Чем объяснялся интерес арабов к географии кратко
База знаний
Глава III
Арабы
Хотя арабские географы и не имели прямой связи с географами Европы, однако же ввиду оказанного ими косвенного влияния на европейских географов они занимают определенное место в истории географических открытий. Их главная роль заключается в том, что они сумели сохранить кое-что из наследства классической древности в тот период, когда Западная Европа была не в силах оценить его значение; далее, арабская литература насчитывает несколько трудов замечательных путешественников, повидавших закрытые для европейцев страны. Вообще же надо сказать, что влияние арабских путешественников на европейскую географическую мысль было невелико.
Арабские географические труды в общем распадаются на две группы: труды описательные и труды математические. Узко специализированный характер последних многим обязан «Географии» Птолемея, переведенной на арабский язык в самом начале IX в.; нами здесь они не рассматриваются, так как относятся скорее к истории географии. Математико-географическая литература арабов является частью их общеастрономических трудов, в каковой области арабы добились больших успехов и, во всяком случае, намного превзошли греков. Выполнение религиозных обрядов у мусульман невозможно без уменья правильно определять широту и долготу места, в связи с необходимостью сооружения горизонтальных солнечных часов — для указания точного момента полуденной молитвы, для получения географических координат Мекки, лицом к которой должен быть обращен молящийся, а также для успешного составления гороскопов. Одним из крупнейших достижений, связанных с определением арабами долгот, было сокращение на целых 17° с лишним птолемеевского слишком вытянутого контура Средиземного моря.
Одним из первых арабских географов был Ибн-Хордадбех, работа которого относится примерно к 850 г. Будучи чиновником, он имел доступ к большим и ценным статистическим материалам. Однако же книга его «О дорогах и царствах» разочаровывает читателя. В труд Ибн-Хордадбеха включается краткая сводка его научных воззрений, заимствованных у «школы» Птолемея, и ценная сводка данных о великих торговых путях арабского мира; этот труд засорен разного рода баснями, вроде рассказов о китах длиной в 1200 футов. Эти недостатки низводят работу Ибн-Хордадбеха до уровня некритической компиляции.
Другим арабским географом этого первоначального периода является Якуби, работа которого написана около 900 г.; его называют отцом арабской географии, поскольку последующие писатели широко пользовались его трудами. С юности Якуби горел желанием узнать как можно больше об отдаленных странах. Сам он был опытным путешественником и, кроме того, собрал большой материал путем опроса людей, побывавших на Западе или на Востоке. Все, что он знал, он обобщил в сводном труде под названием «Книга стран», в котором приводит подробные географические наименования населенных пунктов, расстояния между ними, физическую структуру и ряд фактов из области экономической географии. Одно заглавие его труда уже показывает, что Якуби хорошо понимал широту и размах такого предмета, как география. Якуби был серьезным писателем и, в противоположность многим более поздним арабским географам, не мешал правду с вымыслом.
Странствия другого, типичного для этого раннего периода географа Ибн-Хаукаля могут служить хорошим примером прекрасных сообщений внутри мусульманского мира. В 953 г. он проделал путешествие на восток, где в долине Инда встретил географа Истахри, который написал впоследствии книгу «Климаты», снабдив ее картами. Книга эта легла в основу «Книги дорог и царств», законченной Ибн-Хаукалем в 988 г., которая представляет собой географическое, политическое и статистическое описание различных провинций империи халифов. Автор использовал всякого рода сведения, «делающие географию наукой, представляющей интерес как для государей, так и для людей всех сословий», и придал своей книге широкую общедоступность. Труд Ибн-Хаукаля важен и в силу того факта, что он заключает в себе описание мусульманской империи халифов в зените ее могущества.
Однако еще большую ценность представляет большой труд Масуди, объехавшего весь мусульманский Восток от Испании до Китая и побывавшего также, по-видимому, на Мадагаскаре. Хотя труд этот, названный Масуди «Золотые луга», и не является чисто географической работой, но он содержит много сведений географического характера. Целью его было дать нечто вроде энциклопедии знаний того времени. Он имел весьма ограниченное представление о Европе и многое заимствовал у более ранних писателей, но в некоторых вопросах он был хорошо осведомлен. Так, он знал, что Каспийское море было внутренним озером, и был первым арабским географом, указавшим на существование Аральского моря.
Следующий арабский географ, Идриси, хотя и не самый крупный, с точки зрения европейцев, является, пожалуй, самым интересным. Получив образование в Кордове, Идриси провел долгое время в странствованиях как по Европе, где он достиг берегов Англии и Франции, так и по Малой Азии. Он вошел в круг придворных короля Сицилии Рожера II и написал свою книгу около 1170 г. Пребывание в Сицилии дало ему возможность собрать от посещавших остров моряков и от купцов множество сведений, и у него можно встретить обилие таких сведений о христианской Европе, каких не найти у более ранних арабских писателей. Карты его, однако, обесценены рядом недостатков. В то же время Идриси оказал большое влияние на христианскую географию, но скорее косвенное, чем прямое, что объясняется и местоположением Сицилии и ее собственными арабскими связями. Лучшим, быть может, доказательством этого являются навигационные карты, рано достигшие большого совершенства в Сицилии.
Последним типичным арабским географом является Якут. Он родился около 1196 г., провел много лет в знаменитых библиотеках Мерва (современный Мары в Туркменской ССР) и составил два «словаря»: один географический, а другой биографический, в которых содержится много подробных сведений, ценный материал о явлениях природы и мало вымысла. Хотя Якут и не является зачинателем этого типа трудов, он все же дал образцовые по достоверности работы и снискал славу величайшего арабского географа.
В арабский период путешествия с чисто исследовательскими целями были немногочисленны. Имеются сведения, что одна такая экспедиция была отправлена к истокам Нила; она достигла «Лунных гор» и озера, дающего начало Нилу. Несмотря на это, арабские карты Африки мало чем отличаются от карт Птолемея, и мы можем предположить, что экспедиция эта, если она вообще имела место, была лишь повторением более раннего торгового путешествия грека Диогена (см. гл. I, стр. 34).
Известна также экспедиция Саллама к Великой Китайской стене. Ему было поручено найти таинственный народ гога и магога. Саллам шел через Армению, до Волги, далее вокруг Каспия, до Уральских и Алтайских гор и вернулся через Бухару в Ирак.
Учитель всех предметов
Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.
Культура стран халифата
§ 10. Культура стран халифата
Что изучали в школах Западной Европы и Византии в раннее Средневековье?
Каких высот в науках достигли византийские учёные?
1. Образование. В халифат входило много стран с высокой древней культурой: Египет, Сирия, Палестина, Месопотамия, Иран, Средняя Азия. В этих странах широко распространился ислам, а вместе с ним — арабский язык. Его называли «латынью Востока». Но в отличие от латинского языка в Средние века арабский язык был живым, разговорным языком для многих народов Востока.
Изделие арабских ремесленников
Каждый мусульманин, если собирался занять какую-либо должность, должен был получить образование. Начальные школы были частными. Образование можно было продолжить, посещая лекции и беседы знатоков Корана, Сунны 1 и шариата. При наиболее известных мечетях 2 в больших городах были открыты высшие мусульманские школы — медресе.
Многие знатные люди желали иметь в своём окружении выдающихся поэтов, учёных, знатоков Корана. Писатели и учёные жили чаще всего при дворцах халифов и эмиров, получали содержание и дары от своих покровителей, за это прославляли их, посвящали им свои произведения.
В Кордове было много высших школ, где лекции читали видные учёные.
В огромных библиотеках здесь хранились старинные рукописи.
2. Наука. «Важнейшее украшение человека — знание», — говорили арабские учёные.
VIII—IX века можно было назвать арабе ким Возрождением. Тогда на арабский язык были переведены научные труды древнегреческих, иранских, индийских учёных. Особенно много переводов было сделано при Харуне ар-Рашиде и его сыне.
1 Сунна собрание рассказов об изречениях и поступках Мухаммеда.
2 Мечеть (от арабского «масджид» — место поклонения) — мусульманский храм.
В Багдаде был основан «Дом мудрости» — хранилище рукописей, где переводили и переписывали книги. По примеру Багдада и в других больших городах были созданы «Дома мудрости».
В VIII—IX столетиях арабским математикам были известны труды Пифагора, Евклида и Архимеда, индийских астрономов и математиков. Они создали алгебру, стали пользоваться индийскими цифрами. Постепенно эти цифры, названные арабски ми, проникли в Европу, стали общепринятыми во всём западном мире и очень облегчили развитие математики и основанных на ней наук и практических знаний.
В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории. Пользуясь сложными инструментами, астрономы сумели приблизительно вычислить окружность Земли, описали положение видимых звёзд на небе. Учёный аль Бируни (973—1048) из Средней Азии высказал гениальную догадку, что центром нашей Вселенной является Солнце, а Земля движется вокруг него.
Письменная история родилась у арабов вместе с исламом. Появились предания и сообщения о Мухаммеде, его биографии, сведения о том, как возник ислам. Историки прославляли завоевания арабов и кратко излагали историю римских, византийских и иранских правителей.
В большом почёте у арабов была география. Арабские путешественники и купцы описали страны халифата, Индию, Китай, проникли далеко в глубь Африки и Восточной Европы. Они составили карты известных им стран и морей.
Успешно развивалась медицина. В Средней Азии жил великий учёный Ибн Сина (980—1037) (в Европе его называли Авиценна) — философ, астроном, географ, медик, поэт. Ему принадлежит более ста научных трудов. На Востоке Ибн Сину называли «главой учёных». Особенно прославился Ибн Сина как врач. В своём знаменитом труде по медицине он описал признаки многих болезней, которые до него не умели различать.
Арабский ковёр с узорами. XIII в.
Арабский корабль. Миниатюра XIII в.
С помощью сведений учебника предположите, что мог перевозить этот корабль и куда он мог плыть.
В арабской аптеке. Миниатюра XIII в.
Что могли продавать в этой аптеке?
3. Литература. Вместе с товарами купцы и погонщики верблюдов привозили из других стран чудесные сказки, рассказы об удивительных путешествиях и приключениях, смешные истории. Их рассказывали во дворцах халифа и знати, на базарах, улицах и в домах Багдада. Из этих сказок позднее был составлен известный всему миру сборник «Тысяча и одна ночь», вобравший в себя предания и легенды многих народов.
Ещё до ислама у арабов возникла богатая поэзия, отразившая быт и обычаи кочевников. В каждом племени был свой признанный поэт, выступавший на празднествах. Доисламские поэты воспевали смелого воина, щедрого и верного данному слову. Знакомство с культурой покорённых народов изменило интересы и вкусы арабов. Поэтов интересовали теперь вечные вопросы: о добре и зле, о жизни и смерти, о богатстве и бедности, о любви и измене, о красоте мира и его печалях.
Особых успехов достигла поэзия в Иране и Средней Азии; здесь поэты писали произведения обычно на таджикско-персидском языке — фарси.
Одним из самых знаменитых поэтов был Фирдоуси (934—1020). Более 30 лет он работал над поэмой «Шахнаме» («Книга царей»). В ней рассказывается о борьбе иранского народа против завоевателей, прославляются подвиги легендарных героев. Фирдоуси высоко ценил знание: «К словам разумным ты ищи пути, весь мир пройди, чтоб знанья обрести».
4. Искусство. Из всех видов искусства более всего в халифате была развита архитектура. Строители возводили для халифов великолепные дворцы, гробницы и крепости. Всему миру известна Альгамбра — дворец эмира в испанском городе Гранаде.
В городах сооружали мечети. Мечеть служила не только местом молитвы, но и залом суда, хранилищем книг и денег, собранных для бедных, и просто клубом, где можно было потолковать с друзьями.
Главное здание мечети — четырёхугольный молитвенный зал, открытый во двор.
Обширный двор обычно окружала галерея с колоннами, где собравшиеся отдыхали и укрывались от солнца; в середине двора верующие совершали омовение у бассейна с проточной водой. Иногда над мечетью возводили купол, но чаще крыша была плоской. Множество колонн, изящных и лёгких, заполняли молитвенный зал. Во время молитвы все становились лицом в сторону Мекки и повторяли все движения стоящего перед ними священнослужителя — муллы, или имама.
Резьба в Альгамбре в Гранаде. XIV в.
Чем украшались стены зданий в арабской архитектуре?
Мечеть Омара в Иерусалиме. Конец VIII в.
Внутреннее убранство мечети самое простое: в ней нет ни мебели, ни дорогой утвари, ни музыкальных инструментов. Нол застлан коврами, на которых рассаживаются посетители, предварительно оставив за дверями обувь; иногда стены расписаны лишь изречениями из Корана. Но арабская азбука настолько красива, что эти изречения выглядят как прекрасный узор — вязь из букв. Изображения не только Аллаха, но и всех живых существ в исламе запрещены. Около мечети возводили минареты — высокие башни, с которых пять раз в день верующих созывали на молитву специальные служители.
Мечеть в Кордове.
Какие части мечети, описанные в тексте, можно найти на фотографиях на с. 82—83?
Минарет мечети в Кайруане. Тунис. IX в.
Арабские постройки богато украшали резьбой по камню, изразцами, мозаикой. Стены зданий покрывали арабесками — сложными геометрическими узорами из пересекающихся и переплетающихся линий.
5. Значение культуры халифата. Европейцы восприняли от арабов много ценных научных знаний. Труды арабских математиков, врачей и астрономов служили руководством для учёных средневековой Европы. От арабов европейцы получили не только цифры и новую систему счёта, но и знания по астрономии, в том числе названия многих звёзд, научились у них чертить более совершенные карты, позднее — пользоваться компасом и глобусом.
Сочинение Авиценны по медицине, переведённое на латинский язык, до XVII века было настольной книгой европейских врачей.
Мусульманское искусство повлияло на архитектуру, моду и обычаи Испании и Южной Италии, многих стран Африки.
С культурой стран халифата европейцы знакомились главным образом через завоёванную арабами Испанию. Многие труды древнегреческих учёных и писателей, а также мыслителей из стран халифата стали известны в Европе благодаря арабам. 1 1
1. Почему арабский язык называли «латынью Востока»?
2. Какое положение занимали учёные в арабском обществе? Как это повлияло на развитие Арабского халифата?
3. Назовите имена прославленных учёных и писателей мусульманского мира. Какие открытия и изобретения арабских учёных вы используете и в повседневной жизни, и в учёбе?
4. Как изменило арабскую литературу принятие ислама и арабские завоевания?
5. Опишите архитектурные особенности и внутреннее убранство средневековой мечети.
1.Чем можно объяснить сходство в достижениях науки в Халифате и в Византии?
2. Какое явление в истории Западной Европы VIII—IX веков учёные назвали, как и арабское, Возрождением? Подумайте, почему учёные применили одинаковое определение для этих культурных эпох.
3. Рассмотрите изображения арабских построек и объясните, каким образом достигается их красота.
4. Сопоставьте изображения христианской церкви и мечети: в чём вы видите общие черты, чем они различаются?
5. Выясните у родителей или знакомых, есть ли мечети в вашем городе. Если есть, то соберите сведения: когда они построены, по чьим проектам, каковы их художественные особенности.
Подведём итоги
в VI — VII веках на Аравийском полуострове проживали племена бедуинов и проходили караванные торговые пути;
• в VII веке в Аравии возникла новая религия ислам;
• в результате арабских завоеваний возникло огромное государство — Арабский (а затем Багдадский) халифат;
• в Арабском халифате ценилось образование, существовала высокоразвитая наука, литература, искусство, велось масштабное строительство;
• европейцы переняли от арабов ценные научные знания и культурные традиции.
Вопросы и задания к главе III
1. Почему ислам стал мировой религией?
2. Каково было влияние ислама на развитие Арабского халифата?
3. Какие народы, кроме арабов, вторгались в VIII-X веках на территорию Западной Европы?
4. Заполните сравнительную таблицу «Империи раннего Средневековья в период расцвета».
Вопросы для сравнения | Империя Карла Великого | Византийская империя при Юстиниане | Арабский халифат при Харуне ар-Рашиде |
Когда достигла расцвета? | |||
Какую территорию занимала? | |||
Какие народы населяли? | |||
Какова была государственная религия? | |||
Вопросы для сравнения | Империя Карла Великого | Византийская империя при Юстиниане | Арабский хал и фат при Харуне ар-Рашиде |
Как управлялась? | |||
Какие цели ставили перед собой правители? | |||
Каковы были их основные военные противники? | |||
Какими достижениями прославилась? |
По окончании работы подведите итоги: выделите черты сходства и различия в развитии империй, которые вы сравнивали.
5. Какими изобретениями и открытиями, сделанными арабами или распространёнными благодаря им, человечество пользуется до сих пор?
6. Расположите в хронологической последовательности события истории арабов в VI-XI веках: а) переселение Мухаммеда из Мекки в Медину (хиджра); б) завоевание Багдада турками-сельджуками; в) правление Харуна ар-Рашида; г) вторжение арабов на Пиренейский полуостров.
7. Чем прославился Ибн Сина (выберите правильные ответы): а) написал более ста научных трудов; 6) написал поэму «Шахнаме»; в) догадался, что Земля движется вокруг Солнца; г) описал признаки различных болезней?
Творческие работы и проекты
Исследовательский проект «Сказки «Тысячи и одной ночи» как исторический источник». Изучите текст сказок «Тысячи и одной ночи» (например, цикл о Синдбаде-мореходе) с точки зрения той исторической и географической информации, которая в них содержится. Вылепите, что могут рассказать сказки об образе жизни людей, их ценностях, отношении к иноземцам, об особенностях арабской культуры и религии. Можно ли считать сказки достоверным историческим источником? Изложите свои выводы.
Групповой творческий проект «Дворец халифа». С помощью художественных альбомов, интернет-ресурсов изучите особенности арабской каллиграфической письменности, виды орнаментов в мусульманском искусстве, наиболее традиционные цвета. Представьте, что вы средневековые художники, которые получили заказ на создание и украшение дворца халифа или повой мечети при его дворе. Обсудите и начертите план здания. Разделите между членами группы отдельные элементы работы и нарисуйте эскизы украшения здания. Оформите работу и разыграйте в классе её представление халифу.
§ 10. Культура стран халифата
Ученые Арабского халифата о географии Восточной Европы
Ученые Арабского халифата о географии Восточной Европы
Очевидно, что Балтика и земли ильменских славян и кривичей из сферы поиска территории русов должны быть исключены. Другой интересующий нас ориентир в арабо-персидской географии, весьма легко поддающийся идентификации, – моря юга Восточной Европы – Черное и Азовское. Ведь именно там появились русы-росы в конце VIII – начале IX в., доставив немало проблем византийским колониям и «заставив» греческих святых спасать Сурож и Амастриду от варварского нашествия. Из первой главы очевидно, что Русь Причерноморская была такой же реальностью раннего Средневековья, как Крымская Готия или, к примеру, хазарские владения в Северном Причерноморье. Могут ли восточные географы ощутимо помочь в выяснении этнической природы черноморских русов, и может ли иметь отношение к этим русам Русский каганат?
Черное море (бахр Нитас – искаженная форма греч. «понтос») традиционно считалось «заливом», отходящим от восточной части Средиземного моря. Географы наиболее ранней школы Джайхани имели весьма слабое представление о Черном море, зная лишь наиболее восточную его часть. Показательны данные Ибн Русте: в разделе о мадьярах (то есть протовенграх) он рассказывает о прилегающем к их территории Румском море, в которое впадают две реки, одна из которых больше Джейгуна (Амударьи. – Е.Г.)[51]. В остальном ученые этой школы пересказывали сведения, известные еще Птолемею и заимствованные у Баттани: там упоминается река Танаис (так назывался Дон в античных источниках).
Представители классической школы Балхи вовсе не знали о существовании Черного и Азовского морей; вместо них фигурировал упоминавшийся ранее Константинопольский пролив, идущий прямо от Константинополя на север до «конца земли». Вот как представлял этот пролив один из выдающих ученых этой школы аль-Истахри:
«Константинопольский пролив впадает в море Рума из моря Окружающего… от самого севера на конце земли, который не посещают из-за холода, и уходит он в бедную из бедных землю Йаджуджи Маджудж»[52].
Первым из арабских географов, показавшим подробное знание берегов Черного моря, был аль-Масуди, основным источником для которого были не книжные традиции, а современные сведения, собранные им в беседах с торговцами и путешественниками. При описании в законченной им перед смертью «Книге предубеждений и пересмотра» (956 г.) также известного ему моря Майутис или Хазарского Масуди рассказывает о городах Крыма и Приазовья, а также племенах, населяющих Северное и Западное Причерноморье. Хазарским Масуди называет Азовское море, так как северо-восточный Крым и Керченский пролив были в то время под контролем хазар. Бахр Нитас аль-Масуди называл Русским. Из рек, впадающих в Понт, Масуди известны Дон (Танаис) и Дунай (NB: О Днепре Масуди не упоминает!). Интересно, что в более раннем труде «Промывальни золота и рудники самоцветов» (ок. 947/948 гг.) энциклопедист полемизирует с автором IX в. аль-Йакуби, называвшим Понт морем хазар, подчеркивая, что в его время морем хазар называется Каспий, а Понт – это море русов.
Очевидно, что Масуди безуспешно пытался соединить современные сведения и традиционные представления, чем и объясняются некоторые несоответствия. Море Майутис он называет началом Константинопольского пролива. Так же добросовестно он попытался скомпеллировать книжные и современные сведения о народах Европы.
Наиболее точные, не имеющие аналогов данные о берегах Черного моря приводит уже в середине XII в. Идриси. Здесь нужно сказать несколько слов об этом ученом, ибо еще не раз мы будем обращаться к его сочинениям по самым разным вопросам, связанным с проблемой русов. Главный труд этого сицилийского географа XII в. – «Развлечение истомленного в странствии по областям» («Нузхат аль-муштак фи-хтирак аль-афк», 1154 г.) и карта, к нему прилагающаяся. На этом источнике следует остановиться подробнее, ибо он представляет собой «сплав» известий как литературного, книжного происхождения, так и собранных самим автором, представителем совершенно иной географической школы – на западе халифата (Магриб).
Кроме этого, аль-Идриси приписывают еще одно географическое сочинение, составленное для сына Рожера Вильгельма I под названием «Сад приязни и развлечение души». Этот труд известен как «Малый Идриси» и практически не исследован, так как его текст даже не опубликован.
Главное же произведение аль-Идриси представляет собой географическое и этнополитическое описание «обитаемой Земли», причем ее граница в северном полушарии, по мнению аль-Идриси, проходит по 64° северной широты. Вся обитаемая территория делится на 7 равных климатов, каждый из которых, в свою очередь, механически разбит на 6 равных же частей.
Среди источников Идриси – и рассказы современных ему купцов и путешественников, и собственные впечатления, и работы арабо-персидских и европейских предшественников (Птолемей, Орозий, Ибн Хордадбех, аль-Джайхани, аль-Басри, аль-Масуди, Ибн Хаукаль и др.). Карта составлена по принципу труда Птолемея, причем при ее создании Идриси пользовался несколько иными источниками, чем при написании текста. Автор тщательно отбирал и систематизировал материал. Об этом свидетельствует хотя бы то, что у Ибн Хордадбеха Идриси заимствовал сведения о Византии, у Ибн Хаукаля – информацию о Северной Африкее, Иране, Кавказе, Поволжье и Каспийском море, у Масуди – о Восточной Европе и Черном море и т. д., то есть самые достоверные сведения, которые могли быть в их трудах. При составлении карты, кроме труда Птолемея, были использованы данные Хваризми, а также неизвестные пока источники.
Аль-Идриси. Круглая карта мира. 1154г. Каир
Сведения книжных источников, достоверные для IX – X вв., переплелись в сочинении Идриси с рассказами современников. Особенно это ярко видно при изучении описания Руси. Там аль-Идриси привел данные всех известных ему традиций, повествующих о русах и славянах, в том числе и о Руссии-тюрк, под которой есть основания понимать Русский каганат (об этом ниже). Ведь, по признанию Идриси, Русь и особенно ее северные земли не были ему хорошо известны[53]. Работы Идриси занимают крайне важное место при локализации различных видов русов.
По форме эта информация представляет собой морскую лоцию (византийскую или итальянскую, но, судя по лингвистическим особенностям, не арабскую) с пространными характеристиками портовых городов. Причем Идриси использовал данные уже XII в., то есть не относящиеся к интересующему нас периоду. Эта информация была включена аль-Идриси в предисловие к его труду. В 6-й же секции VI климата, где географ пользовался в основном арабо-персидскими источниками (трудами аль-Масуди, Ибн Хаукаля), в качестве реки, впадающей в бахр ан-Нитас, называется некий Сакир – «рукав Атиля», идентичный Танаису античной и ранневизантийской географии.
Таким образом, можно сделать вывод, что Черное и Азовское моря в IX – XI вв. также не входили в сферу основных торговых интересов Арабского халифата, чем и объясняются весьма скудные и размытые сведения о Северном Причерноморье в большинстве сочинений того периода. Наиболее ясное представление географы имели о северо-восточной части этого региона. Из рек большинству авторов был известен лишь птолемеевский Танаис, возможно – Кубань (если «две реки» у Ибн Русте – это низовья Дона и Кубань), у аль-Масуди добавляется Дунай. Важно, что Днепр появляется в арабо-персидских источниках (в форме Данабрис) только у Идриси в XII в., то есть арабам X – XI вв. не был известен даже появившийся в конце IX в. Днепровско-Черноморский путь (из варяг в греки), соответственно, и народы, обитающие на нем.
Иначе обстояло дело с Каспийским морем. Все его южное побережье, включая Закавказье (торговые и административные центры Ардебиль, Бардаа, Тифлис) и Табаристан, уже к началу IX в. входило в состав Арабского халифата. Кроме того, через Каспий шел Великий шелковый путь, большая часть которого, как указывалось выше, с VIII в. была под контролем арабских купцов. Это полностью подтверждают нумизматические данные, свидетельствующие о двух самостоятельных потоках арабских дирхемов в Восточную Европу VIII – IX вв.: первый – из Ирака через Каспий на Волго-Балтийский путь, второй – из западных частей халифата в Сирию, оттуда – в Закавказье и далее.
Поэтому Каспий являлся для арабской географии одним из самых важных и, соответственно, известных регионов, и Каспийское море получило много названий, связанных с именованием прилегающих к этому морю стран, народов и городов: Джурджанское море по названию крупного торгового центра на южном побережье, Хазарское море – по имени государства, контролировавшего устье Волги, то есть начало Волго-Балтийской магистрали. Существовало и много других названий, имевших локальный характер (Дербентское, Табаристанское и др.).
Главной рекой, впадающей в Каспий «семьюдесятью жерлами», арабо-персидские географы называли Атиль. Эта река (как и весь Каспийский регион) с особыми подробностями описана учеными школ Джайхани и Балхи, что не без оснований позволило выдающемуся востоковеду Б. Н. Заходеру объединить этот комплекс известий IX – X вв. в «Каспийский свод сведений о Восточной Европе»[54].
Как правило, этот водный путь давно безоговорочно отождествляют с Волгой. Однако Б. А. Рыбаков еще в статье о карте Идриси заметил, что это не совсем верно[55], что признают и востоковеды. Дело в том, что географическая номенклатура у средневековых писателей не может быть отождествлена с современными топонимами, гидронимами, оронимами, каждый из которых точно соответствует какому-либо географическому объекту. Каждая река у арабо-персидских географов может быть тождественна нереальным жерлам рек, но торговым путям, использовавшимся арабами и их ближайшими деловыми партнерами. Такой гидроним может включать в себя несколько рек, исторически объединенных в одну торговую артерию. Этот тезис хорошо иллюстрируется представлениями о реке Атиль, мало изменившемся от Джайхани до Идриси.
Географическая традиция IX – XI вв. за основное русло верхнего Атиля (варианты написания: Асиль, Исиль, Итиль) принимала реку Каму, причем истоки Атиля искали далеко на востоке. Истахри и Инб Хаукаль, например, считали, что начало реки в земле киргизов между гузами и кимаками. Автор «Худуд аль-алам» («Пределы мира», анонимное сочинение конца Х в.) выводил исток из северных гор. Вот его описание:
«Исток Атиля – в горах к северу от Артуша; это самая большая и широкая река, текущая через страну кимаков… потом на запад между гузами и кимаками, пока не попадает в землю булгар, тогда течет на юг между тюркскими печенегами и буртасами, протекает мимо города хазар Атиль и впадает в Хазарское море»[56].
То есть, по мнению автора «Пределов мира», начало Атиля – где-то на севере Алтая. И только пройдя тюркские кочевья – земли гузов и кимаков и побывав современными Обью, Иртышом, Ишимом, Тоболом, Белой, – Атиль, миновав булгар, становится привычной нам Волгой.
На карте Идриси истоки Атиля совпадают с рекой Белой за Уралом, в среднем течении – с Камой, и лишь от устья Камы – с Волгой. В тексте «Развлечения истомленного в странствии по областям», который является оригинальным по отношению к карте (хотя они и связаны между собой) даются несколько описаний Атиля в разных секциях VI климата:
«6-я секция VI климата.
…Аль-Хазар – это название страны, а ее столица – Исиль. Исиль – это название реки, которая течет к ней от русов и булгар и впадает в море аль-Хазар. Исток этой реки – в восточной стороне, в некой области «Опустошенной страны»[57], затем река проходит через «Зловонную землю»[58] на запад до тех пор, пока не пройдет позади булгар близ земли русов, после чего возвращается на восток и протекает через землю русов, за тем через землю булгар, затем через землю буртасов и течет в землю аль-хазар, пока не впадает в море.
8-я секция VI климата.
(Из трех рек начинается река Исиль)[59]. Все они (эти реки) берут начало в… горе, называемой Аскаска, и текут на запад, пока не соединятся в одну реку, которая затем течет до земли булгар, поворачивает на восток, пока не дойдет до границ земли русов, и там разветвляется. Один ее рукав течет до города Матраха (Тмуторокань. – Е.Г.) и впадает в море между ним и городом Русийа. Что касается второго рукава (выделение в тексте везде мое. – Е.Г.), то он спускается от земли булгар (здесь: Волжская Булгария. – Е.Г.) и течет на юго-восток до земли хазар и впадает за Исилем в море аль-Хазар»[60].
Если первый отрывок имеет своим источником данные Каспийского свода, то второй является «творческой компиляцией» самого Идриси. В нем описание русла Атиля более удалено от реальности уже в низовьях (разделение нижнего Атиля на два рукава: первый – Нижний Дон, второй – собственно Волга).
Надо отметить, что при рассказе о Волго-Каспийском бассейне Идриси в XII в., имея под рукой огромное количество источников, пользовался старыми произведениями традиций Балхи и Джайхани. Это объясняется, во-первых, тем, что Идриси работал в Палермо при дворе норманнского короля Сицилии Рожера II, а не в мусульманской стране. Вторая причина более принципиальна: прошел уже век с момента окончательного распада Аббасидского халифата (процесс этот был мучительным и длился полтора столетия). Исчезла былая мощь халифата, в том числе и экономическая, постоянные войны ослабили Шелковый путь, а Волго-Балтийская магистраль по этой и ряду других причин из главной в Восточной Европе превратилась во второстепенную.
Новые сведения об этих областях не поступали, и добросовестным географам приходилось довольствоваться информацией двухвековой давности.
Итак, источники дают возможность сделать следующие выводы о представлениях арабских путешественников и географов о Восточной Европе IX – XIII вв. Во-первых, никто из представителей халифата за весь указанный период не поднимался по Волго-Балтийскому пути на запад далее Волжской Булгарии, соответственно, арабские географы не представляли себе обитателей ни севера Восточно-Европейской равнины, ни Балтийского побережья.
Во-вторых, все они в IX – XI вв. имели смутное представление о побережье Черного и Азовского морей, а также не знали Днепр как самостоятельную водную артерию. Поэтому русы с хаканом во главе, сообщения о которых относятся к IX в., не могли, очевидно, жить в Северном Причерноморье – слишком подробны сведения о них.
А все данные о Волго-Балтийском пути до Волжской Булгарии и связанных с ним народах приходится датировать не позднее 930-х гг. (Ибн Фадлан и аль-Балхи). Поэтому в источниках, восходящих к интересующему нас времени или написанных тогда, – IX – начало Х в. – этносы и государства Восточной Европы, имеющие подробное описание, следует помещать лишь на юго-востоке и востоке от левобережья Днепра до Среднего Поволжья.
Читайте также
Гиена Восточной Европы
Гиена Восточной Европы Теперь самое время вспомнить, что же представляла из себя тогдашняя Польша, ради спасения которой от Гитлера мы должны были стать в один строй с Англией и Францией.Едва появившись на свет, возрождённое польское государство развязало вооружённые
§ 9. Завоевания арабов и создание Арабского халифата
§ 9. Завоевания арабов и создание Арабского халифата Начало завоевательных походов арабовСмерть Мухаммеда привела к восстаниям противников исламского государства, вспыхнувшим в разных концах Аравии. Однако эти выступления были быстро подавлены, и мусульмане
§ 10. Арабские завоевания и создание Арабского халифата
§ 10. Арабские завоевания и создание Арабского халифата Возникновение ислама. Самая молодая из мировых религий – ислам – зародилась на Аравийском полуострове. Большинство его жителей, арабов, занималось скотоводством и вело кочевой образ жизни. Несмотря на это, здесь
Непаханая целина Восточной Европы
Непаханая целина Восточной Европы А собственно говоря, почему платить должна только Германия?! Все ФРГ и ФРГ… Падение коммунистической системы в 1989–1991 годах открыло новые возможности перед великим множеством людей. Политические евреи не были бы сами собой, если бы этих
Страны Арабского халифата
Страны Арабского халифата Золотые маураведины, или динары, чеканились во многих странах Арабского халифата, включавшего территории юга Испании и юга Франции на западе, Средиземноморского побережья Африки, Среднего Востока и современной Средней Азии на востоке. На этой
1. Искусство Восточной Европы
1. Искусство Восточной Европы На христианском востоке только Россия обладала в XVI столетии своим, коренным искусством. Во всех прочих странах дело шло только о способе восприятия нового, возродившегося и преобразованного в Италии мирового художественного языка древних
16. ЕВРЕЙСКИЕ ПАРТИИ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
16. ЕВРЕЙСКИЕ ПАРТИИ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ Чехословакия: 2,4 процента населения — евреи С падением после первой мировой войны трех великих империй Восточной Европы здесь произошло новое распределение сил, определяющую роль в котором сыграли французский и британский
9.9. РАСПАД АРАБСКОГО ХАЛИФАТА
9.9. РАСПАД АРАБСКОГО ХАЛИФАТА Вернемся теперь к истории Ближнего Востока. Как отмечалось выше, в 810-830-х гг. Арабский халифат был охвачен тяжелым кризисом, который проявлялся в династических распрях, в восстаниях простого народа и в гражданских войнах. В ходе этих войн
§ 10. Арабские завоевания и создание Арабского халифата
§ 10. Арабские завоевания и создание Арабского халифата Возникновение исламаСамая молодая из мировых религий – ислам – зародилась на Аравийском полуострове. Большинство его жителей, арабов, занималось скотоводством и вело кочевой образ жизни. Несмотря на это, здесь
§ 10. Завоевания арабов и создание Арабского халифата
§ 10. Завоевания арабов и создание Арабского халифата Начало завоевательных походов арабовСмерть Мухаммеда привела к восстаниям противников исламского государства, вспыхнувшим в разных концах Аравии. Однако эти выступления были быстро подавлены, и мусульмане
Древнейшие обитатели Восточной Европы
Древнейшие обитатели Восточной Европы В глубокой древности, тысячи за три лет или более до Рождества Христова (P. X.), в разных местах Европы уже обитали люди. Тяжела и непроглядна была жизнь этих первобытных диких поселенцев Европы. Они еще не знали железа: кости животных и
Разделение Восточной Европы
Разделение Восточной Европы Пока пылало танковое сражение при Дебрецене между войсками 2-го Украинского фронта и немецкой группой армий «Юг», в Москве произошел ряд событий, оказавшихся решающими для Будапешта. С 8 по 18 октября 1944 г. на переговорах с советским
«Общество по изучению Восточной Европы»
«Общество по изучению Восточной Европы» Отто Гётч сумел уловить и использовать в своих целях вновь пробудившийся интерес немцев к России, вызванный революционными потрясениями 1905 г. и авторитарными реформами «железного канцлера» Столыпина. Издание «Журнала