Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс

§ 13. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей

В предыдущем параграфе вы изучали свойства твёрдых тел, жидкостей и газов.

Объяснить свойства веществ можно, если знать их молекулярное строение.

Одно и то же вещество может находиться в различных состояниях.

Так, например, вода, замерзая, становится твёрдым телом (лёд), а при кипении обращается в газообразное состояние (пар). Это три состояния одного и того же вещества (воды) — жидкое, твёрдое и газообразное. А если все три состояния воды — это состояния одного и того же вещества, значит, и молекулы его не отличаются друг от друга. Отсюда можно сделать вывод, что различные свойства вещества во всех состояниях определяются тем, что его молекулы расположены иначе и движутся по-разному.

Если газ сжимается и объём его уменьшается, следовательно, в газах расстояние между молекулами намного больше размеров самих молекул. Поскольку в среднем расстояния между молекулами в десятки раз больше размера молекул, то они слабо притягиваются друг к другу.

Молекулы газа, двигаясь во всех направлениях, почти не притягиваются друг к другу и заполняют весь сосуд. Газы не имеют собственной формы и постоянного объёма.

Молекулы жидкости расположены близко друг к другу. Расстояния между каждыми двумя молекулами меньше размеров молекул, поэтому притяжение между ними становится значительным.

Молекулы жидкости не расходятся на большие расстояния, и жидкость в обычных условиях сохраняет свой объём, но не сохраняет форму.

Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Смотреть фото Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Смотреть картинку Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Картинка про Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Фото Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс

Поскольку притяжение между молекулами жидкости не так велико, то они могут скачками менять своё положение. Жидкость не сохраняет свою форму и принимает форму сосуда. Они текучи, их легко перелить из одного сосуда в другой.

Жидкость трудно сжимается, так как при этом молекулы сближаются на расстояние, когда заметно проявляется отталкивание.

В твёрдых телах притяжение между молекулами (атомами) ещё больше, чем у жидкостей. Поэтому в обычных условиях твёрдые тела сохраняют свою форму и объём.

Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Смотреть фото Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Смотреть картинку Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Картинка про Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Фото Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс

В твёрдых телах молекулы (атомы) расположены в определённом порядке. Это лёд, соль, металлы и др. Такие тела называются кристаллами. Молекулы или атомы твёрдых тел колеблются около определённой точки и не могут далеко переместиться от неё. Твёрдое тело поэтому сохраняет не только объём, но и форму.

Расположение молекул воды в трёх разных состояниях показано на рисунке 31: газообразном — водяной пар (рис. 31, в), жидком — вода (рис. 31, б) и твёрдом — лед (рис. 31, а).

1. Каково расположение молекул газа?
2. Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объём?
3. Как расположены частицы в твёрдых телах?

Задание

1. Налейте в пластмассовую бутылку воды до верху и закройте крышкой. Попытайтесь сжать в ней воду. Затем вылейте воду, снова закройте бутылочку. Теперь попробуйте сжать воздух. Объясните результаты опыта.

2. На блюдце с холодной водой поставьте перевёрнутый очень тёплый стакан. Через 15—20 мин проследите за уровнем воды в стакане и блюдце. Объясните результат опыта.

Источник

Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс

Учебник Физика 7 класс Кривченко И.В., размещённый в этой рубрике, включён в федеральный перечень учебников в соответствии с ФГОС. Учебник в цветном полиграфическом исполнении с твёрдым переплетом объёмом 150 страниц вышел из печати в июле 2015 г. в пятом издании. Учебник физики 7 класса рассчитан на 2 урока в неделю и содержит 6 тем курса физики, которые перечислены ниже.

Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Смотреть фото Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Смотреть картинку Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Картинка про Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Фото Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс Физика 7 класс, тема 01. Физические величины (7+2 ч)
Физика. Физическая величина. Измерение физических величин.
Цена делений шкалы прибора. Погрешность прямых и косвенных измерений.
Формулы и вычисления по ним. Единицы физических величин.
Метод построения графика. Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Смотреть фото Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Смотреть картинку Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Картинка про Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Фото Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс Физика 7 класс, тема 02. Масса и плотность (8+1 ч)
Явление тяготения и масса тела. Свойство инертности и масса тела.
Плотность вещества. Таблицы плотностей некоторых веществ.
Средняя плотность тел и их плавание.
Метод научного познания. Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Смотреть фото Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Смотреть картинку Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Картинка про Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Фото Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс Физика 7 класс, тема 03. Силы вокруг нас (13+2 ч)
Сила и динамометр. Виды сил.
Уравновешенные силы и равнодействующая.
Сила тяжести и вес тела. Сила упругости и сила трения.
Закон Архимеда. Вычисление силы Архимеда.
Простые механизмы. Правило равновесия рычага. Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Смотреть фото Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Смотреть картинку Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Картинка про Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Фото Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс Физика 7 класс, тема 04. Давление тел (10+0 ч)
Определение давления. Давление жидкости. Закон Паскаля. Давление газа.
Атмосферное давление. Барометр Торричелли. Барометр-анероид.
Вакуумметры. Манометры: жидкостные и деформационные.
Пневматические и гидравлические механизмы. Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Смотреть фото Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Смотреть картинку Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Картинка про Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Фото Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс Физика 7 класс, тема 05. Работа и энергия (9+1 ч)
Механическая работа. Коэффициент полезного действия. Мощность.
Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия.
Механическая энергия. Внутренняя энергия.
Взаимные превращения энергии. Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Смотреть фото Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Смотреть картинку Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Картинка про Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Фото Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс Физика 7 класс, тема 06. Введение в термодинамику (15+2 ч)
Температура и термометры. Количество теплоты и калориметр.
Теплота плавления/кристаллизации и парообразования/конденсации.
Первый закон термодинамики. Двигатель внутреннего сгорания.
Теплота сгорания топлива и КПД тепловых двигателей.
Теплообмен. Второй закон термодинамики.
Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Смотреть фото Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Смотреть картинку Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Картинка про Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Фото Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс

Учебник Физика 8 класс Кривченко И.В., размещённый в этой рубрике, включён в федеральный перечень учебников в соответствии с ФГОС. Учебник в цветном полиграфическом исполнении с твёрдым переплетом объёмом 150 стр. вышел из печати в июле 2015 г. в четвёртом издании. Учебник физики 8 класса рассчитан на 2 урока в неделю и содержит 5 тем курса физики, которые перечислены ниже.

Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Смотреть фото Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Смотреть картинку Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Картинка про Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Фото Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс Физика 8 класс, тема 07. Молекулярно-кинетическая теория (8+1 ч)
Из истории МКТ. Частицы вещества. Движение частиц вещества.
Взаимодействие частиц вещества. Систематизирующая роль МКТ.
Кристаллические тела. Аморфные тела. Жидкие тела. Газообразные тела.
Агрегатные превращения. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Смотреть фото Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Смотреть картинку Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Картинка про Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Фото Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс Физика 8 класс, тема 08. Электронно-ионная теория (8+1 ч)
Строение атомов и ионов. Электризация тел и заряд.
Объяснение электризации. Закон сохранения электрического заряда.
Электрическое поле. Электрический конденсатор. Электрический ток.
Электропроводность жидкостей, газов и полупроводников. Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Смотреть фото Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Смотреть картинку Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Картинка про Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Фото Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс Физика 8 класс, тема 09. Постоянный электрический ток (13+2 ч)
Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение. Работа тока.
Закон Ома для участка цепи. Сопротивление соединений проводников.
Закон Джоуля-Ленца. Электронагревательные приборы.
Полупроводниковые приборы. Переменный ток. Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Смотреть фото Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Смотреть картинку Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Картинка про Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Фото Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс Физика 8 класс, тема 10. Электромагнитные явления (8+1 ч)
Магнитное поле. Соленоид и электромагнит. Постоянные магниты.
Действие магнитного поля на ток. Электродвигатель на постоянном токе.
Электромагнитная индукция. Электротрансформатор. Передача электроэнергии.
Электродвигатель на переменном токе. Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Смотреть фото Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Смотреть картинку Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Картинка про Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Фото Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс Физика 8 класс, тема 11. Колебательные и волновые явления (9+2 ч)
Период, частота и амплитуда колебаний. Нитяной и пружинный маятники.
Механические волны. Свойства механических волн. Звук.
Электромагнитные колебания. Излучение и прием электромагнитных волн.
Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.
Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Смотреть фото Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Смотреть картинку Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Картинка про Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Фото Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс

Учебник Физика 9 класс Кривченко И.В., размещённый в этой рубрике, включён в федеральный перечень учебников в соответствии с ФГОС. Учебник в цветном полиграфическом исполнении с твёрдым переплетом объёмом 150 стр. вышел из печати в июле 2015 г. в третьем издании. Учебник физики 9 класса рассчитан на 2 урока в неделю и содержит 4 темы курса физики, которые перечислены ниже.

Для перехода к параграфам кликайте нумерацию 01 02 03 04 05 и т.д. вверху страницы. Параграфы каждой темы курса физики снабжены интерактивными вопросами и заданиями.

Физика.ru • Клуб для учителей физики, учащихся 7-9 классов и их родителей

Источник

Конспект урока физики в 7 классе. Тема. Свойства твёрдых тел и жидкостей.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема. Свойства твёрдых тел и жидкостей.
Цель урока: Сформировать представления о строении вещества в различных агрегатных состояниях. Объяснить с точки зрения молекулярной теории характерные особенности внутреннего строения веществ в газообразном, жидком и твердом состояниях.

2. Почему жидкости не имеют своей формы и текучи? ( Молекулы жидкости подвижны, они способны перескакивать с места на место. В случае, если на жидкость подействует внешняя сила, например, притяжение к Земле, перескоки частиц будут происходить, в основном, в направлении ее действия (то есть вниз).

3. Чем объясняется не сжимаемость жидкостей? (Расстояние между молекулами достаточно мало. При сближении силы отталкивания резко возрастают, не позволяя молекулам сближаться)

4. Почему твердые тела сохраняют свою форму? (Причина кроется в характере движения молекул. Они колеблются около положений равновесия и свободно перемещаться не могут)

5. Почему твердые тела сохраняют свой объём? ( Взаимодействие между молекулами твердого тела огромное, поэтому они не могут отрываться друг от друга)

6. Чем объясняется не сжимаемость твердых тел? ( Расстояние между молекулами мало (соизмеримо с размерами молекул). При сближении силы отталкивания резко возрастают, не позволяя молекулам сближаться).

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Вопросы по физике для 7 класса : ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА

1. Что такое молекула?

2. Что вы знаете о размерах молекул?

3.Что такое диффузия?

4.Как протекает диффузия в жидкостях? Опишите опыт.

5.Приведите примеры диффузии в окружающем мире.

6.Как взаимодействуют между собой молекулы?

7.Когда заметнее проявляется отталкивание, а когда притяжение между молекулами?

8.Перечислите свойства твердых тел.

9. Назовите свойства жидкостей.

10.Какими свойствами обладают газы?

11.Каково расположение молекул газа?

12.Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем?

13.Как расположены частицы в твердых телах?

14.Объясните процесс протекания диффузии в жидкостях.

15.У водоплавающих птиц перья и пух остаются сухими. Какое явление здесь наблюдается?

16.Для чего нужно знать строение вещества?

17.Какие вы знаете материалы, созданные человеком?

18.Чем объясняется способность тел изменять свой объем?

19.Какие явления показывают, что тела состоят из мельчайших частиц, между которыми есть промежутки?

20.Почему, несмотря на сложное строение, все вещества нам кажутся сплошными?

21.Как называют частицы, из которых состоят вещества?

22.Как называются частицы, из которых состоят молекулы?

23.Объясните, как распространяется эфир в комнате. Что доказывает это явление?

24.Что является причиной диффузии?

25.Одинаково ли быстро протекает диффузия в газах, жидко стях и твердых телах? Приведите примеры.

26.На каком явлении основана засолка овощей?

27.Объясните, каким образом молекулы кислорода из воздуха попадают в воду рек, озер и других водоемов.

28.Почему твердые тела и жидкости не распадаются сами собой на отдельные молекулы?

29.Почему два куска мела не соединяются в одно целое при соприкосновении, а два куска пластилина соединяются?

30.Какие явления указывают на то, что молекулы тела могут от талкиваться друг от друга?

31.Приведите примеры жидкостей, смачивающих и не смачи вающих те или иные твердые тела.

32.Как объясняется явление смачивания и несмачивания на основе представления о взаимодействии молекул?

33.Для чего водоплавающие птицы смазывают свои перья жи ром?

34.Что представляют собой капилляры?

35.Почему растекаются чернила при письме на бумаге плохого качества?

36.Почему мокрые руки плохо вытираются шелковой тканью?

37.На чем основаны такие способы регулировки водного режима почвы, как прикатка и боронование?

38.В каких трех агрегатных состояниях может находиться лю бое вещество? Приведите примеры.

39.Тело сохраняет свой объем, но легко меняет форму. В каком состоянии находится это тело?

40.Тело сохраняет свою форму и объем. В каком состоянии на ходится это тело?

41.Имеется ли отличие между молекулами льда, воды и водя ного пара?

42.Почему газы заполняют весь предоставленный им сосуд?

43.Чем объясняется очень малая сжимаемость жидкостей?

44.Почему кристаллические тела сохраняют свою форму и объем?

Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Смотреть фото Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Смотреть картинку Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Картинка про Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Фото Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Смотреть фото Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Смотреть картинку Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Картинка про Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Фото Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс

Курс профессиональной переподготовки

Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Смотреть фото Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Смотреть картинку Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Картинка про Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Фото Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Смотреть фото Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Смотреть картинку Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Картинка про Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Фото Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс

Номер материала: ДБ-1499407

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Смотреть фото Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Смотреть картинку Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Картинка про Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Фото Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс

В России планируют создавать пространства для подростков

Время чтения: 2 минуты

Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Смотреть фото Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Смотреть картинку Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Картинка про Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Фото Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Смотреть фото Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Смотреть картинку Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Картинка про Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Фото Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Смотреть фото Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Смотреть картинку Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Картинка про Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Фото Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс

Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря

Время чтения: 1 минута

Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Смотреть фото Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Смотреть картинку Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Картинка про Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Фото Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Смотреть фото Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Смотреть картинку Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Картинка про Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс. Фото Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объем физика 7 класс

Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

План конспект урока по физике 7 класс «Три состояния вещества»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок № физика 7 класс

Тема «Свойства твердых тел, жидкостей и газов»

Цель урока: рассмотреть три состояния вещества; экспериментально исследовать свойства твердых тел, жидкостей и газов; развивать навыки самостоятельной работы.

Образовательная – сформировать представления о некоторых механических свойствах твердых тел, жидкостей, газов, объяснить эти свойства на основе знаний о различиях в расположении, движении и притяжении молекул.

Развивающая – развитие речевых навыков учащихся, умений анализировать, умений делать выводы по изученному материалу.

Воспитательная – способствовать привитию умственного труда, создать условия повышения интереса к изучаемому предмету.

политкультурных (применять различные физические явления в различных областях нар.хозяйства и производства)

социальные (проявлять инициативу и быть готовым к самостоятельному поиску решений в жизни)

творческих (формировать способность решать проблемы)

Провела учитель: Кувакина.И.С

2. Этап актуализации знаний

3. Мотивационный этап

4. Усвоение новых знаний.Физминутка.

5. Упражнения на понимание

6. Выполнение теста.

7. Обобщение знаний

9. Домашнее задание

Ход урока:

Я и туча, и туман И летаю, и бегу,

И ручей, и океан И стеклянной быть могу.

В природе вещества встречаются в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном. Многие из них мы привыкли видеть в каком-либо одном состоянии. Например, железо – в твердом, спирт – в жидком, водород – в газообразном. Однако есть и такие, которые в нашей жизни встречаются сразу в трех состояниях, например, вода: твердое состояние воды – лед, жидкое – вода, газообразное – водяной пар. В различных состояниях вещества обладают разными свойствами. Давайте попробуем разобраться почему!

1. Организационный момент

Тема нашего урока «Свойства твердых тел, жидкостей и газов»

2. Актуализация знаний

В каких средах происходит диффузия?

Изменяется ли скорость движения молекул при повышении температуры вещества?

В холодной или горячей соленой воде быстрее просаливаются помидоры?

Каковы скорости движения молекул жидкости газа при одной и той же температуре?

Что происходит при склеивании деревянных изделий?

Почему твердые тела и жидкости не распадаются на отдельные молекулы?

Почему легко слипаются куски замазки и пластилина?

Почему существуют промежутки между молекулами?

Чем объясняется смачивание твердого тела жидкостью?

В каком состоянии – твердом или жидком – притяжение между молекулами воды больше?

3. Изучение нового материала

Различные агрегатные состояния существуют у каждого вещества. Отличаются они не молекулами, а тем, как эти молекулы расположены и как движутся. В различных состояниях вещества обладают различными свойствами. Давайте попробуем исследовать и сравнить основные свойства твердых тел, жидкостей и газов.

Исследовательская работа учащихся

Начертите таблицу и приготовьтесь ее заполнять.

Строение твердых тел, жидкостей и газов

Характер движения молекул

1) Исследование свойств газов:

Оборудование: воздушный шарик.

Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

Надуйте шарик. Какую часть шарика заполняет воздух? Какова форма газа?

Сожмите шарик рукой (измените его форму). Сохранился ли объём воздуха? Сохранилась ли его форма?

Вывод: Газы не имеют форму, не сохраняет объем, сжимаем.

2) Исследование свойств жидкостей:

Оборудование: сосуд с водой, мензурка, сосуды разной формы.

Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

Измерьте объём жидкости с помощью мензурки?

Переливайте воду в сосуды разной формы? Какую часть сосуда заполняет жидкость? Сохраняет ли жидкость свою форму?

Вновь измерьте объём жидкости. Изменился ли её объём?

Вывод: Жидкости не имеют формы, сохраняют объем, не сжимаемы, текучи.

3) Исследование свойств твердых тел

Оборудование: набор твердых тел из разного вещества (металла, дерева, пластмассы и т.д.)

Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

Имеют ли твердые тела свою форму?

Сохраняют ли они свой объём?

Попробуйте сдавить тело рукой. Легко ли его сжать?

Вывод: Твердые тела сохраняют форму, сохраняют объем, не сжимаемы.

Самостоятельная работа по учебнику

Используя материал §28 “ Свойства твердых тел, жидкостей и газов” попробуйте описать расположение, движение и взаимодействие молекул в своем веществе рис.28.6

Газы: расположение молекул беспорядочное, между молекулами большие расстояния; движутся свободно по всему объему; взаимодействие молекул слабое.

Жидкости: расположение молекул беспорядочное, расположены близко друг к другу; колеблются на месте, перескакивая с места на место; взаимодействие молекул сильное.

Твердые тела: молекулы расположены в определенном порядке; колеблются на месте; взаимодействие огромное.

Давайте разомнемся и попробуем смоделировать движение молекул в твердом теле и жидкости.

Упражнение 1. “Прыжки на месте” – модель твердого тела.

Представьте, что вы молекулы твердого тела (учащиеся прыгают на месте). Тело нагревается (прыжки в быстром темпе), тело охлаждается (прыжки в медленном темпе).

Упражнение 2. “Прыжки на месте с перескоками” – модель жидкости.

Представьте, что вы молекулы жидкости (учащиеся прыгают, перескакивая с места на место). Тело нагревается (быстрый темп), тело охлаждается (медленный темп).

На основе знаний о молекулярном строении попробуем объяснить основные свойства вещества в разных агрегатных состояниях?

Почему газы не сохраняют объем и легко сжимаются? ( Расстояние между молекулами велико, силы притяжения слабые, поэтому молекулы легко удаляются друг от друга и так же легко сближаются. Когда расстояние между молекулами газа уменьшится на столько, что начинают резко возрастать силы отталкивания – сжатие прекращается)

Почему газы не имеют формы и заполняют весь предоставленный объем? (Причина в свободном движении молекул и слабо их притяжении)

Почему жидкости сохраняют объем? (Взаимодействие между молекулами велико, следовательно они не способны “отрываться” друг от друга)

Почему жидкости не имеют своей формы и текучи? ( Молекулы жидкости подвижны, они способны перескакивать с места на место несколько миллиардов раз в секунду. В случае, если на жидкость подействует какая-нибудь внешняя сила, например, притяжение к Земле, перескоки частиц будут происходить, в основном, в направлении ее действия (то есть вниз). Это приведет к тому, что жидкость примет форму вытягивающейся капли или льющейся струи. Следовательно, текучесть и отсутствие собственной формы жидкостей объясняется частыми перескоками их частиц из одного устойчивого положения в другое)

Чем объясняется не сжимаемость жидкостей? (Расстояние между молекулами достаточно мало. При сближении силы отталкивания резко возрастают, не позволяя молекулам сближаться)

Почему твердые тела сохраняют свою форму? (Причина кроется в характере движения молекул. Они ведут “оседлый образ жизни”, совершая колебательные движения около положения равновесия и свободно перемещаться не могут)

Почему твердые тела сохраняют свой объём? ( Взаимодействие между молекулами твердого тела огромное, поэтому они не могут отрываться друг от друга)

Чем объясняется не сжимаемость твердых тел? (Расстояние между молекулами мало (соизмеримо с размерами молекул). При сближении силы отталкивания резко возрастают, не позволяя молекулам сближаться)

5. Проверка и закрепление изученного материала. Решение качественных задач (устно).

1. Можно ли заполнить газом сосуд на половину его объема? Почему?

2. Могут ли быть в жидком состоянии при комнатной температуре: кислород, азот?

3. Могут ли быть в газообразном состоянии при комнатной температуре: ртуть, железо?

4. В зимний морозный день над полыньей в реке образовался туман. Какое это состояние вещества?

5. В комнате, где находится нафталин, всегда чувствуется его запах. Объясните, в каком состоянии пребывает нафталин?

6. Контроль знаний. Работа с тестом (5 минут).

Тест «Как мы знаем свойства?»

В каком состоянии вещество сохраняет определенный объем?

а) в твердом, б) в жидком, в) в газообразном, г) в твердом и жидком.

2. В каком состоянии вещество обладает собственной формой?

а) в твердом, б) в жидком, в) в газообразном, г) в твердом и жидком.

3. В каком состоянии вещество сохраняет определенный объем и не имеет собственной формы?

а) в твердом, б) в жидком, в) в газообразном, г) в твердом и жидком.

4. В каком состоянии веществу труднее придать нужную форму?

а) в твердом, б) в жидком, в) в газообразном, г) в твердом и жидком.

5. Промежутки между молекулами больше у…

а) льда б) водяного пара

6. Притяжение между молекулами меньше у…

а) воды б) водяного пара

7. Газы отличаются от твердых тел тем, что у них…

а) промежутки между молекулами больше…

б) промежутки между молекулами меньше…

в) …и молекулярное притяжение больше.

г) …и молекулярное притяжение меньше.

8. Скорости движения молекул меньше у…

а) твердых тел б) газов.

9. Твердые тела обладают свойством:

а) занимать весь предоставленный объем

б) сохранять свою форму в) легко сжиматься

10. Чтобы вещество перешло из твердого состояния в жидкое, его нужно:

а) расколоть б) охладить в) расплавить.

Осуществляется взаимопроверка и оценивание. Учитель дает ответы и критерии оценивания.

Ответы: 1.г; 2.а; 3.б: 4.а; 5.б; 6.б; 7.а,г; 8.а; 9.б; 10.в.

Оценки: 0-4 – «2»; 5-7 – «3»; 8-9 – «4»; 10 – «5»

7. Подведение итогов урока.

-Уважаемые коллеги, мы провели с вами некоторую исследовательскую работу по изучению свойств трех состояний вещества. Я благодарю всех за сотрудничество.

8. Рефлексия. Назовите два номера пословиц, подходящих вашему состоянию на конец урока, уходя.

1. Сделал дело, гуляй смело.

2. Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает.

3. Работа не волк, в лес не убежит.

4. Одна голова хорошо, а две лучше.

5. Что посеешь, то и пожнешь.

6. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто

6. Домашнее задание: §27, 28; вопросы к параграфам; сочинить сказку о путешествии молекулы воды, которой пришлось вместе с другими молекулами участвовать в различных агрегатных превращениях воды в природе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *