Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века

Развитие науки в 19 веке.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть фото Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть картинку Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Картинка про Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Фото Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века

Описание презентации по отдельным слайдам:

РАЗВИТИЕ НАУКИ В 19 ВЕКЕ. Известные учёные, достижения, открытия.

19-й век заложил основы для развития науки 20-го столетия и создал предпосылки для многих будущих изобретений и технологических нововведений, которыми мы пользуемся в настоящее время. Научные открытия 19 века были сделаны во многих областях и оказали большое влияние на дальнейшее развитие. Технический прогресс неудержимо продвигался.

Ключевой особенностью в развитии науки этого периода времени является широкое применение электричества во всех отраслях производства. И люди уже не могли отказаться от использования электричества, ощутив его существенные преимущества. Много научных открытий 19 века было совершено в области физики. В то время ученые начали плотно изучать электромагнитные волны и их влияние на различные материалы. Началось внедрение электричества в медицину.

В 19-м веке в сфере электротехники работали такие известные ученые, как француз Андре-Мари Ампер, два англичанина Майкл Фарадей и Джеймс Кларк Максвелл, американцы Джозеф Генри и Томас Эдисон. Майкл Фарадей Джеймс Кларк Максвелл Андре-Мари Ампер Джозеф Генри Томас Эдисон “ ”

В 1831 году Майкл Фарадей заметил, что если медная проволока движется в магнитном поле, пересекая силовые линии, то в ней возникает электрический ток. Так появилось понятие электромагнитной индукции. Это открытие создало почву для изобретения электродвигателей.

ХИМИЯ В области химии в 19 веке самым значительным было открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. На основе этого открытия была разработана таблица химических элементов, которую Менделеев увидел во сне. В соответствии с этой таблицей он предположил, что существуют еще неизвестные тогда химические элементы. Предсказанные химические элементы скандий, галлий и германий впоследствии были открыты в период с 1875 по 1886 гг.

КОМПЬЮТЕРЫ Хотя считается, что первый компьютер появился в 20 веке, но уже в XIX веке были построены первые прообразы современных станков с числовым программным управлением. Жозеф Мари Жаккар, французский изобретатель, в 1804 году придумал способ программирования работы ткацкого станка. Суть изобретения состояла в том, что нитью можно было управлять, используя перфокарты с отверстиями в определенных местах, в которых предполагалось нанести нить на ткань.

МАШИНОСТРОЕНИЕ И ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Уже в начале 19-го века начался постепенный переворот в машиностроении. Оливер Эванс был одним из первых, кто в 1804 году в Филадельфии (США) продемонстрировал автомобиль с паровым двигателем. В конце 18-го столетия появились и первые токарные станки. Их разрабатывал английский механик Генри Модсли. С помощью таких станков удалось заменить ручной труд, когда было необходимо производить обработку металла с большой точностью.

В 19 веке был открыт принцип работы теплового двигателя и изобретен двигатель внутреннего сгорания, что послужило толчком к развитию более скоростных средств передвижения: паровозов, пароходов и самоходных машин, которые мы сейчас называем автомобилями. Также начали развиваться железные дороги. В 1825 году в Англии Георг Стефенсон простроил первую железную дорогу. Она обеспечивала железнодорожную связь городов Стоктон и Дарлингтон. В 1829 проложили ветку, которая связала Ливерпуль и Манчестер. Если в 1840 году общая протяженность железных дорог составляла 7700 км, то к концу 19-го века это уже было 1 080 000 км.

19-й век — это век промышленной революции, век электричества, век железных дорог. Он оказал существенное влияние на культуру и мировоззрение человечества, в корне изменил систему ценностей человека. Появление первых электродвигателей, изобретение телефона и телеграфа, радио и нагревательных приборов, а также лампы накаливания — все эти научные открытия 19 века перевернули жизнь людей того времени.

Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть фото Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть картинку Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Картинка про Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Фото Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть фото Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть картинку Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Картинка про Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Фото Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть фото Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть картинку Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Картинка про Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Фото Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть фото Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть картинку Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Картинка про Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Фото Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века

Номер материала: ДБ-1483521

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть фото Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть картинку Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Картинка про Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Фото Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть фото Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть картинку Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Картинка про Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Фото Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века

Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе

Время чтения: 1 минута

Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть фото Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть картинку Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Картинка про Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Фото Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века

Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году

Время чтения: 1 минута

Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть фото Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть картинку Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Картинка про Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Фото Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть фото Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть картинку Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Картинка про Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Фото Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века

Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ

Время чтения: 1 минута

Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть фото Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть картинку Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Картинка про Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Фото Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Реферат на тему «Наука конец XIX — начало XX века»

Научно-техническая революция характеризуется перестройкой технической и отраслевой структуры народного хозяйства. В процессе этой перестройки создаются материально-вещественные предпосылки для последующего этапа — крупного автоматизированного машинного производства.

Содержание

Введение
1. Достижения естествознания
2. Достижения в области техники, новых технологий, транспорта
3. Совершенствование военной техники
4. Гуманитарные науки
Заключение
Список использованных источников

Введение

В реферате я хочу рассмотреть достижения науки в период с конца XIX — начала XX века, которые представляют собой совокупность коренных качественных изменений в средствах, технологии, организации и управлении производством на основе новых научных принципов, и который в истории называется научно-технической революцией. Эта революция подготовлена не только развитием науки и производительных сил, но и теми социальными изменениями, которые произошли в обществе в результате мирового революционного процесса.

Научно-техническая революция характеризуется перестройкой технической и отраслевой структуры народного хозяйства. В процессе этой перестройки создаются материально-вещественные предпосылки для последующего этапа — крупного автоматизированного машинного производства. Перестройка происходит во всех элементах материального производства — в системе машин, в технологии производства, в структуре всего народного хозяйства.

Неизмеримо возросла роль науки в развитии производства. Наука превращается в непосредственную производительную силу, становится составным специфическим элементом производительных сил общества.

Лишь в XIX веке наука стала профессиональной, а понятие «ученый» стало означать не просто образованного человека, а профессию определенной части образованных людей. В эту эпоху сложились основные институты современной науки, а возрастание роли науки в обществе привело к ее включению во многие аспекты функционирования национальных государств. Мощный толчок этим процессам дала промышленная революция, в которой научное знание переплелось с технологическими достижениями.

Нужна помощь в написании реферата?

1. Достижения естествознания

В конце XIX — начале XX века произошла революция в естествознании, которая оказала огромное влияние на развитие общества. В этот период были сделаны крупнейшие научные открытия, которые привели к пересмотру прежних представлений об окружающем мире. Ведущую роль в науке играли страны Западной Европы, в первую очередь, Англия, Германия и Франция. В 1897 г. английский физик Дж. Томсон открыл первую элементарную частицу — электрон, входивший в состав атома. Оказалось, что атом, который раньше рассматривался как неделимая последняя мера материи, сам состоит из более мелких частиц.

Французские физики А.Беккерель, Пьер и Мария Кюри исследовали эффект радиоактивности и пришли к выводу, что некоторые элементы произвольно излучают энергию. В 1901г. М.Планк (Германия) установил, что энергия выделяется не сплошными потоками, как думали раньше, а отдельными пучками — квантами. В 1911г. английский физик Э.Резерфорд предложил первую планетную теорию строения атома, согласно которой атом представляет собой подобие Солнечной системы: вокруг положительного ядра движутся электроны — отрицательные частицы электричества. Нильс Бор (Дания) в 1913г. ввел представление о скачкообразном переходе электрона с одной орбиты на другую, при этом он получает или поглощает квант энергии. Открытия Бора и Планка послужили фундаментом для развития теоретической физики.

После исследований в области квантовой физики новый феномен не укладывался в ньютоновское понимание вещества, материи. Объяснение этому явлению дал Л.Эйнштейн, который в своей теории относительности (1905) доказал, что материя, пространство и время взаимосвязаны. Ньютоновская картина мира с абсолютным пространством и абсолютным временем была окончательно отвергнута: по Эйнштейну, время при скоростях, близких к скорости света, замедлялось, а пространство могло искривиться. Работы ученого получили всемирную известность.

