Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства

Из истории взаимоотношений государственной думы и царского правительства

Лаптева Людмила Евгеньевна, доктор юридических наук, профессор, ведущий научный сотрудник сектора истории государства, права и политических учений Института государства и права РАН (Москва).

Автор показывает взаимоотношения между Государственной Думой и царским правительством в контексте формирования взаимоотношений между исполнительной и законодательной ветвями власти. Показаны процессы формирования ответственного перед парламентом правительства в России в начале XX в.

Ключевые слова: история государства и права России, государственность, Государственная Дума, правительство, разделение властей.

From the history of relations between the State Duma and the tsarist government

The author shows relationships between the State Duma and the tsarist government in context of relationships between executive and legislative branches formation. The processes of the formation of the government responsible to parliament in Russia at the beginning of XX century are described.

Key words: history of state and law of Russia, statehood, State Duma, government, separation of powers.

Отношения между Государственной Думой и царским правительством строились долго и болезненно. Дума ощущала себя настоящим законодательным органом, призванным вывести страну из кризиса, обвиняла правительство в отказе от реформ. Царское правительство придерживалось традиционных представлений о том, что России чужд парламентаризм, еще в конце XIX в. награжденный К.П. Победоносцевым хлестким ярлыком «великая ложь нашего времени». Дума требовала ответственного перед ней правительства, а члены правительства сознательно пренебрегали запросами Думы, ответы на которые отнимали время от более важных дел.

Правительственный вестник. 1906. 24 авг. (6 сент.).

Только после 3 июня 1907 г. сложились приемлемые взаимоотношения между исполнительной и законодательной ветвями власти, стали намечаться как формальные, так и неформальные способы взаимодействия. Премьер-министр умело и гибко использовал официальные и личные каналы связи с председателями Государственной Думы и Государственного совета, лидерами ведущих думских фракций. Правительство стремилось договориться с народными представителями по важным вопросам законодательства. Министры регулярно посещали пленарные заседания Думы и Государственного совета, выступали на них, работали в комиссиях представительных учреждений. Депутаты неоднократно приглашались министрами на частные или полуофициальные совещания, где в спокойной обстановке обсуждались законопроекты. Для выхода из кризиса председатель правительства мог вступать в переговоры с думскими лидерами. П.А. Столыпин лично участвовал в наиболее важных заседаниях Государственной Думы и Государственного совета, 48 раз выступал с трибуны.

Правительство С.Ю. Витте было перед этим отправлено в отставку.
Маклаков В.А. Указ. соч. С. 41.

Третья Государственная Дума подходила очень серьезно к проблеме обеспечения единого правового пространства и единообразного применения закона на территории страны, солидаризируясь с правительством. Россия не была федерацией, но она не была и унитарным государством. В состав Российской империи входили так называемые национальные окраины, на территории которых допускалось действие местного права, преимущественно гражданского.

Особое место в империи занимало Великое княжество Финляндское. Дарованная Финляндии автономия позволяла ее Сейму самостоятельно издавать законы и постепенно «дрейфовать» в направлении полного суверенитета. Императоры порой сами создавали условия для этого. Так, 1 августа 1891 г. было подписано Высочайшее постановление, согласно которому министр-статс-секретарь Финляндии обязывался запрашивать заключение соответствующего министра Российской империи по тем законопроектам Сейма, которые касаются как Финляндии, так и империи в целом. Несовершенство текста акта позволяло трактовать его таким образом, будто финляндское должностное лицо управомочено само решать вопрос о том, касается ли конкретное дело интересов империи, т.е. только от его усмотрения зависело, запросить по этому поводу имперские власти или нет. Разумеется, так указанное постановление и толковалось.

В итоге множество законов Финляндии не доводились до сведения имперских властей. Даже Сеймовый устав 1906 г. чуть было не миновал контроля имперских властей. В феврале 1907 г. без сношения с имперскими властями министр-статс-секретарь доложил императору о том, что Сенат приступил к составлению проекта новой формы правления. По этому законопроекту предполагалось закреплять в финляндском законодательстве даже такие положения, которые содержались в Основных Законах и никоим образом не могли составлять предмет местного законодательства. В целях сохранения целостности империи правительство инициировало закон, препятствующий процессу дальнейшей автономизации Финляндии. Речь шла об изъятии из сферы финляндского законодательства вопросов общеимперского значения, в частности надзора за постоянными учреждениями Финляндии, управления телеграфом, железными дорогами, таможенного управления, упорядочения прав русских граждан, проживающих в Финляндии.

В заключение стоит сказать, что практическое использование исторического опыта предполагает предварительное проведение научных исследований, техническое задание для которых должно быть определено очень четко. Это требует сотрудничества представителей разных областей гуманитарного знания. Следует поддержать высказанную здесь идею взаимодействия представительных органов власти и ученых: юристов, экономистов, политологов, социологов, историков. Институт государства и права всегда готов принять участие в таких исследовательских проектах.

Источник

Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства

В нашей онлайн базе уже более 10821 рефератов!

