Чем объясняет автор превращение старцева в ионыча

Почему доктор Старцев стал Ионычем? сочинение по Чехову

Это изменение неприятно поражает… Но если подумать, то у Старцева было много причин, чтоб превратиться в Ионыча – деградировать.

Понятно, что городок там скучный и печальный, раз самые талантливые люди бездарны, как Туркины. Говорят, типа, «среда заедает», нет свободы от общества… Да, окружение потихоньку влияет. Нужно его выбирать! Старцев мог бы уехать… Когда он заметил изменения в себе, то нужно было поменять среду. Ясно, что самому трудно увидеть, но хотя бы за размером одежды он следил? Нельзя ведь до такой степени н замечать!

Также сыграла роль его неудачная любовь. Котик проявила себя не лучшим образом, «великая пианистка» почти посмеялась над поклонником. Если б у него была заботливая жена, милые дети, то он бы остался хорошим человеком. Тут не до скупки имущества, не до клуба и карт! И жена, как близкий человек, обратила б его внимание на неприятные изменения. Искренние и веселые дети тоже хорошо бы повлияли на него! И друзей настоящих у него не было, ни родственников.

Профессия тоже влияет! Врачи часто становятся циниками, это защитная реакция на страдания и болезни людей. Жаль, что работа стала для него рутиной, ведь каждый пациент требует особого внимания – каждый человек. Старцев мог бы найти себя, как его представляла Екатерина, в помощи страдающим… А тут получается, что никакого сочувствия не находилось у него, только желание больше заработать.

Ионыч может вспомнить, каким был… И сказать, что это молодость и глупость, хотя желание помогать людям, создать семью – нормальные, человеческие. А вот желание много заработать, но мало работать, поиграть в карты – они более распространенные, но не очень хорошие. Главное, что к хорошему они никого не ведут.

Вообще, если подумать, у Старцева не хватило сил преодолеть все эти обстоятельства. Ведь можно искать причины, оправдания, но Дмитрий, значит, был готов пойти по наклонной. У алкоголика найдется множество причин, чтобы выпить, а после – ещё. С семьей Дмитрий мог бы стараться убежать от родных в работу и деньги. Семья не спасла бы, как и, наоборот, свобода… Думаю, самая главная причина в Старцеве самом, в его характере, а не в окружающем его мире. Конечно, этот мир поглотил его, признав своим, то есть у Старцева не хватило сил не то, чтобы переделать мир (это очень редкие могут сделать), а просто отстоять себя, своё лицо, не стать таким, как те, которых он сам раньше презирал.

2 вариант

Дмитрий Ионыч Старцев – главный герой повести А.П.Чехова «Ионыч». В начале произведения сообщается, что совсем недавно его назначили врачом в Дялиже, который находился в близи небольшого городка С. В С. Старцев познакомился с семьей Туркиных, которая была известна в городе, как очень образованная и счастливая. Иван Петрович Туркин, глава семейства, принимал участие в небольших театральных постановках. Его речь пестрила остроумными шутками и замечаниями, которые он оттачивал ежедневно. Вера Иосифовна Туркина писала романы, которые с удовольствием зачитывала близким и друзьям. Их дочка Екатерина молодая привлекательная девушка, которую домашние ласково называли Котик, играла на пианино и мечтала вырваться из дома и поступить в консерваторию. Когда Старцев нанес визит Туркиным в первый раз, то был очарован девушкой. Вскоре он полюбил ее. Но Екатерина не ответила на его любовь взаимностью, в ее планах не было создания семьи. Будучи весьма амбициозной девушкой, она мечтала стать пианисткой. Вскоре она покинула родительский дом и поступила в консерваторию.

Далее мы видим превращение Дмитрия Ионыча, молодого человека, с целями и планами на жизнь, пылкого и решительного, в достаточно полного мужчину средних лет, лишенного чувств и эмоций. В городе С. Старцева стали просто называть Ионычем. Со времен, вспоминая о своей любви к Екатерине, Ионыч думал, что хорошо, что тогда он не женился на ней. Вслед за физическим ожирением, к Старцеву приходит ожирение моральное. В обществе Ионыч чувствует себя не комфортно, обычно молчит. Он ушел в себя, стал раздражителен и озлоблен.

Когда Котик поняла, что у нее достаточно посредственные умения игры на пианино, она продолжала лелеять в себе надежду на любовь Старцева. Вернувшись в родной город, Екатерина обнаружила не пылкого юношу, отчаянно влюбленного в нее, а человека немного циничного, духовно обленившегося. Человека более не способного на любовь.

Сочинение 3

Главным героем повести А. П. Чехова «Ионыч» стал доктор Старцев. Наверное, любой читатель заинтересовался, почему же Старцев стал Ионычем. Постараемся ответить на этот вопрос.

Начнём с того, что в начале произведения читатель узнает, главного героя произведения совсем недавно назначили врачом в больницу небольшого городка под названием Делиж. Здесь герой и знакомится с известной своей образованностью и добротой семьёй Туркиных.

Главной семейства Туркиных являлся Иван Петрович. Он занимался театральной деятельностью, поэтому его речь была пестрой и красивой. Жена его Вера писала романы, которые с удовольствие слушали не только её домочадцы, но и гости их дома. Также у Туркиных была дочь Екатерина, мечтавшая уехать учиться в обсерваторию.

Когда Старцев в первый раз посетил семью Туркиных, его сразу привлекла Екатерина, он влюбился в нее. Однако, его любовь была не взаимной, ведь Екатерина хотела отдаться искусству, а семья совершенно не входила в её планы.

После уезда девушки в обсерваторию главный герой резко меняется. Теперь он не привлекательный амбициозный молодой человек, полный сил, целей и планов на жизнь, а взрослый мужчина, совершенно лишённый любых чувств и эмоций. Со временем доктора Старцев начали называть Ионычем. Он сильно потолстел, стал пустым и бесчувственным человеком, перестал общаться с окружающими. Вспоминая о своей возлюбленности, он даже радовался тому, что не женился на ней.

Спустя некоторое время Екатерина Туркина достигла больших успехов в музыкальном искусстве, она захотела любить и быть любимой. Тогда она вспомнила про Старцева и в надежде, что его чувства ещё живы, вернулась в родной городок. Вот только доктор Старцев стал совсем иным. Теперь он не привлекательный юноша, окрыленный влюблённостью, а ленивый, циничный и бесчувственный старик, который уже не мог любить.

Почему же главный герой стал таким? Что повлияло на такие радикальные изменения? Отказ Екатерины сломал его, он замкнулся в себе, перестал испытывать эмоции, наслаждаться жизнью. Его жизнь прошла мтмолетно, она была лишена радости, счастья и смысла. Но в этом есть и вина самого Старцева. Он должен был бороться за счастье, а не просто опускать руки. Именно его нежелание что-либо делать привело к душевной пустоте героя.

Как Старцев стал Ионычем

А.П. Чехов славился созданием интересных и ярких образов для персонажей своих произведений. Высмеивая недостатки общества своим представлениям он погружал читателя в истории похожие н реальные события, что спустя годы они всё так же привлекают читателей. К таким произведения относится “Ионыч”.

В рассказе я знакомлюсь с небольшим городом из провинции, примечательного в нём немного. Есть театры и очень славные люди Туркины. Есть и всеми уважаемый доктор Дмитрий Ионович Старцев. Он очень счастлив трудится на благо жителей города. Всё его время занимает общение с пациентами. Доктор самоотверженно им помогает, так, что даже в гости сходить ему некогда. Он целеустремлён и энергичен.

Однако дальше, в самом произведении, происходит изменение характера героя. Он деградирует. Когда Дмитрий признаётся дочери Туркиных в любви, то получает отказ. Такое разочарование делает его жизнь приземлённой и убогой, он зацикливается на деньгах. Старается извлечь как можно больше выгоды от своей профессии.

Это у него получается великолепно. Дмитрий приобретает несколько имений и радуется тому, что не женился. Ведь ему никто не мешает играть в винт по вечерам. Он растолстел, стал неуклюж и теперь люди называли его не иначе, как Ионыч.

Что же привело к этому становлению? Отказ возлюбленной главного героя или были другие причины?

Думаю это было комплексное влияние нескольких факторов. Добившись уважения в городе своим трудолюбием, доктор стал приглашаем на разные званые вечера. И что же он там увидел? Не только красивые барышни и почётные граждане присутствовали на них. Там была серость и обыденность мышления общества. Каждый кавалер рассматривался как жених, а девушка как невеста. Все обсуждали их приданое и партии. Деньги и положение в обществе представляли настоящую ценность. Противостоять подобным рассуждения наш герой не мог.

Даже когда он увлёкся Екатериной мысли о её наследстве очень часто занимали его. Он уже начал становится похожим на остальных жителей этого города. Когда девушка ему отказала он окончательно убедился, что только деньги и положение в обществе имеют значение. Остальное неважно и проходит со временем.

Таким образом, А.П. Чехов показывает влияние общества, среды на человека. Вот что пишет он в своём произведении: “Если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть сам город.” С этого момента молодой и талантливый врач уже окончательно становится Ионычем.

Также читают:

Картинка к сочинению Почему доктор Старцев стал Ионычем?

Популярные сегодня темы

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович – известный русский сатирик, который в своих произведениях так умело шифровал свои послания, что даже самая лучшая цензура не могла поймать его. С виду им написаны были обычные детские сказки

Ценить собственные игрушки, беречь воспоминания детства учит рассказ «Друг детства» В. Драгунского из цикла произведений «Денискины рассказы». Сюжет основан на происходящем в семье Дениса, ребенку исполнилось 6 лет

Учитель истории называл мальчика не так как других учеников, а произносил его имя пренебрежительным, визжащим тоном. И одноклассники тоже передразнивали. Мальчику было это очень неприятно. Но он не знал, как поступить.

Изображение картины как мы видим, включает весеннее время года, на картине преобладают блеклые и неясные краски, земля только недавно освободилась от зимнего покрывала

Иван Васильевич, от чьего имени ведётся рассказ, был приглашён на губернский бал в последний день масленицы. Он описывает бал в радужных красках. Герой был влюблён, и всё ему казалось преувеличенно прекрасным

Источник

Путь превращения Старцева в Ионыча (по рассказу Чехова Ионыч)

Чехов Антон Павлович – великий писатель краткости. Ему всегда удавалось на пяти-десяти страницах показать и смешную ситуацию, и грустную жизнь, и характеры героев. Он пытался открыть глаза многим людям, переводя их поведение в жизни на поведение героев своих рассказов. Одно из интереснейших произведений Чехова – это «Ионыч», на страницах которого читатель может наблюдать деградацию человеческой личности, его постепенное превращение из одного человека в совершенно другого. Почему это происходит? Что заставляет героя так сильно меняться? Какой путь он прошёл перед тем, как стать тем, кем стать он не желал?

В самом начале произведения главный герой показан читателю как образованный, умный и увлекающийся искусством человек. Он не любит праздные разговоры и светские общества, на праздниках он скучает. Но всё в жизни Старцева изменяется, когда он знакомится с семьёй очень талантливых людей. Каждый член этой семьи занимается чем-то своим. Старцев влюбляется в дочку Туркиных и признаётся ей в этом, делает предложение. К сожалению, Котик отказывает ему, аргументируя это тем, что ей нужно развиваться. Это и стало решающими словами в жизни Дмитрия, он постепенно начинает деградировать, всё свободное время играя и азартные игры и работая. Старцев начинает получать большие деньги и из-за этого ему становится скучно, он начинает пить и забрасывает даже прогулки. У героя не остаётся друзей, он скупает дома, но в душе остаётся опустошённым. Мы уже никогда не увидим того интеллигентного и умного Старцева, на замену ему приходит Ионыч, которому ничего не нужно, у него нет никаких стремлений и желаний. Всё, чем он занимается – это покупка вещей и имений. И как бы не старался Ионыч изменить своё положение, он не может это сделать, потому что уже полностью погряз в свою ужасную потребительскую жизнь.

Антон Павлович этим произведением и образов Старцева, стремительно превращающегося в Ионыча хочет показать то, насколько сильно могут влиять на человека другие люди. Иногда перемены происходят в лучшую сторону, а иногда как в случае Ионыча – в худшую. К сожалению, люди не всегда способны остановить процесс деградации, даже осознавая его. Старцев, который раньше активно противостоял мещанским порядком, стал человеком, который по ним живёт. Из умного и талантливого человека он превратился в увальня, который ни о чём не мечтает и ни к чему не стремится. Изменения происходят быстро, они могут настигнуть любого из нас и полностью лишить того, что мы имеем, и это страшно.

Также читают:

Картинка к сочинению Путь превращения Старцева в Ионыча

Популярные сегодня темы

Каждый человек с теплотой относится к своему родному городу, и я не исключение. Я родился и росту в индустриальном Оренбурге. Считаю, что наш город невероятно красив и с радушием относится ко всем приехавшим сюда туристам.

Это произведение очень интересное, главными его героями являются работяга кузнец Вакула и строптивая Оксана. Парубок любит девушку, а она только смеется над ним и издевается. Все произведение наполнено фантастическими событиями

Доктор чудесный просто во всех смыслах! Там в рассказе говорится, что он стал для этой семьи ангелом! Настоящим ангелом! Это ведь точно чудо…

В произведении «Чиполлино» автор изобразил общественные проблемы, также и социальные. В этой сказки все персонажи изображены в образе овощей и фруктов.

Повествование о том, что происходит в достаточно старом доме, а также о тех, кто живет в его стенах. Благодаря повествованию мы узнаем, что у дома достаточно обитателей, а множество проблем доставлял дом и его постоянные жители

Источник

Истоки духовной деградации по Чехову: причины трансформации доктора Старцева в Ионыча (4 фото)

Рассказ Чехова «Ионыч» – это литературное произведение, сжато демонстрирующее изменения, происходящие с человеком, и их истинные причины. Почему доктор Старцев превратился в Ионыча, и какие черты личности повлияли на эти изменения?

Жизнь доктора Старцева

Чем объясняет автор превращение старцева в ионыча. Смотреть фото Чем объясняет автор превращение старцева в ионыча. Смотреть картинку Чем объясняет автор превращение старцева в ионыча. Картинка про Чем объясняет автор превращение старцева в ионыча. Фото Чем объясняет автор превращение старцева в ионыча

Дмитрий Старцев – это активный увлеченный человек, полный планов, стремлений и надежд, который постепенно превращается в серого скучного обывателя. В молодости он не просто так выбрал профессию доктора, поскольку это открывало новые горизонты для развития, совершенствования, профессия помогала ему думать, развиваться, помогать людям.

Однажды герою предлагают посетить самый «талантливый» дом в городе. Так он сводит знакомство с Иваном Петровичем, его супругой Верой Иосифовной и дочерью Екатериной Ивановной, которую в семье называют Котик. Сперва его увлекают шутки хозяина дома, произведения его жены и игра на рояле дочки. Тогда он еще не знает, что это единственные увлечения этих людей, и в каждый визит будет повторяться одно и то же, по кругу.

Чем объясняет автор превращение старцева в ионыча. Смотреть фото Чем объясняет автор превращение старцева в ионыча. Смотреть картинку Чем объясняет автор превращение старцева в ионыча. Картинка про Чем объясняет автор превращение старцева в ионыча. Фото Чем объясняет автор превращение старцева в ионыча

Но сердце молодого доктора пронзает стрела Амура: Дмитрий Старцев влюбляется в Катю, считает ее самой лучшей девушкой на свете и не может представить без Котика ни дня своей жизни. Герой регулярно наносит визиты семейству Туркиных и с удивлением осознает, что в доме совершенно ничего не меняется: все то же чтение романов Веры Иосифовны, анекдоты Ивана Петровича и музицирование Котика. И к Дмитрию приходит понимание, что если эта семья – самая талантливая в городе, то что тогда говорить о других? Получается, что жизнь остальных жителей сводится к еде, сну, картам, выпивке и беспросветной скуке.

Несмотря на это, Старцев делает Котику предложение руки и сердца. Девушка отвечает отказом. И чувства Дмитрия как-то моментально улетучиваются. Возможно, они были по большей части надуманы, а возможно, что он радуется отсутствию необходимости проявления каких-то активных действий. Теперь ничто не нарушит мерного хода жизни, никакие потрясения.

Быстрый путь от доктора Старцева к Ионычу

Чем объясняет автор превращение старцева в ионыча. Смотреть фото Чем объясняет автор превращение старцева в ионыча. Смотреть картинку Чем объясняет автор превращение старцева в ионыча. Картинка про Чем объясняет автор превращение старцева в ионыча. Фото Чем объясняет автор превращение старцева в ионыча

Постепенно все мечты, стремления и желания Старцева сходят на нет. Его более не интересуют гости, чувства, споры, сама жизнь. Он словно освобождается от тяжкого ненужного груза, стирая все мечты и стремления. Старцев погружается в работу, но не по причине увлечения ею, а из-за банального желания побольше заработать, поскольку становится более жадным. Он становится одним из членов скучной компании обывателей, быстро стареет, набирает лишний вес, теряет жизненные ориентиры.

Собственно, он вполне мог отдаться новым чувствам, переехать из города, найти новое увлечение, но не сделал этого. Он добровольно отказался от борьбы за счастье и принял участь унылого скучного обывателя.

Что хотел продемонстрировать автор

Чем объясняет автор превращение старцева в ионыча. Смотреть фото Чем объясняет автор превращение старцева в ионыча. Смотреть картинку Чем объясняет автор превращение старцева в ионыча. Картинка про Чем объясняет автор превращение старцева в ионыча. Фото Чем объясняет автор превращение старцева в ионыча

Жители города стали называть доктора не Дмитрием Ионычем, а просто Ионычем, по отчеству. Такой подход демонстрирует некую обезличенность и тот факт, что герой стал своим, таким же, как все жители городка. Близким и понятным Ионычем, и никому не надо лишний раз напрягаться, чтобы вспомнить его имя. Душа доктора зачерствела, покрылась коркой равнодушия, он растерял идеалы юности и таланты, а единственной целью стал заработок. Практически произошла моральная деградация, то есть трансформация таланта если не в бездарность, то в обычную посредственность.

Чаще всего обращение по отчеству используют в отношении пожилых людей. А Старцев, несмотря на физический возраст, состарился духовно и стал Ионычем. Именно духовную деградацию хотел продемонстрировать читателю автор, превращение увлеченного интеллигента и труженика в стяжателя, который, подобно Кощею, проводит время, пересчитывая заработанные за день деньги.

Стремлением Чехова также было развенчание благородства труда при условии, если такой труд не является одухотворенным, а превращается в обыденную каждодневную рутину. Автор не проявляет в отношении персонажа жалости, а наоборот выступает в качестве судьи человека, обладавшего впечатляющим потенциалом, но легко покорившегося обстоятельствам, потерявшего свою духовность, интеллигентность, тонкость, чуткость и продемонстрировавшего полную духовную и душевную несостоятельность.

