Чем объясняется описание иллюзий

Механизмы зрительных иллюзий

Вы будете перенаправлены на Автор24

Зрительные иллюзии (обман зрения) — это проявление систематических ошибок зрительного восприятия. Они включают также различного рода искусственные и создаваемые зрительные эффекты, виртуальные образы. В их основе лежит использование особенностей зрительных механизмов.

Особенности зрительных иллюзий

Понятие «иллюзия» имеет несколько значений. «Зрительные (оптические) иллюзии» представляют собой особенности зрительного восприятия, которые дают ложные представления о свойствах видимых объектов (например, их размер, цвет, форма, движение, удалённость и др.). Иллюзии обусловлены самыми разными причинами. Как правило, категории «оптические иллюзии» и «обман зрения» воспринимаются в качестве синонимов.

С точки зрения психофизиологии исследование оптических иллюзий происходит через особенности зрительного восприятия. Они связаны с переработкой информации нейронными сетями головного мозга. Иллюзии способны проявляться при рассмотрении естественных пейзажей. В этом случае силы природы создают диковинные явления. Примером тому является скала «Слон»

Интересным считается другой факт. Художники способны создавать различные рисунки, которые люди оценивают неоднозначно, воспринимая их с восторгом. Например, иллюзия «Цвет платья» несколько лет назад вызвала споры многих пользователей. Таким образом, для зрительных иллюзий характерны некоторые закономерности. Знания о них дают возможность придумать новые иллюзии, вызывая интерес людей.

В сети есть большое количество сайтов, которые посвящены различным видам иллюзий. На них приведены классификации и даются объяснения механизма восприятия иллюзий. Интересными являются две группы иллюзий – статические и динамические. Эта классификация основана на отсутствии/наличии восприятия движения в двумерных рисунках.

Готовые работы на аналогичную тему

Механизм и причины возникновения иллюзий зрения

Механизмы возникновения иллюзий зрения связаны с этапами формирования зрительного образа. Сначала в зрительной коре происходит возбуждение определённых колонок нейронов. Они реагируют на положение линии, включая длину и угол наклона.

Впоследствии информация сходится в «сверх-колонки», объединяющие сигналы и формирующие на этой основе полученную информацию в более сложные фигуры. В это же время выделяется наиболее значимая информация (выделяется фон и сама фигура). В конечном счете, формируется окончательное восприятие предмета. Подобное восприятие можно идентифицировать в системах «Что это?», «Где это?». Они состоят из нейронов, расположенных не только в затылочной (зрительной) коре, но и в прочих областях мозга.

Идентификация осуществляется на основе жизненного опыта и закономерностей, с которыми зритель встречался в своей жизни. Чаще всего именно они помогали человеку точно и правильно ориентироваться в окружающей среде. Сличение поступивших сведений с теми, которые сохранились в памяти, способствует созданию уже образа объекта для соотнесения его с окружающими деталями.

В перечисленных нейронных событиях, происходящих в соответствующих отделах мозга, возможны сбои. Они и становятся причинами иллюзий, предопределяя их механизм возникновения. Например, рассматривая всем известную картинку «Моя жена и моя тёща», человек начинает переключать внимание с одних деталей на другие. Это ведет к активации различных групп нейронов. По этой причине некоторые люди отвечают, что на рисунке изображена девушка, а некоторые говорят, что старушка.

Классификация механизмов возникновения иллюзии

В основе классификации по гипотетическим механизмам возникновения иллюзии лежит их разделение по механизмам, которые предопределяют возникновение иллюзорного эффекта. Предполагается, что выделяется ограниченное количество гипотетических механизмов работы зрительной системы, которые принимают участие в возникновении зрительных иллюзий. В этом случае все иллюзии, объясняющиеся действием одинакового механизма, соединяются в один класс.

Существует классификация механизмов восходящих и нисходящих потоков переработки информации. Она делит все иллюзии на группы:

Процессы формирования данных потоков различаются. Так, нисходящие потоки реализуются под влиянием образов памяти, созданных в прошлом. Восходящие потоки предопределены актуальными сенсорными сигналами, которые созданы в настоящем. Последние потоки требуются для использования накопленного прошлого опыта с целью быстрой организации соответствующего поведения.

Одна из функций нисходящих потоков представлена необходимостью «заполнения» пропущенных сенсорных данных или когнитивным решением при многозначности этих данных. Восходящие потоки способны нести сведения о реальном настоящем. Они требуются ля того, чтобы образы из прошлого не смогли оказать очень большого влияния на актуальное восприятие.

При нарушении соотношения между восходящим и нисходящим потоком могут проявляться эйдетические образы. Они возникают под влиянием воспоминаний, а переживаются в качестве реально существующих объектов. Потребность в синтезе данных потоков при формировании зрительного образа признали все теоретические направления. Тем не менее, решение проблемы предопределяющего вклада каждого потока происходит в конкретной теории по-своему.

Более детальной считается классификация, в основе которой лежат механизмы, приводящие к возникновению иллюзий. Ее предложил С. Корен (1978). Для восходящих процессов он выделил несколько типов механизмов, которые связаны с работой оптики глаза, работой сетчатки и первичной зрительной коры. Они включают:

Особенности работы оптики глаз ведут к размытию изображения на сетчатке. Это способствует возникновению иллюзорных эффектов. Суть работы ганглиозных клеток сетчатки ведет к усилению контрастов по яркости. Этот процесс объясняет появление феноменальных яркостных полосок (например, иллюзия «полосы Маха»).

Источник

Иллюзии зрения или оптические иллюзии

Иллюзии зрения или оптические иллюзии. Видеть то, чего не может быть…

Что такое иллюзии зрения?

Чем объясняется описание иллюзий. Смотреть фото Чем объясняется описание иллюзий. Смотреть картинку Чем объясняется описание иллюзий. Картинка про Чем объясняется описание иллюзий. Фото Чем объясняется описание иллюзий

Иллюзии зрения или оптические иллюзии — это несоответствие между фактическим зрительным восприятием и ожидаемыми свойствами предмета — когда мы видим то, чего в действительности не может быть.

Загадку улыбки знаменитой Джоконды Леонардо да Винчи тоже можно объяснить оптической иллюзией. Дина Голден, специалист по человеческой мимике утверждает, что то появляющуюся, то исчезающую улыбку Джоконды можно объяснить тем фактом, что художник запечатлел улыбку Моны Лизы в момент ее зарождения. Мимический момент неучтойчив и поэтому человеческий мозг пытается интуитивно довершить это действие.

Обман зрения или оптические иллюзии можно разделить на физиологические и физические. Физиологические иллюзии связаны с работой органов чувств — иллюзии возникновения цвета или движения, отсутствующие в реальной действительности. Физические связаны с объективными законами физики — мираж, радуга, северное сияние, преломление соломинки в стакане воды. Кроме двух основных групп можно еще выделить:

Глаза

Глаза представляют собой орган зрения, благодаря которому мы можем видеть. Мы можем контролировать глаза, например, закрыв их, в отличие от других органов восприятия — ушей и носа.

Глаза фиксируют предметы и передают информацию о них в мозг через зрительный нерв. Есть два интересных факта:

Иллюзии зрения или оптические иллюзии. Классификация.

Визуальные галлюцинации

К визуальным галлюцинациям относятся: появление ореолов вокруг объектов, визуальное перемещение, образование штрихов света, длительные неясные остаточные изображения, вспышки яркого света, визуальный снег и еще целый список симптомов, при обнаружении которых следует обратиться к врачу.

Физиологические иллюзии

Физиологические иллюзии обмана зрения связаны с работой органов чувств (иллюзии возникновения цвета, блеска или движения, которых нет в реальной действительности. К физиологическим иллюзиям так же относятся изображения, которые остаются на сетчатке глаза после того как мы смотрим на яркий свет (лампочка или свеча, например).

Чем объясняется описание иллюзий. Смотреть фото Чем объясняется описание иллюзий. Смотреть картинку Чем объясняется описание иллюзий. Картинка про Чем объясняется описание иллюзий. Фото Чем объясняется описание иллюзий

Иллюзия Германа

На пересечениях белых полос видны маленькие серые пятна, хотя на самом деле, пятен нет. Эта иллюзия была открыта Людимаром Германом в 1870 году. Иллюзию Германа можно объяснить тем, что светотеневые рецепторы глаза конкурируют и подавляют друг друга. Поэтому при скольжении глаза от темного к светлому участку мы и видим серые пятна.

Чем объясняется описание иллюзий. Смотреть фото Чем объясняется описание иллюзий. Смотреть картинку Чем объясняется описание иллюзий. Картинка про Чем объясняется описание иллюзий. Фото Чем объясняется описание иллюзий

Слепое пятно. Кота нарисовал Альбер Дюбуа

Иллюзии зрения. Слепое пятно

Закройте правый глаз и посмотрите на нарисованного кота с расстояния 20-30 см. Переведите взгляд на нос кота и медленно двигайте рисунок (придется предварительно распечатать) вперед-назад до тех, пока муха не исчезнет. Исчезновение мухи объясняется объясняется слепым пятном на сетчатке глаза. Слепое пятно — это область не чувствительная к свету в месте где рецепторы идущие от нервных волокон собираются в зрительный нерв.

Чем объясняется описание иллюзий. Смотреть фото Чем объясняется описание иллюзий. Смотреть картинку Чем объясняется описание иллюзий. Картинка про Чем объясняется описание иллюзий. Фото Чем объясняется описание иллюзий

Бинокулярное соперничество

Посмотрите на представленную красно-зеленую сетку. Через некоторое время вы будете видеть вместо сетки только зеленые полосы, а затем — только красные. Этот феномен открыл Б. Бриз в 1899 году. Объясняется иллюзия обмана зрения, открытая Б. Бризом тем, что при наличие двух стимулов (в нашем случае это зеленый и красный цвета), один из них начинает доминировать, а другой подавляется.

Чем объясняется описание иллюзий. Смотреть фото Чем объясняется описание иллюзий. Смотреть картинку Чем объясняется описание иллюзий. Картинка про Чем объясняется описание иллюзий. Фото Чем объясняется описание иллюзий

Иллюзия кафе wall

На первый взгляд кажется, что красные линии между прямоугольниками наклонены и изогнуты, хотя на самом деле они параллельны. Иллюзию обнаружил Р. Грегори в Бристоле в кафе Wall. Иллюзии обмана зрения кафе wall заключается в том, что параллельные линии, пересеченные множеством коротких диагональных отрезков, кажутся расходящимися.

Чем объясняется описание иллюзий. Смотреть фото Чем объясняется описание иллюзий. Смотреть картинку Чем объясняется описание иллюзий. Картинка про Чем объясняется описание иллюзий. Фото Чем объясняется описание иллюзий

Иллюзии зрения или оптические иллюзии. Соперничество сетчатки

Прикоснитесь кончиком носа к белому треугольнику, одновременно глядя на цветные круги. Два круга сольются в один. Будет казаться, что цвета перемешались, хотя на самом деле вы поочередно воспринимаете то один, то другой цвет. Такие иллюзии обмана зрения возникают вследствие соперничества клетчатки — поочередное восприятие каждым глазом различных раздражителей.

Для того, чтобы эксперимент был успешным, размер всего изображения должен быть примерно 10х10 см.

Чем объясняется описание иллюзий. Смотреть фото Чем объясняется описание иллюзий. Смотреть картинку Чем объясняется описание иллюзий. Картинка про Чем объясняется описание иллюзий. Фото Чем объясняется описание иллюзий

Иллюзии зрения или оптические иллюзии: движение, вращение, мерцание, сияние

На пересечениях белых полос видны маленькие серые пятна, хотя на самом деле, пятен нет. Эта иллюзия была открыта Людимаром Германом в 1870 году. Иллюзию Германа можно объяснить тем, что светотеневые рецепторы глаза конкурируют и подавляют друг друга. Поэтому при скольжении глаза от темного к светлому участку мы и видим серые пятна.

Источник

Чем объясняются описанные иллюзии?

А. Иногда у водителей автомобилей и летчиков возникают иллюзии: быстро приближающийся предмет кажется им разбухающим.

Б. Известно, что в кино при восприятии голоса артиста на экране возникает своеобразная иллюзия. Голос кажется перемещающимся вместе с артистом и исходящим из его уст, несмотря на то, что звук остается всегда в одной точке, часто значительно смещенной относительно зрительного изображения на экране.

Задача №5.

Выберите номер ответа, содержащий все существенные отличительные признаки восприятия (номера ответов смотрите в конце задачи).

A. Субъективное отражение внешнего мира.

Б. Отражение отдельных свойств, относимых к определенному предмету.

B. Первоначальный источник всех знаний об окружающем мире.

Г. Результат совместной деятельности ряда анализаторов.

Д. Целостное отражение совокупности свойств, принадлежащих предметам явлениям окружающего мира.

Е. Составной элемент, из которого складываются все предметы и явления окружающего мира.

Ж. Искаженное отражение окружающего мира.

3. Отражение отдельных свойств, не относимых к какому-либо предмету.

И.Отражение законов природы и общества ‑ отнесение конкретного предмета к определенной категории предметов.

Ответы: 1— А,Б,В,Е; 2 ‑ Г,Ж,3,И; 3 ‑ А,Б,Д,И; 4 ‑ Б,Г,Д,К; 5 ‑ В,Д,Ж,И.

´ Задания для самопроверки

Тест (верно, неверно).

1. У всех животных и у человека способность рецепторов улавливать сигналы ограничена.

2. Наше восприятие окружающего частично зависит от нашей культуры и опыта.

3. При истолковании элементов восприятия наш мозг выбирает самый сложный вариант.

4. Наше восприятие предметов все время изменяется в соответствии с их расстоянием от глаз и с углом, под которым мы их видим.

5. Порог ощущений гораздо менее постоянен, чем физиологический порог.

6. Экстрасенсорное восприятие пока еще не рассматривается как законный предмет научного исследования.

Словарь основных терминов:

Абсолютный порог ‑ минимальная интенсивность физического стимула, необходимая для возникновения ощущения.

Автокинетическое движение ‑ иллюзия движения, создаваемая, например, неподвижной световой точкой в темной комнате. Эффект усиливается при отсутствии зрительного фона.

Адаптация‑ приспособление к внешним условиям.

Аккомодация ‑ механизм, меняющий кривизну хрусталика, благодаря чему поддерживается четкое изображение предмета на сетчатке даже при постоянном изменении расстояния между глазом и объектом.

Апперцепция‑ зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и общей направленности личности.

Аудиовизуальное восприятие ‑ одновременное восприятие слухом и зрением.

Белый шум ‑ сложная смесь звуковых волн всех частот, аналогичная белому свету.

Бинауральные признаки ‑ особенности стимулов, действующих на оба уха, обеспечивающие возможность локализации звука. Одинаковые звуковые волны, исходящие из одного источника, приобретают разные свойства, достигая правого и левого уха. Главными бинауральными признаками являются различия звуковых волн по фазе и интенсивности.

Бинокулярное зрение ‑ видение одного и того же объекта обоими глазами: обеспечивает восприятие глубины, удаленности и объемности предметов.

Вестибулярный аппарат ‑ анализатор, позволяющий оценивать положение в пространстве и изменения направления движения.

Вестибулярные ощущения ‑ ощущения движения и равновесия. Вызываются движением жидкости в полукружных каналах внутреннего уха.

Внимание ‑ фокусирование восприятия, характеризующееся ясным осознанием ограниченной части перцептивного поля.

Дифференциальный порог ‑ минимальная разница между двумя стимулами, которая может быть воспринята.

Дополнительные цвета ‑ цвета, расположенные на противоположных концах диаметра цветового круга, например, красный и зеленый, желтый и голубой. При смешении в равных пропорциях дают серый ахроматический цвет.

Закон Вебера ‑ принцип, согласно которому отношение минимальной воспринимаемой разницы между интенсивностью двух стимулов к абсолютном уровню интенсивности стимула является константной. Константа различается для каждого типа стимулов. Закон не распространяется на крайние значения интенсивности стимулов.

Закон Эммерта ‑ прямая пропорциональная зависимость размера последовательного образа от расстояния между глазом и поверхностью, на которую проецируется этот образ. Последовательный образ, спроецированный на стену в 10 раз более удаленную, чем стимул, кажется в 10 раз больше его.

Замыкание‑ тенденция воспринимать определенные фигуры скорее законченными, замкнутыми, чем незаконченными. Например, круг с небольшим пробелом воспринимается как целая замкнутая фигура.

Избирательность ‑ качество восприятия, определяемое направленностью или опытом личности.

Иллюзии восприятия ‑ искаженное отражение реальности, носящее устойчивый характер.

Индуцированное движение ‑ кажущееся движение неподвижного объекта, вызываемое движением других объектов, окружающих его. Например, движение луны, индуцируемое движением облаков.

Интереорецепторы‑ рецепторы, расположенные на внутренних органах.

Кажущееся движение ‑ иллюзорное движение от одного стимула к другому как функция временного промежутка между стимулами. Примером являются движущиеся картинки. Это явление известно как «стробоскопический эффект» или «фи-феномен».

Кинестетические ощущения ‑ ощущения, возникающие от движений тела и мышечного напряжения; вызываются механическими воздействиями на рецепторы в мышцах, сухожилиях и связках.

Конвергенция ‑ сведение зрительных осей на фиксируемый объект, чем ближе объект, тем больше угол конвергенции. Становиться неэффективной на расстоянии 15-18 м, когда зрительные оси почти параллельны.

Константность восприятия ‑ тенденция воспринимать объект устойчивым и неизменным, несмотря на разнообразие условий восприятия.

§ Громкости‑ восприятие действительной громкости звукового источника независимо от его расстояния. Зависит от отношения между амплитудой звуковой волны и кажущейся удаленностью звукового источника.

§ Размера ‑ тенденция воспринимать размер объекта постоянным, не зависимо от расстояния до него. Зависит от отношения между сетчаточным изображением и кажущейся удаленностью объекта.

§ Формы ‑ тенденция правильно воспринимать форму, даже если объект повернут так, что его сетчаточное изображение отличается от действительной формы. Зависит от отношения между сетчаточным изображением и видимой плоскостью объекта.

§ Яркости‑ тенденция воспринимать яркость объекта постоянной, несмотря набольшие изменения в освещенности. Зависит главным образом от постоянного соотношения интенсивности света, отражаемого от объекта, и от его окружающей среды.

Контраст‑ явление, при котором воспринимаемое различие значительно больше, чем его физическая основа.

Контур ‑ линия, отделяющая часть перцептивного поля от соседней с ней части. Тем не менее, контур и фигура не идентичны. Один и тот же физический контур выглядит совершенно по-разному в двух разных фигурах.

Модальность ‑ качественная характеристика ощущений и восприятий, указывающая на их принадлежность определенным органам чувств.

Монокулярные признаки удаленности ‑ признаки, обеспечивающие впечатление глубины при монокулярном зрении. Включают: перекрытие, относительный размер, относительную высоту, относительную яркость, линейную перспективу, соотношение света и тени, аккомодацию.

Обращающиеся фигуры ‑ фигуры, вызывающие «спонтанные» колебания между двумя и более альтернативными перцептивными организациями. Классическим примером является куб Неккера.

Объем восприятия ‑ максимальное количество объектов или предметов, которые могут быть восприняты в течение короткой экспозиции, не допускающей движений глаз или пересчета предметов. Объем восприятия увеличивается группировкой.

Ориентировочная реакция ‑ сложная реакция организма на новизну ситуации. Проявляется в повышенной чувствительности анализаторов и мобилизации энергетических ресурсов организма.

Острота зрения ‑ способность зрительно различать мельчайшие детали объектов.

Относительное движение объектов (Двигательный параллакс) ‑ видимое перемещение более близких объектов вправо и более удаленных влево, если голова движется влево (и наоборот).

Парадоксальный холод ‑ ощущение холода, появляющееся при воздействии очень горячего раздражителя на холодовые точки кожи.

Перекрытие‑ монокулярный признак удаленности, заключающийся в том, что один объект частично перекрывает другой, при этом второй объект кажется более удаленным.

Предметность восприятия ‑ отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к объектам этого мира.

Проприоцептпвные ощущения ‑ ощущения, сигнализирующие о положении различных частей тела и их движении.

Психофизика ‑ исследование взаимоотношений между свойствами сенсорного опыта и характеристиками физических стимулов, его вызывающих.

Психофизические методы ‑ методы, используемые для определения абсолютного и дифференциального порогов. Например, метод констант, метод границ и т.п.

Разностный порог ‑ наименьшее различие между раздражителями, когда они еще ощущаются как различные: выражается в отношении прибавки интенсивности раздражителя к прежней его величине.

Рецепторы ‑ специализированные нервные окончания, преобразующие раздражения в нервное возбуждение.

Рецептивное поле ‑ для каждого нейрона в проводящей системе или в сенсорной зоне коры существуют рецепторная поверхность (например, сетчатки), стимуляция которой вызывает активность клетки.

Сенсибилизация ‑ повышение чувствительности анализатора под влиянием внутренних факторов.

Сетчаточная диспарантность ‑ различие сетчаточных образов в обоих глазах при восприятии удаленного объекта. Создается набольшим различием углов, под которым каждый глаз видит объект.

Синестезия‑ взаимодействие ощущений разных модальностей (слух и зрение и т.д.).

Система отсчета ‑ система, по отношению к которой оцениваются отдельные перцептивные свойства. Например, воспринимаемые углы объекта частично определяются углами окружающих стен. Этот эффект может быть рассмотрен как частичный случай «части и целого».

Соместетические ощущения ‑ ощущения от внешних кожных рецепторов и внутренних рецепторов тела.

Соместетический‑ относящийся к соме или к телу. К соместетическим относят кожные и кинестетические ощущения. Под соместетическими нервами имеются в виду волокна, передающие в мозг нервные импульсы от кожи, суставов и мышц. Соместетическими зонами являются зоны коры, принимающие импульсы от соместетических органов чувств. Они лежат непосредственно за центральной извилиной на поверхности мозга.

Соревнование сетчаток ‑ флуктуации зрительного поля при стимуляции обоих глаз различными цветами и фигурами.

Стереоскоп ‑ прибор, обеспечивающий впечатление глубины при восприятии плоских картин. Это впечатление достигается путем предъявления каждому глазу в отдельности слегка различающихся картин, соответствующих сетчаточным изображениям действительно трехмерного объекта.

Стимул‑ физическая энергия, возбуждающая рецептор и вызывающая ответ организма.

Стимульный градиент ‑ изменение интенсивности стимулов или их качества в перцептивном поле. Служит важным признаком удаленности.

Транспозиция ‑ узнавание структуры, основанное на сохранении отношений между элементами. Например, транспозиция мелодии в другую тональность.

Феноменология ‑ научное исследование непосредственного опыта, при котором субъект пытается дать подробное (и наивное) описание того, какими он видит вещи.

Фигура‑ часть перцептивного поля, которая выступает из фона.

Физиологический нуль ‑ величина переменная, так как является функцией как температуры среды, так и температуры тела. Стимул с температурой выше физиологического нуля вызывает ощущение тепла, ниже ‑ ощущение холода.

Фон ‑ часть перцептивного поля, которая служит задним планом для фигуры. Кажется менее структурированным, чем фигура, и меньше привлекающим внимание.

Химические ощущения ‑ вкусовые и обонятельные ощущения. Стимулируются химическими веществами и часто, взаимодействуя, образуют единый перцептивный опыт.

Хорошая фигура ‑ характеристика фигуры, обладающей такими качествами, как непрерывность, симметричность, замкнутость, целостность и т.д. Закон группировки, называемый «законом хорошей фигуры», предполагает, что перцептивная группировка элементов направлена в сторону создания хорошей фигуры.

Цвет:

Объема ‑ цвет, заполняющий пространство. Ни цветонепроницаемость, ни прозрачность ему не свойственны. Один из видов видимого цвета наряду с цветом «пленки» и цветом «поверхности».

Пленки – цвет, видимый через отверстие; плохо локализуется и кажется прозрачным.

Поверхности ‑ цвет, воспринимаемый как относительно непроницаемый и локализованный на поверхности объекта.

Целостность восприятия ‑ особенность восприятия, заключающаяся в отражении объектов в совокупности их свойств при непосредственном воздействии на органы чувств, она формируется в предметной деятельности человека.

Экстероцеитивные ощущения ‑ сигнализируют о различных характеристиках внешнего мира.

Эффект последействия фигуры ‑ искаженное восприятие, возникающее на короткое время. Когда после продолжительного действия одной фигуры на ту же самую область рецепторов действует другая фигура. Некоторые эксперименты показывают, что это явление связано с «насыщением».

Тема 4. Память

(форма проведения – семинар)

План:

1. Общее понятие о памяти и её значение в жизни человека.

3. Физиологические и психологические теории памяти.

4. Общая характеристика процессов памяти

б) сохранение и забывание;

& Рекомендуемые учебники:

И другие учебники по общей психологии.

&Список литературы

Основной:

4. Психология памяти: Хрестоматия по общей психологии / под. ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я. ‑ М., 2000.

Дополнительный:

4 Темы докладов и рефератов,(с указанием библиографического списка):

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *