Чем объясняются описанные иллюзии
Чем объясняются описанные иллюзии
Немало автокатастроф происходит из-за того, что уклон дороги принимается за подъем, тень от скалы — за поворот дороги.
Зрительные иллюзии обусловлены нашими подсознательными обобщениями и физиологическими факторами. Возможны и другие причины зрительных иллюзий (рис. 23, 24).
Особенности восприятия пространственных качеств объекта: объема, удаленности, местоположения предметов и их движения. Восприятие объемности и удаленности предмета зависит не только от величины его изображения на сетчатке глаза, но и от силы напряжения глазных мышц, которая изменяется в зависимости от удаленности предмета. При рассматривании близких предметов увеличивается кривизна хрусталика, при рассматривании далеких предметов хрусталик становится плоским. Это изменение кривизны хрусталика в зависимости от удаленности рассматриваемых предметов называется аккомодацией.
Рис. 23. Иллюзия иррадиации
(Светлая фигура кажется приближенной.)
Но аккомодация дает информацию об отдаленности предметов лишь в пределах до 6 м. Если же предметы удалены на большее расстояние, то информация об их удаленности поступает в мозг от взаиморасположения зрительных осей. Но определение глубины пространства ограничено порогом глубинного зрения (рис. 24).
Для восприятия рельефа, объемности предмета главную роль играет бинокулярное зрение. При восприятии предметов их изображение падает на несовпадающие (диспаратные) точки сетчатки; при этом не происходит полного слияния изображения в сетчатках обоих глаз, и в результате этого возникает стереоскопический эффект.
Способность правильно оценивать пространственные отношения называется глазомером. Различают статический и динамический глазомер.
Статический глазомер — определение размеров неподвижных предметов, их удаленности и расстояний между ними неподвижными наблюдателем.
Динамический глазомер — способность человека определить соотношение движущихся предметов, их скорость и расстояние между ними. Динамический глазомер имеет значение при оценке показаний свидетелей, потерпевших и обвиняемых о направлении и скорости движения объектов в момент происшествия.
Рис. 24. Порог глубинного зрения (Порог глубинного зрения — минимальная разница в удаленности двух предметов, воспринимаемая наблюдателем. Количественно порог глубинного зрения выражается разностью соответствующих параллактических углов. У разных людей неодинакова способность восприятия глубины пространства. В среднем она равна 5″.)
Способность видеть самые мелкие предметы называется остротой зрения или разрешающей способностью глаза. Острота зрения определяется минимальным промежутком между двумя точками, которые с данной дистанции еще различаются глазом как раздельные. Люди с нормальным зрением различают на расстоянии 100 м объекты величиной в 3 см. В этом случае угловой размер различаемых объектов равен одной угловой минуте. Это и является единицей остроты зрения.
Восприятие времени — отражение длительности, скорости и последовательности явлений.
Физиологическим механизмом восприятия времени является определенное состояние нервных клеток. При длительном действии раздражителей усиливается возбуждение нервных клеток (за счет суммирования последовательных воздействий). Восприятие времени, как и любое психическое отражение, является субъективным образом объективной реальности. Длительность небольших промежутков времени обычно несколько преувеличивается, а большие интервалы времени несколько уменьшаются. Быстрый темп также ведет к преувеличению интервала времени, а медленный — к преуменьшению. Период времени, связанный с интересными, значительными событиями, кажется более коротким (а при воспоминании, наоборот, более длительным). При положительных эмоциях время недооценивается, а при отрицательных — переоценивается. Преуменьшение времени всегда является результатом доминирования возбуждения над торможением. Преувеличение времени связано с преобладанием торможения, которое возникает от однообразных, малозначимых раздражителей.
§ 4. Учет закономерностей восприятия в следственной практике
Для получения достоверных показаний свидетеля следователь должен учитывать психологический процесс формирования показаний. Первоначальной стадией формирования этих показаний является восприятие свидетелем тех или иных событий. Воспринимая предметы и явления, человек осмысливает и оценивает эти явления, проявляет к ним определенные отношения.
При допросе свидетеля следователь должен выяснить условия, в которых происходило восприятие происшествия (освещенность, продолжительность, удаленность, метеорологические условия и т. д.). При этом следует учитывать, что люди часто не способны точно оценить количество воспринимавшихся предметов, расстояние между ними, их пространственное соотношение и размеры. Им свойственно заполнять пробелы чувственного восприятия элементами, которые в действительности не были объектами чувственного восприятия.
Для пространственного восприятия характерна переоценка малых расстояний и недооценка больших. Расстояния на воде, как правило, недооцениваются. Ярко окрашенные предметы, а также предметы хорошо освещенные кажутся более близко расположенными. Многие ошибки в оценке размеров предметов связаны с контрастом восприятия.
В следственной практике важно правильно установить время совершения расследуемого события, его длительность и последовательность, темп действий участников события и др. Нередко свидетели дают неправильные показания о промежутках времени. Эти ошибки объясняются вышерассмотренными закономерностями. Неправильные показания относительно промежутка времени не следует оценивать как умышленную ложность показаний. При этом необходимо выяснить содержание деятельности свидетеля во время наблюдаемого события, его психическое состояние и др.
В свидетельских показаниях существенное значение имеют особенности восприятия человека человеком.
В зависимости от того, какое значение люди придают различным особенностям личности, они по-разному относятся друг к другу, испытывают различные чувства и при даче свидетельских показаний выдвигают на передний план те или иные индивидуальные стороны другого человека.
При производстве такого следственного действия, как предъявление для опознания, необходимо, чтобы опознание осуществлялось по специфическим признакам. Норма уголовного процесса требует, чтобы предъявляемое для опознания лицо входило в состав не менее трех человек. Это содействует избежанию ложного узнавания по общим признакам (например, по росту, цвету волос, одежды и т. д.). Предъявление для опознания группы лиц из трех человек содействует нивелированию общих признаков и направляет процесс узнавания на выявление индивидуальных особенностей.
При предъявлении для опознания необходимо учитывать ряд объективных и субъективных условий.
К объективным условиям относятся физические условия первоначального восприятия того или иного объекта (освещение, ракурс, расстояние и т. п.).
К субъективным факторам опознания относится психическое состояние человека в момент наблюдения объекта и в момент его опознания (испуг, отвращение, нервозность и т. д.), а также психические свойства человека (развитость того или иного вида памяти, восприятия, способности к соотнесениям, группировке признаков).
При предъявлении для опознания следователь должен проявлять крайнюю осторожность в словесных воздействиях на опознающего, помня, что первая сигнальная система (непосредственное впечатление человека) зависит от второй сигнальной системы (слова).
Для квалифицированного ведения допроса следователю необходимы некоторые сведения о восприятии речи человека.
С физической точки зрения речь — это комбинация звуков, изменяющихся по частоте и интенсивности. Гласные звуки интенсивнее, согласные — менее различимы. Чем больше звуков в слове, тем оно отчетливее. Максимальная понятность речи возникает при интенсивности речи в 40 дБ. При интенсивности речи в 10 дБ звуки не воспринимаются в виде связных слов.
Чем объясняются описанные иллюзии?
А. Иногда у водителей автомобилей и летчиков возникают иллюзии: быстро приближающийся предмет кажется им разбухающим.
Б. Известно, что в кино при восприятии голоса артиста на экране возникает своеобразная иллюзия. Голос кажется перемещающимся вместе с артистом и исходящим из его уст, несмотря на то, что звук остается всегда в одной точке, часто значительно смещенной относительно зрительного изображения на экране.
Задача №5.
Выберите номер ответа, содержащий все существенные отличительные признаки восприятия (номера ответов смотрите в конце задачи).
A. Субъективное отражение внешнего мира.
Б. Отражение отдельных свойств, относимых к определенному предмету.
B. Первоначальный источник всех знаний об окружающем мире.
Г. Результат совместной деятельности ряда анализаторов.
Д. Целостное отражение совокупности свойств, принадлежащих предметам явлениям окружающего мира.
Е. Составной элемент, из которого складываются все предметы и явления окружающего мира.
Ж. Искаженное отражение окружающего мира.
3. Отражение отдельных свойств, не относимых к какому-либо предмету.
И.Отражение законов природы и общества ‑ отнесение конкретного предмета к определенной категории предметов.
Ответы: 1— А,Б,В,Е; 2 ‑ Г,Ж,3,И; 3 ‑ А,Б,Д,И; 4 ‑ Б,Г,Д,К; 5 ‑ В,Д,Ж,И.
´ Задания для самопроверки
Тест (верно, неверно).
1. У всех животных и у человека способность рецепторов улавливать сигналы ограничена.
2. Наше восприятие окружающего частично зависит от нашей культуры и опыта.
3. При истолковании элементов восприятия наш мозг выбирает самый сложный вариант.
4. Наше восприятие предметов все время изменяется в соответствии с их расстоянием от глаз и с углом, под которым мы их видим.
5. Порог ощущений гораздо менее постоянен, чем физиологический порог.
6. Экстрасенсорное восприятие пока еще не рассматривается как законный предмет научного исследования.
Словарь основных терминов:
Абсолютный порог ‑ минимальная интенсивность физического стимула, необходимая для возникновения ощущения.
Автокинетическое движение ‑ иллюзия движения, создаваемая, например, неподвижной световой точкой в темной комнате. Эффект усиливается при отсутствии зрительного фона.
Адаптация‑ приспособление к внешним условиям.
Аккомодация ‑ механизм, меняющий кривизну хрусталика, благодаря чему поддерживается четкое изображение предмета на сетчатке даже при постоянном изменении расстояния между глазом и объектом.
Апперцепция‑ зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и общей направленности личности.
Аудиовизуальное восприятие ‑ одновременное восприятие слухом и зрением.
Белый шум ‑ сложная смесь звуковых волн всех частот, аналогичная белому свету.
Бинауральные признаки ‑ особенности стимулов, действующих на оба уха, обеспечивающие возможность локализации звука. Одинаковые звуковые волны, исходящие из одного источника, приобретают разные свойства, достигая правого и левого уха. Главными бинауральными признаками являются различия звуковых волн по фазе и интенсивности.
Бинокулярное зрение ‑ видение одного и того же объекта обоими глазами: обеспечивает восприятие глубины, удаленности и объемности предметов.
Вестибулярный аппарат ‑ анализатор, позволяющий оценивать положение в пространстве и изменения направления движения.
Вестибулярные ощущения ‑ ощущения движения и равновесия. Вызываются движением жидкости в полукружных каналах внутреннего уха.
Внимание ‑ фокусирование восприятия, характеризующееся ясным осознанием ограниченной части перцептивного поля.
Дифференциальный порог ‑ минимальная разница между двумя стимулами, которая может быть воспринята.
Дополнительные цвета ‑ цвета, расположенные на противоположных концах диаметра цветового круга, например, красный и зеленый, желтый и голубой. При смешении в равных пропорциях дают серый ахроматический цвет.
Закон Вебера ‑ принцип, согласно которому отношение минимальной воспринимаемой разницы между интенсивностью двух стимулов к абсолютном уровню интенсивности стимула является константной. Константа различается для каждого типа стимулов. Закон не распространяется на крайние значения интенсивности стимулов.
Закон Эммерта ‑ прямая пропорциональная зависимость размера последовательного образа от расстояния между глазом и поверхностью, на которую проецируется этот образ. Последовательный образ, спроецированный на стену в 10 раз более удаленную, чем стимул, кажется в 10 раз больше его.
Замыкание‑ тенденция воспринимать определенные фигуры скорее законченными, замкнутыми, чем незаконченными. Например, круг с небольшим пробелом воспринимается как целая замкнутая фигура.
Избирательность ‑ качество восприятия, определяемое направленностью или опытом личности.
Иллюзии восприятия ‑ искаженное отражение реальности, носящее устойчивый характер.
Индуцированное движение ‑ кажущееся движение неподвижного объекта, вызываемое движением других объектов, окружающих его. Например, движение луны, индуцируемое движением облаков.
Интереорецепторы‑ рецепторы, расположенные на внутренних органах.
Кажущееся движение ‑ иллюзорное движение от одного стимула к другому как функция временного промежутка между стимулами. Примером являются движущиеся картинки. Это явление известно как «стробоскопический эффект» или «фи-феномен».
Кинестетические ощущения ‑ ощущения, возникающие от движений тела и мышечного напряжения; вызываются механическими воздействиями на рецепторы в мышцах, сухожилиях и связках.
Конвергенция ‑ сведение зрительных осей на фиксируемый объект, чем ближе объект, тем больше угол конвергенции. Становиться неэффективной на расстоянии 15-18 м, когда зрительные оси почти параллельны.
Константность восприятия ‑ тенденция воспринимать объект устойчивым и неизменным, несмотря на разнообразие условий восприятия.
§ Громкости‑ восприятие действительной громкости звукового источника независимо от его расстояния. Зависит от отношения между амплитудой звуковой волны и кажущейся удаленностью звукового источника.
§ Размера ‑ тенденция воспринимать размер объекта постоянным, не зависимо от расстояния до него. Зависит от отношения между сетчаточным изображением и кажущейся удаленностью объекта.
§ Формы ‑ тенденция правильно воспринимать форму, даже если объект повернут так, что его сетчаточное изображение отличается от действительной формы. Зависит от отношения между сетчаточным изображением и видимой плоскостью объекта.
§ Яркости‑ тенденция воспринимать яркость объекта постоянной, несмотря набольшие изменения в освещенности. Зависит главным образом от постоянного соотношения интенсивности света, отражаемого от объекта, и от его окружающей среды.
Контраст‑ явление, при котором воспринимаемое различие значительно больше, чем его физическая основа.
Контур ‑ линия, отделяющая часть перцептивного поля от соседней с ней части. Тем не менее, контур и фигура не идентичны. Один и тот же физический контур выглядит совершенно по-разному в двух разных фигурах.
Модальность ‑ качественная характеристика ощущений и восприятий, указывающая на их принадлежность определенным органам чувств.
Монокулярные признаки удаленности ‑ признаки, обеспечивающие впечатление глубины при монокулярном зрении. Включают: перекрытие, относительный размер, относительную высоту, относительную яркость, линейную перспективу, соотношение света и тени, аккомодацию.
Обращающиеся фигуры ‑ фигуры, вызывающие «спонтанные» колебания между двумя и более альтернативными перцептивными организациями. Классическим примером является куб Неккера.
Объем восприятия ‑ максимальное количество объектов или предметов, которые могут быть восприняты в течение короткой экспозиции, не допускающей движений глаз или пересчета предметов. Объем восприятия увеличивается группировкой.
Ориентировочная реакция ‑ сложная реакция организма на новизну ситуации. Проявляется в повышенной чувствительности анализаторов и мобилизации энергетических ресурсов организма.
Острота зрения ‑ способность зрительно различать мельчайшие детали объектов.
Относительное движение объектов (Двигательный параллакс) ‑ видимое перемещение более близких объектов вправо и более удаленных влево, если голова движется влево (и наоборот).
Парадоксальный холод ‑ ощущение холода, появляющееся при воздействии очень горячего раздражителя на холодовые точки кожи.
Перекрытие‑ монокулярный признак удаленности, заключающийся в том, что один объект частично перекрывает другой, при этом второй объект кажется более удаленным.
Предметность восприятия ‑ отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к объектам этого мира.
Проприоцептпвные ощущения ‑ ощущения, сигнализирующие о положении различных частей тела и их движении.
Психофизика ‑ исследование взаимоотношений между свойствами сенсорного опыта и характеристиками физических стимулов, его вызывающих.
Психофизические методы ‑ методы, используемые для определения абсолютного и дифференциального порогов. Например, метод констант, метод границ и т.п.
Разностный порог ‑ наименьшее различие между раздражителями, когда они еще ощущаются как различные: выражается в отношении прибавки интенсивности раздражителя к прежней его величине.
Рецепторы ‑ специализированные нервные окончания, преобразующие раздражения в нервное возбуждение.
Рецептивное поле ‑ для каждого нейрона в проводящей системе или в сенсорной зоне коры существуют рецепторная поверхность (например, сетчатки), стимуляция которой вызывает активность клетки.
Сенсибилизация ‑ повышение чувствительности анализатора под влиянием внутренних факторов.
Сетчаточная диспарантность ‑ различие сетчаточных образов в обоих глазах при восприятии удаленного объекта. Создается набольшим различием углов, под которым каждый глаз видит объект.
Синестезия‑ взаимодействие ощущений разных модальностей (слух и зрение и т.д.).
Система отсчета ‑ система, по отношению к которой оцениваются отдельные перцептивные свойства. Например, воспринимаемые углы объекта частично определяются углами окружающих стен. Этот эффект может быть рассмотрен как частичный случай «части и целого».
Соместетические ощущения ‑ ощущения от внешних кожных рецепторов и внутренних рецепторов тела.
Соместетический‑ относящийся к соме или к телу. К соместетическим относят кожные и кинестетические ощущения. Под соместетическими нервами имеются в виду волокна, передающие в мозг нервные импульсы от кожи, суставов и мышц. Соместетическими зонами являются зоны коры, принимающие импульсы от соместетических органов чувств. Они лежат непосредственно за центральной извилиной на поверхности мозга.
Соревнование сетчаток ‑ флуктуации зрительного поля при стимуляции обоих глаз различными цветами и фигурами.
Стереоскоп ‑ прибор, обеспечивающий впечатление глубины при восприятии плоских картин. Это впечатление достигается путем предъявления каждому глазу в отдельности слегка различающихся картин, соответствующих сетчаточным изображениям действительно трехмерного объекта.
Стимул‑ физическая энергия, возбуждающая рецептор и вызывающая ответ организма.
Стимульный градиент ‑ изменение интенсивности стимулов или их качества в перцептивном поле. Служит важным признаком удаленности.
Транспозиция ‑ узнавание структуры, основанное на сохранении отношений между элементами. Например, транспозиция мелодии в другую тональность.
Феноменология ‑ научное исследование непосредственного опыта, при котором субъект пытается дать подробное (и наивное) описание того, какими он видит вещи.
Фигура‑ часть перцептивного поля, которая выступает из фона.
Физиологический нуль ‑ величина переменная, так как является функцией как температуры среды, так и температуры тела. Стимул с температурой выше физиологического нуля вызывает ощущение тепла, ниже ‑ ощущение холода.
Фон ‑ часть перцептивного поля, которая служит задним планом для фигуры. Кажется менее структурированным, чем фигура, и меньше привлекающим внимание.
Химические ощущения ‑ вкусовые и обонятельные ощущения. Стимулируются химическими веществами и часто, взаимодействуя, образуют единый перцептивный опыт.
Хорошая фигура ‑ характеристика фигуры, обладающей такими качествами, как непрерывность, симметричность, замкнутость, целостность и т.д. Закон группировки, называемый «законом хорошей фигуры», предполагает, что перцептивная группировка элементов направлена в сторону создания хорошей фигуры.
Цвет:
Объема ‑ цвет, заполняющий пространство. Ни цветонепроницаемость, ни прозрачность ему не свойственны. Один из видов видимого цвета наряду с цветом «пленки» и цветом «поверхности».
Пленки – цвет, видимый через отверстие; плохо локализуется и кажется прозрачным.
Поверхности ‑ цвет, воспринимаемый как относительно непроницаемый и локализованный на поверхности объекта.
Целостность восприятия ‑ особенность восприятия, заключающаяся в отражении объектов в совокупности их свойств при непосредственном воздействии на органы чувств, она формируется в предметной деятельности человека.
Экстероцеитивные ощущения ‑ сигнализируют о различных характеристиках внешнего мира.
Эффект последействия фигуры ‑ искаженное восприятие, возникающее на короткое время. Когда после продолжительного действия одной фигуры на ту же самую область рецепторов действует другая фигура. Некоторые эксперименты показывают, что это явление связано с «насыщением».
Тема 4. Память
(форма проведения – семинар)
План:
1. Общее понятие о памяти и её значение в жизни человека.
3. Физиологические и психологические теории памяти.
4. Общая характеристика процессов памяти
б) сохранение и забывание;
& Рекомендуемые учебники:
И другие учебники по общей психологии.
&Список литературы
Основной:
4. Психология памяти: Хрестоматия по общей психологии / под. ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я. ‑ М., 2000.
Дополнительный:
4 Темы докладов и рефератов,(с указанием библиографического списка):
Исследовательская работа «Оптические иллюзии»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 118»
Выполнил: Зубков Максим
ученик МБОУ «СОШ № 118» 4 «А» кл.
учитель начальных классов
Что такое оптические иллюзии……………………………………5
Почему возникают оптические иллюзии…………………………5-8
Виды оптических иллюзий……………………………………. 8-15
2. Исследовательская часть
Описание методики и результатов анкетирования ……………18-21
Описание методики и результата эксперимента ……………..22-24
Создание оптической иллюзии и проведение эксперимента…25-26
«Иллюзия… Фантазия … Жизненный опыт».
«Нет ничего реальнее иллюзии».
«Не верь глазам своим, ибо иллюзионисты только этим и пользуются»
«Сквозь призму иллюзий мы видим реальность такой, какой ожидаем ее увидеть, а не той- что есть на самом деле…».
«Иллюзия — это мысли, подменившие реальность, уничтожив её, берут в плен каждого сдавшегося».
Я ученик 4 класса. В современном мире нам проще воспринимать и запоминать то, что мы видим своими глазами, поэтому все необычные картинки всегда привлекают мое внимание. Однажды в одном из журналов я наткнулся на задание: по картинке, которая, на первый взгляд, была простой, надо было подсчитать количество животных, изображенных на ней. При первом взгляде, на картинке можно было увидеть только 3 животных. Я подумал, что задание не было бы заданием, если бы оно решалось так просто. Я стал рассматривать картинку максимально внимательно, и обнаружил, что на картинке, оказывается, изображено не 3, а целых 10 животных. Что это? Обман зрения или хорошо зашифрованная картина. А есть ли еще подобные картины? Мне стало очень интересно. И было принято решение выбрать данную тему для исследовательской работы. Работая над этой темой, можно развить свое воображение, открыть новое для себя, друзей и родных. Очень увлекательно рассматривать иллюзорные картины, ища в них скрытые от обычного восприятия предметы, т. к. наше восприятие обманчиво, и многое оказывается совсем не тем, чем, кажется на первый взгляд. Даже самые простые вещи могут таить в себе самые неожиданные открытия, нужно только хорошо присмотреться.
узнать, что такое оптические иллюзии, понять основные принципы их возникновения.
Провести отбор материала, связанного с оптическими иллюзиями;
Узнать происхождение и значение слова «оптическая иллюзия»;
Объяснить природу возникновения оптических иллюзий;
Классифицировать оптические иллюзии;
В ходе опытов, выяснить свойства иллюзий.
возможно, строение нашего глаза и позволяет видеть оптические иллюзии.
Объект: оптические иллюзии.
Поиск и анализ литературы в различных источниках.
Моя работа имеет практическую значимость, т.к. понятие – «оптическая иллюзия» сейчас очень актуально. Оптическая иллюзия есть везде: в кино, в граффити, в компьютерных играх, в фото и т.д. Узнав природу и структуру оптических иллюзий, гораздо проще понимать и использовать ее в жизни.
1.1 Что такое оптические иллюзии
Зрительные иллюзии связаны с некоторыми ограничениями и погрешностями процесса переработки информации в зрительной системе. Действительно, при рассматривании определенных объектов в специфическом окружении или в особых условиях наблюдения, человек зачастую не вполне правильно оценивает увиденное. Это размер, форма или цвет объектов, характер их движения, условия освещения и т. д. Часто «ошибочные» видимые образы очень убедительны, и человек, как правило, не может их «откорректировать» по своему желанию, даже если прекрасно осведомлен о том, что он должен был бы видеть, если бы зрение его не обманывало. Наш глаз ошибается потому, что его умышленно обманывают или при помощи технических приспособлений, или за счет особого состояния среды между глазом и объектом наблюдения.
1.2 Почему возникают оптические иллюзии
Человеческий организм – сложнейшая саморегулирующая система. Наши органы чувств передают информацию об окружающем мире и изменениях вокруг, позволяя организму запоминать и по-своему интерпретировать результаты. Но иногда даже совершенная система может давать сбой и ошибаться. Иногда это происходит со зрительным анализатором, и тогда возникают оптические иллюзии, которые с давних времен заставляли человечество удивляться.
Оптические иллюзии известны с глубокой древности: строители Древней Греции учитывали их при постройке зданий, они описаны Титом Лукрецием Каром. Визуальные парадоксы и каламбуры уже не первое столетие очаровывают и захватывают людей, уводя в мир игры. Исследования феномена оптических иллюзий началось еще в конце XIX века, но до сих пор профессионалы не могут объяснить, как многие из них «работают».