А как вы считаете, кто виноват, что Старцев стал Ионычем?

Источник

Путь превращения Старцева в Ионыча (по рассказу Чехова Ионыч)

Чехов Антон Павлович – великий писатель краткости. Ему всегда удавалось на пяти-десяти страницах показать и смешную ситуацию, и грустную жизнь, и характеры героев. Он пытался открыть глаза многим людям, переводя их поведение в жизни на поведение героев своих рассказов. Одно из интереснейших произведений Чехова – это «Ионыч», на страницах которого читатель может наблюдать деградацию человеческой личности, его постепенное превращение из одного человека в совершенно другого. Почему это происходит? Что заставляет героя так сильно меняться? Какой путь он прошёл перед тем, как стать тем, кем стать он не желал?

В самом начале произведения главный герой показан читателю как образованный, умный и увлекающийся искусством человек. Он не любит праздные разговоры и светские общества, на праздниках он скучает. Но всё в жизни Старцева изменяется, когда он знакомится с семьёй очень талантливых людей. Каждый член этой семьи занимается чем-то своим. Старцев влюбляется в дочку Туркиных и признаётся ей в этом, делает предложение. К сожалению, Котик отказывает ему, аргументируя это тем, что ей нужно развиваться. Это и стало решающими словами в жизни Дмитрия, он постепенно начинает деградировать, всё свободное время играя и азартные игры и работая. Старцев начинает получать большие деньги и из-за этого ему становится скучно, он начинает пить и забрасывает даже прогулки. У героя не остаётся друзей, он скупает дома, но в душе остаётся опустошённым. Мы уже никогда не увидим того интеллигентного и умного Старцева, на замену ему приходит Ионыч, которому ничего не нужно, у него нет никаких стремлений и желаний. Всё, чем он занимается – это покупка вещей и имений. И как бы не старался Ионыч изменить своё положение, он не может это сделать, потому что уже полностью погряз в свою ужасную потребительскую жизнь.

Антон Павлович этим произведением и образов Старцева, стремительно превращающегося в Ионыча хочет показать то, насколько сильно могут влиять на человека другие люди. Иногда перемены происходят в лучшую сторону, а иногда как в случае Ионыча – в худшую. К сожалению, люди не всегда способны остановить процесс деградации, даже осознавая его. Старцев, который раньше активно противостоял мещанским порядком, стал человеком, который по ним живёт. Из умного и талантливого человека он превратился в увальня, который ни о чём не мечтает и ни к чему не стремится. Изменения происходят быстро, они могут настигнуть любого из нас и полностью лишить того, что мы имеем, и это страшно.

Источник

Пути превращения старцева в ионыча. Сочинение на тему: От Старцева к Ионычу. Исторические истоки «новой драмы»

Ни любви, ни искусства в истинном смысле этих слов в рассказе нет, но зато в избытке имитация того и другого. Старцев, только что получивший отказ, выходит на улицу и “вздыхает полной грудью”, а потом лениво потягивается и говорит: “Сколько хлопот, однако!” Через емкие детали передается в рассказе процесс превращения Старцева в Ионыча, заскорузлого собственника, пересчитывающего желтые и зеленые бумажки, кладущего их на текущий счет. Сначала он ходит пешком, потом ездит на паре лошадей с собственным кучером. “Прошло четыре года. В городе у Старцева была уже большая практика. Каждое утро он спешно принимал больных у себя в Дялиже, потом уезжал к городским больным, уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенчиками, и возвращался домой поздно ночью. Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой”. И вот печальный финал: “Прошло еще несколько лет. Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон, тоже пухлый и красный, с мясистым затылком, сидит на козлах, протянув вперед прямые, точно деревянные руки, и кричит встречным “Прррава держи!”, то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не

Назарбаев Интеллектуальная школа

физико-математического направления г. Кокшетау

Акмолинской области Республика Казахстан

Конспект урока по русской литературе
в 10 классе
«Путь от Старцева к Ионычу»

русского языка и литературы

Шартыхбаева Бану Алимжановна

Урок русской литературы в 10 классе

Тема: Путь от Старцева к Ионычу

Цель: показать путь деградации личности, уметь анализировать художественный текст, развивать навыки анализа художественного образа произведения, развивать речь учащихся.

развивать творческие способности учащихся;

формировать нравственные позиции учащихся на примере произведения;

прививать любовь у учащихся к художественной литературе;

воспитывать этические нормы;

воспитывать эстетический вкус.

Оборудование: текст рассказа А. П. Чехова «Ионыч», иллюстрация к рассказу, выполненная учеником, ОСК, кластеры.

Эпиграф: «Не поддавайтесь губительному влиянию среды, вырабатывайте в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавайте светлых идеалов молодости, не предавайте любви, берегите в себе человека» А. П. Чехов.

Организационный момент. Объявление темы и цели урока

Сегодня мы будем говорить о деградации души человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч». Как Дмитрий Старцев превратился в Ионыча. Что означает слово «деградация»? Чтение словарной статьи «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова.

Деградация – (франц.) постепенное ухудшение, упадок.

Изучение нового материала.

Выступление литературного критика (об истории создания, теме, идее, системе образов рассказа).

Иллюстрация к рассказу, выполненная учеником-художником (его восприятие образа Ионыча) : представление художником своей картины «Не человек, а идол какой-то».

Работа по к ластеру «Ионыч»

    Анализ текста рассказа
    Каким мы видим Старцева в начале рассказа? (Ученики подтверждают ответы словами текста: шел, напевал, рисовал, не чувствовал усталости, прошел бы еще верст двадцать, ждал, ждет любви) В кого влюбился Старцев? (Котик) Как любовь изменила жизнь Старцева? (сделала его одухотворённым, ученик читает его слова о любви стр.16)

«О как мало знают те… … будьте моей женой!»

    Каким показан Старцев в любви? Какое у него состояние души? (безгранично любящая душа) Приняла ли Котик любовь Старцева? (Котик отказалась, потому что мечтала стать пианисткой) Сколько дней переживал Старцев? Найдите слова передающие его душевное состояние. (3 дня Дело валилось из рук, не ел, не пил, не спал, успокоился и зажил по- прежнему. Жаль было своего чувства, взял бы и зарыдал или хватил бы зонтиком Пантейлемона). Прошло 4 года. Чем занимался Старцев в это время? (занимался медицинской практикой, зарабатывал деньги, играл в карты). Какое любимое развлечение он нашел по вечерам? (пересчитывать купюры) Где, у кого получил Старцев эти деньги? (от пациентов, от проигравших игроков) Прошло несколько лет. Какое чувство испытывал при новой встрече с Екатериной Ивановной? Зачитайте отрывок стр. 19

(…и теперь она ему нравилась… … и ему стало не ловко)

    Почему Старцев отказался от любви? Зачитать отрывок стр.21

(…Старцев вспомнил про бумажки… … и огонек в душе погас).

    Какую жизнь ведет Старцев после этой встречи? (играет в карты, берет взятки) Каким мы видим Старцева в конце рассказа? Выпишите слова описывающие его состояние. (старимся, полнеем, опускаемся, вспомнил про бумажки, огонек в душе погас, еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит, не бросает земского поста, горло заплыло жиром, голос изменился, стал тяжелым, живется ему скучно, ничто его не интересует). Почему Старцева все называют Ионычем? (Он стал своим для обывателей города С).
    ОСК «Путь от Старцева к Ионычу»

Чем объясняет автор превращение старцева в ионыча. Смотреть фото Чем объясняет автор превращение старцева в ионыча. Смотреть картинку Чем объясняет автор превращение старцева в ионыча. Картинка про Чем объясняет автор превращение старцева в ионыча. Фото Чем объясняет автор превращение старцева в ионычалюбовь отказ от активной жизни интерес к людям, к

Молодой деньги земский врач

Учебный журнал « совпало – не совпало» «Моё мнение об Ионыче и мнение А,П,Чехова.

Учитель: Вот мы и увидели, как угасает человеческая душа. Как вы думаете, что бы могло спасти Ионыча от деградации (любовь). Зачитать: «Любовь к Котику была единственной радостью и, вероятно, последней.» А. П. Чехов.

Можно ли соотнести со словами Мухтара Шаханова:

Что было у Старцева жизнь или просто дни? Сколько лет было Старцеву, когда он приехал в город С? (24)

Что испытывает молодой человек в этом возрасте? (Радость жизни, мечты, ожидание любви)

Какие у вас будут цели в жизни, мечты и желания? ()

Написать свободное письмо об этом, эссе «А жил ли Ионыч?»

После прочтения писем задать вопрос: Что превратит и вас в Ионыча? (Лень, отсутствие цели, апатия, омертвение души, отсутствие активной жизненной позиции). Давайте поставим диагноз этой болезни: разрушение личности в результате утраты жизненных целей. Помните напутствие А. П. Чехова (зачитать эпиграф)

Послушайте стихотворение Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»

Можно и, увы, нужно заботиться о деньгах, огорчаться их отсутствию и радоваться наличию. И в то же время вести себя максимально независимо от них, так, чтобы душевное богатство не затмевалось богатством материальным, как это происходит с Ионычем.

Рефлексия: написать пятистишие, эссе, свободное письмо (по выбору).

Итоги урока. Комментирование оценок.

Подводя итоги урока, хочу обратиться словами А. П. Чехова: «Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!»

Говорят, когда рождается человек, на небе зажигается звезда. Пусть ваша звезда горит ярко, освещает ваш путь. Живите страстно, так как будто живете последний день.

Домашнее задание. Эссе «Как не превратиться в Ионыча».

А.П. Чехов. Рассказы. М. «Просвещение» 1975г.

С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. М. «Просвещение» 1962г.

Н. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться» Алматы. «Атамура» 2005г.

Общая характеристика «новой драмы»

Исторические истоки «новой драмы»

Особенности поэтики «новой драмы»

Прежде всего Чехов разрушает «сквозное действие», ключевое событие, организующее сюжетное единство классической драмы. Однако драма при этом не рассыпается, а собирается на основе иного, внутреннего единства. Судьбы героев, при всем их различии, при всей их сюжетной самостоятельности, «рифмуются», перекликаются друг с другом и сливаются в общем «оркестровом звучании». Из множества разных, параллельно развивающихся жизней, из множества голосов различных героев вырастает единая «хоровая судьба», формируется общее всем настроение. Вот почему часто говорят о «полифоничности» чеховских драм и даже называют их «социальными фугами», проводя аналогию с музыкальной формой, где звучат и развиваются одновременно от двух до четырех музыкальных тем, мелодий. С исчезновением сквозного действия в пьесах Чехова устраняется и классическая одногеройность, сосредоточенность драматургического сюжета вокруг главного, ведущего персонажа. Уничтожается привычное деление героев на положительных и отрицательных, главных и второстепенных, каждый ведет свою партию, а целое, как в хоре без солиста, рождается в созвучии множества равноправных голосов и подголосков. Чехов приходит в своих пьесах к новому раскрытию человеческого характера. В классической драме герой выявлял себя в поступках и действиях, направленных к достижению поставленной цели. Поэтому классическая драма вынуждена была, по словам Белинского, всегда спешить, а затягивание действия влекло за собой неясность, непрорисованность характеров, превращалось в факт антихудожественный. Чехов открыл в драме новые возможности изображения характера. Он раскрывается не в борьбе за достижение цели, а в переживании противоречий бытия. Пафос действия сменяется пафосом раздумья. Возникает неведомый классической драме чеховский «подтекст», или «подводное течение». В чем его суть?

Аня (задумчиво). Епиходов идет.

Говорят об Епиходове и о заходе солнца, но лишь формально об этом, а по существу о другом. Души героев через обрывки слов поют о неустроенности и нелепости всей своей несложившейся, обреченной жизни. При внешнем разнобое и нескладице диалога есть внутреннее душевное сближение, на которое откликается в драме какой-то космический звук: «Все сидят, задумались. Тишина. Слышно только, как тихо бормочет Фирс. Вдруг раздается отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный». В драме Чехова умышленно стушевана речевая индивидуализация языка героев. Речь их индивидуализирована лишь настолько, чтобы она не выпадала из общей тональности драмы. По той же причине речь героев Чехова мелодична, напевна, поэтически напряженна: «Аня. Я спать пойду. Спокойной ночи, мама». Вслушаемся в эту фразу: перед нами ритмически организованная речь, близкая к чистому ямбу. Такую же роль играет в драмах и столь часто встречающийся ритмический повтор: «Но оказалось все равно, все равно». Эта ослабленность излюбленной у Островского речевой индивидуализации и поэтическая приподнятость языка нужны Чехову для создания общего настроения, пронизывающего от начала до конца его драму и сводящего в художественную целостность царящий на поверхности речевой разнобой и абсурд.

Актеры, воспитанные на языке драм Островского, не сразу уловили особенности чеховской поэтики. И потому первая постановка «Чайки» на сцене Александрийского театра в Петербурге в 1896 году потерпела провал. Не овладев искусством интонирования, «подводного течения», актеры играли на сцене абсурд, вызвавший шум, шиканье и крики возмущения в зрительном зале. Только актеры вновь орга-(*202)низованного в Москве Художественного театра под руководством К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко постигли тайну «новой чеховской драмы» и в 1898 году с триумфом поставили «Чайку», ознаменовавшую рождение нового театра с эмблемой чайки на занавесе. В таланте чувствовать потаенный драматизм будней жизни Чехову помог во многом русский классический роман, где жизнь раскрывалась не только в «вершинных» ее проявлениях, но и во всей сложности ее вседневного, неспешного течения. Чехова тоже интересует не итог, а сам процесс медленного созревания драматических начал в повседневном потоке жизни. Это не значит, конечно, что в его пьесах нет столкновений и событий. И то и другое есть и даже в большом количестве. Но особенность чеховского мироощущения в том, что столкновения, конфликты отнюдь не разрешают глубинных противоречий жизни и даже не всегда касаются их, а потому и не подводят итогов, не развязывают тугие жизненные узлы. События в драмах Чехова можно назвать лишь репетицией, лишь проверкой или предварительной подготовкой к тому решительному конфликту, которому пока разыграться не дано, но который наверняка произойдет в будущем. А пока идет лишь медленное накопление драматических сил, к решительным поединкам они еще не готовы.

О жанровом своеобразии комедии Чехова «Вишневый сад»

Значит, речь шла не о том, чтобы устранить из «Вишневого сада» грустный элемент, а о том, чтобы смягчить (*204) его оттенки. Чехов подчеркивал, что грусть его героев часто легковесна, что в их слезах подчас скрывается обычная для слабых и нервных людей слезливость. Сгустив драматические краски, Станиславский, очевидно, нарушил чеховскую меру в соотношении драматического с комическим, грустного со смешным. Получилась драма там, где Чехов настаивал на лирической комедии. Литературовед А. П. Скафтымов обратил внимание, что все герои чеховской пьесы даются в двойственном освещении. Нельзя не заметить, например, ноток сочувственного отношения автора к Раневской и даже Гаеву. Они настолько очевидны, что некоторые исследователи драматургии Чехова стали говорить о поэтизации автором уходящего дворянства, называли его певцом дворянских гнезд и даже упрекали в «феодально-дворянской романтике». Но ведь сочувствие Чехова к Раневской не исключает скрытой иронии над ее практической беспомощностью, дряблостью характера, инфантилизмом.

Своеобразие конфликта и его разрешение в «Вишневом саде»

Время идет! Но кому суждено быть творцом новой жизни, кто насадит новый сад? Жизнь не дает пока ответа на этот вопрос. Готовность есть как будто бы у Пети и Ани. И там, где Трофимов говорит о неустроенности жизни старой и зовет к жизни новой, автор ему определенно сочувствует. Но в рассуждениях Пети нет личной силы, (*208) в них много слов, похожих на заклинания, а порой проскальзывает и некая пустопорожняя болтливость, сродни разговорчивости Гаева. К тому же он «вечный студент», «облезлый барин». Не такие люди овладевают жизнью и становятся творцами и хозяевами ее. Напротив, жизнь сама Петю изрядно потрепала. Подобно всем недотепам в пьесе, он нескладен и бессилен перед нею. Молодость, неопытность и жизненная неприспособленность подчеркнуты и в Ане. Не случайно же Чехов предупреждал М. П. Лилину: «Аня прежде всего ребенок, веселый, до конца не знающий жизни».

Это была его последняя драма. Весной 1904 года здоровье писателя резко ухудшилось, предчувствия не обманули его. По совету врачей он отправился на лечение в курортный немецкий городок Баденвейлер. Здесь 2 (15) июля 1904 года Антон Павлович Чехов скоропостижно скончался на сорок пятом году жизни. Вопросы и задания: Как повлияла на мироощущение Чехова эпоха 80-х годов? Каковы существенные особенности реализма Чехова? Как относился Чехов к труду самовоспитания? Какие впечатления детских лет оказали влияние на формирование его личности и художественного таланта? Что отличало Чехова от его братьев? Какое влияние на творчество Чехова оказала учеба на медицинском факультете Московского университета и последующая практика врача? Чем отличаются ранние чеховские рассказы от юмористической беллетристики его современников? Каковы особенности юмора раннего Чехова? Как переосмысливает Чехов традиционные темы русской классической литературы? Что изменяется в творчестве Чехова второй половины 80-х годов? Объясните, почему Чехову не удалось написать роман. В чем своеобразие народной темы в творчестве Чехова второй половины 80-х годов? Почему Чехова привле-(*209)кает мироощущение ребенка? Почему повесть «Степь» считают итоговой в творчестве Чехова 80-х годов? Какие новые мотивы появляются в творчестве Чехова 90-х годов? Почему Чехов предпринял путешествие на остров Сахалин? В чем своеобразие обращения Чехова к общественной проблематике? Раскройте широкий обобщающий смысл героев и сюжета повести Чехова «Палата No 6». Что нового внес Чехов 90-х годов в изображение народной жизни? Какие перемены происходят в реализме позднего Чехова (на материале «маленькой трилогии»)? Как изображает Чехов процесс духовного оскудения человека (на примере рассказа «Ионыч»)? Чем отличается «новая драма» Чехова от классической европейской драмы? В чем жанровое своеобразие «Вишневого сада»? Покажите на конкретных примерах двойственное освещение всех действующих лиц пьесы. Что привлекает и что настораживает вас в старых хозяевах вишневого сада? Можно ли видеть в Лопахине истинного хозяина жизни? Какой глубинный конфликт, переживаемый всеми героями без исключения, приглушает их борьбу за вишневый сад?

Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Ачинский колледж транспорта и сельского хозяйства»

Конспект урока литературы в 10 классе

Беседа за круглым столом:

«Путь Старцева к Ионычу» (По рассказу А.П. Чехова «Ионыч»)

преподаватель литературы и русского языка

Нечипоренко Любовь Николаевна

повторить изученный материал по рассказу А.П. Чехова «Ионыч»;

формировать у обучающихся общие учебные компетенции;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *