Чем объясняется этническое разнообразие в северном причерноморье до и после великого переселения
Великое переселение народов: главная загадка истории
Великое переселение уничтожило античный мир, построив на его руинах Средневековье. Несмотря на множество версий, до сих пор не ясно, что стало главной причиной движения варваров, откуда пришли гунны, и кем были праславяне.
Содержание:
Причины движения готов
Великое переселение народов, вопреки всеобщему мнению, началось не с нашествия гуннов, а с движения готов, которые мигрировали с территории Центральной Швеции, что тогда именовалась «Готией» к побережью Черного моря во II-III веке нашей эры. В процессе миграции к ним присоединялись все новые и новые племена: гепиды, бораны, тайфалы, герулы, вандалы, скиры. Они оставляли на своем пути лишь разрушения, и стали первыми, кто захватил и разорил Рим под предводительством короля Алариха.
Римско-германские войны впервые поставили под сомнение дальнейшее существование империи. Прочно обосновавшись на среднедунайской низменности, которая отныне стала центром варварского мира, они регулярно отправлялись в новые военные походы против своего могущественного соседа. Одним из самых успешных завоевания, была стратегически важная провинция Дакия, между реками Дунай, Тиссой, Прутом и Карпатами, которая стала впоследствии одним из основных плацдармов для германских вторжений в Империю.
Но какова же была сама причина, породившая эту кровавую миграцию, длившуюся, де-факто, половину тысячелетия: от II до VII веков нашей эры.
На самом деле, среди историков до сих пор нет единого мнения на этот счет, поэтому принято выделять совокупность факторов.
Во-первых, согласно готскому историку Иордану, во втором веке готы, проживающие в Скандинавии, столкнулись с проблемой перенаселения. По преданию, готский король Филимер принял решение переселиться в другую область вместе с семьями: «Когда там выросло великое множество люда, а правил всего только пятый после Берига король Филимир, то он постановил, чтобы войско готов вместе с семьями двинулось оттуда. В поисках удобнейших областей и подходящих мест для поселения он пришел в земли Скифии, которые на их языке назывались Ойум».
Очевидно, что одно перенаселение не могло поднять столь мощную орду варваров, состоящую не только из готов, а из многих других племен. По мнению исследователей, немаловажную роль сыграло общее похолодание или «климатический пессимум раннего Средневековья», который как раз в те времена набирал обороты. Температура падала, а климат оставался чрезмерно влажным. Хуже того, увеличивались ледники – становилось меньше лесов, меньше дичи. Народу грозил голод, а детская смертность увеличилась.
Изменение погодных условий довольно часто является первопричиной важных исторических событий. А климатический пессимум раннего средневековья как раз сопровождал всю историю великого переселения, достигнув своего пика в 535—536 годах.
Ну и, разумеется, не стоит забывать про человеческий фактор. Накануне великого переселения, в хозяйственной жизни германцев и славян произошли существенные сдвиги. В результате усилилось расслоение общества. Из среднего класса выделилась верхушка, не задействованная в производительном труде. Это была племенная элита, которой для поддержания своего статуса нужна была добыча, на роль которой идеально подходила Римская империя.
Откуда пришли гунны?
Осенью 376 года, народы, заселившие территории от Среднедунайской равнины до побережья Черного моря, вошли в движение. По восточным провинциям Римской империи поползли тревожные слухи о неких диких и жестоких варварах, которые едят сырое мясо, и уничтожают все на своем пути. Вскоре к римлянам явились посланцы от их вчерашних врагов остготов и вестготов, с просьбой поселиться на территории империи.
Главной причиной этого беспокойства были гуннские полчища, ворвавшиеся в Европу. Кто они и откуда пришли на тот момент не знал никто. Один из римских историков Аммиан Марцеллин полагал, что они родом с Меотийского болота, то есть с Азовского моря. Современные исследователи ассоциируют их с народом хунну, населявшим степи к северу от Китая, с 220 года до нашей эры по II век нашей. Это были первые племена, кто создал в Центральной Азии обширную кочевую империю. Впоследствии, часть их дошла до Европы, смешавшись по дороге с тюркскими, восточно-сарматскими и угорскими племенами, что образовало новый гуннский этнос.
Их нашествие считают одним из главных факторов, положивших начало великому переселению, точнее, второй его волне. На долгий путь, который привел к столь катастрофическим последствиям, их очевидно сподвигло оскудение пастбищ, что является постоянной проблемой кочевников и причиной их перманентного передвижения. Это же было причиной их постоянных конфликтов с Китаем, в результате чего была построена великая китайская стена. Однако в I веке до нашей эры, Китай воспользовался ослаблением Хуннской державы из-за междоусобиц, и нанес им сокрушительное поражение, которое подвело итог многовековым конфликтам.
Хуннская держава рухнула, и ее разрозненные части разбрелись по Азии и Европе. Часть самых отчаянных или, по словам Гумилева – пассионарии, двинулись на Запад, где прошли через Казахстан в 50-х годах II века нашей эры и вышли к берегам Волги. После 360 года, возможно опять в связи с общим похолоданием, они перешли Волгу и продолжили свой путь на Запад, где разгромили аланов и остготов. Вот как описывал это Аммиан Марцеллин: «Гунны, пройдя через земли алан, которые граничат с грейтунгами и обыкновенно называются танаитами, произвели у них страшное истребление и опустошение, а с уцелевшими заключили союз и присоединили их к себе. При их содействии они смело прорвались внезапным нападением в обширные и плодородные земли Эрманариха — короля остроготов». Вслед за ними последовали готы, которые под натиском кочевников разделились на вестготов и остготов. Гунны прочно обосновались на территориях Северного Причерноморья, вплотную подойдя к римским границам.
Как формировались славяне
На сегодняшний день не существует ни одной общепринятой версии о происхождении славянского этноса. Зато нам известно, что славянское этническое пространство, которое впоследствии станет фундаментом для образования древнерусского государства, образовалось благодаря великому переселению.
Мы практически ничего не знаем о праславянах: кем они были, какой образ жизни вели, и где собственно жили. Античные источники молчат об этом периоде истории наших предков. Это может свидетельствовать о том, что до прихода гуннов и переселения, их территории располагались далеко от границ Римской империи и не входили в круг интересов ее политиков. Правда, иногда нам все-же встречаются редкие упоминания о племенах венедов, о которых вспоминал еще Геродот, а также в более поздних источниках, об антах (уже в поздних источниках VI-VII веков) и склавинах (общее название, использовавшееся византийскими авторами для описания славян), которых принято считать родоначальниками славянских племен.
По некоторым версиям, все возможные прародители славян изначально представляли собой «горючую смесь» из скифских кочевых племен и местных народов (в том числе и греческих). Их общеславянский язык, а также археологическая общность начинает складываться не раньше V века, вероятнее всего на территориях Империи Аттилы. Именно в ней на основе заимствований из различных культур, формируется общеславянский язык, позднее известный как староболгарский или старославянский (болгары известны как ближайшие родичи гуннов). То есть, находясь в составе империи Аттилы, праславяне испытали на себе огромное влияние как кочевых-азиатских, так и оседлых-европейских культур.
Впоследствии, новый этнос довершил последний этап Великого переселения народов (VI-VII вв.), расселившись в Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европе.
Славяне и начало Великого переселения народов
Ранние славяне и готы
Они прибыли в «Скифию», в область Ойум (Oium), земли, про которые «говорят, что та местность замкнута, окружена болотами и омутами». Возникает вопрос, а что такое эта Ойума? Одни исследователи считают, что если она расположена в «Скифии», то значит, это и есть степи Причерноморья. Другие считают, что «Скифия» — это, грубо говоря, вся Восточная Европа, а ее пограничная река, по Иордану, который опирался на античную традицию, — Вистула или Висла. Откуда и начался поход готов. Готы попадают в район на границе «Скифии» — на реке Вистуле или Висле. «Скифия» — не степи Причерноморья, а обозначение Восточной Европы. Они попадают на территорию, ограниченную рекой Вистулой и «болотами и омутами», что соответствует району Польского Поморья: на севере расположены Наревские болота, на востоке — Пинские (Беларусь), на западе — Любельщина (Польша). Готская Aujom (Oium) — это земля, окруженная водой, водяная местность.
Иордан пишет, что готы здесь сразились и победили некий народ спали [spali], но на этой территории, по данным археологии, обитали именно ранние славяне. Слово «спали» устойчиво связывают с «исполином». А Прокопий Кесарийский писал, что изначально славяне назывались «спорами», объясняя это тем, что они сильно рассеяны по земле. Исследователи труда Иордана предполагают, что речь идёт об одном и том же народе — славянах.
Интересно, что литовцы называли своих южных соседей (белорусов) гутами (gudas) или… готами. Понять это наименование возможно, если учесть тот факт, что предками исторической литвы были южные соседи, находившиеся под главенством готов, которые покорили территорию Мазовии, Подлясья (район современного города Белосток) и Волыни. Это произошло во второй половине II века н. э.
Готы захватили земли на Висле, что привело к оттоку части местного населения на юг. Следует отметить, что эта территория (пшеворская археологическая культура) была населена славянами при наличии и германского элемента.
Сами же готы не задержались здесь, а небольшими вначале группами также двинулись на юг, увлекая в своё движение другие племена, находящиеся на их пути.
По данным археологии, эта миграция выглядела следующим образом. Вестготы были в составе первой волны, они заняли на юге территорию по правому течению Днестра (Трул) — земли гетов-даков, в конце II в., отсюда, возможно, и история Иордана получила названия «История гетов». Уже в начале III века воинственные готы появляются в Нижнем Подунавье, а в 242 г. они уже воют на стороне римлян против сасанидского Ирана.
Остроготы шли за ними. Часть присоединилась к вестготам, а другие расселились на пути следования, большие массы оказались на нижнем течении Днепра, вероятно, вплоть до Азовского моря.
Черняховская археологическая культура
Кто участвовал в формировании этой культуры?
По данному вопросу есть разные, иногда диаметрально противоположные, мнения.
Во-первых, это теория, предполагающая, что эта культура принадлежит обитавшим здесь предкам славян.
Во-вторых, ряд исследователей указывают на ключевую роль германского элемента.
Первая упирается в проблему предшествующей, в районе Среднего Приднепровья, Посемье, Припяти — зарубинецкой культуры. Опять же, одни историки считают её раннеславянской, близкой пшеворской культуре, другие связывают её с балтами. Есть мнение, что носители этой культуры в языковом плане занимали промежуточное положение между славянами и западными балтами.
С другой стороны, невзирая на этническую принадлежность, одни считают, что она стала составной частью формирующейся Черняховской культуры, другие указывают на временной лаг в сто лет между исчезновением носителей первой и появлением носителей второй культуры.
Южный ареал степей и лесостепей занимали сарматские и позднескифские племена.
Другие исследователи считают, что черняховская культура формируется на базе сарматского субстракта, посредством его ассимиляции славянами, при участии в формировании этой культуры балтов и германцев.
Продвижение в этот район славян (пшеворская культура) вместе или одновременно с германскими племенами (вельбарская культура) создали предпосылки для формирования её.
Многие исследователи не видят генетической связи между черняховской культурой и генезисом восточных славян.
Для интересующихся деталями этой проблемы я рекомендую приведённую в конец статьи литературу.
Ареал этой культуры огромный, в различных частях преобладали разные этнические элементы, но говорить о полном преобладании германского элемента в этом процессе на всей территории не приходится. Впрочем, следует отметить, что данный вопрос из-за специфики источников (данных археологии) остаётся открытым. Если верить дошедшим до нас письменным источникам, то племена германцев, славян и сарматов, проживали отдельно и компактно. О чём ниже.
Таким образом, в формировании черняховской культуры участвовали сарматы, славяне, германцы, балты и, на периферии, даже фракийцы.
Продвигающиеся сюда массы германцев и славян ассимилируют автохтонное население. О движении сюда готов пишет Иордан. Особенно интенсивно происходит процесс этот в среднем и нижнем Приднепровье, где пришельцами поглощаются некогда воинственные кочевые сармато-иранские группы.
В свое время появление всадников сарматов в Восточной Европе и на границах Рима произвело существенные изменения в военном деле империи. Были созданы подразделения всадников копьеносцев в чешуйчатых доспехах. Всадники стали использовать двуручные копья (контас), мечи с кольцом, петлю для портупеи на ножнах меча, в армии появился составной шлем, который станет господствующим в Европе на протяжении, как минимум, шести веков. От сарматов римское войско получило знамя-дракон. Очевидно, что оказали они влияние и на военное дело оседлого лесного населения юга-востока Восточной Европы.
Сарматы обитали на этой территории в лесостепной части Восточной Европы с I–II века. Каковы же причины ассимиляции?
Сарматы находились в процессе оседания на землю, хотя военные кочевые навыки сохраняются, скорее всего, сарматское и позднескифское население было немногочисленным, по сравнению со славянами, о чём писал Иордан:
Археологи и филологи подчеркивают, что поглощение славянами иранского компонента происходит только в рамках Черняховской археологической культуры. Исследователи отмечают, что именно в этот период происходит интенсивные контакты славянского населения с носителями иранского компонента (сарматами и аланами), но контакты с сарматами, о которых упоминал Тацит, начались ранее.
В это же время появился этноним „хорват“, сравнимый с „сармат“. Это слово традиционно возводится к иранской лексеме хыrvаtъ со значением „стеречь“, „страж скота“. Слово „серб“, „север“ некоторые исследователи относят к иранскому заимствованию, так же и термин „русь“, который соотносится с понятиями: светлый (осетинский), сияние (персидский).
В эту эпоху были заимствованы божества из пантерона восточных славян Хорс и Симаргл, а также украинский Вий, который восходит к иранскому богу войны, ветра, мести и смерти.
Славяне узнают слова „власть, дань“. Они знакомятся с тактикой и вооружением степных воинов, „системой управления“ кочевых племён, что способствовало накоплению военных навыков славянскими племенами и родами.
Параллельно с развитием черняховской археологической культуры идёт отдельный процесс формирования славянской общности на её южной границе (от среднего течения Днепра, в междуречье Днепра и Днестра).
Итак, черняховская культура была единой (условно единой) в материальном плане, но принадлежала носителям разных языковых групп.
«Государство» Германариха
Готы (остготы), поселившиеся на землях по среднему и нижнему течению Днепра, на его правом берегу, жили отдельными племенами и не пытались объединиться. Но в это время на востоке появилась новая угроза. Несмотря на то, что древние историки рассказывают о внезапном вторжении кочевников на территорию Восточной Европы, совершено очевидно, что этому нападению предшествовали сообщения от бежавших от гуннов аланов и прочих ираноговорящих этносов. Именно под воздействием этих внешних факторов начался процесс объединения племен этого региона готским королем Германарихом или Эрманарихом.
Иордан, автор VI века, с целью восхваления королевского готского рода Амалов, к которому и принадлежал Германарих, „расширил“ количество покорённых им племён, возможно, на основании какого-нибудь римского „Дорожника“. Возможно, перечисленные народы и племена входили в сферу влияния готов на разных этапах их продвижения с севера на юг, но говорить о „государстве Германариха“ от Балтики до Чёрного моря и от Карпат до Азовского моря совершенно не приходится.
Германарих, разгромив племенной союз своих серьёзных конкурентов эрулов или герулов, которые, по данным Иордана, обитали у Азовского моря (Меотиды), начал борьбу со славянами. Как пишет наш источник:
Борьба эта была связана с формированием у славян первого политического объединения, вошедшего в историю как „государство антов“. Иордан пишет о том, что Германарих начал войну против венедов. Итак, они были разбиты и вошли в „союз“ Германариха. [„Getica“ 119].
Интересно, что, с одной стороны, мы видим единую археологическую черняховскую культуру, объединяющую всех обитателей раннего государственного образования готов, с другой стороны, наличие разноэтнических компонентов свидетельствует о крайней неустойчивости его в военном отношении.
Объединение это, как можно предположить, шло достаточно напряжённо. В ходе него и произошёл эпизод, когда Германарих казнил свою жену Сунильду. из племени Росомонов, в отместку, её братья тяжело ранили короля. [„Getica“ 129]. Росомоны — племя, о котором можно говорить лишь гипотетически, ни каких надежных известий о нём нет. Возможно, оно было непосредственным членом „государства Германариха“.
В таких непростых для готского племенного союза условиях гунны начали вторжение на территорию „государства Германариха“.
Остготы, скорее всего, не поддержанные другими племенами и объединениями из „государства Германариха“, были разбиты. В подчинение гуннам попали все племена, включая славян, обитавшие в этой части Восточной Европы. Население черняховской культуры было подвергнуто разгрому. Вот что пишет Аммиан Марцеллин:
Славяне: первый племенной союз
Когда основная масса гуннов двинулась на территорию средней и западной Европы, вовлекая в этот поток и местное население, вероятно, их власть в лесостепях Восточной Европы несколько ослабла, этим решили воспользоваться остготы под предводительском Витимира (Аммиан Марцеллин) или Винитария (Иордан) из рода Амала [Vinithario tamen Amalo]. Эти события происходят в конце IV в. или самом начале V в.
Оставаясь в подчинении гуннов, он решил восстановить власть готов над славянами, именуемыми антами, а возможно, и вернуть гегемонию готов в Причерноморье. Но на начальном этапе потерпел поражение.
Таким образом, славянские племена и группы начинают объединяться в единый племенной союз. Территория обитания антов в рассматриваемый период лесостепная территория от Днестра до Днепра, а массовая концентрация наблюдалась на правобережье Днепра.
Анты [греч. Ἅνται-, Antae] — этимология термина спорная, один из вариантов из др. индийского anta- конец, край, по аналогии с „Украиной“ — окраиной, возможно, наименование возникло в период контактов с сарматами. Существует мнение, что это самоназвание аланских или сарматско-скифских племён, отсюда, например, известное племя роксалланов. Называли ли себя таким именем славяне этих районов — большой вопрос, германцы продолжали именовать их венетами, о чем свидетельствует имя Винитарий.
Добившись победы, Винитарий распял короля антов Божа, его сыновей и семьдесят старейшин, „для устрашения, чтобы трупы распятых удвоили страх покорённых“ [„Getica“ 247].
Историки по-разному смотрят на эти события, описанные в легенде, очевидно, дошедшей до Иордана в виде устного сказания. Автор чётко указывал на войну готов с антами-венетами (славянами), поэтому вряд ли уместна гипотеза о столкновениях готов с антами-аланами.
Анты выступают здесь как союз племён, который находился под верховным покровительством вначале готов, а затем гуннов, постепенно набирающих силу. Более того, в легенде указано на систему власти славян, где есть старейшины и вождь союза, rех Бож.
Его имя берёт начало в славянской языковой среде, и связанно с термином „вождь“ (вож / бож).
В то время как само имя Винитария заставляет предположить, что это не имя собственное, хотя оно встречается и позднее, в Раннем Средневековье, а наименование победителя славян-венедов: Винитарий — готский язык- Vinithaharjis — победитель венетов, а имя его Витимир.
Попытка же Витимира или Винитария сбросить власть гуннов и вернуть себе гегемонию в Восточной Европе не увенчалась успехом. Аммиан Марцеллин писал, что он сражался с аланами, наняв против них какое-то гуннское племя. Но был убит в сражении на реке Эрак, предположительно Днепре, гунны вернули себе власть над всеми племенами Причерноморья, включая антов.
Идет непростая борьба различных племенных союзов за гегемонию в степях и лесостепях Восточной Европы.
Археологические источники показывают, что междуречье Днестра и Днепра продолжает заселяться славянами-антами, возникает и начинает формироваться новая пеньковская археологическая культура, значительно уступавшая черняховской.
Её носители охватывают не только вышеописанную территорию, но расширяют свой ареал на восток, вплоть до Поволжья, и на запад — до Дуная. Отличительной чертой этой культуры было ношение женщинами одной пальчатой фибулы, фибул, изготовляемых на местах и созданных под воздействием германских (готских) пальчатых фибул, но с характерными особенностями. Эти фибулы не были свойственны всему славянскому миру, а принадлежали лишь антам.
Начался период великого переселения или движения на юг славян.
Как проходило Великое переселение народов в Донбасс
Современные «историки» из Киева пользуются еще и тем, что большинство людей вообще не знают историю создания Донецкой и Луганской областей УССР, ставших именоваться Донбассом, хотя нюансов хватает. Попробуем в них разобраться.
Лоскутная область
Процесс этот был непростой. В двадцатых годах территориальное реформирование земель, входивших в юго-восточные губернии и области былой империи, проводили несколько раз.
Города и села то становились частью Донецко-Криворожской республики, то входили в округа на экономической основе с учетом традиционных исторических связей местностей, то входили в состав Донецкой губернии. Наконец, в 1932 году была создана большая Донецкая область, в которой Луганск, например, был только райцентром. Впрочем, такое положение дел длилось недолго — уже через шесть лет правительство СССР приняло решение об разукрупнении областей. Так на карте Донбасса появилось две области — Сталинская и Ворошиловградская. А вместо огромной Харьковской — Харьковская и Сумская. И так далее.
Таким образом, как видим, под единое и довольно-таки жесткое административное управление попали регионы с разным историческим прошлым, разнородным этническим составом и где-то даже с разными социальными укладами.
Мы вспомним, как все начиналось
Все руководители Донбасса любили говорить о том, что в крае мирно живут представители более чем ста национальностей и народов. И это истинная правда. Но другая правда состоит в том, что национальный состав Донецкой области время от времени менялся, оставляя постоянной величиной только преобладание великороссов и других русских народностей, то есть малороссов и белорусов. Кстати, именно так они и обозначены в первой Всероссийской переписи — русские.
Но за сто лет до переписи этой донецкие степи были практически пустынны, не говоря уже о более давних сроках. Гуляли по ним и татары с ногаями, и донцы, и запорожцы, и все, кого Бог пошлет.
Решающим стал восемнадцатый век.
С севера на юг, к Азову, который при Петре Великом стал русским аванпостом в Северном Причерноморье и Северном Кавказе, неумолимо двигалась линия русских сел и городов. Процесс начался еще в последней четверти шестнадцатого столетия, когда центром сторожевых слобод стал городок Бахмут, основанный в 1571 году. Дело пошло веселее, когда царское правительство разрешило селиться на землях, названных Слобожанщиной, малороссам, массово, селами да хуторами, бежавших от гнета польских панов в эпоху так называемой Руины — жуткого периода в жизни Южной Руси, последовавшего после Освободительной войны Богдана Хмельницкого.
Немного о братьях-славянах
После первого разгрома Крыма (1736) стало ясно, что плодороднейшие земли Новороссии пора заселять пахарями. Екатерина Великая уничтожила Крымское ханство и стала одаривать обширными земельными наделами дворян, отличившихся в войнах и на гражданской службе.
Начали появляться села в здешних местах. Это была первая крупная волна поселенцев, состоящих из крепостных, ввезенных в будущий Донбасс из Великороссии. В основном в данном случае мы говорим о севере Донецкой области Украины. Акунин и история Новороссии: умолчания, заблуждения и просто ложь
Если же говорить о Луганщине, где сельскохозяйственные районы севера были переданы из состава бывшей Харьковской губернии, то там в конце 18-го века, помимо крепостных людей, были и вольные. Это были борцы с османами с Балкан — по большей части сербы с хорватами. Один из городов той части Донбасса так и называется по сей день — Славяносербск.
Примечательно, что, даже вынырнув из турецкой неволи в российскую безопасность, два главных югославских народа начали немедленно грызться друг с другом, доводя дело до смертоубийства. По этой, видимо, причине южные славяне усидели на Донбасской земле недолго, частью рассеявшись по всей империи, частью растворившись в местной русской среде.
Приазовье в конце 18-го века было почти пустынным, за исключением разве что береговой полосы Азовского моря.
В Донбассе есть все. И греки тоже
За пять лет до окончательного завоевания и присоединения Крыма к России митрополит Игнатий вывел по призыву русского правительства 33 тысячи православных греков в район современного Мариуполя. Из Крыма вышли как румеи (носители средневекового эллинского диалекта, непонятного современным грекам), так и урумы — греки, перенявшие тюркское наречие (кыпчакский вариант — язык половцев) своих завоевателей.
В донецкие степи (которые к тому времени были, признаемся, еще не такими уж и донецкими, ибо и термина Донбасс — Донецкий бассейн еще не существовало) греки принесли названия своих крымских сел. Бугаз, Сартана, Ялта, Бешево, Урзуф — эти топонимы вы встретите и на Крымском полуострове. Да и Мариуполь практически тождествен Мариамполю — селу на окраине Бахчисарая, возле Свято-Успенского пещерного монастыря.
Вслед за крымскими греками в Донбасс перебрались понтийские греки из Малой Азии. Их потомки и по сей день живут в окрестностях села Анадоль (от второго названия большей части полуострова Малая Азия, который турки называют Анадолу).
От Мангуша до Старобешева, от Сартаны до Великоновоселовки — большая часть юга Донецкой области была заселена греками. Некоторые из них добивались больших успехов в жизни. Как, например, трактористка Паша Ангелина из Старобешева или главный конструктор двигателей танка Т-34 Константин Челпан из Чердаклы.
Сегодня греческое население Приазовья вымывается, почти не осталось чисто греческих сел, а «язык межнационального общения», ну, который русский, по всеукраинской переписи населения назвали родным 70 тысяч греков из 77. Смешно, но нашлись 4 тысячи потомков крымских переселенцев, назвавших родным украинский. Друг Путина везет греческий клуб с украинскими элементами на войну в Москву
А рядом с ними в первой четверти века девятнадцатого появились многочисленные малороссийские села. Полтавские, черниговские крестьяне осваивали непривычную природу степей для своих помещиков.
На севере нынешней Донецкой области села устраивались из крестьян преимущественно Подольской губернии вперемешку с курянами. Впоследствии они между собой все перемешались, но во времена советской власти там пытались найти компромисс между двумя ветвями русского народа.
Получалось иногда и вовсе коряво: в украинском селе устраивали десятилетку с русским языком обучения, в соседнем «русском» — украинскую восьмилетку.
Полтора века массовой русской экспансии в Донбасс
Но Донбасс знаменит, конечно, не селами и не сельским хозяйством, хотя оно у него всегда было отменным. Донбасс как место русской силы родился из геологического термина — Донецкий (вдоль реки Донец) каменноугольный бассейн. Уголь родил кокс и металл, потянул за собой все, что стало гордостью Донбасса. А началось все это полтора столетия назад. В истории края есть четыре совершенно судьбоносные даты, отталкиваясь от которых можно говорить о рождении именно того региона, который сегодня известен под именем Донбасс.
150 лет назад царское правительство утвердило договор на создание британско-российского акционерного «Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производства и общества железнодорожной ветки от Харьковско-Азовской линии», а 4 июля того же года королевскими нотариусами в Лондоне это общество было зарегистрировано и начало жить.
Год спустя с хвостиком акционеры общества отправили в Таганрог восемь пароходов, на борту которых находились доменная печь в разобранном виде и директор общества в компании с двумя с половиной сотнями рабочих и техников.
Им будет суждено построить город, названный в честь первого директора Юзовкой, потом Сталино и, наконец, Донецком. А в январе 1872 года первую удачную плавку чугуна произведет завод, который и по сей день стоит совсем рядом с центром столицы Донецкой Народной Республики.
Сотни тысяч русских рук для «сердца России»
На строительство металлургических заводов в Юзовке, Макеевке, Дружковке, Мариуполе, Краматорске и тысяч шахт по всему Большому Донбассу — от Лисичанска до Шахтерска и Угледара, от Павлограда до Ровеньков — устремились освобожденные от крепостной неволи русские мужики.
Историки не могут назвать точного числа тех пассионариев, которые, покинув родные поля, отправились становиться рабочим классом и создавать «сердце России». Но, по некоторым данным, за первые 50 лет индустрия края пропустила через себя не менее 2 миллионов рабочих рук.
Конечно, никто не вел статистики, но самыми активными, по источникам «устной истории» и журналистики, были в то время тамбовские, рязанские, смоленские и пензенские мужики, а также татарские общины Поволжья. Позже накатила вторая большая волна, она пришлась на двадцатые-тридцатые годы прошлого века. Это были орловские, курские, брянские крестьяне, много в это время в Донбасс пришло белорусов. Третья российская волна была уже в основном организованной: в 50-60-е годы в Донбасс приезжали по оргнабору рабочие и специалисты из Поволжья, Сибири.
Легирующие добавки в русском сплаве
Так сложился пестрый этнический ковер Донбасса. Вскользь упомянем, что в советское время в регионе появились солидные общины грузин и азербайджанцев, представителей дагестанских народов и других республик Северного Кавказа. В разные времена в крае жили англичане, бельгийцы, поляки, немцы, болгары, валлийцы и шотландцы. Сегодня эти нации практически отсутствуют на групповом портрете региона. В годы войны нацисты резко сократили численность еврейской общины Донбасса, а ведь в той же Юзовке, например, евреев жило больше, чем украинцев и белорусов, вместе взятых. А советская власть выселила из региона немцев, проживших рядом с греками почти сто лет.
Все народы связала великая русская культура и общее дело. На тяжелых и опасных производствах национальность не так важна, как личные рабочие и деловые качества. И нужен язык, который объединяет и понятен всем. В Донбассе это русский.