В 1869г. великий русский ученый Д.И.Менделеев открыл периодический закон химических элементов. Было установлено, что порядковый номер элемента в периодической системе имеет не только химический, но и физический смысл, так как он соответствует числу электронов в слоях оболочки того или иного атома. Быстрыми темпами развивались электрохимия, фотохимия, химия органических веществ естественного происхождения (биохимия) и химическая фармакология.

Опираясь на достижения биологии (учение о клеточном строении организмов) и теорию чешского натуралиста Г.Менделя о факторах, влияющих на наследственность, немецкий ученый I А.Вейсман и американский ученый Т.Морган создали основы генетики — науки о передаче наследственных признаков в растительном и животном мире. Классические исследования в области физиологии сердечно — сосудистой системы, органов пищеварения осуществил русский ученый И.П.Павлов. Изучив влияние высшей нервной деятельности на ход физиологических процессов, он разработал теорию условных рефлексов.

Достижения биологии дали мощный толчок развитию медицины. Продолжая исследования выдающегося французского бактериолога Л.Пастера, сотрудники Пастеровского института в Париже впервые разработали предохранительные прививки против ряда болезней: сибирской язвы, куриной холеры и бешенства. Немецкий микробиолог Р.Кох и его многочисленные ученики открыли возбудителей туберкулеза, брюшного тифа, дифтерита, сифилиса и создали лекарства против них.

Нужна помощь в написании реферата?

Благодаря успехам химии медицина пополнилась рядом новых препаратов. В лекарственном арсенале врачей появились широко известные ныне аспирин, пирамидон и другие средства. Врачами разных стран мира разрабатывались основы научной санитарии и гигиены, меры по профилактике и предупреждению эпидемий.

Наряду с лечебной медициной развивается медицина профилактическая. Поиски не только эффективного, но и безопасного метода предупреждения заболевания оспой привели английского врача Э. Дженнера к открытию противооспенной вакцины (1796г.), применение которой позволило в дальнейшем радикально предупреждать это заболевание путем оспопрививания. В XIX веке венский врач И. Земмельвейс (1818-1865 гг.) установил, что причина родильной горячки кроется в переносе заразного начала инструментами и руками медиков, ввел дезинфекцию и добился резкого сокращения смертности рожениц.

Работы Л. Пастера (1822-1895 гг.), который установил микробную природу заразных болезней, положили начало “бактериологической эры”. Основываясь на его исследованиях, английский хирург Дж. Листер(1827-1912 гг.) предложил антисептический метод (см. антисептика, асептика) лечения ран, применение, которого позволило резко уменьшить число осложнений при ранениях и оперативных вмешательствах. Открытия немецкого врача Р. Коха (1843-1910 гг.) и его учеников привели к распространению так называемого этиологического направления в медицине: врачи стали искать микробную причину заболеваний. Микробиология и эпидемиология получили развитие во многих странах, были открыты возбудители и переносчики различных инфекционных болезней. Большинство видных микробиологов и эпидемиологов России конца XIX — начала XX в. (Д. К. Заболотный, Н. Ф. Гамалея, Л. А. Тарасович, Г. Н. Габричевский, А. М. Безредка и др.) работали совместно с И. И. Мечниковым. Немецкие учёные Э. Беринг и П. Эрлих разработали химическую теорию иммунитета и заложили основы серологии — учения о свойствах сыворотки крови.

2. Достижения в области техники, новых технологий, транспорта

Научные достижения в различных отраслях знаний сделали возможным стремительное развитие техники, технологии производства, транспорта и связи. Ведущее место занимают машиностроение, электроэнергетика, горное дело, химическая промышленность, транспорт. Крупнейшим шагом в повышении энерговооруженности промышленного производства и транспорта стало получение электроэнергии в больших объемах при помощи динамо-машин, первые образцы которых появились еще в 70-е годы XIX века.

Настоящим переворотом в технике стало появление новых классов моторов, сконструированных немецкими изобретателями H.Ommo (1876) и Р.Дизелем (1897). Эти компактные, высокоэкономичные двигатели, работавшие на жидком топливе, вскоре нашли себе применение в первом автомобиле Г.Даймлера и К.Бенца (1886, Германия), первом самолете Бра́тьев Уи́лбур Райт и О́рвил Райт (1903год) и первом
дизельном локомотиве (тепловозе) компании Клозе-Шульцер (1912, Германия).

Нужна помощь в написании реферата?

Большие изменения произошли в строительстве, где стали широко применяться качественные марки стали. Применение стальных и железобетонных конструкций позволяло возводить здания, мосты, виадуки, тоннели небывалых размеров. Так, в 1905г. под Альпами был проложен Симплонский тоннель протяженностью около 20 км. Центральный пролет Квебекского моста, сооруженного в Канаде в 1917г., достигал 550 м, а высота нью-йоркского небоскреба Вулворта, возведенного в 1913г., составляла 242 м.

В этот период происходили кардинальные изменения в организации производства, связанные с выпуском массовой стандартизованной продукции и переходом к конвейерному производству. Сущность конвейерного производства заключалась в том, что обрабатывающие механизмы и рабочие места располагались по ходу технологического процесса, а сам процесс, расчлененный на ряд простых операций, совершался непрерывно. Впервые конвейер был применен на заводах Т. Форда в США.

3. Совершенствование военной техники

Рост агрессивности ведущих держав, с одной стороны, и технические возможности, с другой, привели к быстрому развитию и совершенствованию военной техники. Американский инженер Х.Максим в 1883г. изобрел станковый пулемет. Знаменитый пулемет Максима производил 400 выстрелов в минуту и по огневой мощи был равнозначен роте солдат. Появились скорострельные трехдюймовые орудия и тяжелые 12-дюймовые пушки со снарядами весом 200-300 кг. Затем появились легкие пулеметы других систем. К началу Первой мировой войны было создано несколько типов автоматических винтовок. Тенденция к автоматизации наблюдалась и в артиллерии, где появились образцы полуавтоматических орудий.

В России в 1914г. на вооружение был принят первый в мире бомбардировщик «Илья Муромец». В 1915г. на вооружение поступили одноместные самолеты-истребители: во Франции «Ньюпорт» и «Спад», в Германии «Фоккер».

Нужна помощь в написании реферата?

Особенно впечатляющими были перемены в военном кораблестроении. В Крымской войне (1853-1856 гг.) еще участвовали деревянные парусные гиганты с сотнями пушек на трех батарейных палубах, вес самых тяжелых снарядов составлял в то время 30 кг. В 1860 году в Англии был спущен на воду первый железный броненосец «Варриор», и вскоре все деревянные корабли пошли на сломНовый этап гонки вооружений был вызван появлением в 1906 году английского броненосца «Дредноут»; «Дредноут» имел водоизмещение 18 тыс. тонн и десять 12-дюймовых орудий. Благодаря паровой турбине он развивал скорость в 21 узел. Перед мощью «Дредноута» все прежние броненосцы оказались небоеспособными, и морские державы стали строит корабли, подобные «Дредноуту». В 1913 году появились броненосцы типа «Куин Елизабет» водоизмещением 27 тыс. тонн с десятью 15-дюймовыми орудиями.

4. Гуманитарные науки

Успешное использование научного метода в естественных науках впоследствии привело к применению той же методологии к изучению поведения человека и его социальной жизни:

Психология. Начало психологии как современной науки датируется концом XIX в. В 1879 г. Вильгельм Вундт основал в Лейпциге первую лабораторию исключительно для психологичеких исследований. Среди других основателей современной психологии — Г.Эббингауз, И. П. Павлов и З.Фрейд. Их влияние на последующие работы в этой области, особенно влияние Фрейда, было чрезвычайно сильным, хотя и не столько в силу важности их собственных трудов, сколько в определении направления дальнейшего развития психологии.

Экономика. Основа современной экономики была заложена Адамом Смитом в его знаменитой работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Позже Карл Маркс предложил другую модель экономической системы, основанную на теории прибавочной стоимости.

В 1920 х годах Джон Мейнард Кейнс ввел в экономическое учение различие между микроэкономикой и макроэкономикой. Согласно Кейнсианской теории, тенденции, складывающиеся в макроэкономике, могут оказывать регулирующее влияние на свободный экономический выбор субъектов микроэкономики. Чтобы регулировать рынок, государство может поддерживать совокупный спрос, поощряя экономическую экспансию национальной культуры.

Социология. Ранним предшественником социологов можно считать арабского средневекового автора Ибн Хальдуна. Но современная социология также начинается с XIX в. в работах Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера, Георга Зиммеля и других ученых. Их целью были понимание социальной структуры, связей между социальными группами, а также разработка средств от дезинтеграции общества и для его рациональной модернизации

Нужна помощь в написании реферата?

Заключение

Переход к массовому, непрерывно-поточному производству и комбинирование разнообразных технологических процессов были связаны с автоматизацией промышленного производства. Прежние виды энергии не удовлетворяли новых потребностей машинного производства. Проблема могла быть разрешена лишь на основе применения электропривода. В энергетике, металлургии, металлообработке, горном деле, химической технологии, строительном деле, на транспорте, в связи реализуется множество новых открытий и изобретений, повышающих производительность труда и увеличивающих власть человека над природой.

В области физико-математических наук этого периода определились три основные направления: исследование строения веществ, изучение проблемы энергии и создание новой физической картины мира получившей отражение в квантовой теории М. Планка, теории относительности А. Эйнштейна, учении о пространственно-временном континууме Г. Минковского.

В биологических науках утверждалось эволюционное учение Ч. Дарвина, творчески дополненное и уточненное трудами многих ученых из разных стран. Были обнаружены новые переходные формы между различными классами животного мира и между человеком и высшими животными. Важные открытия были сделаны в области изучения наследственности.

К началу XX в. относятся первые попытки капиталистических государств координировать и регулировать научные исследования, исходя из своих задач. Эти общества и ассоциации играли большую роль в национальной консолидации научных сил и развитии информационных связей между коллективами исследователей.

Усилился контакт между учеными различных стран. Образовались постоянно действующие международные научные организации.

Список использованных источников

1. Брамин С.Л. «История Европы», 1998
2. Бердичевский Я.М., Осмоловский С.А. «Всемирная история», 2001
3. Виргинский В. С., Хотеенков В. Ф. «Очерки истории науки и техники 1870- 1917» учебное издание, 1989
4. Ливанов Л.А «Всемирная история» учёбное пособие. 2002
5. Шнейберг Я.А., Петров В. В.. М.: Наука 1985.
6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Психология#XIX
7. http://ru.wikipedia.org/wiki/История экономических учений
8. http://ru.wikipedia.org/wiki/История_социологии
9. http://immemoreal.com/
10. http://works.tarefer.ru/99/100940/index.html
11. http://immemoreal.com/sociot1r7part1.html

Нужна помощь в написании реферата?

Источник

Образование, наука и техника в XIX — начале XX века

В XIX в. были достигнуты большие успехи в области образования, науки и техники. Научные открытия, сыпавшиеся как из рога изобилия, способствовали развитию современной промышленности. Под их влиянием менялись представления людей об окружающем мире и многовековой уклад их жизни. На протяжении одного столетия человек пересел из кареты в поезд, из поезда — в автомобиль, в 1903 г. поднялся в воздух на аэроплане.

Образование

Вплоть до XX в. население в мире в целом оставалось неграмотным. Большинство людей не умело даже читать и писать. Только в высокоразвитых странах Западной Европы, охваченных индустриализацией, наблюдался заметный прогресс. В XIX в., особенно во второй половине, началось широкое распространение образования. Это стало возможным благодаря тому, что общество стало богаче и возросло материальное благополучие людей. Кроме того, индустриальная цивилизация нуждалась в квалифицированных рабочих. Поэтому государство стало уделять больше внимания вопросам образования и начало переход ко всеобщему обязательному обучению. В Великобритании закон об обязательном образовании всех детей до 12 лет был принят в 1870 г., во Франции — в 1882 г.

Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть фото Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть картинку Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Картинка про Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Фото Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века
Школа для бедных

В некоторых европейских странах переход ко всеобщему начальному образованию начался еще раньше. В лютеранской Швеции, например, в 1686 г. был принят закон, обязывавший главу семейства обучать грамоте своих детей и даже слуг. И закон этот выполнялся неукоснительно. Ведь важнейшей обязанностью лютеранина было самостоятельное чтение Библии. Даже жениться нельзя было до тех пор, пока молодые люди не овладевали чтением. Неудивительно, что к концу XVIII в. шведское население было самым грамотным в Европе. Однако закон об обязательном начальном обучении был принят лишь в 1880-х гг.

К концу XIX в. число грамотных среди мужчин в Западной Европе достигло 90 %. Во многих городах открывались университеты. Однако высшее образование было доступным не для всех. Оно по-прежнему оставалось элитарным. Для детей из богатых семей создавались средние школы, из которых открывалась прямая дорога в высшие учебные заведения.

Наука

XIX в. часто называют веком науки. Под влиянием ее бурного и стремительного развития менялись представления человека о строении материи, пространстве и времени, о путях развития растительного и животного мира, о происхождении человека и жизни на Земле.

В XIX в. ученые занимали важное место в обществе, пользовались большим влиянием. Их труд был окружен почетом и уважением. На них смотрели как на волшебников современности. Не то, что в предшествующие столетия, когда вести жизнь ученого было рискованно и опасно.

В XV — XVII вв. такая жизнь порой заканчивалась на костре инквизиции. Вспомните, как церковь подвергла сожжению Джордано Бруно. На костре едва не закончилась жизнь Галилео Галилея, утверждавшего, что Земля вращается вокруг Солнца. Столкновения науки с религией тогда были обычным явлением. Совершенно иной стала ситуация в XIX в. Ведь мир промышленности, машинного производства и транспорта зависел от науки. И от нее нельзя было отказаться. Наука наступала по всему фронту, меняя не только окружающую среду, но и внутренний мир человека.

Одно за другим следовали открытия в математике, химии, физике, биологии и общественных науках. Геометрическая теория Евклида, господствовавшая на протяжении двух тысячелетий, была дополнена неевклидовой геометрией Н. И. Лобачевского и немца Б. Римана. Закон сохранения энергии позволил обосновать единство материального мира и неуничтожаемость энергии. Открытие явления электромагнитной индукции проложило путь к превращению электрической энергии в механическую и наоборот. Дж. Максвелл установил электромагнитную природу света. А. Эйнштейн обнаружил, что при скоростях, близких к скорости света, не действуют законы ньютоновской механики.

Еще одно открытие гениального ученого — теория относительности — заставило по-новому взглянуть на время и пространство, признать существование тела в четырехмерном пространстве, координаты которого — длина, ширина, высота и время. Графически изобразить эту систему невозможно. Ее можно представить только с помощью воображения.

Одним из крупнейших открытий XIX в. было построение Д. И. Менделеевым периодической системы элементов. Она не только устанавливала зависимость между атомным весом и химическими свойствами элементов, но и позволяла предсказать открытие новых.

Французский ученый Луи Пастер основал науку о микробах, после чего началась успешная борьба с эпидемическими заболеваниями.

Переворот в естествознании произвели ученые, проникшие в тайны «странного мира» — мира элементарных частиц. В 1895 г. были открыты рентгеновские лучи (по имени немецкого ученого Вильгельма Рентгена). Это открытие сразу получило применение в медицине и технике. Затем последовали открытие радиоактивности и исследования в области атомного ядра, связанные с именами таких выдающихся физиков, как Мария Склодовская-Кюри (Польша), П. Кюри (Франция), Я. Бор (Дания) и Э. Резерфорд (Англия).

Ученые проникали не только в тайны атомного ядра, но и лучше узнавали Вселенную. Были открыты новые планеты Уран и Нептун.

Учение Дарвина и формирование новой картины мира

Важнейшим достижением науки XIX в. было создание теории эволюции видов путем естественного отбора. Свое завершенное воплощение она нашла в учении Чарльза Дарвина, оказавшего огромное влияние на формирование новой картины мира.

Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть фото Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть картинку Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Картинка про Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Фото Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века
Ч. Дарвин. Начинал свою деятельность как естествоиспытатель, изучавший животных, птиц, растения.

То, что нам кажется вполне очевидным, не было столь очевидным в середине XIX в. Большинство людей в Европе и Северной Америке в то время верили в библейские рассказы о сотворении мира за четыре тысячи лет до рождения Иисуса Христа. Верили в то, что Бог по отдельности создал каждое растение и животное, в том числе человека. Все это противоречило новейшим научным открытиям, было несовместимым с данными геологов, которые исчисляли возраст Земли миллионами лет. Рушилась привычная картина мира. Религия требовала, чтобы верили в одно, а разум подсказывал другое.

В 1859 г. в Англии вышла книга Чарльза Дарвина «Происхождение видов». Она довела конфликт между религиозным и научным взглядами на мир до точки кипения. Главная идея Дарвина заключалась в том, что растительный и животный мир постоянно изменяется путем естественного отбора. Выживает только тот вид растительного или животного мира, который наиболее приспособлен к условиям жизни, и, наоборот, отбрасываются в сторону, погибают неприспособленные организмы. Места для Бога в этом развитии не оставалось. Церковь выступала против Дарвина, видя в его учении основу для атеизма.

Нападки стали более ожесточенными после выхода новой книги ученого «Происхождение человека» (1871). В ней доказывалось, что человек произошел от общего с обезьяной существа.

Сам Дарвин назвал свои книги в шутку «евангелиями Сатаны». Вокруг «Происхождения человека» развернулась острая полемика. Многие ученые не приняли дарвиновскую теорию происхождения человека. Она не получила научного подтверждения до настоящего времени. Но ее общие идеи об эволюции и естественном отборе сохранили значение.

В этом нет ничего удивительного. Еще в VI в. до нашей эры один китайский философ и биолог пришел к тем же выводам, что и Дарвин. Его имя было Цзон Цзе. Он писал о том, что организмы приобретали различия путем постепенных изменений, поколение за поколением. Поразительно только то, что миру понадобилось две с половиной тысячи лет, чтобы прийти к такому же выводу.

Правящие классы исказили теорию Дарвина. Они увидели в ней еще одно доказательство своего превосходства. В результате «естественного отбора» они выжили в борьбе за существование и оказались наверху, стали правящими. Это был также довод в пользу империалистической политики и господства белой расы. В то же время К. Маркс и Ф. Энгельс видели в «Происхождении видов» естественнонаучную основу понимания исторической борьбы классов.

Переворот в технике

Создание крупного машинного производства и машинной техники составляет основное содержание второго периода Новой истории.

Мощный толчок для механизации производства дало изобретение в конце XVIII в. парового двигателя. С его помощью в движение могли приводиться рабочие машины любого типа. Почти одновременно был разработан процесс получения железа и стали из чугуна. Возникла новая отрасль производства — машиностроение. Развернулся массовый выпуск разнообразных машин. Паровые установки стали применяться в различных отраслях промышленности, сельского хозяйства, на сухопутном, речном и морском транспорте. Не случайно современники характеризовали XIX в. как «век пара и железа».

Развитие транспорта

Решающие изменения в жизни Европы, Северной Америки, да и всего мира, внесло создание парового транспорта. Первым пароходом было речное судно, построенное в США в 1807 г. Пароходы постепенно вытеснили парусные суда. С 1822 г. их начали строить из железа, а с 80-х гг.— из стали. В начале XX в. русские конструкторы спустили на воду первый теплоход.

Настоящую революцию в транспорте произвело изобретение паровоза (1814) и строительство железных дорог, начавшееся в 1825 г. В 1830 г. общая длина железнодорожных линий в мире составляла всего 300 км. К 1917 г. она достигла 1 млн 146 тыс. км.

Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть фото Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть картинку Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Картинка про Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Фото Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века
«Железная лошадь» английского инженера Стефенсона развила скорость около 10 км в час, 1814

На рубеже XIX — XX вв., после создания двигателя внутреннего сгорания, возникли новые виды транспорта — автомобильный и воздушный. Вначале самолеты имели чисто спортивное значение, затем их стали использовать в военном деле.

Большую роль в развитии транспорта сыграло строительство мостов, каналов и гидротехнических сооружений. В 1869 г. был открыт Суэцкий канал, сокративший морской путь из Европы в страны Юго-Восточной Азии почти на 13 тыс. км. В 1914 г. завершилось строительство Панамского канала, связавшего Атлантику с Тихим океаном.

Связь науки с практикой

Научные открытия и технические изобретения были тесно связаны между собой. Одни ученые разрабатывали идеи в какой-либо отрасли науки. Другие проверяли их в лабораториях при институтах и университетах. В ходе таких экспериментов выявлялись пути практического применения того или иного научного открытия. Так, например, произошло с изучением электричества.

Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть фото Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть картинку Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Картинка про Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Фото Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века
Итальянский физик Алессандро Вольта — создатель первого химического источника света — вольтова столба, 1800.
Демонстрация батареи перед Наполеоном Бонапартом

Электрические и магнитные явления были известны еще до XIX в., но они рассматривались изолированно друг от друга. В 1831 г. английский ученый Майкл Фарадей (1791—1867) провел важные опыты, демонстрируя законы электричества. Оказалось, что в медной проволоке, пересекающей магнитные силовые линии, возникает электрический ток. Это открытие известно как явление электромагнитной индукции. От своих современников Фарадей получил шутливый титул «повелитель молний». Его идеи подтвердил и развил шотландский ученый Джеймс Максвелл, доказавший в 1873 г. связь между электричеством и магнетизмом.

Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть фото Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть картинку Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Картинка про Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Фото Чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века
Майкл Фарадей

Люди XIX в. полагали, что уже изобрели все, когда появились первые паровозы и автомобили, двигавшиеся со скоростью двадцать километров в час. Но как сильно ошибались они! Сколько всего еще предстояло открыть! Наука об электричестве привела к созданию электротехнической промышленности, которая стала служить человеку. Сначала был изобретен электродвигатель, а в 1880 г. фирма «Сименс» произвела первый электропоезд. Заработали первые в мире электростанции, на фабриках и заводах все шире начали применяться электромоторы. Появилось электрическое освещение городских улиц, жилых домов, общественных и производственных помещений. В прошлое уходила конка. На улицах европейских городов загрохотали трамваи, оповестившие мир о начале эпохи электричества.

Электрическая лампочка, изобретенная Томасом Эдисоном в 1879 г. Более дешевая и практичная, она заменила газовый рожок. Эдисон — автор свыше 1000 изобретений. Он усовершенствовал телеграф и телефон, изобрел фонограф (1882), построил первую в мире электростанцию общественного пользования (1882)

Новый вид энергии открывал новые горизонты перед европейскими странами. Но и она, подобно многим другим изобретениям, вскоре была использована в военных целях.

Средства связи

Во второй половине XIX в. произошла революция в средствах связи. На протяжении многих столетий люди связывались друг с другом с помощью писем. На флоте и в сухопутной армии — с помощью сигнальных флажков, световых или каких-либо других условных знаков. Развитие промышленности и торговли требовало более совершенных средств передачи информации. Научные открытия в области электричества и магнетизма сполна удовлетворили эту потребность.

В 1836 г. американец по имени Сэмюэл Морзе изобрел принципиально новый вид связи — телеграф. Электрический аппарат Морзе передавал сообщения закодированными точками и тире по проводам. К концу столетия главные города мира были соединены телеграфной связью. Ученым понадобилось сорок лет для того, чтобы перейти от кодированных сообщений к передаче по проводам живого голоса. В 1876 г. был изобретен телефон, завоевавший всеобщее признание. На рубеже XX в. родилось третье важное открытие в области передачи информации — беспроволочная связь по воздуху с помощью радиоволн. С этого времени радио стало основным источником информации для всего мира.

В конце XIX в. благодаря техническому прогрессу появился кинематограф. Братья Люмьер изобрели в 1895 г. первый кинопроектор и основали в Париже первый в мире кинотеатр для демонстрации фильмов. Кино очень быстро превратилось в вид искусства и развлечений XX в.

Триумфальное шествие науки сильно изменило жизнь людей. Телеграф, телефон, железные дороги и пароходы, автомобили, а позднее и самолеты сократили расстояния, сделали мир внезапно тесным. Но человек дурно воспользовался дарами науки. Блестящие открытия ослепили его. С помощью науки разрабатывались самые совершенные методы уничтожения. Власть над природой вела к постепенному уничтожению окружающей среды. Правда, человек в то время еще не осознавал этого.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *