «Суди меня, судья неправедный! » А то есть
еще земля, где все люди с песьими головами».
Про Москву: «Вот хоть бы в Москве; бегает народ взад да вперед неизвестно зачем. Вот она суета-то и есть. Суетный народ, матушка Марфа Игнатьевна, вот он и
бегает. Ему представляется-то, что он за делом бежит; торопится, бедный:
людей не узнает, ему мерещится, что его манит некто; а придет на
место-то, ан пусто, нет ничего, мечта одна. И пойдет в тоске. А другому
мерещится, что будто он догоняет кого-то знакомого. Со стороны-то свежий
человек сейчас видит, что никого нет; а тому-то все кажется от суеты,
что он догоняет. Суета-то ведь она вроде тумана бывает. Вот у вас в
этакой прекрасный вечер редко кто и за вороты-то выдет посидеть; а в
Москве-то теперь гульбища да игрища, а по улицам-то инда грохот идет;
стон стоит».
Разговор Кабановой и Феклуши о последних временах нагнетает обстановку в пьесе, готовит к трагической развязке.
Библейские мотивы в пьесе А.Н. Островского «Гроза»
В сюжете «Грозы» Островского получают последовательное воплощение различные библейские мотивы. Один из таких мотивов — мотив греха, воздаяния за него и покаяния. Мотив этот последовательно воплощается в речи персонажей, в их мыслях, в развитии сюжетного действия, в глубинном, философском подтексте пьесы.
О грехе постоянно вспоминает Марфа Игнатьевна Кабанова: «Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься», «Полно, полно, не божись! Грех!», «Что с дураком и говорить! Только грех один!»
Судя по этим репликам, грехом для Кабановой является раздражение, гнев, ложь и обман. Однако в таком случае Марфа Игнатьевна грешит постоянно. Она часто раздражается, гневается на сына и невестку. Проповедуя религиозные заповеди, она забывает о любви к ближнему и потому лжет окружающим. «Ханжа. Нищих оделяет, а домашних заела совсем», — говорит о ней Кулигин. Кабанова далека от истинного милосердия, вера ее сурова и беспощадна.
О грехе в пьесе глубокомысленно размышляет странница Феклуша. «Нельзя, матушка, без греха: в миру живем», — говорит она Глаше. Для Феклуши грехом является гнев, ссора, вздорность характера, чревоугодие. За собой она признает лишь один из этих грехов — чревоугодие: «Один грех за мной есть, точно; я сама знаю, что есть. Сладко поесть люблю». Однако вместе с тем Феклуша склонна и к обманам, к подозрительности, она велит Глаше присматривать «за убогой», чтобы та «не стянула б чего».
О грехе в пьесе упоминает и Дикой. Грех для него — это его «ругательство», гнев, вздорность характера. «Грешит» Дикой часто: достается от него домашним, племяннику, Кулигину, мужикам.
В разговоре с Борисом о грехе упоминает и Кудряш. Заметив Бориса Григорьича возле сада Кабановых и считая поначалу его соперником, Кудряш предупреждает молодого человека: «Я вас люблю, сударь, и на всякую вам услугу готов, а на этой дорожке вы со мной ночью не встречайтесь, чтобы, сохрани господи, греха какого не вышло». Зная нрав Кудряша, мы можем предположить, какого рода «грехи» имеются за ним. Варвара же в пьесе «грешит», не рассуждая о грехе. Понятие это живет в ее сознании лишь в привычном жизненно-бытовом плане, но себя она, очевидно, грешницей не считает.
Есть свои грехи и у Тихона. Он сам признает это в разговоре Кулигиным: «Я в Москву ездил, ты знаешь? На дорогу-то маменька читала, читала мне наставления-то, а я как выехал, так загулял. Уж очень рад, что на волю-то вырвался. И всю дорогу пил, и в Москве все пил, так это кучу, что на-поди! Так чтобы уж на целый год отгуляться. Ни разу про дом-то и не вспомнил». Кулигин советует ему простить жену: «Сами-то, чай, тоже не без греха!» Тихон безоговорочно соглашается: Уж что говорить!»
Мотив греха воплощается и в образе сумасшедшей барыни, которая смолоду много грешила. С тех пор она пророчит всем «омут», «огонь неугасимый».
О грехе в пьесе часто думает и Катерина. Именно так она расценивает свою любовь к Борису. Уже в первом разговоре об этом с Варей она четко обозначает свои чувства: «Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой ни делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?» Причем для Катерины грехом является не только поступок как таковой, но и мысль о нем: «Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то, — вот что страшно. Что у меня на уме-то! Какой грех-то! Страшно вымолвить!»
Катерина сознает свой грех и в тот момент, когда встречается с Борисом. «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда? Говорят, даже легче бывает, когда за какой-нибудь грех здесь, на земле, натерпишься». Однако затем героиня начинает мучиться сознанием собственного греха. Собственное поведение расходится с ее идеальными представлениями о мире, частицей которого является она сама.
Катерина вводит в повествование и мотив покаяния, Божьей кары. Символом же Божьей кары (в восприятии почти всех персонажей) в пьесе являются гроза и гром. Раскаты грома уподобляются в Библии гласу Господа: «Глас Господень над водами; Бог славы возгремел, Господь над водами многими. Глас Господень силен, глас Господень величествен. Глас Господа сокрушает кедры Ливанские и заставляет их скакать подобно тельцу. Глас Господа высекает пламень огня. Глас Господа потрясает пустыню».
Почти все калиновцы относятся к грозе однозначно: она внушает им мистический страх, напоминает о Божьем гневе, о нравственной ответственности. Дикой говорит: «. гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали». На кару Божью намекают и пророчества сумасшедшей барыни: «За все. отвечать придется. От бога-то не уйдешь». Точно так же воспринимает грозу и Катерина: она убеждена, что это не что иное, как воздаяние за ее грехи.
Однако в Библии есть и иное значение данного явления. С громом здесь сравнивается Евангельская проповедь, она «заставляет трепетать сердца людей и сокрушает их упорство и жестоковыйность». И это, думается, истинное значение данного символа в пьесе. Гроза «призвана» сокрушить упрямство и жестокость калиновцев, напомнить им о любви и всепрощении.
Мотив греха в пьесе является сквозным, свои грехи называет практически каждый из персонажей. Островский сознательно подчеркивает эту греховность людей, окружающих Катерину. Однако Калинов не прощает ей ее поступка, не прощает публичной откровенности. О прощении ее говорит только Кулигин (персонаж, который ни разу не упоминает о каких-либо собственных грехах).
Здесь вспоминается притча о женщине, взятой в прелюбодеянии. Эту женщину книжники и фарисеи собирались забить камнями, но Иисус повелел бросить в нее камень лишь тому, кто сам без греха. Сознавая собственную греховность, люди постепенно разошлись. Иисус остался с женщиной вдвоем и спросил ее: «где твои обвинители? никто не осудил тебя?» Она ответила, что никто. На что Иисус сказал ей: «и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».
Именно так калиновцы должны были поступить с Катериной. Публичное покаяние героини — это попытка ее примирения с миром, примирения с самой собой. В подтексте пьесы звучит библейская мудрость: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы. » Таким образом, мотивы греха и воздаяния, переплетаясь, образуют в «Грозе» глубинный смысловой подтекст, вплотную подводя нас к библейской притче.
Поурочное планирование по драме А.Н. Островского «Гроза»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Поурочное планирование по драме
А.Н. Островского «Гроза»
Урок 1. Биографические сведения об А.Н.Островском. Введение в работу над драмой “Гроза”. История создания произведения.
Урок 2. Работа над содержанием 1-го и 2-го действий.
Урок 3. Работа над содержанием 3-го, 4-го и 5-го действий.
Урок 4. Разбор драмы в целом. Общие картины жизни и основные типы “темного царства”. Дикой, Кабаниха, Феклуша.
Урок 5. Образы Бориса, Тихона, Варвары, Кудряша, Кулигина.
Урок 6. Образ Катерины. Работа над фрагментами критических статей.
Урок 7. Художественные особенности пьесы (жанр, композиция, символика, язык). Значение творчества А.Н.Островского.
Уроки 8–9. Письменная работа.
Урок 10. Заключительное зачетное занятие по драматургии А.Н.Островского.
Тема: биография А.Н.Островского. Введение в работу над драмой “Гроза”.
Задачи: знакомство с жизнью и творчеством А.Н.Островского. Формирование умения ориентироваться в историко-литературном пространстве, оценивать исторические предпосылки творческих свершений художника.
Лекция учителя (о жизни и творчестве Островского).
Введение в работу над драмой “Гроза”.История создания произведения.
а) Исторический очерк эпохи: Россия перед грозой.(Этот вопрос можно поручить подготовить заранее 1–2 ученикам).
б) История создания драмы “Гроза”: волжские наблюдения А.Н.Островского.
Тема: работа над содержанием 1-го и 2-го действий драмы. Работа может строиться как комментированное чтение или как беседа с классом.
Какая песня открывает пьесу? Кто ее поет? Какова ее роль в раскрытии содержания пьесы?
Какое представление складывается о героях пьесы (Кабаниха, Дикой) из речей, реплик Кудряша, Кулигина, Шапкина, Бориса?
Какой предстает жизнь города Калинова в монологе Кулигина: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!”
Найдите в этом монологе Кулигина элементы фольклорного стиля, книжные обороты, устаревшие слова.
Какую роль играют Кулигин и Феклуша в 1-м действии и в построении драмы в целом? Почему в 1-м действии после монолога и реплик Кулигина автор вводит Феклушу? Что общего и в чем различие в их восприятии природы и нравов города?
Какой предстает перед читателями Катерина в 1-м действии в сценах с Кабанихой, Тихоном, Варварой?
В каких условиях воспитывалась Катерина и в какую обстановку она попала после замужества?
В чем сказывается разность характеров двух молодых героинь – Варвары и Катерины? Почему Варвара и Катерина по-разному отнеслись к словам сумасшедшей барыни и к приближающейся грозе?
На какие социальные группы делится население города Калинова? Распределите действующих лиц по этим группам.
Что рассказывает Феклуша о других странах?
Чем она объясняет свою греховность и греховность странствующих людей?
С какой целью автор вводит эту сцену, внешне никак не связанную с трагедией главной героини?
Какое значение имеет второе явление 2-го действия для развития сюжета?
Как раскрывается характер Катерины в этом действии?
Как относятся к разлуке Тихон и Катерина?
В каких высказываниях и поступках Кабанихи обнаруживается ее деспотизм, холодность, равнодушие?
Тема: работа над содержанием 3-го, 4-го и 5-го действий.
Что рассказывает Феклуша о жизни в Москве и других больших городах?
Какие черты характера Кабанихи раскрываются в разговоре с Диким?
Почему обитатели города почти не гуляют по бульвару? Проанализируйте монолог Кулигина “Вот какой, сударь, у нас городишко”.
Какие внешние события способствуют развитию душевной драмы Катерины и приводят ее к публичному покаянию?
В каких высказываниях и поступках Кулигина обнаруживается его любовь к просвещению, уважение к людям?
Как изменилось положение Катерины в доме мужа после ее публичного покаяния?
В каких высказываниях и поступках Тихона и Бориса показано их безволие?
Каков смысл песни Кулигина “Ночною темнотою покрылись небеса”?
Кто виноват в гибели Катерины?
Тема: разбор драмы в целом. Общие картины жизни Калинова и основные типы “темного царства”. Дикой, Кабаниха, Феклуша.
Из каких источников черпают калиновцы знания о мире?
Каковы основные черты странницы Феклуши?
Что такое, с вашей точки зрения, самодурство?
Кто он по своему материальному и общественному положению?
В чем сказывается его стремление к наживе? Каким способом он добывает деньги?
Какие поступки и суждения Дикого указывают на его грубость, невежество, суеверие?
Как вел себя Дикой при столкновении с гусаром и после него?
Покажите, как в речи Дикого раскрывается его характер?
Какие приемы использует Островский для создания образа Дикого?
Кто она по своему общественному и материальному положению?
На чем, по ее мнению, должны основываться семейные отношения?
В чем проявляется ее ханжество и лицемерие?
Какие поступки и высказывания Кабанихи свидетельствуют о жестокости и бессердечии?
Что общего и в чем различия в характерах Дикого и Кабанихи?
Каковы особенности речи Кабанихи?
Как относятся к поучениям Кабанихи Тихон, Варвара и Катерина?
Тема: образы Бориса, Тихона, Варвары, Кудряша, Кулигина.
Кого из героев можно отнести к жертвам самодурства?
В чем различия между ними в отношении к своему положению? Тихон, Борис, Варвара, Кудряш, Катерина, Кулигин.
Что общего в судьбе, характере и положении этих героев?
Каковы различия (в образовании, в общей культуре, в отношении к людям, к Катерине )?
В чем они оба противопоставлены Катерине?
Что общего между ними?
Как они протестуют против уклада жизни в городе Калинове?
Кто он по общественному положению, роду своих занятий?
Как относится к жизни обитателей города?
Каковы основные черты его характера (стремление к общественному благу, любовь к науке, поэзии)?
В чём этот герой выше Катерины, а в чем – ей уступает?
Тема: образ Катерины. Русские критики и литературоведы о характере Катерины.
Какое место занимает Катерина среди действующих лиц драмы?
Каково её общественное и социальное положению?
Охарактеризуйте её воспитание и жизнь до замужества.
Каковы условия её жизни после замужества?
Как обнаруживается её искренность и правдивость?
Какие высказывания Катерины свидетельствуют о странности и глубине её натуры?
Самоубийство Катерины- это проявление слабости или силы её характера?
Какие события после раскаяния способствуют быстрому наступлению трагической развязки?
Какие события в пьесе приближают публичное раскаяние Катерины?
Почему Тихон и Борис не могли помочь Катерине?
Каковы особенности речи Катерины?
Каких героинь напоминает Катерина?
Тема: художественные особенности пьесы ( жанр, композиция, символика, язык). Значение творчества А. Н. Островского.
Какова экспозиция, заявка, развязка, кульминация пьесы?
Как автор применяет прием контраста в пьесе?
Какой смысл автор вкладывает в образ грозы?
Каковы черты трагедии в пьесе?
“ Гроза” – драма или трагедия?
Охарактеризуйте язык персонажей пьесы.
1. Действие пьесы разворачивается в:
а) Москве;
б) волжском городе;
в) городе на берегу Оки.
2. Действие пьесы открывается русской народной песней:
а) “Из-за острова на стрежень”;
б) “Среди долины ровныя”;
в) “Лучинушка”.
3. Кому принадлежат следующие реплики:
1) “Восторг. Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита”;
2) “Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный. ”;
3) “Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле… Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много”. а) Кудряш; б) Кулигин; в) Феклуша; г) Катерина; д) Кабаниха.
4. “Механик, самоучка механик”, “антик, химик” – это:
а) Кудряш;
б) Борис;
в) Кулигин.
5. 1) “Пронзительный мужик”, 2) “Ни за что человека оборвет”, 3) “Как с цепи сорвался”, 4) “Унять-то его некому, вот он и воюет”, – говорят о Диком:
а) Кудряш;
б) Шапкин;
в) Кулигин.
6. Мать Бориса была:
а) дворянкой;
б) купеческой дочкой;
в) мещанкой.
7. Борис приехал в Калинов, чтобы:
а)повидаться с дядей;
б) помочь с дядей;
в) получить свою часть наследства.
8. Какое условие поставила в завещании бабушка Бориса? Борис получит наследство, если:
а) будет почтителен к дяде;
б) получит хорошее образование;
в) покажет себя способным купцом.
9. “Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак”. Эти слова принадлежат:
а) Борису;
б) Шапкину;
в) Кулигину.
10. Вставьте в монолог Кулигина нужные слова:
Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие (палаты, хоромы) … пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человечье …(потеряно, истрачено). А те им за малую…(мзду, благостыню) на гербовых листах злостные …(пасквили, кляузы) строчат на ближних. Судятся, судятся здесь да в губернию поедут, а там уж их и ждут да от радости руками … (хлопают, плещут).
11. Каких поэтов особо почитает Кулигин:
а) Пушкина и Лермонтова;
б) Рылеева и Радищева;
в) Ломоносова и Державина.
12. В 1-м действии Катерина в разговоре с Варварой рассказывает о:
а) своей любви к Борису;
б) своей жизни в доме матери;
в) своей тяжелой жизни в доме Кабановой.
13. Кому принадлежат следующие реплики, сказанные в ответ на страшные пророчества барыни (в 1-м действии):
1) “Вздор все. Очень нужно слушать, что она городит”;
2) “Ах, как она меня испугала”;
а) Варваре
б) Катерине.
14. Чьи реплики сопровождают ремарки автора:
1) “передразнивая”;
2) “зажмуриваясь”;
3) “с ужасом”:
а) Катерины;
б) Варвары.
15. Феклуша рассказывает о странах, в которых правят “салтаны Махмут турецкий и Махмут персидский” и живут люди с песьими головами:
а) Глаше;
б) Варваре;
в) Кабанихе.
16. Какой грех видит за собой Феклуша:
а) сплетни и наветы;
б) чревоугодие;
в) праздность.
17. Кто из героинь рассказывает следующую историю: “Такая уж я зародилась, горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в ложку и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!”:
а) Варвара;
б) Катерина;
в) Глаша.
18. Феклуше в поездах железных дорог видится:
а) огненный змей;
б) красный конь.
19. С точки зрения Феклуши, женщины в Москве все худые потому, что:
а) следят за своей фигурой и мало едят;
б) много ходят пешком;
в) одержимы нечистой силой.
20. С какой целью Дикой приходит к Кабанихе:
а) поговорить о жизни;
б) обсудить дела в городе;
в) послушать Феклушу.
21. Где происходит свидание Катерины и Бориса:
а) в саду;
б) в овраге;
в) на высоком берегу Волги.
22. О чем идет разговор между Кулигиным и Диким на бульваре (4-е действие):
а) о получении Кулигиным денег за работу;
б) о сооружении громоотвода;
в) о благоустройстве общественного сада;
г) о сооружении солнечных часов.
23. В какой последовательности происходят события, предшествующие публичному раскаянию Катерины:
а) появление сумасшедшей барыни;
б) Тихон говорит: “Катя, кайся, брат, лучше, коли в чем грешна. Ведь от меня не скроешься, нет, шалишь! Все знаю!”;
в) “Борис выходит из толпы и раскланивается с Кабановым”;
г) 2-й говорит: “Уж ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет! Верно тебе говорю: потому знаю. Либо уж убьет кого-нибудь, либо дом сгорит; вот увидишь: потому, смотри, какой свет необыкновенный!”;
д) Катерина видит картину Страшного суда, изображенную на стене галереи, и восклицает: “Ах! Ад! Ад! Геенна огненная!”
24. Какие герои представлены в последней сцене драмы:
а) Кулигин;
г) Кабаниха;
б) Кабанов;
д) Варвара;
в) Борис;
е) Дикой.
25. Кому принадлежат слова: “Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!”:
а) Тихону;
б) Борису;
в) Кулигину.
1.– б. 2. – б. 3. 1) б; 2) в; 3) г. 4. – в. 5. 1),3) А; 2),4) Б. 6. – А. 7. – В 8. – А. 9. – А. 10. Жестокие, жестокие, бедность нагольная, коры, насущного хлеба, хоромы, истрачено, благостыню, кляузы, плещут. 11. – в 12. – б 13. 1) – а; 2) – б. 14. 1) – б; 2),3) – а. 15. – а. 16. – б. 17. – б. 18. – а. 19. – в. 20. – а. 21. – б. 22. –б, г. 23. – б-в- а-г-д. 24. – а, б, г. 25. – в.
Темы сочинений к драме А.Н.Островского “Гроза”
Тема России в драме А.Н.Островского “Гроза”.
Россия перед грозой (по драме А.Н.Островского “Гроза”).
Нравы и быт русского купечества в драме А.Н.Островского “Гроза”.
Изображение купеческой семьи в драме А.Н.Островского “Гроза”.
Город Калинов и его обитатели в драме А.Н.Островского “Гроза”.
Тема “Горячего сердца” в драме А.Н.Островского “Гроза”.
Нравственные проблемы в драме А.Н.Островского “Гроза”.
Женские образы в драме А.Н.Островского “Гроза”.
Сила и слабость Катерины Кабановой.
Катерина и Варвара в драме А.Н.Островского “Гроза”.
Элементы фольклора в речевой характеристике героев в драме А.Н.Островского “Гроза”.
Город Калинов и его обитатели в драме А.Н.Островского “Гроза”
“ Гроза ” – произведение предреформенной эпохи. Конец 1850-х – начало 1860 –х годов – грань разных исторических эпох. “Предгрозовое” состояние российского общества отражено в судьбах обитателей города Калинова.
Город Калинов в драме (“Гроза”) и в комедии (“Горячее сердце”) – собирательный образ русского патриархального провинциального города; обобщенный образ города в монологах Кулигина.
Обитатели города Калинов:
а) герои, управляющие жизнью города (представители “темного царства”. Самодуры, “волки”): Дикой; Кабаниха; Феклуша – персонаж, не влияющий на жизнь обитателей города, но необходимый для поддержания существующих порядков;
б) герои, готовые приспособиться к жизни города: Варвара, Кудряш;
в) герои, подавленные жизнью города, слабые и безвольные: Тихон, Борис;
г) герои, стремящиеся что-либо изменить в жизни города. (Кулигин – не только обличает нравы Калинова, но и пытается преобразовать жизнь города).
д) Катерина – “луч света в темном царстве” Калинова или порождение тьмы? Неоднозначность оценки этого образа. Оценки, высказанные Н.Добролюбовым. Оценка характера Катерины Д.Писаревым.
Трагедия Катерины – отражение предгрозового состояния России. Разрушение старых нравственных устоев города.
Женские образы в драме А.Н.Островского “Гроза”
Россия перед реформой 1861 года. Изображение Островским патриархального мира, стоящего на грани гибели.
Особая роль женщины в патриархальном мире.
Ведущая роль женских образов в драме:
а) роль Кабанихи и Катерины в идеальном конфликте пьесы; жизненные позиции героинь;
б) способы создания образа Кабанихи; в) способы создания образа Катерины;
г) сопоставление образов Кабанихи и Феклуши; д) противопоставление образов Катерины и Варвары;
е) роль эпизодических персонажей (Глаши и полусумасшедшей барыни), внесценических персонажей (жена Дикого и др.) в пьесе. Особая роль образа полусумасшедшей барыни в драме Катерины.
Многообразие женских образов в драме “Гроза”.
Изображение купеческой семьи в драме А.Н.Островского “Гроза”
Пьесы Островского о жизни купечества (“Свои люди – сочтемся!”, “Бедность не порок”, “Горячее сердце” и др.). Купеческая жизнь Москвы и волжских городов в пьесах Островского.
Купеческие семьи, выведенные драматургом в драме “Гроза”.
1) Семья Дикого (не представлена в пьесе):
а) внесценическими персонажами являются жена Дикого и его дочери ( об отношениях в семье мы узнаем из рассказов Бориса и Кудряша);
б) Дикой и его племянник Борис; в) отношения в семье определяет самодурство Дикого;
а) в этой семье отношения основываются на старых домостроевских нормах жизни. Но, не согретые теплом живого чувства, живой верой, принимают в семье Кабановых уродливые формы;
б) роль Кабанихи как старшей женщины в доме, хранительницы патриархальных обычаев;
в) взаимоотношения Кабановой с детьми ( Тихоном и Варварой);
г) взаимоотношения с Катериной; д) роль приживалок, странниц в доме Кабановой.
3) Противопоставление семьи Кабановых семье Катерины. Члены второй семьи – внесценические персонажи. Из рассказов Катерины мы узнаем, что отношения в ее семье строились на любви, взаимопонимании.
4) Обобщенное изображение семейных отношений в городе дано в монологах Кулигина.
Островский изображал купеческие семьи и в трагических (“Гроза”), и в комических (“Горячее сердце”) красках. Но в переломный для судьбы России период драматург увидел во взаимоотношениях в купеческой семье трагический характер.
Тема “горячего сердца” в драме А.Н.Островского “Гроза”
Тема “горячего сердца” – сквозная в драматургии А.Н.Островского ( Любим Торцов, Снегурочка, Лариса и др. герои обладают “горячим сердцем” ).
Понятие с “горячего сердца” относится к героям живым, остро реагирующим на все происходящее вокруг. Горячим сердцем могут обладать не только достойные (положительные) герои.
Герои с “горячим сердцем ” в “Грозе”:
Персонажам с “горячим сердцем ” противопоставлены люди с “холодными сердцами”:
а) Борис – многие его реплики при первом свидании с Катериной тому свидетельство, его нежелание увидеть приближающуюся трагедию Катерины, поведение во время последнего свидания с Катериной, равнодушие к ее судьбе говорят о его бездушии, холодности;
б )Кабаниха – самая “холодная ” из всех персонажей драмы, она равнодушна к детям, к Катерине, даже к ее смерти. Для нее важно лишь внешнее соблюдение обычаев;
в) именно Кабаниха и Борис играют роковую роль в судьбе главной героини, в ее гибели.
Практически всем героям пьесы свойственны сильные ощущения, чувства. Грозная атмосфера пьесы (“жизни некий преизбыток в знойном воздухе разлит ”) проявляется и в горячности героев.