Навигация
Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Смотреть фото Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Смотреть картинку Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Картинка про Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Фото Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительстваСписок разделов
Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Смотреть фото Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Смотреть картинку Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Картинка про Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Фото Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительстваСамое популярное
Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Смотреть фото Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Смотреть картинку Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Картинка про Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Фото Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительстваНовое
Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Смотреть фото Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Смотреть картинку Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Картинка про Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Фото Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительстваПоиск
Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Смотреть фото Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Смотреть картинку Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Картинка про Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Фото Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительстваЗаказать реферат
Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Смотреть фото Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Смотреть картинку Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Картинка про Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Фото Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительстваДобавить реферат
Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Смотреть фото Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Смотреть картинку Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Картинка про Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Фото Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительстваВ избранное
Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Смотреть фото Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Смотреть картинку Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Картинка про Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Фото Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительстваКонтакты
Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Смотреть фото Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Смотреть картинку Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Картинка про Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Фото Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительстваУкраинские рефераты
Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Смотреть фото Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Смотреть картинку Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Картинка про Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Фото Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительстваСтатьи
От партнёров
Новости
Крупнейшая коллекция рефератов
Предлагаем вам крупнейшую коллекцию из 10821 рефератов!

Вы можете воспользоваться поиском готовых работ или же получить помощь по подготовке нового реферата практически по любому предмету. Также вы можете добавить свой реферат в базу.

УКРАИНСКИЙ INTEL НАГРАДИТ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ ЗА НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ
Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Смотреть фото Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Смотреть картинку Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Картинка про Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Фото Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства
О своем намерении поддержать талантливых школьников и студентов заявил украинский офис компании Intel – в уанете появился проект “Интеллектуализация”, в рамках которого идет конкурс лучших практических проектов среди молодежи.

5.ВТОРАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

6. ТРЕТЬЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

Похожие рефераты из раздела «История»

Источник

Деятельность 1 и 2 государственной думы и причины их конфликтов с властью.

Расстрел мирного шествия 9 января 1905 г. ( «Кровавое воскресенье») и последовавшие вслед за этим революционные события привели к осознанию в высших эшелонах власти необходимость проведения реформ государственного строя России.

Первой реакцией правительства стал изданный царем рескрипт на имя министра внутренних дел А.Г. Булганина, в котором говорилось о намерениях предварительной разработки изменений законодательства и привлечения к этой работе народных представителей.

6 августа были обнародованы «Учреждение Государственной Думы» и «Положение о выборах в Государственную Думу». Однако в 1905 г. Дума не была созвана в связи с революционными событиями. 11 декабря 1905 г. обнародован указ о расширении избирательных прав граждан.

В феврале 1906 г. избран Государственный Совет. Из совещательного органа он был преобразован в верхнюю палату парламента и уравнивался с Думой в законодательных правах. Выборы в Думу состоялись в феврале-марте 1906 г.

Некоторые депутаты требовали уничтожения частной собственности на землю и превращения ее в общенародное достояние. 4 июня Дума постановила обратиться к гражданам с разъяснением по аграрному вопросу. Однако правительство заявило о неприкосновенности частных земель.

8 июля Николай 2 распустил Думу, обвинив ее в разжигании смуты в стране.

С первого заседания был поставлен вопрос о долговременности работы и взаимоотношениях с правительством. Необходимо было построить тактику работы таким образом, чтобы не быть разогнанными правительством подобно 1 Думе, кадеты, войдя в единый блок с трудовиками и национальными группами, создали большинство. Они сняли вопросы об амнистии, отмене смертной казни и др.

Основным оставался аграрный вопрос, обсуждались основные положения «столыпинской реформы». Правые и октябристы поддерживали реформу. Кадеты выступали за смягченный ее вариант, сведя к минимуму количество отчуждаемых у помещиков земель. Левое крыло Думы отказалось утверждать ее проект. 24 марта 1907 г. аграрная комиссия Думы отметила необходимость отчуждения помещичьих земель в пользу крестьян.

Таким образом, 2 Дума оказалась еще левее, чем 1 Дума. Правительство, неудовлетворенное ходом ее работы, стало искать причины для разгона Думы. По сфабрикованному обвинению в ночь на 3 июня 1907 г. арестовали членов социал-демократической Фракции, а днем был опубликован указ о роспуске 2 Думы.

Правительство обвинило Думу в неэффективности работы, затягивании рассмотрения и принятия законов, причастности некоторых ее депутатов к подготовке государственного переворота.

Источник

1906, 9 июл. Роспуск 1-й Государственной думы

С первых же дней работы Дума I созыва вступила в конфронтацию с правительством. Противостояние ветвей власти закончилось роспуском представительного органа.

Предыстория

В 1905 году государственный строй Российской империи под влиянием революционных событий претерпел существенные изменения. Страна из самодержавной монархии начала превращаться в конституционную монархию. В этом году были учреждены Государственная Дума и Совет министров, преобразован Государственный Совет, упразднен Комитет министров.

Люди возлагали большие надежды на мирный путь решения насущных вопросов через Думу. После принятия Манифеста 17 октября политические силы стали готовить проекты реформ и вести активную предвыборную агитацию. Однако еще созыва Думы император значительно урезал ее законодательные права. В феврале 1906 года Госсовет также получил законодательные полномочия и фактически стал верхней палатой парламента. А в апреле были внесены изменения в свод основных законов России, и император закрепил за собой право издания указов без одобрения Думы.

Конфликт Думы с правительством

27 апреля 1906 года состоялось торжественное открытие Думы. Депутаты сразу же настроились на борьбу с консервативным правительством Горемыкина. В течение несколько месяцев они подготовили 391 запрос о незаконных действиях правительства.

Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Смотреть фото Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Смотреть картинку Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Картинка про Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Фото Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства

Депутаты уделяли особое внимание аграрному вопросу. Фракции кадетов и трудовиков выдвинули проекты, предусматривающие наделение крестьян землей и отчуждение земли у помещиков (с компенсацией). Данные предложения были решительно отклонены правительством.

Обсуждение аграрного вопроса в Госдуме вызвало рост общественного возбуждения и революционные выступления в некоторых регионов. После этого ряд высокопоставленных чиновников – Извольский, Трепов, Коковцов и другие – предложили обновить правительство путем включения туда кадетов (самой многочисленной думской фракции). Однако консерваторы встретили это предложение в штыки. Многие, в том числе и Горемыкин, считали, что Думу проще распустить, чем обсуждать эту проблему.

Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Смотреть фото Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Смотреть картинку Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Картинка про Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Фото Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства

20 июня было опубликовано правительственное сообщение по аграрному вопросу. Правительство обозначило, что не допустит отчуждения частных земель, и пообещало крестьянам дать свободу выхода из общины и оказать помощь в переселении в малозаселенные районы Сибири и Средней Азии.

Через несколько недель депутаты обратились к народу со своим «разъяснением». В нем говорилось, что Дума добьется принудительного отчуждения земли и заблокирует любой проект, не учитывающий этот принцип. Правительство восприняло это обращение как прямой призыв населению захватывать помещичьи земли.

У Николая II давно зрела мысль о роспуске бунтарской Думы, но он боялся реакции общества и новых волнений. Лишь после 2-дневного заседания со Столыпиным и Горемыкиным император решился на это. 8 июля 1906 года он подписал соответствующий указ.

Роспуск

9 июля 1906 года депутаты, явившись в Таврический дворец на очередное заседание, обнаружили на столбе Высочайший манифест о роспуске Думе. Для них это было полной неожиданностью.

В первых предложениях Манифеста говорилось, что император призвал к законотворчеству «избранных от населения» людей и ожидал «от трудов их блага и пользы для страны». Однако депутаты, забыв о своих прямых обязанностях, стали критиковать действия властей, указывать на «несовершенства Законов Основных», обращаться напрямую к населению и прочее. А данные действия привели к крестьянским беспорядкам в ряде губерний и неповиновению законным властям. В связи с этим императором было принято решение о роспуске Думы.

В заключении Николай II сообщил, что распуская нынешний состав Думы, он подтверждает намерение сохранить в силе закон о ее учреждении, и назначает дату ее нового созыва – 20 февраля 1907 года.

Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Смотреть фото Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Смотреть картинку Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Картинка про Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства. Фото Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства

Дума была распущена, но депутаты решили не сдаваться без боя. В этот же день около 200 человек выехали в Выборг. Здесь они приняли воззвание «Народу от народных представителей». Депутаты призвали граждан стоять «за попранные права народного представительства» и до созыва новой Думы не платить налоги и не ходить на военную службу. Однако народ не откликнулся на эти призывы.

Эпоха I Думы, вошедшей в историю как «Дума народного гнева», закончилась. Она так и не сумела оправдать возложенные на нее надежды. За 72 дня работы Дума приняла всего 1 несущественный законопроект.

Источник

Деятельность Государственной Думы 1906-1917

(прости читатель букафф многа))))

Совсем недавно было 100 лет со дня начала современного русского парламентаризма. В связи с тем, что раньше данный вопрос был мне неизвестен с ниже представленным мною углом зрения, потому и выбрал данную тему для реферата. Какова была политическая жизнь во время первых Дум, и какова была их роль в этой жизни.

Предпосылки к созданию.

Кризис политической системы России в начале XX в., как следствие незавершенности реформ Александра II, укрепил в высших кругах руководства Империи убеждение в том, что его невозможно разрешить только полицейскими репрессиями. Представленные Николаю II бюрократические проекты реформирования управления для устранения причин, которые препятствовали «приближению народных нужд к престолу», выглядели весьма скромно. Попытки монарха сохранить в незыблемости самодержавный строй Империи способствовали лишь радикализации земского либерального движения, расширению забастовочных выступлений и активизации террористической деятельности. Толчок для этого дали военные неудачи на Дальнем Востоке и карательные действия властей, самым ярким из которых явился расстрел демонстрации 9 января 1905 г.
Вопрос о введении народного представительства для обсуждения законодательных дел потребовал безотлагательного разрешения. 18 февраля 1905 г. Именной Высочайший указ возложил на Совет Министров обязанность рассмотрения и обсуждения «поступающих на Высочайшее Имя от частных лиц и учреждений видов и предположений по вопросам, касающимся усовершенствования государственного благоустройства», а Высочайший рескрипт на имя Министра Внутренних дел разрешал привлечение «избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений». Указом и Рескриптом в России был создан прецедент такого публичного права, как право свободного обсуждения вопросов государственной важности, хотя и петиции и обсуждения должны были касаться только вопроса установления Государственной Думы.
Работа над проектом затянулась, а тем временем май 1905 г. был ознаменован непрекращающейся волной забастовок в 200 городах России, которая усилилась после цусимской катастрофы и превратилась в июне в широкомасштабную стачку в Иваново-Вознесенском промышленном районе. Участники развернувшейся в том же месяце петиционной кампании выступали за немедленное проведение государственных преобразований. Политически активные слои общества признавали уже недостаточными совещательные права будущего народного представительства — требование законодательных прав получило самое широкое распространение. Наиболее часто звучали призывы о том, что до созыва народного представительства всему населению необходимо предоставить политические и гражданские прав, а также о том, чтобы провести выборы на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании.
Наконец, 6 августа 1905 г. был обнародован Манифест «Об учреждении Государственной Думы», в котором декларировалось привлечение «выборных» людей к «постоянному и деятельному участию в составлении законов», для чего в структуре высших государственных учреждений создавалось «особое законосовещательное установление». Порядок его образования и деятельности регламентировался Высочайше утвержденными «Учреждением Государственной Думы» и «Положением о выборах в Государственную Думу» от 6 августа 1905 г. Позже, 18 сентября, были утверждены «Правила о применении и введении в действие Учреждения Государственной Думы и Положения о выборах в Государственную Думу», которые регламентировали процедуру выборов и организации создаваемого учреждения по «булыгинскому» проекту. Указанные законодательные акты изобиловали нормативными пробелами. Наиболее полно была регламентирована лишь процедура выборов (и то по Центральной России), тогда как регламент самого представительства был определен только в самых общих чертах, а многие положения действующего законодательства не были приведены в соответствие с изменением в структуре высших государственных органов. Система выборов создавала неравенство даже для тех, кто получил избирательные права, а высокий имущественный ценз не позволял участвовать в выборах многим категориям подданных. В выборах не участвовали также женщины и лица моложе 25 лет, военнослужащие, учащиеся, «бродячие инородцы» и др.
Государственная Дума создавалась как самостоятельный орган государственной власти. Однако Монарх сохранял по отношению к ней полномочия, которые позволяли ему во многом контролировать деятельность такого представительного учреждения: он имел право распускать Думу до истечения пятилетнего срока, определять продолжительность ее ежегодных занятий и сроки их перерыва в течение года, за ним «всецело» сохранялась и «забота» о дальнейшем усовершенствовании Учреждения Государственной Думы.
Для Думы положение осложнялось тем, что единственными критериями применения указанных полномочий служили лишь «собственное усмотрение» Монарха, а также положение Манифеста — «когда жизнь сама укажет необходимость изменений». С большей долей вероятности можно предположить, что перерывы заседаний Думы должны были соотноситься с аналогичными перерывами Государственного Совета, так как ее деятельность была непосредственно связана с Советом. В частности, это касалось летних перерывов собраний в Государственном Совете, но в Учреждении представительства данный вопрос не обсуждался. А что касается роспуска Думы до истечения пятилетнего срока или роспуска на неопределенный срок, то единственной гарантией от этого служило положение ст. 3 Учреждения, которое гласило, что новые выборы назначаются тем же Указом, каким Дума может быть распущена. К тому же Монарх имел право вмешиваться в ход заседаний представительного учреждения, назначая Думе определенный срок для заключения, когда «Императорскому Величеству благоугодно будет обратить внимание на медленность рассмотрения Государственной Думой внесенного в нее дела» (ст. 53 Учреждения Государственной Думы). (1)

11 декабря 1905 года был издан закон о выборах в Государственную думу. Сохранив куриальную систему, установленную при выборах в Булыгинскую думу, закон прибавил к ранее существовавшим землевладельческим, городским и крестьянским куриям рабочую курию и несколько расширил состав избирателей по городской курии.
По рабочей курии к выборам допускались лишь мужчины, занятые на предприятиях, имевших не менее 50 рабочих. Это и другие ограничения лишили избирательного права около 2 млн. мужчин-рабочих. Выборы были не всеобщие (исключались женщины, молодёжь до 25 лет, военнослужащие действительной службы, ряд национальных меньшинств), не равные (один выборщик на 2 тыс. населения в землевладельческой курии, на 4 тыс. — в городской, на 30 тыс. — в крестьянской, на 90 тыс. — в рабочей), не прямые (двух-, а для рабочих и крестьян трёх- и четырёхступенчатые).

Выборы в первую Государственную думу проходили в феврале — марте 1906 года. Наибольшего успеха достигла Конституционно-демократическая партия (кадеты).

Вследствие неодновременности выборов деятельность Государственной думы проходила при неполном составе. В ходе работы Государственной думы шло пополнение её состава за счёт представителей национальных районов и окраин, где выборы проходили позже, чем в центральных губерниях. Кроме того, ряд депутатов перешёл из одной фракции в другую.
Состав первой Государственной думы

В партийном составе первой Думы к концу ее работы значилось 176 кадетов, 102 трудовика, 23 социалиста-революционера, два от партии свободомыслящих, 33 члена польского коло, 26 мирнообновленцев, 18 социал-демократов, 14 беспартийных автономистов, 12 прогрессистов, 6 от партии демократических реформ, 100 беспартийных (многие из которых тяготели к правым).

Большевистская партия призвала массы к бойкоту Государственной думы. Однако в условиях начавшегося спада революционного движения бойкот не удался. Социал-демократы прошли в Государственную думу «непартийным путём»: они были избраны голосами главным образом крестьянских и городских выборщиков; это обусловило преобладание меньшевиков в составе социал-демократических депутатов. Социал-демократы вошли во фракцию трудовиков. Однако в июне, по решению 4-го съезда РСДРП, социал-демократы выделились в самостоятельную фракцию.
Деятельность первой Государственной думы

Признав за Государственной думой законодательные права, царское правительство стремилось всячески их ограничить. Манифестом 20 февраля 1906 года высшее законосовещательное учреждение Российской империи Государственный совет (существовал в 1810-1917 годах) был преобразован во вторую законодательную палату с правом вето на решения Государственной думы; разъяснялось, что Государственная дума не имеет права изменять основные государственные законы.

Из ведения Государственной думы изымалась значительная часть государственного бюджета. Согласно новой редакции основных государственных законов (23 апреля 1906 года), император сохранял всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним министерство, руководство внешней политикой, управление армией и флотом; мог издавать в перерыве между сессиями законы, которые затем лишь формально утверждались Государственной думой (ст. 87 Основных законов).

Правительство отвергло программу кадетов, высказанную в форме пожелания частичной политической амнистии, создания «ответственного перед Государственной думой правительства», расширения избирательных прав и других свобод, увеличения крестьянского землевладения и др. В комиссиях Государственной думы шла работа над законопроектами об отмене смертной казни, о неприкосновенности личности, свободе совести, собраний и др.
Центральным вопросом Государственной думы был аграрный. Кадеты выдвинули идею «принудительного отчуждения» помещичьей земли. 8 мая они внесли в Государственную думу законопроект за подписью 42 депутатов («проект 42-х»), предлагавший дополнительное наделение крестьян землей за счёт казённых, монастырских, церковных, удельных и кабинетских земель, а также частичное отчуждение помещичьей земли за выкуп «по справедливой оценке».

Фракция Трудовой группы выступила 23 мая со своим аграрным законопроектом («проект 104-х»), в котором требовала отчуждения помещичьих и других частновладельческих земель, превышающих «трудовую норму», создание «общенародного земельного фонда» и введения уравнительного землепользования по «трудовой норме». Практическое решение вопроса предполагалось передать избираемым всеобщим голосованием местным земельным комитетам.

Правительство на заседании 7—8 июня приняло решение распустить Государственную думу в случае нагнетания напряжённости вокруг аграрного вопроса.

8 июня 33 депутата внесли ещё один проект Основного земельного закона, в основу которого были положены взгляды эсеров, требовавший немедленного уничтожения частной собственности на землю и перехода её в общенародное достояние (т. н. социализация земли). Государственная дума отказалась обсуждать «проект 33-х», как «ведущий к чёрному переделу».

В целом за 72 дня своей работы первая Дума одобрила лишь два законопроекта: об отмене смертной казни (инициирован депутатами с нарушением процедуры) и об ассигновании 15 млн рублей в помощь пострадавшим от неурожая, внесенный правительством. Другие проекты до постатейного обсуждения не дошли.
20 июня правительство выступило с заявлением, в котором категорически высказывалось за неприкосновенность частновладельческих земель. Указом 8 июля Государственная дума была распущена, манифестом 9 июля подобное действие было аргументировано тем, что «выборные от населения, вместо работы строительства законодательного, уклонились в непринадлежащую им область», одновременно на Государственную думу возлагалась ответственность за прошедшие крестьянские
выступления.

9—10 июля группа депутатов провела в г. Выборг совещание и приняла воззвание «Народу от народных представителей».

Председатель — С.А. Муромцев (кадет).
Товарищи председателя: Пётр Д. Долгоруков (кадет); Н.А. Гредескул (кадет).
Секретарь — Д.И. Шаховской (кадет). (2.1)

Вторая Государственная дума
(одна сессия, 20 февраля — 2 июня 1907 года).

По «сенатским разъяснениям» избирательного закона (январь — февраль 1907 года) от выборов в Думу была отстранена часть рабочих и мелких землевладельцев.
Состав второй Государственной думы

Среди депутатов были 169 крестьян, 32 рабочих, 20 священников, 25 земских городских и дворянских служащих, 10 мелких частных служащих (конторщиков, официантов), один поэт, 24 чиновника (в том числе 8 из судебного ведомства), три офицера, 10 профессоров и приват-доцентов, 28 других преподавателей, 19 журналистов, 33 юриста (адвокатура), 17 коммерсантов, 57 землевладельцев-дворян, 6 промышленников и директоров заводов. Только 32 члена Думы (6%) являлись депутатами первой Думы.

Кадеты, выдвинувшие лозунг «бережения Думы», пытались создать большинство, сблокировавшись слева с трудовиками, справа с национальными группами. Они отказались от лозунга «ответственного министерства». Государственная дума оставила без ответа правительственную декларацию, с которой 6 марта выступил П.А. Столыпин (принята формула простого перехода к очередным делам без оценки политики правительства). Государственная дума сняла с повестки дня обсуждение вопросов об амнистии, отмене смертной казни и др., отклонила предложение социал-демократической фракции отвергнуть бюджет без передачи в комиссию и одобрила его, тем самым, укрепив доверие к правительству со стороны его западно-европейских кредиторов.

Центральным вопросом остался аграрный. Правые и октябристы защищали указ 9 ноября 1906 года (Столыпинская аграрная реформа). Кадеты доработали свой аграрный проект, сведя до минимума элемент принудительного отчуждения земли за выкуп (отказ от постоянного резервного фонда, наделение на местах не по потребительской норме, а в зависимости от наличия свободных земель и др.).

Трудовики занимали ту же позицию, что и в первой Государственной думе, в решении остальных вопросов они колебались между революционными социал-демократами и кадетами. Эсеры внесли проект социализации, часть социал-демократической фракции представила проект муниципализации земли. Большевики защищали программу национализации всей земли.
Линия социал-демократической фракции определялась меньшевистским большинством; из 54 социал-демократических депутатов с решающим голосом (11 депутатов, прошедшие в Государственную думу не от партии, имели совещательный голос) было 36 меньшевиков и 18 большевиков. Объяснялось это тем, что значительная часть меньшевиков, в том числе группа кавказских депутатов во главе с лидером фракции И.Г. Церетели, прошла голосами мелкой буржуазии.

Отказавшись от бойкота Государственной думы, большевики решили использовать думскую трибуну в интересах революции. В Государственной думе они отстаивали тактику «левого блока» с трудовиками, меньшевики же выступали за сотрудничество с кадетами.

26 мая Государственная дума закончила прения по аграрному вопросу, передав законопроекты в комиссию.

В целом законодательная деятельность второй Думы, как и в случае с первой Государственной думой, носила следы политической конфронтации с властью.

В парламент было внесено 287 правительственных законопроектов (в том числе бюджет на 1907 г., законопроект о реформе местного суда, ответственности чиновников, аграрной реформе и др.).

Дума одобрила только 20 законопроектов. Из них лишь три получили силу закона (об установлении контингента новобранцев и два проекта помощи пострадавшим от неурожая).

Наиболее важные законопроекты к моменту роспуска Думы (спустя 103 дня после начала деятельности) рассматривались в ее комиссиях.
Политика правительства была направлена на роспуск Государственной думы. 1 июня П.А. Столыпин потребовал от Государственной думы исключения из числа депутатов и привлечения к следствию 55 членов социал-демократической фракции и санкции на немедленный арест 16 из них по обвинению в участии в заговоре. Государственная дума создала комиссию с поручением срочно рассмотреть обвинение, но в ночь на 3 июня социал-демократическая фракция была арестована (преданы суду в ноябре 1907 года).

3 июня 1907 года был опубликован указ о роспуске Государственной думы и манифест, в котором Государственная дума обвинялась в затягивании рассмотрения законопроектов и государственной росписи доходов и расходов, а также в том, что ряд её членов участвовал в заговоре против государства.

Одновременно был опубликован новый Избирательный закон.
Председатель — Ф.А. Головин (кадет).
Товарищи председателя: Н.Н. Познанский (беспартийный левый); М.Е. Березин (трудовик).
Секретарь — М.В. Челноков (кадет). (2.2)

Выборы в третью Государственную думу

Закон 3 июня 1907 года радикально перераспределил число выборщиков в пользу помещиков и крупной буржуазии (они получили 2/3 общего числа выборщиков, рабочим же и крестьянам было оставлено около 1/4 выборщиков).

Право рабочих и крестьянских выборщиков самим избирать положенное им число депутатов из своей среды передавалось губернскому избирательному собранию в целом, где в большинстве случаев преобладали помещики и буржуазия. Городская курия разделялась на 2: 1-ю составляла крупная буржуазия, 2-ю — мелкая буржуазия и городская интеллигенция.

Представительство народов национальных окраин резко сокращалось: народы Средней Азии, Якутии и некоторых других национальных районов полностью отстранялись от выборов.

Выборы проходили осенью 1907 года.

Состав третьей Государственной думы

В составе Думы было 242 землевладельца, 133 земских деятеля, 79 земледельцев, 49 священников, 37 адвокатов, 36 промышленников и коммерсантов, 25 чиновников, 22 частных служащих, 22 врача, 20 учителей, 16 рабочих и ремесленников, 12 литераторов и публицистов, два инженера.

Отсутствие однофракционного большинства обусловило зависимость судьбы голосования от октябристов, ставших «партией центра». Если они голосовали с правыми, складывалось право-октябристское большинство (около 300 человек), совместно с прогрессистами и кадетами — кадетско-октябристское (свыше 250 человек).
Деятельность третьей Государственной думы

16 ноября 1907 года с декларацией правительства выступил П.А. Столыпин, который призвал Государственную думу утвердить законы по аграрной реформе.

Правительство, поддержанное правыми, следуя принципу «сначала успокоение, потом реформы», свело на нет перспективы деятельности 2-го большинства.

Большая часть законопроектов, выдвинутых кадетами, прогрессистами и др., была либо отвергнута Государственной думой, либо была блокирована Государственным советом (в т.ч. проект закона, облегчавшего положение старообрядцев). Были отвергнуты законопроекты о введении волостного земства, о поселковом управлении, о волостном и местном суде и др.

В 1912 году октябристы поддержали правых, проголосовав за предоставление правительству полумиллиардного кредита для выполнения военно-морской программы (морские реформы 1905-14 гг.).

14 июня 1910 года Государственная дума приняла аграрный закон, в основе которого лежал указ 6 ноября 1906 года с изменениями и дополнениями, 29 мая 1911 года в его развитие издано положение о землеустройстве.

В 1909 году правые в Государственном совете предприняли кампанию против принятого Государственной думой законопроекта о штатах Морского генштаба на том основании, что Государственная дума вторглась в прерогативы верховной власти. П.А. Столыпин и Государственная дума были обвинены в стремлении захватить управление армией и флотом в свои руки; в результате законопроект не был утверждён императором Николаем II.
В январе 1910 года произошло объединение фракций умеренно-правых и националистов в партию и думскую фракцию «русских националистов».

В 1910—1911 гг. Государственная дума приняла ряд законов, ограничивавших автономию Великого княжества Финляндского, в т.ч. внесённый П.А. Столыпиным в марте 1910 года законопроект «О порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений общегосударственного значения» (закон 17 июня 1910 года), он изымал из сферы действия сеймовского законодательства и объявлял общегосударственными все важнейшие области законодательства — финансы, железную дорогу, связь, образование, суд и др.

В мае 1910 года Государственная дума приняла правительственный законопроект о введении земства в 6 западных губерниях (Витебская, Минская, Могилёвская, Киевская, Волынская и Подольская), заложив деление избирателей на национальные курии — польскую и русскую, ограничив крестьянское представительство и др.

Законом, принятым Государственной думой в апреле 1912 года, из состава Царства Польского были выделены восточная части Люблинской и Седлецкой губернии с образованием из них Холмской губернии, ставшей внутренней губернией Российской империи.

В начале 1911 года обострился конфликт Государственного совета и Государственной думы с правительством: в марте 1911 года Государственный совет демонстративно отклонил принятый Государственной думой законопроект о западном земстве. П.А. Столыпин добился у императора согласия распустить на 3 дня Государственный совет и Государственную думу, в течение которых законопроект был проведён в порядке 87-й статьи Основных законов. В знак протеста против действий правительства председатель Государственной думы А.И. Гучков подал в отставку.

Крестьяне-депутаты правых фракций, хотя и проголосовали за указ 9 ноября 1906 года, но одновременно внесли свой аграрный законопроект, требовавший ликвидации помещичьего землевладения.
Начиная со 2-й сессии, активизировалась деятельность социал-демократической фракции. Численность её сократилась до 14 человек за счёт ухода из неё оппортунистических элементов, возросла роль большевистской части во главе с Н.Г. Полетаевым.

Депутаты фракции внесли в Государственную думу ряд запросов (в т.ч. о преследовании профсоюзов, о суде над социал-демократической фракцией 2-й Государственной думы, о Ленском расстреле (1912 г.)) и законопроектов (о 8-часовом рабочем дне, свободе профсоюзов и т. д.). Всего социал-демократическая фракция за время работы Государственной думы внесла 162 поправки к законопроектам (все были отвергнуты Думой).

В третьей Государственную думу министры и главноуправляющие ведомствами, а также Государственный совет внесли 2567 законопроектов. Из них четыре было внесено Совещанием думы.

Из общего числа внесенных проектов 2346 (95%) были ею одобрены. Из числа одобренных нижней палатой законопроектов 97% приобрели силу закона, 2% не были утверждены императором, а остальные Государственный совет либо отклонил, либо не рассмотрел, либо передал в согласительные комиссии, заключения которых не были рассмотрены одной из палат.

Непосредственно депутаты третьей Думы внесли 205 законодательных предположений. Из них 81 был признан желательным, 90 не рассмотрено. Только 36 законопроектов, разработанных по инициативе Думы, получили силу закона.

Председатели: Н.А. Хомяков (октябрист; 1907—10 гг.); А.И. Гучков (октябрист; 1910—11 гг.); М.В. Родзянко (октябрист; 1911—12 гг.).

Товарищи председателя: В.М. Волконский (умеренно правый; 1907—12 гг.); А.Ф. Мейендорф (октябрист; 1907—09 гг.); С.И. Шидловский (октябрист; 1909—10 гг.); М.Я. Капустин (октябрист; 1910—12 гг.).

Секретарь — И.П. Созонович (правый; 1907—12 гг.). (2.3)

Состав четвертой Государственной думы

Из них 299 депутатов (68% от общего состава) работали в нижней палате впервые, 8 человек имели опыт работы в Думах всех предшествующих созывов.

В 1915 году из фракции русских националистов и умеренно правых выделилась группа прогрессивных националистов (около 30 депутатов). В 1916 году из фракции правых выделилась группа независимых правых (32 депутата). Численность прочих фракций изменилась незначительно.

Октябристы сохранили за собой роль центра (т. н. «группа центра» блокировалась с националистами), но фракция, сократившись численно, обновила свой состав по сравнению с 3-й Государственной думой на 1/4. Характерным для 4-й Государственной думы явился рост промежуточной между октябристами и кадетами фракции прогрессистов.
Деятельность четвертой Государственной думы

В 4-й Государственной думе чаще, чем в 3-й, складывалось октябристско-кадетское большинство. Оно проявило себя и в оппозиционных правительству голосованиях, и в попытках самостоятельной законодательной инициативы.

В ответ на декларацию правительства оно приняло формулу, приглашавшую правительство вступить на путь осуществления Манифеста 17 октября 1905 года, в 1913—1914 годах поддержало кадетские законопроекты о свободе печати, собраний, союзов и др.

Однако практического значения это не имело: законопроекты либо застревали в комиссиях, либо блокировались Государственным советом.

С началом 1-й Мировой войны сессии Государственной думы созывались нерегулярно, основное законодательство осуществлялось правительством помимо Думы.

На чрезвычайной сессии 1914 года все фракции, кроме социал-демократов, проголосовали за военные кредиты. 3-я сессия была созвана для принятия бюджета.

Поражения русских войск весной и осенью 1915 года вызвали резкую критику правительственной политики со стороны Государственной думы.

С началом 4-й сессии (19 июля 1915 года) выступивший с декларацией правительства И.Л. Горемыкин, вместо оценки политического положения (которого требовала Государственная дума), предложил Государственной думе обсудить 3 малозначительных законопроекта. Крайне правые поддержали правительство, однако другие фракции от кадетов до националистов выступили с критикой правительства, требуя создания кабинета, пользующегося «доверием страны» (т.е. Государственной думы).
Вокруг этого лозунга объединилось большинство фракций Государственной думы и часть групп Государственного совета. Переговоры между ними привели к подписанию 22 августа 1915 года соглашения о создании «Прогрессивного блока», в состав которого вошли 236 депутатов Государственной думы («прогрессивные националисты», группа центра, земцы-октябристы, октябристы, прогрессисты, кадеты) и 3 группы Государственного совета (академическая, центр и внепартийные). Вне блока остались правые и националисты; трудовики и меньшевики не входили в блок, но фактически поддерживали его.

Программа блока сводилась к требованиям создания «правительства доверия», частичной амнистии за политические и религиозные преступления, отмены ряда ограничений в правах национальных меньшинств (прежде всего евреев), восстановлении деятельности профсоюзов и др.

Программа не могла устроить правительство, и 3 сентября 1915 года Государственная дума была распущена на каникулы.

Думская оппозиция заняла выжидательную позицию, рассчитывая на компромисс с правительством. Члены Государственной думы активно сотрудничали с правительством, принимая участие в работе «особых совещаний».

9 февраля 1916 года возобновились занятия Государственной думы. Хотя правительственная декларация не отвечала требованиям «Прогрессивного блока», Государственная дума занялась обсуждением бюджета.

На 5-й сессии Государственная дума пошла на прямой конфликт с правительством, отказавшись от «деловой работы», приступила к обсуждению общего положения в стране. «Прогрессивный блок» потребовал отставки Б.В. Штюрмера и А.Д. Протопопова, обвиняя их в симпатиях к Германии. 10 ноября 1916 года Штюрмер получил отставку.

Новый глава правительства А.Ф. Трепов предложил Государственной думе несколько законопроектов, касавшихся просвещения и местного самоуправления. В ответ Дума выразила недоверие правительству (к ней присоединился Государственный совет). 16 декабря 1916 года Государственная дума вновь была распущена на каникулы.
В день возобновления её заседаний, 14 февраля 1917 года, представители буржуазных партий с помощью меньшевиков и эсеров пытались организовать демонстрацию к Таврическому дворцу под лозунгом доверия Государственной думе. Однако демонстрации и забастовки рабочих Петрограда носили революционный характер.

В целом в Думу четвертого созыва было внесено (к 9 декабря 1916 года) 2625 законопроектов, но рассмотрено было лишь 1239.

Царским указом от 26 февраля 1917 года деятельность Государственной думы как официального органа государственной власти была временно приостановлена.

27 февраля 1917 года частным совещанием членов Думы был создан Временный комитет Государственной думы, который в ночь на 28 февраля 1917 года принял решение «взять в свои руки восстановление государственного и общественного порядка».

В результате 2(15) марта в результате переговоров с Исполкомом Петроградского совета (эсерами и меньшевиками) комитет сформировал Временное правительство.

Временное правительство не отменило распоряжение о временной приостановке деятельности, но и не распустило Думу. С этого времени она существовала как «частное учреждение», причем депутаты продолжали получать государственное денежное содержание.

После создания Временного правительства роль Государственной думы ограничивалась деятельностью Временного комитета и проведением частных совещаний членов Думы, на которых обсуждалась политическая обстановка в стране: финансовое положение, будущее Царства Польского, установление хлебной монополии, деятельности почт и телеграфов и т.д.

6 (19) октября 1917 года Государственная дума четвертого созыва была распущена Временным правительством в связи с назначением выборов в Учредительное собрание на 12 ноября и началом избирательной кампании.

18 (31) декабря 1917 декретом СНК были упразднены канцелярии Государственной думы и Временного комитета.

Председатель — М.В. Родзянко (октябрист; 1912—1917 гг.).

Товарищи председателя: Д.Д. Урусов (прогрессист; 1912—1913 гг.); В.М. Волконский (беспартийный; 1912—1913 гг.); Н.Н. Львов (прогрессист; 1913 г.); А.И. Коновалов (прогрессист; 1913—1914 гг.); С.Т. Варун-Секрет (октябрист; 1913—1916 гг.); А.Д. Протопопов (октябрист; 1914—1916 гг.); Н.В. Некрасов (кадет; 1916—1917 гг.); В.А. Бобринский (националист; 1916—1917 гг.).

Секретарь — И.И. Дмитрюков (октябрист; 1912—1917 гг.) (2.4)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *