Чем объяснялась непоследовательность и потеря темпов реформ м с горбачевым
uristinfo.net
3. Экономические реформы
3.1. Стратегия ускорения и методы ее осуществления. Ключевым понятием в стратегии реформ М.С.Горбачева являлось ускорение производства средств производства, социальной сферы, научно-технического прогресса. Приоритетной задачей экономических преобразований было признано ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения всего народного хозяйства. При этом упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины (меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом); контроль за качеством продукции (Закон о госприемке).
Проект реформы предусматривал:
— расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;
— отказ от монополии внешней торговли;
— глубокую интеграцию в мировой рынок;
— сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить партнерские отношения;
— признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (колхозы, совхозы, агрокомбинаты, арендные кооперативы, фермерские хозяйства).
3.3. Проведение реформы характеризовалось непоследовательностью и половинчатостью. В ходе преобразований не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения.
3.3.2. Производственная демократизация. В 1987 г. был принят Закон о государственном предприятии (объединении). Предприятия переводились на самоокупаемость и хозрасчет, получая право на внешнеэкономическую деятельность, создание совместных предприятий. В то же время большая часть производимой продукции по-прежнему включалось в госзаказ и, следовательно, выводилась из свободной продажи.
По Закону о трудовых коллективах вводилась система выборов руководителей предприятий и учреждений.
3.3.3. Реформирование сельского хозяйства. Изменения в сельском хозяйстве начались с реформирования совхозов и колхозов. В мае 1988 г. было заявлено о целесообразности перехода на арендный подряд на селе (по договору об аренде земли на 50 лет с правом распоряжаться полученной продукцией). К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2 % земель и содержалось 3 % поголовья скота. В целом, в аграрной политике не удалось добиться серьезных изменений. Одна из главных причин заключалась в характере государственной политики в области продовольственного обеспечения. Долгие годы цены на основные продукты питания поддерживались на низком уровне при низких темпах роста сельскохозяйственного производства, чему способствовало дотирование и производителя (до 80 %) и потребителя (1/3 российского бюджета) продовольствия. Дефицитный бюджет с такой нагрузкой справляться не мог. Не было принято закона о передаче земли в частную собственность и увеличении приусадебных участков.
После некоторых первых успехов, связанных с энтузиазмом обновления, начался экономический спад. С 1988 г. происходило общее сокращение производства в сельском хозяйстве. В результате население столкнулось с дефицитом продовольственных товаров, даже в Москве было введено их нормированное распределение. С 1990 г. началось общее сокращение производства в промышленности.
3.4. Программа 500 дней. Летом 1990 г. взамен ускорения был провозглашен курс на переход к рыночной экономике, намеченный на 1991 г., то есть к концу 12 пятилетки (1985-1990). Однако в противовес планам официального руководства на поэтапное (в течение нескольких лет) введение рынка был разработан план (известный как программа 500 дней), нацеленный на быстрый прорыв в рыночных отношениях, поддержанный оппозиционно настроенным к Горбачеву Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельциным.
Авторами очередного проекта выступила группа ученых-экономистов академик С. Шаталин, Г.Явлинский, Б.Федоров и др. В течение первой половины срока намечалось: перевод предприятий на принудительную аренду, широкомасштабная приватизация и децентрализация экономики, введение антимонополистического законодательства. В течение второй половины предполагалось снятие в основном государственного контроля за ценами, допущение спада в базовых отраслях экономики, регулируемой безработицы и инфляции в целях резкой структурной перестройки экономики.
Данный проект, создавал реальную основу для экономического союза республик, но содержал значительные элементы утопизма и мог привести к непредсказуемым социальным последствиям. Под давлением консерваторов Горбачев отказался от поддержки этой программы.
4. Заключительный этап перестройки распад CCCР и коммунистической системы
4.1.2. Одновременно с ростом оппозиции союзным структурам власти начался кризис коммунистической идеологии, за чем последовал процесс распада КПСС, потерявшей функции механизма, скреплявшего союз нерушимый республик свободных. В течение 1989-1990 гг. из состава КПСС вышли компартии прибалтийских республик. В 1990 г. была создана КП РСФСР.
4.1.3. В условиях нестабильного положения и усиления центробежных сил, одной из важнейших задач М.С. Горбачева стала проблема реформирования СССР и заключения нового договора между республиками. До этого предпринимались попытки сохранить федеральную власть с помощью силы (в апреле 1989 г. в Тбилиси, в январе 1990 г. в Баку, в январе 1991 г. в Вильнюсе и Риге).
В течение 1988-1990 гг. были приняты партийные резолюции О межнациональных отношениях, Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик, а также О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР. В декабре 1990 г. IV съезд народных депутатов СССР принял постановление Об общей концепции Союзного договора, который в апреле 1991 г. был подписан в Ново-Огарево (известен как соглашение 9+1). Этот договор, а также последующий проект соглашения о создании Союза Советских Суверенных Республик предусматривал предоставление значительных прав республикам и превращал центр из управляющего в координирующий. 17 марта 1991 г. в СССР был проведен референдум, в ходе которого абсолютное большинство граждан (76,4%) высказалось за сохранение союзного государства в обновленном виде.
Однако решительное неприятие путчистов широкими кругами общественности и твердая позиция руководства России во главе с Б.Н. Ельциным привели к поражениюпутчистов. Позицию осуждения или непризнания заняли также руководители большинства союзных республик, благодаря чему центробежные тенденции в дальнейшем значительно ускорились. Основная часть руководства армии, МВД и КГБ также не оказала поддержку ГКЧП.
4.4. Распад СССР.
4.4.1. Крушение коммунистического режима вызвало процесс сепаратистских тенденций на территории СССР. Сразу после подавления августовского путча о своем выходе из состава Союза заявили три республики Прибалтики. Другие республики также приняли законы, провозгласившие суверенитет, который делал их фактически независимыми от Москвы. Реальная власть в республиках концентрировалась в руках национальных президентов.
4.4.2. Беловежское соглашение. Образование СНГ. 8 декабря 1991 г. на белорусской встрече руководителей трех суверенных республик России (Б.Н.Ельцина), Украины (Л.Н.Кравчука) и Белоруссии (С.Шушкевича), без участия М.С. Горбачева, было заявлено о прекращении существования СССР и образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря в Алма-Ате одиннадцать бывших союзных республик поддержали Беловежское соглашение. 25 декабря Президент СССР М.С.Горбачев сложил свои полномочия.
4.4.3. Причины распада СССР. Исторически СССР повторил судьбу многонациональных империй, которые закономерным образом приходили к своему краху. Распад СССР явился также результатом воздействия объективных и субъективных причин.
Среди первой группы предпосылок
— накапливавшиеся национальные противоречия советского периода;
— неудачи экономических реформ, осуществлявшихся в период Горбачева;
— кризис коммунистической идеологии и ослабление роли КПСС с последующей ликвидацией ее партийно-политической монополии, составлявшей основу СССР;
— движение за национальное самоопределение республик, начавшееся в ходе перестройки.
Определенную роль в разрушении СССР сыграл субъективный фактор: ошибки М.С. Горбачева, его непоследовательность в проведении реформ, отсутствие разработанной национальной политики; политический выбор лидеров трех славянских республик. Представители местных политических элит, лидеры национальных движений также ставили в качестве одной из главных целей задачу обретения республиканской независимости и реального суверенитета.
4.4.4. Последствия распада СССР имели тяжелый характер для народов всех бывших союзных республик.
Нарушились политические и экономические связи между республиками, имевшими многовековые исторические и культурные традиции. Большую часть трудностей следует отнести за счет разрыва кооперационных связей.
Еще одним следствием распада многонационального государства стало обострение межнациональных отношений на территории постсоветских республик, что привело к возникновению территориальных конфликтов во многих регионах бывшего СССР (между Азербайджаном и Арменией; Грузией и Южной Осетией, позднее Абхазией, Ингушетией и Северной Осетией и т.д.). В гражданскую войну перерос этнический конфликт в Таджикистане. Появилась проблема беженцев.
Новой острой проблемой стало положение русскоязычного населения в национальных республиках.
5. Выводы
5.1. В период перестройки (1985-1991 гг.) в советском обществе была окончательно разрушена советская коммунистическая система. Общество стало открытым внешнему миру.
На волне демократизации в СССР оформились политический плюрализм, многопартийность, начало зарождаться гражданское общество, осуществляться принцип разделения властей.
5.2. При этом расширения и углубления преобразований поначалу не предполагались реформаторами у власти. Но, начавшись сверху, перестройка была подхвачены и развита снизу, что и явилось гарантией сохранения и расширения политического курса на реформы, принявшие, в некоторой степени, неуправляемый характер.
Политика гласности, направленная на раскрепощение сознания десятков миллионов людей в СССР, во многом определила необратимый характер перемен в обществе и в конечном итоге привела к поражению консервативных сил в августе 1991 г.
5.3. Однако опыт преобразований показал, что и демократизированная социалистическая социально-экономическая система не может существовать вне административно-командной системы, не совместимой с новыми политическими реалиями. Поэтому половинчатые, но ускоренные экономические реформы эпохи М.С. Горбачева провалились, а к концу 80-х гг. коммунистические реформаторы окончательно исчерпали свой творческий потенциал.
5.4. В результате вслед за очищением социализма от деформаций последовал крах самой социалистической системы.
5.5. Перестройка завершилась распадом СССР и крушением коммунистической системы.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
литература
Реформы Горбачёва
В последней четверти XX века Советский Союз вступил в серьёзную полосу кризиса. Если до этого времени социалистическая экономика имела возможность восполнять необходимые денежные ресурсы продажей сырья, то с падением мировых цен на нефть такой источник перестал давать доход. В этих условиях к власти пришёл новый Генеральный секретарь КПСС Горбачёв, который понимая положение дел, стал проводить в стране кардинальные реформы. Название он им дал — перестройка.
Предпосылки реформ
Неэффективная социалистическая модель хозяйствования требовала существенных изменений. Предпосылками к проведению реформ стали следующие факторы:
Наряду с этими причинами в стране наблюдалась полная бесхозяйственность. Часто металл ржавел под открытым небом, в колхозах пропадало много зерна.
Политические реформы
Политические реформы во времена правления Горбачёва представлены в таблице.
XIX Всесоюзная партийная конференция
28 июня — 1 июля 1988 г.
Были внесены изменения в конституцию. Принято решение о совмещении должностей председателей Советов и первых секретарей. Как результат, в 1988 году Горбачёв соединил 2 должности: генерального секретаря КПСС и председателя Верховного Совета. Высшим органом власти становился Съезд народных депутатов. Прямые выборы заменяла двухступенчатая система. При этом каждый год требовалось обновление 1/5 части депутатов.
I съезд народных депутатов
25 мая—9 июня 1989 г.
Академик Сахаров подготовил 2 разных проекта конституции. Оба были съездом отклонены
II съезд народных депутатов
Были внесены изменения в избирательную систему. Рассматривалось право коллективов выдвигать своих представителей в депутаты. По окончании съезда продолжился постепенный переход власти от КПСС к Верховному Совету
III съезд народных депутатов
Был учреждён пост Президента. За Верховным Советом закреплялась законодательное творчество. Вводилась смешанная система правления. Одновременно устранялась 6 статья Конституции о руководящей и направляющей роли КПСС.
Экономические реформы
Параллельно с политическими преобразованиями страна требовала экономических реформ. Их ход показан в таблице.
Учитывая невысокое качество советской продукции, на 1500 предприятиях была введена госприёмка. Она работала независимо от администрации. Продукция не выходила с территории завода, пока не была проверена и признана годной.
Закон об индивидуальной трудовой деятельности
Человеку разрешалось заниматься предпринимательством без привлечения наёмных работников.
Закон о государственном предприятии
С целью повышения отдачи предприятий они переводились на 2 формы хозрасчёта. В первом случае за работниками сохранялась зарплата, а после её выплаты подсчитывалась полученная прибыль. Затем она выплачивалась в форме премиальных. Во втором случае полностью вся зарплата зависела от полученной прибыли.
Закон о кооперации
Был воплощён в сфере торговли. Учитывая, что все сырьевые ресурсы остались под контролем государства, доступа к ним предприниматели не имели и испытывали большие трудности для формирования собственного производства.
В народе она получила название «павловской». Производился обмен купюр номиналом 50 и 100 рублей на деньги нового образца. Сроки были ограниченны 3 сутками. Цель обмена заключалась в изъятии из обращения 5 % денежной массы.
Общественные и социальные реформы
Перестройка затронула и социальную сферу. Нововведения показаны в таблице.
Пьянство в стране превышало допустимые пределы. С этой целью был разработан закон, на основании которого шло сокращение выпуска винно-водочных изделий. Это касалось как низших сортов вин, так и марочных. С этой целью шла вырубка виноградников за их ненадобностью.
Была введена в связи с проводимой политикой Горбачёва демократизацией страны. Впервые термин был озвучен на XXVII съезде КПСС. Подразумевалась возможность свободного доступа масс к информации. На съезде появилось понятие Перестройка, которая была фактически возведена в ранг идеологии. Под ней имелось в виду внедрение в народные массы нового мышления.
Социальные последствия реформ
Реформы, проводимые Горбачёвым, буквально разбудили спящее общество. Страна разделилась на 2 лагеря:
В ходе перестройки были совершены просчёты. Как результат, страна вошла в глубокий кризис. Заключался он в следующем:
Непродуманные попытки изменения экономических законов привели к нарушению хозяйственных связей.
Резко сократились золотовалютные и валютные запасы, что привело к обесцениванию рубля.
Из-за начавшейся инфляции люди потеряли доверие к национальной валюте.
Девальвация рубля ударила по населению, которое лишилось стимула к работе.
В стране начался тотальный дефицит на большинство товаров.
В отсутствии работы население занялось торговлей. Как результат, рынок был наводнен товарами импортных производителей.
В период распада Советского Союза произошло резкое сокращение экспорта. Поступление валюты в страну прекратилось. Налоговая служба не в состоянии была обеспечить нужный приток денежной массы. Чтобы обеспечить выплату зарплат, государство было вынуждено начать печатать деньги, не подкреплённые товаром и золотовалютным запасом. В итоге в стране началась инфляция, витки которой накручивались регулярно.
Причины неудач реформ Горбачева
Причины неудач реформ Горбачёва заключаются в том, что они не носили основательного характера. Это было латание дыр. Каждая реформа имела отрицательные результаты:
Антиалкогольная. Несмотря на уменьшение выпуска спиртных напитков, страна меньше их употреблять не стала. Началось массовое производство самогона, и никакие репрессивные меры не помогли.
Экономические реформы. Разрешение на самостоятельную деятельность были только на бумаге. В действительности госзаказ составлял 100 %, и у предприятий не хватало ресурсов на дополнительное производство продукции.
Госприёмка. Последствия её носили катастрофический характер. Предприятия просто остановились, поскольку выпускать качественную продукцию по устаревшим технологиям было невозможно.
Политика гласности. Привела к тому, что общество выразило своё недовольство недальновидной политикой властей.
Начиная реформы, Горбачёв стремился оставить старую систему без изменений. В этом и была его основная ошибка. КПСС контролировала всю деятельность государства. Плановая экономика была не в состоянии охватить все направления. В результате начинались сбои в работе государственного механизма. Устранялись они валютными поступлениями от продажи сырьевых запасов.
Проводя политику гласности, перед народными массами открылось положение вещей, и вопросы она стала задавать членам Коммунистической партии. Здесь и проявилась вся их несостоятельность. Попытки Горбачёва успокоить народ ни к чему не привели.
В результате реформы завершились неудачно, КПСС утратила свою власть, а СССР перестал существовать.
§ 36. Политика перестройки и распад СССР
1. Какие задачи ставил М. С. Горбачев, начиная перестройку в СССР? Объясните, почему реформирование общества в СССР началось «сверху».
Начиная перестройку в СССР, М. С. Горбачев ставил задачи по реформированию системы управления и экономики, демократизации жизни общества. В Советском Союзе назревал кризис: спад производства, дефицит товаров, потеря доходов из-за падения цен на нефть и гонки вооружений, отчуждение человека от собственности, неспособность административно-командным управлением обеспечить развитие экономики в условиях научно-технической революции. Поэтому государство начало реформировать общество «сверху», чтобы не довести недовольство народом правительства до критической точки, когда общество открыто выразило бы свое недовольство правительством СССР.
2. В чем выразилась противоречивость проведения экономических реформ? Каков был их результат?
Противоречивость проведения экономических реформ выразилась в направлении преобразований на рост темпов производства с применением прежних методов ужесточение трудовой дисциплины, введение элементов рыночных отношений с использованием командно-административных способов воздействия.
Проведение экономической реформы характеризовалось непоследовательностью и половинчатостью. Кооперативы без свободного рынка закупали продукцию у государственных предприятий, что не увеличивало объема производства. Поэтому дефицит товаров увеличивался, а экономическое положение СССР ухудшилось. В обществе увеличивалось расслоение и как следствие — рост преступности.
3. Что предусматривала демократизация политической системы в СССР? Расскажите о ее результатах.
Демократизация политической системы в СССР предусматривала упразднение тоталитарного политического режима, восстановление полновластия народа, перестройку советского многонационального государства, формирование и обеспечение гарантии многопартийности и политического плюрализма в стране. Все это предполагалось решить путем провозглашения гласности и плюрализма в политике. Была изменена процедура выборов народных депутатов. Ранее выборы проводились на безальтернативной основе, теперь предлагался выбор между кандидатами.
4. Какие изменения произошли в системе государственного устройства СССР в годы перестройки?
Изменения в системе государственного устройства СССР в годы перестройки:
— обновление и омоложение партийных и государственных руководителей всех уровней;
— учреждение Съезда народных депутатов СССР и съездов Верховных Советов союзных республик;
— формирование Верховного Совета СССР.
5. Почему перестроечные процессы привели к обострению национального вопроса?
Национальные противоречия в республиках, входивших в состав Советского Союза, назревали много лет. СССР создавался как федерация, а фактически превратился в унитарное государство, когда КПСС контролировала все сферы деятельности республик. Также государством демонстрировалось пренебрежение национальными интересами в угоду западным странам. Поэтому, когда советская власть ослабла и начались перестроечные процессы, национальный вопрос обострился.
6. Сформулируйте причины, которые привели к распаду СССР.
Причины распада СССР:
1) экономические — спад производства в промышленности и сельском хозяйстве, инфляция, дефицит товаров;
2) политические — снижение руководящей роли Коммунистической партии СССР, разногласия в центральном партийном руководстве;
3) национальные — национальные движения за независимость.
7. Какая новая политическая концепция была выдвинута М. С. Горбачевым в области внешней политики СССР? Приведите примеры ее реализации. Как изменилась позиция СССР на международной арене?
В области внешней политики СССР М.С. Горбачев выдвинул новую политическую концепцию — «новое политическое мышление», отказавшись от идеи противостояния капиталистической и социалистической систем.
Примеры ее реализации: договор с США о ликвидации ядерных ракет средней дальности в Европе, вывод войск из Афганистана и стран Восточной Европы, падение «берлинской стены» и объединение Германии с согласия СССР, ликвидация Варшавского договора.
На международной арене роль СССР ослабла из-за уступок Западу. Но были решены региональные конфликты, снизилась напряженность в мире и начали развиваться экономические связи Советского Союза с Европой.
8. Сравните цели, которые ставил М. С. Горбачев, начиная перестройку, и ее результаты. Почему перестроечные процессы приобрели неуправляемый, необратимый характер?
М.С. Горбачев, начиная перестройку, ставил следующие цели:
— строительство большое количества новых предприятий и выпуск огромного объема продукции;
— увеличение самостоятельности предприятий на принципах самофинансирования и хозрасчета;
— возрождение частного сектора экономики путем развития кооперативов;
— интеграция в мировой рынок.
Для осуществления целей был объявлен курс на «ускорение и перестройку». Но результаты отличались от планов Горбачева: сократилось производство в промышленности и сельском хозяйстве, наблюдались товарный дефицит, гиперинфляция, обнищание населения. В стране назревал политический, экономический и социальный кризисы, которые привел к распаду Советского Союза.
Перестроечные процессы приобрели неуправляемый, необратимый характер из-за непоследовательности и половинчатости реформ, торможения некоторых законов бюрократами на местах, нерешенности вопросов ценовой и кредитной политики, политической борьбы в стране.
Текст книги «Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века»
Автор книги: Рафаель Арсланов
Жанр: История, Наука и Образование
Текущая страница: 84 (всего у книги 88 страниц) [доступный отрывок для чтения: 32 страниц]
6. Выводы
1. В период «перестройки» (1985–1991 гг.) в советском обществе была окончательно разрушена советская коммунистическая система. Общество стало открытым внешнему миру.
На волне демократизации в СССР оформились политический плюрализм, многопартийность, начало зарождаться гражданское общество и осуществляться принцип разделения властей.
2. При этом расширение и углубление преобразований поначалу не предполагались реформаторами у власти. Но, начавшись «сверху», «перестройка» была подхвачена и развита «снизу», что и явилось гарантией сохранения и расширения политического курса на реформы, принявшие в некоторой степени неуправляемый характер.
Политика гласности, направленная на раскрепощение сознания десятков миллионов людей в СССР, во многом определила необратимый характер перемен в обществе и в конечном итоге привела к поражению консервативных сил в августе 1991 г.
3. Однако опыт преобразований показал, что социалистическая социально-экономическая система не может существовать вне административно-командной формы и контроля со стороны коммунистической партии, несовместимых с новыми политическими реалиями. Поэтому половинчатые, но ускоренные экономические реформы эпохи М. С. Горбачева провалились, а к концу 80-х гг. коммунистические реформаторы окончательно исчерпали свой творческий потенциал.
4. В результате вслед за очищением социализма от «деформаций» последовал крах самой социалистической системы.
5. «Перестройка» завершилась распадом СССР и крушением коммунистической системы.
Вопросы и задания
1. Назовите предпосылки начала процесса реформ в СССР после 1985 г.
2. Какие достижения периода «перестройки» в общественно-политической жизни страны являются, на ваш взгляд, самыми важными?
3. Какую роль сыграли национальные движения в республиках в деле дезинтеграции СССР? Что предпринимало союзное руководство для разрешения конфликта?
4. Чем объяснялась непоследовательность и потеря темпов реформ М. С. Горбачевым?
5. Период «перестройки» М. С. Горбачева оценивается как очередная попытка модернизации СССР. Сравните ее с предшествующими этапами советских реформ. Выделите в них общие черты и назовите особенности.
Литература
Акопов С. Г., Гуреев Н. Д. История России. 1953–1996: Личности и эпохи. М., 1997.
Медников В. В., Маховикова Г. П. Экономика России: путь реформ (1917–1995). СПб., 1997.
Смирнов В. С. Экономические причины краха социализма в СССР // Отечественная история. 2002. № 6. С. 91—105.
Согрин В. В. Политическая история современной России. 1985–2001: от Горбачева до Путина. М., 2002.
Хрестоматия по отечественной истории (1946–1995). М., 1996.
Тема 78 Внешняя политика СССР в годы «перестройки»
1. Изменения во внешней политике.
1.1. Основные приоритеты во внешнеполитической деятельности СССР.
1.2. Концепция «нового политического мышления».
2. Проблема «Восток – Запад» в международных отношениях.
2.1. Советско-американские отношения.
2.2. Курс на «разрядку».
2.3. Экономические и политические связи СССР со странами Запада: Гуманитарные контакты. – СССР и Совет Европы.
2.4. Гуманитарные контакты.
3. Отношения со странами Центральной и Восточной Европы.
3.1. Ослабление позиций СССР в странах Восточной Европы.
3.2. Распад «социалистического лагеря».
4. СССР и страны «третьего мира».
4.1. Разблокирование региональных конфликтов: Ближний Восток. – Отказ СССР от прямого вмешательства в гражданские конфликты.
4.2. Конец войны в Афганистане.
4.3. Возобновление диалога между СССР и Китаем.
1. Изменения во внешней политике
1.1. Основные приоритеты во внешнеполитической деятельности СССР после 1985 г.:
– смягчение напряженности между Востоком и Западом посредством переговоров с США о разоружении;
– урегулирование региональных конфликтов;
– признание существующего миропорядка и расширение экономических связей со всеми государствами.
Смена внешнеполитической стратегии была подготовлена изменениями в сознании определенной части элиты страны, приходом в 1985 г. в МИД СССР нового руководства во главе с Э. А. Шеварднадзе.
1.2. Концепция «нового политического мышления». М. С. Горбачев выдвинул новую философско-политическую концепцию, получившую название «новое политическое мышление». Ее основные положения предусматривали:
– отказ от идеи о расколе современного мира на две противоположные и противоборствующие общественно-политические системы (социалистическую и капиталистическую);
– признание мира целостным и неделимым;
– отказ от принципа пролетарского интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и др.;
– отказ от применения силы в качестве средства разрешения международных проблем;
– признание в качестве универсального способа решения международных вопросов не баланс сил двух систем, а баланс их интересов.
2. Проблема «Восток – Запад» в международных отношениях
2.1. Советско-американские отношения. На новом этапе советской дипломатии двусторонние отношения между государствами успешно развивались с помощью ежегодных личных встреч М. С. Горбачева с президентами США (1985 г. – в Женеве; 1986 г. – в Рейкьявике; 1987 г. – в Вашингтоне, 1988 г. – в Москве, 1989 г. – на Мальте).
Результатом переговоров стал Договор от 8 декабря 1987 г. об уничтожении целого класса ядерных вооружений – ракет среднего и ближнего радиуса действия. Советская сторона взяла на себя обязательства демонтировать и уничтожить 1752 ракеты, американская – 869. Это соглашение было дополнено установлением детальной системы взаимного контроля. В 1991 г. был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), положивший конец периоду конфронтации. Были достигнуты соглашения о развитии гуманитарного сотрудничества, экономических и культурных связей между СССР и США.
В мае 1987 г. страны-участницы Варшавского Договора внесли предложение об одновременном роспуске ОВД и НАТО, и в первую очередь их военных организаций, но распущена была лишь ОВД. В 1989 г. был принят указ Президиума Верховного Совета СССР о сокращении Вооруженных Сил СССР и расходов на оборону в 1989–1990 гг., по которому численность армии уменьшалась на 500 тыс. человек, а расходы на оборону – на 14,2 %. В Европе к 1990 г. ликвидировались советские и американские ракеты (без учета французских и английских ракет) средней и меньшей дальности. СССР демонтировал также часть ракет средней дальности в Сибири, на Дальнем Востоке, направленных против Японии, Южной Кореи и Китая.
2.3. Экономические и политические связи СССР со странами Запада. Сложное экономическое положение заставляло руководство СССР искать экономической помощи и политической поддержки у стран «большой семерки» (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония).
Одновременно советская дипломатия прилагала усилия для нормализации отношений со странами, не являвшимися традиционными партнерами – Израилем, ЮАР, Южной Кореей, Тайванем и др. С 1985 г. начался период интенсивного расширения различного рода связей и контактов между советскими организациями и зарубежными частными лицами. Советское руководство было заинтересовано в развитии технико-экономических связей, надеясь получить кредиты и технологии.
• Гуманитарные контакты. Западные страны, прежде всего США и Англия, по-прежнему увязывали расширение торговых связей с политическими изменениями внутри СССР, а также расширением гуманитарных связей, контактов между частными лицами. В январе 1989 г. СССР подписал «Венскую декларацию» СБСЕ, согласно которой он обязался гарантировать права человека и основные свободы, а также привести свои законы и практику в соответствие с международными. Были приняты Закон о свободе совести и религиозных организаций, указ о выезде из СССР и въезде в СССР советских граждан. В результате уступок советской стороны многократно увеличился поток туристов и деловых людей как в СССР, так и из СССР.
• СССР и Совет Европы. В связи с потеплением отношений между Востоком и Западом в рамках концепции «общеевропейского дома» был проявлен большой интерес к установлению диалога с СССР со стороны такой международной организации, как Совет Европы (СЕ). Содействие «европейскому сплочению» стало трактоваться СЕ шире западноевропейских рамок – как сближение между Западной и Восточной Европой. Летом 1989 г. впервые на Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) выступил М. С. Горбачев как представитель государств Восточной Европы. В 1989 г. Верховному Совету СССР был предоставлен статус «специально приглашенного» члена Совета Европы, что создало условия для участия советских парламентариев в работе ПАСЕ на постоянной основе, открыло возможность влиять на принятие решений и документов в рамках СЕ и его специализированных учреждений. Хотя в отношениях между СССР и СЕ сохранялись определенная настороженность и недоверие.
3. Отношения со странами центральной и Восточной Европы
3.1. Ослабление позиций СССР в странах Восточной Европы. Несмотря на заявления о деидеологизации международных отношений, СССР продолжал следовать принципам «социалистического интернационализма». С 1986 по 1989 г. объем безвозмездной помощи зарубежным странам составлял почти 56 млрд инвалютных руб. (свыше 1 % валового национального продукта). 47 % этой помощи приходилось на долю Кубы. Советское руководство с целью сохранения «содружества» продолжало сотрудничество даже с руководителями ГДР и Румынии, неодобрительно относившимися к «перестройке» в СССР. В 1990 г. были восстановлены дипломатические отношения с Албанией, прерванные в 1960 г.
В конце 80-х гг. ситуация изменилась. В 1989 г. начался вывод советских войск из стран Восточной и Центральной Европы. В результате резко сократились возможности советского давления на реформаторское движение и вообще на политическую ситуацию в восточноевропейских странах. Прекратилась активная политика СССР в отношении этих стран, и, наоборот, усилилась и расширилась американская поддержка реформистских сил в Восточной Европе.
3.2. Распад «социалистического лагеря». В конечном итоге советский внешний фактор сыграл решающую роль в развитии антикоммунистических революций в данном регионе, направленных против существовавших политических режимов. В 1989–1990 гг. произошли «бархатные» революции в Польше, ГДР, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании. В декабре 1989 г. вооруженным путем был свергнут режим Чаушеску в Румынии.
В 1990 г. произошло объединение Германии в форме включения ГДР в состав ФРГ. Радикальные изменения в странах Восточной Европы стали одним из факторов окончания «холодной войны». Разрыв традиционных экономических и политических связей Советского Союза со своими бывшими союзниками больно ударил по национальным интересам СССР в этом регионе. Уход СССР из Европы завершил весной 1991 г. официальный роспуск Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора.
4. СССР и страны «третьего мира»
4.1. Разблокирование региональных конфликтов. Советская дипломатия активно включилась в процессы урегулирования межрегиональных конфликтов.
• Ближний Восток. Руководители СССР сделали ряд шагов по урегулированию ближневосточного кризиса. В декабре 1991 г. в Мадриде было заключено международное соглашение по нормализации отношений Израиля с соседними арабскими странами.
СССР отказался от поддержки режимов в Ливии и Ираке. Во время кризиса в Персидском заливе летом 1990 г. Москва впервые выступила с позиции поддержки Запада в обуздании агрессии Ирака против Кувейта.
• Новой чертой советской внешней политики периода Горбачева стал отказ СССР от прямого вмешательства в гражданские конфликты в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа. Подобный шаг имел противоречивые последствия. С одной стороны, он способствовал началу поиска национального согласия с участием советской и американской дипломатии и ослаблению в этих странах военного противостояния. С другой стороны, ликвидация советского военного присутствия в этих странах и сокращение размеров предоставляемой им помощи заметно ослабили геополитические позиции СССР в регионах мира. В то же время США, преследуя собственные интересы и используя экономические преимущества, продолжали активное проникновение вместе с союзниками на освобождавшееся геополитическое пространство в странах «третьего мира».
4.2. Конец войны в Афганистане. Попытки реального улучшения отношений СССР с западными странами постоянно наталкивались на обвинения СССР в ведении агрессивной войны против афганского народа. В 1987 г. в ходе переговоров М. С. Горбачева с Р. Рейганом была достигнута договоренность о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и о выводе оттуда советских войск.
15 февраля 1989 г. вывод войск завершился. В декабре 1989 г. Съезд народных депутатов СССР принял решение об осуждении этой войны и признал грубой политической ошибкой участие в ней советских войск. В этой войне, только по официальным данным, было более 13 тыс. убитых и 37 тыс. раненых.
4.3. Вывод советских войск из Афганистана сделал возможным возобновление диалога между СССР и Китаем, для которого прекращение советского вмешательства было одним из трех условий нормализации отношений со своим соседом. Два других условия касались сокращения численности советских войск на границе между СССР и КНР и ухода поддерживаемых Советским Союзом вьетнамцев из Камбоджи. Советско-китайское сближение было подкреплено визитом М. С. Горбачева в Пекин в мае 1989 г.
5. Выводы
1. За годы «перестройки» и реализации концепции «нового политического мышления» произошло ослабление международной напряженности, и в первую очередь противостояния СССР и США. Инициатива прекращения «холодной войны» принадлежала Советскому Союзу.
2. Задуманные М. С. Горбачевым радикальные реформы невозможно было осуществить без резкого сокращения военно-промышленного комплекса, который подчинил себе всю хозяйственную деятельность. С этой точки зрения столь важное значение имели последствия демилитаризации всей общественной жизни: разрушение психологии «осажденной крепости», отказ от упора на силу, перевод творческого потенциала народа в русло созидательной деятельности.
3. Наметились реальные перспективы более тесной интеграции СССР и стран Восточной Европы в мировое хозяйство и международные политические структуры.
4. Однако внешнеполитический курс М. С. Горбачева не был прямым и легким. Ухудшение экономического положения заставляло руководство СССР идти на уступки Западу в надежде получить финансовую помощь и политическую поддержку. Очевидным стало ослабление международных позиций СССР, утратившего в конце 80-х гг. положение сверхдержавы. Ряд политических деятелей на Западе заявили о том, что Советский Союз потерпел поражение в «холодной войне».
5. Подобная политика встречала усиленное недовольство и даже сопротивление со стороны определенных кругов общества. Основательно подорвала внутриполитические позиции Горбачева и потеря влияния СССР в Восточной Европе, а также уход из стран «третьего мира».
Вопросы и задания
1. Проиллюстрируйте на конкретных примерах результаты концепции «нового мышления» в советско-американских отношениях. Покажите, в чем проявились противоречия данной концепции?
2. В чем заключались ошибки и просчеты советской дипломатии в рассматриваемый период?
3. Чем можно объяснить потерю позиций СССР в странах «третьего мира»?
4. Какое значение для стран Восточной и Центральной Европы имели начавшиеся в СССР модернизационные процессы?
5. Существует мнение, что в результате реформ (в том числе во внешней политике) СССР проиграл «холодную войну». В качестве победителя называются Соединенные Штаты Америки. А какова ваша точка зрения? Ответ аргументируйте.
Литература
Горбачев М. С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. М., 1987.
Внешняя политика СССР и России. М., 1995.
Рогов С. М. Советский Союз и США: поиск баланса интересов. М., 1989.
Соколов А. К., Тяжельникова В. С. Курс советской истории. 1941–1991. М., 1999. Ч. V. Разд. 2.
Хрестоматия по отечественной истории (1946–1995). М., 1996.
Тема 79 Социально-экономическое развитие Российской Федерации в 90-е гг. XX – начале XXI в.
1. Начало модернизации. 1991–1993 гг.
1.1. Программа либеральных экономических реформ.
1.2. Ход реформы. Основные меры правительства: Введение свободного ценообразования и либерализация торговли. – Приватизация государственных предприятий и жилья.
1.3. Итоги первого этапа: Достижения. – Негативные последствия – Оппозиция курсу реформ.
2. Экономическое развитие в 1993–1996 гг.
2.2. Корректировка курса реформ: Проблема финансирования реформ и источников инвестиций в экономику.
2.3. Итоги: Спад производства. – Социально-экономические последствия.
3. Экономический курс в 1997 – начале 1998 г.
3.1.Новый состав кабинета правительства В. С. Черномырдина. – Основные направления деятельности нового кабинета. – Нарастание кризисных явлений в экономике.
3.2. Социально-экономическая ситуация 1998 г.: Экономический курс правительства С. В. Кириенко. – Августовский денежно-финансовый кризис и его последствия.
3.3. Поиски выхода из кризиса: Задачи правительственного кабинета Е. М. Примакова. – Смена кабинета министров. – Правительство С. В.Степашина.
4. Экономическая политика России в 1999–2004 гг.
4.1. Наследие первых лет реформ: Состояние экономики и финансов. – Социальные последствия реформ.
4.2. Экономическая политика правительства В. В.Путина: Приоритетные направления бюджетной политики.
4.3. Экономические меры кабинета министров М. М. Касьянова. 2000–2004 гг.: Планы реформ и их реализация. – Налоговая реформа. – Военная реформа. – Жилищно-коммунальная реформа. – Итоги экономического курса.
1. Начало модернизации. 1991–1993 гг
Современное общество переживает очередной, объективно назревший этап модернизации, которая включает в себя изменения в экономической, политической, социальной, культурной сферах, а также в области общественного сознания и психологии масс. Проходящая в стране трансформация приобрела длительный характер, поэтому состояние современного общества характеризуется как переходное (сочетающее в себе элементы старой системы – государственного социализма и новой рыночной модели экономики, демократии и авторитаризма).
События, связанные с распадом СССР и началом нового этапа развития России, получили неоднозначную оценку в обществе.
Новейший этап российской истории определяется как «либерально-демократическая революция», «революционная трансформация» (или «реформация»), «капиталистическая революция».
Ряд авторов склонны рассматривать этот период отечественной истории как «контрреволюцию», «антимодернизацию», т. е. «Смуту», поразившую страну и закончившуюся полным крахом проводимого курса. Среди основных признаков состояния Смуты указаны: ослабление власти, раскол в умонастроениях (на почвенническое «социал-демократическое» большинство и западническое «прокапиталистическое» меньшинство), активизация всех деструктивных сил в обществе, высадка в России «западнического десанта», межнациональная вражда, угроза государственной целостности и одновременно патриотический подъем как реакция на историческое унижение, которому подверглась Россия.
Процессы модернизации российского общества развивались в течение длительного времени. Они прерывались периодами застоя и кризисов. После 1991 г. в России начался новый этап экономической модернизации.
1.1. Программа либеральных экономических реформ на 1992–1993 гг. была выдвинута группой радикально настроенных реформаторов во главе с президентом Б. Н. Ельциным. Основным методом была избрана модель «шоковой терапии», которая до того применялась в странах с кризисной ситуацией (например в Польше) и предполагала быстрые, но глубокие преобразования экономики и всего общества в целом, в том числе:
– введение свободного ценообразования (что должно было ликвидировать товарный дефицит);
– либерализацию торговли и затем;
– изменение форм собственности, массовая приватизация жилья и госпредприятий.
Особенностью структурной перестройки российской экономики должно было стать преодоление ее сверхмилитаризации и сокращение доли производства средств производства (в 1992 г. на долю последнего приходилось свыше 80 % промышленной продукции).
Социальное направление реформ заключалось в формировании новых социальных групп, прежде всего относительно широкого слоя собственников.
Главным стратегом экономических реформ, сторонником метода «шоковой терапии» выступил вице-премьер российского правительства Е. Т. Гайдар.
1.2. Ход реформы. Основные меры правительства.
• Введение свободного ценообразования и либерализация торговли. С 1 января 1992 г. были «отпущены» цены на большинство продуктов. К марту было освобождено 90 % розничных и 80 % оптовых цен. Была упразднена централизованная система распределения ресурсов.
Вслед за реформами в промышленности развернулся процесс реорганизации колхозов и совхозов, на месте которых создавались акционерные общества или производственные кооперативы. Новым стало создание фермерских хозяйств.
• Приватизация государственных предприятий и жилья. С этой целью был создан Государственный комитет по управлению государственным имуществом РСФСР (председатель – А. Б. Чубайс). Гражданам выдавались приватизационные чеки – ваучеры, означавшие право на долю собственности приватизируемых предприятий.
1.3. Итоги первого этапа реформ оказались глубоко противоречивыми.
• Достижения. В России были введены экономические свободы, начал складываться рынок, был ликвидирован товарный дефицит. В ходе приватизации более Vs госпредприятий стали частными. Произошли изменения в структуре занятости: теперь в негосударственной сфере трудились больше половины всех работающих.
• Негативные последствия. Усилился спад производства в промышленности и сельском хозяйстве. Социально-экономические последствия метода «шоковой терапии» (темпы роста цен в 10 раз превысили темпы увеличения зарплаты) оказались чрезвычайно тяжелыми для рядовых граждан. Произошло резкое снижение уровня жизни населения, сокращение занятости и рост безработицы.
• Оппозиция курсу реформ. Противоречивые итоги проводимого курса вызывали справедливую критику в обществе. Главными оппонентами выступили депутаты Верховного Совета РСФСР во главе с его председателем Р. И. Хасбулатовым. Оппозиция предложила «антикризисную программу»: восстановление государственного регулирования зарплат и цен; государственное кредитование, дотирование сельского хозяйства; индексация сбережений граждан; отказ от форсированной приватизации.
Правительство, чтобы не допустить политического кризиса и смягчить социальные последствия реформ, пошло на некоторые уступки. В результате в несколько раз выросла денежная масса, резко усилилась инфляция. После отставки Е. Т. Гайдара на VII Съезде народных депутатов России главой правительства стал В. С. Черномырдин (декабрь 1992 г.).